Часть 1. Симметрия и асимметрия в оформлении энциклопедических изданий
для детей 3
Аннотация 4
Введение 5
Глава 1 11
Симметрия и асимметрия в оформлении детских энциклопедических изданий: синхронический аспект 11
1.1. Понятие симметрии и асимметрии, основные виды. Симметрия
и асимметрия в искусстве, дизайне, книжном оформлении 11
1.2. Особенности справочной энциклопедической литературы для детей и ее
оформления 21
1.3. Симметрия как композиционный прием дизайна энциклопедии для детей.
Критерии и методика редакторского анализа 25
1.4. Особенности использования композиционных свойств асимметрии в редакторской подготовке энциклопедических изданий для детей. Критерии
и методика редакторского анализа 38
Глава 2 46
Симметрия и асимметрия в оформлении детской энциклопедии: исторический аспект 46
2.1. Краткая историческая справка о детских энциклопедических изданиях .... 46
2.2. Роль и место симметрии и асимметрии в оформлении детских
энциклопедических изданий 1950—1980-х гг 53
2.3. Значение принципов симметрии и асимметрии в дизайне детских
энциклопедий 1990—2000 гг 70
2.4. Использование принципов симметрии и асимметрии в оформлении детских
энциклопедических изданий: современные тенденции 80
Заключение 90
Приложения 93
Список использованных материалов и источников 94
Часть 2. Редактура издания «Леон, ученик волшебника» Ж. Миленича 105
Редакторская рецензия 106
Часть 3. Расчет себестоимости издания «Леон, ученик волшебника»
Ж. Миленича 110
1. Характеристика количественных показателей издания и его оформления 111
2. Расчет объема издания 111
3. Расчет себестоимости издания 113
3.1. Расходы на авторский гонорар и художественные графические работы ... 113
3.2. Расходы на типографские работы 113
3.3 Расходы на бумагу и переплетный материал 114
3.4. Редакционные расходы 117
3.5. Общеиздательские расходы 117
3.6. Общеиздательская себестоимость 118
3.7. Коммерческие расходы 118
3.8. Полная себестоимость 118
3.9. Структура себестоимости 118
4. Определение прибыли и отпускной цены 118
Изменения, происходящие сегодня во всех отраслях человеческой жизни, непосредственным образом влияют на книгоиздание. Вопрос о «сфере влияния» и дальнейшем пути развития печатной книги и, в частности, справочной литературы в условиях доступности электронных источников остается актуальным как для издателей, так и для читателей. В связи с этим представляется особо значимой проблема поиска путей оптимизации печатных энциклопедических изданий, способных конкурировать с Интернет- энциклопедиями и подготовленных с учетом всех требований, предъявляемых к справочным изданиям.
При работе над созданием энциклопедий редакторы часто сталкиваются с проблемой размещения и взаимодействия на полосе текстового и графического материалов. Оформление и композиция издания не должны отвлекать внимание от текста. Нам представляется, что проблема решается грамотным использованием в дизайне справочной литературы оформительских свойств симметрии и асимметрии.
Симметрией называется равновесие одной (нескольких) частей объекта относительно некой оси или точки, при котором каждой точке в одной части соответствует точно такая же точка в другой. Это свойство обеспечивает соответствие, неизменность (инвариантность), проявляемые при каких-либо изменениях объекта относительно оси симметрии.
Асимметрия — явление, обратное симметрии, ее нарушение, отсутствие. Чаще всего термин употребляется в отношении визуальных объектов и в изобразительном искусстве. В художественном пространстве асимметрия может выступать в качестве одного из основных средств формообразования или композиции.
Одними из главных областей изучения названных явлений являются анатомия и физиология человека. Доказано, что межполушарная асимметрия головного мозга оказывает непосредственное влияние на механизмы восприятия человеком информации из окружающего мира, в том числе и графической.
В статье Ю. М. Лотмана «Асимметрия и диалог» подробно рассматривается разница в ходе процесса восприятия объекта в случае, когда намеренно усиливается деятельность одного из полушарий. Эксперименты физиологов подтверждают гипотезу о том, что правое полушарие головного мозга способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, способность к адаптации. Это полушарие
обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия
и сложности, в целом со всеми его составными элементами.
Способность же к речи, анализу, детализированию, абстракции
обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя фактами, деталями, символами, знаками; отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что правое полушарие мозга тяготеет к неканоническому, «неправильному», асимметричному подходу отображения реальности, а левое полушарие мозга склонно к симметрии в изображении и восприятии.
В названной статье Ю. М. Лотман обращает внимание и на то, что в истории человеческого общества можно выделить периоды, когда доминирующим способом композиционной организации в произведениях искусства становится симметрия или асимметрия.
Особенности и основания использования симметричного
и асимметричного оформления детских энциклопедических изданий в связи с механизмами их субъективного восприятия, взятые в историко-культурном аспекте, являются научной проблемой нашего исследования.
Актуальность работы определяется необходимостью изучения стратегии и тактики выбора оформительской концепции энциклопедии для детей, степени его обусловленности комплексом внешних факторов общественной жизни. В стандартизующих документах разных периодов истории описано немало правил, регламентирующих книжное оформление, однако принципы выбора редактором и дизайнером из нескольких вариантов дизайна книги необходимого, не описаны нигде.
Целью работы стала попытка комплексного осмысления редакторской стратегии и тактики выбора оформительских концепций для энциклопедических детских изданий.
Для реализации заявленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть принципы симметрии и асимметрии как способа композиционной организации в дизайне детской энциклопедии, с учетом специфики справочной литературы для детей и ее отдельного вида — детской энциклопедии;
2) выработать и апробировать критерии и методику поэлементного редакторского анализа целесообразности и эффективности использования симметричного и асимметричного дизайна при редакторской подготовке детской энциклопедии;
3) изучить использование оформительских особенностей и свойств симметрии и асимметрии в историческом аспекте: хронологические рамки исследования составляют 1950—2017 гг.;
4) разработать рекомендации по редактированию дизайна энциклопедии для детей с использованием принципов симметрии, асимметрии, синтеза симметрии и асимметрии (дисимметрии).
Новизна исследования заключается в том, что сегодня проблемам симметрии и асимметрии уделяется пристальное внимание во многих сферах научной деятельности: эти явления изучают с точки зрения анатомии и физиологии, рассматривают симметрию и асимметрию в изобразительном искусстве, архитектуре и скульптуре, однако не существует исследований, в которых симметрия и асимметрия рассматривались бы относительно книжного дизайна, который во многом строится именно на реализации одного из его вариантов: симметричного или асимметричного. Кроме того, в работе впервые будут осмыслены принципы симметричного и асимметричного оформления применительно к детскому энциклопедическому изданию в обусловленности выбора их использования внешними факторами.
Методологической основой работы являются научные труды по изучению явлений симметрии и асимметрии Ю. М. Лотмана,
А. В. Волошинова, Н. Н. Волкова, А. Б. Орешиной, Л. В. Тарасова,
Ю. А. Урманцева; книжному дизайну под авторством Е. Б. Адамова,
A. А. Барташевича, Ю. Я. Герчука, Н. А. Гончаровой, Г. А. Кнабе,
B. Д. Курушина, И. Г. Пендиковой, Я. Чихольда; детской психологии и восприятию визуального текста — В. Я. Аскаровой, Л. В. Гаряева и Т. П. Гаряевой, О. В. Поздняковой, В. П. Чудиновой; истории СССР и России — В. А. Шестакова, Л. И. Семенниковой, О. В. Большаковой; истории отечественной культуры — Л. Л. Агаджаняна, Ш. Платтенборга, М. Р. Григорьевой, В. В. Грицай, В. В. Тяна, Д. В. Сергеева; работы по типологии книжных изданий В. И. Васильева, М. М. Козловой, Е. В. Саутиной, Г. Н. Швецовой-Водки, А. Д. Шмелева, а также по рассмотрению особенностей справочной литературы (в первую очередь, детских энциклопедий)
C. Г. Антоновой, Б. В. Валуенко, А. Е. Захаровой, О. Ро и др.
Исследование осуществлялось с помощью ведущего в редакторской подготовке метода редакторского анализа, который применялся к оформлению энциклопедических изданий для детей. В ходе работы были определены основные критерии и методика оценки дизайна детских энциклопедий с позиций целесообразности использования симметричного или асимметричного вариантов композиции. Данный метод соединялся в работе с культурно-историческим и сравнительно-типологическим анализом выбранного объекта исследования — им стали серийные энциклопедические издания «Детская энциклопедия» издательства «Педагогика», «Энциклопедия для детей» издательства «Аванта +»; энциклопедии для детской читающей аудитории издательств «Эксмо», «АСТ», «Росмэн», «Слово», «Махаон», «МИФ», «Владис» и «Проф-пресс» (Ростов-на-Дону). Выбор книг мотивирован возможностью сравнения оформительских тенденций на протяжении всего заявленного периода исследования, а также в томах разной (технической, естественнонаучной, гуманитарной) тематики; разнообразием представленных вариантов дизайна отдельных томов.
Предметом исследования являются особенности использования принципов симметрии и асимметрии в дизайне детской энциклопедии и целесообразности их выбора в связи со спецификой детского восприятия визуального текста и влиянием социокультурного контекста.
Теоретическая значимость работы видится в осмысление сложнейших проблем симметрии и асимметрии применительно к книжному дизайну, в связи с возрастными особенностями восприятия визуального мира и влиянием внешних, прежде всего, историко-культурных факторов выбора симметричного/асимметричного вариантов книжного оформления.
Практическое применение могут найти предложенные в работе критерии и методика редакторского анализа симметричного и асимметричного дизайна детской энциклопедии, а также рекомендации по редактированию дизайна энциклопедии для детей с использованием принципов симметрии, асимметрии, синтеза симметрии и асимметрии (дисимметрии).
Структура дипломной работы обусловлена логикой исследования заявленной проблематики и ходом выполнения поставленных задач. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение и приложение.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной новизны темы, выявляет объект и предмет работы, ее цели, задачи и методологию.
В первой главе «Симметрия и асимметрия в оформлении детских энциклопедических изданий: синхронический аспект» детально
рассматриваются понятия симметрии и асимметрии, их основные виды; определяется понятие «композиция» в отношении к изображению, производится оценка роли симметрии и асимметрии в композиции изображения; описываются особенности справочной энциклопедической литературы для детей и ее оформления, анализируется роль симметрии и асимметрии как способа композиционной организации на примере энциклопедий издательства «Аванта +»», разрабатываются критерии и методика редакторского анализа названных явлений.
Во второй главе «Симметрия и асимметрия в оформлении детских энциклопедий: исторический аспект» содержится анализ логики развития дизайна российских детских энциклопедий, в связи с особенностями использования в их оформлении принципов симметрии и асимметрии — от первых образцов до современных примеров, в аспекте проблемы выбора того или иного дизайнерского решения, его обусловленности внешними, прежде всего, историко-культурными факторами.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, намечаются его перспективы. Работа снабжена списком использованных материалов и источников, а также Приложениями.
Глава 1
В соответствии с поставленной целью и задачами в ходе работы была определена специфика рассматриваемого вида изданий — детских энциклопедий — и проанализировано оформление справочных изданий для детей среднего и старшего школьного возраста с позиций целесообразности и эффективности использования композиционных свойств симметрии, дисимметрии и асимметрии в историческом аспекте и на современном этапе развития книжного дизайна.
Такой подход позволил нам выявить закономерности влияния социокультурных и других факторов на книжное оформление в целом и частоту обращения к симметричному или асимметричному варианту композиции детских энциклопедических изданий. Не находя прямых влияний, мы все же считаем возможным наметить своего рода цикличность использования симметрии и асимметрии в оформлении детских энциклопедий, глубинно связанную с внешним контекстом истории их издания.
На основе анализа материалов исследования был также разработан комплексный подход к редакторской оценке оформительской концепции детских энциклопедий с учетом свойств симметричной и асимметричной композиции, а также свойств детской рецепции визуальных образов и их размещения в пространстве книги. Были выработаны критерии и методика редакторского анализа дизайна детской энциклопедии в аспекте целесообразности и эффективности использования в нем принципов симметрии и асимметрии. Результаты проведенного редакторского анализа продемонстрировали не только продуктивность предложенных критериев и методики, но и позволили выявить роль симметрии и асимметрии в книжном оформлении как средства решения сложных проблем верстки энциклопедических изданий, особенно предназначенных для детей, которые характеризуются наличием индивидуальных композиционных свойств.
Анализ, произведенный по заданным критериям, показал, что использование в дизайне справочной литературы для детей оформительских особенностей симметрии и асимметрии в первую очередь направлено на реализацию основной, познавательной функции издания, а также на организацию процесса, последовательности, ритма чтения подростка.
Сопоставление томов разных исторических периодов выпуска и тематики показало, что симметрия и асимметрия являются универсальным способом композиционной организации книжного пространства. Воплощая в себе основные принципы статики и динамики, симметрия и асимметрия органично взаимодействуют в пределах издания, однако выглядят дисгармонично в пространстве одного разворота. Решением этой проблемы становится дисимметричная композиция, которая наряду с рассмотренными явлениями занимает значительное место в дизайне энциклопедической литературы.
Выбор оформительской концепции, таким образом, диктуется функциональным назначением издания, эстетической составляющей дизайна и субъективными предпочтениями оформителя. Важным фактором, оказывающим влияние на предпочтительный вариант дизайна, является социокультурная, а также политическая и экономическая ситуация в стране, которая глубинно или напрямую определяет творческую свободу дизайнера книжной продукции.
Итогом работы стало составление рекомендаций по редактированию дизайна энциклопедии для детей с использованием принципов симметрии, асимметрии, синтеза симметрии и асимметрии (дисимметрии). Важнейшей из них является следующая: при выборе оформительской концепции необходимо помнить, что применение симметричной или асимметричной композиции определяется функциональным, эстетическим и конструктивно-техническим аспектами конкретного объекта книжного дизайна (страницы, разворота) во взаимосвязи с общим художественным замыслом. При нарушении гармонии формы, функциональной сущности издания симметрия и асимметрия превращаются в формалистические композиционные приемы.
Проанализировав материал исследования, мы обнаружили примеры оформления, где на одной из страниц разворота дизайнер использовал симметричный вариант верстки, а на другой — асимметричный. Такие развороты выглядят дисгармонично, поэтому рекомендуется отдать предпочтение одному из вариантов, либо сбалансировать асимметрию относительно оси, то есть применить дисимметричную композицию.
Важно помнить, что симметрия в книге выполняет функции непосредственной акцентировки читательского внимания и моделирования процесса чтения, когда взгляд читателя движется по направлению осей симметрии. Асимметрия призвана продемонстрировать читателю несколько равнозначных по смысловому и визуальному весу объектов, поэтому чтение книг с асимметричной версткой происходит путем от общего к частному — в первую очередь читатель обращает внимание на композицию в целом, далее переходит к рассмотрению отдельных ее частей. В связи с этими особенностями можно рекомендовать использование симметричной композиции для размещения особенно важных изображений, схем, графически выделенных формул. Если же оформление решает, скорее, эстетические задачи, можно применить асимметричный вариант верстки.
При размещении на полосе или развороте иллюстративного материала необходимо учитывать логику основного текста и следить за ее неразрывностью. В случае, если выбранный вариант верстки наносит ущерб смысловой целостности издания, следует отказаться от него (или соединить подходы, используя дисимметрию).
Если на полосе размещено большое количество изображений, следует применить прием зонирования книжной плоскости, при котором составляется блок однородных изображений, размещение которого возможно как в симметричной композиции — уравновесить ее можно, поместив аналогичный блок по другую сторону оси или точки, так и в асимметричном дизайне — в противовес статике блока может выступить одно крупное изображение на соседней полосе.
Художникам книги не стоит возводить симметричную или асимметричную форму в принцип, единственный и универсальный: симметричная и асимметричная формы одинаково приемлемы. Применение той или иной формы определяется видом издания по целевому назначению (справочное издание для детей), содержанием конкретного тома. В каждом отдельном случае оформитель должен выбрать наиболее целесообразное решение.
Стратегия и тактика разработки оформления предусматривает опору на личное восприятие оформителя, однако учет результатов проведенного исследования и предложенных в нем объективных критериев оценки дизайна позволит сделать индивидуальное оформление энциклопедия для детей более гармоничным и функциональным.
Перспективы дальнейшего исследования видятся нам в выявлении и рассмотрении более широкого круга проблем дизайна справочной литературы, в том числе электронных версий и интерактивных приложений; разработке рекомендаций по совершенствованию эстетической
и функциональной составляющих названных изданий.
1. Белоусов, Р. С., Докучаев Д. С. Экономика. / Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев. — М. ; Назрань : Олимп : АСТ, 1997. — 489 с. — (Я познаю мир).
2. Большая энциклопедия для маленьких любознашек / Л. Мариуш [и др.]. — Ростов н/Д. : Владис, 2017. — 272 с.
3. Детская энциклопедия : в 10 т. / под ред. проф. Ю. Н. Вагнера, С. А. Князькова [и др.]. — М. : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1913—1914. — Т. 1—10.
4. Детская энциклопедия : в 10 т. / под. ред. Д. Д. Благого. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958—1962. — Т. 1—10.
5. Детская энциклопедия : в 12 т. / под. ред. А. И. Маркушевича. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1964—1969. — Т. 1—12.
6. Детская энциклопедия : в 12 т. / под. ред. А. И. Маркушевича. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1971—1978. — Т. 1—12.
7. Зарапин, В. Г. Энциклопедия научных опытов для школьников / В. Г. Зарапин. — М. : Эксмо, 2016. — 304 с.
8. Зрелище природы и художеств : в 10 ч. / Иждивением Имп. Акад. наук. — СПб. : Имп. Акад. Наук, 1784—1790. — Ч. 1—10.
9. Коменский, Я. А. Иоанна Амоса Комения Видимый свет на латинском, российском, немецком, италианском и французском языках представлен, или Краткое введение, которым изъясняется, что обучающемуся юношеству лехким способом не только языку, разумным упражнением, но также и вещи достойныя знания самонужнейшия должны быть вперены : Изо ста пятидесяти одной главы состоящее, из которых каждая вместо надписи и содержания из Священнаго Писания взятым свидетельством означена, и с реестром самых нужнейших российских слов, которой вместо лексикона для употребления российскаго юношества служить имеет, место на пяти языках дополнить может, изданное / Я. А. Коменский. — М. : Имп. Моск. ун-т, 1768. — 477 с.
10. Кошевар, Д. В. Животные / Д. В. Кошевар. — М. : АСТ, 2015. — 160 с. — (Большая иллюстрированная энциклопедия знаний).
11. Ледю, С., Фраттини, С. Транспорт : от телеги до ракеты / пер. А. Васильевой.
— М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
12. Ликум, А. Все обо всем : в 15 т. / А. Ликум. — М. : АСТ, 1995—2000. — Т. 1—15.
13. Малов, В. Корабли и мореплавание / В. Малов. — М. : Махаон, 2016. — 128 с. — (Детская энциклопедия «Махаон»).
14. Пирсон, Э. Викинги / Э. Пирсон ; пер. Н. Шуляковой. — М. : Логос, 1994. — 48 с. — (See through history).
15. Праздники народов России / М. М. Бронштейн [и др.]. — М. : Росмэн-пресс, 2004. — 103 с. — (Энциклопедия).
..105