Аннотация 4
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА I. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ФАНФИКШН 16
1.1 Специфика литературы фанфикшн как феномена массовой литературы 16
1.2 Роль сетевой литературы в развитии фанфикшн 19
1.3 Особенности субкультуры интернет-сообщества 21
1.4 Жанровое своеобразие в литературе фанфикшн и феномен жанра литРПГ как
нового жанра в фанфикшн 24
1.5 Своеобразие читателя в литературе фанфикшн 28
1.6 Трансформация литературы фанфикшн в современной книжной среде
(от любительских изданий к традиционным) 32
ГЛАВА II. РЕДАКЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ИЗДАНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ ФАНФИКШН
(НА ПРИМЕРЕ ЛИТРПГ) 36
2.1 Своеобразие принципов создания текста в литературе фанфикшн 36
2.2 Особенности редакционной подготовки издания в жанре ЛитРПГ 40
2.3 Своеобразие редакционной подготовки издания Дмитрия Руса «Играть, чтобы
жить» 43
2.4 Современные тенденции и перспективы развития литературы фанфикшн
в различных издательских практиках 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена любительской литературе, к которой в последние годы обозначился интерес в издательских практиках, а именно к литературе фанфикшн и образовавшемуся от нее жанру литРПГ. Тексты, написанные не профессиональными авторами, а фанатами, и опубликованные на различных сайтах, берутся в издательский оборот и получают статус художественного произведения, которое после публикации оказывается на книжных прилавках.
Литература фанфикшн в современном мире достигла небывалой популярности, переросшей в субкультуру, породившей множество интернет-сообществ. Исходя из этого, интерес издательств можно объяснить тем, что подобная любительская литература имеет обширную читательскую аудиторию, которой будет любопытно увидеть вторичный текст в традиционной форме, а значит, на подобные издания будет спрос. При этом важную роль играет трансформация культуры чтения, т. к. современное поколение воспринимает текст уже не так, как предыдущее. Массовая литература претерпевает изменения, подстраивается под нового читателя, которому приелись обычные сюжеты и жанры. Зачастую удовлетворить потребности современного читателя способен лишь такой же читатель, который на своем опыте знает потребности и ожидания от нового текста.
Для малосведущих в этом вопросе людей идея фанфиков проста и незаурядна: пишется текст, в основе которого лежат уже созданная кем-то вселенная, персонажи и какая-то сюжетная составляющая. На первый взгляд может показаться, что ничего особенного в тексте, наполовину состоящем из чужого творческого труда, быть не может, и создается впечатление, что это обычное для нашего времени подражание. Но главной особенностью литературы фанфикшн является само формирование образа читателя, изучение которого является сложным процессом и требует рассмотрения не только с точки зрения литературоведения, но и социологии, психологии. Не менее важна проблема специфики создания текста автором-фанатом и причины его востребованности среди других фанатов.
Наиболее авторитетными в этой области являются работы К. А. Прасоловой, Ю. В. Антипиной и Н. В. Самутиной. К. А. Прасолова в своей работе «Фанфикшн: литературный феномен конца XX— начала ХХХ века (творчество поклонников Дж. К. Ролинг)» уделяет особое внимание специфике субкультуры фанфикшн, рассматривает взаимоотношение фанатов внутри ее. Ю. В. Антипина в своем исследовании «Жанровые особенности фанатской прозы (на примере фанфикшн по творчеству братьев Стругацких)» выделяет специфику жанров в фанатской прозе и изучению личности фаната исключительно на примере отечественного фандома. Так же она выделяет тенденцию смешения традиционных жанров с жанрами, присущими исключительно фанфикшн . Н. В. Самутина, в свою очередь, в исследовании «Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта» занимается изучением специфичного жанра слеш, зародившегося в литературе фанфикшн, и изучает принципы формирования его читательской аудитории, которая является исключительно женской, более зрелой и достаточно образованной, вопреки устоявшемуся мнению о том, что читательницы фанфикшн — это девочки в возрасте от десяти до шестнадцати лет. Таким образом, в существующих исследованиях о литературе фанфикшн выделяются три аспекта изучения: субкультура литературы, образ читателя и специфика редподготовки текста.
Здесь стоит вернуться к мысли, изложенной в начале работы: литература фанфикшн в последнее время все больше берется в издательский оборот. И с этой точки зрения на изучение фанфикшн смотрят редко. Известный среди специалистов книжного дела российский исследователь Владимир Харитонов в своей статье «Рост тиражей, странная любовь к чтению и фанфик» утверждает, что издание любительского текста чревато для издателей проблемами с авторским правом. Однако А. Д. Елисеева, автор статьи «Фанфикшн: взгляд издателя» , приводит обратные доводы. Она утверждает, что проблему авторского права можно решить путем изменения заимствованных из оригинального произведения элементов или путем некоммерческого издания с разрешения автора оригинала. В связи с этим специфику литературы фанфикшн можно рассматривать с трех позиций: автор, читатель и издатель.
Еще несколько лет назад, когда фанфикш начал набирать уже серьезные обороты, функция издателя начала обесцениваться. Вся субкультура фанфикшн, создание и распространение текста было устроено в обход издателя. Да и издатели не стремились связываться с ним, поскольку возникали проблемы с авторским правом. Сейчас общество претерпело трансформацию, ценности авторов и издателей поменялись, они взглянули на фанфикшн под другим углом, увидели в нем привилегии для себя. Главное преимущество в издании фанфиков, как подчеркивает А. Д. Елисеева, это то, что фанфики могут служить своеобразной рекламой, средством продвижения оригинального произведения, в связи с чем правообладатели смотрят на фанфикшн уже без прежней неприязни. Поэтому в настоящий момент можно уже говорить о том, что фигура издателя снова становится ключевой, даже в таком феноменальном явлении как фанфикшн, где, казалось бы, ему нет места. На данном этапе развития фанфикшн издатель нужен автору и читателю так же, как и читатель с автором нужны издателю, потому что без него сделать свое произведение более материальным и выйти на читательскую аудиторию, не ограниченную рамками фандома, просто невозможно.
Следующий аспект, который обязательно должен быть затронут во введении, — это литРПГ (литературная ролевая игра), новый жанр любительской литературы, трансформировавшийся из фанфикшн. Современный читатель, пожалуй, сложнее всех, предшествовавших ему. Нынешнее поколение фанатов в значительной мере интеллектуальнее, чем в начале XXI века, а современные реалии все больше вынуждают его уходить в виртуальный мир. Об этом пишут Д. Давыдов и Л. Фишман в статье «Будущее капитализма: от литРПГ к футурологии» . Уже во введении к статье говорится о том, что этот жанр отражает глобальные тенденции, выходящие за рамки литературоведения. Сюжет выстроен на будущем, которое «выталкивает» героя в виртуальное пространство, поскольку ему нет места в реальном мире. Этим обусловлено становление жанра литРПГ, который все больше набирает популярность в последние годы.
Можно смело сказать, что данный жанр родился из феномена фанфикшн, поскольку тот подразумевает под собой творчество поклонника не только литературного произведения или киноискусства, но также комиксов, брендовых персонажей (актеров, певцов, блогеров) и, в том числе, компьютерных игр. Авторы литРПГ хотя и используют своих персонажей и зачастую даже вселенную, произведения придумывают сами, но это не отменяет того факта, что все авторы являются фанатами игрового жанра РПГ (Role-playinggame — Ролевая игра) и ММОРПГ (массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра), поэтому многие функции, законы и термины перенесли из игры в свой текст. Вследствие этого феномен фанфикшн остается актуальным при рассмотрении такого жанра, как литРПГ, так как их авторы являются поклонниками или конкретной компьютерной игры, или в целом жанра ролевых игр. Об этом будет сказано более подробно в главе «Жанровое своеобразие в литературе фанфикшн и феномен жанра ЛитРПГ как новый жанр фанфикшн».
Разным у фанфикшн и литРПГ является гендерное соотношение читательской и пишущей аудитории. Если фанфикшн наиболее популярен у женской молодежной аудитории, то фанатами литРПГ являются мужчины самой разной возрастной группы. С захватом видеоигр и онлайн игр развлекательной индустрией сформировался образ так называемых «попаданцев» в виртуальные миры, что сначала произвело фурор, так как считалось чем-то действительно новым. Р. Михайлов, В. Маханенко, Д. Рус и А. Зайцев являются первыми опубликованными и наиболее популярными российскими авторами в жанре литРПГ. Именно их книги впервые были опубликованы издательством Эксмо и появились на полках книжных магазинов, привлекая читателей яркими обложками, обретая при этом все большую популярность.
Литература фанфикшн достаточно известна в научном сообществе и была подвергнута изучению во многих аспектах, о чем говорит множество существующих исследований, но только не в книговедческом плане. Что касается конкретно жанра ЛитРПГ, то он является молодым жанром, практически не изученным, хотя безусловно данное явление заслуживает внимания в силу большой популярности и серьезного социального подтекста. Изучение фанфикшна позволит выяснить, какие основные элементы текста и сюжета вызывают определенные реакции у читателя, проследить, в каких формулировках они выражаются и впоследствии использовать эти знания в издательских практиках. Таким образом, актуальность работы связана, прежде всего, с выявлением принципов создания и специфики редактирования в литературе фанфикшн, а также ростом популярности нового жанра литРПГ в сетевой читательской среде, получающего в итоге книжное воплощение.
Новизна данного исследования заключается в практическом отсутствии исследований по редакционной подготовке в литературе фанфикшн и попыткой выявить ее специфику на примере жанра литРПГ.
Проблемой нашего исследования является анализ современного состояния литературы фанфикшн при практическом отсутствии в научных исследованиях теоретического осмысления особенностей любительского текста и его редподготовки. В основу работы положена гипотеза о том, что любительская литература весьма интересна для массового читателя, не заслуживает пренебрежения со стороны издательств и нуждается в более качественной редакционно-издательской подготовке.
Цель — исследование литературы фанфикшн с точки зрения специфики создания и редакционной подготовки на примере жанра литРПГ.
Для достижения цели будут использоваться следующие методы: теоретический анализ, редакторский анализ, системный анализ, интервью, синтез, метод индукции.
Задачи исследования:
1) исследовать литературу фанфикшн как феномен современной массовой литературы и своеобразие позиций автора-читателя-издателя в ней;
2) рассмотреть роль сетевой литературы в развитии фанфикшн: саму платформу, особенности создания текста на ней и минимальной редакторской подготовки, изменение образов читателя и автора;
3) проанализировать особенности субкультуры фанфикшн;
4) изучать жанровое своеобразие в литературе фанфикшн, дать характеристику жанру литРПГ;
5) рассмотреть литРПГ как новый жанр фанфикшн и модификацию образа читателя;
6) провести редакторский анализ изданий ЛитРПГ (на примере серии книг Дмитрия Руса «Играть, чтобы жить»);
7) выявить особенности редакционной подготовки издания в жанре литРПГ;
8) охарактеризовать современные тенденции и перспективы развития литературы фанфикшн в различных издательских практиках.
Объектом исследования является жанр литРПГ в литературе фанфикшн, а предметом — специфика создания и редакционной подготовки в литературе фанфикшн, формирование образа читателя в рамках жанра литРПГ.
Хронологические рамки исследования — 2014—2019 гг., что обусловлено тем, что литРПГ начал набирать популярность и появляться на книжных полках в последние пять лет.
В качестве материала для исследования будет использована серия книг Дмитрия Руса «Играть, чтобы жить», изначально созданная на любительской платформе, но затем вышедшая в издательстве ЭКСМО.
Из всего обозначенного выше следует, что работа будет иметь не только теоретическую, но и практическую значимость. Практическая значимость исследования выражается в том, что, благодаря изучению своеобразия создания любительского текста, мы сможем определить причины широкой популярности данного вида литературы среди массового читателя. Теоретическая значимость представлена в виде выработанных рекомендаций по редакционно-издательской подготовке данного вида издания, а также описания самой субкультуры фанфикшн и процесса создания любительского текста, которые могут быть использованы издателями или другими участниками редакционно-издательского процесса для теоретического осмысления данного вида литературы.
Что касается теоретической базы исследования, то для углубления в проблему анализа современного состояния литературы фанфикшн нами были изучены научные статьи Л. В. Зиминой , Ю. В. Булдаковой , Е. К. Тимошенко , А. Д. Елисеевой , М. А. Федорчук и др. Для изучения особенностей массовой литературы, ее функций и связи с любительской литературой мы использовали статью Ю. М. Лотмана . Кроме научных статей для нас были очень полезны учебные и справочные издания, такие как «Словарь литературоведческих терминов» и «Альтернативная культура. Энциклопедия» .
Учебник под редакторством С. Г. Антоновой «Редакторская подготовка изданий» помог узнать и понять, как должно строиться художественное издание, какие языковые средства лучше использовать для написания художественного текста, как правильно построить справочный аппарат книги. Конспект лекций И.А. Жаркова «Технология редакционно-издательского дела» помог провести редакторский анализ любительского текста, и, благодаря полученным результатам, мы смогли составить издательские, редакторские рекомендации по редакционно-издательской подготовке любительского текста.
Структура работы построена в соответствии с логикой последовательности задач исследования и обусловлена общей его целью. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Во введении обозначаются проблема, цель и задачи, формулируются актуальность и новизна темы. Первая глава работы — «Типологические особенности литературы фанфикшн» — посвящена обоснованию теоретической базы исследования: представлена история развития литературы фанфикшн, описаны особенности субкультуры фанатов, проанализированы имеющиеся научные исследования, посвященные литературе фанфикшн. Также в ней проанализировано появление жанра литРПГ, обозначены его специфические черты, достоинства и недостатки. Во второй главе работы — «Редакционная подготовка изданий литературы фанфикшн (на примере литРПГ)» — проводится изучение редакционно-издательской подготовки изданий из серии «LitRPG» издательства Эксмо, описываются их особенности. В заключении подведены итоги исследования и выводы, соотнесенные с поставленными задачами работы, а также намечаются перспективы для дальнейшего исследования. В приложении представлено интервью с автором издания в жанре литРПГ Дмитрием Русом.
В соответствии с поставленными целью и задачами, в нашем исследовании были изучены особенности создания любительского текста, специфика печатных изданий любительской литературы, выявлены особенности текста и способы работы с ним, а также определена специфика терминологии в литературе жанра литРПГ и фанфикшн.
Итак, подведем итоги проделанного нами исследования. Целью работы являлось исследование литературы фанфикшн с точки зрения специфики создания и редакционной подготовки на примере жанра литРПГ. На наш взгляд, цель была достигнута, а задачи исследования реализованы в полном объеме. В первой главе работы мы изучили имеющуюся литературу по проблеме любительской литературы, затронули историю происхождения массовой литературы и сетературы, описали особенности образа читателя-фаната, раскрыли характерные черты любительского текста. Опираясь на имеющиеся источники, мы дали определение жанру литРПГ, осуществили попытку характеризации его специфики. На основе проведенного анализа была составлена теория происхождения жанра, описана взаимосвязь литературы фанфикшн и литРПГ.
Во второй главе работы мы уделили внимание своеобразию принципов создания текста литературы фанфикшн, выделили ряд его особенностей и охарактеризовали их. Также в данной главе мы рассмотрели характерные особенности книг в жанре литРПГ, среди которых выделили: 1) описание игрового процесса; 2) насыщенность игровой тематикой; 3) развитие героя, определяемое игровыми характеристиками; 4) строгая каноничность текста. Были описаны существующие издательские тенденции в отношении любительской литературы на примере жанра литРПГ. Эта часть работы помогла нам в очередной раз подчеркнуть актуальность такого рода литературы и целесообразность использования издательствами любительского текста для создания книжных серий, ориентированных на массового читателя. Мы смогли показать заинтересованность крупных издательств в любительской литературе и в не тиражируемых авторах.
Наконец, был описан процесс редакционно-издательской подготовки текста в жанре литРПГ. Возможно, данная часть работы будет полезна как издателям, так и редакторам, верстальщикам, которые планируют работать над редакторской подготовкой любительской литературы.
Как уже было сказано ранее, в данной работе мы сосредоточились на изучении фанатского сообщества и специфических свойствах любительского текста для создания общего понимания этого феномена среди издателей. Результат в ходе изучения этих аспектов оказался неоднозначным: основные ошибки (неверное определение читательской аудитории, неполнота справочного материала издания, незнание игровых терминов и особенностей РПГ, недостаточное качество используемых материалов), которые могут быть допущены в изданиях вследствие неудовлетворительной редакционной подготовки, напрямую влияют на их качество и продвижение. Именно этот тезис подтверждает тот факт, что современная проблема любительских изданий заключается не только в несерьезном отношении к ним у издательских организаций, но и недостаточно профессиональной редакционной подготовке. В связи с рядом перечисленных выше проблем намечаются перспективы исследования, которые диктуются непреходящей актуальностью любительской литературы в современном книжном пространстве.
1. Арсеньев А. Свободные Миры. Змеиные войны // Издательская группа АСТ [Электронный ресурс] URL: https://ast.ru/book/svobodnye-miry-zmeinye-voyny-721194/ (дата обращения: 05.05.2020).
2. Дем Р. Господство клана Неспящих. Затерянные земли // ЭКСМО [Электронный ресурс] URL: https://eksmo.ru/book/gospodstvo-klana-nespyashchikh-zateryannye-zemli- ITD930694// (дата обращения: 05.05.2020).
3. Извольский С. Проект Данте. Седьмой круг // Издательская группа АСТ [Электронный ресурс] URL: https://ast.ru/book/proekt-dante-sedmoy-krug-173369/ (дата обращения: 05.05.2020).
4. Каменистый А. Пять жизней читера // Лабиринт [Электронный ресурс] URL: https://www.labirint.ru/books/611995/ (дата обращения: 05.05.2020).
5. Корнев П. Мертвый вор // Лабиринт [Электронный ресурс] URL:
https://www.labirint.ru/books/635591/ (дата обращения: 05.05.2020).
6. Корнев П. Свита мертвеца // Лабиринт [Электронный ресурс] URL:
https://www.labirint.ru/books/722039/ (дата обращения: 05.05.2020).
7. Кош А. Одиночка. Дорога мечей // Издательская группа АСТ [Электронный ресурс] URL: https://ast.ru/book/odinochka-doroga-mechey-170488/ (дата обращения: 05.05.2020).
8. Кузьмин М. Скидбладнир. Кровь и жизнь // Издательская группа АСТ [Электронный ресурс] URL: https://ast.ru/book/skidbladnir-krov-i-zhizn-600872/ (дата обращения: 05.05.2020).
9. Лисицын А. Сталью и магией: Фантастический роман / Рис. на переплете И. Воронина — М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2013. — 313 с. — (Фантастические Игры).
10. Маханенко В. М. Барлиона: Фантастический роман / Рис. на переплете М. Поповского — М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2013. — 312 с. — (Фантастический боевик).
11. Маханенко В. М. Путь Шамана. Начало Пути // ЭКСМО [Электронный ресурс] URL:
https://eksmo.ru/book/put-shamana-nachalo-puti-ITD802745/ (дата обращения:
05.05.2020).
12. Пинчук А. Стая // Лабиринт [Электронный ресурс] URL: https://www.labirint.ru/books/566276/ (дата обращения: 05.05.2020).
13. Рус Д. Играть чтобы жить. Книга первая. Срыв. — М. :Эксмо, 2013. — 448 с.
14. Серия книг LitRPG [Электронный ресурс] // Эксмо. URL: https://eksmo.ru/series/litrpg- ITD460/ (дата обращения: 25.05.2019).
15. Смординский Г. Выбор Великого Демона // ЭКСМО [Электронный ресурс] URL: https://eksmo.ru/book/gospodstvo-klana-nespyashchikh-zateryannye-zemli-ITD930694/ (дата обращения: 05.05.2020).
...68