Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ЧИТАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ФАНФИКШЕНА)

Работа №179062

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

книжное дело

Объем работы110
Год сдачи2024
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
Часть I. Трансформация роли читателя в современном книгоиздательском процессе (на материале фанфикшена) 3
Введение 4
1. Тенденции развития современного книгоиздания 12
1.1 Цифровизация и рост медиапотребления 12
1.2 Модификация отношений автора, издателя и читателя 16
1.3 Рост популярности самиздата и поддержка молодых авторов 20
2. Читатель как автор 26
2.1 Фикрайтинг как писательская практика читателей 26
2.2 Специфика восприятия фанфиков современными читателями 30
2.3 Анализ фанфиков «All the Young Dudes» и «Платина и шоколад» 39
3. Читатель как издатель 51
3.1 Особенности корректуры и редактирования в фанфикшене 51
3.2 Анализ фанфика и книги «Правила выживания в Джакарте» 62
3.3 Возможности читателя в издании собственных произведений 66
Заключение 72
Список использованной литературы и источников 76
Приложение А 85
Приложение Б 89
Часть II. Редактура рукописи Наталии Романовой «Расследование ведут первоклашки» 90
Редакторское заключение на рукопись Наталии Романовой «Расследование ведут первоклашки» 91
Редакторская рецензия на рукопись Наталии Романовой «Расследование ведут первоклашки» 93
Часть III. Экономический расчет себестоимости издания «Расследование ведут первоклашки» 96

Современные тенденции, такие как цифровизация, обусловившая проникновение информационных технологий во все сферы человеческой жизни, и медиаконвергенция, которая модифицировала традиционное бытование контента, оказали значительное влияние на книгоиздательский процесс, на привычные форматы художественной коммуникации. Это проявилось в появлении новых возможностей для создания и распространения вербального контента в интернет-среде и привлекло многих молодых людей, использующих разные формы работы с текстом для самореализации. В этом отношении особую значимость приобрел фанфикшн как корпус непрофессиональных и некоммерческих текстов, основанных на сюжетах и образах героев из книг, фильмов, комиксов, сериалов, биографий знаменитостей , переосмысленных и дополненных авторами-любителями.
Интернет, в котором и получил распространение фанфикшн, становится не только средой обмена информации, но и пространством для культурной коммуникации, сферой деятельности различных фанатских сообществ, особенно популярных в молодежной аудитории. В ситуации доминирования массовой культуры и литературы постмодернизма, для которой характерно в целом «цитатное мышление», особое распространение получают вторичные тексты: ремейки, пастиши, адаптации, фанфики. Создаваемый в интернет-среде фанфикшн становится отдельной сферой творчества, существующей параллельно с книжной отраслью и стремительно набирающей популярность.
По аналитическим данным сайта SimilarWeb, русскоязычный архив непрофессиональной литературы «Книга фанфиков» по состоянию на 05.06.2024 находится на 27 месте по популярности из 10 000 часто посещаемых платформ на территории России . Известны случаи, когда крупные издательства (АСТ, МИФ, Popcorn Books и др.) проявляют интерес к популярным текстам фанфикшена. Указанные явления влияют на книгоиздательский процесс, в котором происходит трансформация функций автора, издателя и читателя. Этим обусловлена проблема данного исследования.
Актуальность исследования определяется несколькими факторами. Прежде всего она объясняется распространением фандомной культуры в рамках культуры соучастия. Приверженцы такой культуры верят, что любой их вклад имеет значение, и ощущают определенную степень социальной связи друг с другом, им небезразлично, что окружающие думают о том, что они создали . Этим мотивируется желание обычных читателей становиться авторами и издателями собственных сочинений, ведь они уверены, что осуществляют социально значимую деятельность (например, в рамках фандомного сообщества).
Еще один значимый фактор, обусловивший актуальность проблемы читателя в фанфикшене, связан с условиями социокультурной стратификации общества, когда молодые люди стараются компенсировать ее последствия посредством принадлежности к субкультурным группам . Данные группы рассматриваются участниками как сообщества друзей-единомышленников, способных оказать эмоциональную и психологическую поддержку в различных сферах, в том числе в писательской деятельности. Молодые читатели ищут в текстах авторов близкие им ценностно-смысловые позиции, а начинающие авторы оттачивают свои навыки работы со словом и установления контактов с читателем. Этому способствует характерная для постмодерна тенденция деконструкции текста как своеобразной строительной технологии усиления интерпретационных возможностей текста для читателя, чтобы он, читатель, почувствовал свое авторство .
В научно-практическом плане обращение к данной проблеме актуально и в силу ее малоизученности, необходимости теоретического осмысления и обобщения уже сложившейся издательской практики.
Характеризуя исторический аспект исследовательской проблемы, необходимо отметить, что разные источники, составившие теоретическую и методологическую базу исследования, были систематизированы по тематическим группам в соответствии с рассматриваемыми в них вопросами.
С культурологической точки зрения проблему трансформации роли автора и читателя в информационном обществе рассматривали теоретики постструктурализма Р. Барт и М. Фуко , отмечавшие стирание границ между автором и его читателем, между автором и его произведением. Исследователи сходятся в мысли о том, что фигура автора постепенно утрачивает индивидуальные характеристики и теряет особый, сакральный статус по отношению к своим текстам.
О смешении роли автора и читателя в литературе впервые заявлял в двадцатые годы прошлого века академик А. И. Белецкий . Анализируя состояние литературного процесса рубежа XIX-XX вв., ученый пришел к выводу о формировании новой категории читателей, «взявшихся за перо», что, по его мнению, является следствием заката большой литературной и исторической эпохи. Примечательно, что данная проблема актуализируется в переходные этапы развития культуры, отмеченные кризисом устоявшихся художественных конвенций. Так, в начале 2000-х гг. о том, что у читателя с распространением электронного формата появляются возможности все активнее вмешиваться в авторский текст, писал французский историк культуры Р. Шартье . Он отмечал отсутствие ограничений у современного читателя в создании собственных текстов на основе чужих работ, что обусловлено размытыми границами авторского права в Интернете и сложностью его защиты в этой среде.
В изучении социального и культурного контекста, который выступает благоприятной средой для развития читательских практик, читательского восприятия, следует выделить вклад Б. В. Дубина , который говорил о реорганизации культуры и жизни литературного сообщества из-за активности молодых и динамичных фракций российского образованного слоя, и Г. Бехманна , который утверждал, что доступность средств создания и получения информации сделала чтение менее детализированным, ориентированным на поверхностное считывание смыслов без анализа прочитанного, что критерий доступности источника становится более значимым, чем его глубина и авторитетность. Другие исследователи уверены, что книжное дело в условиях активного изменения социума в период цифровизации все еще выступает способом сохранения культурных смыслов и их трансляции читателям даже при изменении книг как разновидности медиаформатов и процесса их создания.
Изучением фандомной культуры, фандомов и фанфикшена в зарубежной практике занимались Г. Дженкинс , К. Бэкон-Смит и Л. Льюис . Они рассматривали взаимодействие фанатских сообществ с их любимыми медиапродуктами и его результаты, которые находили отражение в том числе в создании текстовых произведений (фанфиков).
Среди отечественных ученых, обращавшихся к изучению фанфикшена, следует назвать Н. И. Васильеву , рассматривавшую фольклорную природу этого феномена и его место в литературном контексте, Н. В. Самутину , охарактеризовавшую фанфикшн как «форму читательского письма» и «поле литературного опыта», и К. А. Прасолову , разработавшую терминологическую базу фанфикшена, необходимую для его дальнейших исследований. Важный аспект указанной проблемы — взаимоотношения автора и читателя в фандоме, который стирает границы между ними, стал объектом научного изучения в работах Н. В. Самутиной и Ю. В. Булдаковой .
При рассмотрении аспектов редакторской подготовки текстов фанфикшена значимым было обращение к трудам С. Г. Антоновой , Н. З. Рябининой , К. М. Накоряковой , в которых раскрываются принципы редакторской работы с художественными текстами. При этом следует отметить, что специфика редакторской подготовки фанфиков еще не становилась объектом специального научного рассмотрения.
Анализ теоретической и методологической базы исследования позволил сделать выводы о том, что учеными отмечена устойчивая тенденция, связанная с изменением роли читателя, определены терминологический аппарат и жанровая типология фанфикшена. Однако проведенные исследования носят литературоведческий, лингвистический и социологический характер и не затрагивают сферы книгоиздания. Таким образом, изучение роли читателя на материале фанфикшена с издательской точки зрения становится важной задачей, которая позволит уточнить представление об изменениях в традиционной системе отношений «автор — издатель — читатель».
Объект исследования — читатель в фанфикшене, а его предметом является трансформация роли читателя в современном книгоиздательском процессе на примере фанфикшена.
Цель исследования — выявить изменения роли читателя и их влияние на книгоиздательский процесс на примере деятельности фандомов .
Задачи исследования:
1) определить факторы, оказавшие существенное влияние на состояние современного книгоиздания;
2) охарактеризовать свойства, функции фикрайтинга, сложившиеся в процессе его исторического развития, и место на современном книжном рынке;
3) провести социологический опрос с целью выявления читательских интересов и специфики восприятия фанфикшена;
4) установить типологические черты произведений фанфикшена на основе редакторского анализа зарубежного и отечественного фанфиков;
5) рассмотреть особенности редакторской подготовки (бета- и гамма- ридинга) фанфиков в Интернете;
6) на основе сравнительно-сопоставительного анализа фанфика
и печатного издания раскрыть изменения текста при его публикации;
7) обозначить возможности непрофессиональных авторов в издании их произведений;
8) разработать рекомендации для издателей по работе с фикрайтерами в целях дальнейшей публикации популярных произведений фанфикшена.
Научная новизна заключается в комплексном подходе к изучению роли читателя в современном книгоиздательском процессе на примере фанфикшена и в выявлении специфики редакторской подготовки и издательского потенциала фанфиков.
Практическая значимость выражается в разработке на основе выделенных типологических особенностей фанфиков и специфики их редакторской подготовки рекомендаций для работы издателей с произведениями фанфикшена и их авторами в рамках редакционного процесса издательства.
Хронологические рамки исследования: последние пять лет (2020-2024 гг.).
Материал в данном исследовании представлен в следующих тематических группах:
1) произведения фанфикшена, рассматриваемые в интернет-среде — «All the Young Dudes», «Платина и шоколад», «Прогуляем?», «GOLDEN», «Немного цветов и... яиц», «espresso tonic»;
2) произведение фанфикшена, рассматриваемое в интернет-среде и как отдельное печатное издание — «Правила выживания в Джакарте»;
3) сервисы самопубликаций и самиздата — «АвторТудей», «Литнет», «Селфпаб»;
4) интервью с бета- и гамма-ридерами (корректорами и редакторами в фанфикшене) и их авторами.
В исследовании были применены следующие методы:
1) теоретические — анализ, синтез, описание, сравнение, обобщение, индукция, структурно-типологический, функциональный, исторический, систематизация;
2) специальные — анализ сегмента книжного рынка, редакторский анализ, социологический опрос, интервьюирование.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, два приложения.
Во введении определена проблема исследования, обоснована ее актуальность и рассмотрена теоретическая и методологическая база, выделены объект, предмет, цель и задачи исследования, указаны его научная новизна, практическая значимость и конкретный материал, а также методы используемые в работе.
В первой главе анализируются состояние современного общества и его тенденции, обуславливающие изменения в современном книгоиздании, в частности расширение роли читателя.
Во второй главе фикрайтинг рассматривается как способ становления молодых авторов, приводятся результаты социологического опроса, направленного на выявление специфики читательского восприятия фанфиков, а также представлен редакторский анализ двух популярных работ в зарубежном и отечественном фанфикшене.
В третьей главе определяются особенности редакторской подготовки фанфиков к публикации на основе анализа любительских текстов и материалов интервью с непосредственными участниками данного процесса, а также раскрываются возможности молодых авторов в издании собственных произведений.
В заключении отражены итоги исследования и сформулированы перспективы дальнейшего изучения темы и рекомендации по работе с произведениями фанфикшена для профессиональных редакторов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный книгоиздательский процесс претерпевает существенные изменения вследствие социокультурных перемен в обществе, которые влияют как на его общее развитие, так и на его участников, трансформируя их роли. Четкое их разграничение характерно для традиционной коммуникационной модели книжной сферы, однако в настоящее время роль обычного читателя расширяется.
Полифункциональность читателя в современных условиях обуславливается возможностями создания и распространения текстового контента, что связано с развитием информационных технологий, доступностью интернет-среды и изменением мировосприятия людей в условиях цифрового общества. Это приводит к модификации модели художественной коммуникации и требует подробного рассмотрения произошедшей трансформации и определения новых подходов в организации издательской деятельности.
Проведенный анализ тенденций современного книгоиздания позволил сформировать представление об его актуальном состоянии, характеризующемся параллельным сосуществованием двух сфер творческого процесса: профессионального мира писателей и издателей, опосредованно выстраивающих диалог с читателем через изданный печатный текст, и не ограниченный временными и пространственными рамками, более свободный для общения альтернативный мир любителей, где одни читатели пишут тексты, а другие по собственному желанию их редактируют и читают. Такая ситуация отмечена конкуренцией в привлечении внимания особенно молодого читателя, ведь по статистике посещаемость сайтов фанфикшена в несколько раз выше, чем посещаемость сайтов интернет-магазинов, а сегмент самиздата ежегодно демонстрирует рост.
Изучение истории развития любительской писательской практики в рамках данного исследования позволило установить, что замещение практики создания оригинального произведения написанием вторичных текстов (фикрайтинг) существует достаточно давно. Однако именно в современных реалиях оно получило массовый характер и стало для начинающих писателей своеобразной лабораторией развития творческих способностей и получения конкретных знаний о потребностях читателей, формирования навыков установления обратной связи со своей целевой аудиторией и умения продвигать свое сочинение. При этом важно, что формирование автора из активного читателя происходит в атмосфере доброжелательного сотрудничества и конструктивной критики, а чтение одних текстов способствует генерации других.
На основе комплексного похода к исследованию проблемы с применением разных методов были выявлены особенности восприятия читателями фанфикшена. Фанатские произведения привлекательны для воспринимающей аудитории индивидуализацией читательских интересов и запросов, эмотивностью и расширением границ бытования канона. Тем не менее читатели фандома способны увидеть в фанфиках ошибки и другие недостатки, обилие которых превращает эти сочинения в простое графоманство.
Как показало исследование, читатель в фанфикшене может выступать не только в роли автора, но и корректора, и редактора. Эта деятельность также мотивирована исключительно личной инициативой читателей, стремящихся оказать помощь любимому автору в подготовке текста. Однако интервью с бета-, гамма-ридерами и фикрайтерами, а также редакторский анализ отдельных работ выявил отсутствие профессиональной заинтересованности авторов и их помощников в своей деятельности, так как они рассматривают свою работу преимущественно как форму досуга, не предъявляя высоких требований к качеству текста фанфика.
Фанфикшн, предлагая читателю разные возможности для самореализации, дает ему перспективу, шанс перевести свое увлечение, любительское творчество в профессиональную деятельность через сотрудничество с издателями. На основе изученного материала были разработаны рекомендации для работы профессиональных издателей с фанфиками и их авторами.
В ситуации обращения непрофессионального автора (фикрайтера) в издательство с целью публикации своего текста редактор должен прежде всего узнать детали его создания. Редактору следует:
а) выяснить, что лежало в его основе (другое литературное произведение, кинофильм, сериал, видеоигра и т. д.);
б) проанализировать фандомную среду вокруг канонного произведения (важно отметить общее настроение фандома, его открытость новым идеям, предпочтения в конкретных жанрах, сюжетных поворотах, пейрингах);
в) определить потребности автора, которые удовлетворялись за счет создания рассматриваемого текста;
г) оценить степень вовлеченности автора в фандомную культуру оригинального текста.
Данные детали позволят понять личность автора и ценности того интерпретативного сообщества, к которому он относится, вследствие чего у редактора будет больше возможностей выстроить эффективную коммуникацию с молодым писателем, а также он сможет разобраться в запросах целевой аудитории будущей книги.
Кроме того, следует выявить наличие работы бета- и/или гамма-ридера с целью уточнения их вклада в работу, а также просмотра внесенных правок. Это является необходимым действием, так как в фанфикшене они являются полноправными участниками создания работы, то есть существует вероятность не просто исправления ошибок в произведении, а соавторская деятельность, которая должна быть выявлена на подготовительном этапе работы с рукописью.
Во время работы непосредственно с текстом непрофессионального автора необходимо учитывать его изначальное формульное конструирование, а также иные типологические особенности фанфиков. Редактору необходимо обращать внимание на метки, на основе которых фикрайтер создавал свое произведение. Метки являются отражением ключевых сюжетных и композиционных моментов в фанатских текстах, и процесс редактирования не должен исказить замысел автора.
Следует отметить, что изменению подлежат только моменты, раскрывающие недостаточный уровень мастерства писателя и/или способные вызвать проблемы юридического характера. Остальные детали могут быть оставлены с целью сохранения положительного отношения как знающих оригинальное произведение читателей, так и людей вне фандомного сообщества, которые получат проработанный сюжет и неплоских персонажей, что может являться своеобразной маркетинговой кампанией. Оценка как содержания произведения фанфикшена, так и внешних факторов положительно повлияет и на работу с молодым автором, и на дальнейшее распространение его текста. Проведенное исследование позволило многоаспектно рассмотреть подготовку любительских текстов к публикации, на основании чего были разработаны данные рекомендации.
Перспективой в изучении проблемы читателя в современном книгоиздательском процессе может стать рассмотрение других форм читательской активности в контексте книгоиздания и книгораспространения, например, в маркетинговых мероприятиях; а также изучение потенциала электронного самиздата и моделирование идеального сервиса, способного конкурировать с деятельностью профильных организаций.



1. Немного цветов и... яиц / Сю пирожок, Санари Рюдзо, Desudesu-sempai // Книга фанфиков. — [Б. м.], 2024. — URL: https://ficbook.net/readfic/018e1fba- 3652-75a9-8da8-51ed3099a9a5 (дата обращения: 15.04.2024).
2. Платина и шоколад / Чацкая, Обломовъ // Книга фанфиков. — [Б. м.], 2013. — URL: https://ficbook.net/readfic/844727 (дата обращения: 23.04.2023).
3. Правила выживания в Джакарте / гордость бедняков, Stupid Hanz, адлер адерлин // Книга фанфиков. — [Б. м.], 2016. — URL: https://ficbook.net/ readfic/4896633 (дата обращения: 04.12.2022).
4. Прогуляем? / Авгаша, icallyouatmidnight // Книга фанфиков. — [Б. м.], 2024. — URL: https://ficbook.net/readfic/018d040c-4735-7adf-bb82-cd84bc0b4a1e (дата обращения: 15.04.2024).
5. Цимеринг А. Правила выживания в Джакарте / А. Цимеринг, О. Багрий. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 512 с.
6. All the Young Dudes / dnimreven_hp, Penelopa2018 // Книга фанфиков. — [Б. м.], 2021. — URL: https://ficbook.net/readfic/10308283 (дата обращения: 15.04.2023).
7. All the Young Dudes / MsKingBean89 // Archive of Our Own. — [Б. м.], 2017. — URL: https://archiveofourown.org/works/10057010/chapters/22409387 (дата обращения: 15.04.2023).
8. espresso tonic / лавандовый чизкейк, NadaM // Книга фанфиков. — [Б. м.], 2024. — URL: https://ficbook.net/readfic/018e3345-c7b5-7120-bfe6-28bd70461be2 (дата обращения: 15.04.2024).
9. GOLDEN / Винтогайка, sssackerman // Книга фанфиков. — [Б. м.], 2024. — URL: https://ficbook.net/readfic/018c8ba9-d3cc-7b46-bb9f-3ce2b9b69e87 (дата обращения: 15.04.2024).
Нормативные документы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : федер. закон от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ : (ред. от 30 января 2024 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. — Версия Проф. — М., 2024. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы : отраслевой доклад / Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. — М., 2023. — 106 с.
3. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы : отраслевой доклад / Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. — М., 2022. — 96 с.
4. Приказ Минцифры России № 290 «О создании межведомственной рабочей группы при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросу разработки профессионального стандарта профессии (специальности) «писатель» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. — М., 2022. — URL: https://digital.gov.rU/ru/documents/8187/#tdocumentcontent (дата обращения: 22.03.2024).
Учебная литература
1. Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий / С. Г. Антонова, В. И. Васильев, И. А Жарков [и др.]. — М. : МГУП, 2002. — 468 с.
2. Накорякова К. М. Литературное редактирование / К. М. Накорякова. — М. : Издательство «Икар», 2004. — 432 с.
...87


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ