Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭРАЗМ СТЕЛЛА И ЕГО КНИГА "DE BORUSSIAE ANTIQUITATIBUS" КАК ПРИМЕР ЭПОХИ ГУМАНИЗМА

Работа №179160

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы58
Год сдачи2024
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Характеристика гуманизма 20
1.1 Определение понятия 20
1.2 Гуманизм в Германии 25
2 Эразм Стелла и его книга 29
2.1 Биография Эразма Стеллы (Иоганнес Штюлер) 29
2.2. Структура и общая характеристика книги 34
2.1.1. Гендекасиллаб 35
2.1.2 Посвящение Фридриху Саксонскому 35
2.1.3 Первая книга 37
2.1.4. Вторая книга 40
2.1.5. Дистихон 43
2.1.6 Элегия 43
2.1.7 Хвалебная речь пресвитера Иеронима Эмсерия к Эразму Стелле43
3 Книга как способ коммуникации с гуманистической средой 44
3.1 Приемы 44
3.2 Образы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. И ЛИТЕРАТУРЫ .. 58


Актуальность. На сегодняшний день неолатинская литература, за исключением работ «первого ряда» и крупнейших ее представителей, вроде Эразма Роттердамского или Лоренцо Валло, является слабо исследованной областью как мировой исторической науки, так, в частности и российской. Однако она представляет собой большую кладезь информации, которая может быть применена в исторических исследованиях по интеллектуальной истории и развитию многих концепций европейской мысли. Небезынтересным представляется изучать при помощи ее типическое и индивидуальное у гуманистических авторов. Благодаря литературе авторов «средней руки», мы можем понять ментальность представителей гуманизма.
Можно добавить, что, исследуя какого-либо представителя неолатинской литературы не-итальянского происхождения, мы можем проследить, как знания, почерпнутые из книг древних авторов, влияли на формирование собственного исторического сознания рождающихся наций. Как они переделывались и подстраивались к их нуждам. Ведь это был одним из самых главных вопросов. Эти работы, некоторые из которых относятся к направлению «origo nationis» , показывают нам понимание справедливости и не справедливости в плоскости исторических штудий. Сейчас это одно из новых и перспективных направлений исследований
Одним из примеров такого рода людей является немецкий гуманист XV- XVI вв. Эразм Стелла, который будучи одним из многих гуманистов «средней руки», однако, был одной из знаковых фигур в немецкой историографии по истории доорденской Пруссии в XVI в. Его главный труд под названием «De Borussiae antiquitatibus». Эта книга содержит описание природы и истории доорденской Пруссии, а самое главное обосновывает претензию немцев на эту землю, которая искони была, по словам писателя, немецкой. На сегодняшний день творчество Эразма Стеллы в России почти не исследовано. Этому способствовало несколько факторов. Отсутствие перевода с латыни на русский язык, сложность с доступом к тексту в эпоху до цифровизации источников и распространения их посредством сети интернет. Его работа «De Borussiae antiquitatibus» в данный момент переведена только частично. Поэтому текст предоставляет большое поле для исследования по немецкому гуманизму XVI. Текст наполнен разнообразной информацией по естественно-научной картине мира того времени. Кроме того, в книге представлен большой набор различных образов, которые используются для создания определенного нарратива.
Объект исследования: Книга Эразма Стеллы «De Borussiae antiquitatibus» как пример позднегуманистического текста, предмет: особенности позднегуманистического сочинения второго порядка на примере «De Borussiae antiquitatibus» Исходя из вышесказанного, цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить универсальные и специфические черты позднего гуманизма в творчестве Эразма Стеллы. Для этого, стоит решить следующие исследовательские задачи:
• Выявить типологические черты гуманизма XV - XVI вв. в Италии и Германии: это сделано для того, чтобы понимать общий контекст, в котором жил и работал Эразм Стелла, также это позволяет выделить идеальный тип гуманиста.
• Выделить универсальные гуманистические черты в тексте Эразма Стелллы для того, чтобы понять, почему мы можем причислять писателя к гуманистическому движению.
• Выявить отличительные черты текста Эразма Стеллы; это сделано для того, чтобы показать в чем уникальность текста саксонского гуманиста.
Для решения исследовательских задач помимо общенаучных и методов были использованы следующие специфические исторические методы:
1. Метод ментального инструментария, предложенный Люсьеном Февром - для выявления тех инструментов, которые используются писателем для создания нарратива о истории Древней Пруссии и которые являются общими с его современниками.
2. Историко-типологический метод был применен в исследовании для того, чтобы понять, кого мы можем подвести под тип «гуманиста».
3. Историко-сравнительный метод был применен в исследовании для того, чтобы сравнить образ идеального гуманиста с личностью Эразма Стеллы и выявить их отличия и сходства, и на основе этого произвести сравнение.
Источники и их краткая характеристика. Приступая к изучению любого источника, мы должны понимать условия и контекст, и время их появления на свет. Главным источником моего исследования служит книга самого Эразма Стеллы «De Borussiae antiquitatibus». Эта книга вышла в швейцарском городе Базель в типографии у Иоанна Фробена в 1518 году. Написана она была на латинском языке по заказу помезанского епископа Хиоба фон Добенека. Книга посвящена магистру тевтонского ордена Фридриху (1474-1510) из Саксонской династии Веттинов. Книга, однако, из-за сложностей печати в то время, вышла на 8 лет позже смерти великого магистра Тевтонского ордена. И была мало актуальной к тому времени, ибо уже сменился правитель ордена. Им стал Альбрехт Бранденбург-Ансбасх.
Книга имеет следующею структуру: Гендекасиллаб Себастьяна Миритского из Кёнигсберга, посвящённый книге «De Borussiae Antiquitatibus»; Посвящение Фридриху Саксонскому от Эразма Стеллы; Первая часть; Вторая часть; Дистихон Эразма Стеллы для Фридриха Саксонского; Элегия Эразмы Стеллы, посвящённая Фридриху Саксонскому; Хвалебный стих пресвитера Иеронима Эмсера;
Помимо главного источника, в качестве дополнительных источников были привлечены следующие произведения - Естественная История Плиния Старшего, труд Иордана «О происхождении и деяниях гетов» , «Германия» Тацита . «Записки о галльской войне» Цезаря.
Историография исследования: В исследовании используется литература на двух языках - русском, немецком. Крупные работы, посвящённые проблематике гуманизма в целом, доступны сейчас на русском языке. Первой работой в этом списке стоит справедливо труд историка и культуролога XIX - го в. «Культура возрождения в Италии» в этой работе дан подробный анализ феномена итальянского возрождения в целом и гуманизма в виде его проявления, в частности. Именно этот труд на долгие годы создал образ в научной литературе типичного гуманиста. По Буркхарду гуманист — это человек, занимающийся изучением античной культуры и истории . Под этим в то время подразумевалось овладение латынью на высоком уровне т.е. навык свободного чтения, письма, разговора. К знанию латыни могло добавится и владение древнегреческим языком, однако, как пишет Буркхардт это было не сильно распространено в виду объективной сложности с овладением этим языком. Буркхард, описывая нам типический портрет гуманиста, добавляет к нему следующий штрих. Этот штрих - происхождение любителя древности. Стоит понимать, что гуманизм не был связан ни с какими сословными и социальными рамками в обществе того времени . Гуманистом, по Буркхарду, мог быть как дворянин, так и представитель не знатного семейства. В большинстве случаев, гуманист — это человек сделавший себя сам, благодаря своим обширным познанием в области филологии. Для его существования ему было необходимо либо какая-нибудь профессия, например врача, либо спонсор, который будет давать ему деньги для жизни. Такими спонсорами были меценаты, которые по социальному происхождению были либо знатными людьми, либо представителями из купеческих слоев социума. Очень часто из этих двух категорий выходили правители маленьких государств в Италии или просто богатые покровители, которые могли обеспечить соответствующий уровень жизни для своего придворного гуманиста. Однако и меценат ждал от своего подопечного каких - либо ответных действий. Из-за этого сложилась культура лести. Гуманист, желавший получить место при дворе государя, начинал заискивать перед ним и восхвалять его персону . После характеристики особенностей существования этой социальной прослойки, Буркхард пишет еще об одной заметной черте названной группы людей. Среди гуманистов была большая конкуренция между собой. Они буквально могли устраивать между собой «интеллектуальные войны» за право быть в лидерах и находится при своих спонсорах. Это приводило к развитию полемических навыков и необходимости уметь дискутировать со своими противниками. При этом все дискуссии должны были облачаться в изысканную литературную оболочку, разумеется, если они велись на страницах книг или писем. Из этого вытекает один из истоков, как считает Буркхардт, гуманистический индивидуализм. Еще одна черта гуманистов — это их высокая географическая мобильность. Гуманист был вынужден искать место, где будут более лучшие условия для его проживания и оплаты его навыков.
Книга Й. Хейзинги «Эразм Роттердамский» посвящена современнику Эразмы Стеллы Эразму Роттердамскому. В этой книге даётся подробная биография одного из самых влиятельнейших гуманистов своего времени, который оказал значительное влияние на весь гуманизм в целом. Хейзинга выводит перед нами также как и Буркхардт образ идеального гуманиста, с той лишь разницей, что первый писал про немецкий, а второй про итальянский гуманизм.
В работе советского историка А. Н. Немилова. «Немецкие гуманисты XV века» дается описание становления гуманистической мысли в Германии и северной Европе. Исследователь описывает ее развитие с позиций марксизма. Он видит причину развития гуманизма Германии в росте производственных сил внутри нее. Анализируя предпосылки развития немецкого гуманизма, он обращается к истории развития немецкой литературы мистиков Экхарта и Сузо.
Развитие литературы такого рода, как пишет автор было реакцией на обмирщение и деградацию католической церкви. Мистики в своих проповедях обращались к высокой роли души человека. Параллельно шло развитие образования в Германии. А.Н. Немилов показывает, что многие знатные немцы начали получать образование в Италии. Это способствовало росту как образования, так и расширению идей, приносимых с той стороны Альп.
Ключевой точкой в географии немецкого гуманизма он считает церковный собор (с прописной) 1431-1449 в Базеле. Именно во время его проведения немецкие гуманисты впервые громко заявили о себе. Они составляли значительную часть заседавших на мероприятие людей. Многие из них занимали определенные посты у правителей, которые присутствовали на сборе церковников в Базеле.
Далее советский историк описывает процессы роста гуманистического движения и способа организации людей, находящихся под влиянием. В Германии, как и в Италии того времени, пишет А.Н. Немилое, гуманисты также формировали кружки по интересам при богатых дворах знати и купечества. Далее автор описывает развития разных направлений гуманизма внутри Германии.
Расцвет гуманизма в Германии историк связывает с деятельностью немецкого поэта Конрада Цельтиса , конечно, исходя из марксисткой парадигмы не забывает упомянуть и о развитии производственных сил, и об экономическом росте Германии. Конрад Цельтис представляется ему последним представителем немецкого гуманизма, который получил все плоды учености, но не дожил до эпохи Реформации, когда гуманистические идеалы будут забыты в угоду реформаторских устремлений немцев.
Образ Конрада Цельса, как и образ Эразма Роттердамского в книге Й. Хейзинги, представлен как образ идеального гуманиста. Он получил образование в Италии, где помимо совершенствования латыни, выучил еще и древнегреческий язык. Он занимался многими науками и долго путешествует по странам Европы, из-за чего заводит множество знакомств с другими гуманистами. Как замечает Немилов, Цельтис был ярким патриотом Германии и желал того, чтобы она стала новым центром культурного влияния на мир.
Помимо этого, он также увлекался творчеством Тацита и призывал к изучению истории своей страны. Немецкие гуманисты начинают изучать подробно библию, переводя ее заново с иврита и древнегреческого диалекта Койне на латынь, вследствие чего возникают уже новые споры, связанные с религиозными догматами.
Таким образом, с последующим началом Реформации связывается конец гуманизма в Германии. А.Н. Немилов в конце книги, подводя черту к развитию немецкого гуманизма, не забывает добавить его отличительные черты. К таким чертам относится патриотизм, а также больший упор на этику, чем на эстетику, и религию.
Однако так как работа посвящена не только позднему немецкому гуманизму, но и Эразму Стелле и его книги «De Borussiae antiquitatibus», то для понимания некоторых контекстов нам понадобиться знать историю Тевтонского ордена. Книга «Немецкий орден» калининградского историка П. А. Бахтина . В ней описывается история зарождения и развития тевтонского ордена на всем протяжении его истории. Данный труд, представляется полезным, потому что позволяет понять многие перипетии орденской жизни в XV и XVI вв. такие как конфликты с Польским королевством, происходящие в XV в и приведшие орден в жалкое состояние, внутренние неурядицы, такие как Тринадцатилетняя война между орденом и городами, оскудение средств и падение его экономики, мелкие междоусобицы и т.д., то есть все то, что создало фон написания книги «De Borussiae antiquitatibus»
Еще одним текстом, использующимся в исследовании по истории тевтонского ордена, является книга Вильяма Урбана «Тевтонский орден» . В этой работе лучше и полнее раскрывается роль причины избрания магистром Фридриха Саксонского . В данном труде также рассмотрено влияние немецкого гуманизма и гуманистов на проводимую политику ордена. Так, В. Урбан отмечал, что гуманисты магистра из династии Встиннов провели в ордене кадровую перестановку и наметили план реформ для его укрепления. Рассмотрена и военная точка зрения избрания Фридриха, показывающая, что в случае войны помощь Саксонии могла бы сильно помочь ордену. Это улучшает понимания обстановки, сложившейся в этой регионе.
Третьей книгой по истории тевтонского ордена была книга Машке Эриха «Немецкий орден» . Она также как и предыдущие две описывают всю историю ордена. В ней содержаться глава, посвящённая Фридриху Саксонскому и его роли в трансформации Тевтонского ордена .
Историография по самому Эразму Стелле не является обширной. Это обусловлено небольшой известностию немецкого писателя.
Рассматривая историографии на русском языке, касающуюся творчества и личности исследуемого гуманиста, мы находим статью советского историка- медиевиста М.М. Смирина «Старопрусская историография на службе у немецких агресоров» . В этой работе советский исследователь основательно разобрал причины создания книги и социально-экономическую обстановку предшествующею ее появлению на свет. Он отмечает в своей статье, что она была написана по заказу помезанского епископа Хиоба фон Добенека и призвана подстегнуть захватнические настроения немецких рыцарей. М. М. Смирин провел подробную текстологическую работу по сравнению текстов древних писателей и построений Эразма Стеллы. Он выявил многие фактологические ошибки, допущенные автором древностей.
Он считал, что эти искажения допущены специально, для оправдания заказа епископа. Историк показал, как гуманист, полагаясь на древних авторов, фальсифицировал историю доорденской Пруссии. Стелла, по мнению М.М.Смирина, намерено допустил эти неточности, чтобы доказать, что Пруссия есть немецкая земля. Писатель выводил не балтийское происхождение Пруссов, а связывал генезис этого народа с областью уральских гор и истоком реки Дон. Все это заключает Смирин использовалось для оправдания немецких притязаний на территорию Пруссии по историческим соображениям. Анализируя вторую книгу «De Borussiae antiquitatibus», советский медиевист писал, что картина, созданная Стеллой, показывает примитивный характер государственности Пруссов, которые после ее создания не могли долго жить в единстве и мире между собой. Вся их деятельность заключалась в набегах на своих соседей. Таким образом, текст книги писателя представлен как пропагандистский трактат.
Однако несмотря на достоинства статьи ученого, у нее имеются минусы. Первый из минусов: это отсутствие объяснения об причинах, которые сподвигли писать эту книгу Стеллу, а именно не раскрыта его мотивация как гуманиста, что давало автору успешное написание трактата в будущем и т.д. Вторым недостатком исследования было обвинение немецкого гуманиста в недобросовестности вместо того, чтобы стремиться понимать его мотивы . Третьим недостатком статьи, является не совсем достоверно переданная мысль Эразма Стеллы о богатстве Пруссии: «Упоминание о том. что природных богатств прусской земли хватило бы не только для Германии, но и для Британии и прилегающих стран» , писатель приводил такое высказывание, однако оно было связанно с изобилием меда и воска, которое имела Боруссия и снабжало им своих соседей. 
Немецкоязычные авторы не оставили Стеллу без внимания. В сборнике источников по истории Пруссии - «Scriptores rerum Prussicarum» во вступительной статье перед изданием «De Borussiae antiquitatibus» немецкий ученый Теодор Хирш оставил небольшую статью по ее поводу. В ней историк писал о биографии Эразма Стеллы и о значимость его книги в прусской историографии. По его мнению, факт того, что ее выводы использовались очень часто в других произведениях, предает вес литературному опусу саксонца. Роль Эразма Стеллы как первопроходца состояла в том, что он первый показал читателям возможность изучения доорденской истории Пруссии. Т. Хирш провел большую текстологическую работу и выявил, как после него и М.М. Смирин, значительные искажения получаемых фактов из писаний древних авторов. Однако в отличии от советского ученого, он пошел еще дальше и начал утверждать, что Стелла вообще не читал многие тексты, на которые он сам ссылается. Так, утверждает он, Стелла не читал Иордана , но использовал сведения из его книги, взятой другим гуманистом, Энеем Сильвием для своей работы. Т. Хирш заметил отсылки на Цезаря в рассказе о травле животных, однако, как замечает исследователь, римский военачальник знать не знал ничего о существовании какой-то Боруссии. То же самое касается использования хроник средневековья, которые тоже часто приводятся неправильно. Касаясь самого писателя, историк немного затрагивает и личность Эразма Стеллы. Он наделил его такой чертой как хвастливость. Не оставил он без внимания и контекст написания книги, связанный с упадком Тевтонского ордена в XV - XVI вв. Еще одним важным вопросом, поднятым в статье, был вопрос орфографических ошибок в книге . Это представляется важным потому, что Стелла, как и любой гуманист, желал для себя славы писателя, а ошибки — это показатель плохого владения латинским языком, что в гуманистических кругах, считалось дурным вкусом. Т. Хирш не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он разрывается между двумя версиями. Первая, что ошибки принадлежат самому писателю, а вторая, что они являются типографским браком.
Современный немецкий исследователь Арно Ментцель-Ройтерс в работах, посвященных орденской историографии, тоже коснулся творчества Эразма Стеллы. Немецкий историк в статье «Гуманистические мифограммы в древнепрусской историографии до и после упразднения орденского государства (1450-1550)» дает очерк развития прусской историографии и ее связи с гуманизмом. Он пишет, что нарратив истории до орденской Пруссии формировался в условиях упадка орденского государства и поражений в войнах с Польшей. Целью этой историографии было попытаться сдержаться амбиции и желания поляков захватить окончательно орден. А. Менцель- Ройтерс подмечает, что складывание нарратива Пруссии именно как Пруссии, то есть некоторой определенной территории могло начаться только в орденскую эпоху, ибо благодаря нему она начала мыслиться как что-то целое. Историк приводит пример церковных служб, которые проводили братья ордена. Эти проповеди продвигали в массовом сознании четкую связь земли, покоренной орденом с ним.
Главные вопросы, которые были подняты в ней, касались вопроса о принадлежности орденских земель до того, как туда пришел орден к Польше. Она рассматривала две версии. Первая версия того, что земли ордена изначально принадлежали польской короне или они были присоединены из фонда польских земель к нему для его помощи в войне с балтами, а позже не законно им удержаны. Обращаясь к языческой истории Пруссии, орденские историографы стремились доказать, что до поляков тут уже было государство, которое было покорено орденом . Это нарратив подхватили и передавали позже члены Прусского союза, потому что это укрепляло его идентичность. Так, разные партии этого союза могли устанавливать контакт между собой на основе общего происхождения -идеи, которую они подчерпнули из сочинений гуманистов. Автор подмечал, что исторические доводы в борьбе партий имели большую силу, чем отвлеченные философские примеры . Ибо показывали наглядно какая сторона права в споре. Это было важно как ордену, так и Прусскому союзу, которые обращались к имперскому суду в качестве арбитра в своих взаимоотношениях. Автор подробно раскрывает нам, что для гуманистической историографии завоевание орденом Пруссии не было главным его достижением. Гуманисты рассматривали это факт как первый шаг для развития в регионе культуры и образованности. Они же позже возвели историю Пруссии к античным временам. Они строили многочисленны теории на основе филологических изысканий . Как подмечает автор, такими изысканиями они хотели установить откуда появился народ пруссов на этой земле. Описывая текст Эразма Стеллы, А. Менцель-Ройтерс писал, что гуманист выполнил свой труд скорее в риторическом ключе, чем в историческом .
Немецкий историк, как и другие исследователи творчества Эразма Стеллы, также отмечает, что Стелла писал в обстановке, когда Тевтонский орден находился в сложной политической ситуации. Его глава - магистр Фридрих Саксонский, изо всех сил пытался предотвратить аннексию земель ордена Польской короной и, как верно подметил Менцель , чем меньше у него было средств для реальной борьбы, тем больше он был вынужден применять другие средства в своем противостояние. Стелла сформулировал в своей книги положение, что Пруссия от начала времен была немецкой. А. Менцель-Ройтерс разобрал все этнографические построения саксонского писателя . Он задается справедливым вопросом, в каком виде Стелла пользовался источниками, были ли это полные сочинения или отрывки различных авторов.
В другой статье того же автора «Модели идентичности в прусской государственной историографии 1466-1525 гг.» демонстрируются особенности трансформирования историописания в прусской историографии. В этой статье он отмечает преемственность традиции историописания от Тевтонского ордена, связанной с описанием завоевания Пруссии и принесением сюда государственности и христианской религии посредством меча рыцарей. Однако, как замечает исследователь, этот нарратив был двойственен, потому что потом «города и сословия» уже освобождались от власти ордена . Но как он пишет, историописание, родившееся в орденской среде, воспринимало Прусский союз, а позже и саму Пруссию, как нарушителей клятвы верности. С другой стороны, можно видеть попытку отбить эти нападки и легитимизировать свое положение, в том числе посредством историографии .
Касаясь роли Эразма Стеллы в этом вопросе, он пишет, что гуманисты в то время использовали сведения, заимствованные из произведений античных писателей, для написания истории нероманских народов , среди них был и Эразм Стелла. Он использовал данные из сочинения Тацита, которое было найдено в 1455 г. и исследовалось Энеем Сильвия Пикколомини и из труда «География» древнегреческого писателя Птолемея. Из него же он взял название «Боруссы» и связал путем нехитрых филологических обобщений с Пруссией. Как отмечает исследователь, такие построения вполне были одобрены и орденом, и его начальством в лице Фридриха Саксонского и епископа Помезанского. При этом он отмечает, что это было не единичное изобретение Стеллы, а вполне соответствовало духу эпохи, ибо старшие современники Эразма Стеллы, орденский историограф Блюменау и польский Длугош также строят теории о происхождении Боруссов, исходя из методов такой своеобразной филологии .
Эти двое гуманистов тоже создали свою мифологему о происхождении Пруссов на основе античных текстов. Это было возможно, потому что, как пишет Арно Менцель-Ройтерс, «действия средневекового историографа или историографа раннего Нового времени просто несопоставимы с современными методами. Историограф выступил в роли составителя» .
В третьей статье А. Менцеля-Ройтерса под названием «От хроники Ордена к истории страны: формирование древнепрусской краеведческой историографии в 16 в.» говорится, что, начиная с таких гуманистов как Эней Сильвий Пикколомини и заканчивая Матеусом Преториусом и Кристофом Харткнохом, появилась картина фантастического прошлого Пруссии . Касаясь роли Стеллы в создании этого нарратива, он пишет, что Стелла попытался восполнить лакуну в знание того времени, пролегающей между миграцией готов на запад и в якобы пустовавшую землю, вводя в рассказ племя боруссов, которые позже заняли эти земли, сведения о которых, были подчерпнуты им из Птолемея. При этом, как отмечалось в других его статьях, он постоянно продвигает идеи принадлежности этой территории к Германии .
Степень изученности темы: Эразм Стелла изучен лишь как писатель, занимавшийся историей доорденской Пруссии. Как гуманиста его еще не рассматривали, поэтому можно сказать, что тема является слабоизученной.
Хронологические и географические рамки исследования: Священная Римская империя XV - XVI вв.
Научная проблема: как уже было показано, работа Стеллы рассматривается в историографии с позиции региональной истории и формирования региональной идентичности. Хотя некоторые авторы и отмечают определенное влияние гуманистических приемов в формировании текста, который послужил долгой и длинной традиции историописания Пруссии, тем не менее именно этот аспект - роль риторических приемов и гуманистической среды в формировании текста оказывается вне поля внимания. Вместе с тем именно этот аспект играет ключевую роль в структуре произведения и, вероятно, причинах его возникновения. В результате, исследование влияние гуманистической среды на функцию и содержание текста приобретает особую важность.
Исследование имеет следующую структуру: Введение, первая глава, вторая глава, третья глава, заключение, список источников и литературы.
Первая глава посвящена характеристике гуманизма в XV - XVI вв. и его особенностям в Германии Первая глава состоит из двух параграфов. Вторая глава посвящена самому Эразму Стелле, в ней представлена его биография и подробное описание его книги «De Borussiae antiquitatibus», выделены типичные для гуманистической литературы черты. В третьей главе соотносится текст Эразма Стеллы и его контекст. Благодаря такому разбору выявлены типичные приемы, использованные в книге.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав издание Эразма Стеллы «De Borussiae antiquitatibus», мы познакомились с типичным представителем позднегуманистического движения в Германии. Это движение хоть и было рождено и подпитываемым итальянским гуманизмом, однако имело свои отличительные черты. Они проявились в поисках своей истории и попытках ее осознать и сконструировать на основе разнообразных письменных источников. В ходе этих попыток рождались многие сочинения на историческую тематику. Способствовало этому и преемственность со Средними веками, а также часто уязвленная гордость за нападки со стороны итальянцев, считавших их варварами.
В этих условиях, когда появлялся спрос на национальную историю, его удовлетворяли местные писатели. Не стоит забывать и об открытиях, которые принесли новую литературу о Германии, например творение Тацита.
В эпоху позднего гуманизма, он начинал осознаваться интеллектуалами как хорошая возможность получить хорошее место при дворе образованных государей.
Эразм Стелла может быть назван гуманистом «второго порядка». Он не был новатором в этом движение, однако отчетливо представляет слепок основного его континента. Это люди, которые используют свои способности на благо себе. Они не чураются быть льстецами, когда это им нужно, не чураются оклеветать друг друга
Стелла воспроизводит построения гуманистов - его предшественников. Он желает показать широту своих знаний через цитаты и умелое жонглирование разными образами античной культуры. Его книга также смогла показать высокий уровень владения латинским языком, что было, пожалуй, самым главным навыком и высоко ценилось среди гуманистов.
Однако, цель Эразма Стеллы была не в том, чтобы написать достоверную книгу о Пруссии, а в том, чтобы получить покровительство и награду от дома Веттинов. Эразм Стелла использовал эту возможность и для продвижения в круге гуманистической интеллигенции. Несмотря на то, что Эразму Стелле не было суждено перерасти во властителя дум, однако он все же добился известности. Его сочинением использовалась многими писателями после него в качестве источника для своих сочинении* .



1. Erasmus Stella De Borussiae antiquitatibus. - 1 изд. - Baseleae: IO. FRO., 1518. — 40 c.
2. Theodor Hirsch, Max Toppen, Ernst Gottfried Wilhelm Strehlke Scriptores rerum Prussicarum: 4. - 1 изд. Leipzig: Verlag Von S. Hirzel, 1870. — 800 c.
Литература
1. Вильям Урбан. Тевтонский орден. М.: ACT, ACT Москва, Хранитель, 2007 г. Серия: Интеллектуальный детектив (стандартный формат). — 416с.
2. Вольфрам X. Готы / Пер. с нем. Б. И. МИЛОВИДОВ, М. Ю. Некрасов / Под ред. М. Б. Щукина. Н. А. Бондарко и П. В. Шувалова. — СПб.: Ювента. 2003. 656 с. — (Историческая библиотека).
3. Естественная история. Книга XXXVII / Гай Плиний Секунд; перевод с латинского Э. Н. Михайлова ; научные редакторы А. И. Любжин, Д. Д. Новгородова ; ответственный редактор И. А. Полякова ; примечания и комментарии Э. Н. Михайлова, Д. Д. Новгородовой, И. А. Поляковой; Калининградский областной музей янтаря. — Калининград, 2022. — 268 с.: ил.
4. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне / Пер. М. М. Покровского. (Серия «Литературные памятники») М.-Л., Изд-во АН СССР. 1948. 560 с.
5. Иордан. О происхождении и деяниях гетов = Getica / Вступ. ст., пер. с латин., коммент. Е. Ч. Скржинской.— 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Алетейя, 1997. — 505 с. — («Византийская библиотека». Источники).
6. Истоки современной политической мысли: в 2 т. Т. 1: Эпоха Ренессанса / К. Скиннер; пер. с англ. А. А. Олейникова; под науч. ред. В.В.Софронова. —М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 464 с.
7. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: учебник для вузов / Л. М. Брагина [и др.] ; под редакцией Л. М. Брагиной. — 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 414 с.— (Высшее образование).
8. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Идеалы и практика культуры. — М: Изд-во Моск, ун-та, 2002. — 384 с. — (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 21; Сер. II, Исторические исследования: 6).
9. Мазур Л. Н. Методы исторического исследования: учебное пособие: [для вузов по специальности 030401 "История", направлению подготовки 030400 "История"] / Л. Н. Мазур; Федер, агентство по образованию, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — 2-е изд. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2010. — 608 с.: ил., табл.
10. Машке Э.Немецкий орден. Пер. с нем. Соловьевой Веры. — СПб.: Евразия, 2003.— 256 с.
11. Мобилизованное Средневековье: в 2 т. Т. I: Медиевализм и национальная идеология в Центрально-Восточной Европе и на Балканах / под ред. Д. Е. Алимова и А. И. Филюшкина. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021. —476 с, [32] л. Ил.
12. А. П. Бахтин. Немецкий орден /— Калининград: Живём, 2020. - 1072 с.
13. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л, 1979. 167 с.
14. Покровский, И. А. История римского права / И. А. Покровский. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 447 с.
15. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы Анналов М. Наука 1993г. — 208 с.
...23


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ