АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ В ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКЕ 7
1.1. Появление первых печатных техник 7
1.2. Расцвет произведений графического искусства в эстампах 12
1.3. Анализ городских пейзажей в техниках высокой печатной графики 18
1.3.1. Композиционные приемы в технике ксилографии 22
1.3.2. Городские мотивы в коллаграфии 25
1.3.3. Виды города в линогравюре 28
2. СОЗДАНИЕ СЕРИИ РАБОТ ТОМСКОГО ПЕЙЗАЖА В ТЕХНИКЕ «ЛИНОГРАВЮРА» ...31
2.1. Городские сюжеты Томска в линогравюрах областных художников 31
2.2.Основные принципы расположения композиции при изображении зданий и построек 34
2.3. Опыт создания серии работ в технике высокой печатной графике «Линогравюра» по
мотивам томского пейзажа. Материалы и методика работы над линогравюрой 38
2.3.1. Линейные поиски 38
2.3.2. Тональные эскизы 39
2.3.3. Создание итоговых эскизов в натуральную величину 41
2.3.4. Материалы и инструменты 42
2.3.5. Процесс гравирования 44
2.3.6. Печать тиража 46
3. РАЗРАБОТКА СЕРИЙ МАСТЕР - КЛАССОВ НА ТЕМУ «ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ» 49
3.1. Характеристика программы по разработке серий мастер - классов 49
3.2. Особенности организации и проведения мастер - класса 50
3.3. Особенности работы с разновозрастной аудиторией 52
3.4. Содержательное наполнение серий мастер - классов 54
3.5. Подготовка и разработка материалов для проведения апробации 64
3.6. Апробация мастер - класса 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В 110
Городской пейзаж в техниках высокой печатной графики сочетает в себе художественное видение и выразительные средства традиционных методов печати. К числу техник высокой печатной графики относятся ксилография, линогравюра и коллаграфия. Работы, выполненные в данных техниках, служат как самостоятельные произведения искусства, так и в качестве иллюстраций для книг. Создание городских пейзажей требует особого подхода, так как в каждой технике имеются свои нюансы, которые влияют на передачу характеристик городской среды и ее атмосферу.
В коллаграфии художник использует различные материалы для создания текстур, что позволяет имитировать архитектурные детали и атмосферу города. Линогравюра, в свою очередь, требует мастерства в работе с «рисующим белым», создавая контрастные и выразительные образы. Ксилография способна привнести уникальность благодаря своей характерной текстуре, создаваемой печатной формой. Каждая из этих техник имеет свои особенности, позволяя художнику решать творческие задачи, связанные с передачей городского пейзажа. Графика в высокой печати не ограничивается лишь черно-белыми изображениями, а открывает возможности для создания многослойных и многогранных композиций, передающих все нюансы городской жизни.
Актуальность темы дипломной работы определяется заинтересованностью людей в изучении культуры родного города посредством созерцания картин и гравюр художников. Так же популяризации линогравюры в освоении как одного из видов высокой печатной графики. Линогравюра привлекает художников простотой техники и легкостью гравирования. Благодаря доступности техника может стать частью учебного процесса как в системе дополнительного образования детей, так и в системе высшего профессионального образования, поскольку данная техника постоянно развивается, стремясь соответствовать изменяющейся действительности и подстраиваясь под неё. Введение занятий по линогравюре следует рассматривать как творческий поиск художников. Работая с линогравюрой и другими видами графики, появляется возможность получения необходимых навыков в наиболее популярных техниках станковой графики и эстампах. Творческая деятельность направлена как на создание произведений искусства, так и на поиск новых возможностей, технологий и методов работы с изображением.
Объектом исследования является городской пейзаж в техниках высокой печатной графики.
Предметом исследования являются средства выразительности городских пейзажей в печатной графике.
Цель дипломной работы заключается в изучении техник выполнения городского пейзажа и наиболее эффективных методических и технических приемах для создания серии графических работ в технике высокой печати «Линогравюра», а также в разработке серии мастер - классов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю появления первых печатных техник;
2. Проанализировать произведения городских пейзажей в техниках печатной графики;
3. Определить композиционные приемы на примере работ художников - граверов;
4. Найти необходимый теоретический и практический материал по теме «Городской пейзаж в технике высокой печатной графики»;
5. Найти удачную композицию для реализации серии работ в технике линогравюры;
6. Проанализировать методы и этапы работы над линогравюрой;
7. Реализовать замысел создания серии линогравюр.
Для выполнения данных задач используются следующие методы:
1. Исторический метод предполагает изучение литературы и источников, посвященных изображению городских пейзажей;
2. Исследовательско-аналитический метод предполагает анализ различных техник выполнения и отображения городского пейзажа на примере произведений художников;
3. Сравнительный метод предполагает сравнение особенностей подхода к изображению с помощью композиционных приемов;
4. Практический метод предполагает применение полученных знаний и результатов проведенного исследования для реализации серии линогравюр.
Новизна дипломной работы заключается в разработке авторского курса серий мастер - классов в техниках высокой печатной графики на основе исследования художественных стилей и направлений в графическом искусстве. Особенно это относится к таким техникам, как коллаграфия и пластилинография, поскольку создание графических произведений в жанре «Городского пейзажа» недостаточно изучены и освещаются в методических материалах в малом объеме.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы и три приложения.
В введении рассматривается городской пейзаж в контексте техник высокой печатной графики, таких как ксилография, линогравюра и коллаграфия. Подчеркивается сочетание художественного видения и выразительных средств традиционных методов печати.
Указывается, что работы, выполненные в этих техниках, могут быть как самостоятельными произведениями искусства, так и иллюстрациями. Создание городских пейзажей требует учета специфики каждой техники, что влияет на передачу характеристик городской среды и ее атмосферы. Раскрываются особенности коллаграфии, линогравюры и ксилографии. Полученная информация формирует представление о творческих задачах, связанных с передачей городского пейзажа в графике высокой печати.
Первая глава посвящена городскому пейзажу в печатной графике, начиная с появления первых печатных техник. Рассматриваются исторические аспекты, связанные с развитием графического искусства, и акцентируется внимание на расцвете эстампов как самостоятельного жанра. В разделе об анализе городских пейзажей в техниках высокой печатной графики исследуются композиционные приемы, используемые в ксилографии, а также особенности изображений городских мотивов в коллаграфии. Также рассматриваются различные виды города, представленные в линогравюре, что позволяет выделить характерные черты и выразительные возможности каждой из техник.
Вторая глава охватывает создание серии работ, изображающих томский пейзаж в технике высокой печатной графики «Линогравюра». В ней рассматриваются городские сюжеты Томска, представленные в линогравюрах областных художников, что позволяет выявить характерные черты и атмосферу города. Описываются материалы и этапы работы над практической частью, включая сбор материала, который служит основой для дальнейшей работы. Рассматриваются основные принципы расположения композиции при изображении зданий и построек, а также линейные и тоновые поиски, которые помогают в создании выразительных образов. Излагается процесс гравирования и печати тиража, что подчеркивает важные аспекты техники линогравюры и её роль в передаче городской тематики.
Третья глава сосредоточена на разработке серии мастер - классов на тему «Городской пейзаж». Проведен анализ целевой аудитории, подходящей для участия в программе, с учетом возрастных особенностей каждой категории участников. Описаны специфические подходы к ведению мастер - классов для разновозрастной аудитории, что позволяет эффективно взаимодействовать с участниками различного возраста и уровня подготовки. Также представлена спроектированная программа мастер - классов, направленная на просветительскую деятельность, которая может быть реализована как в учреждениях среднего и дополнительного образования, так и для широкой публики. В завершение главы описана апробация одного из мастер - классов, что позволяет оценить его эффективность и внести необходимые коррективы для дальнейшего улучшения программы.
В заключении подводятся итоги исследовательской работы.
Список использованных источников и литературы содержит источники информации, необходимые для подкрепления научно-исследовательской базы.
В приложениях А, Б, В представлены репродукции работ художников, поэтапная работа над созданием серии работ томского пейзажа в технике «Линогравюра» и результаты апробации.
Выпускная квалификационная работа объединяет теоретическое исследование и практическое воплощение выбранной темы. Изучение развития городского пейзажа в высокой печатной графике позволило систематизировать художественные методы изображения городского пространства, а также выявить специфические приемы работы с формой и композицией. Проведенный анализ различных техник предоставил возможность глубокого понимания технических и выразительных возможностей высокой печати в интерпретации городской среды. Данные знания послужили основой для создания авторской графической серии. Практическая работа позволила не только закрепить профессиональные навыки, но и выработать индивидуальный художественный стиль для передачи современных городских образов.
Разработка серий мастер - классов поспособствовало совершенствованию педагогического обучения, расширению методического материала и повышению уровня компетентности в определенных темах. Изучение и написание первой главы выпускной квалификационной работы, а также создание собственной серии линогравюр поспособствовали лучшему пониманию вариаций графических техник, что в впоследствии положительно отразилось на авторской разработке серий мастер - классов, где были включены такие графические техники, как коллаграфия, пластилинография, силуэтные зарисовки, ксилография и линогравюра.
Мастер - класс из программы был успешно апробирован в ходе работы с разновозрастной аудиторией, что свидетельствует о востребованности подобного материала.
Таким образом, дипломная работа достигла своей основной цели - изучение различных техник выполнения городского пейзажа и наиболее эффективных методологических и технических приемов для последующей практической реализации полученных знаний в создании серии графических работ в технике высокой печати «Линогравюра».
1. Александрова Н. И. Русская гравюра XVIII - Первой половины XIX века [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianprints.ru/publications/rusgrav18-19.shtml (дата обращения: 05.03.2025).
2. Бесчастнов Н. П. Графика пейзажа / Н. П. Бесчастнов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- С. 64 - 65., С.80.
3. Богачева И. В., Федоров. И. В. Мастер класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов [Электронный ресурс]. URL: https://akademy.by/images/Metod dejtelnost/Metod attestat/Master klass.pdf (дата обращения 23.04.2025).
4. Богачкина Л.Г. Линогравюра в школе. Из опыта работы / Л. Г. Богачкина. - М.: Наука, 1983. - 80с.
5. Бобряшова О. В. Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/master-klass-i-tvorcheskaya-masterskaya-kak- pedagogicheskie-tehnologii-aktivnogo-obucheniya-buduschih-dizaynerov/viewer (дата
обращения: 14.04.2025).
6. Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. Живопись и графика из собрания Государственного музея Востока. — Самара: Издательский дом «Агни», 2004. - 216с.
7. Будеева М. Л. Образ Петербурга в ксилографиях Д. И. Митрохина: к 135- летию художника [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz- peterburga-v-ksilografiyah-d-i-mitrohina-k- 135-letiyu-hudozhnika/viewer (дата обращения: 16.04.2025).
8. Варшавский Л. Р. Очерки по истории современной гравюры в России / Л. Р. Варшавский. - М.: Книга, 1923. - С.46.
9. Василий Васильевич Черемин. Из собрания Томского областного
художественного музея [Электронный ресурс]. - URL:
https://artmuseumtomsk.ru/page/10/5/274?theme=tmpl blind (дата обращения: 14.05.2025)
10. Виноградова Е. К. Современная советская графика / Е. К. Виноградова. - М.: Москва, 2013. - 158с.
11. Володченко А. Н. Академический рисунок. Городской пейзаж: учебное наглядное пособие / А. Н. Володченко; ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица». — Санкт-Петербург: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2017. - 64с.
12. Гаврилова А. Н. Методическая разработка. Гравюра. Основные принципы работы с линогравюрой / А. Н. Гаврилова. - 33 с.
13. Герасимов А. Русский пейзаж / А. Герасимов. - М.: Белый город, 2005. - 334с.
14. Голикова С. П. Образы сибирской архитектуры в графике 1920-х гг. Из собрания Новосибирского государственного художественного музея [Электронный ресурс]. - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/obrazv-sibirskov-arhitekturv-v-grafike-1920- h-gg-iz-sobraniva-novosibirskogo-gosudarstvennogo-hudozhestvennogo-muzeva/viewer (дата обращения: 20.05.2025).
15. Голлербах Э. Ф. История гравюры и литографии в России / Э. В. Голлербах. - М.: Центрполиграф, 2003. - 240с.
..50