Актуальность исследования. В современных условиях обострения социальных отношений и кризиса институтов социализации, в том числе семьи,
особое значение для развития и социальной адаптации детей приобретает воспитательная среда образовательного учреждения. Вместе с тем обострение проблем межэтнического взаимодействия требует поиска новых решений, направленных на гармонизацию межличностных отношений в полиэтнической среде.
В этой связи важнейшей задачей образовательных институтов может стать
формирование у детей межличностной толерантности и установок бесконфликтного взаимодействия. Подростковый возраст является для этого наиболее
благоприятным, а в силу возрастно-психологических особенностей подростков
неблагоприятная социальная среда приводит к особенно тяжелым последствиям
для них.
В психологических исследованиях разных научных школ и направлений
обнаружен целый ряд фактов и закономерностей, относящихся к формированию стратегий поведения подростков, описаны внутригрупповые феномены и
механизмы развития межличностных отношений, в том числе у детей в школахинтернатах.
Поведенческие стратегии как устойчивые формы поведения исследуются
в психологии довольно давно (Р. Блейк и Дж. Бутон, Н.В. Гришина, T.Л. Крюкова, К. Томас и Р. Киллмен (К.W. Thomas, R.H. Kilmann) и др.). В последнее
время в отечественных исследованиях активно изучаются факторы стратегий
поведения (преимущественно, в конфликте). В этой связи исследованы индивидуально-психологические детерминанты конфликтного поведения (Т.В. Черняева, 2008), соотношение социально-психологических и индивидуальнопсихологических детерминант стратегий поведения в конфликте (В.В. Пехтерев, 2011), влияние на стратегии поведения имплицитных теорий конфликтов
(М.В. Кишко, 2003), образа конфликтной ситуации (Н.И. Леонов, 2002;
М.М. Главатских, 2003), когнитивно-эмоциональных оценок трудных ситуаций
(Т.П. Бутенко, 2009), образа Я личности (Т.П. Харькова, 2011), переживания
субъективного благополучия (или неблагополучия) как результата субъективной интерпретацией личностью тех или иных ситуаций, с которыми она взаимодействует (Е.Е. Бочарова, 2005), тревожности личности (подростков)
(О.А. Царёва, 2007), типа воспитательных воздействий родителей
(И.В. Захарова, 2009) и др.
В многочисленных исследованиях отечественных авторов, посвященных
развитию детей вне семьи, изучались характеристики детей, лишенных родительской опеки (А.А. Бодалев и В.В. Столин, 1989; Г.А. Ковалев, 1993;
Й. Лангмейер, З. Матейчек, 1984; Г. Крайг, 2000; Е.Т. Соколова, 1986;
Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999), изучены особенности развития личности
подростков, живущих вне семьи (Г.Х. Багандова, М.М. Далгатов, 2010;
Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая, 2001; О.И. Ефимова, А.А. Ощепков 2010; И.В. Дубровина, 1981; В.С. Мухина, 1991; Л.Ф. Обухова, О.А. Шаграева,
1999; Е.Т. Соколова, 1986, и др.).
Вместе с тем выявлены закономерности формирования внутригрупповых
отношений подростков (Л.И. Акатов, 2003; Л.Ф. Анн, 2005; Л.И. Божович,
1995; М.Э. Боцманова, 1980; Я.Л. Коломинский, 1976; И.С. Кон, 1989;
М.Ю. Кондратьев, Ю.М. Кондратьев, 2006; М. Кле, 1991; А.П. Краковский,
1970; Е.К. Личко, 1983; В.С. Мухина, 1998; А.В. Петровский, 1998;
А.Н. Прихожан, 1990; Х. Ремшмидт, 1994; Э. Рутман, 1996; М.Е. Сачкова, 2006;
Л.И. Уманский, 1975; Д.И. Фельдштейн, 1982; Д.Б. Эльконин, 1989; Э. Эриксон,
1996 и др.). Обнаружен также целый ряд особенностей межличностных отношений в группах подростков в школах-интернатах (А.А. Алдашева, 1984;
М.А. Егорова, 2006; М.Ю. Кондратьев, 1997; И. Лангмейер, З. Матейчик, 1991;
В.С. Мухина, 1991; Е.А. Поляков, 2008; А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, 1990;
Л.Ф. Сенкевич, 2006; Н.М. Трофимова, 1982; Н.Ю. Хрящева, 1976, и др.).
Установлено, что этнические особенности сказываются практически в
любых поведенческих проявлениях личности, особенно в межличностном взаимодействии и межличностных отношениях (А.М. Аветян, 2011;
Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко, 2000; Р. Берон и др., 2003;
3.М. Гаджимурадова, 2008; Д.В. Ефимова, 2005; В.Г. Крысько, 2002;
Р.А. Кутбиддинова, А.А. Еромасова, 2009; Д. Майерс, 1997; Е.И. Резников,
2002; М.С. Мурзаев, 2003; Г.У. Солдатова, 2008; С.Х. Халитова, 2010;
Е.Ю. Чеботарёва, 2012, и др.). Вместе с тем остается неясным и дискуссионным
вопрос о том, как влияет полиэтническая среда, в частности, полиэтнический
состав группы, на стратегии поведения личности и межличностные отношения
в группе.
Исходя из того, что факторы, обусловливающие различия и особенности
стратегий поведения и межличностных отношений подростков в условиях различных образовательных учреждений, в том числе полиэтнический фактор, остаются недостаточно исследованными, проблема данного исследования определена как влияние условий образовательной среды и полиэтнического состава
групп на стратегии поведения и межличностные отношения подростков в школах-интернатах и особенности стратегий поведения и межличностных отношений в полиэтнических группах подростков.
Цель исследования – определить влияние условий образовательной среды и полиэтнического состава групп на стратегии поведения и межличностные
отношения подростков в школах-интернатах и особенности стратегий поведения и межличностных отношений в полиэтнических группах подростков в
школах-интернатах.
Объект исследования – стратегии поведения и межличностные отношения в подростковых группах.
Предмет исследования – влияние полиэтнического состава групп на
стратегии поведения и межличностные отношения подростков в школахинтернатах.