Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние системы лицензирования и налогообложения в нефтегазодобывающей отрасли на развитие национальной экономики: опыт Норвегии и России

Работа №179218

Тип работы

Диссертация

Предмет

мировая экономика

Объем работы212
Год сдачи2020
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Влияние нефтегазового комплекса на социально-экономическое развитие Норвегии и России 16
1.1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики 16
1.2. Место и значение нефтегазового комплекса в социально-экономическом
развитии Норвегии 27
1.3. Роль нефтегазового комплекса в социально-экономическом развитии России ... 32
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 39
Глава 2. Анализ политики лицензирования и налогообложения нефтегазодобывающей отрасли России 40
2.1. Экономическая эффективность практики лицензирования
нефтегазодобывающей отрасли в России 40
2.2. Анализ системы налогообложения нефтегазодобывающей отрасли в России 50
2.3. Оценка влияния проекта «Ямал СПГ» на социально-экономическое развитие
Ямало-Ненецкого автономного округа 64
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 71
Глава 3. Экономическая составляющая практики лицензирования и особенности системы налогообложения нефтегазодобывающей отрасли Норвегии 73
3.1. Экономические аспекты административного лицензирования в
нефтегазодобывающей отрасли Норвегии и его роль в развитии нефтесервисного сектора Норвегии 73
3.2. Прямой Государственный Финансовый Интерес (ПГФИ) как один из важнейших
факторов эффективности лицензионной системы в Норвегии 83
3.3. Налогообложение нефтегазодобывающей отрасли в Норвегии 89
3.4. Оценка влияния разработки месторождения «Белоснежка» на социально-экономическое развитие города Хаммерфест губернии Финнмарк Норвегии 96
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 109
Глава 4. Направления совершенствования системы лицензирования и налогообложения в нефтегазодобывающей отрасли в России 112
4.1. Возможности совершенствования действующей системы лицензирования и
налогообложения нефтегазодобывающей отрасли России на основании его сравнения с норвежской практикой 112
4.2. Результаты экономической эффективности проекта «ЯМАЛ СПГ» при
различных сценариях налогообложения и государственного участия в проекте 120
4.3. Оценка эффективности от внедрения усовершенствованной системы лицензирования и налогообложения в нефтегазовом комплексе России 139
ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ 143
Заключение 144
Список литературы 149
Приложения 168


Актуальность темы диссертационного исследования. Нефтегазовый комплекс является фундаментом российской экономики, ключевым элементом жизнеобеспечения и основой бюджетной системы страны. В 2019 г. доля доходов от нефтегазовой деятельности составила 40 % в общей структуре доходов федерального бюджета . Однако существуют серьезные опасения, что доходы от нефтегазовой деятельности начнут снижаться. Это связано с тем, что в развитии этой отрасли имеется ряд проблем, связанных с ухудшением качества сырьевой базы, высоким износом оборудования, замедлением темпов прироста добычи нефти. Старые высокоэффективные месторождения исчерпываются, новые располагаются в труднодоступных районах. Текущее состояние ресурсной базы нефтегазовых регионов и стратегические приоритеты развития нефтегазового комплекса России определяют необходимость освоения новых месторождений. Потенциал для наращивания сырьевой базы определяется моделью взаимодействия государства и нефтегазовых компаний, основанной на политике налогообложения и лицензионном режиме, где в настоящее время имеется ряд существенных недостатков. Так, существующая система налогообложения, основой которой является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый с объема добытого сырья, не способствует освоению трудноизвлекаемых, значительно выработанных запасов, поскольку не учитывает в полной мере специфику конкретных месторождений. В этой связи нефтегазовые компании не стремятся развивать технологии и инфраструктуру, чтобы повысить эффективность добычи.
Система лицензирования не способствует повышению эффективности работы отрасли. Действующие лицензии не в полной мере соответствуют требованиям федерального законодательства, работы на месторождениях в отдельных случаях проводятся по устаревшей проектной документации; отмечается нарушение сроков ввода в промышленную эксплуатацию месторождений, невозможность выйти на проектный уровень добычи в соответствии со сроками, указанными в лицензионных соглашениях; происходит отставание темпов разведочного и эксплуатационного бурения. Всё это ведет к значительным финансовым потерям бюджетов различных уровней. Непредоставление в Федеральное Агентство по недропользованию (далее - Роснедра) информации относительно планов освоения, выхода на проектную мощность, сведений о рекультивации земель, связанные с тем, что компании их не имеют, может привести к снижению эффективности разработки месторождений, а также нанести вред окружающей среде.
Сложившаяся ситуация в нефтегазодобывающей отрасли делает чрезвычайно актуальным пересмотр ее политики налогообложения и лицензирования, что может стать мощным механизмом, влияющим на эффективность разработки недр и социально-экономическое развитие регионов.
В этом отношении наиболее интересным является опыт Норвегии, где нефтегазовый комплекс успешно функционирует уже более 50 лет благодаря эффективной политике управления и распоряжения углеводородными ресурсами на континентальном шельфе Норвегии, основанной на административном лицензировании и гибкой системе налогообложения на базе финансовых результатов деятельности нефтегазовых компаний. Система административного лицензирования полностью соответствует общей стратегии развития нефтегазового комплекса Норвегии и экономическим интересам государства в целом, но при этом она остаётся привлекательной для нефтегазовых компаний, работающих на норвежском континентальном шельфе. Практика налогообложения чистой прибыли благоприятствует разработке шельфовых запасов, поскольку учитывает расходы, связанные с научно-исследовательскими и геологоразведочными работами, с выдачей займов под проценты и дополнительной амортизацией оборудования для
5 добычи на шельфе. Благодаря многочисленным вычетам из налогооблагаемой базы разработка сложных в техническом отношении запасов углеводородов становится рентабельной.
В связи с вышеизложенным рассмотрение и учет норвежской практики лицензирования и налогообложения нефтегазовой отрасли может
способствовать совершенствованию данных систем государственного регулирования в России и стать фактором ее устойчивого экономического развития, которое заключается в повышении эффективности разработки недр, увеличении поступления налогов в бюджеты различных уровней, социально¬экономическом развитии добывающих регионов, а также создании специальных стимулов для развития российской нефтесервисной отрасли.
Степень научной разработанности темы исследования. Лицензирование нефтегазового комплекса является недостаточно изученной областью исследования. Рассмотрению различных аспектов (в большей степени правовых) лицензирования нефтегазового комплекса в России посвящены монографии российских ученых И.А. Пантелейко и К.Г. Скачека, С.И. Сирык и А.П. Боровинских, а также ряд статей С.С. Купреева и А.А. Конопляника. Вопросы налогообложения нефтегазового комплекса России изучались многими российскими учёными, среди которых стоит выделить И.А. Гончаренко, А.Н. Токарева, В.А. Крюкова, А.И. Перчика, Г.В. Выгон, С.С. Ежова, Ю.Н. Бобылева, Е.В. Мазурину. Различные аспекты деятельности государства в отношении нефтегазового комплекса России, которые косвенно связаны с вопросами лицензирования и налогообложения, изучались российскими исследователями, среди которых наибольший вклад внесли Н.П. Лаверов, С.З. Жизнин, Н.А. Симония, В.Ю. Алекперов, Ю.К. Шафраник, В.Э. Тоскунина, С.В. Богданчиков.
Несмотря на имеющиеся работы еще недостаточно изучены проблемы современной системы лицензирования, ее влияние на эффективность разработки недр и на социально-экономическое развитие добывающих регионов.
Отдельного внимания заслуживают работы зарубежных авторов, посвященные анализу функционирования норвежского нефтегазового комплекса: О. Нуренга, С. Андерсена, У. Бьерхольта, Д. Лунда, Ю. Мозеса, Б. Нильсена, П. Нуре -, которые рассматривали различные аспекты развития нефтегазовой отрасли. Из исследований российских ученых можно выделить монографию С.В. Рогинского, где описаны особенности развития нефтегазовой промышленности в Норвегии с момента ее основания до 2000 г. Также заслуживает внимания ряд статей П.А. Сергеева, А.М. Волкова, в которых авторы затрагивают проблему взаимодействия нефтегазового комплекса и остальных отраслей экономики, а также его влияние на социально¬экономическое и политическое развитие Норвегии.
Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК РФ (по экономическим наукам). Диссертационное исследование соответствует паспорту специальности ВАК РФ 08.00.14 -
Мировая экономика в следующих областях исследования: Развитие ресурсной базы мирового хозяйства. Экономические аспекты глобальных проблем - экологической, продовольственной, энергетической. Мирохозяйственные последствия глобальных процессов, пути и механизмы их решения (п. 21).
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является разработка усовершенствованной системы лицензирования и налогообложения в нефтегазодобывающей отрасли России, которая будет способствовать повышению эффективности разработки месторождений углеводородов, а также увеличению социально-экономических выгод от освоения недр.
Исходя из вышеназванной цели, поставлены следующие исследовательские задачи:
- выявление основных текущих проблем в области политики лицензирования и налогообложения в нефтегазодобывающей отрасли России;
- проведение системного анализа норвежского опыта в области политики выдачи лицензий;
- анализ политики налогообложения нефтегазовых компаний в Норвегии и определение роли Прямого Государственного Финансового Интереса в реализации лицензионных соглашений на континентальном шельфе Норвегии, а также в соблюдении налоговых обязательств нефтегазовыми компаниями, ведущими свою деятельность на территории Норвегии;
- оценка прямого и косвенного воздействия лицензирования и политики налогообложения на функционирование добывающих территорий в Норвегии и России на примере двух аналогичных проектов: «Белоснежки» в губернии Финнмарк в Норвегии и «ЯМАЛ-СПГ» в Ямало-Ненецком Автономном округе в России, а также определение их роли в социально-экономическом развитии регионов.
- разработка предложений по совершенствованию систем лицензирования и налогообложения в нефтегазодобывающей отрасли России и оценка эффективности предлагаемой системы налогообложения и лицензирования нефтегазодобывающей отрасли в сочетании с усилением контролирующей роли государства в реализации лицензионных соглашений.
Объектом исследования является нефтегазодобывающая отрасль Норвегии и России.
Предметом исследования является система лицензирования и налогообложения в нефтегазодобывающей отрасли Норвегии и России.
Хронологические рамки исследования ограничены периодами формирования систем государственного регулирования нефтегазового комплекса в Норвегии c середины 1960-х гг. по 2019 г., и в России, получившей развитие с начала 1990-х гг. по 2019 г.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды российских и зарубежных учёных, посвящённые анализу развития нефтегазовых комплексов России и Норвегии.
Методологической основой исследования явились следующие методы:
- метод анализа и синтеза, который позволил комплексно изучить различные аспекты лицензирования и налогообложения в
8 нефтегазодобывающей отрасли России и Норвегии, выявить основные проблемы в российской практике и разработать рекомендации по совершенствованию системы лицензирования в России с учётом норвежского опыта;
- системный;
- статистический.
В основу анализа административно-правовых особенностей регулирования нефтегазового комплекса легли также исторический, метод комплексного исследования и сравнительного правоведения. Элементы количественного анализа, систематизации и обобщения статистических данных применены для расчётов, построения таблиц и графиков, представленных в диссертации.
Информативную база исследования составляют документы,
определяющие условия разработки углеводородных месторождений на территории России, разработанные Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, а также департаментами по недропользованию нефтегазодобывающих регионов России. Основой для исследования регулирования нефтегазового комплекса Норвегии являются законы норвежского парламента Стортинга, определяющие роль государства в формировании и развитии нефтегазового комплекса; документы, разработанные Министерством нефти и энергетики Норвегии и Нефтяным Директоратом; отчёты компаний «Петоро А.С.» и «Эквинор».
Научная новизна полученных результатов исследования заключается в комплексном анализе и сравнении лицензионной политики и системы налогообложения в нефтегазодобывающей отрасли России и Норвегии, в выявлении слабых мест в российской практике лицензирования и налогообложения и в представлении рекомендаций по их совершенствованию.
Основные результаты, содержащие научную новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
1. Проведен анализ практики лицензирования и налогообложения
нефтегазодобывающей отрасли России, в результате которого выявлен ряд существенных недостатков, которые мешают эффективному
функционированию отрасли. В области лицензирования можно выделить следующие проблемы:
- выдача лицензий на основе аукциона лишает государства права закладывать в лицензии условия по эффективности разработке недр, а также социально-экономическому развитию добывающего региона;
- излишняя забюрократизированность процесса получения всей
необходимой документации для начала работ по лицензии приводит к срыву сроков работ компаниями-недропользователями, предусмотренных
лицензиями;
- выборка наиболее рентабельных частей месторождений в рамках лицензионного участка ведет к нерациональному использованию природных ресурсов;
- отсутствие должного контроля со стороны государства за деятельностью недропользователей после выдачи лицензии приводит к систематичному нарушению лицензионных соглашений.
Анализ политики налогообложения нефтегазодобычи
продемонстрировал, что текущая система налогообложения не способствует воспроизводству минерально-сырьевой базы отрасли, а также в большинстве случаев делает нерентабельной разработку трудноизвлекаемых запасов, на долю которых приходится больше 70 % в общей структуре запасов .
2. Проведен системный анализ норвежского опыта административного лицензирования с позиции использования его в России. Выделены те положительные аспекты, которые позволяют успешно функционировать как самому нефтегазовому комплексу Норвегии, так и сопредельным отраслям и в целом способствуют развитию экономики добывающих регионов. Первым и
10
наиболее важным является исполнение нефтегазовыми компаниями принципа
«локализации» при получении лицензий на шельфе Норвегии. Это условие относительно обязательного участия норвежских поставщиков во всех нефтегазовых проектах на территории страны с момента начала функционирования отрасли в 1970 гг. до 1994 г., когда Норвегия вступила в Европейскую экономическую зону, позволило создать высокотехнологичную нефтесервисную отрасль в стране, способную конкурировать с иностранными предприятиями на мировом рынке. В настоящее время доля норвежских нефтесервисных компаний в разработке месторождений на территории Норвегии может достигать 90 %.
Вторым серьезным преимуществом административного
лицензирования нефтегазовой деятельности Норвегии является конкурсная форма выдачи лицензий. Она обеспечивает государству наиболее эффективный способ разработки месторождений, максимальный уровень извлечения ресурсов, а также наибольший вклад в социально-экономическое развитие страны в целом и добывающих регионов в частности.
3. Анализ политики налогообложения нефтегазодобывающей
деятельности в Норвегии доказал, что налоги, применяемые к нефтегазовым компаниям, обеспечивают государству максимальную экономическую ренту от реализации нефтегазовых проектов на территории Норвегии (78 %), но в то же время делают привлекательной разработку шельфа для компаний- недропользователей за счет обложения налогом чистой прибыли, а не валового дохода. Система налогообложения нефтегазовой деятельности в Норвегии является самонастраивающейся и у государства нет необходимости использовать «ручной режим», чтобы отражать колебания цен на нефть.
Выявлено, что норвежский Прямой Государственный Финансовый Интерес (далее - ПГФИ), представляемый компанией «Петоро», является эффективным механизмом контроля исполнения лицензий на норвежском континентальном шельфе, а его участие в лицензиях, во-первых, обеспечивает государству получение дополнительных доходов от нефтегазовой деятельности
(40 % от всех нефтегазовых доходов бюджета), которые в дальнейшем идут на социально-экономическое развитие страны, а во-вторых - контролирует исполнение налоговых обязательств нефтегазовыми компаниями в рамках реализуемых нефтегазовых проектов, в частности, обеспечивает контроль всех финансовых затрат, вычетов из налогооблагаемой базы, основывающейся на финансовых показателях деятельности нефтегазовых компаний, и тем самым снимает вопросы относительно занижения налогооблагаемой базы компаниями за счёт завышения издержек.
4. Доказано на конкретном примере разработки газового месторождения «Белоснежка» в губернии Финнмарк, что обязательное условие в лицензиях относительно вклада в социально-экономическое развитие территорий и политика налогообложения значительно способствуют развитию добывающих территорий.
Подтверждено, что реализация аналогичного норвежской «Белоснежке» российского проекта «ЯМАЛ СПГ» не будет иметь столь значительного мультипликативного эффекта в Ямало-Ненецком автономном округе в силу участия в данном проекте в основном иностранных подрядчиков, что обусловлено отсутствием требований по уровню «локализации» в лицензионном соглашении и текущей политикой налогообложения в отношении данного проекта, предполагающей многочисленные налоговые льготы, которые влекут недополучение бюджетами различных уровней значительного объёма предполагаемых налоговых поступлений.
5. В результате анализа российской практики лицензирования нефтегазодобывающей отрасли определены направления ее реформирования и на основании сравнения с доказавшей свою эффективность норвежской практикой лицензирования выработаны рекомендации по отношению к российской системе лицензирования:
- во-первых, требует пересмотра форма выдачи лицензий. Несмотря на то, что законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - закон «О недрах») предусмотрены две формы выдачи
12 лицензий - конкурс и аукцион - на практике используется только аукцион. Аукцион несет в себе риск допуска к освоению месторождений компаний, применяющей не самые эффективные технологии, но готовых заплатить высокий стартовый платеж и получить право на разработку месторождения. В этой связи стоит рассмотреть отмену аукционов и использовать исключительно конкурсный метод выдачи лицензий, основанный на оценке финансовых, трудовых и технических характеристик недропользователя;
- во-вторых, требует рассмотрения введение в лицензионные соглашения обязательного к исполнению условия относительно вклада компании - недропользователя в социально-экономическое развитие региона, где реализуются проекты в рамках лицензионного режима;
- в-третьих, российским регулирующим органам, по примеру Норвегии,
целесообразно рассмотреть введение лицензионного сбора на прогрессирующей основе за пользование лицензионным участком по истечении 10-ти летнего срока со дня выдачи совмещенной лицензии на разведку и добычу, в том случае если компания не ведет ни геологоразведки, ни добычи на предоставленных ей участках. Введение подобного сбора будет способствовать разработке недропользователем всех залежей в пределах лицензионного участка или же возврату государству неиспользованных земель с целью передачи другим компаниям-недропользователям для дальнейшей
эксплуатации.
Анализ политики налогообложения нефтегазовой деятельности в России выявил необходимость реформирования системы налогообложения и выработки принципиально нового подхода к изъятию природной ренты у нефтегазовых компаний, работающих в России. На основании изучения успешной норвежской практики налогообложения выработаны рекомендации по реформированию действующей системы налогообложения
нефтегазодобывающей отрасли в России. Предложено:
- вместо НДПИ ввести налог с чистого дохода от нефтегазовой деятельности - налог на финансовый результат. Введение этого налога сможет
13
обеспечить дифференциацию налоговой нагрузки в зависимости от конкретных
условий добычи нефти и газа;
- осуществлять вычет части расходов на геологоразведку из предлагаемого к введению налога на финансовый результат. Эта мера позволит государству активизировать геологоразведочную деятельность в России и предотвратить в дальнейшем падение добычи.
Обосновано, что подобные шаги по реформированию действующей системы налогообложения можно предпринимать только при наличии строгого государственного контроля нефтегазодобывающей деятельности на месторождениях. В противном случае это может привести к снижению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней в связи со стремлением компаний-недропользователей уменьшить налогооблагаемую базу за счет завышения издержек. Поэтому предложено обеспечить подобный контроль за счет участия государства в разработке месторождений по примеру норвежского ПГФИ. Новая государственная компания-регулятор могла бы заниматься учетом добычи углеводородов по качеству, регламентацией деятельности мощностей добывающих скважин и других параметров, определяющих величину издержек производства. Кроме того, создание подобного механизма принесло бы бюджету стабильный дополнительный доход от нефтегазовой деятельности помимо налогов и дивидендов госкомпаний, а также снизило зависимость бюджета от налогов на нефтегазовую деятельность.
Проведена оценка эффективности предлагаемой модели лицензирования нефтегазодобывающей деятельности в России. Определены основные направления совершенствования социально-экономической политики России, к которым относятся развитие вспомогательных отраслей нефтегазодобывающей отрасли, повышение занятости населения в связи с созданием новых производств и развитием и расширением старых, увеличение поступлений в федеральный бюджет доходов от нефтегазовой деятельности за счёт введения обязательной доли участия государства в лицензионных соглашениях.
В результате реформирования системы налогообложения
нефтегазодобывающей отрасли России с учетом норвежской практики можно спрогнозировать следующие положительные результаты развития нефтегазодобывающей деятельности и социально-экономического развития нефтегазодобывающих регионов:
- рост рентабельности нефтегазовых проектов;
- рост воспроизводства минерально-сырьевой базы за счёт оказания государственной поддержки компаниям в области проведения геологоразведочной деятельности;
- увеличение налоговых выплат в бюджеты всех уровней от реализации нефтегазовых проектов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования положений диссертации при выработке новых подходов к налогообложению нефтегазовой деятельности в России Министерством энергетики Российской Федерации, а также совершенствовании Министерством финансов Российской Федерации Налогового Кодекса Российской Федерации в части, касающейся обложения налогами нефтегазодобывающей деятельности.
Отдельные положения диссертации могут быть использованы Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при разработке усовершенствованного закона «О недрах», а также законодательными органами субъектов, где ведется добыча нефти и газа, при разработке региональных законодательных актов, регулирующих вопросы недропользования.
Теоретические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе: при подготовке учебных курсов по вопросам недропользования, налогообложения нефтегазовых комплексов Норвегии и России, функционирования и развития нефтегазового комплекса Норвегии и России, государственного регулирования нефтегазового комплекса в России.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации автором опубликовано 8 статей общим объёмом 4.61 п. л., в том числе 5 статей в журналах, входящих в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук. Результаты исследования апробированы в рамках конференций «Перспективы и тенденции развития мировой энергетики до 2050 г.», проводимой МИЭП МГИМО (У) МИД РФ в 2013 г., 17-ой конференции молодых специалистов, работающих
в организациях, осуществляющих деятельность, связанную с использованием участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (11.05. 2017 г.).
Отдельные положения получили практическое применение при методической разработке курса «Регулирование нефтегазового сектора России и международный опыт» для студентов магистерской программы «Экономика нефтегазовой отрасли и проблемы энергетической политики» (российско- итальянская магистерская программа МИЭП МГИМО совместно с Университетом имени Луиджи Боккони).
Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы и приложения. Основной текст изложен на 148 страницах, содержит 25 таблиц и 23 рисунка и 13 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В результате анализа практики лицензирования и налогообложения нефтегазодобывающей отрасли России выявлены проблемы, которые препятствуют эффективному функционированию отрасли и сказываются на социально-экономическом развитии как отдельных добывающих регионов, так и страны в целом.
Проблемы выявлены на всех этапах лицензирования, начиная от способа предоставления лицензии и заканчивая выполнением лицензионных соглашений компаниями-недропользователями:
- показано, что аукционный способ выдачи лицензий в отдельных случаях приводит к снижению эффективности разработки недр и предполагает меньшую вовлеченность компании в социально-экономическом развитии добывающего региона;
- отмечено, что разработка отдельных залежей в рамках лицензионного участка и удержание на балансе других неразрабатываемых блоков в рамках того же лицензионного участка ведет к образованию упущенной выгоды государства. При этом выявлено, что в России отсутствует эффективный механизм, который бы способствовал возврату государству компаниями неиспользуемых участков для передачи другим недропользователям с целью их дальнейшей разработки;
- доказано, что отсутствие строгого государственного контроля после выдачи лицензий приводит к систематичному нарушению лицензионных соглашений недропользователями, что сказывается отрицательно на эффективности их разработки, социально-экономическом развитии региона и приводит к упущенной выгоде государства.
Выявлено, что основной ресурсный налог в России, применяемый по отношению к нефтегазодобывающим предприятиям - НДПИ - и рассчитываемый с объема добытого сырья, несмотря на последние изменения в налоговом законодательстве в части введения ряда понижающих
145 коэффициентов при расчете НДПИ, не решает вопрос разработки трудноизвлекаемых запасов и не способствует воспроизводству минерально¬сырьевой базы отрасли.
2. Анализ высоких показателей развития нефтегазовой отрасли Норвегии доказывает, что в стране действует эффективная система государственного регулирования отрасли, в основе которой - административное лицензирование, гибкая политика налогообложения и строгий государственный контроль освоения месторождений.
Выявлено, что система административного лицензирования позволяет добиваться сбалансированного исследования норвежского континентального шельфа, обеспечивает эффективную разработку углеводородов и способствует социально-экономическому развитию добывающих регионов.
Доказано, что политика протекционизма в отношении нефтесервисных предприятий Норвегии на стадии их становления дала мощный толчок их развитию и сделала эту отрасль конкурентоспособной на мировом рынке. Отмечено, что в настоящее время благодаря своей высокой конкурентособности норвежские нефтесервисные предприятия активно привлекаются для реализации нефтегазовых проектов на территории Норвегии, что дает серьезный мультипликативный эффект. Доля норвежских нефтесервисных предприятий в нефтегазовых проектах на территории Норвегии может доходить до 90 %.
3. Доказано, что действующая система налогообложения нефтегазовой отрасли Норвегии, с одной стороны, делает акцент на максимизации и концентрации природной ренты в руках государства, обеспечивая тем самым бюджету значительные поступления от нефтегазовой деятельности, а с другой - позволяет сохранить интерес у компаний-недропользователей к разработке норвежского континентального шельфа благодаря учету при расчете налогооблагаемой базы экономических, геологических и др. особенностей разработки каждого месторождения и возмещению недропользователю 78%
146
расходов на геологоразведку. Система налогообложения остается одинаково
взаимоприемлемой как для государства, так и для инвестора.
Выявлено, что участие государства в лицензионных соглашениях по разработке углеводородов через ПГФИ приводит к положительным результатам в области повышения прозрачности системы налогообложения в отрасли, обеспечивает контроль разработки месторождений, а также приносит дополнительный доход государственному бюджету страны, превращая государство в крупнейшего инвестора и получателя доходов от нефтегазовой деятельности.
4. Проанализировано влияние реализации проекта «ЯМАЛ СПГ» на социально-экономическое развитие Ямало-Ненецкого Автономного округа и проведено его сравнение с аналогичным норвежским проектом «Белоснежка».
Доказано, что «ЯМАЛ СПГ» относится к категории «проектов неустойчивого развития» на основании недостаточно высоких налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, а также отсутствия значимой прямой выгоды для общества. Проекту предоставлены многочисленные льготы по НДПИ на газ и газовый конденсат, налогу на прибыль и на недвижимое имущество, а также установлена нулевая ставка экспортной пошлины на сжиженный газ. Более того, государством инвестированы собственные средства в развитие инфраструктуры проекта. И несмотря на то, что данные госинвестиции являются частью более широкой стратегии по развитию Арктики, в настоящее время единственным выгодоприобретателем этих мер является проект «ЯМАЛ СПГ».
Анализ базы данных подрядчиков «ЯМАЛ СПГ» показывает, что доля российских компаний, участвующих в проекте составляет лишь треть от общего числа. Эта цифра свидетельствует о том, что инвестиции расходуются не на создание добавленной стоимости внутри страны с целью обеспечения экономического роста, а используются на поддержку иностранной промышленности.
Анализ реализации проекта «Белоснежка» доказал, что разработка газового месторождения и строительство СПГ-завода в губернии Финнмарк имели значительный мультипликативный эффект, который проявился в виде поставок норвежских компаний в пользу «Статойла» (355 млн долл США), увеличением доходов от поступления налогов, в том числе в муниципальный бюджет, повышением местной общественной активности, появлению новых возможностей на местном рынке рабочей силы, увеличением численности населения и повышением активности на рынке частных услуг.
Анализ реализации проекта «Белоснежка» в Норвегии подтверждает, что мобилизация ресурсов на территориях с высококонцентрированной деятельностью предприятий нефтегазового комплекса на основе лицензионного режима и гибкой системы налогообложения финансовых показателей деятельности нефтегазовых компаний в России должна стать важнейшим резервом социально-экономического развития
нефтегазодобывающих регионов и позволить увеличить производственную эффективность компаний, базирующихся в кластерном пространстве, ускорить инновационные преобразования, в том числе в геологоразведочном и добывающем секторах, и стимулировать создание новых
высокотехнологичных компаний.
5. Проведена оценка экономической эффективности проекта «ЯМАЛ СПГ» при различных сценариях налогообложения, выделены показатели, по которым проводилось сравнение:
- чистый дисконтированный доход;
- внутренняя норма рентабельности;
- дисконтированный индекс доходности инвестиций;
- дисконтированный период окупаемости капитальных вложений;
- доход государства.
Реализация проекта «ЯМАЛ СПГ» в условиях норвежской системы налогообложения доказывает еще раз, что целью норвежской системы налогообложения является максимизация и концентрация высокой доли
148 природной ренты в руках государства. Несмотря на высокий уровень изъятия природной ренты в пользу государства, система налогообложения оставляет привлекательной для недропользователей разработку шельфа, так как основывается на прибыльности проекта.
С учетом оценки экономической эффективности проекта «ЯМАЛ СПГ», а также на основе анализа норвежской и российской практики лицензирования и налогообложения нефтегазодобывающей деятельности выработаны рекомендации по совершенствованию вышеобозначенных механизмов системы государственного регулирования в России, которые сводятся к следующему:
- отмене аукционного способа выдачи лицензий и осуществлению выбора компании-недропользователя на основе конкурса;
- введению лицензионного сбора за пользование лицензионным участком по истечении 10-летнего срока со дня выдачи совмещенной лицензии на разведку и добычу;
- пересмотру основного принципа налогообложения
нефтегазодобывающей деятельности в пользу отказа от налога с объемов добытого сырья и использовании налога на финансовый результат;
- активизации геологоразведочной деятельности за счет учета расходов на геологоразведку при расчете налогооблагаемой базы;
- обеспечению государственного участия в разработке средних и крупных месторождений по примеру норвежского ПГФИ;
- введению принципа локализации при выдачи лицензий.
Все вышеперечисленные меры должны привести к повышению эффективности функционирования нефтегазодобывающей отрасли в России, способствовать увеличению выплат налогов от нефтегазодобывающей деятельности в бюджеты различных уровней, развитию смежных с нефтегазовым сектором отраслей, а также более активному участию нефтегазовых компаний в социально-экономическом развитии добывающих регионов.



1. Закон Российской Федерации «О недрах» № 2395-1. - М.: Изд-во
Проспект, 2016. - 72 с.
2. Конституция Российской Федерации: официальный текст по состоянию на 15 марта 1996 года с историко-правовым комментарием. - М.: ИНФАРМ-НОРМА, 1996. - 80 с.
3. Положение о порядке лицензирования пользования недрами,
утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1 [Электронный ресурс] //. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_852/e6eb88606fa78338f fe171a5841f25b33d3183d7/
4. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992
№ 3314-1 (ред. от 05.04.2016) «О порядке введения в действие
Положения о порядке лицензирования пользования недрами» [Электронный ресурс] //. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_852/
5. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1029 «О внесении изменения в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств -
участников соглашений о Таможенном союзе» [Электронный ресурс] //. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70409362/
6. Распоряжение от 28 августа 2003 г. № 1234-р (ред. от 15.06.2009)
«Об Энергетической стратегии России на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // - Режим доступа:
http: //online.lexpro .ru/document/7 3194
7. Федеральный закон от 18.07.2006 N 117-ФЗ «Об экспорте газа»
[Электронный ресурс] //. - Режим доступа:
http://ivo. garant.ru/#%2F document%2F 12148416%2F paragraph%2F 1 %3A0
8. Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 137-ФЗ «О внесении
изменений в статью 3 Федерального закона «Об экспорте газа» [Электронный ресурс] //. - Режим доступа:
http://ivo. garant.ru/#%2Fdocument%2F73946519%2Fparagraph%2F 1 %3A0
9. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 342 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации» от 21.07.2011 N 258-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117198/
10. Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 366-ФЗ «О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] //. - Режим
доступа:
http://ivo. garant.ru/#%2Fdocument%2F70804234%2Fparagraph%2F36%3A0
11. Федеральный закон от 30.09.2013 № 263-ФЗ «О внесении изменений
в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс] //. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152472/
12. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" от 08.08.2001 N 126-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32866/
Книги и монографии
13. Абалкин Л. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. - 1997. - № 6. - С. 4-12.
14. Алекперов В. Ю. Нефть России. Прошлое, настоящее и будущее /
B. Ю. Алекперов // Креативная экономика. - 2011. - С. 488.
15. Андреев Ю.В. Экономика Норвегии/ Ю.В. Андреев // М.: Наука. - 1977. - 160 с.
...158


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ