ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ
ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 8
1.1. Особенности переживания чувства одиночества в подростковом возрасте 8
1.2 Психологические аспекты склонности к зависимости в подростковом возрасте 14
1.3. Взаимосвязь субъективного чувства одиночества с игровой зависимостью 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 25
1. Организация и проведение исследования 25
2. Анализ результатов исследования 29
3. Разработка и анализ эффективности программы психокоррекции
чувства одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ
ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 8
1.1. Особенности переживания чувства одиночества в подростковом возрасте 8
1.2 Психологические аспекты склонности к зависимости в подростковом возрасте 14
1.3. Взаимосвязь субъективного чувства одиночества с игровой зависимостью 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 25
1. Организация и проведение исследования 25
2. Анализ результатов исследования 29
3. Разработка и анализ эффективности программы психокоррекции
чувства одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. В современном мире у подростков есть безграничный и беспрепятственный доступ к огромному количеству компьютерных игр, а компьютерная индустрия уже стала частью общечеловеческого быта. Сейчас в современном обществе нельзя удивить никого тем, что подростки и взрослые люди проводят множество часов своей жизни в виртуальном пространстве компьютерных игр.
Дискуссии о полезности и вреде компьютерных игр начались с их появлением, когда впервые были выявлены факты индивидуальной зависимости от компьютерных игр. Однако Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) вплоть до 2018 года не вносила зависимость от компьютерных игр в перечень существующих заболеваний. Обсуждение этого вопроса было перенесено на 2021 год, когда зависимость от компьютерных игр, возможно, впервые появится как официальное заболевание и приобретет соответствующий статус наряду с другими зависимостями.
Чаще всего чрезмерную увлеченность компьютерными играми ставят в один ряд с компьютерной зависимостью, статус которой как заболевания также всё ещё рассматривается ВОЗ. Такое положение в отношении компьютерной и игровой зависимости связано, с одной стороны с тем, что чрезмерная увлеченность и навязчивое, повторяемое поведение в отношении использования компьютера или долгое времяпрепровождение за персональным компьютером наряду с глубокой погруженностью в мир компьютерных игр имеют множество черт зависимого поведения. Но с другой стороны, в данной области нет достаточного количества достоверных исследований и фактов, которые могли бы закрепить за данными феноменами окончательный статус заболевания.
Но на сегодняшний день, даже не имея специального статуса, чрезмерная увлеченность компьютерными играми уже привела к нескольким общеизвестным смертям. Например, широкий резонанс получил случай с девушкой, которая проиграла около 3 суток в игре World of Warcraft, после чего умерла от обезвоживания.
Если же говорить о массовом вреде для подростков чрезмерной увлеченностью компьютерными играми, то очевидно, что это, прежде всего, негативное влияние на их здоровье, когда наблюдается снижение зрения и ухудшение осанки от долгого нахождения в одной позе.
С точки зрения психологии, представляют интерес феномены, когда из-за чрезмерной увлеченности компьютерными играми дети и подростки всё большее погружаются в них, уходя в виртуальный мир игры, у них формируется зависимость. Последствия такого ухода от реальной жизни могут быть крайне разнообразными. В частности, у подростка, проводящего всё свободное время в виртуальном мире, будет, с одной стороны, наблюдаться сужение реального круга социальных контактов, а с другой стороны - вполне возможно, начнёт возникать субъективное чувство одиночества, имеющее негативную окраску. В особенности оно будет ярко выражено, если в ближайшем окружении подростка не будет людей, разделяющих его страстное увлечение. Чувство одиночества в подростковом возрасте может переживаться как серьезная проблема, сопровождаемая большим количеством негативных эмоций и внутренних изменений (О.В. Данчева, В.Л. Кислов, И.С. Кон, В.Л. Леви, С.В. Малышева, Н.А. Рождественская, Ю.М. Швалб, Дж. И. Янг и др.).
Кроме того, чувство одиночества само по себе может послужить причиной для развития некоторых видов зависимого поведения (Е.Е.Рогов, И.М. Слободчиков, Н.А. Цой и др.).
Поэтому на сегодняшний день актуальность проблемы возможности и поиска эффективных способов психокоррекции чувства одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр, является как никогда высокой. Она заключается в том, что в процессе психокоррекции чувства одиночества у подростков можно будет не только устранять одиночество, как саму по себе серьёзную проблему подросткового возраста, но также осуществлять профилактические действия в отношении развития зависимости от компьютерных игр.
Цель работы: обосновать, апробировать и выявить эффективность программы психокоррекции чувства одиночества подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
Гипотеза исследования: в процессе психокоррекции чувства одиночества у подростков можно будет не только снизить уровень одиночества, но также осуществить профилактические действия в отношении развития зависимости от компьютерных игр
Объект исследования - субъективное чувство одиночества подростков.
Предмет исследования - психокоррекция чувства одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты переживания одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
2. Исследовать у подростков склонность к зависимости от компьютерных игр.
3. Исследовать чувство одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
4. Выявить у подростков взаимосвязь субъективного чувство одиночества с игровой зависимостью.
5. Разработать программу психокоррекции чувства одиночества подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр
6. Апробировать и выявить эффективность программы психокоррекции чувства одиночества подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных психологов по проблеме подросткового одиночества:О.В. Данчева, В. Киселевой, И.С. Кона, С.Г. Корчагиной, Л.В. Кузнецовой, А.В. Мундрика, Е.В. Неумоевой, Г. Селивана, И.М. Слободчикова, С.Г. Трубниковой, Г. С. Тайгуловой, Ю.М. Швалб, Дж. И. Янга и др. Работы О.А. Брагина, А.В. Гришина, Н.В. Кочетков, Н.А. Носов, К. Суррат, Т.Т. Щелина и др. по формированию интернет-зависимости и гейм-аддикции.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- методы эмпирического сбора данных - опросники, наблюдение, беседа;
- методы обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
- экспериментальные - проведение программы психокоррекции одиночества с последующим повторным исследованием.
Диагностические методики:
1. Методика диагностики гейм-аддикции (ДГА) Н.В. Кочеткова.
2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
3. Методика «Одиночество» С.Г. Корчагиной.
Используемые статистические методы:
Результаты были обработаны с помощью программы STATISTICA- 10.0.228.8 Portable.
Для установления корреляционной связи между параметрами был использован rs-коэффициент корреляции Спирмена (*, р <0,05).
Для установления достоверности результатов повторного исследования использовали - W критерий Уилкоксона (*, р <0,05).
База исследования: МБОУ СОШ № 16 г.Белгорода.
Выборка:В эмпирическом исследовании принимали участие подростки в возрасте от 12 до 16 лет. Всего в исследовании участвовали 80 человек.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников (62 наименования) и 4 приложений. В данную работу входят четыре таблицы и шесть рисунков. Объем работы 57 страниц машинописного текста (без приложений)
Дискуссии о полезности и вреде компьютерных игр начались с их появлением, когда впервые были выявлены факты индивидуальной зависимости от компьютерных игр. Однако Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) вплоть до 2018 года не вносила зависимость от компьютерных игр в перечень существующих заболеваний. Обсуждение этого вопроса было перенесено на 2021 год, когда зависимость от компьютерных игр, возможно, впервые появится как официальное заболевание и приобретет соответствующий статус наряду с другими зависимостями.
Чаще всего чрезмерную увлеченность компьютерными играми ставят в один ряд с компьютерной зависимостью, статус которой как заболевания также всё ещё рассматривается ВОЗ. Такое положение в отношении компьютерной и игровой зависимости связано, с одной стороны с тем, что чрезмерная увлеченность и навязчивое, повторяемое поведение в отношении использования компьютера или долгое времяпрепровождение за персональным компьютером наряду с глубокой погруженностью в мир компьютерных игр имеют множество черт зависимого поведения. Но с другой стороны, в данной области нет достаточного количества достоверных исследований и фактов, которые могли бы закрепить за данными феноменами окончательный статус заболевания.
Но на сегодняшний день, даже не имея специального статуса, чрезмерная увлеченность компьютерными играми уже привела к нескольким общеизвестным смертям. Например, широкий резонанс получил случай с девушкой, которая проиграла около 3 суток в игре World of Warcraft, после чего умерла от обезвоживания.
Если же говорить о массовом вреде для подростков чрезмерной увлеченностью компьютерными играми, то очевидно, что это, прежде всего, негативное влияние на их здоровье, когда наблюдается снижение зрения и ухудшение осанки от долгого нахождения в одной позе.
С точки зрения психологии, представляют интерес феномены, когда из-за чрезмерной увлеченности компьютерными играми дети и подростки всё большее погружаются в них, уходя в виртуальный мир игры, у них формируется зависимость. Последствия такого ухода от реальной жизни могут быть крайне разнообразными. В частности, у подростка, проводящего всё свободное время в виртуальном мире, будет, с одной стороны, наблюдаться сужение реального круга социальных контактов, а с другой стороны - вполне возможно, начнёт возникать субъективное чувство одиночества, имеющее негативную окраску. В особенности оно будет ярко выражено, если в ближайшем окружении подростка не будет людей, разделяющих его страстное увлечение. Чувство одиночества в подростковом возрасте может переживаться как серьезная проблема, сопровождаемая большим количеством негативных эмоций и внутренних изменений (О.В. Данчева, В.Л. Кислов, И.С. Кон, В.Л. Леви, С.В. Малышева, Н.А. Рождественская, Ю.М. Швалб, Дж. И. Янг и др.).
Кроме того, чувство одиночества само по себе может послужить причиной для развития некоторых видов зависимого поведения (Е.Е.Рогов, И.М. Слободчиков, Н.А. Цой и др.).
Поэтому на сегодняшний день актуальность проблемы возможности и поиска эффективных способов психокоррекции чувства одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр, является как никогда высокой. Она заключается в том, что в процессе психокоррекции чувства одиночества у подростков можно будет не только устранять одиночество, как саму по себе серьёзную проблему подросткового возраста, но также осуществлять профилактические действия в отношении развития зависимости от компьютерных игр.
Цель работы: обосновать, апробировать и выявить эффективность программы психокоррекции чувства одиночества подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
Гипотеза исследования: в процессе психокоррекции чувства одиночества у подростков можно будет не только снизить уровень одиночества, но также осуществить профилактические действия в отношении развития зависимости от компьютерных игр
Объект исследования - субъективное чувство одиночества подростков.
Предмет исследования - психокоррекция чувства одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты переживания одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
2. Исследовать у подростков склонность к зависимости от компьютерных игр.
3. Исследовать чувство одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
4. Выявить у подростков взаимосвязь субъективного чувство одиночества с игровой зависимостью.
5. Разработать программу психокоррекции чувства одиночества подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр
6. Апробировать и выявить эффективность программы психокоррекции чувства одиночества подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных психологов по проблеме подросткового одиночества:О.В. Данчева, В. Киселевой, И.С. Кона, С.Г. Корчагиной, Л.В. Кузнецовой, А.В. Мундрика, Е.В. Неумоевой, Г. Селивана, И.М. Слободчикова, С.Г. Трубниковой, Г. С. Тайгуловой, Ю.М. Швалб, Дж. И. Янга и др. Работы О.А. Брагина, А.В. Гришина, Н.В. Кочетков, Н.А. Носов, К. Суррат, Т.Т. Щелина и др. по формированию интернет-зависимости и гейм-аддикции.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- методы эмпирического сбора данных - опросники, наблюдение, беседа;
- методы обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
- экспериментальные - проведение программы психокоррекции одиночества с последующим повторным исследованием.
Диагностические методики:
1. Методика диагностики гейм-аддикции (ДГА) Н.В. Кочеткова.
2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
3. Методика «Одиночество» С.Г. Корчагиной.
Используемые статистические методы:
Результаты были обработаны с помощью программы STATISTICA- 10.0.228.8 Portable.
Для установления корреляционной связи между параметрами был использован rs-коэффициент корреляции Спирмена (*, р <0,05).
Для установления достоверности результатов повторного исследования использовали - W критерий Уилкоксона (*, р <0,05).
База исследования: МБОУ СОШ № 16 г.Белгорода.
Выборка:В эмпирическом исследовании принимали участие подростки в возрасте от 12 до 16 лет. Всего в исследовании участвовали 80 человек.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников (62 наименования) и 4 приложений. В данную работу входят четыре таблицы и шесть рисунков. Объем работы 57 страниц машинописного текста (без приложений)
Впервые одиночество осознается не как фактическая физическая изоляция, а как внутреннее чувство в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте человек впервые остро ощущает и осознаёт собственное одиночество. Это происходит из-за процессов качественного изменения и развития личности подростка. У него актуализируются и расширяются социальные потребности: потребность в наличии значимых межличностных связей, потребность в принадлежности, потребность в признании. Ведущей деятельностью подросткового возраста становится общение, так как образ значимого другого служит материалом для построения собственного «Я» подростка.
Чувство одиночества, которое возникает на фоне возрастных кризисов и полового созревания, вместе со всеми другими факторами, может служить катализатором для не адаптивного поведения подростка. Ярким подтверждением склонности к не адаптивному поведению является сензитивность подросткового возраста для аддиктивного, зависимого поведения. Все подростки является группой риска для формирования разного рода химических и поведенческих зависимостей.
В данной работе мы рассматривали распространенную среди подростков зависимость от компьютерных игр, как самостоятельный вид нехимической зависимости, который содержит в себе большое количество ресурсов для компенсации неудовлетворенных потребностей и все возможности для ухода от реальности.
Одной из причин формирования зависимости от компьютерных игр является чувство одиночества и попытки его преодоления.
В исследовании была проведена психокоррекционная программа, направленная на работу с чувством одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр. Она представляет собой совокупность приемов, методов, техник, которые направлены на решение поставленной проблемы.
Проанализировав результаты проведения психокоррекционной программы, мы можем сделать вывод о положительных динамических сдвигах, которые произошли с подростками, испытывающими чувство одиночества и склонными к зависимости от компьютерных игр.
Таким образом, снижая у подростков субъективный уровень чувства одиночества, мы косвенным образом проводим профилактику зависимости от компьютерных игр. Из чего можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Для улучшения результатов нашей работы нами были разработаны рекомендации для подростков и их родителей.
Подростку необходимо осознавать, что одиночество - это универсальное чувство, которое время от времени переживают все люди. Подростку не следует пугаться этого чувства, и не следует бояться оставаться наедине с собой, так как это необходимо ему для взросления. Находясь в одиночестве, для подростка будет лучше, если он найдёт продуктивные способы провести время, займет себя чем -либо, что приносит пользу. Подросток может изучать себя, причины своего одиночества, искать информацию по данной теме.
Подросткам необходимо помнить, что люди, испытывающие чувство одиночества, часто забывают о том, что их окружают другие. Если подростка сильно угнетает фактическое одиночество, то он может попробовать это исправить. Познакомиться с новыми людьми, найти человека, с которым можно будет говорить откровенно.
Подростку можно попробовать сделать что-то приятное для своих родителей, друзей или родственников. Это поможет наладить с ними контакт.
Увлекаясь компьютерными играми, подростку следует помнить, что, хотя игры и интересны, но они являются всего лишь развлечением, которое не должно мешать реальной жизни, вредить здоровью или учёбе. Следует дозировать свое время, чтобы точно знать, как долго подросток находится в компьютерной игре, не следует пренебрегать базовыми потребностями, ставить игры выше, чем друзья, другие развлечения или учёба.
Родителям подростка необходимо помнить, что их ребёнок в данный момент переживает сложный период. С ним больше нельзя разговаривать как с ребенком, необходимо уметь выслушивать подростка и действительно слышать то, что он говорит. Родителям стоит понимать, что общение в подростковом возрасте очень важно, поэтому не стоит запрещать ему иметь собственный круг друзей, знакомых. Необходимо понимать, что не все вопросы подросток заходит обсуждать с родителями, но у него есть глубокая внутренняя потребность во внимании со стороны родителей, поэтому необходимо интересоваться жизнью подростка. Также следует помнить, что иногда подросток нуждается в уединении или личном пространстве, так как ему необходимо разобраться в своих переживаниях и чувствах.
В отношении компьютерных игр родителю не стоит занимать резко негативную позицию, так как подросток просто её не поймет. Вместо этого следует уделять внимание тому, сколько времени подросток проводит в игре. Успевает ли ребёнок учиться, общаться с реальными друзьями, вести активную деятельность, хорошо ли себя чувствует и как это всё сочетается с его увлечение компьютерными играми. Заострять негативное внимание на том, что подросток проводит свое время в виртуальном мире, следует только тогда, когда компьютерные игры начинают действительно вредить его здоровью, учёбе или другим сферам жизни. От родителя здесь необходим контроль внимательное отношение к своему ребёнку его потребностям.
Чувство одиночества, которое возникает на фоне возрастных кризисов и полового созревания, вместе со всеми другими факторами, может служить катализатором для не адаптивного поведения подростка. Ярким подтверждением склонности к не адаптивному поведению является сензитивность подросткового возраста для аддиктивного, зависимого поведения. Все подростки является группой риска для формирования разного рода химических и поведенческих зависимостей.
В данной работе мы рассматривали распространенную среди подростков зависимость от компьютерных игр, как самостоятельный вид нехимической зависимости, который содержит в себе большое количество ресурсов для компенсации неудовлетворенных потребностей и все возможности для ухода от реальности.
Одной из причин формирования зависимости от компьютерных игр является чувство одиночества и попытки его преодоления.
В исследовании была проведена психокоррекционная программа, направленная на работу с чувством одиночества у подростков, склонных к зависимости от компьютерных игр. Она представляет собой совокупность приемов, методов, техник, которые направлены на решение поставленной проблемы.
Проанализировав результаты проведения психокоррекционной программы, мы можем сделать вывод о положительных динамических сдвигах, которые произошли с подростками, испытывающими чувство одиночества и склонными к зависимости от компьютерных игр.
Таким образом, снижая у подростков субъективный уровень чувства одиночества, мы косвенным образом проводим профилактику зависимости от компьютерных игр. Из чего можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Для улучшения результатов нашей работы нами были разработаны рекомендации для подростков и их родителей.
Подростку необходимо осознавать, что одиночество - это универсальное чувство, которое время от времени переживают все люди. Подростку не следует пугаться этого чувства, и не следует бояться оставаться наедине с собой, так как это необходимо ему для взросления. Находясь в одиночестве, для подростка будет лучше, если он найдёт продуктивные способы провести время, займет себя чем -либо, что приносит пользу. Подросток может изучать себя, причины своего одиночества, искать информацию по данной теме.
Подросткам необходимо помнить, что люди, испытывающие чувство одиночества, часто забывают о том, что их окружают другие. Если подростка сильно угнетает фактическое одиночество, то он может попробовать это исправить. Познакомиться с новыми людьми, найти человека, с которым можно будет говорить откровенно.
Подростку можно попробовать сделать что-то приятное для своих родителей, друзей или родственников. Это поможет наладить с ними контакт.
Увлекаясь компьютерными играми, подростку следует помнить, что, хотя игры и интересны, но они являются всего лишь развлечением, которое не должно мешать реальной жизни, вредить здоровью или учёбе. Следует дозировать свое время, чтобы точно знать, как долго подросток находится в компьютерной игре, не следует пренебрегать базовыми потребностями, ставить игры выше, чем друзья, другие развлечения или учёба.
Родителям подростка необходимо помнить, что их ребёнок в данный момент переживает сложный период. С ним больше нельзя разговаривать как с ребенком, необходимо уметь выслушивать подростка и действительно слышать то, что он говорит. Родителям стоит понимать, что общение в подростковом возрасте очень важно, поэтому не стоит запрещать ему иметь собственный круг друзей, знакомых. Необходимо понимать, что не все вопросы подросток заходит обсуждать с родителями, но у него есть глубокая внутренняя потребность во внимании со стороны родителей, поэтому необходимо интересоваться жизнью подростка. Также следует помнить, что иногда подросток нуждается в уединении или личном пространстве, так как ему необходимо разобраться в своих переживаниях и чувствах.
В отношении компьютерных игр родителю не стоит занимать резко негативную позицию, так как подросток просто её не поймет. Вместо этого следует уделять внимание тому, сколько времени подросток проводит в игре. Успевает ли ребёнок учиться, общаться с реальными друзьями, вести активную деятельность, хорошо ли себя чувствует и как это всё сочетается с его увлечение компьютерными играми. Заострять негативное внимание на том, что подросток проводит свое время в виртуальном мире, следует только тогда, когда компьютерные игры начинают действительно вредить его здоровью, учёбе или другим сферам жизни. От родителя здесь необходим контроль внимательное отношение к своему ребёнку его потребностям.



