Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерная идентичность в современной философии моды: феномен трансгендерности

Работа №179063

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы56
Год сдачи2022
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФЕНОМЕНА МОДЫ 11
1.1. Миметическая концепция моды Г. Зиммеля 11
1.2. Концепция праздного класса Т. Веблена 16
1.3. Игровая концепция моды Й. Хейзинга 21
1.4. Семиотическая концепция моды Р. Барта 29
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ «ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» И «ГЕНДЕР» В
ФИЛОСОФИИ МОДЫ 38
2.1 Рассмотрение изменения гендерной идентичности в историко-культурном контексте 38
2.2 Трансгендерность как следствие перформативности гендерной идентичности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 58


Каждый хотя бы раз в жизни задумывался о том, кем он является. Проблема идентичности всегда была ключевой, для человека важно соотносить себя с какой-либо социальной группой. На сегодняшний день проблема гендерной идентичности приобрела особое значение в культурологическом дискурсе, где перед индивидом открылось небывалое число возможностей в выборе своей жизненной стратегии. Одним из важных элементов культуры на протяжении столетий была мода. Сегодня у нее появился новый виток развития феномен трансгендерности.
Как и все знаковые системы, мода взаимосвязана с другими элементами культуры и может использоваться в качестве аналитического инструмента для изучения различных аспектов культурной значимости. Кроме того, одежда может служить путеводителем по различным событиям, историям и даже гендерной борьбе прошлых эпох. Одежда является эффективным инструментом передачи различных знаков благодаря своим визуальным сигналам. Теория моды основана на принципе, согласно которому мода - это культурная конструкция, воплощающая идентичность потребителей. Термин «теория моды» считается междисциплинарной областью, которая изучает моду как систему значений, в рамках которой создаются культурные и эстетические изображения одетого тела
Мы носим одежду каждый день, часто выбирая ее как будто на автопилоте и демонстрируя удивительное единообразие в нашем выборе. Мужчины и женщины, как правило, носят определенные стили, цвета, ткани и предметы одежды. Этот выбор основан не на существенных требованиях к нашему телу, а скорее на социально сконструированных гендерных нормах. Мы принимаем эти идеи как должное, потому что, тот, кто не выполняет свои гендерные обязанности подвергается порицанию со стороны общества. Несмотря на то, что, казалось бы, существует четкое бинарное разграничение, гендер выходит за пределы общепринятых бинарных отношений мужчина/ женщина, о чем свидетельствует существование таких людей как, например, интерсексуалы и транссексуалы. В этом и заключается проблемное поле данной исследовательской работы: изначально мода была детерминирована гендером, но в условия изменения гендерной структуры общества, меняется и само отношение к моде как к средству для самоидентификации.
В настоящеевремя границы между гендерными ролями становятся все более узкими не только в индустрии моды, но и во всем мире. Появились новые подходы, новые концепции, новые термины, такие как гендерная текучесть, коллекции без пола, смешанные гендерные шоу. Сегодняшние революционеры моды не заинтересованы в феминизации мужчин или выхолащивании женщин, скорее они стремятся размыть разделение мужского и женского рода и устранение этих ярлыков. И это означает гендерную изменчивость в моде. По этой причине мы могу предположить, что эта ситуация будет набирать обороты с высокой скоростью время от времени под влиянием показов мод. Традиционно мужские и женские коллекции демонстрируются в разное время — фактически раз в два года проводятся две отдельные недели моды, по одной для каждого пола. Но особенно в последние два-зри года начали устраивать показы мод для обоих полов. Начиная с сентября 2016 года, Burberry и Bottega Veneta объединили свои мужские и женские коллекции в одном показе, проводимом по расписанию женских показов.
Существование гендерной концепции в секторе моды в контексте стереотипов было создано в прошлом отношениями власти, социальной структурой и социологическими причинами. Проведенное исследование будет показывать, как мода принимает участие в разрушении гендерных стереотипов в обществе. Данная работа проиллюстрирует, что роль моды делает видимыми некоторые ситуации, связанные с этой темой. Мода хочет избавиться от ярлыков, связанных с одеждой и ответом социума на выбор той или иной одежды. Это означает, что мода хочет разрушить гендерные стереотипы в контексте стилей одежды. Также это означает, что мода стремится размыть границу между мужским и женским поскольку наглядно показывает, что одежда не имеет пола.
Актуальность данного исследования обусловлена следующими причинами.
Во-первых, одежда как воплощение моды представляет собой форму невербальной коммуникации, позволяющую выразить не только идентификацию и групповые принадлежности, но и внутренний мир, что позволяет нам наиболее лучшим образом рассмотреть наш предмет исследования (трансгендерность), так как данный феномен и есть транслятор того, как люди самоиндетефицируют сегодня в обществе. Во-вторых, это связано с дискурсами, которые заряжают одежду смыслом и передают идеалы и представления. Так, например, молодые афроамериканские женщины первой великой миграции активно использовали моду и внешность не только для того, чтобы претендовать на расовое равенство, но и как инструмент для расширения прав и возможностей женщин как в отношении белого общества, так и в рамках своей собственной общины. Поскольку они использовали моду как культурный язык и политическую стратегию, ее функция выходила далеко за рамки просто индивидуальных предпочтений. В-третьих, философия моды помогает отыскать смыслы, лежащие в основании изменения гендерной идентичности показать какими смыслами может наделяться одежда и т.д. Таким образом, можно утверждать, что мода может выявить более глубокие уровни идентификации, чувства принадлежности и группированности, и наглядно показать, как и почему меняются актуализируется трансгендерность сегодня.
Объектом исследования является феномен моды в историко-философском дискурсе.
Предмет исследования — гендерная идентичность на примере феномена «трансгендерности» в современной философии моды.
Цель исследования состоит в системном анализе изменения гендерной идентичности на примере феномена трансгендерности в современной философии моды.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Раскрыть и проанализировать понятие «мода» на примере концепций Г. Зиммеля, Т. Веблена, Й. Хейзинга и Р. Барга;
2. Рассмотреть категории «гендер» и «гендерная идентичность» в историко- философском контексте;
3. Выявить, как изменилась гендерная идентичность в современной философии моды, рассмотрев данное изменение на примере феномена трансгендерности.
Степень изученности поставленной проблемы: изучению феномена моды в философии посвящено множество источников, поскольку данный феномен можно рассматривать с разных сторон. Впервые попытки проанализировать моду с точки зрения науки были предприняты в XVI-XVII веках. Философы того времени, такие как, например, А. Шефстбери и Г. Спенсер, могли иметь противоположные взгляды на понятие моды: осуждая либо защищая ее. А. Шефтсбери в своем философском произведении «Опыт о свободе...» характеризовал моду как отрицательное влияние на внутренний мир человека. Он считал, что мода есть «некий энтузиазм из вторых рук». В XVIII в. А. Смит продолжил развивать концепцию моды. Он сопоставил моду и обычай, говоря о том, что «... обычай и мода распространяют свою власть на наши суждения о прекрасном и безобразном во всех его проявлениях» . Мода оказывает влияние на все сферы жизни человека: «... влияние обычая и моды на одежду и мебель не сильнее, чем в области архитектуры, поэзии и музыки»,-
В XIX-XX веках мы можем выделить несколько основных подходов к моде в философии. Во-первых, моду можно рассматривать как структурно-знаковый феномен, или же как феномен, характеризирующий структуру общества, чтобы было сделано в работах Г. Зиммеля. В рамках моего исследовательского вопроса мы будем рассматривать две классические концепции, рассматривающие феномен моды как способ социальный стратификации (Г. Зиммель «Философия моды», Т. Веблен «Теория праздного класса»). Во-вторых, моду можно рассматривать как элемент игрового пространства, данный подход представлен в произведении Й. Хейзинга «Homo Ludens», которое также будет объектом моего рассмотрения. В-третьих, моду можно раскрыть и как семиотическую систему, для данного рассмотрения мною была выбрана работа Р. Барта «Система моды». Что касается вопросов определения гендера и трансгендернности, то данные категории были проанализированы в работах Дж. Батлер, П. Бурдье, Э.Оукли и т.д
В данной исследовательской работе будут использованы следующие методы.
1. Историко-философская реконструкция;
2. Герменевтический анализ;
3. Общенаучные методы: анализ и синтез;
4. Категориальный анализ;
5. Компаративный метод.
Метод историко-философской реконструкции необходим для изучения философских концепций моды. Герменевтический метод необходим для интерпретации теорий с целью выявления основных категорий данных концепций. Общенаучные методы (анализ и синтез) необходимы мне для построения общего философского дискурса, касаемого феномена трансгендерности и философии моды. Категориальный анализ необходим для выявления основных терминов данной исследовательской работы: гендер, мода, трансгендерность. Компаративный метод будет использован для выявления основных характеристик феномена «моды» из тех концепций, которые были указаны выше.
Структура работы состоит из двух глав, шести параграфов, в списке литературы указан 31 источник.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог всего исследования, необходимо сделать вывод о том, что:
Первая глава работы была посвящена теоретическому анализу феномена моды, для того чтобы показать насколько многогранен данный феномен в контексте раскрытия жизни социума и личности индивида. Так, например, феномен моды мы можем понимать, как:
1. Мимесис, когда низшие слои общества подражают высшим, и как только мода просачивается вниз, то высшие сословия отказываются от нее, и «игра начинается вновь». (Г. Зиммель)
2. Нарочито подчеркнутую и выставленную на показ демонстрацию своего социального положения. (Т. Веблен)
3. Одну из форм игры, включенная в культурное пространство. (Й. Хейзинга)
4. Семиотическую (знаковую) концепцию, где есть означающее и означаемое (Р. Барг)
Как мы видим, модную одежду можно изучать с разных точек зрения: материальной (концепция праздного класса Т. Веблена), игровой (Й. Хейзинга), социальной (миметическая концепция Г. Зиммелля) и семиотической (Р. Барт). Именно поэтому в моей исследовательской работе была выбрана философия моды для анализа трансгендерности, так как из представленных выше концепций мы можем заметить, что мода есть всеобъемлющий социальный феномен, который является маркером всех социальных и культурных изменений, как, например, изменение гендерной идентичности на примере феномена трансгендерности.
Во второй главе были рассмотрены следующие категории: «гендер» и «гендерная идентичность». Исходя из категориального анализа, мы получили следующие результаты.
Гендер - это междисциплинарное понятие, обозначающее культурно-социальный пол человека, а гендерная идентичность - это самостоятельное определение человеком его гендерной роли. Одна из самых актуальных проблем современности - проблема гендерной идентичности. На гендерную идентичность человека оказывает влияние его физический пол, психоэмоциональное состояние, культурная социализация, но не сексуальная ориентация, являющаяся параллельным вектором развития личности. Гендер относится к множеству социально сконструированных ролей и отношений, личностных черт, установок, поведения, ценностей, относительной власти и влияния, которые общество приписывает двум полам на дифференцированной основе. В то время как биологический пол определяется генетическими и анатомическими характеристиками, гендер - это приобретенная идентичность, которая усваивается, меняется со временем и широко варьируется внутри и между культурами.
Гендерные системы устанавливаются в различных социокультурных контекстах, которые определяют, что ожидается, разрешено и ценится в женщине/мужчине и девочке/мальчике в этих конкретных контекстах. Гендерные роли усваиваются в процессе социализации; они не фиксированы, а изменчивы. Гендерные системы институционализируются через системы образования, политические и экономические системы, законодательство, культуру и традиции. При использовании гендерного подхода основное внимание уделяется не отдельным женщинам и мужчинам, а системе, которая определяет гендерные роли/обязанности, доступ к ресурсам и контроль над ними, а также возможности принятия решений.
Мы носим одежду каждый день, часто выбирая ее как будто па автопилоте и демонстрируя удивительное единообразие в нашем выборе. Мужчины и женщины, как правило, носят определенные стили, цвета, ткани и предметы одежды. Этот выбор основан не на существенных требованиях к нашему телу, а скорее на социально сконструированных гендерных нормах. Мы принимаем эти идеи как должное, потому что, тот, кто не выполняет свои гендерные обязанности подвергается порицанию со стороны общества. Несмотря на то, что, казалось бы, существует четкое бинарное разграничение, гендер выходит за пределы общепринятых бинарных отношений мужчина/ женщина, о чем свидетельствует существование таких людей как, например, интсрсексуалы и транссексуалы. В этом и заключается проблемное поле данной исследовательской работы: изначально мода была детерминирована гендером, но в условия изменения гендерной структуры общества, меняется и само отношение к моде как к средству для гендерной идентичности.
Без сомнения, деконструировать гендерную установку в обществе с помощью методов анализа практически невозможно. Метод здесь подразумевает парадигму, подчеркивающую характерные особенности формирования идентичности в условиях бинарной поляризации гендерных ролей в обществе. Эти методы связаны с тем, что мы знаем о своих социальных ролях различным образом. Эта проблема становится еще более очевидной, когда речь заходит об определении идентичности женщин в дифференцированных ролях, основанных на физических характеристиках и социальных обязанностях. Люди склонны верить, что женщины и мужчины от природы разные, что у них разные тела, разная биология, разная психология, и поэтому они действуют по- разному. Проблема с этим аргументом заключается в том, что он обычно предполагает, что то, как женщины и мужчины живут своей повседневной жизнью, не может или даже не должно быть изменено. Что может сделать анализ гендерной идентичности сквозь призму философии моды, так это помочь нам понять, в какой степени существуют различия между женщинами и мужчинами, почему и насколько они значительны, и как социальная среда по-разному формирует жизнь женщин и мужчин, как она определяет их гендер.
Так же в данной главе раскрывается феномен трансгендерности и утверждается что данный феномен присущ всем культурам мира. Безусловно, разные культуры по-разному думают и относятся к тому, что означает быть женщиной и мужчиной в своей повседневной жизни. Не во всех культурах думают о поле (в биологическом смысле) или рассматривают гендер в терминах «мужчина против женщины» и/или «феминное против маскулинного». Но во всех культурах мы можем найти трансгендерных людей будто бердаши у индейцев или Бахучара мата (богиня трансгендеров в буддизме). Так же показывается, что в настоящее время мосты между гендерными ролями становятся все более размытыми не только в индустрии моды, но и во всем мире. Появились новые подходы, новые концепции, новые термины, такие как гендерная текучесть, коллекции без пола, смешанные гендерные шоу. Сегодняшние революционеры моды не заинтересованы в феминизации мужчин или выхолащивании женщин, скорее они стремятся размыть разделение мужского и женского рода и устранение этих ярлыков. И это означает гендерную изменчивость в моде. По этой причине мы можем предположить, что эта ситуация будет набирать обороты с высокой скоростью время от времени под влиянием показов мод. Традиционно мужские и женские коллекции демонстрируются в разное время — фактически раз в два года проводятся две отдельные недели моды, по одной для каждого пола. Но особенно в последние два-три года начали устраивать показы мод для обоих полов. Начиная с сентября 2016 года, Burberry и Bottega Veneta объединили свои мужские и женские коллекции в одном показе, проводимом по расписанию женских показов.
В заключении выпускной квалификационной работы необходимо отметить, что гендерные исследования - одно из самых актуальных направлений в научном знании XXI века. За последнее столетие произошел ряд эпохальных событий, которые навсегда изменили облик общества.
Можно сделать вывод о том, что человечество трансформировалось в нечто более совершенное. Были переосмыслены многие постулаты прошлого, произошел феноменальный прогресс: человек получил право на самоопределение и самовыражение, независимо от своего биологического пола, вероисповедания, национальности и социального статуса. Произошел не только отказ от гендерных стереотипов, но и возник новый, до настоящего времени неизвестный, культурно-мировоззренческий тип - феномен тр ансген дер пости.
Таким образом, мы пришли к выводу, что трансгендерность- это не только модное течение в fashion-индустрии, а целая духовная система, характеризующаяся трансформацией поведения человека. Современные мужчина и женщина обладают абсолютно идентичными чертами характера, благодаря чему возникает социокультурная универсальность. Стоит отметить, что трансгендерность необходимо понимать не как деградацию патриархально-бинарного уклада жизни, а его эволюцию. Основной упор исследования был сделан не на внешние проявления этой эволюции, что является сугубо частным случаем конкретного человека, а на изменения мироощущения в рамках всего человечества.
Каждый из нас носитель уникальных свойств и черт характера, на сегодняшний день, любой человек может занять то место, которое он хочет, а не то, что было навязано ему биологически и исторически.
В дальнейшем мы планируем продолжать анализ изменения гендерной идентичности, по уже не только в философии моды, а в философии культуры в целом.



1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Перевод с французского / Роман Барт; Сост., общ. ред. и вступ. ст., с. 3—45, Г. К. Косикова. —М. : Прогресс, 1989. — 615с.
2. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Ролан Барт ; сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Зенкина. —М. : Издательство им. Сабашниковых, 2003. —511 с.
3. Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории / под ред. Е. Гаповой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 297 — 346.
4. Батлер Дж. Присвоение телом гендера: философский вклад Симоны де Бовуар // Женщины, познание и реальность: Исследования по феминистской философии / сост. Э. Гарри, М. Пирсел; пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. С. 292 — 303.
5. Бовуар С. де. Второй пол: в 2 т.; пер. с франц. / под общ. ред. С.Г. Айвазовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. 832 с.
6. Бурдье П. Мужское господство // Социальное пространство: поля и практики / пер. с фр.; отв. ред. перевода, сост. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. С. 286 —365.
7. Веблен Т. Б. Теория праздного класса / Т. Веблен ; пер. с англ. С. Г. Сорокиной ; общ. ред. В. В. Мотылева. — Изд. 3-е. —М. : ЛИБРОКОМ, 2011. — 365 с.
8. Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М.:ТОристъ, 1996. — 607 с.
9. Кант И. Антропология И Соч. в 6 т. М., 1966. Т. 6. — 743 с.
10. Кант И. Критика способности суждения : пер. с нем. / И. Кант ; [вступ. ст., коммент. А. В. Гулыги]. —М. : Искусство, 1994. — 365, [3] с. —( История эстетики в памятниках и документах )
1 I. Липовецки Ж. Империя эфемерного: мода и ее судьба в соврем, о-ве. М.: Новое лит. обозрение, 2012. — 336 с.
12. Разумный, В. А. Венец творения или ошибка природы (парадоксы человека). — Псков, 2006. — 48 с.
13. Розин, В. М. Теория культуры. —M.:NotaBene. 2005. —462 с.
14. Свендсен Л. Философия моды / Ларс Свендсен ; пер. с норв. А. Шипунова. —М.: Прогресс-Традиция, 2007. — 256 с.
15. Смит А, Хатчесон Фр., Юм Д. Теория нравственных чувств. М.; Л., 1973. —357 ..31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ