ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ
ТАМОЖЕННОМ ТРАНЗИТЕ 9
1.1. Сущность и содержание таможенного контроля при
таможенном транзите 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение организации
таможенного контроля при таможенном транзите 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ТАМОЖЕННОМ ТРАНЗИТЕ В РЕГИОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ 37
2.1. Анализ организации таможенного контроля при
таможенном транзите в регионе деятельности Белгородской таможни 37
2.2. Направления совершенствования организации
таможенного контроля при таможенном транзите 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Сегодня, в условиях развития внешнеэкономических связей огромную роль играет качественная и оперативная логистика товарных потоков. В связи с этим, одной из важнейших составляющих в обеспечении благоприятных условий для роста экономического потенциала выступает эффективный таможенный контроль, включая и одну из эффективных форм международного товародвижения таможенную процедуру таможенного транзита, которая выступает своеобразным катализатором развития взаимовыгодных экономических отношений между государствами.
Повышение эффективности таможенного контроля при таможенном транзите товаров предполагает, как сокращение времени осуществления соответствующей таможенных операций, так и повышение качества организации таких операций. По итогам 2018 года «таможенными органами было оформлено свыше 52 тыс. предварительных транзитных деклараций, что более чем 6,5 раз превышает количество оформленных предварительных транзитных деклараций в 2017 году (7,7 тыс. предварительных транзитных деклараций). По инициативе ФТС России технология электронного декларирования транзитных товаров активно внедряется таможенными органами на всей территории ЕАЭС».
Однако, использование транзитных деклараций сокращается, что свидетельствует о новом этапе в транзитных перевозках. К 2020 году планируется уменьшение использования транзитных деклараций, так как применение системы МДП выгоднее как для перевозчиков, так и для таможенных органов.
Всё вышеуказанное обуславливает необходимость исследования организации таможенного контроля при транзите товаров в регионах деятельности отдельных таможен, что позволит выявить положительные и отрицательные факторы осуществления международных транзитных перевозок, обозначить проблемные зоны, возникающие при таможенном контроле за транзитом товаров в регионах деятельности таможенных органов и выработать стратегические направления его развития.
Степень научной разработанности темы исследования. В условиях развития евразийских интеграционных процессов возрастает роль эффективности таможенного контроля как одного из видов государственного контроля в таможенной сфере. Теоретические исследования таможенного контроля, выделение его отличительных признаков, принципов, видов и форм его организации, а также особенностей трансформации в современных условиях, представлены в работах: С. А. Агамагомедовой, О. И. Асмарян, А. М. Быкова, Д. А. Гришиной, В. И. Кабанова, А. Р. Клевлеевой, И. А. Коденко, Е. Е. Дедовского, Н. Г. Липатовой, О. П. Матвеевой, Р. П. Мешечкиной, Н. А. Мошкиной, С. В. Новикова, С. А. Овсянникова, А. А. Солиева и др. В представленных работах освещаются такие вопросы
как: влияние международных стандартов в области таможенного
администрирования на развитие законодательства о таможенном контроле, влияние информационных технологий на практику организации таможенного контроля, развитие риск-ориентированного подхода в реализации таможенного контроля, совершенствование регламентации процедур таможенного контроля.
Вопросы нормативно-правового регулирования таможенного транзита, анализ особенностей и условий прохождения таможенной процедуры таможенного транзита исследовались в работах Д. Н. Афонина, В. В. Васильевой, А. А. Гудзенко, К. С. Гусевой, А. С. Дюкаревой,
А. А. Ермаковой, Р. А. Лаптева, А. К. Мамедовой, И. А. Петровой О. И. Солодухиной, С. С. Фадеевой, Е. В. Щелкуновой и ряда других авторов.
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью повышения эффективности организации таможенного контроля за транзитом товаров и недостаточностью практических рекомендации по развитию организационно-правовых мер данной процедуры.
Объектом дипломного исследования выступает таможенный контроль при таможенном транзите.
Предмет исследования - организация таможенного контроля при таможенном транзите в регионе деятельности Белгородской таможни.
Цель дипломного исследования - совершенствование организации таможенного контроля при таможенном транзите.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы организации таможенного контроля при таможенном транзите;
- изучить нормативно-правовые основы организации таможенного контроля при таможенном транзите;
- проанализировать практику организации таможенного контроля при таможенном транзите в регионе деятельности Белгородской таможни;
- предложить направления совершенствования организации таможенного контроля при таможенном транзите.
Теоретико-методологическую основу дипломного исследования составили труды Г.В. Баландиной, Ю. Ю. Пономарева и С. Г. Синельникова- Мурылева, М. В. Бойковой, А. Н. Козырина, в которых сформулированы теоретические основы таможенного администрирования, представлен зарубежный и национальный опыт таможенного регулирования, а также проанализировано понятие таможенной процедуры, ее типология и применение в ЕАЭС.
Методологическая основа дипломного исследования представлена системой общенаучных и частных научных методов, среди которых можно выделить:
- системный анализ, используемый при изучении понятий и процессов, связанных с осуществлением таможенного контроля при таможенном транзите;
- логический метод, использовавшийся при изложении материала дипломного исследования, а также формулирования ввод и предложений по теме исследования;
- сравнительно-правовой метод, позволивший провести сравнение норм национального законодательства и государств-членов Евразийского экономического союза, в отношении осуществления таможенной процедуры таможенного транзита;
- контент-анализ, который использовался при осуществлении выборки и анализе отдельных положений нормативных правовых актов и научных статей;
- статистический метод, который позволил обобщить и проанализировать результаты организационно-правовой деятельности таможенных органов;
- моделирование, используемое при формулировке рекомендаций в отношении совершенствования таможенного контроля при таможенном транзите.
Эмпирической основой исследования выступили:
- нормы международного права в отношении таможенного контроля при таможенном транзите;
- положения национального законодательства при осуществлении таможенной процедуры таможенного транзита;
- статистические отчеты и информационно-аналитические обзоры Белгородской таможни о результатах деятельности за 2016-2018 гг.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в рамках дипломного исследования было проведено комплексное исследование организационно-правового регулирования осуществления таможенного контроля при таможенном транзите в регионе деятельности Белгородской таможни, научные результаты которого учитывали положения административного права, новейшего таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. По результатам проведенного исследования были определены особенности организации таможенного контроля при таможенном транзите и предложены конкретные рекомендации по его совершенствованию.
Апробация результатов дипломного исследования осуществлялась в рамках публикации автора по теме исследования.
Структура дипломного исследования представлена введением, двумя главами, заключением, списком источников и литературы.
На современном этапе развития в условиях развития внешнеэкономических связей огромную роль играет качественная и оперативная логистика товарных потоков. В связи с этим, одной из важнейших составляющих в обеспечении благоприятных условий для роста экономического потенциала выступает эффективный таможенный контроль, включая и одну из эффективных форм международного товародвижения таможенную процедуру таможенного транзита, которая выступает своеобразным катализатором развития взаимовыгодных экономических отношений между государствами. Повышение эффективности таможенного контроля при таможенном транзите товаров предполагает, как сокращение времени осуществления соответствующей таможенных операций, так и повышение качества организации таких операций.
Проведенное исследование теоретических основ организации
таможенного контроля при таможенном транзите, показало, что одним из значимых элементов таможенного регулирования является таможенная процедура, в которой сходятся многие категории и институты таможенного администрирования, такие как: таможенное декларирование, таможенные операции, таможенные платежи, запреты и ограничения во внешней торговле и ряд других. Таможенное законодательство определяет таможенную процедуру как совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Действующее таможенное законодательство ЕАЭС выделяет 17 видов таможенных процедур.
Таможенный транзит товаров представляет собой одну из важнейших процедур при таможенном регулировании в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности. В целом, таможенный транзит рассматривается как процесс, в соответствии с которым товарные потоки перемещаются по таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также по территории стран, не входящих в состав ЕАЭС от таможенного места отправления до места назначения под контролем таможенных органов. Выделяются основные элементы таможенного транзита: обеспечение сохранности перемещаемого товара; формирование гарантийной системы между участниками транзитного перемещения товаров по уплате таможенных пошлин и налогов, в случае если товар будет использоваться для импорта; формирование оперативной системы учета документов, на основе использования информационных технологий.
Нормативное закрепление трактовка таможенного транзита имеет в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) в главе 22. Так, в частности, таможенной процедурой таможенного транзита признается таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру. На сегодняшний день сложилась 3-х уровневая нормативная правовая система регулирования таможенного контроля при таможенном транзите: международный уровень; наднациональный уровень; национальный уровень. Понятие транзита содержится во многих международных соглашениях и конвенциях, таких как: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция); Конвенции о процедуре общего транзита (Интерлакен, 1987); Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947); Конвенция МДП.
Для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в таможенный орган подаётся транзитная декларация (особая форма таможенной декларации). В качестве транзитной декларации в таможенный орган могут быть предоставлены транспортные документы, такие как автотранспортная накладная, книжка МДП и карнет АТА. В случае использования данных документов в качестве транзитной декларации, они также должны быть поданы в электронной форме. Таможенный контроль за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется с использованием автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (АС КТТ-2).
Анализ практики организации таможенного контроля при таможенном транзите в регионе деятельности Белгородской таможни позволил отметить, что структурным подразделением Белгородской таможни, к ведению которого относится организация таможенного контроля за таможенным транзитом является отдел контроля за таможенным транзитом. Среди задач отдела контроля за таможенным транзитом можно выделить: реализацию таможенной политики Российской Федерации и Евразийского экономического союза. Защита в пределах своей компетенции экономических интересов Российской Федерации; обеспечение соблюдения требований международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и при контроле и учете автотранспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС; обеспечение контроля за соблюдением декларантами, перевозчиками, в том числе таможенными перевозчиками, их обязанностей при перемещении товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; принятие мер, направленных на сокращение и предотвращение случаев недоставки товаров при таможенном транзите; внедрение и осуществление контроля за внедрением таможенными постами современных информационных технологий, применяемых при контроле за таможенным транзитом, в пределах своей компетенции.
За 2018 год таможенными постами Белгородской таможни оформлено по таможенной процедуре таможенного транзита 73026 партий товаров, уменьшение к 2017 году на 11,3 %, за 2017 год - 82348. В регион деятельности Белгородской таможни в 2018 году поступило - 48085 партии, уменьшение к 2017 году на 15,13 %, за 2017 год - 56773. В 2018 году в качестве подтверждения обеспечения уплаты таможенных платежей при открытии процедуры таможенного транзита оформлено - 269 сертификатов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
К проблемным вопросам осуществления таможенного контроля при таможенном транзите, можно отнести ограниченный набор инструментов применения электронного декларирования, использование которых позволяет привлечь к участию в эксперименте лиц, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров; введение дополнительных обязательств, связанных с необходимостью получения электронной подписи, формирования совместно с предварительной информацией дополнительного документа - электронной транзитной декларации; сложности с привлечением к технологии декларирования процедуры транзита в электронной форме иностранных перевозчиков, которые не имеют возможности получить в России электронную подписи. Кроме того, причинами, снижающими заинтересованность лиц в применении технологии электронного транзита, являются вопросы технического характера: отсутствие возможности
использования сведений, содержащихся в электронной транзитной декларации, в качестве предварительной информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза; не реализован функционал оперативного взаимодействия с декларантом процедуры в случае необходимости внесения изменений и дополнения сведений, заявленных в декларации, в том числе устранения выявленных должностным лицом ошибок, не являющихся основанием для отказа в регистрации декларации или выпуска товаров....
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле [Электронный ресурс] (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 года. - Режим доступа : https://base.garant.ru/2560614/.
2. Конвенция о процедуре общего транзита (Вместе с «Процедурами и критериями общего транзита», «Таможенным статусом товаров союза и положения о евро», «Транзитными декларациями, сопроводительными и другими документами», «Пояснительными применениями, примечаниями и подробными сведениями», «Образцами транзитного сопроводительного документа, списка наименований, печатей», «Кодами используемыми при заполнении груза транзитом ТС10, Квитанции ТС11, Этикетки, Гарантийных расписок, Сертификата отступления от гарантии», «Взаимной помощью по требованиям о взыскании», «Положениями по исполнению») (Заключена в г. Интерлакене 20 мая 1987 года) [Электронный ресурс] (с изм. и доп. от 28 апреля 2016 года) // Official Journal of the European Union. - 1987. - № L 226. - Pp. 2. - Режим доступа : http://eur-lex.europa. eu/.
3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур [Текст] (совершено в Киото 18 мая 1973 года) (в ред. Протокола от 26 июня 1999 года). Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 года // Соб. Законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 32.
4. Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП [Электронный ресурс] (Конвенция МДП) (Женева, 14 ноября 1975 года) (с изм. по состоянию на 01 октября 2009 года). - Режим доступа : https://base.garant.ru/703578/.
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - Режим доступа : http: //www.consultant.ru/.
6. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ (ред. от 01 мая 2019 года). - Режим доступа : http: //www.consultant .ru.
7. Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц
таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении [Текст] : Приказ ФТС России от 26 мая 2011 года № 1067 (ред. от 06 марта 2014 года) //
Таможенные ведомости. - 2011. - № 8. - август (извлечение).
8. О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита (вместе с «Порядком совершения таможенных операций, связанных с продлением срока таможенного транзита», «Порядком совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на изменение места доставки товаров», «Порядком совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Евразийского экономического союза, а также на замену транспортных средств, перевозящих (транспортирующих) такие товары, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций», «Порядком совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на осуществление разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами Евразийского экономического союза, перевозимыми (транспортируемыми) с одной части
таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем, а также на замену транспортных средств, перевозящих (транспортирующих) такие товары, на территориях государств, не являющихся членами Союза, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций», «Порядком совершения таможенных операций при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, возникших при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита», «Порядком совершения таможенных операций, связанных с завершением и прекращением действия таможенной процедуры таможенного транзита») [Электронный ресурс] : Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 года № 170. - Режим доступа: Официальный сайт ЕАЭС
http: //www.eaeunion. org/.
9. О форме и порядке заполнения транзитной декларации (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации») [Электронный ресурс] : Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 289 (ред. от 19 декабря 2017 года). - Режим доступа: Официальный сайт ЕАЭС http: //www.eaeunion. org/.
10. Агамагомедова, С.А. Административно-правовое регулирование таможенного контроля в Российской Федерации в условиях евразийской интеграции [Текст] : монография / С.А. Агамагомедова. - СПб. : Изд-во Троицкий мост (ТМ), 2017. - 424 с.
11. Агамагомедова, С.А. Принципы таможенного контроля как вида государственного контроля [Текст] / С.А. Агамагомедова // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 1. - С. 82-89.
12. Агамагомедова, С.А. Таможенный контроль в условиях Евразийской экономической интеграции: понятие, признаки, тенденции развития [Текст] / С.А. Агамагомедова // Государство и право. - 2018. - № 4. - С. 64-72.
13. Антонов, А. Ю. Развитие государственных таможенных услуг в регионе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Ю. Антонов // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11-4 (76-4). - С. 1098-1104.
14. Асмарян, О.И. Роль таможенного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации [Текст] : монография / О.И. Асмарян. - М. : Изд-во Спутник+, 2017. - 124 с.
15. Баландина, Г.В. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры [Тест] : монография / Г.В. Баландина, Ю.Ю. Пономарев, С.Г. Синельников-Мурылев. - М. : Изд-во Дело, 2019. -100 с....54