Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИСКУССТВА СОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ)

Работа №179131

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития образного мышления
школьников
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития образного
мышления школьников
1.2. Особенности развития образного мышления школьников
на занятиях по искусству
Глава 2. Методические особенности развития образного
мышления школьников на занятиях по
изобразительному искусству посредством
использования интегрированных приемов обучения…. 30
2.1. Анализ передового педагогического опыта по развитию
образного мышления школьников средствами изобразительного искусства
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию образного
мышления школьников на занятиях по изобразительному
искусству посредством использования интегрированных приемов обучения
Глава 3. Поэтапная разработка и выполнение творческой части
выпускной квалификационной работы
3.1. Поиск замысла создания художественного образа
авторской куклы по мотивам романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
3.2. Процесс работы над созданием авторской куклы по мотивам романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Заключение
Библиографический список

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность исследования. В настоящее время в обществе и образовании произошло немало изменений, коснувшихся переосмысления ценностей и потребностей в современном мире. Во всех сферах человеческой деятельности требуются специалисты, способные творчески мыслить, неординарно подходить к решению вопросов, искать нестандартные пути разрешения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Поэтому, основной задачей сегодняшней школы является воспитание всесторонне развитой, творческой, самостоятельной и свободной личности ребенка. Растить и развивать познавательные способности необходимо с детства.
Познавательные способности тесно связаны с умственной способностью, которая в свою очередь предусматривает образное мышление. Мыслить образно - значит, прежде всего, не блуждать взглядом по поверхности, а, углубляясь вовнутрь, находить суть явлений и определять их взаимосвязь ощущениями и образами.
Образное мышление учит человека:
• видеть различие между реальными объектами и предметами и представлениями о них;
• анализировать полученные образы и видеть их неполноту и
схематичность по сравнению с подлинными предметами, но в то же время вычленить самое главное и существенное в объекте и воплотить эти основные характеристики в образе;
• искать различные пути решения учебных и жизненных задач посредством их воплощения в представлениях и образах.
Образное мышление необходимо не только для изобразительной деятельности ребенка. Оно потребуется и при последующем обучении в школе. В подтверждение этого, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Комарова Тамара Семеновна приводит выдержку из рекомендаций в адрес школьного психолога: « Недостаточный уровень развития образных представлений — одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позднее (вплоть до старших классов)». (Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2017.) Образное мышление является основой для словесно-логического мышления, и от его развития зависит дальнейшее когнитивное ребенка и становление личности школьника в целом. Поэтому пренебрежение его развитием вызовет массу трудностей в изучении школьных программ не только в начальной школе, но и в старших классах (в не зависимости от учебного предмета, будь-то математика, изобразительное искусство или физика). Ребенок, не мыслящий образами, не сможет вычленить главное в изучении предмета, не будет проводить связи с другими объектами и явлениями, сравнивать их и в полной мере анализировать, и, вследствие этого, у школьника не сложится полная и целостная картина по изучаемым учебным дисциплинам. Далее появятся пробелы в познавательной и умственной деятельности ребенка, что отрицательно повлияет не только на учебу в школе, но и, впоследствии, на его профессиональную деятельность и жизнь в целом. Поэтому проблема развития образного мышления школьников была и остается актуальной.
На развитие образного мышления школьников большое значение имеет такой вид художественно-творческой деятельности как изобразительной искусство. Оно способствует формированию полноценной личности ребенка, умеющего моделировать жизненные ситуации, видеть мир во взаимосвязи явлений, единым и неделимым, что помогает школьнику бережно относиться к людям, природе, животному миру, обществу и мыслить образами и представлениями.
В последнее время, на современном этапе образования с появлением всевозможных профильных классов, с изменением целей и задач обучения появилась необходимость развития образного мышления, как одного из компонентов всесторонне развитой личности, посредством интеграции учебных дисциплин. Это касается всех школьных предметов и изобразительное искусство не исключение.
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, взаимовлияние и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин с целью направленного формирования у учащихся всесторонней, комплексной, диалектически взаимосвязанной системы научных представлений о тех или иных явлениях, сторонах, свойствах материального мира или общественной жизни, составляющих предмет данной учебной дисциплины. Речь должна идти о единстве основных научных идей, отражающих единство мира, о единстве процесса общего развития школьников, о формировании средствами разных предметов способности самостоятельного творческого мышления.
Методика интегрированного обучения играет большую роль в образовании, поскольку благодаря ней, у школьников формируется более объективная и всесторонняя картина окружающей действительности, учащиеся учатся активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Кроме того сам учитель по-новому раскрывает свой предмет, заинтересовывает учащихся, вызывает эмоциональный отклик в их душе, а также яснее видит и осознает связь своего предмета с другими науками. Все школьные дисциплины так или иначе обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, влиять друг на друга и взаимопроникать - эффективность интегрированных уроков.
Что касается изобразительной деятельности в школе и интегрированных уроков изобразительного искусства, то учителя в большей степени используют традиционные методы обучения, в то время как интегрированные приемы обучения, нестандартные методы проведения занятий способствовали бы более эффективному развитию воображения, фантазии ребенка и образного мышления в целом.
В связи с этим возникает противоречие между потребностью развития образного мышления школьников на уроках изобразительного искусства на основе интеграции изобразительного искусства с другими видами искусства (литература, музыка, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и недостаточной реализацией этой интеграции, которая более эффективно развивала бы умение у учеников мыслить образами.
Цель исследования: разработать, обосновать и проверить эффективность опытно-экспериментальной работы по развитию образного мышления у школьников посредством использования интегрированных приемов обучения на занятиях по изобразительному искусству.
Объект исследования: процесс интегрированного обучения, ориентированный на развитие образного мышления школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: методические аспекты процесса развития образного мышления школьников на занятиях по изобразительному искусству посредством использования интегрированных приемов обучения.
Гипотеза исследования: мы предположили, что образное мышление школьников на занятиях по изобразительному искусству будет эффективно развиваться, если
• будут использоваться интегрированные приемы обучения;
• будут задействованы методы, средства и формы организации учебно-воспитательного и развивающего процессов;
• будут использоваться средства обеспечения учебно-воспитательного, формирующего и развивающего процессов (технические средства обучения, наглядные пособия и др.);
• обучение будет осуществляться с учетом возрастных, индивидуальных особенностей учащихся и специфики обучения изобразительной деятельности школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть психолого-педагогические аспекты развития
образного мышления школьников;
• рассмотреть особенности развития образного мышления
• проанализировать передовой педагогический опыт по развитию образного мышления школьников на занятиях по изобразительному искусству посредством использования интегрированных приемов обучения;
• разработать, провести и выявить эффективность опытно-экспериментальной работы по развитию образного мышления школьников на занятиях по изобразительному искусству посредством использования интегрированных приемов обучения.
Методология исследования: в ходе исследования мы опирались на труды отечественных психологов и педагогов, среди которых: Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, И.С. Якиманская, А.А. Люблинская и В.С. Кузин. Ананьев Б.Г., Гурова Л.Л. и Якиманская И.С. излагали важность роли образного мышления при выполнении разного рода деятельности, при решении как практических, так и теоретических познавательных задач.
А.А. Люблинская и В.С. Кузин рассматривали возникновение образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка, его структуру и характеристику некоторых особенностей функционирования образного мышления.
Поиску методов развития образного мышления средствами изобразительного искусства посвящены диссертационные исследования Н.Э. Изергиной, Н.В. Ломаевой, П.И. Медведева, Б.П. Юсова.
Методы исследования. В ходе исследования нами были использованы следующие методы:
• теоретический: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме развития образного мышления;
• практический: педагогическое наблюдение и анализ передового педагогического опыта по проблеме исследования;
• мониторинг результатов учебно-творческой деятельности
(опрос, тестирование, беседа, анкетирование);
• констатирующий и формирующий эксперимент.
Практическая значимость: разработана методика занятий по развитию образного мышления школьников посредством использования интегрированных приемов обучения, которая может быть использована на интегрированных уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Этапы исследования:
• на первом этапе была выбрана тема выпускной квалификационной работы, сформулирована актуальность и проблема исследования, обозначен научный аппарат исследования;
• на втором этапе в 2018 году в ходе прохождения педагогической практики в МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода, мы провели педагогическое наблюдение и констатирующий эксперимент. Также выполнили анкетирование и определили уровень образного мышления младших школьников. По итогам анкетирования была составлена модель формирующего эксперимента. Мы разработали и провели серию уроков по теме нашего исследования. Затем, мы снова провели методику на выявление уровня образного мышления, чтобы подвести итоги и выяснить, развилось ли оно или нет;
• на третьем этапе подведены итоги эксперимента, написана методическая часть выпускной квалификационной работы и выполнена творческая часть ВКР.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении описана актуальность и проблема исследования, а также научный аппарат исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам развития образного мышления школьников. В ней разбираются психолого-педагогические аспекты.
Вторая глава посвящена методическим особенностям развития образного мышления школьников на занятиях по изобразительному искусству посредством использования интегрированных приемов обучения. Здесь приводится анализ передового педагогического опыта по развитию образного мышления школьников средствами изобразительного искусства. А также описывается опытно-экспериментальная работа с учащимися 4-х классов на занятиях по изобразительному искусству, где используются интегрированные приемы обучения, способствующие развитию образного мышления школьников.
Третья глава представлена в виде творческих поисков и выполнения и описания изготовления авторской куклы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам и заключениям:
• при рассмотрении психолого-педагогического аспекта развития образного мышления и изучив труды А.Г Рузской, И.С. Якиманской, В.С. Мухиной, Т.В. Розановой, В.С. Кузина и др. мы определили, что образное мышление - это вид мышления, который характеризуется опорой на представления и образы. Оно выступает как одно из средств формирования творческой личности ребенка, задает направленность мыслительной деятельности, вкладывая в нее личностный смысл. Образы, которые создает ребенок, гораздо теснее, чем слова, связаны с чувственным взаимоотношением ребенка с окружающей действительностью. Это происходит потому, что в образы он вкладывает не только перцептивные признаки, но и эмоционально-личностное отношение к нему. Основная функция образного мышления - это создание целостных образов и грамотное оперирование ими в процессе решения познавательных задач. Ребенок должен не только формировать, анализировать и корректировать образы, но и умело применять их на практике.
• изучив особенности развития образного мышления школьников на занятиях по искусству, мы заметили, что в литературе могут применяться элементы изобразительного искусства, музыка непосредственно связана с литературой, ну а в изобразительном искусстве могут сочетаться элементы и литературы, и музыка, и скульптуры и декоративно-прикладного искусства. То есть наблюдается взаимопроникновение и слияние видов искусства и применение интегрированных приемов обучения в различных видах творческой деятельности учащихся, что эффективно влияет на развитие образного мышления школьников, их творческих способностей и в целом на восприятие материала.
• проанализировав передовой педагогический опыт по развитию образного мышления школьников на занятиях по изобразительному искусству посредством использования интегрированных приемов обучения, мы пришли к выводу, что чаще всего на уроках ИЗО учителя интегрируют изобразительное искусство с другими видами искусства (литературой, музыкой, скульптурой, кино, театром, декоративно-прикладным искусством) и это эффективно влияет на развитие творческих способностей детей. Интеграция изобразительного искусства с литературой, музыкой, скульптурой и т.д. играет большую роль в развитии памяти, воображения и образного мышления, потому что интеграция помогает рассмотреть наиболее полно все детали объекта и создать яркий наполненный важными характеристиками художественный образ. А также сопоставить его с другими образами, сравнить его, проанализировать не только с позиции изобразительного искусства, но и с точки зрения других его видов, тем самым углубив свои знания в этих областях искусства.
• разработав опытно-экспериментальную работу по развитию образного мышления школьников на занятиях по изобразительному искусству посредством использования интегрированных приемов обучения, мы на практике выявили ее эффективность. На формирующем этапе эксперимента мы провели 3 урока в контрольном классе в традиционной форме обучения и с классическими способами, методами и приемами обучения. На занятиях мы использовали беседу, рассказ при объяснении нового материала, мультимедийные презентации, зрительный ряд (репродукции картин художников) и наглядные пособия. В экспериментальной группе мы провели 2 занятия на тему «Пейзаж родной земли. Золотая осень» с использованием интеграционных методов обучения. То есть на уроках мы интегрировали изобразительное искусство с литературой, музыкой, скульптурой и театром.
Оценка рисунков в контрольном и экспериментальном классах показала, что уровень образного мышления после проведения занятий в контрольном классе увеличился, но незначительно, и остался по-прежнему средним. В экспериментальном классе уровень образного мышления школьников увеличился и стал высоким. Это свидетельствует о том, что использование интегрированных приемов обучения на занятиях по изобразительному искусству положительно и эффективно влияет на развитие творческих способностей детей, их фантазии, воображения, образного мышления и в целом на образование учащихся. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, была доказана. Данное исследование не претендует на окончательное решение проблемы исследования и может быть продолжено в последующей научной работе.



1. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. - 2015. - №7. - С.21
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 2000. - 341 с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 263 с.
4. Бурдейный М.А. Искусство лепки. - М.: Профиздат, 2009. - 104 с.
5. Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников// Начальная школа - 2017. - №10. - С.15-25
6. Васильева Н.В. Интегрированные уроки в школе. - М.: Олимп, 2009. - 83 с.
7. Велтистов М. Е. Развитие творческого воображения на занятиях изобразительным искусством // Детское творчество - 2016. - №6.- С.10-17
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2000. - 103 с.
9. Гурова Л.Л. Психология мышления/ Под ред. Б. Ф. Ломова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2001. — 276 с.
10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 2010. - 137 с.
11. Дружинин В.Н. Психология творческих способностей. 3-е изд. - СПб: Форма, 2006. - 259 с.
12. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994. - 320 с.
13. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. - М.: Просвещение, 2009. - 98 с.
14. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - с.60
15. Кларин М. В. Развитие творческого и критического мышления. Школьные технологии / М.В. Кларин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 8 (часть 1) - С. 3-10.
16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 7-10 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 129 с.
17. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в школе: учебник / В.С. Кузин. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Высшая школа, 2000. - 230 с.
18. Кузин В. С. Психология / Под ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1999. — 256 с.
19. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 1997. - 224 с.
20. Макарова Т.В. Эмоционально-образное развитие младших подростков средствами аудиовизуальной информации. Дисс. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2016.
21. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
22. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 451 с.
23. Неменский Б.М. Художественный труд и изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2009. - 54 с.
24. Немов Р.С. Психология: в 3 книгах. Книга 3: Психология мышления. - М.: Просвещение, 2011. - 423 с.
25. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. Под. общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., 2003. - 358 с.
26. Педагогический энциклопедический словарь/ гл.ред. Б.М. Бим-Бад, 4-е издание. - М.: Большая российская энциклопедия, 2012. - 527 с.
27. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006. - 149 с.
28. Развитие образного мышления школьников на занятиях по
изобразительному искусству // Мел. URL:https://infourok.ru/(дата обращения: 22.04.2019).
29. Развитие творческих способностей и образного мышления школьников средствами изобразительного искусства // Мел. URL:https: //infourok.ru/(дата обращения: 22.04.2019).
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Слово, 2008. - 713 с.
31. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания / Е.А. Смолина //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 4 (часть 1) - С. 289-292
32. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. - М: ВНИИПИ, 2005. - 96 с.
33. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. Том 1. перераб. и доп. - М.: Педагогика, 2001. - 560 с.
34. Терещенко Н.А. Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства. Дисс. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2005.
35. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
36. Толстой Л.Н. Война и мир. В 4 томах. Том 1-2. - М.: Эксмо, 2010. - 736 с.
37. Толстой Л.Н. Война и мир. В 4 томах. Том 3-4. - М.: Эксмо, 2010. - 736 с.
38. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова, 7-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
39. Формирование образного мышления школьников через изобразительное искусство // Мел. URL:https://infourok.ru/(дата обращения: 22.04.2019).
40. Шикалова Н.И. Развитие музыкально-образного мышления младших школьников при восприятии музыки. Дисс. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2014.
41. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 1991. - 198 с.
42. Якиманская И.С. Основные направления исследований образного мышления. - М.: Типография, 2009. - 128 с.
43. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская.-М.: Сентябрь-2002. -96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ