Актуальность темы исследования. Одной из фундаментальных проблем современной психологии является проблема профессионального самоопределения. На сегодняшний день она разрабатывается в рамках целого ряда направлений психологии, таких как психология труда, психология развития и возрастная психология, психология профессионального становления личности, и одновременно является предметом исследования междисциплинарного характера. Несмотря на возросшее внимание и интерес к данной тематике и большой массив теоретических и эмпирических исследований в понимании и изучении профессионального становления личности остается множество нерешенных вопросов и неисследованных задач.
С позиций социально-экономических категорий проблема профессионализации рассматривается как проблема воспроизводства кадров, формирование трудовых ресурсов нового поколения, которые становятся основой существования, становления и развития современной инновационной социально-экономической формации. С этой стороны профессиональное самоопределение как один из важных этапов профессионализации личности был и остается значимой проблемой для любого общества, иногда приобретая международный и глобальный характер.
Не меньшую роль профессионализация в целом и профессиональное самоопределение в частности играют и для конкретного человека, не только по причине его включения в социально-экономические процессы общества или как средство выживания, но и потому, что она является средством становления, самореализации и саморазвития человека. Каждый человек на определенном этапе жизненного пути сталкивается с проблемой выбора будущей профессии. Зачастую он не совсем адекватно оценивает свои возможности, способности, желания, и его выбор не соответствует имеющимся условиям его реализации.
Особенный интерес для исследования носят изучение ранних этапов профессионализации личности, определение детерминант и их влияния на выбор
будущей профессии, а также переживание личностью профессиональных кризисов.
Во время кризиса имеющаяся структура профессиональных установок личности разрушается, перестраиваясь на более гибкую систему, меняются мотивационные основания выбора профессии, в целом изменяется уровень профессиональной осознанности, и все это представляет большой интерес для новых исследований в обозначенной области.
Проведенное в работе эмпирическое исследование охватывает процесс профессионального развития личности, начиная с момента окончания среднего общего образования, включающего момент непосредственного выбора профессии, моменты поступления и окончания высшего учебного заведения. Отличительной особенностью данного исследования является изучение нескольких детерминант выбора профессии в едином комплексе: мотивационных оснований, причинно-следственные связи между психологическими характеристиками и общим уровнем профессиональной осознанности .
Актуальность проблемы профессионального становления, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Разработаны зарубежные
концепции профессионализации, которые согласно классификации И.М. Кондакова и А.В. Сухарева принято делить на пять основных направлений: дифференциальное, психодинамическое, теории решений, генетическое и типологическое. К авторам проведенных исследований в этой области и предложившим свои классификации относятся такие ученые как: Э. Гинзберг, Д. Сьюпер (генетическое направление); Э. Шпрангер, Дж. Холланд, А. Сцонди, Э. Роу (типологический подход); У. Мозер, Е. Бордин и др. (психодинамический подход). Отечественные концепции профессионализации стали разрабатываться значительно позднее зарубежных. Подход с позиций концепции профессиональной пригодности был реализован в трудах Н.Д. Левитова, К.М. Гуревича, В.А. Бодрова и ряда других авторов. Доктрина профессионального самоопределения наиболее последовательно развивалась в трудах Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Э.Ф. Зеера, Т.В. Кудрявцева и др. Концепция готовности к труду была изучена А.А. Смирновым и его последователями, концепция профессиональной адаптации - в трудах К.К. Платонова. Подход с позиций профессионализма А.К. Марковой, концепция творческого профессионального развития Л.В. Митиной, акмеологический подход к профессиональному становлению, системогенетическая концепция профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова свидетельствуют о том, что в разное время большое количество ученых и исследователей занимались проблемой профессионализации на теоретическом и практическом уровнях.
В заключении обобщена вся совокупность полученных в исследовании результатов, а также сформулированы выводы по результатам диссертационного исследования, основные из которых состоят в следующем.
1. Ведущей детерминантой профессионального самоопределения личности в
процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования выступает профессиональная осознанность. Она представляет собой когнитивно-личностное образование, характеризующееся степенью
информированности личности о своих способностях, склонностях, интересах, рынке труда и требованиях профессии, что в итоге делает профессиональный выбор осмысленным, наполненным содержанием и знанием того, насколько профессия соотносится с личностными возможностями индивида. Профессиональная осознанность - ментальная, антиципационная репрезентация будущей профессии, насыщенная метакогнитивными параметрами.
2. Профессиональная осознанность определяется индивидуальной мерой выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний личности, среди которых ведущую роль в формировании профессиональной осознанности на ранних этапах профессионализации личности играет рефлексивность.
3. Детерминация профессиональной осознанности синтезирует в себе вариативную и инвариантную составляющие: инвариантная (базовая) проявляется в стабильном влиянии рефлексивности, как предпосылки профессиональной осознанности, на всех этапах ранней профессионализации личности, а вариативная определяется изменяющимся характером влияния индивидуальной меры выраженности самооценки и уровня притязаний при переходе от общего к различным этапам профессионального обучения.
4. В качестве психологических детерминант профессионального самоопределения личности, оказывающих влияние на характер его протекания на ранних этапах профессионализации, можно выделить следующие компоненты: параметры содержания профессионального самоопределения - мотивационные основания выбора профессии, профессиональные установки, профессиональная осознанность, личностные факторы влияния - рефлексивность, самооценка и уровень притязаний личности.
5. В процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения происходит перестройка мотивационной основы профессионального самоопределения, выражающаяся в изменении иерархической значимости отдельных мотивов выбора профессии: происходит снижение значимости познавательного, материального, утилитарного мотивов и мотива престижности выбора профессии; значимость творческого мотива повышается на ранних этапах профессионального обучения и снижается в момент окончания общего и профессионального обучения.
6. В процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения изменяются профессиональные установки и профессиональная осознанность, что проявляется на уровне выраженности отдельных характеристик, а также на уровне их структурной организации: происходит увеличение степени общей профессиональной осознанности и снижение рационализма профессионального выбора.
7. В момент непосредственного поступления в ВУЗ наблюдается особый характер протекания кризиса профессионального выбора, выражающийся в полной или частичной дезорганизации связей между профессиональными установками, приводящей к деформации их структуры. Преодоление этого кризиса происходит за счет восстановления системного эффекта взаимодействия профессиональных установок. При переходе к профессиональному обучению структура профессиональных установок вновь обретает организованность, четкие и стабильные связи, что способствует психологически эффективному преодолению кризиса выбора профессии.
1. Кулакова, А. И. Особенности формирования осознанности
профессионального выбора в период общего обучения / А.И. Кулакова // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Том 21. - с.78-82. (0,58 п.л.).
2. Кулакова, А. И. Роль рефлексивности и самооценки в формировании профессиональной осознанности личности / А.И. Кулакова, Ю.В. Филиппова // Психолого-педагогический поиск. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. - 2016. - №1 (37). - с.157-170. (1,5 п.л./1,4 п.л.).
3. Кулакова, А. И. Роль индивидуальных мер выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний в формировании осознанности профессионального выбора в период общего и профессионального обучения / А.И. Кулакова, Ю.В. Филиппова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2018. - №2 (44). - с.102-106. (0,58 п.л./0,5 п.л.).
Другие публикации:
4. Кулакова, А.И. Личностные основания выбора профессии / А.И. Кулакова // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2012. - с.217-220. (0,45 п.л.).
5. Кулакова, А.И. Формирование профессиональной осознанности в период общего обучения / А.И. Кулакова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VI международной научно-практической конференции, 19-21 ноября 2013г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: Изд-во «Канцлер». - 2013. - с.420-422. (0,23 п.л.).
6. Кулакова, А.И. Формирование профессиональной осознанности в период общего обучения / А.И. Кулакова // Психология - наука будущего. Материалы V Международной конференции молодых ученых / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенкова, К.Б. Зуев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2013. - с.336-338. (0,35 п.л.).
7. Кулакова, А.И. Особенности формирования осознанности профессионального выбора, рефлексии, самооценки в период общего обучения / А.И. Кулакова // Ярославский психологический вестник. - 2014. - №31. - с.112-118. (0,81 п.л.).
8. Кулакова, А.И. Осознанность профессионального самоопределения / А.И. Кулакова // Научный поиск: Сб. научных работ студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей / Под ред. проф. А.В. Карпова. ЯРО РПО, факультет психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Ярославль. - 2014. - с.60-68. (1,04 п.л.).
9. Кулакова, А.И. Особенности профессионального самоопределения выпускников школы / А.И. Кулакова // Ананьевские чтения - 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции, 20-22 октября 2015 г. / отв. ред. В.М. Аллахвердов. - СПб.: СПбГУ. Скифия-принт. - 2015. - с.294-295. (0,2 п.л.).
10. Кулакова, А.И. Особенности структурной организации профессиональных установок личности в период общего обучения / А.И. Кулакова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I. Методология системогенетического подхода. Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности: материалы VII международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: Изд-во ООО «Агентство Литера». - 2015. - с.214-217. (0,46 п.л.).
11. Кулакова, А.И. Особенности формирования психологических компонентов профессионального самоопределения личности на разных этапах профессионализации / А.И. Кулакова // Психология - наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего». 19-20 ноября 2015 года, Москва / Под ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2015. - с.227-231. (0,58 п.л.).
12. Кулакова, А.И. Разработка методики диагностики степени профессиональной осознанности личности / А.И. Кулакова, Ю.В. Филиппова // Шестьдесят восьмая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием. 22 апреля 2015 г. - Ярославль: Издат. дом ЯГТУ. - 2015. - с.1271-1279. (1,04 п.л./0,9 п.л.).
13. Кулакова, А.И. Формирование осознанности профессионального выбора и определяющих его факторов во время школьного обучения / Ю.В. Филиппова, А.И. Кулакова // Ярославский психологический вестник. - 2016. - №34. - с.102-107. (0,7 п.л./0,6 п.л.).
14. Кулакова, А.И. Особенности формирования осознанности / А.И. Кулакова // Ананьевские чтения - 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, 25-29 октября 2016 г. Том 1. / Отв. ред. А.В. Шаболтас, Н.В. Гришина, С.В. Медников, Д.Н. Волков. - СПб.: ИД «ФАРМиндекс». - 2016. - Т.1. - с.232-234. (0,35 п.л.).