ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ
ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 8
1.1. Особенности переживания чувства одиночества в подростковом возрасте 8
1.2 Психологические аспекты склонности к зависимости в подростковом возрасте 14
1.3. Взаимосвязь субъективного чувства одиночества с игровой зависимостью 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 25
1. Организация и проведение исследования 25
2. Анализ результатов исследования 29
3. Разработка и анализ эффективности программы психокоррекции
чувства одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. В современном мире у подростков есть безграничный и беспрепятственный доступ к огромному количеству компьютерных игр, а компьютерная индустрия уже стала частью общечеловеческого быта. Сейчас в современном обществе нельзя удивить никого тем, что подростки и взрослые люди проводят множество часов своей жизни в виртуальном пространстве компьютерных игр.
Дискуссии о полезности и вреде компьютерных игр начались с их появлением, когда впервые были выявлены факты индивидуальной зависимости от компьютерных игр. Однако Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) вплоть до 2018 года не вносила зависимость от компьютерных игр в перечень существующих заболеваний. Обсуждение этого вопроса было перенесено на 2021 год, когда зависимость от компьютерных игр, возможно, впервые появится как официальное заболевание и приобретет соответствующий статус наряду с другими зависимостями.
Чаще всего чрезмерную увлеченность компьютерными играми ставят в один ряд с компьютерной зависимостью, статус которой как заболевания также всё ещё рассматривается ВОЗ. Такое положение в отношении компьютерной и игровой зависимости связано, с одной стороны с тем, что чрезмерная увлеченность и навязчивое, повторяемое поведение в отношении использования компьютера или долгое времяпрепровождение за персональным компьютером наряду с глубокой погруженностью в мир компьютерных игр имеют множество черт зависимого поведения. Но с другой стороны, в данной области нет достаточного количества достоверных исследований и фактов, которые могли бы закрепить за данными феноменами окончательный статус заболевания.
Но на сегодняшний день, даже не имея специального статуса, чрезмерная увлеченность компьютерными играми уже привела к нескольким общеизвестным смертям. Например, широкий резонанс получил случай с девушкой, которая проиграла около 3 суток в игре World of Warcraft, после чего умерла от обезвоживания.
Если же говорить о массовом вреде для подростков чрезмерной увлеченностью компьютерными играми, то очевидно, что это, прежде всего, негативное влияние на их здоровье, когда наблюдается снижение зрения и ухудшение осанки от долгого нахождения в одной позе.
С точки зрения психологии, представляют интерес феномены, когда из-за чрезмерной увлеченности компьютерными играми дети и подростки всё большее погружаются в них, уходя в виртуальный мир игры, у них формируется зависимость. Последствия такого ухода от реальной жизни могут быть крайне разнообразными. В частности, у подростка, проводящего всё свободное время в виртуальном мире, будет, с одной стороны, наблюдаться сужение реального круга социальных контактов, а с другой стороны - вполне возможно, начнёт возникать субъективное чувство одиночества, имеющее негативную окраску. В особенности оно будет ярко выражено, если в ближайшем окружении подростка не будет людей, разделяющих его страстное увлечение. Чувство одиночества в подростковом возрасте может переживаться как серьезная проблема, сопровождаемая большим количеством негативных эмоций и внутренних изменений (О.В. Данчева, В.Л. Кислов, И.С. Кон, В.Л. Леви, С.В. Малышева, Н.А. Рождественская, Ю.М. Швалб, Дж. И. Янг и др.).
Кроме того, чувство одиночества само по себе может послужить причиной для развития некоторых видов зависимого поведения (Е.Е.Рогов, И.М. Слободчиков, Н.А. Цой и др.).
Поэтому на сегодняшний день актуальность проблемы возможности и поиска эффективных способов психокоррекции чувства одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр, является как никогда высокой. Она заключается в том, что в процессе психокоррекции чувства одиночества у подростков можно будет не только устранять одиночество, как саму по себе серьёзную проблему подросткового возраста, но также осуществлять профилактические действия в отношении развития зависимости от компьютерных игр.
Цель работы: обосновать, апробировать и выявить эффективность программы психокоррекции чувства одиночества подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
Гипотеза исследования: в процессе психокоррекции чувства одиночества у подростков можно будет не только снизить уровень одиночества, но также осуществить профилактические действия в отношении развития зависимости от компьютерных игр
Объект исследования - субъективное чувство одиночества подростков.
Предмет исследования - психокоррекция чувства одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты переживания одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
2. Исследовать у подростков склонность к зависимости от компьютерных игр.
3. Исследовать чувство одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
4. Выявить у подростков взаимосвязь субъективного чувство одиночества с игровой зависимостью.
5. Разработать программу психокоррекции чувства одиночества подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр
6. Апробировать и выявить эффективность программы психокоррекции чувства одиночества подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных психологов по проблеме подросткового одиночества:О.В. Данчева, В. Киселевой, И.С. Кона, С.Г. Корчагиной, Л.В. Кузнецовой, А.В. Мундрика, Е.В. Неумоевой, Г. Селивана, И.М. Слободчикова, С.Г. Трубниковой, Г. С. Тайгуловой, Ю.М. Швалб, Дж. И. Янга и др. Работы О.А. Брагина, А.В. Гришина, Н.В. Кочетков, Н.А. Носов, К. Суррат, Т.Т. Щелина и др. по формированию интернет-зависимости и гейм-аддикции.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- методы эмпирического сбора данных - опросники, наблюдение, беседа;
- методы обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
- экспериментальные - проведение программы психокоррекции одиночества с последующим повторным исследованием.
Диагностические методики:
1. Методика диагностики гейм-аддикции (ДГА) Н.В. Кочеткова.
2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
3. Методика «Одиночество» С.Г. Корчагиной.
Используемые статистические методы:
Результаты были обработаны с помощью программы STATISTICA- 10.0.228.8 Portable.
Для установления корреляционной связи между параметрами был использован rs-коэффициент корреляции Спирмена (*, р <0,05).
Для установления достоверности результатов повторного исследования использовали - W критерий Уилкоксона (*, р <0,05).
База исследования: МБОУ СОШ № 16 г.Белгорода.
Выборка:В эмпирическом исследовании принимали участие подростки в возрасте от 12 до 16 лет. Всего в исследовании участвовали 80 человек.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников (62 наименования) и 4 приложений. В данную работу входят четыре таблицы и шесть рисунков. Объем работы 57 страниц машинописного текста (без приложений)
Впервые одиночество осознается не как фактическая физическая изоляция, а как внутреннее чувство в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте человек впервые остро ощущает и осознаёт собственное одиночество. Это происходит из-за процессов качественного изменения и развития личности подростка. У него актуализируются и расширяются социальные потребности: потребность в наличии значимых межличностных связей, потребность в принадлежности, потребность в признании. Ведущей деятельностью подросткового возраста становится общение, так как образ значимого другого служит материалом для построения собственного «Я» подростка.
Чувство одиночества, которое возникает на фоне возрастных кризисов и полового созревания, вместе со всеми другими факторами, может служить катализатором для не адаптивного поведения подростка. Ярким подтверждением склонности к не адаптивному поведению является сензитивность подросткового возраста для аддиктивного, зависимого поведения. Все подростки является группой риска для формирования разного рода химических и поведенческих зависимостей.
В данной работе мы рассматривали распространенную среди подростков зависимость от компьютерных игр, как самостоятельный вид нехимической зависимости, который содержит в себе большое количество ресурсов для компенсации неудовлетворенных потребностей и все возможности для ухода от реальности.
Одной из причин формирования зависимости от компьютерных игр является чувство одиночества и попытки его преодоления.
В исследовании была проведена психокоррекционная программа, направленная на работу с чувством одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр. Она представляет собой совокупность приемов, методов, техник, которые направлены на решение поставленной проблемы.
Проанализировав результаты проведения психокоррекционной программы, мы можем сделать вывод о положительных динамических сдвигах, которые произошли с подростками, испытывающими чувство одиночества и склонными к зависимости от компьютерных игр.
Таким образом, снижая у подростков субъективный уровень чувства одиночества, мы косвенным образом проводим профилактику зависимости от компьютерных игр. Из чего можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Для улучшения результатов нашей работы нами были разработаны рекомендации для подростков и их родителей.
Подростку необходимо осознавать, что одиночество - это универсальное чувство, которое время от времени переживают все люди. Подростку не следует пугаться этого чувства, и не следует бояться оставаться наедине с собой, так как это необходимо ему для взросления. Находясь в одиночестве, для подростка будет лучше, если он найдёт продуктивные способы провести время, займет себя чем -либо, что приносит пользу. Подросток может изучать себя, причины своего одиночества, искать информацию по данной теме.
Подросткам необходимо помнить, что люди, испытывающие чувство одиночества, часто забывают о том, что их окружают другие. Если подростка сильно угнетает фактическое одиночество, то он может попробовать это исправить. Познакомиться с новыми людьми, найти человека, с которым можно будет говорить откровенно.
Подростку можно попробовать сделать что-то приятное для своих родителей, друзей или родственников. Это поможет наладить с ними контакт.
Увлекаясь компьютерными играми, подростку следует помнить, что, хотя игры и интересны, но они являются всего лишь развлечением, которое не должно мешать реальной жизни, вредить здоровью или учёбе. Следует дозировать свое время, чтобы точно знать, как долго подросток находится в компьютерной игре, не следует пренебрегать базовыми потребностями, ставить игры выше, чем друзья, другие развлечения или учёба.
Родителям подростка необходимо помнить, что их ребёнок в данный момент переживает сложный период. С ним больше нельзя разговаривать как с ребенком, необходимо уметь выслушивать подростка и действительно слышать то, что он говорит. Родителям стоит понимать, что общение в подростковом возрасте очень важно, поэтому не стоит запрещать ему иметь собственный круг друзей, знакомых. Необходимо понимать, что не все вопросы подросток заходит обсуждать с родителями, но у него есть глубокая внутренняя потребность во внимании со стороны родителей, поэтому необходимо интересоваться жизнью подростка. Также следует помнить, что иногда подросток нуждается в уединении или личном пространстве, так как ему необходимо разобраться в своих переживаниях и чувствах.
В отношении компьютерных игр родителю не стоит занимать резко негативную позицию, так как подросток просто её не поймет. Вместо этого следует уделять внимание тому, сколько времени подросток проводит в игре. Успевает ли ребёнок учиться, общаться с реальными друзьями, вести активную деятельность, хорошо ли себя чувствует и как это всё сочетается с его увлечение компьютерными играми. Заострять негативное внимание на том, что подросток проводит свое время в виртуальном мире, следует только тогда, когда компьютерные игры начинают действительно вредить его здоровью, учёбе или другим сферам жизни. От родителя здесь необходим контроль внимательное отношение к своему ребёнку его потребностям.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Н. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 341 с.
2. Аверченко, Л.К. Управление общением. Теория и практикумы для социального работника: Учебное пособие /Л.К. Аверченко - Москва- Новосибирск, 2009. - 234 с.
3. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи/ Р.И. Азарова //Внешкольник. - 2013. - № 10-128с.
4. Акопов, А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности / А. Ю. Акопов. - СПб.: Речь, 2018. - 137 с.
5. Алтухов, Н.И. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности /
Н.И. Алтухов, К.Ю. Галкин // XIII съезд психиатров России: материалы съезда. М., 2010 - С. 285-286.
6. Арестова, О.Н., Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскуновский - Москва: Можайск-Терра, 2018. - 431 с.
7. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости / А.Е. Айвазова. - СПб.: Речь, 2013. -138с.
8. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р.Т. Байярд, Д.Байярд - М.: Академический проект, 2015. - 75 с.
9. Белоглазова, Л.А. Игромания как феномен отчужденной реальности /Л.А. Белоглазова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - №4. - С. 99-102.
10. Болескина, Е.Л. Потребители игровой компьютерной культуры / Е.Л. Болескина // Социологические исследования. - 2012. - №9. - С.
80-87.
11. Боярова, К.В. Кибер-аддикция: еще один вид зависимости / К.В. Боярова //Вестник Харьковского Национального Университета. -
Харьков: Психология, 2016. - С. 41-46.
12. Булгаков, А.А Наши неуправляемые подростки / А.А. Булгаков. - М.: Москва, 2018. - 432 с.
13. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета /А.Е. Войскунский // Психологический журнал. 2014 № 1 С. 90¬100.
14. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева.4-е изд., стер. - М.: Москва, 2013. -218 с.
15. Григорьев, С.Г. Анализ анкетирования интернет-пользователей, имеющих опыт on-line-игры / С.Г. Григорьев, В.А. Мильчакова, Д.Г. Рыбалтович // Вестник психотерапии. - 2012. - №46. - С. 68-81.
16. Егоров, А.Ю. Особенности личности подростков с интернет - зависимостью/А.Ю. Егоров // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2015.-76 с.
17. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости/ А.Ю. Егоров - СПб.: Речь, 2017. - 190 с.
18. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) / А. Ю. Егоров // Аддиктология. - 2015. - № 1. - С. 65-77.
19. Залыгина, Н.А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н.А. Залыгина - М.: Пропилеи, 2013. - 196 с.
20. Иванов, М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера/М.С. Иванов // Психологический журнал. - 2013. - №2. - С. 11-16.
21. Истратова, О.Н. Большая книга подросткового психолога/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто -Феникс.М.: 2010. - 640с.
22. Кажарская, С.Г. Аддиктивное поведение подростков / С.Г. Кажарская. Минск, 2018. - 106с.
23. Кислов, В. Л. Субъективное ощущение одиночества, как одна из актуальных проблем современного общества/В. Л. Кислов // Вестник психологии. -2017. №3. - С. 17-26
24. Киселева, В. Подростковое одиночество/ В. Киселева // Школьный психолог. - 2002. - № 8.С. 56-59
25. Кон, И.С. Многоликое одиночество // И.С. Кон. М., 2011- 240 с.
26. Коптелова, Н.И. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков/ Н.И. Коптелова // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 547-549.
27. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития/ Ц.П. Короленко // Обзор психиатрии и медицинской психологии. - 2012. - №11. - С. 16-29.
28. Кочина, М.Л. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков/ М.Л. Кочина, Л.В. Подригало, А.В. Яворский // Компьютерные игры. - 2011. - №9. - С. 111-117.
29. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков/ С.А. Кулаков - 5-е изд. - М.: Фолиум, 2017. - 270 с.
30. Корчагина, С.Г. Психология одиночества/ С.Г. Корчагина. - М.: Москва, -2007. -162 с.
31. Коргчагина, С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества/ С.Г. Корчагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. -196 с.
32. Леви, В.Л. Одинокий друг одиноких/ В.Л. Леви - М.: Торобоан, 2009. -356 с.
33. Малыгина, М.А. О причинах компьютерной онлайн-зависимости/ М.А. Малыгина. - 2-е изд. - М.: Авант, 2011. - 170 с.
34. Малышева, С.В. Особенности чувства одиночества у подростков/С.В. Малышева, Н.А. Рождественская // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2011. - № 3. - С.63-68.
35. Малышева, С.В. О диагностике и коррекции переживаний одиночества у подростков. / С.В. Малышева // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. -2003. -№3
36. Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество/ С.В. Малышева - М., 2003. -70 с.
37. Милютина, К.Л. Теория и практика психологического тренинга. - 2-е изд. - Казань: МАУП, 2014. - 186 с.
38. Михайлова, Н.В. Одиночество как духовный феномен переживания взаимоотношений с людьми/ Н.В. Михайлова // Интегративный подход в психологии (новые исследования). Сборник научных трудов. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 294 с.
39. Неумоева, Е.В. Одиночество как общественно-историческое явление и как явление индивидуальной жизни / Е.В. Неумоева// Гуманитарный вектор. Вестник Забайкальского отделения Академии гуманитарных наук. - № 1 - 2 (10 - 13). - 2002. - Чита: ЗабГПУ. - 2004. - С.23 - 29.
40. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб/ Л.Ф. Обухова - М.: Юрайт, 2012. - 460 с.
41. Психологический словарь/Под общей редакцией П.С. Гуревича. - М.: OJIMA Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с
42. Примак, Л.П. Одиночество / Л.П. Примак // Психические состояния /сост. и общ. ред. А.В. Кулешова. СПб.: Речь, 2001 - С.63-68.
43. Реан, А.А. Психология подростка: учебник / А.А. Реан - СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2006. - 480 с.
44. Ритчелл, О. Компьютерные аддикции/ О. Ритчелл // Психиатрик Таймс. - 2001. - №3. - С. 34-38.
45. Рогова, Е. Е. Одиночество в условиях современного общества. / Е. Е. Рогова - Краснодар.: Издательский Дом-Юг, 2012. - 300 с.
46. Рогова, Е. Е. Взаимосвязь одиночества и склонности к зависимому поведению в подростковом возрасте/ Е. Е Рогова, Е. В. Суворова // Актуальные вопросы современного образования // VI Международная научная конференция. Ставрополь, 2014. С. 26-30.
47. Сидорова, А. Влияние компьютерных игр на поведение подростков / А. Сидорова // Воспитание школьников. - 2017. - № 7. - 414с.
48. Слободчиков, И. М. Современные исследования переживания одиночества/ И. М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. - 2007. - №3. -C. 27 - 35
49. Слободчиков, И. М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста/ И. М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 1.С. 19-24.
50. Снайдер, Д. Курс выживания для подростков/ Д. Снайдер - М.: Ровесник, 2017-214 с.
51. Тайгулова, Г. С. Типологии феномена одиночества в современной психологии личности/ Г. С. Тайгулова Г. С. // Социокультурные проблемы современного человека: материалы IV Международной научно-практической конференции: Часть I. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. -199 с.
52. Трубникова, С.Г. Психология одиночества: Генезис, виды, проявления: дис.канд. псих. наук/ С.Г. Трубникова - М.: Москва, 2014. -195 с.
53. Федоров, А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»/ А.В. Федоров //Педагогика. - 2004. - № 6- С. 56-58
54. Федоров, А.Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет- зависимости у подростков»/ А.В. Федоров // Молодой ученый. - 2013. - №5.-С. 785-789.
55. Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге/ Н.Ю. Хрящева - 7-е изд. - СПб.:Речь, 2018. - 256 с.
56. Цой, Н.А. Феномен интернет-зависимости и одиночество/ Н.А. Цой // Социологические исследования. - 2011. - №12 (332). - С. 98-108.
57. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область
психологических исследований / С.А. Шапкин // Психологический журнал, том 24. - 2009. - № 1. -С. 86-102.
58. Шаломова, Е.В. Особенности аддиктивного поведения подростков/ Е.В. Шаломова // Современные проблемы науки и образования.-2014. - № 5. -С. 106-122.
59. Швалб, Ю.М Одиночество: социально - психологические проблемы / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. - Киев: Украина. 2008. - 270с.
60. Щелина, Т.Т. Психологическая характеристика подростков с зависимостью от онлайн-игр/Т.Т. Щелина // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. - С. 330-338.
61. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Т.А. Шишковец - М.: ВАКО, 2007. - 336 с.
62. Янг, Дж. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение/ Дж. И. Янг. - М.: Владос, 2012. - 552 с.