ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «АНАЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 8
1.1. «Культура» как общая научная категория 8
1.2. Профессионально-педагогическая культура работника системы
образования 11
1.3. Аналитическая культура педагога как основа его эффективной
деятельности 21
ГЛАВА 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И КАДРОВЫЙ СОСТАВ МБОУ «ПОКРОВСКАЯ ООШ» 27
2.1. Управленческая система учреждения: характеристика и особенности ... 27
2.2. Профессиональный уровень кадров МБОУ «Покровская ООШ» 29
2.3. Оценка эффективности действующей системы управления в МБОУ
«Покровская ООШ» 30
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «ПОКРОВСКАЯ ООШ» 46
3.1. Методы исследования уровня сформированности аналитической культуры работников системы образования 46
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования по выявлению уровня
сформированности аналитической культуры у работников системы образования 49
3.3. Методические рекомендации по формированию аналитической культуры работников системы образования (на примере «Покровская ООШ») 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования. Новые условия образовательной среды привели к изменению содержания образования, появлению инновационных форм и методов обучения, усложнению форм организации занятий. Возрастающие требования к качеству знаний требуют повышения профессионализма педагога.
В настоящее время перед учителем ставятся задачи связанные с выбором учебников и программ, при этом педагог должен учитывать потребности и способности учеников. Эти задачи выдвигают новые вопросы, связанные с аналитической культурой педагогов, которая способствует ориентации специалиста в педагогическом поле, моделированию полноценной деятельности, способности достичь реальных результатов. Способность к анализу в профессиональной деятельности педагога заключается не только в работе с учебной литературой преподаваемого предмета, но и в большей степени с дополнительной педагогической научной литературой при анализе различных педагогических ситуаций.
Таким образом, формирование аналитической культуры работников системы образования - это сложная и многоаспектная задача, решение которой должно способствовать повышению эффективности и качеству профессиональной педагогической деятельности каждого работника и всего образовательного учреждения.
Получение качественного образования невозможно без повышения уровня профессионализма педагога. Основой профессионального успеха уже не могут служить полученные раннее в вузе знания, в настоящее время всё более значимое место занимает повышение уровня образования через курсы повышения квалификации, а также самообразование преподавателя.
Актуальность темы исследования аналитической культуры работников системы образования обусловлена:
потребностью в обобщении современных знаний
представлений об аналитической культуре работников системы образования;
• необходимостью проведения качественного исследования аналитической культуры работников системы образования;
• необходимостью исследования направлений формирования и перспектив повышения аналитической культуры работников системы образования.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучением особенностей аналитической культуры как категории педагогической науки занимались такие исследователи как: Бабанский Ю.К., Бордовская Н.В., Буртовой И.Д., Воронцов А.Б., Жилина А.И., Завалишина Д.Н., Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Зимняя И.А., Зязин Б. П., Коваль Н.Н., Коростелев А.А., Леонтьев А.Н., Лузина Л.М., Маркова А.К., Маскин В.В., Медведева Т.Ю., Назначило Е.В., Пичугова Н.П., Самоукина Н.В., Сластенин В.А., Соловцова И.А., Топоровский В.П., Холодная М.А., Хуторской А.В., Шантурова Г.А., Ярыгин О.Н. и др. [3, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 24, 27, 30, 32, 33, 34, 36, 37, 43, 47, 48, 49, 50, 61, 63, 65, 74].
Перечисленные исследователи занимались разработкой
общетеоретических сведений об аналитической культуре работников системы образования, её структурных компонентах и функциональных особенностях, но практические методы формирования аналитической культуры в научной литературе представлены фрагментарно. В связи, с этим в контексте нашего исследования выявлено противоречие между потребностью формирования аналитической культуры у работников системы образования и недостаточной разработкой методического обеспечения.
Объект исследования - аналитическая культура работников системы образования.
Предмет - формирование аналитической культуры работников
системы образования (на примере МБОУ «Покровская ООШ»).
Цель - разработка и апробация теоретических и организационных основ формирования аналитической культуры работников системы образования, как условия его профессиональной деятельности, направленное на повышение качества образования.
В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:
• определить сущность и содержание понятия «аналитическая
культура» в педагогическом знании;
• определить структурную специфику аналитической культуры
работников системы образования в современных условиях;
• определить общую специфику и показатели оценки уровня
сформированности аналитической культуры работников системы образования на примере МБОУ «Покровская ООШ».
Теоретико-методологическую основу исследования составили системный, структурно-функциональный, информационный и
компетентностный подходы.
Магистерская работа представлена на 79 страницах печатного текста и включает введение, в котором приводится актуальность работы, степень разработанности, определяется объект, предмет исследования, выдвигается цель и задачи для её решения. В первой главе приводятся теоретические данные, связанные с понятием культуры, как общей научной категории, профессионально-педагогической и аналитической культуры в целом. Также в этой главе рассматриваются вопросы, связанные с повышением уровня аналитической культуры. Во второй главе приводятся данные о системе управления и статистические показатели, характеризующие уровень кадров МБОУ «Покровская ООШ» по различным профессиональным критериям. Приводится оценка эффективности действующей системы управления. Третья глава содержит данные о состоянии аналитической культуры работников системы образования МБОУ «Покровская ООШ». В этом же разделе приводятся методические рекомендации по формированию аналитической культуры работников системы образования. В заключении
полученного теоретического и эмпирического
6 таблиц, 14 рисунков и одно приложение.
список включает 74 источника.
Аналитическая культура работников системы образования
определяется, использованием педагогом в своей деятельности таких мыслительных процедур, как анализ, синтез, сравнения, аналогии, обобщения, установления причинно-следственных связей. Формирование и развитие приведенных видов мыслительной деятельности возможно в процессе специально организованной, мотивированной, целенаправленной работы, опирающейся на знания преподавателя, систему отношений к педагогической деятельности и ее субъектам.
В структуре аналитической культуры можно выделить следующие компоненты:
• ценностный - представляет систему отношений педагога к своей деятельности, к участникам педагогического процесса и к самому себе, как субъекту педагогической деятельности;
• когнитивный - определяется набором знаний о преподаваемом предмете, разделов методики преподавания предмета, психологии, педагогики, а также целях и ценностях деятельности , способах интеллектуальной профессионально-педагогической и предметно-практической деятельности;
• операциональный - включает процедуры, которые применяются в процессе анализа педагогической действительности.
Аналитические умения формирующие аналитическую культуру, рассматриваются учеными и методистами , как неотъемлемая составляющая современной системы образования. В частности, среди важнейших умений работы с информацией выделяют:
• алгоритмы поиска источников информации;
• анализировать информации на основе схем, таблиц, диаграмм, выводов, результатов;
• анализировать достоверности и полезности информации для решения проблемы;
• определять необходимость в дополнительной информации и находить ее;
• использовать результаты процессов поиска: получение
информации, структуризация, анализ и оценка надежности в контексте принятия решений и др.
При изучении различных учебных предметов, целью, прежде всего, является формирование главных компонентов аналитической культуры работников системы образования:
• понимание сущности аналитической культуры, её роли в познании окружающей действительности и творческой деятельности человека;
• понимание проблем представления и оценки сообщений, восприятия и понимания, сущности формализации суждений, связи между содержанием и формой, роли информационного моделирования в современных информационных технологиях;
• умение подбирать и формулировать цель, осуществлять постановку задач, строить аналитические модели изучаемых процессов и явлений, анализировать их и интерпретировать полученные результаты, систематизировать факты, обобщать наблюдения, осмысливать и формулировать выводы, предвидеть возможные последствия принимаемых решений, и действий, выполняемых и уметь адекватно оценивать такие последствия;
• умение подбирать порядок действий в деятельности, разрабатывать программу наблюдения, опыта, эксперимента;
• умение адекватно формализовать имеющиеся знания и интерпретировать формализованные описания, придерживаться надлежащего равновесия между формализированной и неформализированной составляющими интеллектуальной деятельности;
• способность подчинять свои интересы тем нормам поведения,
которые необходимо соблюдать в интересах общества, сознательное принятие всех ограничений и запретов, которые будут производиться «коллективным интеллектом».
Приведенные компоненты демонстрируют образовательную ценность формирования аналитической культуры, так как именно она определяет целостное отношение к окружающему миру, информации, техническому прогрессу, человеку и труду у педагога. Аналитическая культура работников системы образования является ведущим компонентом образовательного процесса различных предметных областей, связанных с развитием и использованием информации.
Таким образом, аналитическая культура работника системы образования представляет творческий процесс, результатом которого является появление нового взгляда, новой позиции, рождение нестандартной идеи или действия, что в конечном итоге двигает процесс развития системы образования. Сформированность у работников образования составляющих аналитической культуры позволяет совершенствовать педагогическую деятельность и развивать общую профессиональную компетенцию на основе приобретённого опыта и его последующей ретрансляции в педагогическую среду.
Педагогические средства формирования у работников системы образования аналитической культуры обусловлены особенностям профессиональной деятельности и активностью самих педагогов. Наиболее результативными средствами позволяющими повысить уровень
аналитической культуры работников системы образования относятся активные и интерактивные методы обучения, постановка проблемных вопросов, проблемных заданий, построение гипотез.
Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МБОУ «Покровская ООШ» выявили противоречие между существующим и необходимым уровнем аналитической культуры. Данная ситуация негативно отражается на эффективности решения возникающих педагогических задач, в 68
связи, с чем возникает потребность улучшения процесса повышения сформированности аналитической культуры, посредством взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, заинтересованных в профессиональном росте педагогических работников.
Большая часть учителей обладает низким уровнем методологической компетенции, как составляющей аналитической культуры, что характеризуется тем, что изучение методологии в педагогической деятельности происходит лишь на поверхностном уровне. Педагоги имеют общее представление об их существовании, но не умеют соотносить, полученные знания с практической деятельностью.
Основные трудности в области методической компетенции связаны с процессами выделения, анализа, проектирования и реализации условий формирования универсальных учебных действий и компетенций обучающихся.
По технологическому критерию наблюдается некоторая степень не освоенности общих вопросов технологии организации всего образовательного процесса. Учителя видят лишь внешние признаки технологий обучения, но не понимают смысла их применения и не видят результаты деятельности.
Основными проблемами учителей в диагностической области является отсутствие грамотной формулировки задач диагностики и как следствие не способность к проведению диагностических процедур с применением различных методов.
Применяемые в определенной последовательности аналитические умения, позволяют создать образовательную среду, наиболее благоприятную для становления работника системы образования.
Систематический и грамотный анализ результатов деятельности на основе объективной оценки деятельности учащихся и учителей является необходимым условием повышения качества образования.
1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителя. 2-е издание. исправленное и дополненное. / Ю.П. Азаров // Москва: Просвещение, 1985. 448 с.
2. Артамонова, Е.И. • Развитие духовной культуры учителя: Теория и методика / Е.И. Артамонов // - М. Прометей, 2000. - 128 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов / Ю.К. Бабанский // М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
4. Белый А. Символизм как миропонимание. / Сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай / А. Белый // - М.: Республика, 1994. - 528 с.
5. Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / В.С. Библер // М.: Политиздат, 1990. 414 с.
6. Бизяева, А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: автореф. дис. канд. психол. наук. / А.А. Бизяева // СПб., 1993. - 20 е.
7. Бордовская, Н.В. Педагогика / Учебник для вузов / 11.В. Бордовская, А.А. Реан // СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 304 с.
8. Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Е.М. Борисова//-М, 1982.-С. 159-177.
9. Буртовой, И.Д. О критериях оценки результатов труда учителей и
учащихся / И.Д. Буртовой, Б.П. Зязин // Алма-Ата: Мектеп, 1988. 80 с.
10. Воронцов, А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся / А.Б. Воронцов // Начальная школа. - 1999. - №7.-С. 61-71.
11. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов // СПб.: СПбГУ. - 66 с.
12. Жилина, А.И. Системный подход в современном научно-педагогическом исследовании. // Педагогический поиск: проблемы и ПУТИ решения: материалы 2-й науч.-практич. конф. Школы молодого ученого /
A. И. Жилина // СПб.: ЛОИРО, 2006. - С. 5-11.
13. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития /Д.Н. Завалишина // М.: Изд-во «Институт психологии РАИ». 2005. - 376 с.
14. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация /
B. И. Загвязинский // М, 2001. - 212 с.
15. Закирова, А.Ф. Педагогическая герменевтика: монография / А.Ф. Закирова // М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. - 328 с... 74