Использование интерактивных средств обучения для организации внеклассной работы по математике в 10-11 классах общеобразовательной школы
|
Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ 7
1.1 Организации внеклассной работы по математике. Цели и задачи 7
1.2 Формы организации внеклассной работы по математике 13
1.2.1 Факультативный курс 14
1.2.2 Математический кружок 18
1.2.3 Web-квест как форма организации внеклассной работы 22
1.2.4 Исследовательская работа по предмету 26
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В 10 - 11 КЛАССАХ 31
2.1 Понятие интерактивность 31
2.2 Интерактивная доска 34
2.3 Learning Apps 40
2.4 Электронные образовательные ресурсы 44
2.5 GeoGebra 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А Дидактический материал (планы - конспектов внеклассных занятий с применением интерактивных средств обучения)... 58
Приложение Б Методические рекомендации по использования интерактивных средств обучения для организации внеклассной работы по математике в 10 - 11 классах 76
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ 7
1.1 Организации внеклассной работы по математике. Цели и задачи 7
1.2 Формы организации внеклассной работы по математике 13
1.2.1 Факультативный курс 14
1.2.2 Математический кружок 18
1.2.3 Web-квест как форма организации внеклассной работы 22
1.2.4 Исследовательская работа по предмету 26
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В 10 - 11 КЛАССАХ 31
2.1 Понятие интерактивность 31
2.2 Интерактивная доска 34
2.3 Learning Apps 40
2.4 Электронные образовательные ресурсы 44
2.5 GeoGebra 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А Дидактический материал (планы - конспектов внеклассных занятий с применением интерактивных средств обучения)... 58
Приложение Б Методические рекомендации по использования интерактивных средств обучения для организации внеклассной работы по математике в 10 - 11 классах 76
Построение современного образовательного пространства характеризуется переходом от «школы памяти» к «школе мышления от традиционных форм и методов организации образовательного процесса к развивающим. Реформирование системы образования направлено на то, чтобы ученик стал ключевой, центральной фигурой образовательного процесса.
Устоявшийся учебно-методический комплекс, используемый в школах, а также устоявшаяся методика обучения математики в большинстве рассчитана на «среднего» ученика. Данный факт приводит к необходимости индивидуализировать процесс обучения математике. Одна из форм индивидуализации процесса обучения математики это внеклассная работа.
Внеклассная работа по математике является важной частью образовательного процесса. Главное отличие внеклассной работы от классно-урочного образовательного процесса это то, что он строится на принципе добровольности. Внеклассная работа не должна дублировать учебный план, так как в противном случае внеклассная работа превращается в дополнительные занятия по математике. Специфической особенностью организации внеклассной работы по математике, является то, что учитель согласовывает учебный план с обучающимися, исходя из их индивидуальных особенностей.
В настоящее время, возрастает роль и значимость информации и информационных технологий как наиболее важного фактора, который определяет характер и направленность организации образовательного процесса по математике. Мотивация и вовлеченность учащихся в образовательный процесс может быть увеличена за счет использования интерактивных средств обучения (интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы, Learning Apps, GeoGebra и т.д), так как традиционные способы подачи информации значительно уступают интерактивным.
Большинство исследователей (Е. Л. Батакова [3], В. А. Крутецкий [17], Ю. М. Колягин [16], Е. Л. Напалко [26], В. А. Оганесян [16] и др). выделяют организацию внеклассной работы с учащимися, как работу направленную на развитие их математических способностей, в формировании которых, главным помощником является не только учитель, но и рациональное использование интерактивных средств обучения. В педагогической науке и практики накоплен достаточный инструментарий психолого-педагогических методов, форм и средств обучения для организации внеклассной работы по математике в старшей школе. Однако, не смотря на повышенный интерес к этой проблеме сегодня, нельзя сказать, что она достаточно изучена, т.к. большинство работ посвященных этой теме, носит лишь описательный характер.
В связи с актуальностью темы целью нашего исследования является изучение и использование интерактивных средств обучения для организации внеклассной работы по математике в 10 - 11 классах общеобразовательной школы.
Объект исследования - процесс организации внеклассной работы по математике.
Предмет исследования - интерактивные средства обучения для организации внеклассной работы по математике в 10-11 классах общеобразовательной школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности и формы организации внеклассной работы в общеобразовательной школе;
2. Рассмотреть основные виды интерактивных средств обучения;
3. Разработать дидактический материал с использованием интерактивных средств обучения для организации внеклассной работы по математике в 10 - 11 классах.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ учебной, учебно-методической литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: наблюдение.
3. Обобщение педагогического передового опыта в преподавании математики.
Экспериментальная база исследования:Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесосибирский кадетский корпус».
Методологической основой работы стали труды отечественных ученых: Ю. М. Колягина, В. А. Оганесяна [16], Р. М. Абдулова [1], Е. Л. Батаковой [3].
Практическая значимость бакалаврской работы определяется возможностью применения материалов данной работы в учебном процессе общеобразовательной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (44 источника), и двух приложений.
Результаты исследования нашли отражение в следующих статьях:
1. Вахрушев, М. К. Средства интерактивного обучения. // Труды школы и материалы конференции. - Казань: Изд-во Академия наук РТ, 2016. - С. 227¬230.
2. Вахрушев М. К. Использование среды компьютерной графики GeoGebra при решении уравнений с параметром // Сборник статей международной научно-практической конференции «Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике» (Челябинск, 15.02.2018). Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - С.44-47.
3. Вахрушев М. К. Методика организации элективных курсов по математике в средней школе // Сборник статей международной научно¬практической конференции «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» (Пермь, 25.02.2018). Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - С.44-47.
Устоявшийся учебно-методический комплекс, используемый в школах, а также устоявшаяся методика обучения математики в большинстве рассчитана на «среднего» ученика. Данный факт приводит к необходимости индивидуализировать процесс обучения математике. Одна из форм индивидуализации процесса обучения математики это внеклассная работа.
Внеклассная работа по математике является важной частью образовательного процесса. Главное отличие внеклассной работы от классно-урочного образовательного процесса это то, что он строится на принципе добровольности. Внеклассная работа не должна дублировать учебный план, так как в противном случае внеклассная работа превращается в дополнительные занятия по математике. Специфической особенностью организации внеклассной работы по математике, является то, что учитель согласовывает учебный план с обучающимися, исходя из их индивидуальных особенностей.
В настоящее время, возрастает роль и значимость информации и информационных технологий как наиболее важного фактора, который определяет характер и направленность организации образовательного процесса по математике. Мотивация и вовлеченность учащихся в образовательный процесс может быть увеличена за счет использования интерактивных средств обучения (интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы, Learning Apps, GeoGebra и т.д), так как традиционные способы подачи информации значительно уступают интерактивным.
Большинство исследователей (Е. Л. Батакова [3], В. А. Крутецкий [17], Ю. М. Колягин [16], Е. Л. Напалко [26], В. А. Оганесян [16] и др). выделяют организацию внеклассной работы с учащимися, как работу направленную на развитие их математических способностей, в формировании которых, главным помощником является не только учитель, но и рациональное использование интерактивных средств обучения. В педагогической науке и практики накоплен достаточный инструментарий психолого-педагогических методов, форм и средств обучения для организации внеклассной работы по математике в старшей школе. Однако, не смотря на повышенный интерес к этой проблеме сегодня, нельзя сказать, что она достаточно изучена, т.к. большинство работ посвященных этой теме, носит лишь описательный характер.
В связи с актуальностью темы целью нашего исследования является изучение и использование интерактивных средств обучения для организации внеклассной работы по математике в 10 - 11 классах общеобразовательной школы.
Объект исследования - процесс организации внеклассной работы по математике.
Предмет исследования - интерактивные средства обучения для организации внеклассной работы по математике в 10-11 классах общеобразовательной школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности и формы организации внеклассной работы в общеобразовательной школе;
2. Рассмотреть основные виды интерактивных средств обучения;
3. Разработать дидактический материал с использованием интерактивных средств обучения для организации внеклассной работы по математике в 10 - 11 классах.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ учебной, учебно-методической литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: наблюдение.
3. Обобщение педагогического передового опыта в преподавании математики.
Экспериментальная база исследования:Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесосибирский кадетский корпус».
Методологической основой работы стали труды отечественных ученых: Ю. М. Колягина, В. А. Оганесяна [16], Р. М. Абдулова [1], Е. Л. Батаковой [3].
Практическая значимость бакалаврской работы определяется возможностью применения материалов данной работы в учебном процессе общеобразовательной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (44 источника), и двух приложений.
Результаты исследования нашли отражение в следующих статьях:
1. Вахрушев, М. К. Средства интерактивного обучения. // Труды школы и материалы конференции. - Казань: Изд-во Академия наук РТ, 2016. - С. 227¬230.
2. Вахрушев М. К. Использование среды компьютерной графики GeoGebra при решении уравнений с параметром // Сборник статей международной научно-практической конференции «Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике» (Челябинск, 15.02.2018). Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - С.44-47.
3. Вахрушев М. К. Методика организации элективных курсов по математике в средней школе // Сборник статей международной научно¬практической конференции «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» (Пермь, 25.02.2018). Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - С.44-47.
В современной научно-методической литературе имеют место множество определений понятий «внеклассная работа». В каждом толковании этих терминов есть что-то общее сближающее их все, но в тоже время прослеживается и собственное видение каждого автора, отличающие все определения друг от друга. Изучив литературу по теме исследования, мы под внеклассной работой будем понимать не обязательные, но в тоже время систематические занятия с учащимися по конкретной дисциплине во внеурочное время, призванная углубить знания учеников по предмету, а также расширить их представления по той или иной дисциплине.
В настоящем исследовании нами рассмотрены основные формы организации внеклассной работы, такие как факультативный курс, математический кружок, web-квест, исследовательская работа. Данные формы позволяют организовать дополнительную работу по математике с использованием интерактивных средств обучения.
Под интерактивностью в научно-методической литературе понимается: «...во-первых, способность человека активно влиять на содержание, внешний вид и тематическую направленность компьютерной программы или электронных ресурсов, во-вторых, возможность общаться, высказывая свое мнение и узнавая мнение партнера по общению». Под интерактивными средства обучения:«средства обучения, использование которых обеспечивает диалог между участниками учебного процесса и техническими средствами обучения в режиме реального времени».
На основе анализа учебной и научно-методической литературы нами были рассмотрены основные виды интерактивных средств обучения такие, как интерактивная доска, а также программное обеспечение к ней, электронные образовательные ресурсы, Learning Apps, среда компьютерной графики GeoGebra.
Выделены плюсы интерактивных средств обучения:
- повышение производительности и наглядности при организации внеклассной работы;
- повышение активной мыслительной деятельности школьников;
- повышение уровня мотивации самостоятельной работы учащихся;
- формирование познавательных интересов;
- позволяют заменить бумажный раздаточный материал и документы.
Разработанный дидактический материал помогает выбрать тот или иной вид интерактивного средства обучения для организации внеклассной работы по математике в 10-11 классах общеобразовательной школы, а также дают возможность учителю еще на стадии подготовки внеклассной работы максимально детализировать ее содержание, эффективно отразив основные используемых интерактивных средств обучения, соответствующие теме внеклассной работы. Позволяет оценить реальность использования интерактивных средств обучения на каждом этапе внеклассной работы по математике.
В результате нашего исследования цель была достигнута, а все поставленные задачи решены.
Бакалаврская работа может быть полезна студентам института при прохождении педагогической практики, а также учителям общеобразовательных школ.
В настоящем исследовании нами рассмотрены основные формы организации внеклассной работы, такие как факультативный курс, математический кружок, web-квест, исследовательская работа. Данные формы позволяют организовать дополнительную работу по математике с использованием интерактивных средств обучения.
Под интерактивностью в научно-методической литературе понимается: «...во-первых, способность человека активно влиять на содержание, внешний вид и тематическую направленность компьютерной программы или электронных ресурсов, во-вторых, возможность общаться, высказывая свое мнение и узнавая мнение партнера по общению». Под интерактивными средства обучения:«средства обучения, использование которых обеспечивает диалог между участниками учебного процесса и техническими средствами обучения в режиме реального времени».
На основе анализа учебной и научно-методической литературы нами были рассмотрены основные виды интерактивных средств обучения такие, как интерактивная доска, а также программное обеспечение к ней, электронные образовательные ресурсы, Learning Apps, среда компьютерной графики GeoGebra.
Выделены плюсы интерактивных средств обучения:
- повышение производительности и наглядности при организации внеклассной работы;
- повышение активной мыслительной деятельности школьников;
- повышение уровня мотивации самостоятельной работы учащихся;
- формирование познавательных интересов;
- позволяют заменить бумажный раздаточный материал и документы.
Разработанный дидактический материал помогает выбрать тот или иной вид интерактивного средства обучения для организации внеклассной работы по математике в 10-11 классах общеобразовательной школы, а также дают возможность учителю еще на стадии подготовки внеклассной работы максимально детализировать ее содержание, эффективно отразив основные используемых интерактивных средств обучения, соответствующие теме внеклассной работы. Позволяет оценить реальность использования интерактивных средств обучения на каждом этапе внеклассной работы по математике.
В результате нашего исследования цель была достигнута, а все поставленные задачи решены.
Бакалаврская работа может быть полезна студентам института при прохождении педагогической практики, а также учителям общеобразовательных школ.
Подобные работы
- Использование ИКТ для изучения исторического материала на занятиях математического клуба в основной школе
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике (Математическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в сельской школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование действия построения логической цепи рассуждения во внеурочной деятельности по математике в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - Методические особенности обучения отбору корней тригонометрического уравнения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕМАТИКЕ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Создание видеороликов занимательного характера как форма организации внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия обучения младших школьников с задержкой психического развития по теме «Величины»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Внеклассные мероприятия как элемент среды для формирования познавательного интереса второклассников МАОУ СШ №55 г.Красноярска при решении занимательных задач
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



