Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК СУБЪЕКТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ (на материале исследования учреждений УФСИН)

Работа №17922

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы24
Год сдачи2013
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
280
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Явление организационной культуры является, как известно, одним из наиболее общих и основополагающих, а его исследование, соответственно,
имеет очень большое значение для разработки целого ряда фундаментальных
теоретических проблем во многих важных психологических направлениях - в психологии труда, организационной психологии, психологии управления, в теории менеджмента, в психологическом консультировании и др. Исследование данного феномена в целом и его субъектных детерминант, в особенности, содействует решению многих важных в теоретическом отношении проблем, разрабатываемых в них. Так, оно способствует расширению представлений о закономерностях структурной организации личности, уточнению и углублению представлений об основных особенностях профессионализации личности, развитию взглядов, сложившихся в типологическом направлении исследования личности, а также в ряде иных, также значимых в теоретическом отношении психологических проблем.
Не менее значимы исследования такого рода и в собственно прикладном отношении, поскольку доказано, что именно феномен организационной культуры является наиболее сильным - комплексным по своей природе и мощным по степени своего влияния фактором всего организационного функционирования. Следовательно, в нем заложены и аналогичные, то есть также наиболее действенные средства для повышения эффективности этого функционирования.
До настоящего времени ряд очень значимых и в теоретическом и в практическом плане аспектов данной проблемы остаются все еще слабо изученными. Одним из главных среди них выступает феномен контркультурности, имеющий достаточно сложную структуру и многоплановые проявления поведенческого характера. Действительно, уже на самых начальных этапах разработки проблемы организационной культуры сложились предпосылки для обращения к данному феномену. В работах многих исследователей, начиная с Э. Шейна, подчеркивается, что обратная сторона систематизирующего действия организационной культуры - это дезадаптация людей, не принимающих её. Сотрудник в повседневной трудовой деятельности обязан принимать решение, знать, какую стратегию поведения осуществить в определенной ситуации в соответствии со своим представлением об организационной культуре в данном учреждении. Вместе с тем, общая направленность большинства исследований (К С. Камерон, Р. Э. Куин, И. Ансофф, Т. Питерс и Р. Уоттермен и др.) направлена на раскрытие «позитивной стороны» - эталонных функций организационной культуры. Однако, ее обратная - «негативная сторона», связанная с исследованием поведения и личностных особенностей членов организации, не принимающих ее, раскрыта в совершенно недостаточной степени. Многочисленные данные эмпирико-феноменологического характера, и результаты специальных исследований позволяют обоснованно предположить существование устойчивых и инвариантных различий в данном отношении, а также
обусловленность этих различий факторами как субъектного, так и объектного плана.
Таким образом, данная проблема характеризуется сочетанием ее высокой теоретической значимости и практической ценности с явно недостаточным уровнем разработанности в настоящее время. Это обусловливает ее высокую актуальность и настоятельную необходимость интенсификации ее изучения в целом, а также необходимость обращения к ней в данном исследовании.
Цель исследования: исследование особенностей и закономерностей детерминации негативного отношения индивидов к доминирующей организационной культуре со стороны основных личностных качеств.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы контркультурности в целом и вопросов, связанных с субъектной детерминацией негативного отношения к доминирующей организационной культуре.
2. Разработать психодиагностическую методику, направленную на определение степени и содержания контркультурных тенденций, а также их личностной обусловленности.
3. Спланировать и провести комплексное исследование субъективных детерминант контркультурной направленности личности.
4. Выявить и изучить основные типы личности по их негативному отношению к доминирующей организационной культуре.
Объект исследования - организационная культура учреждений и ее взаимосвязь с контркультурными составляющими.
Предмет исследования - особенности и закономерности субъектной детерминации негативного отношения к доминирующей организационной культуре со стороны основных личностных качеств.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении диссертационного исследования обобщаются основные теоретические и эмпирические результаты, приводятся выводы, определяются перспективы дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы.
Выводы:
1. Cуществует закономерность, согласно которой система основных личностных качеств выступает как совокупность значимых детерминант, обусловливающих негативное отношение индивидов к доминирующей организационной культуре. Данная детерминация включает два основных типа и дифференцируется на аналитическую и структурную.
2. В основе типологии негативного отношения к доминирующей организационной культуре лежит не только совокупность личностных качеств, но и стаж индивида, а также меры его резистентности по отношению к внешним воздействиям. Типология личностей по их негативному отношению к доминирующей оргкультуре является трехмерной и образована сочетанием трех базовых оснований - степени конформизма, стажа и меру резистентности индивида к внешним воздействиям.
3. Cуществуют четыре основных типа негативного отношения к доминирующей организационной культуре, обозначенные рабочими понятиями «сильный профессионал», «старожил», «маргинальный тип» и «нонконформист». Данные типы характеризуются значимыми и устойчивыми различиями не только структуры их личностных качеств, но и организационно¬поведенческих проявлений.
4. Обнаруженная и верифицированная в работе типология личностей, негативно относящихся к доминирующей организационной культуре, создает достаточные условия для разработки обоснованной методики диагностики основных типов контркультурного поведения. Данная методика разработана и апробирована в исследовании и зарекомендовала себя в качестве надежного диагностического средства.
5. В исследовании было экспериментально доказано наличие определенной типологии субъектов, составляющих контркультуру общепризнанной организационной культуре.
6. Данная типология была выработана на основе выдвинутого нами теоретического конструкта и анализа работ различных авторов, которые теоретически выделили особенности и составляющие функционирования различных типов организаций.
7. Доказано наличие детерминант типологии контркультурности на базисном уровне посредством шестнадцатифакторного опросника Р. Кетелла и экспертных оценок.
8. Большинство выявленных типов можно конкретизировать с помощью факторов самоидентификации, представления о пространстве, распределения поощрений и наказаний, диагностируемых методикой исследования организационной контркультуры.
9. Неадаптированные типы на фоне общей неопределенности представления о пространстве имеют высокую самоидентификацию и уделяют большое внимание процессам поощрения и наказания. Ильные профессионалы отрицают само понятие общепризнанной организационной культуры.
10. Определение организационных контркультур может быть важнейшей задачей в любой организации. Результаты, полученные в данном исследовании, могут оказать существенную помощь и дополнить в такой сфере кадровой работы как формирование групп риска, которые всегда требуют контроля со стороны руководства.
11. В дальнейшем вероятны исследования имеющие научную значимость для изучения особенностей типов контркультурного персонала, их стратегии поведения в организации, в конфликте, исследования степени «урона», наносимого каждым из типов, эмоционального состояния контркультурантов и способов вероятного разобщения таких контркультур.



1. Малышев, В. А. Обоснование наличия типологии индивидов, составляющих контркультуры в организации / В. А. Малышев, А. В. Карпов // Прикладная юридическая психология. - 2011. - № 4 (17). - С. 8¬11.
2. Малышев, В. А. Обоснование типологии индивидов, составляющих контркультуры в организациях / В. А. Малышев // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия гуманитарные науки.
- 2012. - № 1 (19). - С. 96-98.
3. Малышев, В. А. Результаты экспериментального исследования индивидов, составляющих контркультуры в организациях / В. А. Малышев, А. В. Карпов // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 2 (23). - С. 75-84.
Другие научные публикации:
4. Малышев, В.А. Особенности людей составляющих контркультуры организационной культуры организации / В. А. Малышев // Карьерный успех. Психология и жизнь: оп-line: сборник материалов международной молодежной научно-практической конференции» (19-21 октября 2012г., г.). Ярославль: Изд- во Академии Пастухова 2012. С. 102-108.
5. Малышев, В.А. Методика исследования организационной культуры / В. А. Малышев // Сборник материалов второй международной молодежной научно-практической конференции «Психология и жизнь: оп-1іпе» (18-20 октября 2013 г., г. Ярославль) - Ярославль, ЯрГУ, 2012. С. 111-116.
6. Малышев, В. А. Теоретические предпосылки выявления организационных контркультур / В. А. Малышев // - Актуальные вопросы психологии: Материалы V Международной научно-практической конференции. 2013 г.: Сборник научных трудов. - Краснодар, 2013. - С. 98-103.
7. Малышев, В.А. Контркультурность как психологическая основа коррупции / В. А. Малышев // Психологические барьеры социально-экономических изменений в российском обществе: материалы научной интернет конференции с международным участием./- Москва, 2013. - С. 90-92.
8. Малышев, В.А. О результатах эмпирического исследования
сотрудников, составляющих организационную
контркультуру / В. А. Малышев // Путь в науку. Психология: материалы
международной молодежной научно-практической конференции. - Ярославль:
ЯрГУ, 2013. - С. 99.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ