Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Работа №17915

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы32
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
517
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность темы исследования. Одной из фундаментальных проблем современной психологии является проблема профессионального самоопределения. На сегодняшний день она разрабатывается в рамках целого ряда направлений психологии, таких как психология труда, психология развития и возрастная психология, психология профессионального становления личности, и одновременно является предметом исследования междисциплинарного характера. Несмотря на возросшее внимание и интерес к данной тематике и большой массив теоретических и эмпирических исследований в понимании и изучении профессионального становления личности остается множество нерешенных вопросов и неисследованных задач.
С позиций социально-экономических категорий проблема профессионализации рассматривается как проблема воспроизводства кадров, формирование трудовых ресурсов нового поколения, которые становятся основой существования, становления и развития современной инновационной социально-экономической формации. С этой стороны профессиональное самоопределение как один из важных этапов профессионализации личности был и остается значимой проблемой для любого общества, иногда приобретая международный и глобальный характер.
Не меньшую роль профессионализация в целом и профессиональное самоопределение в частности играют и для конкретного человека, не только по причине его включения в социально-экономические процессы общества или как средство выживания, но и потому, что она является средством становления, самореализации и саморазвития человека. Каждый человек на определенном этапе жизненного пути сталкивается с проблемой выбора будущей профессии. Зачастую он не совсем адекватно оценивает свои возможности, способности, желания, и его выбор не соответствует имеющимся условиям его реализации.
Особенный интерес для исследования носят изучение ранних этапов профессионализации личности, определение детерминант и их влияния на выбор
будущей профессии, а также переживание личностью профессиональных кризисов.
Во время кризиса имеющаяся структура профессиональных установок личности разрушается, перестраиваясь на более гибкую систему, меняются мотивационные основания выбора профессии, в целом изменяется уровень профессиональной осознанности, и все это представляет большой интерес для новых исследований в обозначенной области.
Проведенное в работе эмпирическое исследование охватывает процесс профессионального развития личности, начиная с момента окончания среднего общего образования, включающего момент непосредственного выбора профессии, моменты поступления и окончания высшего учебного заведения. Отличительной особенностью данного исследования является изучение нескольких детерминант выбора профессии в едином комплексе: мотивационных оснований, причинно-следственные связи между психологическими характеристиками и общим уровнем профессиональной осознанности .
Актуальность проблемы профессионального становления, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Разработаны зарубежные
концепции профессионализации, которые согласно классификации И.М. Кондакова и А.В. Сухарева принято делить на пять основных направлений: дифференциальное, психодинамическое, теории решений, генетическое и типологическое. К авторам проведенных исследований в этой области и предложившим свои классификации относятся такие ученые как: Э. Гинзберг, Д. Сьюпер (генетическое направление); Э. Шпрангер, Дж. Холланд, А. Сцонди, Э. Роу (типологический подход); У. Мозер, Е. Бордин и др. (психодинамический подход). Отечественные концепции профессионализации стали разрабатываться значительно позднее зарубежных. Подход с позиций концепции профессиональной пригодности был реализован в трудах Н.Д. Левитова, К.М. Гуревича, В.А. Бодрова и ряда других авторов. Доктрина профессионального самоопределения наиболее последовательно развивалась в трудах Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Э.Ф. Зеера, Т.В. Кудрявцева и др. Концепция готовности к труду была изучена А.А. Смирновым и его последователями, концепция профессиональной адаптации - в трудах К.К. Платонова. Подход с позиций профессионализма А.К. Марковой, концепция творческого профессионального развития Л.В. Митиной, акмеологический подход к профессиональному становлению, системогенетическая концепция профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова свидетельствуют о том, что в разное время большое количество ученых и исследователей занимались проблемой профессионализации на теоретическом и практическом уровнях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении обобщена вся совокупность полученных в исследовании результатов, а также сформулированы выводы по результатам диссертационного исследования, основные из которых состоят в следующем.
1. Ведущей детерминантой профессионального самоопределения личности в
процессе перехода от общего среднего к последующим этапам профессионального образования выступает профессиональная осознанность. Она представляет собой когнитивно-личностное образование, характеризующееся степенью
информированности личности о своих способностях, склонностях, интересах, рынке труда и требованиях профессии, что в итоге делает профессиональный выбор осмысленным, наполненным содержанием и знанием того, насколько профессия соотносится с личностными возможностями индивида. Профессиональная осознанность - ментальная, антиципационная репрезентация будущей профессии, насыщенная метакогнитивными параметрами.
2. Профессиональная осознанность определяется индивидуальной мерой выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний личности, среди которых ведущую роль в формировании профессиональной осознанности на ранних этапах профессионализации личности играет рефлексивность.
3. Детерминация профессиональной осознанности синтезирует в себе вариативную и инвариантную составляющие: инвариантная (базовая) проявляется в стабильном влиянии рефлексивности, как предпосылки профессиональной осознанности, на всех этапах ранней профессионализации личности, а вариативная определяется изменяющимся характером влияния индивидуальной меры выраженности самооценки и уровня притязаний при переходе от общего к различным этапам профессионального обучения.
4. В качестве психологических детерминант профессионального самоопределения личности, оказывающих влияние на характер его протекания на ранних этапах профессионализации, можно выделить следующие компоненты: параметры содержания профессионального самоопределения - мотивационные основания выбора профессии, профессиональные установки, профессиональная осознанность, личностные факторы влияния - рефлексивность, самооценка и уровень притязаний личности.
5. В процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения происходит перестройка мотивационной основы профессионального самоопределения, выражающаяся в изменении иерархической значимости отдельных мотивов выбора профессии: происходит снижение значимости познавательного, материального, утилитарного мотивов и мотива престижности выбора профессии; значимость творческого мотива повышается на ранних этапах профессионального обучения и снижается в момент окончания общего и профессионального обучения.
6. В процессе перехода от общего среднего образования к последующим этапам профессионального обучения изменяются профессиональные установки и профессиональная осознанность, что проявляется на уровне выраженности отдельных характеристик, а также на уровне их структурной организации: происходит увеличение степени общей профессиональной осознанности и снижение рационализма профессионального выбора.
7. В момент непосредственного поступления в ВУЗ наблюдается особый характер протекания кризиса профессионального выбора, выражающийся в полной или частичной дезорганизации связей между профессиональными установками, приводящей к деформации их структуры. Преодоление этого кризиса происходит за счет восстановления системного эффекта взаимодействия профессиональных установок. При переходе к профессиональному обучению структура профессиональных установок вновь обретает организованность, четкие и стабильные связи, что способствует психологически эффективному преодолению кризиса выбора профессии.



1. Кулакова, А. И. Особенности формирования осознанности
профессионального выбора в период общего обучения / А.И. Кулакова // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Том 21. - с.78-82. (0,58 п.л.).
2. Кулакова, А. И. Роль рефлексивности и самооценки в формировании профессиональной осознанности личности / А.И. Кулакова, Ю.В. Филиппова // Психолого-педагогический поиск. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. - 2016. - №1 (37). - с.157-170. (1,5 п.л./1,4 п.л.).
3. Кулакова, А. И. Роль индивидуальных мер выраженности рефлексивности, самооценки и уровня притязаний в формировании осознанности профессионального выбора в период общего и профессионального обучения / А.И. Кулакова, Ю.В. Филиппова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2018. - №2 (44). - с.102-106. (0,58 п.л./0,5 п.л.).
Другие публикации:
4. Кулакова, А.И. Личностные основания выбора профессии / А.И. Кулакова // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2012. - с.217-220. (0,45 п.л.).
5. Кулакова, А.И. Формирование профессиональной осознанности в период общего обучения / А.И. Кулакова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VI международной научно-практической конференции, 19-21 ноября 2013г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: Изд-во «Канцлер». - 2013. - с.420-422. (0,23 п.л.).
6. Кулакова, А.И. Формирование профессиональной осознанности в период общего обучения / А.И. Кулакова // Психология - наука будущего. Материалы V Международной конференции молодых ученых / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенкова, К.Б. Зуев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2013. - с.336-338. (0,35 п.л.).
7. Кулакова, А.И. Особенности формирования осознанности профессионального выбора, рефлексии, самооценки в период общего обучения / А.И. Кулакова // Ярославский психологический вестник. - 2014. - №31. - с.112-118. (0,81 п.л.).
8. Кулакова, А.И. Осознанность профессионального самоопределения / А.И. Кулакова // Научный поиск: Сб. научных работ студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей / Под ред. проф. А.В. Карпова. ЯРО РПО, факультет психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Ярославль. - 2014. - с.60-68. (1,04 п.л.).
9. Кулакова, А.И. Особенности профессионального самоопределения выпускников школы / А.И. Кулакова // Ананьевские чтения - 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции, 20-22 октября 2015 г. / отв. ред. В.М. Аллахвердов. - СПб.: СПбГУ. Скифия-принт. - 2015. - с.294-295. (0,2 п.л.).
10. Кулакова, А.И. Особенности структурной организации профессиональных установок личности в период общего обучения / А.И. Кулакова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I. Методология системогенетического подхода. Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности: материалы VII международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: Изд-во ООО «Агентство Литера». - 2015. - с.214-217. (0,46 п.л.).
11. Кулакова, А.И. Особенности формирования психологических компонентов профессионального самоопределения личности на разных этапах профессионализации / А.И. Кулакова // Психология - наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего». 19-20 ноября 2015 года, Москва / Под ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2015. - с.227-231. (0,58 п.л.).
12. Кулакова, А.И. Разработка методики диагностики степени профессиональной осознанности личности / А.И. Кулакова, Ю.В. Филиппова // Шестьдесят восьмая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием. 22 апреля 2015 г. - Ярославль: Издат. дом ЯГТУ. - 2015. - с.1271-1279. (1,04 п.л./0,9 п.л.).
13. Кулакова, А.И. Формирование осознанности профессионального выбора и определяющих его факторов во время школьного обучения / Ю.В. Филиппова, А.И. Кулакова // Ярославский психологический вестник. - 2016. - №34. - с.102-107. (0,7 п.л./0,6 п.л.).
14. Кулакова, А.И. Особенности формирования осознанности / А.И. Кулакова // Ананьевские чтения - 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, 25-29 октября 2016 г. Том 1. / Отв. ред. А.В. Шаболтас, Н.В. Гришина, С.В. Медников, Д.Н. Волков. - СПб.: ИД «ФАРМиндекс». - 2016. - Т.1. - с.232-234. (0,35 п.л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ