ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 8
1.1. Сущность и содержание таможенных платежей 8
1.2. Администрирование таможенных платежей в
России и Евразийском экономическом союзе 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 33
2.1. Администрирование таможенных платежей в
Белгородской таможне 33
2.2. Направления совершенствования
администрирования таможенных платежей 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. В системе таможенного регулирования экономических отношений особое место занимают таможенные платежи. Благодаря им обеспечивается существенная часть доходов бюджета страны, осуществляется регулирование ввоза товаров на основе учетом платежного баланса и состояния внутреннего рынка и защита отечественных производителей от возможного негативного воздействия конкуренции с иностранными изготовителями, а также создаются условия для совершенствования структуры производства и потребления той или иной продукции на территории данного государства.
Увеличение поступлений от таможенных сборов, налогов непосредственно находится в прямой зависимости от показателей внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности применяемых правовых средств, гарантирующих своевременное и полное поступление таможенных платежей в бюджет государства.
В условиях значительного колебания показателей доходности бюджета в зависимости от результатов внешнеэкономической деятельности, приоритетным направлением финансовой политики государства должно стать не столько решение проблем бюджетно-налогового регулирования, сколько повышение эффективности администрирования таможенных платежей при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Для этого, прежде всего, необходима оптимизация комплекса методов и инструментов, а также совершенствование существующей системы администрирования таможенных платежей.
Дополнительные возможности для увеличения доходной части федерального бюджета будут успешно решать проблемы макроэкономической стабильности и интеграции российской экономики в мировую экономику.
Кроме того, создание четкой, прозрачной и единой системы таможенного контроля в таможенном органе позволит государству создавать и использовать финансовые инструменты повышения конкурентоспособности российских компаний как за счет создания условий для их инновационного развития, а также из-за использования таможенной политики.
Таким образом, на таможенные органы России возложена большая и ответственная работа, включающая взимание платежей различной экономико-правовой природы, предоставление тарифных льгот и преференций, а также необходимое совершенствование всей системы таможенного регулирования, обеспечивающей продвижение национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере.
Степень разработанности темы. Администрирование таможенных платежей анализируется на страницах современных изданий с разных точек зрения. Так, Д. Ю. Лазарев, Т. В. Мариненко в своих работах анализируют классификационные признаки, состав таможенных платежей и основы их администрирования1. Исследования О. Г. Бобровой, П. С. Ганина, А. Ю. Кожанкова, Г. И. Немировой, С. С. Сенина, М. А. Рыльской, посвящены проблемам формирования системы администрирования таможенных платежей в России с учетом общих принципов формирования ЕАЭС.
Администрированию таможенных платежей как важной составляющей фискальной функции таможенных органов уделяют особое внимание в своих работах В. А. Загоруйко, Т. С. Фонова1.
Проблемы в сфере таможенных платежей и возможные направления их разрешения анализируют: А. Д. Борисова, Т. В. Дорожкина, З. А. Ильсаев, Ю. В. Лесков, М. В. Непарко, К. А. Острова, К. А. Петрухина, С. В. Чурилова и др.
Тем не менее, с учетом интенсивности развития ЕАЭС, множество аспектов теории и практики администрирования таможенных платежей все еще требуют доработки.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования системы администрирования таможенных платежей и недостаточной разработанностью методов решения данной задачи. На практике неразрешенность этого противоречия приводит к недоимке таможенных платежей.
Объектом дипломного исследования является процесс администрирования таможенных платежей.
Предметом дипломного исследования являются методы и процедуры администрирования таможенных платежей.
Цель дипломного исследования заключается в разработке направлений совершенствования системы администрирования таможенных платежей.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач.
1. Исследовать сущность и содержание таможенных платежей.
2. Проанализировать администрирование таможенных платежей в России и Евразийском экономическом союзе.
3. Провести анализ методов и инструментов администрирования таможенных платежей в Белгородской таможне.
4. Обосновать направления совершенствования администрирования таможенных платежей.
Теоретико-методологические основы исследования.
Общетеоретической основой исследования послужили научные труды Л. Г. Давиденко, О. Б. Сокольниковой, Р. С. Стрельцова, С. А. Хапилина, А. А. Щека 1 и некоторых других.
Методологическую основу исследования составили в основном общенаучные методы познания: дедукция и индукция; диалектический, системный, функциональный методы, анализ и синтез.
В качестве эмпирической базы дипломного исследования использовались международные нормативные правовые документы, законы Российской Федерации1, распоряжение Правительства РФ. Кроме того, при анализе практических аспектов администрирования таможенных платежей использовались материалы аналитических отчетов, предоставленные Белгородской таможней.
Научно-практическая значимость дипломного исследования заключается в возможности использования его положений в деятельности Белгородской таможни и таможенных органах других регионов. Кроме того, материал, представленный в дипломном исследовании и его выводы могут использоваться в учебном процессе при чтении курсов для студентов специальности «Таможенное дело».
Структура дипломного исследования обусловлена ее целью, задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Бюджетная система Российской Федерации и её доходная часть являются важнейшими составляющими национальной экономики. Существенную роль в формировании доходов федерального бюджета играют таможенные органы. Таможенные платежи занимают значительную долю в формировании доходов федерального бюджета Российской Федерации. Таможенные платежи - это таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, пени и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации. Организация контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей является функцией таможенных органов как администратора таможенных доходов федерального бюджета Российской Федерации. Таким образом, от качества администрирования таможенных платежей во многом зависит полнота бюджета страны.
В результате теоретического анализа исследуемой темы мы пришли к следующим выводам.
1. Таможенные платежи являются одновременно и источником пополнения бюджета государства, и инструментом регулирования внешнеторговой деятельности, защиты экономических интересов.
2. Одной из важнейших задач таможенных органов страны, возложенных на них государством, является формирование доходной части федерального бюджета посредством взимания предусмотренных законом таможенных платежей при таможенном оформлении участниками внешнеэкономической деятельности.
3. Таможенное администрирование представляет собой организационное функционирование системы таможенного управления, являющиеся инструментом для регулирующих и фискальных функций таможенных органов, а также для повышения надежности пограничного движения товаров и уменьшения нарушения таможенных правил.
Практическую часть исследования мы сделали на примере Белгородской таможни. Администрирование таможенных платежей относится к ведению Отдела таможенных платежей Белгородской таможни. По направлению администрирования таможенных платежей Отдел выполняет следующие функции.
Осуществляет контроль правильности начисления, полноты взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей, соблюдения сроков их уплаты плательщиками таможенных пошлин, налогов.
Осуществляет учет поступлений таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, авансовых платежей и иных денежных средств на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств-членов Евразийского экономического союза.
Осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета от поступлений таможенных пошлин, налогов и иных платежей, координирует и осуществляет контроль работы подчиненных таможенных постов по данному направлению деятельности.
Анализ основных показателей деятельности Белгородской таможни по направлению администрирования таможенных платежей показал, что, не смотря на их положительную динамику, имеются определенные проблемы. Анализ данных по другим территориальным подразделениям ФТС России, говорит о том, что многие из выявленных проблем свойственны и для них. Таким образом, требуются определенные преобразования в процессе администрирования таможенных платежей в масштабах всей российской таможенной службы, а также смежных ведомств, например, налоговой службе.
Мерами, которые мы предлагаем реализовать, чтобы свести к минимуму задолженность по таможенным платежам и повысить эффективность их администрирования являются следующие.
1. Повышение эффективности контроля точности расчёта таможенных платежей.
2. Стандартизация показателей затрат риска в рамках ЕАЭС.
3. Минимизация факта задолженности таможенных пошлин, налогов.
4. Разработка автоматизированных информационных систем учета взимания таможенных платежей, контроля таможенной стоимости и классификации товаров.
5. Улучшение межведомственного взаимодействия в организации работы и сбора таможенных платежей.
6. Урегулирование межгосударственного распределение таможенных платежей внутри ЕАЭС путем создания единой структуры администрирования таможенных платежей.
На обосновании необходимости и механизма реализации пятой и шестой мере мы остановились более подробно.
В 2017 г. ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития) было проведено исследование, результатом которого стало обобщение международного опыта построения наиболее успешной модели взаимодействия таможенных и налоговых служб. ОЭСР было установлено, что в мире функционируют четыре основных модели информационного обмена таможенных и налоговых ведомств, обусловленных ограничениями национального законодательства:
- прямой доступ к базам данных друг друга;
- обмен сведениями только по запросу;
- передача данных по инициативе одной из сторон;
- регулярная передача установленных категорий информации.
В то же время, между ФТС и ФНС России заключено Соглашение о сотрудничестве. В своем исследовании мы выявили некоторые несоответствия между оптимальной моделью ОСЭР и этим Соглашением.
Для того, чтобы взаимодействие между таможенными и налоговыми органами России стало более эффективным необходимо следующее.
1. Создание центров анализа данных в области таможенного и налогового дела, что позволило бы осуществлять анализ данных, прогнозировать действия участников ВЭД, включая высокорисковые операции, сопряженные с нарушением законодательства, вырабатывать превентивные меры.
2. Для подготовки и применения прогнозной аналитики ФТС и ФНС России необходимо разработать инструменты обработки больших баз данных (биг дейт).
3. Активизировать работу по формирование совместных центров финансовых расследований, прикомандирование и совместное размещение сотрудников; работу специальных совместных групп; совместные программы обучения.
Для решения проблем урегулирования межгосударственного распределение таможенных платежей внутри ЕАЭС мы предлагаем создание соответствующих органов (единого органа администрирования таможенных платежей и единого органа финансового контроля в ЕАЭС) и регламентировать их деятельность.
Орган по администрированию таможенных платежей должен представлять собой финансовую организацию (Банк ЕАЭС), созданную для функционирования ЕАЭС, в том числе для приема таможенных платежей.
Соответственно, все потоки по уплате таможенных платежей должны быть перенаправлены во вновь созданную структуру. В функциональные обязанности этой структуры должны быть включены прием платежей и их дальнейшее перераспределение между странами-членами ЕАЭС в соответствии с утвержденными нормативами, а также создание единой базы данных полученных и распределенных платежей, которая должна быть доступна для просмотра национальным органам по администрированию таможенных платежей стран-членов ЕАЭС.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-1947) от 30 октября 1947 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант».
3. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - ст. 3823.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 146- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. -№ 31. - ст. 3824.
6. Об Основных направлениях экономического развития Евразийского
экономического союза [Электронный ресурс] : решение Высшего
Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28 //
Официальный сайт Евразийского экономического союза: [сайт]. - 2019. - Режим доступа:http://eaeunion.org/.
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.
8. О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 23 декабря 2004 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 52 (часть 2), ст. 5278.
9. О таможенном тарифе [Текст]: федер. закон от 21 мая 1993 № 5003¬1 // Российская газета. - 1993. - № 107. - 5 июня.
10. О Федеральной таможенной службе [Текст]: постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 № 809 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 38. - ст. 4823.
11. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года[Текст]: распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 2. - ст. 109.
12. Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21 января 2010 г. № 01-69/1, № ММ-27-2/1 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
13. Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы: приказ ФТС России от 04 сентября 2018 № 1380 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
14. Аналитический отчет Белгородской таможни за 2016-2018 гг. [Текст] Документ опубликован не был.
15. Алексеева, Е. В. Проблемы взимания таможенных платежей на современном этапе [Текст] / Е. В. Алексеева, С. В. Клопов // Colloquium¬journal. - 2019. - № 6-11 (30). - С. 64-65.
16. Арланова, О. И. Роль таможенных платежей в доходах федерального бюджета [Текст] / О. И. Арланова, М. В. Львова // Oeconomia et Jus. - 2019. - № 1. - С. 1-8.
17. Баландина, Г. В. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования [Текст] / Г. В. Баландина, С. Г. Синельников- Мурылев, Ю. Ю. Пономарев, А. В. Точин // Экономическая политика. - 2018. - Т. 13. - № 3. С. - 106-131.
18. Боздунова, А. А. Оценка эффективности применения льгот по уплате таможенных платежей [Текст] / А. А. Боздунова, А. С. Смирнова, Е. С. Ляшкова // Вестник современных исследований. - 2019. - № 2.20 (29). - С. 15-18.
19. Борисова, А. Д. Динамика перечислений таможенных платежей и перспективы развития системы их администрирования [Текст] / А. Д.
Борисова, К. А. Петрухина // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 5 (21). - С. 333-338.
20. Вагин, В. Д. К вопросу об администрировании таможенных и иных платежей [Текст] / В. Д. Вагин, А .А. Дмитриев // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2018. - Т. 9. - № 3 (35). - С. 251-261.
21. Валерия, В. Ф. Особенности применения таможенных сборов в странах ЕАЭС [Текст] / В. Ф. Валерия // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2019. - № 1 (86). - С. 15-23.
22. Гомон, И. В. Анализ динамики применения таможенных льгот в ЕАЭС [Текст] / И. В. Гомон, А. С. Мелкумова // Colloquium-journal. - 2019. - № 8-8 (32). - С. 20-22.
23. Гыргенова, Т. К. Зарубежный опыт совершенствования системы администрирования таможенных платежей [Текст] / Т. К. Гыргенова, А. В. Стукалова // Молодой ученый. - 2018. - № 19 (205). - С. 43-46.
24. Давиденко, Л. Г. Налоги и таможенные платежи [Текст] / Л. Г. Давиденко. - Санкт-Петербург : Интермедия, 2014 - 195 с.
25. Данилькевич, Л. И. Современные направления сотрудничества стран ЕАЭС в рамках налогообложения [Текст] / Л. И. Данилькевич, А. А. Манасян // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). - 2019. - № 1. - С. 43-48.
26. Данные о таможенных платежах в бюджет РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. - Режим доступа: http: //www.informika.ru/articl_1 .html.
27. Джабиев, А. П. Таможенные платежи как важнейший инструмент формирования доходной части федерального бюджета России [Текст] / А. П. Джабиев // Финансовая экономика. - 2019. - № 2. - С. 598-602.
28. Дударева, Э. А. Формирование знаний и навыков таможенных платежей как основы профессиональной компетентности будущих специалистов таможенного дела [Текст] / Э. А. Дударева, И. В. Игнатова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 1 (132). - С. 55-59.
29. Евсеева А. А. Анализ основных изменений при введении нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [Текст] / А. А. Евсеева, Д. А. Красникова, А. Д. Сухарева // Техническое регулирование в транспортном строительстве. - 2018. - № 2 (28). - С. 8-12.
30. Иванова, А. В. Теоретические и правовые аспекты таможенного администрирования [Текст] / А. В. Иванова // Экономика и социум. - 2018. - № 3 (46). - С. 279-282.
31. Ильсаев, З. А., Проблемы администрирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС [Текст] / З. А. Ильсаев, С. В.Чурилова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 1-2. - С. 15-20.
32. Кухарчук, Н. А. Влияние эволюции таможенных органов на совершенствование таможенного администрирования [Текст] / Н. А. Кухарчук, М. В. Непарко // Форум молодых ученых. - 2018. - № 5-2 (21). - С. 376-380.
33. Лазарев, Д. Ю. Экономическая сущность таможенных платежей [Текст] / Д. Ю. Лазарев // Евразийский союз ученых. - 2018. - № 1-1 (46). - С. 47-51.
34. Лесков, Ю. В. Проблемы и перспективы развития таможенного администрирования в условиях функционирования Евразийского экономического союза [Текст] / Ю. В. Лесков // Синергия Наук. - 2018. - № 21. - С. 20-27.
35. Логинов, Е. А. Международно-правовые меры ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей [Текст] / Е. А. Логинов, В. А. Лимонцева, С. В. Кузякин // Закон и право. - 2019. - № 2. - С. 20-24.
36. Любимцев, А.И. Совершенствование администрирования таможенных платежей в ЕАЭС [Текст] / А. И. Любимцев // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2018. - № 5 (21). - С. 110-115.
37. Мариненко, Т. В. Администрирование таможенных платежей: понятия, классификация и функции таможенных платежей [Текст] / Т. В. Мариненко // Молодой ученый. - 2018. - № 26 (212). - С. 122-125.
38. Митина, Д. А. Анализ поступления таможенных платежей в бюджет Российской Федерации [Текст] / Д. А. Митина, Ю. С. Ермакова // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - Т. 1. - № 5 (22). - С. 425-427.
39. Назарычев Д. В. О проблемах возникновения задолженностей по уплате таможенных платежей по результатам таможенного контроля после выпуска товаров [Текст] / Д. В. Назарычев, Д. С. Зеленов, М. Л. Горбунова // На страже экономики. - 2019. - № 1 (8). - С. 35-39.
40. Немирова, Г. И. Финансово-правовой аспект администрирования таможенных доходов в России в условиях функционирования Евразийского экономического союза [Текст] / Г. И. Немирова // Российский экономический интернет-журнал. - 2018. - № 2. - С. 61.
41. Непарко, М. В. Динамика состава и структуры таможенных платежей, администрируемых таможенными органами [Текст] / М. В. Непарко, Ю. А. Оглоденкова // Colloquium-journal. - 2019. - № 6-11 - (30). - С. 66-69.
42. Острова, К. А. Основные направления развития таможенного администрирования в Российской Федерации [Текст] / К. А. Острова, Т. В. Дорожкина, М. В. Непарко // Форум молодых ученых. - 2018. - № 4 (20). - С. 1091-1094.
43. Петрушина, О. М. Особенности обеспечения уплаты таможенных платежей в России [Текст] / О. М. Петрушина, М. В. Непарко, М. И. Филиппов // Финансовая экономика. - 2019. - № 1. - С. 517-520.
44. Петрушина, О. М. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в федеральный бюджет России [Текст] / О. М. Петрушина, М. В. Непарко, В. О. Гажва, О. А. Серова // Экономика: теория и практика. - 2018. - № 2 (50). - С. 51-55.
45. Поспелов, А. И. Проблемы таможенных платежей в Российской Федерации [Текст] / А. И. Поспелов, Е. В. Мещерякова // Студенческий. - 2019. - № 1-3 (45). - С. 87-90.
46. Рыльская, М. А. Администрирование таможенных платежей: международные стандарты взаимодействия налоговых и таможенных органов [Текст] / М. А. Рыльская, С. О. Шохин, О. Г. Боброва // Финансы: теория и практика. -2019. - Т. 23. - № 1. - С. 106-121.
47. Рыльская, М. А. Таможенные платежи: тренды развития
таможенного администрирования в России в условиях функционирования Евразийского экономического союза [Текст] / М. А. Рыльская, А. Ю. Кожанков, О. Г. Боброва // Финансы: теория и практика. - 2018. - Т. 22. - № 4.-С. 88-103.
48. Сенина, С. С. Трансформация механизма администрирования таможенных платежей в условиях Евразийского экономического союза [Текст] / С. С. Сенина, П. С. Ганина / Новая наука: От идеи к результату. - 2016.-№ 3-1 (72). - С. 176-177.
49. Сладкова, А. А. Таможенные платежи в Евразийском экономическом союзе [Текст] / А. А. Сладкова. - Тверь: Изд-во ТПОСТ, 2019. - 136 с.
50. Сокольникова, О. Б. Таможенные платежи [Текст] / О. Б. Сокольникова. - Москва : Российская таможенная акад., 2016. - 137 с.
51. Сокольяк, А. Г. Межведомственное взаимодействие таможенных и налоговых органов российской федерации после выпуска товаров [Текст] / А. Г. Сокольяк // Мировая наука. - 2019. - № 1 (22). - С. 271-279.
52. Стрельцов, Р. С. Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах [Текст] / Р. С. Стрельцов, А. А. Щека. - Владимир : ФГБОУ ВПО ВлГУ, 2015. - 121 с.
53. Сусоева, А. В. Поступление таможенных платежей в бюджет Российской Федерации: современный аспект [Текст] / А. В. Сусоева, В. А. Чуксин, О. М. Петрушина // Colloquium-journal. - 2019. - № 6-11 (30). - С. 161-164.
54. Фонова, Т. С. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов как финансовая мера таможенного контроля при реализации фискальной функции [Текст] / Т. С. Фонова // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 2 (39). - С. 172-180.
55. Хапилин, С. А. Налоги и таможенные платежи [Текст] / С. А. Хапилин. - Ростов-на-Дону : РГЭУ (РИНХ), 2014. - 223 с.
56. Чигринь, Д. П. Снижение издержек при корректировке таможенной стоимости импортного товара [Текст] / Д. П. Чигринь // Вестник современных исследований. - 2019. - № 1.15 (28). - С. 160-163.