ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
|
Актуальность темы исследования. Одной из фундаментальных проблем современной психологии является проблема профессионального самоопределения. На сегодняшний день она разрабатывается в рамках целого ряда направлений психологии, таких как психология труда, психология развития и возрастная психология, психология профессионального становления личности, и одновременно является предметом исследования междисциплинарного характера. Несмотря на возросшее внимание и интерес к данной тематике и большой массив теоретических и эмпирических исследований в понимании и изучении профессионального становления личности остается множество нерешенных вопросов и неисследованных задач.
С позиций социально-экономических категорий проблема профессионализации рассматривается как проблема воспроизводства кадров, формирование трудовых ресурсов нового поколения, которые становятся основой существования, становления и развития современной инновационной социально-экономической формации. С этой стороны профессиональное самоопределение как один из важных этапов профессионализации личности был и остается значимой проблемой для любого общества, иногда приобретая международный и глобальный характер.
Не меньшую роль профессионализация в целом и профессиональное самоопределение в частности играют и для конкретного человека, не только по причине его включения в социально-экономические процессы общества или как средство выживания, но и потому, что она является средством становления, самореализации и саморазвития человека. Каждый человек на определенном этапе жизненного пути сталкивается с проблемой выбора будущей профессии. Зачастую он не совсем адекватно оценивает свои возможности, способности, желания, и его выбор не соответствует имеющимся условиям его реализации.
Особенный интерес для исследования носят изучение ранних этапов профессионализации личности, определение детерминант и их влияния на выбор
будущей профессии, а также переживание личностью профессиональных кризисов.
Во время кризиса имеющаяся структура профессиональных установок личности разрушается, перестраиваясь на более гибкую систему, меняются мотивационные основания выбора профессии, в целом изменяется уровень профессиональной осознанности, и все это представляет большой интерес для новых исследований в обозначенной области.
Проведенное в работе эмпирическое исследование охватывает процесс профессионального развития личности, начиная с момента окончания среднего общего образования, включающего момент непосредственного выбора профессии, моменты поступления и окончания высшего учебного заведения. Отличительной особенностью данного исследования является изучение нескольких детерминант выбора профессии в едином комплексе: мотивационных оснований, причинно-следственные связи между психологическими характеристиками и общим уровнем профессиональной осознанности .
Актуальность проблемы профессионального становления, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Разработаны зарубежные
концепции профессионализации, которые согласно классификации И.М. Кондакова и А.В. Сухарева принято делить на пять основных направлений: дифференциальное, психодинамическое, теории решений, генетическое и типологическое. К авторам проведенных исследований в этой области и предложившим свои классификации относятся такие ученые как: Э. Гинзберг, Д. Сьюпер (генетическое направление); Э. Шпрангер, Дж. Холланд, А. Сцонди, Э. Роу (типологический подход); У. Мозер, Е. Бордин и др. (психодинамический подход). Отечественные концепции профессионализации стали разрабатываться значительно позднее зарубежных. Подход с позиций концепции профессиональной пригодности был реализован в трудах Н.Д. Левитова, К.М. Гуревича, В.А. Бодрова и ряда других авторов. Доктрина профессионального самоопределения наиболее последовательно развивалась в трудах Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Э.Ф. Зеера, Т.В. Кудрявцева и др. Концепция готовности к труду была изучена А.А. Смирновым и его последователями, концепция профессиональной адаптации - в трудах К.К. Платонова. Подход с позиций профессионализма А.К. Марковой, концепция творческого профессионального развития Л.В. Митиной, акмеологический подход к профессиональному становлению, системогенетическая концепция профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова свидетельствуют о том, что в разное время большое количество ученых и исследователей занимались проблемой профессионализации на теоретическом и практическом уровнях.
С позиций социально-экономических категорий проблема профессионализации рассматривается как проблема воспроизводства кадров, формирование трудовых ресурсов нового поколения, которые становятся основой существования, становления и развития современной инновационной социально-экономической формации. С этой стороны профессиональное самоопределение как один из важных этапов профессионализации личности был и остается значимой проблемой для любого общества, иногда приобретая международный и глобальный характер.
Не меньшую роль профессионализация в целом и профессиональное самоопределение в частности играют и для конкретного человека, не только по причине его включения в социально-экономические процессы общества или как средство выживания, но и потому, что она является средством становления, самореализации и саморазвития человека. Каждый человек на определенном этапе жизненного пути сталкивается с проблемой выбора будущей профессии. Зачастую он не совсем адекватно оценивает свои возможности, способности, желания, и его выбор не соответствует имеющимся условиям его реализации.
Особенный интерес для исследования носят изучение ранних этапов профессионализации личности, определение детерминант и их влияния на выбор
будущей профессии, а также переживание личностью профессиональных кризисов.
Во время кризиса имеющаяся структура профессиональных установок личности разрушается, перестраиваясь на более гибкую систему, меняются мотивационные основания выбора профессии, в целом изменяется уровень профессиональной осознанности, и все это представляет большой интерес для новых исследований в обозначенной области.
Проведенное в работе эмпирическое исследование охватывает процесс профессионального развития личности, начиная с момента окончания среднего общего образования, включающего момент непосредственного выбора профессии, моменты поступления и окончания высшего учебного заведения. Отличительной особенностью данного исследования является изучение нескольких детерминант выбора профессии в едином комплексе: мотивационных оснований, причинно-следственные связи между психологическими характеристиками и общим уровнем профессиональной осознанности .
Актуальность проблемы профессионального становления, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Разработаны зарубежные
концепции профессионализации, которые согласно классификации И.М. Кондакова и А.В. Сухарева принято делить на пять основных направлений: дифференциальное, психодинамическое, теории решений, генетическое и типологическое. К авторам проведенных исследований в этой области и предложившим свои классификации относятся такие ученые как: Э. Гинзберг, Д. Сьюпер (генетическое направление); Э. Шпрангер, Дж. Холланд, А. Сцонди, Э. Роу (типологический подход); У. Мозер, Е. Бордин и др. (психодинамический подход). Отечественные концепции профессионализации стали разрабатываться значительно позднее зарубежных. Подход с позиций концепции профессиональной пригодности был реализован в трудах Н.Д. Левитова, К.М. Гуревича, В.А. Бодрова и ряда других авторов. Доктрина профессионального самоопределения наиболее последовательно развивалась в трудах Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Э.Ф. Зеера, Т.В. Кудрявцева и др. Концепция готовности к труду была изучена А.А. Смирновым и его последователями, концепция профессиональной адаптации - в трудах К.К. Платонова. Подход с позиций профессионализма А.К. Марковой, концепция творческого профессионального развития Л.В. Митиной, акмеологический подход к профессиональному становлению, системогенетическая концепция профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова свидетельствуют о том, что в разное время большое количество ученых и исследователей занимались проблемой профессионализации на теоретическом и практическом уровнях.
В заключении обобщена вся совокупность полученных в исследовании результатов, а также сформулированы выводы по результатам диссертационного исследования, основные из которых состоят в следующем.
1. Ведущей детерминантой профессионального самоопределения личности в
процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования выступает профессиональная осознанность. Она представляет собой когнитивно-личностное образование, характеризующееся степенью
информированности личности о своих способностях, склонностях, интересах, рынке труда и требованиях профессии, что в итоге делает профессиональный выбор осмысленным, наполненным содержанием и знанием того, насколько профессия соотносится с личностными возможностями индивида. Профессиональная осознанность - ментальная, антиципационная репрезентация будущей профессии, насыщенная метакогнитивными параметрами.
2. Профессиональная осознанность определяется индивидуальной мерой выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний личности, среди которых ведущую роль в формировании профессиональной осознанности на ранних этапах профессионализации личности играет рефлексивность.
3. Детерминация профессиональной осознанности синтезирует в себе вариативную и инвариантную составляющие: инвариантная (базовая) проявляется в стабильном влиянии рефлексивности, как предпосылки профессиональной осознанности, на всех этапах ранней профессионализации личности, а вариативная определяется изменяющимся характером влияния индивидуальной меры выраженности самооценки и уровня притязаний при переходе от общего к различным этапам профессионального обучения.
4. В качестве психологических детерминант профессионального самоопределения личности, оказывающих влияние на характер его протекания на ранних этапах профессионализации, можно выделить следующие компоненты: параметры содержания профессионального самоопределения - мотивационные основания выбора профессии, профессиональные установки, профессиональная осознанность, личностные факторы влияния - рефлексивность, самооценка и уровень притязаний личности.
5. В процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения происходит перестройка мотивационной основы профессионального самоопределения, выражающаяся в изменении иерархической значимости отдельных мотивов выбора профессии: происходит снижение значимости познавательного, материального, утилитарного мотивов и мотива престижности выбора профессии; значимость творческого мотива повышается на ранних этапах профессионального обучения и снижается в момент окончания общего и профессионального обучения.
6. В процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения изменяются профессиональные установки и профессиональная осознанность, что проявляется на уровне выраженности отдельных характеристик, а также на уровне их структурной организации: происходит увеличение степени общей профессиональной осознанности и снижение рационализма профессионального выбора.
7. В момент непосредственного поступления в ВУЗ наблюдается особый характер протекания кризиса профессионального выбора, выражающийся в полной или частичной дезорганизации связей между профессиональными установками, приводящей к деформации их структуры. Преодоление этого кризиса происходит за счет восстановления системного эффекта взаимодействия профессиональных установок. При переходе к профессиональному обучению структура профессиональных установок вновь обретает организованность, четкие и стабильные связи, что способствует психологически эффективному преодолению кризиса выбора профессии.
1. Ведущей детерминантой профессионального самоопределения личности в
процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования выступает профессиональная осознанность. Она представляет собой когнитивно-личностное образование, характеризующееся степенью
информированности личности о своих способностях, склонностях, интересах, рынке труда и требованиях профессии, что в итоге делает профессиональный выбор осмысленным, наполненным содержанием и знанием того, насколько профессия соотносится с личностными возможностями индивида. Профессиональная осознанность - ментальная, антиципационная репрезентация будущей профессии, насыщенная метакогнитивными параметрами.
2. Профессиональная осознанность определяется индивидуальной мерой выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний личности, среди которых ведущую роль в формировании профессиональной осознанности на ранних этапах профессионализации личности играет рефлексивность.
3. Детерминация профессиональной осознанности синтезирует в себе вариативную и инвариантную составляющие: инвариантная (базовая) проявляется в стабильном влиянии рефлексивности, как предпосылки профессиональной осознанности, на всех этапах ранней профессионализации личности, а вариативная определяется изменяющимся характером влияния индивидуальной меры выраженности самооценки и уровня притязаний при переходе от общего к различным этапам профессионального обучения.
4. В качестве психологических детерминант профессионального самоопределения личности, оказывающих влияние на характер его протекания на ранних этапах профессионализации, можно выделить следующие компоненты: параметры содержания профессионального самоопределения - мотивационные основания выбора профессии, профессиональные установки, профессиональная осознанность, личностные факторы влияния - рефлексивность, самооценка и уровень притязаний личности.
5. В процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения происходит перестройка мотивационной основы профессионального самоопределения, выражающаяся в изменении иерархической значимости отдельных мотивов выбора профессии: происходит снижение значимости познавательного, материального, утилитарного мотивов и мотива престижности выбора профессии; значимость творческого мотива повышается на ранних этапах профессионального обучения и снижается в момент окончания общего и профессионального обучения.
6. В процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения изменяются профессиональные установки и профессиональная осознанность, что проявляется на уровне выраженности отдельных характеристик, а также на уровне их структурной организации: происходит увеличение степени общей профессиональной осознанности и снижение рационализма профессионального выбора.
7. В момент непосредственного поступления в ВУЗ наблюдается особый характер протекания кризиса профессионального выбора, выражающийся в полной или частичной дезорганизации связей между профессиональными установками, приводящей к деформации их структуры. Преодоление этого кризиса происходит за счет восстановления системного эффекта взаимодействия профессиональных установок. При переходе к профессиональному обучению структура профессиональных установок вновь обретает организованность, четкие и стабильные связи, что способствует психологически эффективному преодолению кризиса выбора профессии.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНСТРУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - СМЫСЛОВОЕ БУДУЩЕЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2004 - Характеристики самоотношения и особенности профессионального самоопределения юношей и девушек
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Суверенность как личностный предиктор профессионального самоопределения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Социально-психологические критерии выбора профессии старшеклассниками
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



