ТУШЬ И БИСТР В ГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
|
АННОТАЦИЯ 5
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ БИСТРА И ТУШИ. ТЕХНИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 5
1.1 История бистра и туши 5
1.2 Техники и приемы работы с тушью 15
1.3 Тушь и бистр в уникальной графике разных эпох 20
2 ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ СЕРИИ ТУШЬЮ ПО МОТИВАМ
КНИГИ ЭМИЛИ БРОНТЕ «ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ» 24
2.1 Психологизм в романе «Грозовой перевал» 24
2.2 Анализ техник существующих работ по мотивам книги Эмили Бронте
«Грозовой перевал» 26
Проектирование графической серии по мотивам книги «Грозовой перевал» 30
3 РАЗРАБОТКА АВТОРСКОГО КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36
3.1 Краткая характеристика авторского курса 36
3.2 Переходный возраст детей 10-12 лет 37
3.3 Особенности работы с детьми 10-12 лет 39
3.4 Содержание авторского курса дополнительного образования 41
3.5 Апробация занятия по авторскому курсу дополнительного образования .44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ БИСТРА И ТУШИ. ТЕХНИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 5
1.1 История бистра и туши 5
1.2 Техники и приемы работы с тушью 15
1.3 Тушь и бистр в уникальной графике разных эпох 20
2 ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ СЕРИИ ТУШЬЮ ПО МОТИВАМ
КНИГИ ЭМИЛИ БРОНТЕ «ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ» 24
2.1 Психологизм в романе «Грозовой перевал» 24
2.2 Анализ техник существующих работ по мотивам книги Эмили Бронте
«Грозовой перевал» 26
Проектирование графической серии по мотивам книги «Грозовой перевал» 30
3 РАЗРАБОТКА АВТОРСКОГО КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36
3.1 Краткая характеристика авторского курса 36
3.2 Переходный возраст детей 10-12 лет 37
3.3 Особенности работы с детьми 10-12 лет 39
3.4 Содержание авторского курса дополнительного образования 41
3.5 Апробация занятия по авторскому курсу дополнительного образования .44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Актуальность темы объясняется широким применением такого материала, как тушь, а ранее бистр художниками разных периодов в истории и в современном искусстве. Данный материал имеет множество техник, которые можно изучать, смешивать и выявлять авторские почерки.
Объектом исследования является уникальная графика.
Предметом исследования считается графический материал — бистр и преимущественно тушь.
Целью исследования является создание авторского курса дополнительного образования по выразительности материала для обучающихся возраста 10-12 лет.
Для достижения цели ВКР стоит выполнить следующие задачи:
— изучить историю материалов, существующие составы, достоинства и недостатки, рабочие инструменты;
— изучить приемы и техники работы с тушью для определения возможностей выразительности;
— проанализировать работы художников разных эпох для определения более актуальных техник в разные периоды истории;
— на основе изучения и анализа работ художников пробовать применять различные техники и приемы для собственного практического опыта;
— выявить более подходящую технику работы с тушью для создания графической серии работ по мотивам книги эмили бронте «грозовой перевал»;
— опираясь на полученный теоретический и практический опыт, разработать программу занятий авторского курса дополнительного образования под названием «тушь, как способ изобразительности»;
— апробировать 1 из уроков разработанного курса для анализа его пригодности в существующих условиях.
Методы исследования: исторический, аналитический, синтез, эксперимент, метод педагогического моделирования, исследовательский (теоретический), практический.
Исследовательский (теоретический) метод состоит в поиске и изучении источников, относящихся к теме ВКР, подробном рассмотрении истории создания и применения изучаемого материала, а также разбор свойств и технологичности туши.
Исторический метод заключается в поиске и систематизации источников по истории материала и его развитии на протяжении определенного количества времени.
Проявление аналитического метода заключается в анализе уже существующих работ и источников, их рассмотрении с точки зрения технологичности. Посредством анализа создается практическая часть, включающая в себя уже известные, но усовершенствованные приемы. Изучение содержания художественного произведения «Грозовой перевал», его внутренних особенностей, которые могут отобразиться в дальнейшей практической работе.
Синтез предполагает обобщение полученных знаний и их использование в разработке графической серии.
Эксперимент подразумевает под собой пробу материала и приемов туши, а также проведение апробации авторского курса дополнительного образования.
Метод педагогического моделирования — разработка авторского курса по теме ВКР. Необходимо создать авторский курс (был выбран курс дополнительного образования), в котором раскрываются выразительные возможности туши. Целевой аудиторией выступают дети 10-12 лет, имеющие первоначальные художественные навыки и способности.
Практический метод включает в себя работу с физическими носителями - лист, тушь, инструменты в виде пера, кистей, колапена и других художественных приспособлений. Необходимо создать графическую серию по мотивам книги Эмили Бронте «Грозовой перевал», выполнив каждую из работ в тушевой технике.
Объектом исследования является уникальная графика.
Предметом исследования считается графический материал — бистр и преимущественно тушь.
Целью исследования является создание авторского курса дополнительного образования по выразительности материала для обучающихся возраста 10-12 лет.
Для достижения цели ВКР стоит выполнить следующие задачи:
— изучить историю материалов, существующие составы, достоинства и недостатки, рабочие инструменты;
— изучить приемы и техники работы с тушью для определения возможностей выразительности;
— проанализировать работы художников разных эпох для определения более актуальных техник в разные периоды истории;
— на основе изучения и анализа работ художников пробовать применять различные техники и приемы для собственного практического опыта;
— выявить более подходящую технику работы с тушью для создания графической серии работ по мотивам книги эмили бронте «грозовой перевал»;
— опираясь на полученный теоретический и практический опыт, разработать программу занятий авторского курса дополнительного образования под названием «тушь, как способ изобразительности»;
— апробировать 1 из уроков разработанного курса для анализа его пригодности в существующих условиях.
Методы исследования: исторический, аналитический, синтез, эксперимент, метод педагогического моделирования, исследовательский (теоретический), практический.
Исследовательский (теоретический) метод состоит в поиске и изучении источников, относящихся к теме ВКР, подробном рассмотрении истории создания и применения изучаемого материала, а также разбор свойств и технологичности туши.
Исторический метод заключается в поиске и систематизации источников по истории материала и его развитии на протяжении определенного количества времени.
Проявление аналитического метода заключается в анализе уже существующих работ и источников, их рассмотрении с точки зрения технологичности. Посредством анализа создается практическая часть, включающая в себя уже известные, но усовершенствованные приемы. Изучение содержания художественного произведения «Грозовой перевал», его внутренних особенностей, которые могут отобразиться в дальнейшей практической работе.
Синтез предполагает обобщение полученных знаний и их использование в разработке графической серии.
Эксперимент подразумевает под собой пробу материала и приемов туши, а также проведение апробации авторского курса дополнительного образования.
Метод педагогического моделирования — разработка авторского курса по теме ВКР. Необходимо создать авторский курс (был выбран курс дополнительного образования), в котором раскрываются выразительные возможности туши. Целевой аудиторией выступают дети 10-12 лет, имеющие первоначальные художественные навыки и способности.
Практический метод включает в себя работу с физическими носителями - лист, тушь, инструменты в виде пера, кистей, колапена и других художественных приспособлений. Необходимо создать графическую серию по мотивам книги Эмили Бронте «Грозовой перевал», выполнив каждую из работ в тушевой технике.
Темой выпускной квалифицированной работы является «Тушь и бистр в графическом искусстве». В нее входили: поиск информации об истории материала, свойствах, техничности и применении, анализ работ художником разных временных эпох, создание уникальной серии графики по мотивам художественного произведения и проектирование авторского курса для детской аудитории 10-12 лет. При работе над дипломным проектом стояла цель - создание авторского курса по теме ВКР по выразительным свойствам туши. Программа разработана для дополнительного образования и общего художественного развития детской аудитории.
Выпускная квалифицированная работа состоит из теоретической и практической части. В теоретическую часть включены исторические и информационные источники, описывающие историю туши, начиная с Китая 1200 года до н.э. Затрагивают состав, свойства и техники работы с данным материалом, а также создание рисовой бумаги. Была описана краткая история бистра и его применения. Разбирались техники китайской живописи и стили «гун-би» и «се-и», рабочие инструменты разных эпох. Изучена информация о художественных методах, приемах, техниках и технологиях, проанализированы графические работы художников разных периодов, таких как У Даоцзы, Ван Вэй, Леонардо да Винчи, Рембрандт Харменс ван Рэйн и др. Изучение истории материала, ее техник и свойств помогли в дальнейшем создании серии уникальной графики. Совокупность всей информации о туши помогла выявить ее выразительные качества и применение в работе.
Практическая часть подразумевает под собой создание графической серии по мотивам художественного произведения. За основу серии листов была взята книга Эмили Бронте «Грозовой перевал». Проанализировав роман и существующие иллюстрации по данному произведению был произведен поиск композиционных решений и техник исполнения. После нескольких этапов была создана итоговая серия, в которой прослеживается основной сюжет с главным героем на каждом листе. Практическая часть выполнена в технике туши, с использованием приемов и выразительных средств: силуэт, применение трафарета для резерважа, набрызг, сухая кисть, работа с подручными инструментами в виде ватных палочек, зубочисток, зубных щеток и т.д.
При работе с педагогической частью были изучены существующие учебные программы, особенности поведения младших подростков 10-12 лет. При разработке собственного учебного курса были использованы методические пособия и дидактические методы. На основе получения и систематизации знаний был создан авторский курс дополнительного образования для детской аудитории 10-12 лет. Цель, поставленная в начале дипломной работы, была достигнута.
Практическая значимость курса заключается в возможности применения изученных техник и приемов выразительности в педагогической деятельности. Также данная программа может существовать в формате курса.
Выполнение ВКР помогло повторить и закрепить знания, полученные во время обучения, а также разобраться в изученных ранее темах глубже и эффективнее. Задачи, поставленные в начале работы над дипломным проектом, успешно выполнены.
Выпускная квалифицированная работа состоит из теоретической и практической части. В теоретическую часть включены исторические и информационные источники, описывающие историю туши, начиная с Китая 1200 года до н.э. Затрагивают состав, свойства и техники работы с данным материалом, а также создание рисовой бумаги. Была описана краткая история бистра и его применения. Разбирались техники китайской живописи и стили «гун-би» и «се-и», рабочие инструменты разных эпох. Изучена информация о художественных методах, приемах, техниках и технологиях, проанализированы графические работы художников разных периодов, таких как У Даоцзы, Ван Вэй, Леонардо да Винчи, Рембрандт Харменс ван Рэйн и др. Изучение истории материала, ее техник и свойств помогли в дальнейшем создании серии уникальной графики. Совокупность всей информации о туши помогла выявить ее выразительные качества и применение в работе.
Практическая часть подразумевает под собой создание графической серии по мотивам художественного произведения. За основу серии листов была взята книга Эмили Бронте «Грозовой перевал». Проанализировав роман и существующие иллюстрации по данному произведению был произведен поиск композиционных решений и техник исполнения. После нескольких этапов была создана итоговая серия, в которой прослеживается основной сюжет с главным героем на каждом листе. Практическая часть выполнена в технике туши, с использованием приемов и выразительных средств: силуэт, применение трафарета для резерважа, набрызг, сухая кисть, работа с подручными инструментами в виде ватных палочек, зубочисток, зубных щеток и т.д.
При работе с педагогической частью были изучены существующие учебные программы, особенности поведения младших подростков 10-12 лет. При разработке собственного учебного курса были использованы методические пособия и дидактические методы. На основе получения и систематизации знаний был создан авторский курс дополнительного образования для детской аудитории 10-12 лет. Цель, поставленная в начале дипломной работы, была достигнута.
Практическая значимость курса заключается в возможности применения изученных техник и приемов выразительности в педагогической деятельности. Также данная программа может существовать в формате курса.
Выполнение ВКР помогло повторить и закрепить знания, полученные во время обучения, а также разобраться в изученных ранее темах глубже и эффективнее. Задачи, поставленные в начале работы над дипломным проектом, успешно выполнены.





