АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РУМАНГА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Структурные особенности комикса как медиаформата 7
1.2. Манга как культурный феномен: ключевые характеристики 11
1.3. Манга в мировом культурном пространстве: специфика и отличия от западных
аналогов 15
1.4. Руманга: генезис и идентификационные признаки 19
2 ОТ КОНЦЕПЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ РУМАНГИ В
ЖАНРЕ ВЗРОСЛОЙ КРИМИНАЛЬНОЙ ДРАМЫ (НА МАТЕРИАЛЕ АВТОРСКОГО ПРОЕКТА «EVIL BOY») 26
2.1 Руманга как формат реализации авторского замысла 26
2.2. Концепция авторского проекта «Evil Boy»: от идеи до сценария 27
2.3. Визуальный стиль и нарративные техники в проекте 32
2.4. Практические аспекты создания руманги: от раскадровки до публикации
образовательного курса 34
3 РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ АВТОРСКОГО КУРСА «СОЗДАНИЕ РУМАНГИ ТЕМУ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
3.1 Проектирование и содержание авторского курса по созданию руманги как средства
формирования навыков визуального сторителлинга на тематике финансовой грамотности 39
3.2. Учет возрастных особенностей подростков 12-14 лет при адаптации контента и
разработке курса 42
3.3. Методика проведения занятий авторского курса: от теории к практике 44
3.4 Дидактическая эффективность руманги как формата визуального сторителлинга: анализ результатов апробации авторского курса 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 149
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 181
За последние десятилетия интерес к восточной культуре азиатских стран вырос как во всём мире, так и в России. С ростом глобализации в мире с начала двухтысячных годов на российских телевизионных экранах шла активная демонстрация анимационных фильмов по мотивам комиксов. С каждым годом становится всё больше поклонников манги, вебтунов и аниме не только среди детей и молодежи, но и людей всех возрастов. К 2020 году популярность японской культуры достигла невиданных до того масштабов. В обычных книжных и канцелярских магазинах можно встретить в продаже школьные принадлежности с обложками в стиле аниме, мангу, плакаты и значки с любимыми героями из комиксов.
На волне этой популярности в России стали появляться собственные варианты комиксов в восточном стиле, породив феномен руманги.
Тема исследования: руманга как феномен современной культуры.
Актуальность темы исследования заключается в востребованном потреблении многими подростками на сегодня увлекательном визуальном контенте - комиксов, манги, аниме и вебтунов. Дети с ранних лет погружены в цифровой мир планшетов и смартфонов. В условиях цифровизации комиксы, в частности, руманга становится “языком“, на котором подростки готовы воспринимать сложную информацию.
Объект исследования: руманга как форма комикса.
Предмет исследования: процесс создания криминальной руманги как модель синтеза культурных влияний.
Цель работы: разработка и апробация авторского курса внеурочной деятельности по созданию руманги (как синтеза японской манга-эстетики и российских культурных кодов) для обучающихся 12-14 лет.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по исследуемой теме, использование комиксов в образовании;
2. Выявить специфику руманги в сравнении с японской мангой и западными комиксами;
3. На основе авторского опыта создания руманги «Evil Boy» (18+) выделить приёмы, адаптируемые для обучения подростков;
4. Систематизировать этапы производства руманги и адаптировать их для учебного курса (от идеи до визуализации финансовых кейсов);
5. Разработать и апробировать авторский курс «Создание руманги на тему финансовой грамотности» на занятиях по внеурочной деятельности для обучающихся 12-14 лет.
Методология.
Теоретические методы
Исторический метод. Ретроспектива развития комикса, японской манги, руманги в России.
Метод сравнительного анализа. Использовался в ходе написания теоретической части работы, в которой даются определения комикса, манги, руманги; раскрываются история появления и отличительные особенности руманги от других форм комиксов и её место в современной культуре.
Метод теоретического синтеза. Применялся для системного объединения педагогических подходов (концепция визуальной грамотности Л.С. Выготского, принципы геймификации обучения Е.Л. Зайцевой, методики финансового просвещения ЦБ РФ) и художественных практик (техники создания манги по Ямамото Хироши, принципы нарратива в комиксах по С. МакКлауду, российский опыт Bubble Comics), результатом которой стал авторский курс для решения задач финансового просвещения российских школьников.
Практические методы
Метод художественного проектирования. Использовался при разработке по созданию персонажей, сюжета, раскадровке и финального проекта.
Метод визуального анализа. Оценка собственной работы по критериям читаемости, эмоционального воздействия и соответствия канонам формы русского комикса.
Педагогические методы
Метод опроса и анкетирования использовался для сбора необходимой информации.
Метод педагогического эксперимента. Проведение шести занятий с экспериментальной группой обучающихся 6 класса.
Метод интерпретации был применён для качественного анализа продуктов творческой деятельности учащихся (готовых руманг и эскизов), созданных в ходе апробации авторского курса.
Проблема исследования заключается в недостаточной теоретической разработанности феномена руманги в педагогических исследованиях, и, как следствие, отсутствие научно обоснованных методик интеграции руманги в образовательный процесс, способных преодолеть низкую мотивацию подростков в обучении.
Выявлены следующие противоречия:
- Подростки активно потребляют визуальный контент (мангу, вебтуны), но в российских школах практически отсутствуют методики обучения через комиксы.
- Руманга как гибридная форма комикса обладает педагогическим потенциалом, но не систематизирована для образования.
- Сложные темы требуют запоминания абстрактных понятий, но традиционные методы подачи нового материала не обеспечивают понятной для обучающегося наглядностью.
Отсюда возникает проблема в снижении эффективности в усвоении новых тем при использовании традиционных методов преподавания предмета.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование авторского курса по созданию руманги на тему финансовой грамотности повысит уровень усвоения ключевых финансовых понятий, мотивацию к обучению, креативное мышление обучающихся.
Практическая значимость заключается в применении руманги как инновационного педагогического инструмента, который:
- служит эффективным наглядным пособием для объяснения сложных понятий через визуальные образы;
- развивает креативное и критическое мышление через создание сюжетных комиксов;
- повышает мотивацию обучающихся за счет сочетания актуальной эстетики и практико-ориентированных заданий.
Апробация результатов исследования проведена на занятиях внеурочной деятельности «Акварелька» среди обучающихся 6 класса с участием 18 обучающихся 12-14 лет под руководством Вакуленко Дины Сергеевны в МАОУ СОШ № 34 имени 79-й гвардейской стрелковой дивизии г Томска по адресу: Алтайская улица, 120/1.
Новизна представленной работы выражается в разработке и апробации авторского курса по созданию руманги, который может быть интегрирован в программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС как инновационный метод финансового просвещения, сочетающий техники визуального сторителлинга и российских культурных кодов и адаптирован под клиповое мышление поколения Альфы.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Данная выпускная квалификационная работа представляет собой целостный путь от первоначальной концепции до практического воплощения авторского проекта «Evil Boy», реализованного в уникальном формате руманги.
Мы обосновали выбор именно этого гибридного формата, который органично синтезирует стилистические черты японской манги с приемами западной комикс-традиции. Такой сплав позволил нам создать особый визуально-нарративный язык, наиболее точно передающий напряженную атмосферу криминальной драмы с элементами антиутопии. Действие разворачивается в вымышленном городе Томполис, погруженном в хаос социального коллапса середины 2000-х годов.
Практическая реализация проекта «Evil Boy» преследовала две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это была художественная задача - визуализировать авторский замысел, сфокусированный на сложных темах взросления и морального выбора героев в условиях криминализированной среды. С другой стороны, проект изначально задумывался как наглядное пособие и основа для презентаций в рамках авторского образовательного курса. Этот курс посвящен созданию руманги на актуальные социальные темы, такие как финансовая грамотность, что подчеркивает значимую прикладную ценность всей проделанной работы.
Технически проект был реализован с использованием современных цифровых инструментов: графического планшета и специализированного программного обеспечения, что обеспечило качество и гибкость в процессе создания визуального ряда.
Таким образом, работа над проектом «Evil Boy» в формате руманги продемонстрировала эффективность этого синтетического подхода как для решения творческих задач по визуализации сложных социальных контекстов, так и для разработки образовательных ресурсов с высокой наглядностью и вовлекающим потенциалом.
1. Айснер, У Коммикс и последовательное искусство / Уилл Айснер ; пер. с англ. А. Ковалевского. - Москва : Белое яблоко, 2018. - 192 с.
2. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) : учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов / Е.Е. Анисимова. - Москва : Академия, 2003. - 128 с.
3. Аппон, К. Как создаются комиксы. Секреты профессионалов / Кевин Аппон ; пер. с англ. П. Петрова. - Санкт-Петербург : Питер, 2020. - 224 с.
4. Бернацкая, А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние / А.А. Бернацкая // Речевое общение: Специализированный вестник.
- Красноярск, 2000. - Вып. 3 (11). - С. 104-110.
5. Воронова, К.А. Локализация японских медиаформатов: генезис и специфика русской манги // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 1(93). - С. 50-58.
6. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Москва : Азбука, 2021. - 448 с.
7. Гаврилов, А.Н. Комикс в России / А.Н. Гаврилов. - Москва : РОСМЭН, 2022.
- 128 с.
8. Голубев, Д.И. Феномен руманги в контексте глобализации визуальной культуры // Культура и искусство. - 2019. - № 12. - С. 16-25.
9. Горбушина, М.А. Комиксы в образовании: зарубежный опыт и перспективы в России / М.А. Горбушина // Педагогика. - 2021. - № 5. - С. 45-52.
10. Григорьева, Е.А. Глобализация японской массовой культуры: манга и аниме в международном контексте / Е.А. Григорьева // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2018. - № 3. - С. 25-34.
11. Есаулов, А.А. Визуальная семиотика комикса / А.А. Есаулов // Культура и искусство. - 2019. - № 7. - С. 110-119.
12. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. - 7-е изд., перераб. и доп. - Назрань : Пилигрим, 2019. - 872 с.
13. Зайцев, К.А. Феномен руманги: между Японией и Россией / К.А. Зайцев // Культурология. - 2022. - № 3. - С. 67-79.
14. Зайцева, Е.Л. Геймификация в обучении: возможности и ограничения / Е.Л. Зайцева // Инновации в образовании. - 2014. - № 5. - С. 89-97.
15. Зинченко, В.П. Психология визуального мышления / В.П. Зинченко. - Москва : Изд-во МГУ, 2007. - 240 с.
...67