Введение 3
ГЛАВА 1. Ономастика художественного текста 6
1.1. Теоретические аспекты ономастики 6
1.2. Особенности изучения имен собственных 8
1.3.Онимы в художественном тексте 12
ГЛАВА 2. Система номинаций в романе М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита» 19
2.1 Система мотивов в романе М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» 19
2.2 Поэтика названия романа «Мастер и Маргарита» 23
2.3 Имена собственные в романе «Мастер и Маргарита» 25
2.4. Принципы наименования персонажей в романе
М.А.Булгакова 29
ГЛАВА 3. Символика имен в романе «Мастер и Маргарита» 32
3.1. Имена главных героев: Мастера и Маргариты 32
3.2 Имена героев московских глав 34
3.3 Имена героев ершалаимских глав 42
3.4. Номинации героев потустороннего мира 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Роман «Мастер и Маргарита» - одно из самых значимых и уникальных художественных текстов М.А.Булгакова, который считал его «последним закатным романом». Данный художественный текст сконцентрировал в себе темы, мотивы, которые разрабатывались во всех созданных ранее текстах.
Основная тема «Мастера и Маргариты» - художник и общество - раскрывается на широком фоне общественной жизни 1920-30-х годов. Сложный сюжет произведения, в котором фантастика и сатира органически переплетаются со строго реалистической манерой письма, придает роману тот особый колорит, который позволяет говорить о развитии традиций Гоголя и Достоевского в булгаковской прозе.
Имена героев, вобравшие в себя веяния разных эпох, усиливают обобщающую функцию образов. Имена персонажей участвуют в раскрытии главных тем романа, идей автора. В связи с этим следует подробнее исследовать художественный мир автора и своеобразие системы имен.
Имена собственные в художественном тексте исследовали многие лингвисты. Работы Ю.А.Карпенко, В.А.Никонова, Н.К.Фролова посвящены изучению стилистических функций имен собственных. Поэтику имени анализировали лингвисты Л.И.Андреева, В.М.Калинкин, В.А.Кухаренко,
Э.Б.Магазаник, Л.М.Щетинин. Процессы разработки имен исследованы в работах лингвистов В.М. Голомидовой, В.М. Калинкина, М.Э. Рут, А.В. Суперанской, Н.К.Фролова. Соотношение реальных и поэтических имен, роль поэтических имен в художественном произведении рассматривали лингвисты С.И.Зинин, В.Н. Михайлов, Г.А.Силаева, О.И.Фонякова. Среди трудов, посвященных системе имен романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» следует выделить работы Л.В.Белой, Г.Ф.Ковалёва, Ю.В.Кондаковой, О.Ю.Устьянцевой.
Имена героев московских глав романа, имена ершалаимских глав, ономастикон персонажей демонического мира изучали И.Ф.Бэлза, А.З.Вулис, И.Л.Галинская, Б.М. Гаспаров, В.Я. Лакшин, Г.А. Лесскис, В.И.Лосев, Б.С.Мягков, Б.В.Соколов, В.А.Чеботарёва, М.О. Чудакова, Л.М.Яновская.
Имена отдельных персонажей также исследовали в своих работах А.А. Абрашкин, Н.Гаврюшин, И. Золотусский, А. Кораблёв, В.П. Маслов, Н.А. Пермякова, Е.А.Яблоков.
Актуальность исследования определяется общими задачами изучения системы имен собственных в романе «Мастер и Маргарита» как одной из важных образующих частей романа, помогающей целям постижения глубинного смысла художественного произведения. Система имен, история и способы их возникновения дают богатейшие возможности для исследования индивидуально-авторских номинаций вымышленных персонажей, организации системы контекстных и мотивных связей, подтверждающих ту или иную идею автора.
Исследование системы имен и истории их возникновения позволит проникнуть в авторскую лабораторию, художественный мир писателя и выявит внутренние закономерности порождения и построения романа. Описание истории возникновения имен и раскрытия их символики может способствовать систематизации не только данных о своеобразии имен и связанных с ними идейных мотивов, но и сведений о культурных, социально значимых событиях, послуживших стимулом для творческого воображения.
Объектом исследования является художественный текст М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Предмет исследования - имена собственные в романе «Мастер и Маргарита».
Новизна данной работы проявляется в 1) попытке применить теорию Б. Гаспарова о принципах лейтмотивного построения к вопросам происхождения, выбора и образования имен собственных романа;
2) рассмотрении символики имен с точки зрения мотивных ассоциаций, связанных с мифологическими, литературными и историческими прототипами.
Цель исследования - изучение выбора имен собственных в романе М.А. Булгакова; исследование поэтики и символики имен, их стилистической функции.
Задачи исследования:
1. Выявить антропонимическую систему имен в романе.
2. Установить литературно-фольклорные истоки имен персонажей в романе М.А.Булгакова.
3. Определить принципы выбора имен персонажей.
4. Проанализировать имена героев в романе, определить их стилистические функции.
5. Раскрыть символику имен, проследить архитектонику повествования.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что ее материал можно использовать в качестве дополнительного при изучении творчества М.А.Булгакова, в частности при анализе его знаменитого романа. Материалы диплома можно использовать на факультативах и внеклассных мероприятиях по литературе, для расширения кругозора всех интересующихся творчеством Булгакова.
Материалом исследования послужили имена персонажей, извлеченные из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» методом постраничной сплошной выборки и объединения их в группы по времени появления в сюжете романа.
Структура работы. Дипломная работа строится в соответствии с поставленными задачами, состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы (50 наименований) и приложения. Общий объём работы 69 страниц.
Большой интерес для изучения в последнее время представляют вопросы эмоциональной семантики. Наш язык отражает субъективное мышление. Эмоциональный человеческий фактор в речи и в художественной литературе всё больше становится объектом исследований.
Субъективный фактор личности автора, его идеи пронизывают всё произведение, особенно это касается образов персонажей и номинаций художественного текста.
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» предоставляет богатейшие возможности для изучения символики имен. Черновые рукописи романа, ранние редакции позволяют установить принципы и подходы автора к созданию литературных имен. М.А.Булгаков был большим знатоком общественной истории, религии, мифологии. Он стремился ввести в роман имена, которые, создавая вокруг себя художественное пространство, становятся неотъемлемым элементом повествования. Автор отдаёт предпочтение именам, обладающим «исторической памятью», несущим информацию о культуре своей эпохи.
Имена, выбранные Булгаковым, служат выражению идейно-художественного замысла. Например, Мастер - это не имя и не фамилия, а символ духа творчества. Такие имена, как Степан Лиходеев, Никанор Иванович Босой, Жорж Бенгальский служат замыслу автора показать ложь и уродливость современного ему мира.
Также в романе есть имена, происхождение которых связано с биографией автора, например, Иван Бездомный, являющийся символическим отражением нескольких поэтов-современников Булгакова.
Обладая «исторической памятью», конкретным смысловым звучанием, имена вызывают ассоциации с определёнными образами. Символика имени порождает мотивы, связывающие персонажи между собой и раскрывающие идейно-художественный замысел автора. Булгаков создал свою систему номинаций, наполненную глубоким смыслом с ярким символическим подтекстом.
Строго персональный фактор личности автора, его мысли и идеи буквально проходят сквозь произведение, это относится к образам, создаваемым персонажами и номинациям текста художественного стиля.
Благодаря роману «Мастер и Маргарита», написанному М.А.Булгаковым, читателю открываются огромные возможности для познания и анализа символики имен. Рукописи романа чернового варианта или ранние редакции помогают вычислить принципы и пути автора при создании литературных имен. Булгаков Михаил Афанасьевич был хорошо осведомлен в вопросах религии, мифологии и истории общества. Его целью было ввести в роман имена, которые, создавая вокруг себя художественное пространство, становятся неделимыми с текстом. Предпочтение автор старается отдать тем именам, которые имеют историческую память, которые несут информацию о культуре своей эпохи.
Те имена, которые автор использовал в романе, являются отражением замысла художественной идеи. Так, Мастер - это не имя и не фамилия, а символ духа творчества. Степан Лиходеев, Никанор Иванович Босой, Жорж Бенгальский служат замыслу автора показать фальшь и безобразие мира его современников.
В романе также можно встретить имена, которые связаны с биографией самого Булгакова. Например, Иван Бездомный является символом и служит отражением нескольких поэтов-современников автора.
Обладая «исторической памятью» и четким смысловым звучанием, имена вызывают ассоциации с определёнными образами. Символика имени порождает мотивы, связывающие персонажей между собой и раскрывающие идейно-художественный замысел автора. Созданная Булгаковым система номинаций преисполнена глубокого смысла и яркого символического подтекста.
1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М.: Худ. Лит. , 1989. - 384с.
2. Булгакова Е.С., Лаппа Т.Н., Белозерская Л.Е. Воспоминания о Михаиле Булгакове.- М.: АСТ: Астрель, 2006. - 686с.
3. Бунин И.А. Избранные произведения. - М.: Звонница-МГ, 1999. - 352 с.
4. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 9 т.: Т. 1/
Ф.М.Достоевский. - М.: Астрель: АСТ, 2007г. - 763 с.
5. Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. - Спб.: Издательский дом Азбука-классика, 2008. - 192с.
6. Толстой А.К. Избранное. - М.: АСТ: Хранитель, 2008. - 760 с.
7. Тургенев И.С. Избранные произведения. Тула.: Приокское книжное издательство, 1968. - 254 с.
8. Шекспир У. Трагедии. Сонеты. - М.: Московский рабочий, 1977. - 543 с.
II. Литературоведение, учебные пособия, словари
9. Абрашкин А.А., Макаров Г.В., Тайнопись «Мастера и Маргариты». (Между строк великого романа). - М.: Вече, 2006. - 256с.
10. Арутюнова Н.Д. Функции языка // Русский язык. Энциклопедический справочник. - М.: Знание, 1990. - 628 с.
11. Белая Л.В. Лексико-семантические и функциональные особенности антропонимики М.А.Булгакова: на примере романа «Мастер и Маргарита»// Филологические науки, 1990. №5. - С.103 - 110.
12. Белецкий А.П. В мастерской художника слова//Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. - М., 1964.- 119с.
13. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь: В 86 т. - М.: Терра, 1992. - 40726 с.
14. Булыгина Т.В, Шмелёв А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). - М.,1997. - 248 с.
15. Бэлза И.Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты»//Контекст -1978. М. - 214 с... 50