СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ 10
1.1. Теоретико-методологические основы изучения
здоровья студенческой молодежи 10
1.2. Анализ российского опыта исследования здоровья
студенческой молодежи 15
1.3. Анализ статистических показателей здоровья
студенческой молодежи 21
ГЛАВА II. ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ИССЛЕДОВАНИЯ «ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ» 27
2.1. Методологические основы исследования «Здоровье
студенческой молодежи как социальная ценность: региональный аспект» 27
2.2. Методические основы исследования «Здоровье
студенческой молодежи как социальная ценность: региональный аспект» 32
2.3. Апробация инструментария и менеджмент исследования 37
ГЛАВА III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ИССЛЕДОВАНИЯ «ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ» 40
3.1. Анализ линейного распределения по результатам
исследования «Здоровье студенческой молодежи как социальная ценность: региональный аспект» 40
3.2. Корреляционный анализ данных исследования
«Здоровье студенческой молодежи как социальная ценность: региональный аспект» 67
3.3. Выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
В современном мире человеку приходится жить в сложных условиях, таких как: плохая экологическая обстановка, повышение требований к уровню профессиональной деятельности, жизнь в условиях постоянного психологического стресса, недостаток в активной двигательной деятельности, приводящий к снижению защитных функций организма, распространение вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики, токсические вещества), изменение направления социально-экономического развития государства, ситуация социальной нестабильности и многое другое.
В настоящее время проблемы здравоохранения имеют особое значение. Здоровье является комплексным показателем биологических, социально-культурных и экономических процессов, происходящих в обществе. Роль здоровья важна для развития, как личности, так и общества в целом.
Осознание студентами важности собственного здоровья представляет широкий интерес для всего общества. Очень важно, чтобы молодые люди обращали внимание на собственное здоровье во время учебы в университете. Ведь от того, какие привычки будут развиваться у сегодняшних студентов, зависит, каким будет их здоровье как будущих специалистов и руководителей, каким будет здоровье элиты общества, здоровье молодых семей, здоровье будущих детей, здоровье нации в целом.
Успешное решение задач по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением и охраной здоровья, повышением качества жизни и работоспособности студенческой молодежи.
Степень научной разработанности темы. Вопросы, касающиеся здоровья, его места в системе жизненных ценностей человека и общества, здорового образа жизни, национального здоровья, изучаются учеными различных отраслей знания, такими как: социология, медицина, философия, антропология и др.
В работах таких классиков социологии, как П. Бурдье, М. Вебер, В. Коккерем, Т. Парсонс, были заложены подходы к изучению образа жизни и здоровья .
Здоровье и поведение в сфере здоровья может быть рассмотрено с позиций теории структурации Э. Гидденса. Эта теория позволяет, с одной стороны, учесть и проанализировать практики ведения здорового образа жизни студенческой молодежи, а с другой стороны, определить воздействие на эти практики структурных факторов (социально-культурных норм, социальных институтов, устоявшихся образцов поведения).
Особый интерес представляют разработки проблемы общественного и индивидуального здоровья с точки зрения теории человеческого и социального капитала. Они были осуществлены в работах Г. Беккера, Дж. Коулмана и Т. Шульца. Отечественные ученые П. П. Горбенко, A. И. Добрынин, И. В. Ильинский, Ю. А. Корчагин, Л. Нестеров, B. В. Радаев, О. В. Синявская внесли существенный вклад в анализ человеческого капитала. Они пытались рассмотреть феномен социального капитала в пространстве специфических, российских социальных отношений, с учетом конкретных государственных и общественных мероприятий, осуществляемых в этом направлении.
Продуктивной представляется точка зрения, согласно которой индивидуальное здоровье рассматривается как важнейший элемент национального богатства. Идея сбережения народа впервые в России была высказана М. В. Ломоносовым. Позднее этот подход был подробно разработан в трудах В. Г. Копниной и Н. М. Римашевской, где эта проблема рассматривается в контексте утраты человеческого потенциала современной России в связи с переходом на новые экономические отношения, что нашло свое отражение в росте заболеваемости, сокращении продолжительности жизни .
Важнейшим аспектом общественного здоровья является образ жизни молодежи, особенно студенческой. Актуальными проблемами здоровья и спецификой образа жизни современной молодежи занимались такие исследователи как: Н. И. Белова, C. B. Быков, Д. Н. Давиденко,
С. Г. Добротворская, И. В. Журавлева, Д. В. Зернов, С. И. Логинов, A. B. Мартыненко, В. А. Медик, С. Б. Морозов, E. H. Назарова, Т. М. Резер, B. C. Шувалова, Е. А. Югова .
При всем многообразии работ, посвященных здоровью населения в целом и студенческой молодежи в частности, вопросы формирования ценностного отношения к здоровью у молодежи не нашли достаточного отражения. И в контексте региональной специфики, для того чтобы сформировать полноценные трудовые и демографические ресурсы региона в будущем, его дальнейшее успешное развитие, необходимо искать эффективные механизмы формирования не декларативной ценности здоровья, а подкрепленной соответствующим поведением. Выделение различных жизненных стратегий студентов, анализ ценностных ориентаций и установок позволят разработать систему воздействий на социальные параметры их образа жизни.
Проблема выпускной квалификационной работы заключается в противоречии между декларируемой ценностью здоровья студенческой молодежью, с одной стороны, и недостаточной теоретической и эмпирической изученностью активности студенческой молодежи по сохранению и укреплению своего здоровья.
Объект выпускной квалификационной работы - здоровье студенческой молодежи как социальная ценность.
Предмет выпускной квалификационной работы - процесс формирования ценностного отношения студентов высших учебных заведений к своему здоровью с учетом социальных изменений и региональных особенностей.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение отношения студенческой молодежи к здоровью как социальной ценности с учетом региональных особенностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую базу исследований по изучению здоровья студенческой молодежи как социальной деятельности.
2. Разработать программно-инструментальный комплекс
социологического исследования «Здоровье студенческой молодежи как социальная ценность: региональный аспект».
3. Составить аналитический отчет по исследованию «Здоровье студенческой молодежи как социальная ценность: региональный аспект».
Теоретико-методологическая база. Теоретической основой исследования стали работы известных российских ученых в области социологии молодежи, социологии здоровья, теории социализации, социологии медицины, которые сформулировали проблему и представили метод ее решения, отражающий современную специфику развития российского общества и студенческой молодежи.
В основу исследования легли работы классиков социологии, внесших большой вклад в развитие проблемы ценностей личности и социальных групп, а также работы, объектом которых является теоретическое понимание здоровья (М. Вебер, Э. Дюркгейм, т. Парсонс, Р. Мертон, П. Сорокин, Р. Мертон, И. Гоффман).
При изучении отношения молодежи к здоровью автор опирался на современные социологические концепции, представленные в работах И. В. Журавлевой, л. с. Шиловой, А. И. Антонова и др.
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы включает:
1) статистические, справочно-аналитические материалы
территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области (Белгорооблстат); департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области; ОГКУ здравоохранения особого типа «Областной центр медицинской профилактики» ;
2) результаты вторичного анализа данных социологического исследования «Здоровье студентов» (2009 г., N = 646 студентов вузов Хабаровского края, научный руководитель - доктор социологических наук Н. М. Байков, Дальневосточная академия государственной службы); (2011 г., n=1600, руководитель - В.В. Шалупенко);
3) результаты вторичного анализа данных социологического исследования динамики заболеваемости студентов (2014 г, N = 898 студента, научные руководители - А. А. Баранов, Л. М. Кучма, Л. М. Сухарева, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН) .
4) результаты авторского социологического исследование «Здоровье студенческой молодежи как социальная ценность: региональный аспект» (март-май 2019 г., первый этап - массовый опрос. Выборка гнездовая. N = 600 c студентов, обучающихся на бакалавриате в вузах Белгородской области. Второй этап - проведение двух фокус-групп, N = 12 человек. Третий этап - проведение экспертного интервью со специалистом из Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, зам. главного врача терапевтического отделения ОГБУЗ «Городская поликлиника г. Белгорода» и директором многопрофильного медицинского учреждения в Белгороде, N = 3 человека).
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы. Данная работа может послужить основой для дальнейшего всестороннего, всестороннего изучения механизмов влияния социальных изменений на здоровье студентов.
В ходе теоретических и эмпирических исследований будут разработаны рекомендации. Они могут быть использованы государственными и муниципальными органами власти, реализующими политику сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Выводы и предложения, сформулированные в выпускной квалификационной работе, могут послужить теоретической и эмпирической базой для дальнейших исследований в области изучения здоровья студентов.
Апробация результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Состояние здоровья студентов является не только важным показателем социального развития, отражением социально-экономического и гигиенического благополучия страны, но и мощным экономическим, трудовым, оборонным и культурным потенциалом общества.
Среди факторов, которые влияют на здоровье студентов помимо общих, которые определяют состояние здоровья всего населения региона, есть специфические, которые непосредственно взаимодействуют с образовательным процессом. Среди них можно выделить низкий уровень физкультурного образования студентов; материально-технические проблемы, связанные с процессом обучения; большие учебные нагрузки; наличие стрессовых ситуаций, таких как самоопределение в будущей профессии, социальная адаптация, экзаменационные сессии; несоблюдение режимов питания и сна; высокая степень риска наличия вредных привычек.
Адаптация студентов к студенческой жизни является особенно важным процессом. Для успешной адаптации к новой среде студентам необходимы такие условия, как: регулярное физическое воспитание; соблюдение гигиенических требований к организации труда и режиму дня; психологический комфорт во взаимоотношениях между коллективом и семьей; соблюдение принципов рационального питания. Уровень физического развития человека является одним из наиболее объективных критериев для оценки его здоровья. Поэтому актуальным направлением в профилактической медицине является изучение физического развития различных групп населения.
Результаты различных исследований свидетельствуют о необходимости повышения внимания к проблеме охраны здоровья студентов, что предполагает более широкое использование
здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса.
Использование трех методов при изучении здоровья студентов как социальной ценности в вузах Белгородской области позволило, с одной стороны, рассмотреть объект под разными углами, с другой стороны, взаимно проверить результаты, полученные каждым методом в отдельности. Опрос и фокус-группа позволяют узнать о том, что студенты Белгородской области думают о своем здоровье, и какие действия они совершают для сохранения и укрепления своего здоровья.
Используя три метода, мы проверили достоверность выдвинутых в исследовании гипотез. Массовый опрос и фокус-группа позволили узнать о том, как студенты Белгородской области оценивают свое здоровье, что они делают для его сохранения, что мешает им вести здоровый образ жизни. В ходе этих двух методов было выявлено, что студенты считают здоровье значимой ценностной ориентацией, но не ставят его в тройку важнейших ценностей.
Основными причинами, которые заставляют студентов заниматься своим здоровьем является то, что хорошее здоровье позволяет человеку полнее реализовать себя, желание хорошо себя чувствовать, чтобы полнее наслаждаться жизнью, нежелание болеть, так как лечение обходится очень дорого. Основными причинами, которые мешают респондентам вести более здоровый образ жизни, являются отсутствие материальных возможностей, отсутствие свободного времени и собственная лень, неорганизованность.
Больше половины опрошенных имеют вредные привычки. В основном, когда заболевают, студенты начинают лечиться сами, и только если улучшений нет - обращаются к врачу.
Респонденты считают, что студенты Белгородской области стремятся вести здоровый образ жизни, но иногда позволяют себе не делать этого. Это позволяет сделать вывод о том, что наша последняя гипотеза, которая звучала так «студенческая молодежь Белгородской области, по сравнению с другими регионами, относится к своему здоровью лучше: студенты ведут здоровый образ жизни, делают всё возможное для поддержания здоровья», не подтвердилась.
Участники фокус-групп отметили, что ценности современной студенческой молодежи значительно отличаются от ценностей прошлых поколений, т.к. на ценностные ориентации влияет экономические, социальные и технологические изменениями, происходящие в обществе.
Экспертное интервью позволило нам узнать о причинах сложившегося отношения к здоровью и здоровому образу жизни у студенческой молодежи.
Результаты исследования способствовали разработке рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья студентов. Рекомендации по результатам выпускной квалификационной работы включают разработку плана мероприятий, направленных на приобщение семей с детьми к здоровому образу жизни; привлечение региональных властей к созданию новых эффективных социальных программ, мероприятий; повышение осведомленности молодежи в вопросах здоровья и формирование моды на здоровый образ жизни; проведение комплексного социологического исследования отношения к здоровью студентов в стране и отдельно по регионам.
Здоровье в системе ценностей студентов высших учебных Белгородской области заведений занимает важное место. Однако анализ их поведенческих практик и индивидуальных стратегий поведения свидетельствует о низкой фактической ценности здоровья. Существующие в этот период убеждения в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов приводят к тому, что в студенческой среде достаточно распространенными являются такие вредные привычки как табакокурение, употребление алкогольных напитков. Невысокий уровень заинтересованности в получении информации о здоровом образе жизни приводит к недооцениванию многих факторов риска. Отсутствие регулярных профилактических мероприятий, занятий физической культурой негативно сказывается на состоянии их здоровья.
Отсутствие достаточного внимания вопросам формирования ценности здоровья и установок на здоровый образ жизни со стороны социальных институтов региона приводит к снижению их значимости и влияния на формирование отношения студенческой молодежи к здоровью. Только информированный человек, обладающий навыками заботы о здоровье, имеющий потребность в этом и понимающий собственную ответственность сможет обеспечить сохранение своего здоровья.
Для улучшения сложившейся ситуации необходимо проводить комплексную систематическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни, ценности здоровья, ответственного отношения к нему.
1. Абросимова, М. Ю. Здоровье молодежи. [Текст] / М. Ю. Абросимова, В. Ю. Альбицкий. - Казань : Медицина, 2007. - 220 с.
2. Акопян, A. C. Индустрия здоровья : экономика и управление [Текст] / А. С. Акопян. - М. : Дрофа, 2003. - 448 с.
3. Байер, К. Здоровый образ жизни [Текст] / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2016. - 368 с.
4. Бакунина, М. И. Основы здорового образа жизни [Текст] / М. И. Бакунина. - М. : Гостехиздат, 2015. - 242 с.
5. Белова, Н. И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи [Текст] / Н. И. Белова // Социологические исследования. - 2008. - № 4. - С. 84-86.
6. Быков, C. B. Образование и здоровье [Текст] / С. В. Быков // Социологические исследования. - 2000. - № 1. - С. 125-129.
7. Варламова, С. Н., Седова Н. Н. Здоровый образ жизни - шаг вперед, два назад [Текст] / С. Н. Варламова, Н. Н. Седова // Социологические исследования. - 2010. - № 4. - С. 75-88.
8. Воронин, М. А. Человек и его здоровье [Текст] / М. А. Воронин, И. И. Некрасова. - Ставрополь : АГРУС, 2005. - 108 с.
9. Гафиатуллина, Н. Х. Основные категории социологии здоровья студенческой молодежи [Текст] / Н. Х. Гафиатуллина // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2004. - № 3. - С. 37-41.
10. Дмитриева, Е. В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы [Текст] / Е. В. Дмитриева. - М. : Центр, 2012. - 116 с.
11. Добротворская, С. Г. Образ жизни студента как фактор сохранения здоровья нации [Текст] / С. Г. Добротворская, В. С. Минкин // Казанская наука. - 2013. - № 11. - С. 272-277.
12. Дробижева, Л. М. Ценность здоровья и культура нездоровья в России [Текст] / Л. М. Дробижева // Безопасность Евразии. - 2004. - № 1. - С. 29-36.
13. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2016. - 560 с.
14. Ермолаева П. О., Носкова Е. П. Основные тенденции здорового образа жизни россиян// Социологические исследования. - 2015. - № 4. - С.120-129.
15. Журавлева, И. В. Здоровье подростков: социологический анализ [Текст] / И. В. Журавлева. - М. : Издательство ИС РАН, 2002. - 240 с.
16. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества [Текст] / И. В. Журавлева. - М. : Наука, 2006. - 238 с.
17. Зернов, Д. В., Студенчество: проблемы здорового образа жизни [Текст] / Д. В. Зернов, Е. В.Ахметова, М. С. Гурьянов. - Н. Новгород : НИСОЦ, 2009. - 184 с.
18. Ивахненко, Г. А. Здоровье московских студентов: анализ самосохранительного поведения [Текст] / Г.А. Ивахненко // Социологические исследования. - 2006. - № 5. - С. 78-81.
19. Кирилюк, О. Г. Здоровый образ жизни в системе ценностей студенческой молодежи [Текст] : дис. ... канд. социол. наук / О. Г. Кирилюк. Саратов, 2006. - 205 с.
20. Коваленко, Т. Г. Здоровая, интеллектуальная молодежь -
будущее нации // Вуз. Здоровье. Интеллект : педагогические,
биоинформационные и оздоровительные технологии : Материалы II Международной научно-практической конференции. - Волгоград, 2012. - С. 25-55.
21. Козина, Г. Ю. Здоровье в ценностном мире студентов [Текст] / Г. Ю. Козина // Социологические исследования. - 2007. - № 9. - С. 147-149.
22. Ларионова, И. С. Философия здоровья [Текст] / И. С. Ларионова. - М. : Гардарики, 2007. - 222 с.
23. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] / Ю. П. Лисицын. - М. : ГЕОТАР-Медиа, 2009. - 232 с.
24. Логинов, С. И. Факторы здоровья студентов-ювеналов [Текст] / С. И. Логинов // Социологические исследования. - 2003. - № 3. - С. 127-129.
25. Мамедбейли, Р. Ш. Ответственность россиян за свое здоровье и некоторые особенности практики ее проявления [Текст] / Р. Ш. Мамедбейли // Социологические исследования. - 1998. - № 11. - С. 117-123.
26. Мартыненко, A. B. Здоровый образ жизни молодежи [Текст] / А. В. Мартыненко // Энциклопедия гуманитарных наук. - 2004. - № 1. - С. 136-138.
27. Медик, В. А. Университетское студенчество : образ жизни и здоровье [Текст] / В. А. Медик, А. М. Осипов. - М. : Логос, 2003. - 201 с.
28. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2015. - 144 c.
29. Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - М.: СпецЛит, 2016. - 176 с.
30. Морозов, С. Б. Состояние здоровья как фактор социального самочувствия молодежи г. Твери (социологический аспект) [Текст] / С. Б. Морозов // Здоровье и развитие молодежи : опыт, проблемы, перспективы. - Тверь : ООО «РТС-Импульс», 2002. - С. 22-24.
31. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2016. - 256 с.
32. Науменко, Ю. В. Концепция здоровьеформирующего образования [Текст] / Ю. В. Науменко // Инновации в образовании. - 2004. - № 2. - С. 90-103.
33. Паначев, В. Д. Исследование факторов здорового образа жизни студентов [Текст] / В. Д. Паначев // Социологические исследования. - 2004. - № 11.- С. 98-99.
34. Паначев, В. Д. Актуальные проблемы здоровья студентов [Текст] / В. Д. Паначев А. С. Сырчиков // Естествознание и гуманизм : сборник научных трудов. - 2008. - Т. 5. - № 1 : Современный мир, природа и человек. - С. 23-39.
35. Пашин, А. А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании учащейся молодежи [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. А. Пашин. - М., 2012. - 25 с.
36. Пимашков, П. И. Без здоровья жителей не может быть развития города / П. И. Пимашков // Мест. самоуправление в Рос. Федерации. - 2011.
- № 1. - С.
37. Рахматов, А. А. Научные основы здорового образа жизни //
Образование и воспитание. - 2016. - № 2. - С. 5-7. - URL
https://moluch.ru/th/4/archive/29/757/(дата обращения: 28.03.2019).
38. Резер, Т. М. Абитуриент 2001 - физическое и психическое здоровье [Текст] / Т. М. Резер // Социологические исследования. - 2001. - № 11. - С. 118-122.
39. Ростовцев, В. Н. Культура здоровья : структура и формирование [Текст] / В. Н. Ростовцев, С. П. Винокуров // Здравоохранение. - 2001. - № 4.
- С. 21-23.
40. Садовников, Е. С. Условия формирования навыка здорового образа жизни [Текст] / Е. С. Садовников // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 38-41.
41. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи / [Текст] / В. Е.Семенов // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 37-43.
42. Семикин, Г. И. Зачем здоровому человеку валеолог? [Текст] / Г. И. Семикин // Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2006. - № 5. - С. 30¬33.
43. Синягина, Н. Ю., Кузнецова, И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. - 2007. - №2. - С.41-47.
44. Старостина Н. 5 главных трендов здорового образа жизни.
[Электронный ресурс] // Интернет-портал - URL:
http://health.rbc.ru/healthylife/5-glavnih-trendov-zdorovogo-obraza-zhizni/(Дата обращения: 27.03.2019)
45. Суравегина, И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема / И.Т. Суравегина // Экология и жизнь. - 2007 - №4. - С. 28-31
46. Текучева, Л. Здоровый образ жизни. Правильное питание / Лариса Текучева. - М.: Drugoe Reshenie, 2015. - 449 c.
47. Тиунова, О. В. Технологии комплексного оздоровления с использованием средств физической культуры и практической психологии. Методические рекомендации. - М., 2010. .
48. Торыбаева, Ж. З. Система внедрения в вузе педагогических технологий формирования здорового образа жизни будущего специалиста [Текст] / Ж. З. Торыбаева // Alma mater. - 2013. - № 9. - С. 40-43.
49. Трча, С. Искусство вести здоровый образ жизни / С. Трча. - М.: Медицина, 2016. - 232 c.
50. Уткина, И. Забота о своем здоровье - альтруизм или эгоизм? [Текст] / И. Уткина // Физкультура и спорт. - 2006. - № 5. - С. 16-17.
51. Федоров, А. И. Поведенческие факторы здоровья и физической активности подростков: гендерный аспект [Электронный ресурс] / А. И. Федоров // Интернет-конференция «Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности» // Режим доступа к изд. : http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/307730.html- Систем. требования : IBM PC, Internet Explorer.
52. Хоркина, Н. А. Опыт российских регионов по формированию здорового образа жизни / Н. А. Хоркина // Регион. экономика: теория и практика. - 2012. - № 6. - С. 50-56.
53. Чубаров, М. Физическое воспитание: личностно¬
ориентированная модель [Текст] / М. Чубаров, Л. Колокатова // Высшее образование в России. - 2006. - № 9. - С. 154-156.
54. Шилова, JI. C. О стратегии поведения людей в условиях реформы здравоохранения [Текст] / Л. С. Шилова // Социологические исследования. - 2007. - № 9. - С. 12-18.
55. Шилова, Л. С. Подростки и молодежь в России - перспективная группа распространения социальных заболеваний [Текст] / Л. С. Шилова. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 252 с.
56. Шилова, Л.С. Проблемы трансформации социальной политики
и индивидуальных ориентаций по охране здоровья [Текст] / Л. С. Шилова // Социальные конфликты: экспертиза прогнозирования технологии
разрешения / Сборник. - М. : Институт социологии РАН, Центр кофликтологии, 1999. - № 15. - С. 86-114.
57. Шиняева, О. В. Социальное неравенство и здоровье молодого поколения россиян [Текст] / О. В. Шиняева, А. Б. Падиарова. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 168 с.
58. Шклярук, В. Я. Здоровье студента важный компонент его профессиональной подготовки [Текст] / В. Я. Шклярук, А. В. Федорова // Вестник. - 2002. - № 3. - С. 43-47.
59. Шувалова, B. C. Здоровье учащихся и образовательная среда [Текст] / В. С. Шувалова // Социологические исследования. - 2000. - № 5. - С. 75-80.
60. Шухатович В.Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии - Мн.: Книжный Дом, 2003.
61. Эй, Джей Джейкобс До смерти здоров. Результат исследования основных идей о здоровом образе жизни / Эй Джей Джейкобс. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 826 с.