ТЕМА ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО («ЛЕС», «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ», «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ», «БЕСПРИДАННИЦА») И А.П. ЧЕХОВА («ЧАЙКА»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕМА ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ
А.Н. ОСТРОВСКОГО («ЛЕС», «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ», «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ», «БЕСПРИДАННИЦА») 8
1.1. Образная система и композиция пьес А.Н. Островского 8
1.2. «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений»: усиление
психологизма в поздней драматургии А.Н. Островского 32
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИИ А.Н. ОСТРОВСКОГО В ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА «ЧАЙКА» 38
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТУРГИИ А.Н. ОСТРОВСКОГО И А.П. ЧЕХОВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 57
3.1. Анализ учебно-методических комплексов по литературе за 10 класс 57
3.2. Конспект обобщающего урока по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ГЛАВА 1. ТЕМА ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ
А.Н. ОСТРОВСКОГО («ЛЕС», «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ», «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ», «БЕСПРИДАННИЦА») 8
1.1. Образная система и композиция пьес А.Н. Островского 8
1.2. «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений»: усиление
психологизма в поздней драматургии А.Н. Островского 32
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИИ А.Н. ОСТРОВСКОГО В ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА «ЧАЙКА» 38
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТУРГИИ А.Н. ОСТРОВСКОГО И А.П. ЧЕХОВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 57
3.1. Анализ учебно-методических комплексов по литературе за 10 класс 57
3.2. Конспект обобщающего урока по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
Традиции и новаторство - взаимосвязанные стороны литературного процесса, понятия, характеризующие в нём преемственность и обновление, а также соотношение наследуемого и создаваемого.
Творческие искания подлинных талантов всегда опираются на художественный опыт предшественников, и прежде всего, на национальные художественные традиции. Литература каждого народа имеет свой собственный опыт, который в ходе исторического развития воплощает в себе наиболее устойчивые национально своеобразные черты художественного мышления, передающиеся новым поколениям писателей и получающие продолжение и развитие в их творчестве.
Новая эпоха обычно ставит перед писателем новые задачи, требующие для их решения новых художественных открытий, которые, однако, возможны только в процессе творческого развития традиций. Отношение писателя к традициям - существенная сторона его творческой программы, позиции в литературной борьбе, оно во многом определяет его место в литературном движении своего времени. В этом смысле развитие традиций каждым писателем - процесс сознательный, целенаправленный, что сказывается не только в его художественном творчестве, но и в программных изъявлениях, декларациях, манифестах, критических выступлениях. Вопросу о традиции и новаторстве посвящены работы В.Г. Боборыкина, З.Г. Галинской, М.О. Чудаковой, Р.Г. Апресян, А.А. Гусейновой.
Поскольку преемственность - одна из важнейших черт историко-литературного процесса, то изучение литературных традиций и их влияния на становление художественного мышления того или иного автора - проблема, которая постоянно находится в поле зрения исследователей. Этим и обусловлена актуальность нашей работы.
Литературное наследие А.Н. Островского и А.П. Чехова предлагает обширный круг вопросов и проблем для изучения. Мы же в своей дипломной работе обратились к изучению темы искусства в пьесах А.Н. Островского и А.П. Чехова, к выявлению и анализу художественно-эстетических взглядов А.Н. Островского и их преломлению в драматургии А.П. Чехова. Существует немало литературоведческих работ, статей, монографий, посвященных исследованию писательского наследия этих двух авторов в отдельности.
Сегодня драматургия А.Н. Островского, «великого мастера» (как назвал Островского И.А. Гончаров), представляется нам вполне традиционной. Но нельзя забывать, что для своего времени она была глубоко новаторской. Как пишет в книге «Мастерство Островского» Е. Холодов: «Островский мог с полным правом сказать о себе, что он «создал целый русский театр» не только потому, что он написал за свою жизнь десятки превосходных пьес, ставших украшением репертуара, но ещё и потому, что он дал русской сцене образцовые произведения в самых различных жанрах» [Холодов 1967: 57]. Он написал комедии, хроники, картины из московской жизни, сцены из жизни захолустья, сцены из народной жизни, семейные сцены. Но «целый русский театр» Островский создал не только в том смысле, что дал сцене большой и разнообразный театр, но и в том, что его самобытное драматическое искусство оказало мощное влияние на формирование реалистического искусства, по крайней мере, двух поколений русского актёрства» [Холодов 1967: 58].
До Островского на русской театральной сцене господствовали пере-водные драмы, комедии и водевили. На сцене было всё, что угодно, только не русская жизнь. А.Н. Островский бросает вызов господствующим формам драматургии, выводит на сцену нового героя, которым стал простой русский народ, «низы», третье сословие. А его пьесы в целом представляются, по определению А. Добролюбова, «пьесами жизни». Следовательно, требовалось создать новую школу актёрской игры, которая соответствовала бы эстетическим принципам «пьес жизни». Сам А.Н. Островский писал: «Чтобы зритель остался удовлетворённым, нужно, чтоб перед ним была не пьеса, а жизнь, чтоб была полная иллюзия, чтоб он забыл, что он в театре. Поэтому нужно, чтобы актёры, представляя пьесу, умели представить ещё и жизнь, то есть, чтобы они умели жить на сцене» [Цит. по: Лобанов 1989: 38].
Е. Холодов пишет о том, что театр Островского - «это не только репертуар и не только труппа. Театр - это ещё и публика» [Холодов 1967: 59]. Островский не смог бы создать «целый русский театр», если бы не воспитал «публики, понимающей и чувствующей» его «пьесы жизни».
Итак, мы обращаемся к А.Н. Островскому как к создателю нового для русской литературы «народного театра».
Серьёзное изучение биографии, собирание неизвестных текстов А.Н. Островского было начато, в сущности, лишь с 1923 года, когда было издано несколько сборников, посвященных писателю. Они положили основание главным научным направлениям в исследовании его творчества. Были опубликованы письма, дневники писателя, театральные записки и речи, появлялись работы и об отдельных произведениях драматурга. В 1937 году С.К. Шамбинаго опубликовал очерк жизни и творчества Островского. Несколько позже вышли в свет монографии С.Н. Дурылина, К.Н. Державина, А.И. Ревякина. На сегодняшний день наибольший интерес представляют работы А.Л. Штейна, В.В. Тихомирова, В.Я. Лакшина.
В драмах А.П. Чехова, так же как и в «пьесах жизни» А.Н. Островского, социально-историческая коллизия, выражающая наиболее острые конфликты современности, становилась непосредственной основой драматического действия. Чехов, писатель новой эпохи, чутко передаёт настроение и устремление людей своего времени.
Изучению творчества А.П. Чехова также посвящено немало монографий и статей. Одни из этих работ имеют характер историко-литературных исследований [Паперный, 1982; Бердников, 1984; Балухатый, 1976; Ревякин, 1974; Лотман, 1961; Холодов, 1975], другие работы ориентируются на нужды школы, обращены к учителю и имеют, в основном, методическое значение: работы М. Семановой, А. Озеровой, М. Сосницкой, статьи А. Липаева, Г. Бочарова и других.
Но, несмотря на такое многообразие работ о биографии и творчестве этих писателей, практически отсутствуют работы, посвящённые преемственности, изучению традиций драматургии А.Н. Островского в творчестве А.П. Чехова.
Объект исследования - пьесы А.Н. Островского «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Бесприданница» и комедия А.П. Чехова «Чайка».
Предмет исследования - художественные традиции А.Н. Островского в творческой манере А.П. Чехова.
Целью исследования является выявление драматургических приёмов А.Н. Островского, повлиявших на создание художественного мира А.П. Чехова «Чайка».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- рассмотреть художественную ткань пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова;
- охарактеризовать идейно-эстетическую позицию А.Н. Островского в решении темы искусства;
- выявить художественные приёмы, используемые А.Н. Островским в указанных пьесах;
- проследить реализацию художественно-эстетических принципов драматургии А.Н. Островского в пьесе А.П. Чехова «Чайка».
Методы исследования: структурный, сравнительно-типологический.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут найти применение в школьном курсе литературы при изучении творчества А.Н. Островского и А.П. Чехова.
Работа прошла апробацию на XI Международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2019: проблемы истории и филологии» (17-19 апреля 2019 г.), по результатам выступления на форуме опубликована статья «Своеобразие сюжетно-композиционной организации пьесы А.Н. Островского “Лес”».
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель и задачи.
В первой главе предпринимается попытка исследования художественного мира пьес А.Н. Островского «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Бесприданница», анализируется образная система и композиция пьес, акцентируется внимание на усилении психологизма в поздней драматургии А.Н. Островского, а также рассматриваются идейно-эстетические взгляды драматурга, его представления о назначении, о преобразующей роли искусства.
Во второй главе предметом анализа стала пьеса А.П. Чехова «Чайка». Рассмотрение системы персонажей и композиции пьесы, используемых авто-ром приёмов даётся сквозь призму решения проблемы традиций и новаторства.
В третьей главе даётся обзор представленных в методических рекомендациях уроков по изучению драматургии А.Н. Островского в школьном курсе литературы, предлагается конспект обобщающего урока по изучению пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».
В заключении подводятся итоги работы.
Творческие искания подлинных талантов всегда опираются на художественный опыт предшественников, и прежде всего, на национальные художественные традиции. Литература каждого народа имеет свой собственный опыт, который в ходе исторического развития воплощает в себе наиболее устойчивые национально своеобразные черты художественного мышления, передающиеся новым поколениям писателей и получающие продолжение и развитие в их творчестве.
Новая эпоха обычно ставит перед писателем новые задачи, требующие для их решения новых художественных открытий, которые, однако, возможны только в процессе творческого развития традиций. Отношение писателя к традициям - существенная сторона его творческой программы, позиции в литературной борьбе, оно во многом определяет его место в литературном движении своего времени. В этом смысле развитие традиций каждым писателем - процесс сознательный, целенаправленный, что сказывается не только в его художественном творчестве, но и в программных изъявлениях, декларациях, манифестах, критических выступлениях. Вопросу о традиции и новаторстве посвящены работы В.Г. Боборыкина, З.Г. Галинской, М.О. Чудаковой, Р.Г. Апресян, А.А. Гусейновой.
Поскольку преемственность - одна из важнейших черт историко-литературного процесса, то изучение литературных традиций и их влияния на становление художественного мышления того или иного автора - проблема, которая постоянно находится в поле зрения исследователей. Этим и обусловлена актуальность нашей работы.
Литературное наследие А.Н. Островского и А.П. Чехова предлагает обширный круг вопросов и проблем для изучения. Мы же в своей дипломной работе обратились к изучению темы искусства в пьесах А.Н. Островского и А.П. Чехова, к выявлению и анализу художественно-эстетических взглядов А.Н. Островского и их преломлению в драматургии А.П. Чехова. Существует немало литературоведческих работ, статей, монографий, посвященных исследованию писательского наследия этих двух авторов в отдельности.
Сегодня драматургия А.Н. Островского, «великого мастера» (как назвал Островского И.А. Гончаров), представляется нам вполне традиционной. Но нельзя забывать, что для своего времени она была глубоко новаторской. Как пишет в книге «Мастерство Островского» Е. Холодов: «Островский мог с полным правом сказать о себе, что он «создал целый русский театр» не только потому, что он написал за свою жизнь десятки превосходных пьес, ставших украшением репертуара, но ещё и потому, что он дал русской сцене образцовые произведения в самых различных жанрах» [Холодов 1967: 57]. Он написал комедии, хроники, картины из московской жизни, сцены из жизни захолустья, сцены из народной жизни, семейные сцены. Но «целый русский театр» Островский создал не только в том смысле, что дал сцене большой и разнообразный театр, но и в том, что его самобытное драматическое искусство оказало мощное влияние на формирование реалистического искусства, по крайней мере, двух поколений русского актёрства» [Холодов 1967: 58].
До Островского на русской театральной сцене господствовали пере-водные драмы, комедии и водевили. На сцене было всё, что угодно, только не русская жизнь. А.Н. Островский бросает вызов господствующим формам драматургии, выводит на сцену нового героя, которым стал простой русский народ, «низы», третье сословие. А его пьесы в целом представляются, по определению А. Добролюбова, «пьесами жизни». Следовательно, требовалось создать новую школу актёрской игры, которая соответствовала бы эстетическим принципам «пьес жизни». Сам А.Н. Островский писал: «Чтобы зритель остался удовлетворённым, нужно, чтоб перед ним была не пьеса, а жизнь, чтоб была полная иллюзия, чтоб он забыл, что он в театре. Поэтому нужно, чтобы актёры, представляя пьесу, умели представить ещё и жизнь, то есть, чтобы они умели жить на сцене» [Цит. по: Лобанов 1989: 38].
Е. Холодов пишет о том, что театр Островского - «это не только репертуар и не только труппа. Театр - это ещё и публика» [Холодов 1967: 59]. Островский не смог бы создать «целый русский театр», если бы не воспитал «публики, понимающей и чувствующей» его «пьесы жизни».
Итак, мы обращаемся к А.Н. Островскому как к создателю нового для русской литературы «народного театра».
Серьёзное изучение биографии, собирание неизвестных текстов А.Н. Островского было начато, в сущности, лишь с 1923 года, когда было издано несколько сборников, посвященных писателю. Они положили основание главным научным направлениям в исследовании его творчества. Были опубликованы письма, дневники писателя, театральные записки и речи, появлялись работы и об отдельных произведениях драматурга. В 1937 году С.К. Шамбинаго опубликовал очерк жизни и творчества Островского. Несколько позже вышли в свет монографии С.Н. Дурылина, К.Н. Державина, А.И. Ревякина. На сегодняшний день наибольший интерес представляют работы А.Л. Штейна, В.В. Тихомирова, В.Я. Лакшина.
В драмах А.П. Чехова, так же как и в «пьесах жизни» А.Н. Островского, социально-историческая коллизия, выражающая наиболее острые конфликты современности, становилась непосредственной основой драматического действия. Чехов, писатель новой эпохи, чутко передаёт настроение и устремление людей своего времени.
Изучению творчества А.П. Чехова также посвящено немало монографий и статей. Одни из этих работ имеют характер историко-литературных исследований [Паперный, 1982; Бердников, 1984; Балухатый, 1976; Ревякин, 1974; Лотман, 1961; Холодов, 1975], другие работы ориентируются на нужды школы, обращены к учителю и имеют, в основном, методическое значение: работы М. Семановой, А. Озеровой, М. Сосницкой, статьи А. Липаева, Г. Бочарова и других.
Но, несмотря на такое многообразие работ о биографии и творчестве этих писателей, практически отсутствуют работы, посвящённые преемственности, изучению традиций драматургии А.Н. Островского в творчестве А.П. Чехова.
Объект исследования - пьесы А.Н. Островского «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Бесприданница» и комедия А.П. Чехова «Чайка».
Предмет исследования - художественные традиции А.Н. Островского в творческой манере А.П. Чехова.
Целью исследования является выявление драматургических приёмов А.Н. Островского, повлиявших на создание художественного мира А.П. Чехова «Чайка».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- рассмотреть художественную ткань пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова;
- охарактеризовать идейно-эстетическую позицию А.Н. Островского в решении темы искусства;
- выявить художественные приёмы, используемые А.Н. Островским в указанных пьесах;
- проследить реализацию художественно-эстетических принципов драматургии А.Н. Островского в пьесе А.П. Чехова «Чайка».
Методы исследования: структурный, сравнительно-типологический.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут найти применение в школьном курсе литературы при изучении творчества А.Н. Островского и А.П. Чехова.
Работа прошла апробацию на XI Международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2019: проблемы истории и филологии» (17-19 апреля 2019 г.), по результатам выступления на форуме опубликована статья «Своеобразие сюжетно-композиционной организации пьесы А.Н. Островского “Лес”».
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель и задачи.
В первой главе предпринимается попытка исследования художественного мира пьес А.Н. Островского «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Бесприданница», анализируется образная система и композиция пьес, акцентируется внимание на усилении психологизма в поздней драматургии А.Н. Островского, а также рассматриваются идейно-эстетические взгляды драматурга, его представления о назначении, о преобразующей роли искусства.
Во второй главе предметом анализа стала пьеса А.П. Чехова «Чайка». Рассмотрение системы персонажей и композиции пьесы, используемых авто-ром приёмов даётся сквозь призму решения проблемы традиций и новаторства.
В третьей главе даётся обзор представленных в методических рекомендациях уроков по изучению драматургии А.Н. Островского в школьном курсе литературы, предлагается конспект обобщающего урока по изучению пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».
В заключении подводятся итоги работы.
Литературное наследие А.Н. Островского и А.П. Чехова предлагает обширный круг вопросов и проблем для изучения. Мы же в своей дипломной работе взяли на себя только одну задачу: изучение темы искусства в творчестве А.Н. Островского и А.П. Чехова на материале таких пьес, как «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Бесприданница» и «Чайка». В нашей работе мы попытались установить причины, которые подтолкнули авторов обратиться к теме искусства, специфику раскрытия этой темы обоими художниками. Попробовали установить и показать то общее, что позволяет говорить о влиянии творчества А.Н. Островского на развитие драматургии А.П. Чехова.
А.Н. Островский радикально перестроил репертуар русского театра и создал «драматургию о народе и для народа», «пьесы жизни». На сцену он вывел русскую жизнь, проблемы, интересовавшие современного ему читателя, отразил типичные черты, важнейшие противоречия эпохи. Театр представлялся Островскому самым народным видом искусства, а, следовательно, театральное искусство было для него самым доступным способом бороться с общественными несправедливостями, давать голос и утвердиться безгласным, беднякам, отвергнутым современным буржуазным обществом людям. Вполне закономерно, что в своих произведениях драматург обращался к теме искусства, видя в нём те высшие духовные ценности, которые необходимо было возродить в русском обществе.
При этом в пьесах А.Н. Островского мы окунаемся в атмосферу искусства как непосредственно, когда драматург изображает жизнь театра и актёрской среды («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»), так и опосредованно, как в «Бесприданнице», где тема искусства звучит глубже и тоньше, пронизывая всё повествование. В этой пьесе мы не наблюдаем за театральными буднями, но, несмотря на это , драма вся пронизана музыкальными мотивами, из-за чего её и называют «пьесой - романсом», и самое важное, что главная героиня - Лариса - тонкая, музыкальная натура, живущая искусством и рожденная служить ему.
Также мы обратились к рассмотрению темы искусства в пьесе А.П. Чехова «Чайка». В ходе наблюдений над художественным миром пьес Островского и Чехова, мы пришли к выводу, что, несмотря на схожесть авто-ров в трактовке назначения искусства, его роли в жизни общества, звучание данной темы в произведениях этих драматургов различно. Искусство у А.Н. Островского представлено как активная сила, как поле борьбы героев за свои права. Роль искусства у А.П. Чехова - пассивна. У него герои говорят, спорят о предметах искусства, но их разговоры, как правило, остаются неуслышанными.
Однако изучение мнений литературоведов и результаты собственного исследования позволяют нам говорить о том, что А.П. Чехов унаследовал традиции драматургии А.Н. Островского, расширил и углубил их. Мы увидели, что Чехов, подобно Островскому, изображал в своих произведениях острые социальные проблемы, явления, происходящие в жизни; его пьесы были наполнены живым, современным смыслом. Своим творчеством он противостоял литературным и театральным шаблонам, глубоко проникал в жизнь, изучая всё многообразие её конфликтов и противоречий. Он также обращался к теме искусства, видя в нём подлинную ценность, утраченную в современной ему жизни. Тема искусства также тесно связана в чеховской пьесе с темой любви.
«Чайка» А.П. Чехова во многом является новаторским произведением, но в ней использовано много приемов, унаследованных Чеховым от Островского: изображение персонажей с глубоким внутренним миром, парное построение системы персонажей, использование в композиционном построении приёма «театр в театре», диалогов, тяготеющих к монологизации, музыкальность, обращение к произведениям классиков, цитаты из них . Также следует отметить, что А.П. Чехов создаёт глубоко психологические образы своих персонажей в «Чайке», что свойственно и пьесам А.Н. Островского.
Таким образом, те «переклички», которые мы сумели выявить между произведениями Чехова и Островского, позволили нам сделать вывод о том, что А.П. Чехова можно считать подлинным преемником традиций русской драматургии, заложенных А.Н. Островским.
А.Н. Островский радикально перестроил репертуар русского театра и создал «драматургию о народе и для народа», «пьесы жизни». На сцену он вывел русскую жизнь, проблемы, интересовавшие современного ему читателя, отразил типичные черты, важнейшие противоречия эпохи. Театр представлялся Островскому самым народным видом искусства, а, следовательно, театральное искусство было для него самым доступным способом бороться с общественными несправедливостями, давать голос и утвердиться безгласным, беднякам, отвергнутым современным буржуазным обществом людям. Вполне закономерно, что в своих произведениях драматург обращался к теме искусства, видя в нём те высшие духовные ценности, которые необходимо было возродить в русском обществе.
При этом в пьесах А.Н. Островского мы окунаемся в атмосферу искусства как непосредственно, когда драматург изображает жизнь театра и актёрской среды («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»), так и опосредованно, как в «Бесприданнице», где тема искусства звучит глубже и тоньше, пронизывая всё повествование. В этой пьесе мы не наблюдаем за театральными буднями, но, несмотря на это , драма вся пронизана музыкальными мотивами, из-за чего её и называют «пьесой - романсом», и самое важное, что главная героиня - Лариса - тонкая, музыкальная натура, живущая искусством и рожденная служить ему.
Также мы обратились к рассмотрению темы искусства в пьесе А.П. Чехова «Чайка». В ходе наблюдений над художественным миром пьес Островского и Чехова, мы пришли к выводу, что, несмотря на схожесть авто-ров в трактовке назначения искусства, его роли в жизни общества, звучание данной темы в произведениях этих драматургов различно. Искусство у А.Н. Островского представлено как активная сила, как поле борьбы героев за свои права. Роль искусства у А.П. Чехова - пассивна. У него герои говорят, спорят о предметах искусства, но их разговоры, как правило, остаются неуслышанными.
Однако изучение мнений литературоведов и результаты собственного исследования позволяют нам говорить о том, что А.П. Чехов унаследовал традиции драматургии А.Н. Островского, расширил и углубил их. Мы увидели, что Чехов, подобно Островскому, изображал в своих произведениях острые социальные проблемы, явления, происходящие в жизни; его пьесы были наполнены живым, современным смыслом. Своим творчеством он противостоял литературным и театральным шаблонам, глубоко проникал в жизнь, изучая всё многообразие её конфликтов и противоречий. Он также обращался к теме искусства, видя в нём подлинную ценность, утраченную в современной ему жизни. Тема искусства также тесно связана в чеховской пьесе с темой любви.
«Чайка» А.П. Чехова во многом является новаторским произведением, но в ней использовано много приемов, унаследованных Чеховым от Островского: изображение персонажей с глубоким внутренним миром, парное построение системы персонажей, использование в композиционном построении приёма «театр в театре», диалогов, тяготеющих к монологизации, музыкальность, обращение к произведениям классиков, цитаты из них . Также следует отметить, что А.П. Чехов создаёт глубоко психологические образы своих персонажей в «Чайке», что свойственно и пьесам А.Н. Островского.
Таким образом, те «переклички», которые мы сумели выявить между произведениями Чехова и Островского, позволили нам сделать вывод о том, что А.П. Чехова можно считать подлинным преемником традиций русской драматургии, заложенных А.Н. Островским.



