Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТА ПЕРСОНАЖА В РАССКАЗЕ А.И. КУПРИНА «Ю-Ю»

Работа №179150

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы40
Год сдачи2023
Стоимость4400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические предпосылки исследования 7
1.1 Биография А.И. Куприна 7
1.2 Животные в жизни и творчестве Куприна 8
1.3 Базовые термины и этапы анализа анималистического
портрета 10
Выводы 14
2 Анималистический портрет в рассказе «Ю-ю» 15
2.1 Семантическое поле лексических единиц анималистического
портрета в рассказе «Ю-ю» 15
2.2 Приемы создания портрета Ю-ю в рассказе Куприна 32
Выводы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 38

В данной работе исследуется своеобразие портрета главной героини анималистического рассказа А.И. Куприна «Ю-ю».
Портреты героев художественных произведений постоянно привлекают внимание и литературоведов, и лингвистов. В работах ученых рассматриваются теоретические проблемы изучения портретов (их классификация, методы анализа, эволюция описания персонажей в связи с развитием литературы). Активно изучаются и литературные портреты в произведениях различных авторов - принципы их создания, языковые средства, функции в тексте. При изучении творчества известных писателей рассматривались портреты персонажей в прозе И.А. Бунина [Родионова, 1999], В.М. Шукшина [Серикова, 2004], А.П. Чехова [Шинкевич, 2017], А. Грина [Петрусь, 2020], К.А. Коровина и др. [Акимова, 2016] и др. Кроме исследований словесных портретов человека, анализируются также описания животных в анималистических рассказах и повестях Сетона-Томпсона, А.П. Чехова, В.И. Белова, Джека Лондона, Е.Д. Айпина и в современной детской прозе [Астахова, Налимова, 2016; Вахрушева, 2012; Фомин, 2016; Сязи, 2016].
Выявление особенностей портретных характеристик в разных произведениях тесно связано с изучением особенностей индивидуально-авторского стиля художников слова - талантливых литераторов, вносящих свой вклад в развитие национального языка и культуры. К ним относится и Александр Иванович Куприн.
Таким образом, актуальность темы данной работы обусловлена
- ее междисциплинарностью, поскольку результаты изучения портретных описаний в художественных произведениях, полученные в сфере литературоведения и лингвистики, взаимно дополняют и обогащают друг друга;
- значимостью исследования идиостиля А.И. Куприна, выдающегося писателя, еще недостаточно изученного учеными. Изучая язык его рассказов и повестей, мы узнаём русскую культуру, богатство русского языка и личность автора, отраженную в созданных им текстах.
Что касается изучения портретных характеристик в произведениях А.И. Куприна, то эта область еще недостаточно разработана. Литературоведы касаются изображения литературных героев в творчестве писателя, но специальных исследований на эту тему пока нет. О.Н. Шинкевич проанализирован тип портрета-описания в ранних повестях 5
Куприна [Шинкевич, 2017]. Т.А. Каймановой написана обзорная статья в «Купринской энциклопедии» о животном мире в рассказах Куприна [Кайманова, 2016]; анализируется идейное содержание, жанр, поэтика отдельных произведений [Корзина, 2011; Симухина, 2012; Щёголева, 2019]. Многие маленькие рассказы писателя про зверей привлекаются учителями и методистами при обучении работы с текстами школьников младших и средних классов [Астахова, Налимова, 2016; Нефедова, Шлыкова, 2020; Сайфиева, 2022].
Цель исследования - выявить своеобразие состава языковых средств и приемов создания анималистического портрета в рассказе «Ю-ю», отражающих идиостиль А.И. Куприна.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические предпосылки исследования, необходимые для решения цели и задач работы.
2. Выделить в анализируемом тексте рассказа лексические единицы, составляющие портрет главного персонажа произведения, определить их значение в тексте с привлечением толкового словаря.
3. Систематизировать полученную в результате выборки лексику, относящуюся к портретным характеристикам этого персонажа, в виде семантического поля.
4. Выявить приемы создания анималистического портрета в рассказе «Ю-ю».
Объектом исследования является анималистический рассказ А.И. Куприна «Ю- ю», предмет исследования - языковые средства и приемы создания анималистического портрета.
Новизна данной работы определяется тем, что в рассказе «Ю-ю» впервые выявлены особенности анималистического портрета, отражающие черты идиостиля А.И. Куприна.
Методы исследования. При сборе материала использовался прием сплошной выборки слов, относящихся к описанию персонажа, из анализируемого рассказа. В качестве основного способа анализа применялся описательный метод с приемами наблюдения, сопоставления, классификации и обобщения. В процессе исследования текста произведения привлекался лингвостилистический анализ.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и освоенной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследования, можно отметить, что
- интерес к литературному творчеству и анималистической прозе сформировался у А.И. Куприна еще в молодости и был тесно связан с его увлечениями;
- текст рассказа «Ю-ю» отражает черты идиостиля писателя: точность описания, умеренная образность, диалогичность;
- выбор языковых средств в анималистическом рассказе показывает, что автор отражает свои взгляды на животных и людей и любовь к «братьям нашим меньшим».



- Куприн А.И. Ю-ю. https ://libcat.ru/knigi/proza/russkaya-klassicheskaya-proza/249191- 6-aleksandr-kuprin-yu-yu.html#text (дата обращения: 15.10.21).
[СОШ] - Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская Академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. - URL: https://gufo.me/dict/ozhegov? (дата обращения: 14.11.21).
Литература
1. Акимова В.В. Лексика портретных описаний в художественной прозе К.А. Коровина (на примере рассказа «Л.Л. Каменев и А.К. Саврасов») // Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 1-2 (17). С. 90-92.
2. Астахова А.В., Налимова Т.А. Работа над портретной характеристикой персонажа литературного произведения на уроках чтения в начальной школе // Вестник научных конференций. 2016. № 1-4 (5). С. 21-24.
4. Божкова Г.Н., Шабалина И.Г., Шайхлисламова А.Г. Анималистические образы в современной детской прозе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 5(83). Ч. 1. С. 13-16.
5. Вахрушева И.Ю. Особенности жанра анималистического рассказа (Сетон- Томпсон «Виннипегский волк» и А.П. Чехов «Каштанка») // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: студенческий взгляд : сб. статей по материалам II Всероссийской студенческой научной конференции (10 февраля 2012 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2012. С. 474-479.
6. Воскобойников В.В. Актуальные аспекты изучения идиостиля в современной лингвистике И Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. Вып. 11. С. 166-168.
7. Кайманова Т.А. Животный мир в произведениях Куприна (анималистические рассказы) // Купринская энциклопедия / авт. проекта и гл. ред. Т.А. Кайманова. Пенза: ИП Соколов А.Ю., 2016. С. 178-180. https://vk.com/docl99085127 586994388 (дата обращения: 11.12.21).
7. Киселев Б.М. Рассказы о Куприне. М.: Советский писатель, 1964.
8. Корзина Н.А. Судьбы малых канонических жанров в русской литературе конца XIX в. («Собачье счастье» А.И. Куприна) // Новый филологический вестник. 2011. № 1 (16). С. 114-119.+ https://www.elibrary.ru/download/elibrary 16901973 83480355.pdf
9. Кунавин О.Б., Кунавина И.И. Проблема портрета в художественной литературе И Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 2 (26). С. 202- 207.
10. Куприн Александр Иванович. История жизни. - URL: https://tunnel.ru/post- kuprin-aleksandr-ivanovich (дата обращения: 20.10.2021).
11. Куприна Ксения. Четвероногие герои рассказов А. И. Куприна // Советский цирк. Декабрь 1963 г. - URL:
http://www.ruscircus.ru/chetveronogie geroi rasskazov a. i. kuprina 587?ysclid=lelao39es546 813884 (дата обращения: 18. 01.2023).
12. Куприна Ксения. Куприн - мой отец. Глава VI. Детство И Великие люди: познавательный сайт. - URL: http://kuprin.velchel.ru/?cnt=16&sub=4&part=6&page=2 (дата обращения: 17.12.2022).
13. Лексикология : учеб, пособие / Е.И. Зиновьева, С.В. Кириченко, Ю.А. Кузнецов и др.; под ред. Е.И. Зиновьевой. М.: Флинта : Наука, 2006. 232 с. (Русский язык как иностранный).
14. Литературный портрет. Основные виды и функции. URL: https://blog.selfpub.ru/poleznoe-dlia-pisatelej/literatumvi-portret (дата обращения: 8.04.22).
15. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта: Наука, 2003. 432 с.
...30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ