Аннотация 4
Часть I. Основные стили в современной детской книжной иллюстрации (на примере изданий для младшего и среднего школьного возраста) 4
Введение 5
Глава 1. Технологии иллюстрации 11
1. 1. Технологии репродуцирования 11
1. 2 Техники иллюстрирования 18
Глава 2. Поиск стилевых тенденций в современной детской книжной иллюстрации 30
2.1 Сравнение стилевых особенностей течений в искусстве XX века и современных
детских иллюстраций 30
2.2 Экспертная оценка современных стилевых тенденций в детской книжной
иллюстрации 39
Глава 3. Стилевые тенденции современной детской книжной иллюстрации и причины
их появления 45
3.1 Визуальный анализ иллюстраций в изданиях для детей младшего и среднего
школьного возраста 45
3.2 Факторы, повлиявшие на формирование текущих стилевых тенденций 68
Заключение 73
Список использованной литературы и источников 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
Сравнение стилевых особенностей течений XX века со стилевыми особенностями
современных детских иллюстраций 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 88
Визуальный анализ иллюстраций в изданиях для детей младшего и среднего
школьного возраста 88
ПРИЛОЖЕНИЕ В 101
В.1 Интервью А. Десницкой и Э. Мордяковой 101
В.2 Интервью с Марией Судовых и Анной и Варварой Кендель 103
В.3 Интервью с В. О. Андрохановой 106
В.4 Интервью с А. В. Амасовой 107
Часть II. Редактура издания «Старшая Эдда. Песни о героях» в пересказе Ильи Бояшова 111
Редакторское заключение на рукопись И. Бояшова «Старшая Эдда. Песни о героях»..160
Часть III. Экономический расчет себестоимости издания «Старшая Эдда. Песни о героях» 163
В широком смысле иллюстрация - это изображение, решающее задачи пояснения текста. В частности, книжная иллюстрация - это изображение, «предназначенное для восприятия в единстве с текстом, то есть находящееся в книге и участвующее в восприятии в процессе чтения» 1, подчиняющееся концепции издания. Детская же книжная иллюстрация - еще более комплексное явление. Определение «детский» является одновременно и маркером читательской аудитории, и указывает на возрастные и психологические ее особенности, которые необходимо учитывать при разработке
концепции издания. Кроме того, в этом определении «закодирована» специфика
визуального языка для такой иллюстрации: определение «детский» создает у реципиента некие ожидания. Например, кто-то, услышав термин «детская книжная иллюстрация», может подумать о рисунках из любимых книг детства.
Однако сегодня эти ожидания все чаще нарушаются. Современная отечественная иллюстрация уже не похожа на рисунки В. Г. Сутеева, Е. И. Чарушина, В. А. Чижикова. На сцену выходят Анна Десницкая с ее упрощенно-натурной манерой, Виктория Семыкина с немного сюрреалистичными, карикатурными героями, сестры Анна и Варвара Кендель с живой фактурой материала. Появляются как очень упрощенные, практически примитивистские работы, так и гиперреалистичные; как карикатурные, ироничные, так и акварельно-легкие, подчеркнуто искренние. И отношение к этой новой иллюстрации разное. Достаточно познакомиться с мнениями участников сетевых сообществ, посвященных иллюстрации, чтобы убедиться в этом .
Так, современная детская книжная иллюстрация становится предметом повышенного интереса и дискуссий. Она представляется сложным и противоречивым явлением. В связи с этим исследователи организуют новые научные конференции, посвященные проблемам иллюстрации и восприятия ее читателем: например, с 2022 года в Санкт-Петербурге проходит Всероссийская научно-практическая конференция «Иллюстрированная книга в контексте современных практик детского и юношеского чтения». В частности, одним из обсуждаемых вопросов является проблема стилевого поиска в современной детской иллюстрации, которой будет посвящена данная работа.
Особая сложность проблемы заключается, на наш взгляд, в нечетком понимании того, что такое «стиль» в контексте иллюстрации. По В. В. Виноградову, «в области искусствознания, литературоведения и лингвистики трудно найти термин более многозначный и разноречивый - и соответствующее ему понятие - более зыбкое и субъективно-неопределенное, чем термин “стиль” и понятие стиля» . Под стилем может пониматься как течение, направление в искусстве, так и манера определенного художника. Поэтому мы считаем необходимым определить границы термина для данной работы. Мы будем понимать стиль как образ книги, сформированный в определенный период времени благодаря деятельности художников, их манере, общим веяниям в искусстве. Также в поле зрения данной исследовательской работы попадает понятие «стилевые тенденции». В отличие от стиля, стилевые тенденции - это актуальные паттерны, штампы, приемы, ходы, повторяющиеся у разных современных художников. В то же время художников друг от друга отличает манера - это индивидуальный стиль. Термины «течение» и направление» в работе синонимичны друг другу и обозначают общность приемов, идейного и эстетического содержания в конкретный исторический период; их мы используем, говоря о конкретных исторических стилях, в частности, XX века, например, «течение абстрактного экспрессионизма». Термин «стиль» в данном значении также допустим к употреблению, например, «стиль примитивизм».
В качестве материала исследования были выбраны художественные и научно-популярные издания для детей младшего и среднего школьного возраста. В основном мы анализировали именно отечественные издания, однако некоторые явления были проиллюстрированы и примерами из зарубежной практики. Выбор именно этих типов издания объясняется тем, что они наиболее ярко, на наш взгляд, выражают различные стилевые тенденции. Эти типы изданий обладают большим иллюстративным потенциалом, иллюстрации наиболее естественно смотрятся именно в них в силу их специфики. Возрастная же категория была выбрана исходя из того, что младший и средний школьный возраст - это та «удобная» возрастная группа, которая перестает быть «скована» требованиями к иллюстрации для дошкольников, и вместе с этим роль иллюстрации для нее все еще очень высока, гораздо выше, чем для старших школьников. Заметим, что в данной работе не рассматривается то, как отличается иллюстрирование для аудитории разных возрастов в зависимости от психовозрастных ее качеств, и каковы рекомендации к иллюстрированию. Мы сосредоточимся на стилевом поиске, стилевых тенденциях, считая, что возрастные деления условны.
Таким образом, научная проблема работы заключается в том, что не сформировано целостного представления о стилистике современной детской книжной иллюстрации ввиду наличия множества авторских манер и противоречивых тенденций, что затрудняет оценку современного состояния детской иллюстрации, ее интерпретацию и коммуникацию с читателем.
Актуальность работы обусловлена ростом интереса к новому облику детской книжной иллюстрации и необходимостью для исследователей и специалистов составить целостное представление о единстве выразительного языка в условиях разнообразия авторских манер.
Новизна состоит в том, что в научных работах сформировалась практика рассмотрения детский книжной иллюстрации с позиции того, какой она должна быть в соответствии с нормами государственных стандартов и рекомендациями педагогов- психологов. В работе впервые формируется целостное представление об облике детской книжной иллюстрации с точки зрения сложившихся в ней стилевых тенденций. Впервые визуальному анализу иллюстраций как составляющих пространства книги подвергаются работы таких современных иллюстраторов, как А. Десницкая, В. и А. Кендель, В. Семыкина, О. Гонсеровская, А. Леонова и др. Впервые сравниваются современные стилевые решения со стилевыми особенностями течений в искусстве XX века, а также рассматриваются возможные причины появления современных стилевых тенденций.
Объект исследования - современная детская книжная иллюстрация. Предмет - стили и стилевые тенденции современной детской книжной иллюстрации.
Цель работы - сформировать целостное представление о стилях современной детской книжной иллюстрации и найти причины, обусловившие их формирование.
Задачи:
1) определить понятие «стиль» в рамках работы;
2) рассмотреть эволюцию технологий иллюстрации;
3) проанализировать специфику визуального языка различных техник внутри традиционных и компьютерных технологий иллюстрирования;
4) провести сравнительный анализ стилевых особенностей течений XX века и современных стилевых решений;
5) провести экспертное интервью;
6) провести визуальный анализ иллюстраций в изданиях для детей младшего и среднего школьного возраста;
7) на основе анализа выявить стилевые тенденции в современной детской книжной иллюстрации;
8) выявить факторы, обусловливающие причины их появления;
9) обобщить результаты и сделать вывод о стилях в детской книжной иллюстрации.
Материалом исследования станут художественные и научно-популярные издания для детей младшего и среднего школьного возраста, изданные в 2015-2023 годах в издательствах «Самокат», «Поляндрия», «Пешком в историю», «Белая ворона» и др.; публикации интервью с иллюстраторами, преподавателями иллюстрации, а также материалы их личных блогов; результаты экспертных интервью с библиотекарем В. О. Андрохановой и издателем А. В. Амасовой; каталог художников независимого международного фестиваля визуальной культуры «МОРС» за 2022 г.; материалы выставки Болонской книжной ярмарки 2021-2023 г.
Методология: в работе применялись следующие методы: метод визуального анализа иллюстраций для выявления технологических особенностей их создания; сравнительный анализ для выявления сходств между произведениями изобразительного искусства разных периодов; искусствоведческий анализ для изучения формы и содержания иллюстраций и выразительных авторских приемов; метод индукции для выявления стилевых тенденций в детской иллюстрации; метод экспертного интервью для получения актуальных сведений об иллюстраторской индустрии и современных стилевых тенденциях.
Рассматривая технологии репродуцирования, мы обращались к учебнику В. А. Есиповой для выстраивания хронологической последовательности их развития, выделения значимых персоналий. Для уточнения информации, в частности, по технике офорта мы обращались к учебному пособию В. М. Звонцова и В. И. Шистко. Особенности выразительного языка гравюр в разных техниках были рассмотрены Ю. Я. Герчуком, Е. С. Левитиным. Основополагающими трудами по истории и технологии гравюры также являются труды В. А. Фаворского.
При рассмотрении особенностей традиционных техник иллюстрирования мы опирались на учебные пособия по живописи и графике, такие как учебное пособие Г. В. Беды, в котором изложены основы разных техник письма, академические правила рисунка, анализ манер художников-классиков; а также учебное пособие Л. П. Сопроненко и В. А. Локалова, в котором изложен подход исключительно к техникам черно-белой графики, их выразительному языку и особенностям работы с ними. Особенности визуального языка акварели в детской иллюстрации были подробно изучены К. Шэн. Анализируя цифровую иллюстрацию, мы обращались к работам И. О. Макаровой, которая изучает этапы ее создания и подробно описывает каждый этап, особенно работу в графическом редакторе, а также приводит алгоритм создания цифровой иллюстрации.
Типология видов цифрового изобразительного искусства была предложена С. В. Ерохиным.
Теоретической основой по визуальному анализу иллюстраций стали работы Р. Арнхейма, Ю. Я. Герчука, А. К. Айзенштейна; учебные пособия по направлениям и течениям XX века Ф. И. Кагана и Г. К. Белугиной, Н. М. Сокольниковой и В. М. Крейн; статьи О. В. Поздняковой, Ж. В. Уманской, Е. В. Быковой, К. Шэн, в которых производится анализ актуальных стилей и направлений современной детской книги, анализ творчества современных, а также советских иллюстраторов.
Теоретическая значимость работы заключается во введении в научный оборот такого нового материала, как иллюстрации современных художников, введении рабочей терминологии в области стилевого поиска, формировании теоретической базы в упомянутой области, включении в исследовательское поле различных экспертных мнений.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов данного исследования для интерпретации иллюстраций и их выразительного языка при научно-исследовательской, а также искусствоведческой и педагогической работе; в возможности выстраивания более ясной коммуникации между иллюстратором и читателем; в возможности использовать результаты исследования для прогнозирования трендов в иллюстрировании, что может быть полезно художественным редакторам.
Апробация: исследование прошло апробацию на II Всероссийской научно¬
практической конференции «Иллюстрированная книга в контексте современных практик детского и юношеского чтения», X Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения», а также в рамках семинарских занятий по дисциплине «Научно-исследовательская практика».
Структура: работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе рассматриваются технологии иллюстрации. В первом разделе - эволюция технологий репродуцирования в ее связи с эволюцией иллюстрации и визуальным языком времени. Во втором речь идет о традиционных и компьютерных техниках, материалах и инструментах иллюстрирования и о том, какими средствами создается выразительность иллюстрации. Во второй главе мы обращаемся непосредственно к стилям. В первом разделе проводится сравнительный анализ стилевых особенностей течений XX века и современных стилевых решений. Во втором разделе проводится экспертная оценка современных стилевых тенденций. В третьей главе содержится практическая часть работы. В первом разделе дан визуальный анализ иллюстраций в изданиях для детей младшего и среднего школьного возраста, а во втором мы рассматриваем возможные причины, обусловившие появление тех или иных стилевых тенденций. В приложение вынесены иллюстрации из анализируемых изданий, а также полные тексты экспертных интервью
В работе было определено, что стиль - это образ книги, сформированный в определенный период благодаря деятельности художников, их манере, общим веяниям в искусстве. Образ книги менялся на протяжении времени, начиная с первых способов репродуцирования, которые соответствовали господствующему направлению в искусстве и определяли облик книги. На сегодняшний день у художников есть возможность предельно точно переводить рисунок на бумагу, сканировать и добавлять в иллюстрацию практически любые элементы или создавать цифровую иллюстрацию, не требующую сканирования и не теряющую качества.
Несмотря на то, что функциональность графических редакторов позволяет имитировать практически любой материал, вопрос «вытеснят ли цифровые средства традиционные?» не поднимается. Традиционные материалы и техники обладают неповторимой выразительностью и экспрессией, они совершенно иначе смотрятся в книге. Цифровые средства, в свою очередь, позволяют ускорить процесс работы над иллюстрацией, расширяют возможности выразительности, открывают поле для экспериментов, и многие художники удачно совмещают традиционную и цифровую графику, в результате чего последние 13 лет можно говорить о появлении «смешанной техники». Так, развитие цифровых технологий стало одним из факторов, обусловивших облик современной детской книги.
Но многообразие стилей в современной детской книжной иллюстрации не исчерпывается цифровыми технологиями. Чтобы получить более полное представление о них, мы провели сравнительный анализ современных иллюстраций и стилевых особенностей течений XX века, который выявил, что современные иллюстраторы часто прибегают к ходам, которые впервые использовали художники-авангардисты, а также делают в своих работах оммажи стилям прошлого. Так, сегодня у иллюстраторов в ходу приемы, свойственные примитивизму, абсурдизму, футуризму, абстрактному экспрессионизму и другим стилям. Но и этим знанием нельзя ограничиться, поскольку в каждой иллюстрации присутствует не только элемент цитирования, схожести или общность приемов со стилями прошлого, но и самостоятельное художественное высказывание, уникальная авторская манера, желание подвергнуть зрителя новому опыту. Поэтому мы обратились к самим иллюстраторам и к людям, близким иллюстрации, спросив их о том, какие тенденции видят они. Сопоставив полученные сведения с результатами сравнительного анализа, мы обнаружили некоторые стилевые тенденции, наличие которых теперь необходимо было подтвердить с помощью визуального анализа.
Мы проанализировали выразительность использованных при создании рисунка материалов, особенности форм, ритмов, композиции, цвета, выявили (если это было возможно) приемы, характерные для течений XX века, обнаружили синестетические метафоры и другие выразительные средства. По результатам этого анализа мы дополнили выявленные ранее тенденции и получили следующий перечень стилевых тенденций:
1) стремление к примитивизму, упрощение;
2) авангардно-сюрреалистичное изображение мира;
3) свободное экспрессивное рисование;
4) гротеск;
5) эмпатичность;
6) материальность;
7) деконструкция формы, коллаж;
8) особая выразительность, продиктованная цифровой графикой.
Снова обратившись к мнению экспертов, мы выявили следующие причины, которые сформировали их:
1) гендерная структура профессии иллюстратора;
2) смена школ иллюстрации;
3) дихотомия постмодернизма и «новой искренности»;
4) развитие цифровых технологий.
Таким образом, удалось сформировать целостное представление о стилистике современной детской книжной иллюстрации. Во-первых, она эклектична, многоаспектна и неоднородна. В современной иллюстрации используются и различные виды гравюр, технологии которых много сотен лет; можно найти отголоски ранних форм изобразительного искусства, встретить приемы, использовавшиеся в направлениях XX века - разброс может быть огромным как во времени, так и в пространстве. Эклектичность свидетельствует о том, что, возможно, в данный момент в книжной иллюстрации и в искусстве в целом протекает смена художественных систем. Во-вторых, детская книжная иллюстрация во многом бросает вызов массовому искусству, сама становясь искусством высоким. Теперь она ставит своей целью не просто сопроводить текст, но и самой стать текстом, рассказать свою историю. Для читателя, у которого не выработан навык чтения визуального нарратива, такой подход может быть непонятен. Более того, для современных художников, как когда-то для художников советского периода, детская иллюстрация стала полем для экспериментов. В ней нередко используются приемы и визуальный язык, которые не всегда удается «расшифровать» в первого раза. Так иллюстрация подталкивает родителей и детей к обсуждению книги, диалогу, совместному проживанию того впечатления и опыта, который они получили при чтении иллюстраций.
Итак, поставленная в данной ВКР цель, заключавшаяся в формировании целостного представления о стилях современной детской книжной иллюстрации и поиске причин, обусловивших их, достигнута. Для ее достижения были выполнены все поставленные задачи.
Однако сама тема не исчерпана. Стилевой поиск современной детской книжной иллюстрации можно продолжать, изучив больше изданий. Существует много подходов и стилей, которые не были рассмотрены в данной работе, например, гиперреализм. Также представляет интерес изучение восприятия современной детской иллюстрации целевой аудиторией: кому адресована такая иллюстрация, успешна ли эта коммуникация, как именно она воздействует на читателя. Кроме того, можно исследовать не только издания и иллюстрации, но и издательства с точки зрения того, как с помощью визуальных элементов, содержащих те или иные стилевые тенденции, они формируют имидж, паблисити, фирменный стиль.
1. Великая Тартария и семь ее гостей. Большое сибирское путешествие : [для среднего школьного возраста] / Ольга Нечаева ; ил. Ольги Нечаевой. - М. : Абраказябра, 2022. - 72 с. : ил.
2. Вратарь и море : [для мл. и сред. шк. возраста] / Мария Парр ; пер. с норвежского Ольги Дробот ; ил. Ани Леоновой. - М. : Самокат, 2019. - 296 с. : ил.
3. Вся правда о пиратах : [для мл. и сред. шк. возраста] / Екатерина Степаненко ; ил. Поли Плавинской. - М. : Пешком в историю, 2023. - 56 с. : ил.
4. Давай поедем в Уналашку : [для сред. шк. возраста] / Анна Красильщик ; ил. Каси Денисевич. - М. : Белая ворона, 2021. - 158 с. : ил.
5. Два трамвая : [для мл. и сред. шк. возраста] / Осип Мандельштам ; ил. Ани Десницкой. - М. : Самокат, 2015. - 56 с. : ил.
6. Девица Хонхинур: бурятские сказки / ил. Даримы Эрдынеевой. - М. : Детская и юношеская книга, 2022. - 46 с. : ил. - (Хоровод сказок).
7. Десять дней в деревне у дедушки [для мл. шк. возраста] / Амонашвили Шалва ; ил. Светланы Минковой. - Лидерс books, 2022. - 200 с. : ил.
8. Если хочешь быть красивым: энциклопедия хотений : [для мл. и сред. шк. возраста] / Евгений Клюев ; ил. Полины Калашниковой. - М. : Самокат, 2020. - 96 с. : ил.
9. Женщины и мужчины России. 2022 : стат. сб. / под ред. С. М. Окладникова. - М. : Росстат, 2022. - 208 с.
10. История старой квартиры / Александра Литвина ; ил. Анны Десницкой. - М. : Самокат, 2017. - 56 с. : ил.
11. Куда скачет температура [для дошк. и мл. шк. возраста] / Федор Катасонов ; ил. Анны Журко. - М. : Розовый жираф, 2021. - 48 с. : ил. - (Карманный ученый).
12. Леопард за стеклом : [для сред. и ст. шк. возраста] / Алки Зеи ; пер. с греч. Анны Ковалевой ; ил. Олеси Гонсеровской. - М. : Самокат, 2016. - 270 с. : ил. - Доп. тит. л. греч.
13. Мона Оляля / Эллен Малле ; пер. с французского Михаила Хачатурова ; ил. Варвары Помидор. - Санкт-Петербург, Бумкнига, 2020. - 44 с. : ил.
14. Морж как морж, ничего особенного [для дошк. и мл. шк. возраста] / Димитрова Дарья ; ил. Дарьи Димитровой. - М. : Самокат, 2021. - 40 с. ; ил. - (Зверотерапия).
15. МОРС / Каталог Международного независимого Фестиваля книжной иллюстрации и визуальной культуры. - М. - 2022. - 151 с.
...73