АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОСОБЕННОСТИ
ЭТНОДИЗАЙНА 7
1.1 Этнодизайн как способ переосмысления культуры 7
1.2 Основные аспекты дизайна сувенирной продукции в этно-стиле в мире и
в России; анализ аналогов 9
1.2.1 Развитие дизайна сувениров за рубежом 9
1.2.2 Положение российского рынка сувенирной продукции 15
1.3 Эвенкийская культура как основа для дизайна подарочной продукции .. 18
1.3.1 Общая информация о культуре эвенков 18
1.3.2 Роль мифологии в культуре эвенков 22
1.3.3 Сюжеты и герои эвенкийских сказок и преданий как графический
мотив для дизайн-проектирования 26
1.3.4 Орнаментальные мотивы в костюме и предметах быта эвенков .. 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАЗАБОТКА ПОДАРОЧНОЙ
ПРОДУКЦИИ НА ЭВЕНКИЙСКУЮ ТЕМАТИКУ 34
2.1 Определение целевой аудитории и задач проекта 34
2.2 Общая концепция набора подарочной продукции 36
2.3 Разработка орнаментальных паттернов 39
2.4 Разработка линейных иллюстраций для носителей и цветных
иллюстраций для шмуцтитулов ежедневника 41
2.5 Подбор шрифтов 48
2.6 Разработка обложки, внутреннего блока и декоративных элементов
ежедневника 50
2.7 Разработка прочих сувениров проекта 52
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА 56
3.1 Разработка дизайн-макетов сувенирной продукции. Требования
к материалам 56
3.2 Процесс послепечатной обработки 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 82
Сувенирная и подарочная продукция выступает в качестве благопожелательного символа, но кроме того, является катализатором воспоминаний, связанных с определенным местом, временем или человеком. Спрос на качественные и полезные подарочные предметы, способные прослужить долго, весьма велик, при этом в последнее время стандартным предметам все чаще предпочитают более оригинальные, отражающие интересы и особенности получателя. Также в последнее время растет интерес к национальным культурам и новым способам их изучения и популяризации в контексте современных технологий. Подарочная продукция, выполненная в этническом стиле, способна показать культуру малых народов в выгодном свете, актуализировать национальные особенности в современном мире и пробудить дальнейший интерес к изучению и представлению национальных культур.
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью этнодизайна в процессе изучения, представления и популяризации национальных культур, а также важной коммуникативной ролью сувенирной и подарочной продукции.
Теоретико-методологическую основу работы составляют
исследования современных российских и зарубежных культурологов и теоретиков дизайна.
Объектом исследования является этнодизайн как способ обновления национальной культуры, а также процесс разработки сувенирной продукции.
Предметом исследования является дизайн подарочной продукции на эвенкийскую тематику.
Цель дипломной работы - разработать набор подарочной сувенирной продукции в этно-стиле, а именно - с опорой на эвенкийскую культуру.
В связи с данной целью поставлены следующие задачи:
• изучить современные тенденции этнодизайна в области сувенирной
продукции;
• рассмотреть аналоги сувенирной и подарочной продукции в этно-стиле из России и других стран;
• проанализировать ключевые графические и литературные образы в культуре эвенков, определить их основные особенности;
• выявить и проанализировать целевую аудиторию проекта;
• разработать визуальный стиль, который бы наиболее точно подходил запросам целевой аудитории;
• создать и реализовать подарочный сувенирный набор в этно-стиле.
Методы исследования:
1. Общенаучный метод:
• анализ современных исследований в области этнодизайна;
• анализ культурологических исследований об эвенках;
• сравнительный анализ конкурентов и аналогов;
2. Экспериментальный метод:
• поисковое эскизирование визуальных решений;
• синтез уникальной концепции и визуального стиля.
Практическая значимость работы заключается в разработке такого дизайна подарочной сувенирной продукции в этно-стиле, который бы не только отвечал современным тенденциям, но и наиболее точно отражал национальные особенности, формируя у потребителя интерес к традиционной культуре.
Новизна проекта заключается в обращении к эвенкийской культуре в контексте разработки современной сувенирной продукции.
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
В первой главе дается понятие этнодизайна и его роль в развитии национальной культуры. Исследуется история сувенирной продукции в России и за рубежом, а также проводится анализ аналогов на рынке. Рассматриваются ключевые образы эвенкийской культуры из графических и фольклорных источников.
Вторая глава посвящена процессу создания подарочного набора на основе проведенного в первой главе исследования. Подробно описывается разработка каждого составляющего проекта: поиск визуального стиля и работа с орнаментами, разработка иллюстративной части проекта, поиск цвета и шрифтов, оформление сувенирных носителей.
В третьей главе рассмотрены производственные процессы реализации проекта.
В ходе работы над проектом была проделана работа как теоретического, так и практического характера. Были выполнены следующие задачи: изучены особенности и методы этнодизайна; выявлены проблемы представления образов национальных культур в дизайне; проведен анализ аналогов сувенирной продукции с использованием национальных мотивов в России и за рубежом; проведен анализ графических и литературных образов в культуре эвенков и выявлены их особенности; исследована целевая аудитория для премиальной сувенирной продукции; подобраны сувенирные носители в соответствии с целевой аудиторией; на основе проведенных исследований культуры эвенков и целевой аудитории была разработана концепция сувенирной продукции и наборов; определены способы реализации физических носителей.
При разработке сувенирной продукции основной задачей было достоверно отразить национальную культуру эвенков, и при этом сделать образы понятными и актуальными для современного человека. Для этого был проведен тщательный анализ как материальной, так и духовной культуры эвенков, описаны особенности их повседневной жизни, верований и искусства. В результате анализа была разработана концепция для будущей сувенирной продукции, опирающаяся на принципы современного этнодизайна. Разработаны цветовые, композиционные и шрифтовые решения, создан ряд иллюстраций и орнаментов, отражающих материальную культуру эвенков; созданы концепты декоративных сувениров, отсылающих к эвенкийскому быту. Итоговая линейка сувениров представлена следующими носителями: ежедневник, обложки на паспорт, чехол под очки, чехлы для iPhone и iPad, USB-флешка, зонты, хлопковые платки, швейцарский нож в чехле, ремень. Для возможности реализации физических носителей описаны технические особенности допечатной подготовки и требования к макетам и материалам. Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной 61 работы достигнуты. Перспективы практической части работы заключаются в реализации состава проекта в полном объеме, а также в возможности дальнейшей работы по расширению линейки сувенирной и подарочной продукции на эвенкийскую тематику.
1) A History of the Industry / Hour Glass — Режим доступа: https://web.archive.Org/web/20160908062736/http://www.hourglasscalendars.com/ industry-history.html
2) Beaulieu J.-E. L’ethnodesign: un dialogue entre 1’artisanat et le design contemporain. Quebec City, 2012.
3) Iphone vs Android в регионах России [Электронный ресурс] / Андрей Дорожный — Режим доступа: http://dorozhnij.com/iphone
4) Marttiini shop / Marttiini — Режим доступа: https://www.marttiini.fi/epages/MarttiiniShop.sf/en_GB/?ObjectPath=/Shops/Mart tiiniShop/Categories
5) Nobo Design / Culture.pl — Режим доступа: https://culture.pl/en/artist/nobo- design
6) Антипов Д.А., Костылев И.О. Музейный сувенир: эволюция музея / Д.А. Антипов, И.О. Костылев // Человек и культура. - 2017. - № 2. - С. 82 - 91.
7) Антонидес Дж. Consumer Behaviour: A European Perspective / Дж. Антонидес, У.Ф. ван Раай — Чичестер: John Wiley and Sons, 1998. — 642 с.
8) Бесчастнов Н. П. Цветная графика - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2014. - 224 С.
9) Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. - М.: Издатель Д. Аронов, 2006.
- 432 С.
10) Варламов, А. Н. Концепт ДУША в языке и мировоззренческих традициях эвенков / А. Н. Варламов // Теоретическая и прикладная лингвистика. - 2022.
- Т. 8, № 3. - С. 31-45.
11) Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков. - М.: Издательство Наука, 1966. - 399 С.
12) Василевич Г. М. Эвенки. Историка-этнографические очерки - Ленинград: Издательство Наука, 1969. - 305 С.
13) Воскобойников М. Г. Кто дал эвенкам солнце - Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973. - 248 С.
14) Воскобойников М. Г. Фольклор эвенков Прибайкалья - Бурятское книжное издательство, 1967. - 185 С.
15) Гл. ред. А.М. Прохоров. Большая Советская Энциклопедия, М.: Советская Энциклопедия - 1976. — Т. 25. — С. 26.
..50