Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АФИНСКАЯ ШКОЛА НЕОПЛАТОНИЗМА И ПОЗДНЕАНТИЧНЫЕ ТЕУРГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

Работа №179089

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АФИНСКАЯ ШКОЛА НЕОПЛАТОНИЗМА -
ОСОБЕННОСТИ И ГЕНЕЗИС УЧРЕЖДЕНИЯ 15
1.1. Истоки и особенности раннего Афинского неоплатонизма 15
1.2. Основные представители Афинской школы неоплатонизма, их взгляды
и теории 29
ГЛАВА II. РАСЦВЕТ АФИНСКОЙ ШКОЛЫ НЕОПЛАТОНИЗМА.
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПРОКЛА ДИАДОХА В РАЗВИТИИ
ШКОЛЫ 35
11.1. Прокл Диадох как глава Афинской школы неоплатонизма 35
11.2. Дом Прокла - аудитория Афинской школы 37
ГЛАВА III. ЗАКАТ АФИНСКОЙ ШКОЛЫ НЕОПЛАТОНИЗМА ПРИ
ЕЕ ПОСЛЕДНЕМ СХОЛАРХЕ ДАМАСКИИ 43
111.1. Последний расцвет философской мысли в Афинах - Дамаский и его
новый взгляд на неоплатонизм 43
111.2. Закрытие академии, изгнание философов-неоплатоников из
Афин 48
ГЛАВА IV. ТЕУРГИЯ КАК СИСТЕМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАКТИК
АФИНСКОЙ ШКОЛЫ НЕОПЛАТОНИЗМА 54
IV. 1. Отношение неоплатонизма к мистицизму и экстазу 54
IV. 2. Истоки теургии в философии афинских неоплатоников 57
IV.3. Теургические и религиозные практики в Афинской школе неоплатонизма 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87


Актуальность данной темы определяется непроходящим вниманием исследователей к периоду поздней античности, как ко времени глубоких трансформаций классического мира, а также к его перестройке в ранневизантийский период. Одним из интересных вопросов, связанных с этим периодом, является проблема трансформации религии и философии, их взаимное переплетение в различных аспектах. Философия неоплатонизма считается одним из идеалистических и философских направлений, оказавших особое влияние на такое изменение религии в период поздней античности.
В данной работе рассматриваются особенности философии неоплатонизма на примере Афинской школы, идеи ее последователей, основные черты данной философии. Кроме того, в исследовании также уделяется особое внимание анализу теургии как социокультурного явления, с помощью которого можно увидеть, что не только христианство, но и сама греко-римская культура породила специфическое явление - синтез живого религиозного опыта и рационалистических систем его обоснования.
Анализ особенностей Афинской школы неоплатонизма, как философско-образовательного учреждения, существовавшего в конце IV - середине VI века, подробное исследование теургии как религиозной практики в Афинской школе неоплатонизма являются основной целью данного исследования.
Из данной цели проистекает ряд задач:
- проследить зарождение и развитие афинского неоплатонизма в конце IV - V вв.;
- изучить особенности Афинской школы неоплатонизма раннего периода, специфику ее функционирования при первых учителях школы;
- познакомиться с личностью Прокла Диадоха - главой Афинской школы периода ее расцвета;
- проанализировать структуру и назначение «дома Прокла», как аудитории Афинской школы;
- рассмотреть особенности функционирования школы и изменения в философских взглядах неоплатоников во времена Дамаския диадоха;
- проанализировать внутренние и внешние причины закрытия Афинской школы неоплатонизма;
- проследить истоки теургии как особой формы магии в философии афинских неоплатоников;
- рассмотреть особенности магии и теургии в Афинской школе неоплатонизма.
Хронологические рамки, в целом, захватывают весь период Поздней античности, который включает в себя принятые наукой рамки ранневизантийского периода: IV-VI века н.э. Акцент в данном исследовании сделан на времени существования и активного функционирования Афинской школы неоплатонизма: конец IV - середина VI вв.
Территориально-географические рамки исследования привязаны к основным ранневизантийским провинциям, располагающимся в Восточном Средиземноморье. Основное внимание уделяется, в первую очередь, Афинам, кроме них также Александрии, Сирии, странам Малой Азии - местам, с которыми так ли иначе связана биография основных схолархов Афинской школы.
Объект исследования: философские течения в поздней античности.
Предмет исследования: неоплатонизм как философия, а также Афинская школа неоплатонизма.
Методологическая база исследования основана на
цивилизационном подходе к изучению античности (О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс и др.). Цивилизация в рамках вышеуказанного подхода рассматривается как социокультурная общность, объединенная духовными ценностями. Английский историк и социолог А. Тойнби считает определяющим для каждой цивилизации устойчивые типы мышления и чувствования.
В работе также используется аксиологический (ценностный) подход, который заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей.
В работе также использован историко-культурологический подход, для которого характерно сосредоточение внимания на различных аспектах историко-культурного наследия Поздней античности.
Кроме того, в методологическую базу исследования также включены принципы:
- системности (факты рассматриваются в совокупности, в развитии, анализируется структура и функции предмета исторического исследования);
- историзма (в хронологической последовательности и взаимосвязи анализируются исторические явления, процессы, события);
- объективности (предполагается, что источники и факты, представленные в работе, имеют объективное содержание, и с помощью их анализа у исследователя есть возможность восстановить историческую картину прошлого).
Методы: историко-биографический, сравнительно-исторический, историко-генетический.
В качестве одного из важнейших методов исследования выступает историко-генетический метод (И.Д. Ковальченко и др.) один из основных методов исторического исследования, нацеленный на изучение генезиса конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений.
Основная цель историко-генетического метода состоит в объяснении фактов, выявлении причин их появления, особенностей развития и последствий, т. е. анализе причинности.
Историко-биографический метод является также одним из основных, так как он непосредственно рассматривает жизнь и деятельность изучаемых в данной работе персоналий, которые являются фундаментом работы Афинской школы неоплатонизма.
Сравнительно-исторический метод используется для сравнения деятельности схолархов - глав философских школ позднеантичного времени, а также собственно различных глав самой Афинской школы с момента ее генезиса до момента ее разрушения.
В целом, использование данных методов позволило решить задачи данного исследования.
Источники:
В процессе подготовки данного исследования нами был определен круг источников, содержащих информацию по заданной проблематике. Интерес для исследования, прежде всего, представляли сочинения следующих позднеантичных философов:
1) Для характеристики философии неоплатонизма и его идеи об эманации - труды основоположника философии неоплатонизма Плотина . Его философские труды являются фундаментальными в области неоплатонизма, без них невозможно понять сущности этого явления.
2) Для анализа личности и идей Прокла, как самого известного схоларха Афинской академии, в исследовании использовались его основные работы, позволяющие дать характеристику его теориям в русле неоплатонизма. Это такие его труды, как «Божественная арифметика» , «Первоосновы теологии», «Платоновская теология».
3) При рассмотрении событий, сопутствовавших закату Афинской школы неоплатонизма и изгнанию философов из Афин, был использован труд современника этих событий, Агафия Миринейского «О царствовании Юстиниана».
4) При рассмотрении теургических практик Ямвлиха в данной работе анализировались его основные труды по данной проблематике: «Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону» для исследования полемики Порфирия и Ямвлиха в отношении магии, и «О египетских мистериях».
5) Что касается теургии Прокла, то для ее анализа в данной работе использовались труды «Комментарий к «Пармениду» Платона», а также выдержки из комментариев Прокла к платоновскому диалогу «Тимей». Кроме того, для характеристики деятельности Прокла в области теургических практик, а также при поиске данных из его биографии использовался труд Марина «Прокл или о счастье».
6) Для того, чтобы проследить историю становления теургии, как особой форме религиозных практик в неоплатонизме, был рассмотрен такой источник, как «Халдейские оракулы», дающий точное представление о том, какой теургия была при ее зарождении.
7) Для характеристики теургии, как магической практики, описанной в «Халдейских оракулах», определения ее специфических черт в работе были использованы сочинения Порфирия.
Вывод по источникам: Таким образом, выбранный круг источников позволил получить наиболее полное представление об Афинской школе неоплатонизма, ее представителях, а также о теургии, как форме магии и как религиозной практике неоплатонизма.
Историография:
Все работы, которые были использованы в ходе написания исследования, можно разделить на две большие группы: работы отечественных и зарубежных авторов, которые также можно разделить на подгруппы.
1) Фундамент современного научного взгляда на античную магию был заложен в трудах российского антиковеда А.В. Петрова. Это исследования «Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период»; «Теургия: социо-культурные аспекты возникновения философски интерпретированной магии в античности» и «К истории религиозно-философской мысли поздней античности (учение Прокла о магических именах)» . Исследователем пространно описываются пути становления и развития теургии, ее распространение в античной философии.
2) Изучению философии неоплатонизма, в целом, посвящено множество исследований. Наиболее ярким представителем отечественной историографии по данному вопросу является знаменитый русский философ А.Ф. Лосев. Его работы «Философская проза неоплатонизма. История греческой литературы», «Очерки античного символизма и мифологии» и «История античной эстетики» имеют большое значение при рассмотрении философии неоплатонизма, ученый уделяет большое внимание неоплатонизму в своих трудах, начиная от истории и становления данной философии, до ее основ и концепции, последователей и их взглядов....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Неоплатонизм - это сложная и многогранная философская система, включающая в себя множество малоизученных и вызывающих интерес исследователей аспектов. Опираясь на цели и задачи исследования, а так же на источниковедческую и историографическую базу, нам частично удалось раскрыть суть философии неоплатонизма, ознакомиться с его основами и концепцией, а также более глубоко проанализировать традицию этой философии непосредственно в Афинской школе. Кроме того, были также рассмотрены особенности теургии в Афинском неоплатонизме, в том числе и на примере теургических практик конкретных философов- неоплатоников. Проведенное в работе исследование позволило сделать определенные выводы.
Во-первых, необходимо отметить, что неоплатонизм - это крупнейшее достижение античной философии, принципиально новое в понимании устроения мира, основывающееся на мистицизме и религиозных практиках. Из краткого анализа концепции неоплатонизма мы видим, что его система сводится к учению об иерархическом строении мира. Каждая из ступеней данной системы причастна к соседней, высшей, и, таким образом, является частью и самого «Единого» первоначала. Кроме того, проблема этики в теории неоплатонизма состоит в том, что каждому неоплатонику необходимо возвратиться к Единому, бежать от пороков этого мира, для чего нужно научиться ценить духовные качества выше чувственных. Философия неоплатонизма уделяет очень мало внимания материальному миру, считает все свойства человеческой личности отнюдь не уникальными и не важными - в этом одна из ее особенностей. В целом, можно сказать, что благодаря своим уникальным и синтезирующим мировоззренческим качествам, философия неоплатонизма оказывала большое влияние как на последующие философские, так и теологические изыскания.
Что касается особенностей конкретно Афинской школы неоплатонизма, то следует сказать, что она представляла собой центр философской мысли во времена свое расцвета. Афинская школа в V веке выделялась большой степенью образованности и оригинальности умов ее представителей. Она не была посвящена исключительно его религиозным аспектам: в ней активно развивались философские идеи и изучались основные учебные предметы. Кроме того, члены Афинской школы отличались от философов других школ тем, что помимо комментариев к существующим трудам по основам данной философской концепции, они занимались и толкованиями ее тезисов, и написанием принципиально новых трудов. Каждый представитель Афинской школы являлся преемником предыдущего, основывая свои изыскания на уже проделанной работе, но, тем не менее, все они являлись значимыми фигурами в философии неоплатонизма, все смогли привнести в нее что-то новое.
Если говорить о личности Прокла Диадоха, то можно сделать вывод о том, что он по праву считается символом процветания Афинской школы неоплатонизма. Его труды в области философии, а также особенности обучения в школе в те времена, когда он был схолархом, привлекали многих учеников из различных византийских провинций в Афины. Прокл был мудрым руководителем, благодаря чему, даже во времена расцвета христианства, школа смогла удержать свой авторитет среди других философских заведений. В условиях борьбы неоплатонизма и христианства Проклу пришлось пересмотреть свои действия, связанные с идейной составляющей школы и взаимодействиями с властями, благодаря чему школа при Прокле возвращает свой статус лучшей философской академии своего времени. Понятие «дом Прокла» является важнейшим для изучения функционирования Афинской школы неоплатонизма как с точки зрения внутренних процессов, происходивших в академии в период ее расцвета, так и с точки зрения внешнего аспекта, который, благодаря археологии, позволяет раскрыть все теоретические знания наиболее полно. Здание, известное нам как «дом Прокла» - это наиболее важный из ныне существующих источников материальной культуры, позволяющий судить как о внешней, так и внутренней жизни Афинской академии неоплатонизма до начала VI века н.э. Академия стала наиболее известным зданием Поздней Античности, выполненным в стиле школьной архитектуры. Именно благодаря нему современные исследователи могут судить о постройках данного типа в изучаемое время.
Касательно последнего расцвета и закрытия школы, связанного с именем ее последнего представителя Дамаския, следует сказать, что в 520-е гг., благодаря его новому учению, Афинская школа была процветающим и развивающимся элементом в находящихся в состоянии некоторого застоя Афинах. Ранее, до конца V века, школа неоплатонизма пользовалась поддержкой городской элиты, состоящей из язычников, теперь же ее власть значительно уменьшалась в связи с увеличением христиан в административном аппарате Афин. Такая напряженная обстановка и стала своеобразным политическим и социальным фоном последнего расцвета Афинской школы неоплатонизма перед ее окончательным закрытием. В связи со сложившейся неблагоприятной ситуацией, философы были вынуждены покинуть Афины. Но стоит сказать, что закрытие Афинской школы неоплатонизма и изгнание философов - это два события, имеющие разные корни своего происхождения. В 520-е гг. школа вошла в конфронтацию с городом, находящимся как бы в состоянии застоя. Запрет преподавания в школе стал результатом борьбы между умирающим язычеством и теряющей свое влияние философией в Афинах с одной стороны и христианством, все более набиравшим обороты в городе, с другой. А бегство Дамаския и его последователей в Персию - это результат центральной политики самого императора Юстиниана, запретившего философам вести на территории провинции любую деятельность.
Что касается теургии и ее значения для философии неоплатонизма, то следует отметить, что мистицизм являлся важнейшей составляющей данного философского направления. Он представлял собой некое логическое продолжение теории об эманации, переходящее уже в конкретные практики, в частности, в экстаз. Сами ритуалы, предшествующие зарождению теургии, появились еще в микенский период. В последующем магические практики развивались и преобразовывались, достигнув оформления в теургию. В целом, если обращаться к источникам, повествующим о зарождении теургии, можно сделать вывод о том, что их авторами теург изначально представлялся как человек, делающий себя или другого человека богом. Либо же теург являлся человеком, воздействующим на богов. Об этом говорит то, что теурги, по их мнению, претендуют на святость. Также стоит упомянуть о предназначениях теургии - она призвана не только очистить и обожествлять человека, но и помочь ему избавиться от влияния судьбы. Завершая рассмотрение теургии как религиозной практики школы неоплатонизма, можно сделать вывод о том, что в Афинской школе (на примере системы Прокла) теургия основывалась на представлениях об иерархии всей вселенной. Она была связана с идеей о восхождении и воссоединении души с Единым, что является основным условием спасения человека.
Если говорить о теургических практиках в деятельности конкретных философов-неоплатоников, то можно обратиться к Ямвлиху, который в своих работах дает высокую оценку мистическим практикам. Более того, веру в богов и общение с ними Ямвлих считал главной человеческой добродетелью, по сравнению с которой, все остальные - моральные, политические - являются низшими. Философ ввел теургию в науку о мудрости, он считал, что силами одного только рассудка человеческая душа достигнуть спасения не может. У другого известного Афинского схоларха, Прокла, теургическая практика - это определенные мистические действия, которые направлены на очищение души и поиск блага в самой душе. Итак, для Прокла теургия, таким образом, является и индивидуальной теургической практикой, и, в более широком смысле, теургическими поисками божественной истины. Таким образом, можно сделать вывод об огромном значении теургии непосредственно в неоплатонизме и в Афинской школе в особенности.



1. Damascius. The Pholosophical History / Ed. P. Athanassiadi. - Apameia, 1999. - 404 p.
2. Oracles Chaldaique avec un choix de commentaires anciennes, texte et. et trad. par Ed. des Places, 3-е tir. revu et corrige par A. Segonds., 1996. - P. 45-46.
3. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана / пер., ст.примеч. М . В. Левченко. - М.; Л.: Изд-во АН, 1953. - 70 с.
4. Из комментариев Прокла к платоновскому диалогу «Тимей». / Пер. А. В. Петрова. // Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. - СПб., Издательство РХГИ; Издательский дом СПбГУ, 2003. - С. 220-222.
5. Марин. Прокл, или о счастье / Пер. М.Л. Гаспарова. - М., 1979. - С. 477- 479.
6. Патриарх Фотий. Мириобибилион // Православная электронная библиотека «Pravmir» [Электронный ресурс]. URL: https://lib.pravmir.ru/library /readbook/534 (дата обращения: 14.03.2019).
7. Плотин в русских переводах (Серия «Античная библиотека»). - СПб.: Алетейя, 1995. — 669 с.
8. Порфирий. Сочинения. / Пер. Т. Г. Сидаша. - СПб.: Издательство
СПбГУ, 2011. - 785 с.
9. Порфирий. Сочинения. / Пер. Т. Г. Сидаша. - СПб.: Издательство
СПбГУ, 2011. - С. 334-337.
10. Прокл. Божественная арифметика. / Пер. А. Транс, А. Ионидес. -
Лондон, 1917. - 514 с.
11. Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона. / Пер., ст. и прим.
Л. Ю. Лукомского. — СПб., М1ръ. 2006. - 467 с.
12. Прокл. Первоосновы теологии. / Пер. и комм. А. Ф. Лосева. - Тбилиси: Мецниереба, 1972. - 176 с.
13. Прокл. Платоновская теология. / Пер. с древнегреч., сост., статья, примечания, указатели, словарь Л. Ю. Лукомского. — СПб.: РХГИ, Летний сад, 2001. — 624 с.
14. Ямвлих. О египетских мистериях / пер. Л. Ю. Лукомского. - М, 1995. - С. 66.
15. Ямвлих. Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону (=О мистериях). / Пер. И. И. Маханькова. // Знание за пределами науки. - М., 1996. - 556 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ