Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХРОНОТОПА В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА ЛАНЫ ЯСНОВОЙ)

Работа №179192

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ХРОНОТОПА.ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ХРОНОТОПА В ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА ЛАНЫ ЯСНОВОЙ 9
1.1. Понятие хронотопа в современном языкознании 9
1.2. Значение и функции категорий времени и пространства в
художественном произведении 14
1.3. Названия стихотворений как маркер временных предпочтений Ланы
Ясновой 21
1.4. Состав и структура поля темпоральных номинаторов в текстах Ланы
Ясновой 25
Выводы по главе I 31
ГЛАВА 2. ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ХРОНОТОПА В
ИДИОСТИЛЕ ЛАНЫ ЯСНОВОЙ 33
2.1. Психологический хронотоп и средства его изображения 33
2.1.1. Метафора времени в поэтическом дискурсе 33
2.1.2. Метафора как основное средство изображения свойств времени в
идиостиле Л. Ясновой 37
2.2. Хронотоп как космическая субстанция 41
Выводы по главе II 44
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ ХРОНОТОПА В ПОЭЗИИ Л. ЯСНОВОЙ 46
3.1. Специфика репрезентации концепта «Осень» 46
3.2. Концепт «Небо» как пространственно-временная доминанта лирики Л.
Ясновой 57
Выводы по главе III 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТЕКСТЫ ЛАНЫ ЯСНОВОЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ 82

Поэтический текст является не просто фактом речи, а фактом искусства, отличающимся от других текстов как формально, так и содержательно. С одной стороны, стихотворение оформляется по определенным специфическим законам, по которым слова связываются как «по горизонтали» (как в других текстах), так и по вертикали (с помощью дополнительных мер поэтической речи - стихотворных строк, рифмы, метра и проч.), с другой же стороны, выполняет особую эстетическую, поэтическую роль, предполагая, в основном, не фактуальную информацию, а трансляцию личного отношения поэта, автора к действительности - своеобразное миросозерцание. Поэтому поэзия неоднозначно и многогранно воспринимается читающими - диапазон восприятия ее может колебаться от любви до ненависти.
Например, Л.Н. Толстой говорил, что не восхищается поэзией, и что «писать стихами - то же, что ходить со связанными ногами...». Помимо от-ношения к поэзии как целому, для читателей присуще также определенная «сегрегация» внутри поэтического дискурса - практически любой носитель языка может обозначить не только любимого поэта, но и и того поэта, которого «он не понимает.». Это непонимание никак абсолютно не связано с непониманием фактуальной информации, т.е. той, которая содержится в научном или же деловом тексте. Это непонимание обозначает простую вещь - он мне не близок.
Художественная функция языка на сегодняшний день развивается в условиях художественной практики, в связи с этим, новые поэты, создающие современные поэтические шедевры, оказываются намного ближе к читателю. Сутью особого отношения художественной практики является то, что она, по меткому определению членов Пражского лингвистического кружка, «увеличивает и делает более утонченным умение обращаться с языком вообще, дает возможность языку более гибко приспосабливаться к новым задачам и более богато дифференцировать средства выражения» [Мукаржовский 1967: 426]. При этом очень важно то, что не изменяется язык, а трансформируется поэтический текст. Изменение поэтического текста и средств выражения, а также причины, приводящие к этим изменениям, находятся в фокусе нашего внимания. Мы изучаем языковые средства создания и формирования образа времени в поэзии современного самобытного автора - Ланы Ясновой, чье творчество является прекрасным образцом современного искусства.
Таким образом, тема данного исследования - «Языковые средства со-здания образа времени в поэтическом тексте (на материале поэзии Л. Ясновой)».
Акцентированное внимание и интерес ученых к исследованию пространственно-временных представлений, а также способов их воплощения в структурировании разных картин мира [Е.Б. Артеменко 2003, Н.Д. Арутюнова 1997, Е.Г. Брунова 2007, В.Г. Гак 2000, С.Г. Проскурин 1990, Т.М. Филоненко 2004, Е.С. Яковлева 1994] объясняется общефилософским пониманием пространства и время как категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их событие, сосуществование (в пространстве), с другой - процессы смены их друг другом (во времени), продолжительность их существования. Пространство и время являют собой несущую конструкцию любой известной до сих пор объяснительной картины мира.
Другими словами, способность человека познавать мир и осознавать себя в нем, через представление фундаментальных параметров бытия, определив, хотя бы приблизительно, пространственные масштабы, ритмику пере-мены во времени всех реальных и потенциальных природных и социальных систем. В границах культурологического подхода пространство определяются как «атрибутивные характеристики бытия человека в культуре, универсалии культуры» [Забродина 2004: 7]. Именно как пространство и время формируют несущую, основную ось картины мира, специфика в восприятии этих категорий тоже составляют определенную структурную систему, образуя связь между такими разными культурными дисциплинами, как философия и религия, образование и эстетика, которые также являются гносеологической посылкой в деле получения информации и знаний о пространстве и времени.
В итоге, восприятие указанных категорий и их специфика указывает на восприятие явлений культуры и отношение к ним. С другой же стороны, сам образ пространства и времени создается под влиянием ряда концептов куль-туры, являясь определенным и обусловленным аксиологическим и семантическим содержанием культуры, поэтому, сами они «имеют смысловую наполненность и обладают определенной культурной степенью ценности» [там же 2004:16].
Тема является актуальной по целому ряду причин:
- во-первых, осмысление и понимание художественной картины мира определенного поэта требует знания ряда кодов, своеобразных ключей к «расшифровке»; каковыми и являются индивидуальные языковые средства формирования образа времени, явленные в поэтическом идиостиле;
- во-вторых, малоизученным является «культурный парадокс» поэзии и творчества Ланы Ясновой: так, это «женская поэзия» со всеми присущими ей признаками - посыл к любимому, метафоричность образов, дискурс о нежности, красоте. С другой же стороны, мы наблюдаем высокий философский уровень, характерный для поэзии мужчин (это объясняется тем, что автор лингвист - доктор наук); Получается, что происходит определенная борьба гендера с интеллектом;
- в-третьих, несмотря на то, что поэтические произведения Ланы Ясновой и отличаются многоаспектностью и разнообразием образного и языкового компонентов, выбором нестандартных, свойственных уникальному авторскому стилю изобразительных средств, они практически остаются не изученными ни в литературоведении, ни в лингвистике. Поэтому, в рамках данного исследования мы попытались определить место такой универсальной «меры бытия и сознания», категории, как время, в онтологической картине мира современного поэтессы.
Объектом исследования выступает язык поэзии Ланы Ясновой. Предметом являются языковые средства формирования образа времени в творчестве поэтессы.
Материалом для изучения является четыре сборника:
- «В одинокость не веря...» (Белгород, 2008);
- «Детерминизм гендера: Исповедь лирической героини» (Белгород, 2011);
- «Многоточие.» (Москва, 2014);
- «Зеркала» («Союз писателей», Новокузнецк, 2015);
Цель работы обусловливается проблематикой выбранной нами темы и состоит в определении и выделении специфических средств языка формирования образа времени в поэзии Ланы Ясновой.
Для выполнения данной цели способствует решение ряда задач:
1) изучить накопленный теоретический материал по проблематике темпоральности и хронотопа в современной лингвистике;
2) определить значение и смысловое наполнение категорий пространства и времени в художественном произведении;
3) выявить ключевые образные средства, используемые в художественном творчестве Л. Ясновой при описании явления времени;
4) выявить индивидуально-авторские смыслы, которые приобретают ключевые концепты времени в поэзии Ланы Ясновой;
5) сделать выводы о специфике описания и выражения времени в поэзии Л. Ясновой.
Теоретико-методологическую базу магистерской диссертации составили работы в области стилистики художественной речи в области стили-
стики художественной речи (В.В. Виноградов, В.М. Жирмунский, Б.А. Ларин, М.Ю. Лотман, И.П. Абдалян, М.Н. Кожина и др.), когнитивной лингвистики и лингвокультурологии (Г.Г.Слышкин, Ю.С. Степанов, В.В. Красных, Н.Ф. Алефиренко, В.А. Маслова, В.Н. Телия и др.), исследования, посвященные теории интертекстуальности (И.И. Чумак-Жунь,
В.П. Москвин, Н.А. Фатеева, Д.Б. Гудков и др.), фундаментальные положения о связи языка и мышления, языка и общества (А. А. Потебня, Ф. де Соссюр, М.М. Бахтин, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский и др), исследования, направленные на изучение хронотопа в литературных произведениях (А.А. Ухтомский, Ю. Бахтин, Л.В. Казанцева, О.А. Мальцева, Н.Д. Тамарченко, Ю.В. Шатин и др.).
Методы исследования. В настоящей работе используется ряд методов, такие как индуктивно-дедуктивный метод, обозначающий наблюдение, классификацию, анализ и синтез изучаемых явлений; контекстный метод, учитывающий текстовое окружение образного средства. Были использованы методы статистической обработки данных, метод сравнения окказиональных образований с узуальными, а также метод описания фактического материала.
Структура работы: работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования было определение специфики языковых средств создания образа времени в поэтических текстах Ланы Ясновой. Для достижения указанной цели нами были поставлены определенные задачи, и сформулирован ряд выводов.
В итоге, можно сказать, что хронотопом называется определенная формально-содержательная категория, выраженная в единстве пространства и времени, отраженных в художественном произведении. Более того, хронотоп является инструментом отражения и постижения реальности. Хронотоп имеет два уровня - формальный и содержательный. Функциями хронотопа являются:
- Организация и структурирование художественного мира;
- Освоение изображаемой действительности;
- Раскрытие эстетических и нравственных взглядов писателя, его мировоззренческой концепции;
- Жанрообразующая и сюжетообразующая задача, синтезирующая функция.
Темпоральные структуры являются ключевыми в смыслообразующем идиолекте Ланы Ясновой, что подтверждается комплексным анализом темпоральной лексики в поэтических произведениях. Так, используется
1) анализ хрононимов наименования произведений,
2) анализ темпоральных номинаторов.
Анализ хрононимов и темпоральной лексики поэтессы показал, что время представлено в самых разнообразных номинациях. От циклического - времени суток, года, месяцев, до эсхатологического (названия религиозных праздников), исторического (события в истории). При этом, доминантными в творчестве поэта являются образы ночи и осени, а образ конкретного времени представлен обычно в личностном восприятии, посредством метафорических моделей. Лирическая героиня творчества находится в «культурно- маркированном» времени, о чем свидетельствует перекликание названий стихотворений с прецедентными названиями.
Индивидуально-авторская языковая картина мира довольно специфична, что отражает структура и состав семантического временного поля. Количественный и качественный анализ подтвердил выводы, сделанные по результатам анализа названий стихотворений. Так, доминирующей номинацией оказалась номинация циклических природных явлений, где превалируют явление осени и ночи.
Представляется важным, что в исследуемом творчестве значительное место занято номинацией временных отрезков неопределенной длительности. При этом, «неопределенность» и «сверхдлительность» служит свидетельством особого места абстрактного времени-космоса в творчестве Л. Яс- новой.
Однозначно, время представляется в динамике, что подтверждает обилие лексем с общим значением линейности, а также их актуальности - время начала, время сегодня, и т.п.
Самые маленькие группы служат для обозначения конкретных временных событий или явлений.
Таким образом, следует отметить, что художественное время является важнейшим элементом творчества, отражающим авторский замысел и завершающим смысловую картину. Можно отметить, что время существует как универсальная, объективная категория всякого бытия, как человека, так и поэзии, а с другой стороны, время можно наблюдать как отражение в антропоморфном виде бытия в языке, поэзии, творчестве, и разных других видах творческой деятельности.
Пространство, отраженное в художественном произведении как преобразование действительности, имеет не только эстетический, но и содержа-тельный смысл. При этом пространство является ключевым, неотъемлемым элементом художественной картины мира, в котором развиваются события, а также идейно-эмоциональная жизнь героев.
Пространство и время являются фундаментальными понятиями литературы, составляющих систему координат восприятия и отражения реального мира. Эти категории являются формой существования художественного мира как такового, соединяя в себе пространственно-временные характеристики, мысли и образ героев, отражающих мировоззрение автора, его отношения к существующей социальной действительности. Пространственно-временная категория является структурообразующим элементом художественного про-изведения, являясь неразрывной единицей - хронотопом.
Специфика обозначения времени в идиостиле поэтессы Л. Ясновой выражается в следующих аспектах:
Космическое, абстрактное естественное время, вечное, не имеющее конца и начала, является главным объектом описания в ее творчестве;
Образ времени является не изолированным, а подобно хронотопу, определяемому М.М. Бахтиным как «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений», т.е. как «время-пространство»;
Главным способом изображения времени через образы является метафора.
Так, поэтессой постоянно используются приемы метафоры, сравнения, сближающие понятия, и позволяющие передавать сложное образное и текстовое содержание.
Превалирование использования метафор не случайно, так как оно помогает отходить от обычного, обывательского взгляда на мир. Метафорический язык в поэтическом тексте направлен на эмоционально-экспрессивное отражение окружающей действительности.
Основой образа времени в творчестве Ланы Ясновой являются основные метафорические модели, являющиеся, во-многом, традиционными
- время - живое существо , время - бегущее существо, время - дорога, время - жидкость, время - черёд. Во многом, именно благодаря этим метафорам удается точно описать такие специфические свойства времени как бесконечность, линейность, необратимость, цикличность, и т.д.
Однако, в текстах поэтессы время и описывается, и осмысляется специфически и неоднозначно. Время в субъективном смысле имеет широкий, объемный характер, большим, чем у времени физического, объективного.
Творчество Л. Ясновой изображается в духе космизма, где время - глобальная и недостижимая, неизмеримая субстанция.
При этом, субстанция приобретает определенный индивидуальный, авторский смысл, осмысливаясь как астральный субъект, как космос. Поэзия рассматриваемого автора характеризуется размытостью гранью миров, поту-сторонним, где земное переходит в космическое пространство, а историческое время, в духе космизма, переходит в вечность.
В третьей главе мы выявили, что отбор языковых средств определяется не только спецификой языковой личности поэта. В поэзии Ланы Ясновой явно видна и прослеживается самобытная, но в то же время характерная для русской философии идея глобализма и глобализации. Поэтические текста, использованные нами для анализа, подтверждают вышеуказанный вывод, посредством использования номинаций и интерпретаций глобального, а также их соотнесения с обычными, рядовыми темпоральными номинаторами, например, осенью.
В поэзии Ланы Ясновой осень представлена чем-то странным, необычайным и фантастическим, которое несет в себе изменения, и является определенным толчком для дальнейшего творчества.
Осень представлена как время изменений, настоящего перехода, перетекания из одного состояния в другое. А учитывая специфику творчества поэтессы, можно сказать, что осень является для нее определенным образом перехода конкретного времени к времени вечному. Время при этом в этот се-зон года крайне нестабильно и изменчиво, поэтому, рассуждая об эмоциональной стороне человеческой природы, Л. Яснова использует образ осени для отражения эмоционального состояния человека. Здесь возникают образы и осеннего тоскливого, болезненного состояния, и осеннего настроения, но и, при этом, вдохновения поэта.
С помощью предметов и событий земного времени и пространства, в частности, осени, поэт выражает свое миросозерцание и мироощущение.
Одним из основных принципов творчества поэтессы является принцип изменения, нарушения границ как времени, так и пространства, что является имманентной чертой русского космизма.
Образ неба, его исследование показывает, что при его описании используются средства номинации, а также интерпретации глобального, посредством лексем с семантикой беспредельного пространства.
Целый ряд лексем - бесконечность, пространство, вечность, мироздание, время, сверхпостоянность являются определенными частотными единицами на протяжении творческого пути поэтессы. Анализируя словарные толкования, видно, что эти слова обозначают не только лишь бесконечность пространства, но и бесконечность времени, определенный образ континуума, в котором и существует сам поэт.



1. Кошарная С.А. В одинокость не веря... Лирика / С.А. Кошарная. Белгород: ИПЦ «Политерра», 2008. - 112 с.
2. Яснова Л. Детерминизм гендера, или Исповедь лирической героини. Опыт стихотерапии / Лана Яснова. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2011. - 295 с.
3. Яснова Л. Многоточие. Лирика / Лана Яснова. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 144 с.
4. Яснова Л. Зеркала / Лана Яснова. - Новокузнецк: Союз писателей, 2015. - 96 с.
II. Литература
5. Ардентов Б. П. Выражение времени в языке: Лекции по спецкурсу / Б.П. Ардентов. - Кишинёв: Кишинев. гос. ун-т, 1975. - 131 с.
6. Артеменко Е.Б. Язык русского фольклора и традиционная культура (опыт интерпретации) / Е.Б. Артеменко // Славянская традиционная культура и современный мир: сб. материалов научн. конф. - М., 2003. - Вып. 5. - С. 7¬21.
7. Арутюнова Н.Д. Время: модели и метафоры / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. Ред. Н.Д. Арутюнова. - М.: Ин- дрик, 1997. - С.51-61.
8. Аскарова А. X. Семантические процессы в рамках лексико-семантического макрополя времени (на материале русского, английского и немецкого языков): Дисс.... канд. филолог, наук / А.Х. Аскарова.- Саратов: Саратов. гос. ун-т., 1992. - 192 с.
9. Аскин Я.Ф. Проблема времени / Я. Ф. Аскин. - М.: Мысль,1966. - 200 с.
10. Ахманова О. С. Очерки по общей и русской лексикологии / О.С.Ахманова. - М.: Гос. учебно-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1957. - 294 с.
11. Бакшеева О. О. Видовременные системы и когнитивные сферы «пространство» и «время» / О.О.Бакшеева // Текст: варианты и интерпретации: Сб.ст. - Бийск: НИЦ БГПИ, 1998. - С. 104-110.
12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. / М.М. Бахтин - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
13. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эс-тетики. Исследования разных лет. - М.: Худ. лит, 1975. - С. 234-407.
14. Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности / Т.Н. Березина // Психологический журнал. - 1998. - Т.19. - № 4. - С. 13-26.
15. Блэк М. Метафора / М. Блэк // Теория метафоры. Пер. М. А. Дмитровской. - М.: Прогресс, 1990. - С. 172.
16. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 18-36.
17. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление) / А.В. Бондарко.- М.: Просвещение, 1971.
18. Бондарко А.В. К вопросу о временных отношениях / А.В. Бондарко // Типология. Грамматика. Семантика. - СПб.: Наука, 1998. - С. 157-173.
19. Брудный А.А. Экспериментальный анализ психологии процесса понимания / А.А. Брудный // Материалы Всесоюзного съезда об-ва психологов. - Тбилиси, 1971. - С. 301-302.
20. Брунова Е.Г. Пространство, время и число в древнеанглийском заговоре / Е.Г. Брунова // Филологические науки. - 2005. - №2. - С. 59-67.
21. Брутян Г. А. Язык и картина мира / Г.А. Брутян // Философские науки. - 1973.- № 1. - С. 108-110.
22. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М.; Л.: Учпедгиз, 1947. - 487 с.
23. Володин Э.Ф. Специфика художественного времени / Э.Ф. Володин // Вопросы философии. - 1978, № 8. - С. 132-142.
24. Всеволодова М. В. Способы выражения временных отношений в современном русском языке / М.В. Всеволодова. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 284 с.
25. Вышкин Е. Г. О двух аспектах приложения концепта «время» в лингвистике и в лингвистической метатеории / Е.Г. Вышкин // Прагматика форм речевого общения: Межвуз. сб. науч. тр. - Самара: Самар. ун-т, 2001. - С. 13-16.
26. Гак В.Г. Пространство времени / В.Г. Гак // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. Ред. Н.Д. Арутюнова. - М.: Индрик, 1997. - С.11-26.
27. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Едиториал УРСС, 2004.
28. Гачев В.Д. Европейские образы Пространства и Времени / В.Д. Гачев //Культура, человек и картина мира. - М.: Наука, 1987. - С.198¬227.
29. Гилева Е.П. Когнитивные аспекты неграмматической представленности концепта времени. Автореферат дисс. ... канд. филол. наук / Е.П. Гилева. - Барнаул, 2002. - 18 с.
30. Головаха Е.И., Кроник, А.А. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев: Наукова думка, 1984. - 207 с.
31. Г орбатенко О. А. Ретроспективная и перспективная модели в определении момента времени суток: (языковая картина мира) / О.А. Горбатенко // Речь. Речевая деятельность. Текст. - Таганрог, 2000. - С. 31-33.
32. Горбатенко О. А. Система и функционирование лексем русского языка со значением единиц измерения времени в свете учения о языковой картине мира: Автореферат дисс. ... канд. филол. наук. / О.А. Горбатенко. - Таганрог: Таганрог. гос. пед. ин-т, 2001. - 22 с.
33. Грушина Н.Б. Концепт «время» в дискурсе современных художественно-публицистических журналов: на материале журнала «Новый мир»: Автореферат дисс. ... канд. филол. наук. / Н.Б. Грушина. СПб: Санкт-Петерб. гос. ун-т, 2002. - 16 с.
34. Дашевская О.А. Структура действия в современной советской драматургии (пространственно-временная организация). Автореф. дис. канд. / О.А. Дашевская - Томск, 1987. - 18 с.
35. Дейк Т.А. К определению дискурса [Электронный ресурс], 1998. URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm(дата обращения: 07.11.2015).
36. Дешериева Т. И. Лингвистический аспект категории времени в его отношении к физическому и философскому аспектам / Т.И. Дешериева // Вопросы языкознания. - 1975. - №2. - С. 111-118.
37. Джуанышбеков Н.О. Проблемы современного сравнительного литературоведения. Дис. доктор. / Н.О. Джуанышбеков - Алматы: КазГУ, 1996.
- 434 с.
38. Дырдин А.А. Диалектика памяти. (Человек и время в повести В. Распутина «Живи и помни») / А.А. Дырдин // В кн.: Современный советский роман. Философские аспекты. - Л.: Наука, 1979. - С. 178-194.
39. Елеукенов Ш.Р. От фольклора до романа-эпопеи. / Ш.Р. Елеукенов
- Алма-Ата: Жазушы, 1987 - 352 с.
40. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т / Т.Ф. Ефремова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. - 487 с.
41. Забродина О. В. Восприятие пространства и времени: историко-культурный и аксиологический аспекты: Автореф. дис. .канд. культурологии Текст. / Забродина О. В. - Красноярск, 2004. - 20 с.
42. Звездова Г. В. Русская именная темпоральность в историческом и функциональном аспектах / Г.В. Звездова. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун¬та, 1996. - 144 с.
43. Золотова Г.А. К вопросу о релятивизации времени в тексте / Г.А. Золотова// Языковые и культурные факты и ценности (к 70-летию Ю.С. Степанова). М., 2001. — С. 335-345.
44. Измайлов Н.Г. Соотношение хронотопа с художественным методом / Н.Г. Измайлов // В кн.: Проблема комплексности изучения художественного творчества. - Казань: КГУ, 1980. - С. 162-166.
45. Казарян В.П. Темпоральность и естественные науки / В.П. Казарян // Феномен времени. - 2005. - Т.2. - Вып. 2. - С. 22-50.
46. Кандрашина Е.Ю. Представление знаний о пространстве и времени в интеллектуальных системах / Е.Ю. Кандрашина. - М.: Наука, 1989.
47. Капленко В.Н. Функционирование темпоральных существительных в поэтическом тексте: Автореф. дис. канд. филол. наук / В.Н.Капленко. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т., 1997. - 20 с.
48. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. /
Ю.Н. Караулов. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 263 с.
49. Караулов Ю. Н. Языковое время и языковое пространство /
Ю.Н. Караулов // Вестник МГУ: Сер. Филология. 1970. - №1. - С. 61-73.
50. Клименко А. П. Существительные со значением времени в современном русском языке: Автореферат дисс. канд. филол. наук /
А.П. Клименко. - Минск: Белорус. гос. ун-т., 1965. - 19 с.
51. Князев Ю.П. Настоящее время: семантика и прагматика / Ю.П. Князев // Логический анализ языка. Язык и время. - М.: Индрик, 1997. - С.44-67.
52. Ковтунова И.И. Поэтическая речь как форма коммуникации / И.И. Ковтунова // Вопросы языкознания. - 1986. - № 1. - С. 3-13.
53. Коннова М.Н. Концептуальные метафоры времени в английском языке. Автореферат дисс. ..канд.филол. наук / М.Н. Коннова. - М., 2007. - 25 с.
54. Копыленко О.М. Экспериментальное исследование влияния смысловой структуры текста на его понимание / О.М. Копыленко // Тез. VI Все-союзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М. :Языкознание, 1978.- С. 93-94.
55. Кошарная С.А. Языковая личность в контексте этнокультуры / С.А. Кошарная. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. - 140 с.
56. Краснухин К.Г. Три модели индоевропейского времени на материале лексики и грамматики// Логический анализ языка. Язык и время / Отв. Ред. Н.Д. Арутюнова. - М.: Индрик, 1997. - С.62-77.
57. Кронгауз М.А. Семантическая типология: время и пространство / М.А. Кронгауз // Язык и культура: Факты и ценности: К 70-летию Юрия Сергеевича Степанова. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - С. 325-333.
58. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения: Роль языка в познании мира. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
59. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения / Е.С. Кубрякова // Текст. Структура и семантика. - Т.1. - М., 2001. - С.72-81.
60. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под. ред. А. Н. Баранова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 27.
61. Лесскис Г.К. Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Г. Лесскис, К. Атарова.- М.: Радуга, 2007. - 224 с.
62. Логический анализ языка. Язык и время / Отв. Ред. Н.Д. Арутюнова. - М.: Индрик, 1997. - 352 с.
63. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Труды по русской и славянской филологии XI. Литературоведение. Вып. 209. - Тарту, 1968. - С. 5-51.
64. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста (структура стиха) / Ю.М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1972. - 271 с.
65. Лотман Ю. М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров: Статьи, исследования, заметки. - СПб.: Искусство- СПб, 2002. - С. 297-302.
66. Львов A.C. Выражение понятия времени в «Повести временных лет» / A.C. Львов. // Русская историческая лексикология.- М.: Наука, 1968.- С.20-39.
67. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика / В.А. Маслова. - Минск: ТетраСистемс, 2005. - 256 с.
68. Медриш Д.Н. Структура художественного времени. //Некоторые вопросы русской литературы / Д.Н. Медриш // Ученые записки Волгоград¬ского педагогического института им. А.С. Серафимовича. Вып. 21. - Волгоград, 1967. - С. 80-115.
69. Мифы народов мира. Энциклопедия. Гл. ред. Токарев С.А. - М.:Мысль, 2008. - 1147 с.
70. Михеева Л.Н. Время в русской языковой картине мира: лингвокультурологический аспект: Автореферат дисс. доктора филол. наук / Л.Н. Михе-ева. - Москва, 2004. - 25 с.
71. Моисеев А.И. Слова со значением времени в современном русском языке / А. И. Моисеев // Слово в лексико-семантической системе языка. - Л.: Изд-во ЛГПИ, 1972. - С. 92-95.
72. Молчанов В.И. Проблема времени в современной науке /
В.И. Молчанов. - М.: Наука, 1990. - 136 с.
73. Мордвинов А.Б. Формирование темпоральной семантики /
А.Б. Мордвинов // Синтаксис текста. - М.: Наука, 1979. - С. 214-225.
74. Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический язык / Я. Му-
каржовский // Пражский лингвистический кружок: Сб. статей. -
М. :Языкознание, 1967. - С. 406-432.
75. Нурахметов Е.Н. Роль акцентного выделения в пространственно временной организации художественного текста / Е.Н. Нурахметов // Пространственно-временная и ритмическая организация текста // Сб. науч. трудов. - М.: МГПИ, 1986. - С. 18-19.
76. Падучева Е.В. К семантике слова время: метафора, метонимия, метафизика / Е.В. Падучева // Поэтика. История литературы. Лингвистика: Сб. к 70-летию В. В. Иванова. - М.: ОГИ, 1999. - С. 761-776.
77. Падучева Е.В. Пространство в обличии времени и наоборот (к типологии метонимических переносов)// // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. Ред. Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С.239-254.
78. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов / А.Ф. Папина. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 367 с.
79. Петров В.В. От философии языка к философии сознания. Новые тенденции и их истоки / В.В. Петров // Философия, логика, язык. - М.: Мысль, 1987.- С. 3-17.
80. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский. - М.: Учпедгиз, 1956. - 544 с.
81. Плунгян В.А. Время и времена: к вопросу о категории числа /В.А. Плунгян // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. Ред. Н.Д Арутюнова. - М.: Индрик, 1997. - С.158-169.
82. Покровский M. М. К вопросу о словах, обозначающих время / М.М. Покровский / М.М. Покровский // XAPIZTHPIA. - M.: Императорская типо-графия, 1896. - С. 349-360.
83. Поспелов Н. С. Мысли о русской грамматике. Избранные труды / Н.С. Поспелов. - М.: Госиздат, 1990. - 179 с.
84. Потаенко Н. А. К языковому освоению временной структуры действительности / Н.А. Потаенко // Вопросы языкознания. - 1984. - № 6. -
С. 43-53.
85. Потаенко Н. А. Языковая темпоральность: содержательные аспекты/ Н.А. Потаенко. - Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - 310 с.
86. Проскурин С.Г. О значениях «правый-левый» в свете древнегер-манской лингвокультурной традиции / С.Г. Проскурин // Вопросы языкозна-ния. - 1990. - № 5. - С. 37-49.
87. Резанова 3. И. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: идеи, методы, решения / З.И. Резанова // Вестник Томского госу-дарственного университета. Сер. Филология. - 2010. - № 1 (9). - С. 26-43.
88. Рябцева Н.К Оценка в языке и речи: аксиологические модели времени / Н.К. Рябцева // Язык и естественный интеллект. - М.: Academia, 2005, - С. 146-163.
89. Савельева В.В. Художественный текст и художественный мир / В.В. Савельева - Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. - 192 с.
90. Светлакова О.А. Художественное время и пространство в романе Сервантеса «Дон Кихот». Дис. канд. / О.А. Светлакова - Л., 1985. - 207 с.
91. Слепухов Г.Н. Художественное пространство и время как объект философско-эстетического анализа. Автореф. дис. канд. - Москва, 1979. - 21 с.
92. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник / Сост.: И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. - М.: Интрада, 1996. - 320 с.
93. Степанов Ю.С. Время // Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования / Ю.С. Степанов. - М.: Языки русской культуры, 1997. - 824 с.
94. Стопочева-Мойер А.Ю. Время в контексте языка и культуры: минимальные единицы членения. - М.: Макс Пресс, 2000. - 156 с.
95. Тарасова Е. В. Время и темпоральность / Е.В.Тарасова. - Харьков: Основа, 1992. - 136 с.
96. Тарланов 3. К. Язык. Этнос. Время. Очерки по русскому и общему и языкознанию / З.К. Тарланов. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводск, гос. ун¬та, 1993. - 222 с.
97. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / В.Н. Телия; АН СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1986. - 143 с.
98. Толстой Н.И. Времени магический круг (по представлениям славян) // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. Ред. Н.Д. Арутюнова. - М.: Индрик, 1997. - С.17-27.
99. Тураева З.Я. Категория времени: время грамматическое и художественное. - М.: УРСС, 1979. - 216 с.
100. Ухтомский А.А. Письма // В кн.: Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке / Ред. коллегия Б.Н. Агапов и др. Сб. 10. / А.А. Ухтомский - М.: Наука, 1973. - 480 с.
101. Фаликова Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики / Н.Э. Фаликова // В кн.: Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск: ПГУ, 1992.- С. 45-58.
102. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров - Рига: Зинатне, 1988. - 456 с.
103. Филоненко Т.М. Фразеологический образ в языковых моделях пространства, времени и количества: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Т.М. Филоненко. - М.: МПГУ, 2004. - 41 с.
104. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма / Г.М. Фридлендер - М.: Наука, 1971. - 296 с.
105. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. - Л.: Госиздат, 1925-1927. - 212 с.
106. Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1977. - 168 с.
107. Щепин А. Г. Лексико-грамматическое поле времени в современном русском языке (время в поэтической речи) / А.Г. Щепин. - Иркутск, 1974. - 84 с.
108. Яковлева Е.С. Пространство. Время. Восприятие / Е.С. Яковлева. - М.: Гнозис, 1994. - 344 с.
109. Яковлева Е.С. Час в русской языковой картине времени / Е.С. Яковлева // Вопросы языкознания. - № 6. - 1995. - С. 54-76.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ