Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Саморазвитие студентов педагогического колледжа в условиях учебной деятельности

Работа №179137

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы183
Год сдачи2003
Стоимость770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Саморазвитие студентов колледжа как педагогическая проблема
1.1. Философско-психологические аспекты сущности процесса 14 саморазвития
1.2. Педагогические основания процесса саморазвития студен- 37 тов педколледжа в условиях учебной деятельности
* 1.3. Теоретический анализ особенностей учебной деятельности, 61
выступающих условием саморазвития студентов педколледжа
Глава 2. Организация экспериментальной работы, направлен¬ной на саморазвитие студентов колледжа
2.1. Диагностика исходного уровня саморазвития студентов 94
2.2. Стимулирование процесса саморазвития студентов в уело- 109 виях учебной деятельности
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по 133 саморазвитию студентов
Заключение 150
Список литературы 155
Приложения 172

Особенностью современного образования является устремление и признанию обучения, ориентированного на личность. Это объясняется из¬меняющимися условиями действительности. Российское общество пере¬живает социально-экономический кризис, в образовании обнаруживаются тенденции изменения градиционных ценностей, что существенно повлияло > на определение перспектив развития системы образования
Необходимость осмысления этих процессов предъявляет особые тре¬бования к подготовке специалистов. В связи с этим выпускник профессио¬нального образовательного учреждения, в том числе и среднего педагоги¬ческого, должен отличаться умениями самоопределения в образователь¬ном пространстве через выражение собственной позиции, самодеятельно¬го разрешения профессиональных задач, критичностью мышления.
Проблема подготовки конкурентоспособного специалиста в колледже связана с развитием у студен гов с тремлений к самореализации в личност¬ном и профессиональном аспектах, способности к непрерывному образо¬ванию. Это требует пересмотра целей, задач, содержания и методов работы средних педагогических учебных заведений
В теории педагогики акценты смещаются на утверждение сущностно¬го, личностного начала в человеке. Приоритетами в педагогических иссле¬дованиях становятся целенаправленность на саморазвитие, внутреннюю рефлексию, стремление к продуктивной ответственной самореализации и творческому самовыражению (Н А. Алексеев, Е В. Бондаревская, М.А. Ви¬кулина, А С. Косогова, С.В. Кульневич, Н А. Переломова, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, П.И.Третьяков, Е.Л. Федотова и др.).
Гуманистически ориентированное обучение рассматривается сегодня как специфическая педагогическая деятельность по созданию учащимся
оптимальных условий для самоопределения, самоосушествления и само¬развития. Причем предметное содержание обретает новый личностный смысл, выступая, как среда становления личностного опыта индивида. Од¬нако в практике это своего отражения пока не находит, по крайней мере, как массовое явление. Поэтому, актуальными являются исследование под¬ходов к развитию личностных характеристик студента с опорой на совре¬менные педагогические теории.
Компетентный педагог, способный к педагогическому сотрудничеству и сотворчеству с детьми, умеет создать условия для полноценного прояв¬ления и развития личностных функций его субъектов. Он умеет также раскрыть в ученике способности свободно мыслить, творить, самостоя¬тельно искать и сознательно выбирать пути своего социального утвержде¬ния. Но для этого сам учитель должен стремиться к самоизменению.
В связи с этим, подготовка студента педколледжа - будущего учите¬ля, должна быть ориентированна на выработку таких личностных характе¬ристик профессионала, как рефлексивность, ответственность перед собой, самосовершенствование деятельности, собственное саморазвитие.
Необходимо отметить, что именно саморазвитие, сознательно усиливаемое молодым специалистом в собственной деятельности, помогает личностно-профессиональному становлению и полноценной самореализации. Само¬развитие нельзя "вложить” в сознание обучающихся, данный процесс "за¬пускается" в результате личностной работы студента над собой. Именно поэтому в учебной деятельности студентов педагогического колледжа важно создать среду для их личностного саморазвития.
При подготовке будущего учителя, особенно в рамках среднего про-фессионального образования, важно создать условия для определения пер¬спектив его дальнейшего самопродвижения и саморазвития с использова¬нием собственных интеллектуальных ресурсов. В связи с этим в образова¬
тельном процессе педагогического колледжа возникает ряд противоре¬чий:
-между необходимостью осознания студентами педколледжа своей индивидуальности, авторства собственной жизни и недостаточной готов¬ностью обучающихся к активной и творческой деятельности;
-между требованиями, предъявляемыми к подготовке студентов пед-колледжа как одного из звеньев в системе непрерывной профессиональной подготовки, и ее существующим уровнем;
-между ориентацией студентов на рост квалификации и отсутствием их обращенности к собственным самопроявлениям, неумением нести от-ветственность за результаты обучения;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном обществе все более востребован специалист, способ¬ный к саморазвитию. Ориентиром является личность, определяющая пер¬спективы своего развития, использующая собственные интеллектуальные, эмоциональные и другие резервы, стремящаяся к самостоятельному выбо¬ру, творческой активности.
С этих позиций, в профессиональном-педагогическом образовании актуальным является не овладение знаниями как таковыми, а становление человека как субъекта собственной жизни благодаря знаниям. Однако, в массовой практике современного образования, учащиеся проходят ту же знаниево-ориентированную подготовку, которая не всегда обеспечивает их позитивную самоактуализацию в новых условиях. Поэтому, возникает не¬обходимость осмысления функций среднего специального учебного заве¬дения как культурно-образовательного пространства и претворения в практику таких способов работы, которые бы способствовали устремле¬нию студента к саморазвитию.
Изменение характера профессиональной деятельности преподавателем чаще всего видится возможным через изменение содержания учебного процесса. Это предполагает изменение направленности учебной деятель¬ности, ее ориентации на личностное развитие. Однако само по себе изме¬нение содержания образовательного процесса не переводит пространство колледжа в статус культурно-образовательного, то есть создающего усло¬вия для самодвижения и самовыражения учащихся, воспитания в них на¬правленности на ответственную жизненную самореализацию. Как показы¬вает практика, для становления профессионально-педагогической культу¬ры будущего учителя важнее не изменения в содержании обучения, а ис¬пользование такого подхода к организации учебной деятельности, который стимулировал бы и направлял процессы саморазвития учащихся, высту- паютих одним из условий достижения личностной и профессиональной зрелости.
Выполненная нами диссертационная работа вносит определенный вклад в разрешение проблемы саморазвития студента педагогического колледжа, так как позволяет хотя бы частично ликвидировать пробел в пространстве психолого-педагогических исследований, связанный с отсут¬ствием в системе средне-профессиональной подготовки специальной ра¬боты по созданию условий саморазвития студентов педагогического кол¬леджа как основы их личностного и профессионального становления.
В ходе теоретических исследования нами было выявлено, что, хотя стремления к позитивному самоизменению и продуктивному выстраива¬нию себя заложены в человеке природой, эффективность протекания само¬развития студента зависит, с одной стороны, от внутренней готовности обучающихся к саморазвитию, а с другой - их включением в учебную дея¬тельность, ориентированную на выражение себя в направлении все боль¬шей сложности.
Нами также подчеркивается мысль, что юношеский возраст, в котором пребывают студенты педколледжа, является сензитивным периодом для их личностного саморазвития, потому что изменения указанного возраста по¬зволяют выйти студенту на качественно новый этап саморазвития. Так, на¬пример, юношеская "Я-концепция" может выступать как результат ос¬мысления жизненных целей, принятия ответственности за собственные решения; в процессах самовоспитания присутствует рефлексия; представ¬ления Я-настоящего и Я-будущего выстраиваются в соответствии с инди¬видуальными возможностями осуществления; эффективные пути своего становления могут выбираться при высокой требовательности к себе, стремлении к сознательной саморегуляции; период юности характеризу¬ется стремлением к самоорганизации, самотренировкам.
...


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Акаде¬мический Проект, 2001. - 704с.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитив¬ная психология. Материалы финско-советского симпозиума. - М.. 1986. -С. 154-1 73.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 302с.
4. Абульханова-Славская К А. Личность в процессе деятельности и обще¬ния // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара, 1999. - С.301 - 330.
5. Алексеев Н А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Авгореф. дис... д-ра пед.наук. - Гжатерин- бург, 1997. - 42с.
6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания /Под
ред. А. А. Бодалева - М.: Изд-во "Институт практической психологии",
1996. - 384с.
7. Ананьев Б Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека.// Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - СПб., 2000. - С.48-54.
8. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань, 1994 - 159с.
9. Анпилогова Л.В. Влияние интерактивной функции общения на само¬развитие ученического сообщества как педагогическая проблема: Дис... канд. пед.наук. - Хабаровск, 1995. - 227с.
10. Ануфриева Д.Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к педа-гогической деятельности: Дис... канд.пед.наук. - М., 1996. - 153с.
11 .Анныферова ЛИ. Некоторые теоретические проблемы психологии лич¬ности. // Психология личности. Хрестоматия. - Самара, 1999. - С.331 - 342.
12. Анцыферова ЛИ. Психология формирования и развития личности. - М.: Наука. 1981. - 355с.
13. Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. - М.: Высш.шк., 1990. - 303с.
14. Арет А.Я., Рувинский ЛИ. Самовоспитание школьников. - М.: Педаго¬гика, 1976. - 160с.
15. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. - М.: Институт психо¬логии РАН, 1993. - 205с.
16. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М. Мысль, 1976. - 156с.
17. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности. // Психо¬логия личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - СПб: Питер, 2000. - С. 222-230.
... всего 212 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ