Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование мировоззрения учащихся при изучении геометрии в старших классах естественнонаучного профиля обучения

Работа №179152

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы204
Год сдачи2006
Стоимость770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13
§ 1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ 13
§ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 28
§ 3. Роль МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 33
§ 4. ФОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (УРОВНЕВАЯ И ПРОФИЛЬНАЯ) 40
§ 5. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ 50
§ 6. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 63
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 80
§ 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ 80
§ 2. НАЧАЛА СТЕРЕОМЕТРИИ 85
§ 3. МНОГОГРАННИКИ 99
§ 4. КОНИЧЕСКИЕ СЕЧЕНИЯ 114
§ 5. МНОГОГРАННИКИ В ЗАДАЧАХ ОПТИМИЗАЦИИ 131
§ 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В
СТАРШИХ КЛАССАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ 137
§ 7. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167
ЛИТЕРАТУРА 170
ПРИЛОЖЕНИЯ 184

Как известно, культурное и социально-экономическое состояние каждого этапа развития общества находит свое отражение в целях и задачах содержания обучения и воспитания подрастающего поколения. В настоящее время проис¬ходит обновление средней школы согласно Концепции модернизации россий¬ского образования, разработкой основных направлений которой занимаются такие видные ученые, как Д.В. Аносов, В.И. Арнольд, Я.И. Кузьминов, В.Л. Матросов, Н.Д. Никандров, С.М. Никольский, В.А. Садовничий и другие. Приоритетными сторонами реформирования называются гуманизация, гумани¬таризация, профильное и личностно-ориентированное обучение и др. В связи с этим, формирование мировоззрения развивающейся личности должно проис¬ходить с учетом оптимального развития способностей и склонностей учащего¬ся, его индивидуальных запросов, задатков, интересов и т.п.
Мировоззрение, как «взгляд на мир», является невероятно сложным пла¬стом духовного мира человека. Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведе¬ниями о внешнем мире. Известно, что мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окру¬жающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы позна¬ния и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления.
Очевидно, что мировоззрение — это не только картина мира, но и отно¬шение к миру, заинтересованное или безразличное, доброе или злое и т.д. Оно не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельно¬сти человека, развития науки и техники, культуры общества. Без мировоззре- №
ния человек еще не человек и действовать он будет методом «проб и ошибок», т.е. неосознанно, вслепую. Следовательно, мировоззрение — это не только со¬вокупный результат, итог, но и условие для практической деятельности челове¬ка, изменения им внешнего мира и самого себя. Без мировоззрения человек не
Однако мировоззренческие качества не могут формироваться сами по се¬бе, без использования конкретного материала, с которым человек имел бы де¬ло, и в процессе преобразования которого как раз и формировались бы такие качества. Математика, как элемент общей культуры, поставляет для этого чело¬веку соответствующий материал: отдельные математические понятия, их ком¬плексы, математический язык, математические модели и утверждения, правила рассуждений и методы доказательств, алгоритмы, геометрические формы и т.п. Значит, потенциал математики как важного аспекта научного мировоззрения связан с выявлением роли математики и математизации науки в формировании системы общих представлений об отношении человека и окружающего мира.
В связи с этим становится особенно важно оказать помощь формирую¬щемуся мировоззрению человека. Необходимость такой помощи личности в процессе обучения давно отмечена как отечественными, так и зарубежными учеными. Особое внимание при этом уделялось и уделяется исследованию и раскрытию роли обучения математике в формировании и развитии различных, мировоззренчески значимых, сторон личности учащихся: их мышления, логи¬ческой культуры, культуры математического языка и речи, научного мировоз¬зрения, отдельных групп общеучебных умений и др. Свои представления об этой роли и рекомендации учителям по ее усилению неоднократно излагали в своих работах А.Д. Александров, И.И. Баврин, В.Г. Болтянский, Н.Я. Виленкин, Б.В. Гнеденко, А.Л. Жохов, А.Н. Колмогоров, В.М. Монахов, Г.И. Саранцев, А.А. Столяр, Н.А. Терешин, И.Ф. Тесленко, Л.М. Фридман, А.Я. Хинчин, Р.С. Черкасов, С.И. Шварцбурд и др. Их работы способствовали и продолжают способствовать теоретическому осмыслению проблем личност¬ного развития учащихся при обучении математике, гуманитаризации матема¬тического образования с целью повышения качества математической подго¬товки российских школьников.
Одним из приоритетных направлений модернизации школьного образо¬вания, как было отмечено, называется профильное обучение, в основе которого лежит дифференциация. Под дифференциацией обучения будем понимать «та¬кую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым ми¬нимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизнен¬ных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять пре¬имущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволя¬ет доложить о достижении поставленных задач.
Мировоззрение является одним из главных механизмов формирования личности в процессе её становления. Оно рассматривается как целостное каче¬ство личности, единство трех его составных частей: потребностей и эмоцио¬нально-ценностных отношений к окружающему миру, обобщенных способов деятельности отражения и преобразования мира и обобщенных представле¬ний, мыслей, знаний о мире. Такой подход дает возможность наметить этапы формирования мировоззрения.
Организованная на основе соответствующим образом подобранного ми-ровоззренчески значимого содержания и в соответствии с основными этапами формирования мировоззрения учебная деятельность учащихся естественнона-учных классов позволяет личности учащегося наиболее полно реализовать имеющийся потенциал собственного мировидения.
Выделены методические особенности изучения математики в классах ес-тественнонаучного направления, основанные на умениях, характеризующих соответствующий стиль мышления (таких как моделирование, составление гра-фических моделей, оперирование образом и др.). Исходя из анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы, даны некоторые особен¬ности изучения геометрии в естественнонаучном направлении. При этом мето¬дика обучения должна быть направлена на: а) формирование умения модели¬рования реальных процессов; б) развитие графических связей, особенно с предметами, ведущими для данного профиля обучения; в) широкое использо¬вание приближенных методов и усиление алгоритмического аспекта обучения; г) смещение акцентов преподавания на лекционно-семинарскую систему, уве¬личение числа практических и лабораторных работ; д) проведение межпред¬метных конференций и семинаров.
Ведущей особенностью преподавания математики в классах естествен-нонаучного профиля является усиление научной и прикладной направленности обучения математике, позволяющей сформировать технический стиль мышле¬ния, развивающий образный компонент мышления, графические умения, навы¬ки моделирования, интенсивное использование вычислительной техники и раз¬личных компьютерных программных сред.
Реализация этапов целостного акта учебной мировоззренчески направ-ленной математической деятельности при изучении стереометрии в естест-веннонаучных классах позволяет реализовать познавательную математическую деятельность учащихся, формируя устойчивое положительное отношение к по-знанию и применению математики, способность к математическому познанию мира, индивидуальные системы ценностей и структурное видение мира.
В силу ряда обстоятельств особое значение компьютерные технологии при-обретают в процессе геометрической подготовки школьников. Основные моти¬вы их использования в курсе геометрии таковы:
а) компьютерные методы в последнее время все шире используются в гео-метрической науке;
б) применение компьютерных технологий в школьном курсе геометрии су-щественно повышает качество усвоения учебного материала.
Использование компьютера при формировании мировоззрения учащихся классов естественнонаучного профиля существенно помогает при изучении геометрии, что показывает необходимость использования современных ком-пьютерных технологий при разработке мировоззренчески направленной методики преподавания курса стереометрии.
...


1. Александров А.Д. Выпуклые многогранники.— М.- Л.: Гостехиздат, 1950. —428 с.
2. Александров А.Д. и др. Геометрия 10-11 кл.: Учебник для общеобра-зовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000. — 256 с.
3. Александров А.Д. и др. Геометрия: Учебн. Для уч-ся 10 кл. с углубл. изуч. математики. — М.: Просвещение, 1999. — 239 с.
4. Александров А.Д. и др. Геометрия: Учебн. Для уч-ся 11 кл. с углубл. изуч. математики. — М.: Просвещение, 2000. — 320 с.
5. Александров А.Д. О геометрии И МШ. — 1980. — №3. — С. 56
6. Алексеев В.М., Галеев Э.М., Тихомиров В.М. Сборник задач по опти-мизации. Теория. Примеры. Задачи. Учебное пособие.— М.: Наука, 1984.— 288 с.
7. Антология педагогической мысли в России первой половины XIX в. — М.: Педагогика, 1987. — 559 с.
8. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. Солов¬ков И.А. — М.: Педагогика, 1985. — 480 с.
9. Атанасян Л.С. и др. Геометрия: Учебник для 10-11 классов общеобра-зовательных учреждений. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 206 с.
10. Ашкинузе В.Г. Многоугольники и многогранники / Энциклопедия эле-ментарной математики. Книга четвертая. Геометрия.— М.: Гос. изд. физ.-мат. лит., 1963. — 382 с.
11. Башмаков М.И. Уровень и профиль математического образования // Математика в школе. — 1993. — № 2. — С. 8.
12. Бескин Н.М. Методика геометрии: Учебник для педагогических инсти¬тутов. — М.-Л.: Учпедгиз, 1947. — 276 с.
13. Богомолов С.А. Геометрия (систематический курс): Пособие для учи¬телей средней школы. — М.-Л.: Учпедгиз, 1949. — 320 с.
14. Болтянский В.Г. Элементарная геометрия: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 320 с.
15. Болтянский В.Г., Глейзер Г.Д. К проблеме дифференциации образова¬ния // Математика в школе. -1988. — № 3. — с. 9.
... всего 171 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ