Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Работа №17914

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы30
Год сдачи2017
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
696
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность темы исследования. В процессе формирования нового облика вооруженных сил возникает потребность в новых специалистах, способных оперативно и компетентно реализовывать свои функции в современных условиях. Подготовка таких специалистов требует от военных учебных заведений инновационных походов к профессиональной подготовке. Особенное внимание при этом обращается на задачу качественного повышения уровня социально-психологической адаптации, как к образовательной среде военного вуза, так и к новому коллективу, что требует исследования динамики данных процессов и выработке адекватных данной ситуации методов ее решения.
В условиях объективного возрастания научного интереса к процессу профессионализации в условиях военного вуза возникает необходимость анализа феномена социально-психологической адаптации применительно к курсантской среде. Адаптация курсанта представляет собой одну из предпосылок к качественной профессиональной подготовке будущего военного специалиста. Чем эффективнее пройдет процесс адаптации, тем выше будет подготовка военнослужащего к выполнению профессиональных обязанностей.
Резкое изменение условий жизни, новизна обстановки приводят к коренной ломке ранее сложившихся жизненных привычек, перестройке всего динамического стереотипа. Неудачи переживаются, как правило, глубоко, начинает пропадать интерес к избранной профессии. Все эти обстоятельства негативно влияют на социальную и профессиональную адаптацию курсантов и в определенной мере способствуют снижению мотивации к службе, подрывают стремление повышать свой профессиональный уровень, а иногда и желание обучаться в вузе дальше. Затягивание процесса психологической адаптации нередко обусловливает нарушение курсантами воинской дисциплины, безынициативность и равнодушие к изучаемым предметам и даже ухудшение состояния здоровья. В свою очередь, это вызывает недоброжелательное отношение к ним у сослуживцев, ведет к межличностным конфликтам и другим негативным последствиям.
На протяжении последних десятилетий ученые-психологи, педагоги, медики и исследователи-практики в перечисленных и иных областях знания неоднократно обращались к рассмотрению проблемы адаптации человека к различным жизненным ситуациям и условиям внешней среды. Изучение данной проблемы велось и в России, и за рубежом. Специфика адаптации личности к военной службе, изучение развития адаптационных способностей военнослужащих различных категорий нашло свое отражение в трудах отечественных военных психологов и специалистов по психологии труда. Изучение проблемы личностного, социального и
профессионального становления курсантов военных вузов и офицеров представлено в работах Ясир Базу, Б.П. Бархаева, А.Ф. Бондарука, А. В. Барабанщикова,
В.Г. Бушуровой, М.Г. Волковой, С.А. Голобородько, М.И. Дьяченко, Л.Г. Егорова, Л.Ф. Железняка, С.П. Желтобрюха, Ю.П. Зинченко, А.С. Калюжного,
А.А. Камышева, Л.А. Кандыбовича, С.Л. Кандыбовича, А. Г. Караяни, А.Н. Козленко, П.А. Корчемного, А. К. Кротова, А.Ю. Куликова, Г.В. Ложкина, А.С. Маркова,
А.М. Мухаметжанова, В.П. Петрова, Л.И. Ожиговой, Г.М. Парсаданова,
В.В. Перевалова, М.Н. Попова, И.В. Сыромятникова, Э.П. Утлика, Н.Ф. Феденко, В.Я. Яблонко.
Возрастает значимость тех направлений психологии труда, которые изучают профессиональную подготовку как этап профессионализации человека (К. А. Абульханова-Славская, В. А. Бодров, А. А. Деркач, Т.А. Жалагина, Е.Ф. Зеер,
А. В. Карпов, Е. А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, В. А. Толочек, А.Р. Фонарев, В. Д. Шадриков, Д. Съюпер, T. L. Gall, D. R. Evans, S Bellerose, J. H. Flavell, Robert R. Sinclair, Thomas W. Britt,
J.B. Asendorpf). В качестве концептуальной платформы профессионализации курсантов военного вуза целесообразно использовать системогенетический подход. Основываясь на общих положениях системного подхода к исследованию различных сторон психики, В. Д. Шадриков разработал теорию и метод системогенетического исследования профессиональной деятельности, в основу которых положен системообразующий фактор - вектор «мотив - цель». Данная теория была впоследствии конкретизирована и апробирована его учениками (Н. П. Ансимова,
B. Н. Дружинин, А. В. Карпов, М. М. Кашапов, И. В. Кузнецова, Е. В. Маркова, Н. В. Нижегородцева, В. Е. Орёл, Ю. П. Поваренков, Л. Ю. Субботина, В. Л. Шкаликов, Р. В. Шрейдер и др.).
Существенный вклад в решение разнообразных проблем социальной адаптации внесён И.А. Аливердиевой, Д.А. Андреевой, Г.А. Балл, Б.Ф. Березиным, Л. Г. Дикой,
C. А. Гапоновой, А. Л. Журавлевым, И.К. Кряжевой, А. Л. Мацкевич,
A. А. Началджяном, А. А. Реаном, В. А. Якуниным, H. Hartmann. Однако по- прежнему актуальной представляется проблема повышения социальной адаптированности первокурсников. Результаты исследований, проведенных М.В. Башкиным, Ю. Р. Вишневским, Л.К. Гришановым, Л.А. Даренским, Н. Г. Живаевым, А. С. Кашаповым, В.П. Кашириным, В.П. Кондратовой,
B. И. Назаровым, Е.А. Петраш, Е.И. Савонько, А. А. Смирновым, Т.Е. Чикиной,
К. У. Чимбеленге, В. А. Якуниным, свидетельствуют о том, что данная проблема является наиболее актуальной для процесса преобразования и реформ современного высшего образования в гражданских и военных учебных заведениях.
В трудах Т. Н. Берг, Ясир Базу, Д.И. Бойчука, А.В. Бумакова, В.И. Буянова, Б.Н. Драгунова, Г.С. ДунинаА. Н. Жмырикова, Л. В. Загорской, Е.М. Земцовой,
C. Кабеле, С. Л. Кандыбовича, В. В. Конова, В.И. Конюкова, А.И. Костюка, В.Ф. Кулакова, Ю.А. Лобейко, А. Г. Маклакова, Г.М. Парсаданова, М.Н. Попова, Ж. Г. Сенокосова, С.Г. Слаквы, А.В. Субботина, И. В. Сыромятникова, Е.В. Тарановой, Ю.В. Шибаловой, В.А. Шубина, И. Ю. Чигриной, В.Я. Яблонко и ряда других ученых нашли свое отражение вопросы типологии адаптационного процесса, изучение психологических механизмов и нюансов протекания, зависящих от специфики различных особенностей и условий службы в различных родах войск, и выявление общих закономерностей, свойственных процессам социально¬психологической адаптации военнослужащих к службе в армии в целом.
В настоящее время понимание социально-психологической адаптации существенно различается в различных психологических направлениях и подходах (А. А. Баранов, А.Д. Глоточкин, Л. Г. Дикая, Е. К. Завьялова, В. П. Казначеев, А. Р. Кудашев, И. А. Милославова, А. А. Налчаджян, С. Т. Посохова, А. А. Реан, М. Е. Сандомирский, А. В. Сухарев, А.А. Цахаева, Л.Л. Шпак и др.). Социально-психологическая адаптация рассматривается как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внутренних или внешних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность [121]; как особый процесс присвоения индивидом социальных норм и ценностей [137]; как процесс
активного формирования субъектом стратегий и способов овладения ситуацией на различных уровнях регуляции поведения, деятельности и состояния [46]; как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы, как часть процесса самосознания в общем процессе социализации [12]; как динамический процесс, включающий активность со стороны личности, сопровождаемый также определенными сдвигами в ее структуре [72].
В этих исследованиях были получены важные результаты, которые позволяют сформировать определенные представления о закономерностях социально-психологической адаптации личности, о профессиональном становлении курсантов военных вузов, но вместе с тем, остаются неясными вопросы, связанные с особенностями социально-психологической адаптации курсантов, в наибольшей степени влияющими на успешность их профессионализации в начале обучения в военном вузе. Неизученными являются и факторы, которые влияют на этот процесс, а также вопрос о личностных особенностях курсантов, определяющих их профессиональное становление на начальном этапе профессионального обучения
Обозначенные проблемы определяют необходимость обширного и глубокого изучения особенностей адаптации курсантов к обучению в военном вузе с учетом специфики учебного заведения и актуальности проработки данного вопроса.
Цель исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации на начальном этапе профессионализации курсантов-юношей и курсантов- девушек военного вуза.
В соответствии с поставленной целью мы определили следующие задачи исследования:
- Обосновать теоретико-методологические предпосылки исследования социально-психологической адаптации субъектов воинского труда.
- Разработать методику, направленную на выявление индивидуальной меры выраженности свойства адаптированности курсантов военного вуза.
- Выявить механизм социально-психологической адаптации курсантов к условиям военного вуза.
- Определить особенности социально-психологической адаптации на начальном этапе профессионализации курсантов-юношей и курсантов-девушек военного вуза.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация на начальном этапе профессионализации курсантов военного вуза.
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации на начальном этапе профессионализации курсантов-юношей и курсантов-девушек к условиям военного вуза.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Заключении обобщена вся совокупность полученных в исследовании результатов, а также сформулированы выводы, основные из которых состоят в следующем:
1. Ключевой уровень профессиональной адаптации - это социально-психологическая адаптация, которая определяет эффективность всего процесса адаптации и оказывает компенсаторное влияние на другие виды трудовой адаптации. Поэтому социально-психологическая адаптация на начальном этапе профессионализации курсантов военных вузов понимается нами как целенаправленная деятельность по приведению социально-психологических качеств курсантов к требованиям военного вуза.
качеств курсантов, тем эффективнее их адаптация на начальном этапе профессионализации. Полученные нами данные дают все основания полагать, что важнейшим механизмом адаптации курсантов к военным условиям является процесс «собирания» системы личностных черт в единое целое, укрепление и ужесточение взаимосвязей между отдельными личностными чертами. Фактически в процессе адаптации возрастает не уровень развития отдельных качеств как таковых, а происходит резкий рост уровня их соорганизации и взаимосвязанности. То есть имеет место резкое, значимое в статистическом отношении, увеличение степени интегрированности системы личностных качеств. Это свидетельствует о том, что одним из главных средств, обеспечивающих адаптацию, является повышение степени интегрированности, организованность является одним из механизмов обеспечения эффективности деятельности, в нашем случае - адаптации. Важно отметить двусторонюю зависимость между увеличением степени интегрированности системы личностных качеств и адаптации. Интегрированность выступает как средство, но в тоже время и следствие тех требований, которыми характеризуются военные учреждения казарменного типа, в том числе и военный вуз.
3. В начале обучения для успешной адаптации необходимо такие личностные качества как конформизм и высокий самоконтроль, а также аналитическое мышление, через 6 месяцев обучения наиболее существенные вклады в успешность адаптации курсантов вносят спокойствие и высокий самоконтроль. Через полгода обучения высокий самоконтроль сохраняет свою значимую роль для успешной адаптации, а конформизм и радикализм (вносившие значимый вклад на первом этапе) уступают свое место спокойствию. Здесь, вероятно, можно говорить о том, что через полгода обучения курсанты уже приобрели как позитивный, так и негативный опыт, связанный с обучением в военном вузе. Эффект новизны, имевший большое значение в начале, на этом этапе уже фактически перестает действовать, события становятся все более и более предсказуемыми и понятными, требования возрастают. В связи с этим на втором этапе адаптации наращивает свою роль хладнокровие, уверенность в себе, умение сдерживать тревогу. Сюда логично вписывается и наращивание доминантности как личностного фактора.
4. У юношей наблюдается более связанная и жесткая структура взаимосвязи адаптации и личностных качеств. При этом наиболее корреляционно нагруженными личностными факторами являются общительность, смелость, доверчивость, спокойствие, высокий самоконтроль. У девушек эта структура взаимосвязей более гибкая и менее нагруженная тесными взаимосвязями. При этом, наиболее корреляционно нагруженными являются общительность и эмоциональная устойчивость. Именно эти личностные черты наиболее тесно связаны с общим уровнем адаптации. У курсантов-юношей и курсантов-девушек в основе адаптации лежат интегративные механизмы, при этом у курсантов - юношей наблюдается более связанная и жесткая структура взаимосвязи адаптации и личностных качеств, у курсантов - девушек эта структура взаимосвязей более гибкая и менее нагруженная тесными взаимосвязями. Что свидетельствует о качественных изменениях в структуре у юношей-курсантов, при этом структура не просто изменяется, а качественно трансформируется, у девушек же наблюдается «нелинейная» структура и менее организованная.
качественными изменениями между структурными показателями, у курсантов - девушек на разных этапах обучения структура показателей гомогенна и отличия носят скорее количественный характер. Эффективность адаптации курсантов-юношей к условиям военного вуза на начальном этапе профессионализации выше, потому что у них происходят качественные перестройки структуры, тогда как у курсантов- девушек структура сохраняется, но изменяется степень ее интегрированности.
5. Отмечается влияние детерминант среды военного вуза на феномен социально-психологической адаптации на начальном этапе профессионализации курсантов. Проанализировав работы ярославской школы по особенностям социально-психологической адаптации студентов разных специальностей (психологов, юристов, биологов и т.д.), мы считаем важным отметить, что степень выраженности обнаруженного явления определяется именно казарменными условиями, уставной стороной службы и режимными факторами военного заведения. Следовательно, интегрированность структуры личностных качеств в период адаптации чувствителен и специфичен к степени жесткости условий, чем жестче условия, тем он важнее. Фактически в процессе адаптации возрастает не уровень развития отдельных качеств, а то насколько они сорганизуются, и адаптироваться курсант начинает именно потому.



1. Кротова, М. Н. К вопросу об адаптации курсантов-первокурсников к обучению в военном вузе / М. Н. Кротова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. - 2014. - Т. 20 - № 7. (Педагогические и психологические науки.). - С. 195-198.
2. Кротова, М. Н. Адаптированность как психическое свойство и методика ее диагностики у курсантов военных вузов / М. Н. Кротова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Вып. № 4. - Т. 21. - С. 91¬95.
3. Кротова, М. Н. Результаты определения индивидуальной меры рефлексивности для исследования особенностей социально-психологической адаптации курсантов военных вузов /М. Н. Кротова, Б. А. Королев //Научно-технический сборник № 4 (74). - Ч. 2. - Кострома: ВА РХБЗ, 2016. - С. 288-298. Инв. номер 18731, «секретно».
4. Кротова, М. Н. Особенности социально-психологической адаптации курсантов военных вузов на начальном этапе профессионализации / М. Н. Кротова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5. - С. 163-170.
Другие научные публикации:
5. Кротова, М. Н. Психологические особенности курсантов /М. Н. Кротова // Вестник филиала Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. - 2013. - Вып. 15. - С.158-164.
6. Кротова, М. Н. Психологическая характеристика и особенности современного курсанта /М. Н. Кротова // ХХІ международная конференция «Математика. Компьютер. Образование». - Дубна, 2014. - С. 271.
7. Кротова, М. Н. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов с учётом их психолого-педагогических особенностей / М. Н. Кротова // Вестник филиала Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского. - 2014. - Вып. 17. - С. 118-121.
8. Кротова, М. Н. Психологические особенности курсантов военного вуза / М. Н. Кротова // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского: материалы научно¬практической конференции «Чтения Ушинского» (4-5 марта 2014г.). - Ч. 1. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. - С. 377-386.
9. Кротова, М. Н. Девушки-курсанты - будущие офицеры Вооруженных Сил России / М. Н. Кротова // Международная школа-конференция «Математика. Компьютер. Образование». - Пущино, 2015. - С. 318.
10. Кротова, М. Н. Женщины в армии - будущее Вооружённых Сил России / М. Н. Кротова // «Актуальные вопросы подготовки и воспитания офицерских кадров». - 3-я науч. - метод. конф. (Ярославль, 2014). 3-я научно-методическая конференция «Актуальные вопросы подготовки и воспитания офицерских кадров», 17-19 дек. 2014: материалы / Филиал ВКА имени А. Ф. Можайского). - Ярославль. - С. 84-85.
11. Кротова, М. Н. Социально-психологические факторы, затрудняющие адаптацию женщин-военнослужащих к условиям несения воинской службы / М. Н. Кротова // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского: материалы научно¬практической конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль, 2015. - Т.1. - С. 382¬387.
12. Кротова, М. Н. К вопросу о социально-психологической адаптации / М. Н. Кротова // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы седьмой всероссийской научно-практической интернет¬конференции (с международным участием) / под науч. ред. М. В. Новикова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. - С. 250.
13. Кротова, М. Н. К вопросу адаптации в контексте военного образования / М. Н. Кротова // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны: сб. науч. тр. - Ярославль. 2015. - Вып. 18. - С. 81-84.
14. Кротова, М. Н. Особенности развития личности курсанта. Основные психологические возможности / М. Н. Кротова // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны: сб. науч. тр. - Ярославль, 2015. - Вып. 18. - С. 77-80.
15. Кротова, М. Н. Социальная адаптация курсантов военных вузов в условиях трансформации российского общества / М. Н. Кротова // Приоритеты развития непрерывного профессионального образования: проблемы, перспективы, опыт решения: материалы 22-ой научно-практической конференции / под науч. ред. М. В. Новикова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - 178 с. С.83-86.
16. Кротова, М. Н. Диагностика адаптации курсантов к обучению в военном вузе / М. Н. Кротова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ч. I: материалы VII Международной научно-практической конференции 20-22 октября 2015 г. - Ярославль / под. ред. Ю. П. Поваренкова. - Ярославль: Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. - С. 198-202.
17. Кротова, М. Н. Социально-психологическая адаптация курсантов военных вузов в условиях модифицирования современного социума / М. Н. Кротова // 1-ая науч. - метод. конф. ЯВВУ ПВО, 2016. - Ярославль, 2016. - C. 65- 67.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ