АННОТАЦИЯ 4
Введение 3
1 Вторичная занятость студентов вузов на пути к профессиональной деятельности 11
1.1 Занятость студентов на рынке труда: «старые» или новые тенденции? 11
1.2 Адаптация на рынке труда. Вторичная занятость студентов как один из способов
адаптации на рынке труда после окончания университета 17
1.3 Трудоустройство молодых специалистов на российском рынке труда: ключевые
тенденции и проблемы 24
2 Трудовая занятость и учебная деятельность: мотивы совмещения и карьерные планы ...33
2.1 Карьерные планы студентов и стратегии совмещения учебы и работы 33
2.2 Формирование готовности к профессиональной деятельности в период обучения в
университете. Мотивационная составляющая 40
2.3 Вторичная занятость студентов НИ ТГУ и НИ ТПУ (по результатам эмпирического
исследования) 46
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение А Программа исследования 62
Приложение Б Анкета 67
Приложение В Диаграммы распределений 72
Нужно ли высшее образование для того, чтобы построить успешную карьеру? Этот вопрос является дискуссионным уже долгое время. Само по себе наличие высшего образования у человека не гарантирует высокую зарплату и престижную должность, да и в целом, рабочее место по окончании университета. Оно даёт ту необходимую теоретическую базу, которая позволяет начать карьеру на законных основаниях в определённых отраслях, где требуются специалисты высшей квалификации. Например, это присуще для работы в сфере юриспруденции, медицины, экономики, педагогики и др. Также, на сегодняшний день, высшее образование остаётся до сих пор единственным способом получить доступ к высокоинтеллектуальному и высококвалифицированному труду.
Давно известно, что не существует какой-то единой формулы успеха в карьере, причём, под карьерой понимается не только работа в определённой сфере, но и приобретённые навыки, цели, все те достижения, полученные за период трудовой деятельности, а также, продвижение по служебной лестнице. Успешная карьера - это показатель социального статуса, важность которого в современном мире, так же, нельзя исключать. Почему так важно изучать влияние трудовой деятельности на студентов? Прежде всего, потому что, для многих студентов - это первый трудовой опыт, который влияет на их дальнейшую профессиональную самореализацию, на выбор и построении карьерной траектории. Часто на просторах интернета и СМИ можно увидеть истории успеха различных людей (многие из них даже начинаются с одинаковых заголовков: «бросил университет и стал миллиардером», «прежде чем её книга была опубликована, она получила десятки отказов» и т.д.), которые начинали свой путь далеко не в самых лучших жизненных условиях, а некоторые из них не имели высшего образования. Подобные истории успеха часто строятся на так называемой «ошибке выжившего». Данный термин используется при описании когнитивного искажения, которое возникает в мозге человека, когда упускается из виду значительная часть информации, то есть, человек принимает во внимание только успешные истории, игнорируя противоположные случаи.
Например, Билл Гейтс поступил в Гарвард, но так и не закончил его. При этом, он достиг огромного успеха в своей карьере, но тут стоит учесть: сколько людей точно так же, не получив образования, не добились ничего, либо их достижения оказались не настолько значительными? Зачастую всё то, что объединяет истории Билла Гейтса, Марка Цукерберга, Стива Джобса и других успешных людей - всего лишь совпадение. Конечно, любой человек без высшего образования может достичь определённых успехов в своей деятельности благодаря тому, что он оказался «в нужное время в нужном месте», но, на определённом карьерном этапе наличие образования может стать решающим фактором. Именно в стенах высших учебных заведениях, человек учится работать с большими объёмами информации, критически мыслить, анализировать и структурировать информацию.
Другой распространённой проблемой являются ошибочные представления студентов о рынке труда и образования, об их взаимодействии. Как зачастую принимаются решения о поступлении на ту или иную специальность? Абитуриенты руководствуются своими интересами к различным дисциплинам, поступают туда, куда позволяет суммарный балл, поступают, потому что так хотят родители и другие различные причины не связанные с изучением ситуации на рынке труда. Конечно, в этом нет никакой их вины, во-первых, почти невозможно в точности спрогнозировать ситуацию на рынке труда через 4-6 лет (в среднем, а если учитывать магистратуру, аспирантуру, ординатуру, то обучение длится 8-10 лет), а во-вторых, данному вопросу, в целом, мало уделяется внимания в системе среднего общего образования. В данном случае решение одно - найти баланс между своими интересами (чтобы сначала не учиться, а потом не работать в ущерб своим интересам) и перспективными, стабильными профессиями для того, чтобы не создать вокруг своей профессии нереалистичные ожидания, а выйдя на рынок труда - разочароваться.
В последнее время, специалисты говорят о том, что набирает популярность среднее профессиональное образование и на фоне этого падает спрос на высшее образование. Так, по данным ВШЭ, программы среднего профессионального образования (СПО) становятся все более востребованными. Это заметно по росту численности студентов программ подготовки специалистов среднего звена, которая в последние годы постепенно приближается к численности студентов программ бакалавриата, специалитета, магистратуры. На начало 2023/24 учебного года по программам СПО обучались 3,1 млн чел. (по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры — 4,3 млн чел.). Выпуск специалистов среднего звена за этот период вырос на 18% (бакалавров, специалистов, магистров наоборот сократился на 5%). С чем это связано? С тем, что рост дипломированных специалистов повлёк за собой и рост конкуренции среди них. Для того, чтобы отобрать необходимые кадры, работодатели сместили фокус внимания на другие факторы, влияющие на трудоустройство: опыт работы и полученные компетенции. А система СПО по большей части - это практикориентированное образование, а не теоретизированное, как в университетах, то есть выпускники колледжей и техникумов быстрее могут приступить к трудовой деятельности. При этом, неправильно было бы сказать, что те профессии, которые предлагают колледжи и техникумы - это низкоквалифицированный труд, к примеру, получить профессию программиста можно и в СПО. Главное отличие заключается в том, что высшее образование - это другая ступень всей системы образования в целом. И, соответственно, две разные ступени образования готовят разные кадры, опираясь на разные образовательные программы.
Поскольку, важную роль стал играть опыт работы, то всё большее число студентов стали задумываться о том, что неплохо было бы приобрести хотя бы минимальный опыт ещё во время учёбы в университете, то есть получить дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда, помимо диплома. По данным ТАСС на июль 2024 года, чуть больше половины студентов совмещают на постоянной основе работу и обучение в университете, при этом не более 2% таких студентов имеют задолженности по учебе. Согласно опросу, на постоянной основе совмещают работу и учебу 51% обучающихся в вузах. 16% студентов учатся и одновременно работают по специальности, рассчитывая, что это поможет в дальнейшей карьере. Как правило, под «вторичной занятостью» понимается дополнительная работа лица, имеющего основную работу. Но, так как, учёбу не рассматривают в качестве трудовой занятости, то в узком смысле это понятие используется для неработающих слоёв населения, например, студентов и пенсионеров, характеризуя их неосновную деятельность и отличается от понятия вторичной занятости работающего населения ввиду наличия временных ограничений и статусных позиций. То есть, получение высшего профессионального образования на дневном отделении - это первичная занятость студентов, а работа параллельно с учебой - это вторичная занятость.
После окончания университета перед студентами встаёт вопрос о том, как и где им применить свой диплом, полученные навыки и знания. Но задумываться об этом студенты начинают ещё задолго до выпуска. Пока они находятся в промежуточном состоянии (получают образование) у них есть возможность попробовать себя в различных видах работ, выбрать для себя что-то наиболее близкое, познакомиться с особенностями рынка труда, с работодателями, особенностями взаимоотношений в коллективе. В это же время у них происходит формирование карьерных планов. На самом деле, всё начинается ещё со школы, когда человек выбирает университет и, соответственно, у него закладываются первые представления о том, как дальше будет развиваться его карьера, хотя бы в какой отрасли, но многие абитуриенты выбирают ту профессию, которая считается в обществе наиболее престижной, или поступают по совету родственников, знакомых, а некоторые туда, куда позволяет их балл. То есть, выбирают профессию, которая не соответствует их истинным желаниям. Для таких студентов вторичная занятость имеет особое значение, так как позволяет лучше понять, чем они хотят заниматься после выпуска и в какой сфере. Постепенно карьерные планы начинают усложняться. Связано это с тем, что, когда человек начинает работать (по специальности или нет) у него, появляются определённые цели.
К примеру, студент стремится к дополнительному доходу, потому что ему необходимо арендовать жильё или он трудоустраивается во время учёбы, так как хочет приобрести опыт работы, применить полученные в университете знания на практике и многое другое. В это время есть возможность чуть более углубленно подумать над тем, что для него важно в работе: формат занятости (удаленно или в офисе), организация процессов и график работы, ценности компании, коллектив, зарплатные ожидания и др. Все эти элементы составляют группу, так называемых, карьерных ожиданий. То, к чему стремится человек в карьере, то, кем видит себя в будущем и то, что определяет его траекторию движения к цели.
Почему карьерные ожидания важно рассматривать в контексте студенческой молодёжи? Потому что молодые специалисты, которые только вышли на рынок труда, часто переоценивают свои профессиональные возможности (особенно это касается тех выпускников, которые не имеют опыта работы) и обладают нереалистичными, завышенными ожиданиями в отношении заработной платы и продвижения по карьерной лестнице. Зачастую, это приводит к недовольству и разочарованию в отношении полученной специальности. Другая проблема, с которой могут столкнуться молодые специалисты - это ситуация, когда они не знают куда пойти работать после выпуска, по специальности или нет. На сегодняшний день, всё большее число студентов понимают важность не только знаний, полученных в стенах университета, но и опыта работы. В данной работе особое внимание уделено таким карьерным ожиданиям студентов, как ожидаемый уровень заработной платы, готовность работать по специальности и ожидаемый род занятий. Говоря о готовности работать по профессии необходимо также изучить те причины, которые приводят к незаинтересованности получения опыта работы по специальности. Как уже было замечено ранее, часто абитуриенты поступают туда, куда хватило баллов, если рассматривают только бюджет, считают, что их профессия устарела, особенно это распространённое мнение в век информационных технологий или же не видят карьерных перспектив в данной отрасли.
Что касается правового регулирования данного вопроса, то право студентов на совмещение учёбы с работой (без ущерба для освоения образовательной программы и при выполнении индивидуального учебного плана, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы) обозначено в статьях Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., при этом, закон не уточняет, обучающийся какого курса и по какой форме может совмещать трудовую и учебную деятельность. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) предусматривает некоторые гарантии для работника, совмещающего работу с обучением. Основная часть этих гарантий заключается в предоставлении студенту дополнительного отпуска в целях полноценной подготовки и сдачи экзаменов. При этом, Трудовой кодекс не содержит запрета на трудоустройство студентов дневной формы обучения на полную ставку и со студентом не может заключаться трудовой договор по совместительству, поскольку учеба в вузе не является трудовой деятельностью.
Феномен «работающего студента» явление не новое и вторичная занятость уже давно приобрела повсеместный характер среди студентов. Однако, именно трудовая занятость во время обучения в университете может оказать значительное влияние на карьерные планы студентов. В чём это может проявляться? Прежде всего, стоит разграничить: работает студент по специальности или нет. Для тех студентов, которые получили во время обучения опыт работы по специальности, появляется возможность чуть лучше углубиться в особенности той специальности, которую он получает в университете, понять, насколько близка выбранная профессия, то ли это, чем хочет заниматься студент после выпуска или стоит себя попробовать в чём -то другом. На самом деле, студенты, работающие не по специальности диплома, получают все те же возможности, но у них не происходит углублений представлений об избранной профессии, то есть они пробуют свои возможности в различных сферах, но им сложнее понять, насколько близка профессия, получаемая в вузе. Но сам факт наличия трудового опыта у выпускника университета уже, безусловно, является значительным конкурентным преимуществом.
Изучение данной проблемы распространено как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях. Потребность в совмещении трудовой деятельности и учебной деятельности обусловлена, с одной стороны, рядом материальных причин: стремление к финансовой независимости, к дополнительному доходу, его стабильности, а с другой стороны, реализацией творческого потенциала, который может быть применён в обоих видах деятельности. А.М. Нагимова и Ф.Р. Сафиуллина определили основные методологические подходы при исследовании вторичной занятости студенческой молодежи, охарактеризовали влияние социальной сферы на принятие решение индивидом о совмещении трудовой и учебной деятельности. Вопросом влияния вторичной занятости студенческой молодежи на рынок труда в целом, а также системой мотивов совмещения учебной и трудовой деятельности занималась Ж.В. Пузанова. М.С. Короткова разработала социальный портрет работающего студента, а также выделила основные показатели, которые необходимо достигнуть индивиду для успешного совмещения трудовой и учебной деятельности. В большинстве случаев, студенты занимают преимущественно те должности, которые не требуют значительных умственных усилий, вся работа, в основном, физическая. При этом студент, который занят не слишком интеллектуальной работой, формируется как новый социальный тип работника: с высокой трудовой мотивацией, более адаптированный к современным условиям рыночной экономики, динамичный, выносливый, более социально зрелый. Трудовая деятельность отчасти способствует профессиональной социализации. Эпизодическая работа, которая была ранее связана с наличием свободного времени у студента, меняется на систематическую, когда студент работает во время учёбы, свободно совмещая два вида деятельности.
Научная новизна данной работы заключается в том, что получены и представлены данные о степени вовлеченности студентов очной формы обучения НИ ТГУ и НИ ТПУ в трудовую деятельность, влияние трудовой деятельности на их карьерные планы после окончания университета (ожидаемый уровень заработной платы, готовность работать по специальности и ожидаемый род занятий).
Теоретическая значимость научной работы заключена в том, что детально проанализированы карьерные планы студентов, после окончания университета, учитывая то, что на сегодняшний день происходят динамичные изменения на рынке труда, которые связаны с технологическим прогрессом, острым дефицитом квалифицированных работников на сегодняшний день и требуют определённой гибкости и обучаемости от специалистов. Желание работать по специальности или нет - является важной составляющей подготовки квалифицированных специалистов для разных отраслей.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследовательской части можно использовать для оптимизации профориентационной деятельности для того, чтобы содействовать трудоустройству выпускников, формированию их профессионального поведения и качеств. А также, полученные результаты удастся в дальнейшем использовать при разработке курсов, связанных с социологией труда, так как вторичная занятость является одной из составляющих данной области и особую значимость имеет вторичная занятость студентов дневного отделения. Также, по результатам проведённого исследования определено то, какие профессиональные ожидания имеют студенты на сегодняшний день.
В качестве объекта исследования данной работы выступает трудовая занятость студентов дневного отделения НИ ТГУ и НИ ТПУ;
Предмет исследования: мотивы совмещения трудовой деятельности с учебной студентами, дневного отделения и их карьерные планы;
Проблема: Какие мотивы совмещения трудовой и учебной деятельности и карьерные планы существуют у студентов, учитывая их представления о рынке труда и наличие опыта работы?
Цель исследования заключается в выявлении мотивов совмещения трудовой и учебной деятельности, а также карьерных планов работающих студентов дневного отделения;
Задачи:
1. Выявить основные мотивы, которыми руководствуются студенты при принятии решения о совмещении трудовой и учебной деятельности;
2. Рассмотреть то, как какие проблемы видят работающие студенты при выходе на рынок труда;
3. Определить, что входит в структуру карьерных планов студентов, включая ожидаемый уровень заработной платы, готовность работать по специальности и ожидаемый род занятий;
4. Рассмотреть то, какие факторы являются наиболее значимыми при
трудоустройстве;
5. Выяснить связана ли трудовая деятельность студентов с получаемой
специальностью в университете;
6. Выяснить планируют ли студенты работать по полученной специальности или продолжать по ней обучение в магистратуре;
Гипотезы:
1. Зарплатные ожидания студентов вузов завышены относительно реального положения дел на старте карьеры;
2. В большинстве случаев трудовая занятость студентов во время обучения в университете никак не связана с профессиональной сферой и предполагаемой специальностью (либо имеет к ней лишь косвенное отношение);
3. При трудоустройстве для студентов наиболее значимыми являются факторы, связанные с возможностью соблюдать баланс между работой и личной жизнью;
4. Большинство опрошенных не планируют работать по специальности после окончания обучения в университете;
5. Основной причиной нежелания трудоустройства по специальности у студентов является низкий уровень заработной платы;
В качестве метода исследования было выбрано анкетирование. Данный метод позволил охватить большее число респондентов, чтобы получить более полное представление о карьерных планах студентов и мотивах совмещения. В апреле - мае 2025 года было проведено анкетирование студентов НИ ТГУ и НИ ТПУ, которые совмещают учёбу на очном отделении и трудовую деятельность. Анкетирование проходило в онлайн формате, путём прохождения анкеты через Google форму. Всего было опрошено 427 студентов, среди которых 217 студентов ТГУ и 210 ТПУ.
С каждым годом увеличивается число студентов, принимающих решение о совмещении учебной деятельности с трудовой. Отчасти, это происходит потому что современный рынок труда предоставляет всё больше возможностей и форм для того, чтобы трудоустроиться ещё на этапе получения образования, причём, таким образом, чтобы совмещение двух видов деятельности было без ущерба друг для друга. А на сегодняшний день это ещё обусловлено тем, что на рынке труда сохраняется значительный дефицит квалифицированной рабочей силы. Студенты являются одной из самых мобильных групп населения, а также, инициативных и легко адаптирующихся под динамичные изменения,. Именно за счёт студенческой занятости возможно легко восполнить кадровый дефицит. Всё большее число работодателей заинтересованы в том, чтобы принять на работу студентов, обучив их под себя и получив на выходе готовых высококвалифицированных специалистов. Вторичная занятость является одним из гланвых инструментов, позволяющих сформировать карьерные планы и получить трудовой опыт, который становится хорошей базой для дальнейшего трудоустройства уже после выпуска.
Мотивы совмещения двух видов деятельности, как правило, носят материальный характер, однако, студенты понимают и то, как важно приобретать и развивать профессиональные навыки для того, чтобы оставаться востребованным специалистом. Вторичная занятость помогает получить опыт взаимодействия с работодателем, с трудовым коллективом, а также, увидеть на практике какие конкретные навыки и знания нужны для работы, на что необходимо сделать упор. Кроме того, трудовая деятельность позволяет понять реальный уровень заработной платы для различных профессий, узнать из чего он складывается и как сам работник может на него повлиять.
Важным является и то, что в процессе трудоустройства студенты получают опыт поиска работы, подготовки к собеседованию, составления резюме, учатся правильно и грамотно преподносить свои сильные стороны для того, чтобы получить лучшую для себя работу и условия труда. Опыт получения отказов и неудачных собеседований даёт полное представление о конкуренции на рынке труда и процессе найма.
Кроме того, нельзя не дооценивать важность непрерывного обучения и образования, так как данные факторы значительно повышают конкурентоспособность работника и повышают его ценность на рынке труда, позволяя быстро переключаться на другие виды деятельности и гибко реагировать на изменения. В данном случае, для студентов важна магистратура, как инструмент позволяющий повысить свой уровень профессионализма.
Легче всего сформировать карьерные планы и цели именно на этапе получения высшего образования для того, чтобы более легко адаптироваться к реалиям рынка труда после завершения обучения. Но, помимо этого, необходимо отслеживать и изучать те тенденции, которые существуют в сфере труда, так как заметные изменения происходят достаточно активно и если пропускать их мимо, то в будущем будет достаточно сложно привыкнуть к тем изменениям, которые произошли. Особенно, учитывая то, что рынок труда находится под влиянием технического прогресса, цифровизации и развития искусственного интеллекта.
1. Адамчук В. В. Экономика и социология труда / В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 180 с.
2. Андреев С. В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям / С.В. Андреев. - М.: Ин-т социологии РАН, 1997. - 23 с.
3. Антропова М. Н. Исследование проблемы занятости студенческой молодежи в сфере социально-трудовых отношений // Вестник КемГУ. - 2010. - №3. - С. 149.
4. Быкова С. Н. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой / С. Н. Быкова, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 1991. - №9. - С. 62-68.
5. Виханский О. С. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс: учеб. / О. С. Виханский. - М.: Гардарики, 1996. - 100 с.
6. Волков Ю. И. Социология труда: учеб. пособие / Ю. И. Волков. - М.: АТИСО, 2009. - 536 с.
7. Герчиков В. И. Феномен работающего студента вуза // Социологические исследования. - 1999. - № 8. - С. 87-94. 1
8. Горшков А. В. Социология труда / А. В. Горшков. - М.: ЛитРес, 2009. - 130 с.
9. Добрынина В. И. Студенчество 90-х: Новые тенденции и старые традиции / В. И. Добрынина, Т. Н. Кухтевич. - М.: НИИВО, 1993. - 68 с.
10. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск: БГУ, 1976. —176 с.
11. Евдокимов, А.Н., Лисовский, В.Т. Образ жизни современного студента: социологическое исследование / А.Н. Евдокимов, А.И. Маилов, А.В. Лисовский и др.; Отв. ред. В.Т. Лисовский. - Л.: ЛГУ, 1981. - 206 с.
12. Елисеева Е.Н. Проблемы трудовой занятости студентов // Вестник
Челябинского университета. - 2006. - № 4. - C. 44-51.
13. Жуганов, А. В. Молодой специалист: путь к творческой зрелости / А.В. Жигунов. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 206с.
14. Зиятдинов Ф.Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социологические исследования. - 1998. - №11. - С. 29-33.
15. Ивакин В. Ценностные установки молодежи. Что их определяет? // Человек и труд. 1994. - № 6. - С. 27-34.
..37