Актуальность исследования
Проблема формирования отношения личности к собственному «Я» находится в фокусе внимания социальной психологии (Е. Н. Андреева, 2003; М. Н. Дарижапова, 2015; Н. Г. Емузова, 2002; Б. В. Кайгородов, 2007; Т. А. Климонтова, 2003;
А. М. Колышко, 2004; М. Розенберг, 1979; С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе, 1989;
В. В. Столин, 1985; И. И. Чеснокова, 2001; Н. С. Фонталова, 2004; N. Emler, 2001 и др.). В этих и других исследованиях раскрываются структура, механизмы формирования самоотношения, дается характеристика его содержательных особенностей.
Становление самоотношения долгое время рассматривалось как эмоционально-ценностный компонент «Я»-концепции (Р. Бернс, A. A. Бодалев, И. С. Кон, А. Б. Орлов,
С. Р. Пантелеев и др.), при этом в меньшей степени учитывалась роль социальной ситуации развития личности. Исследователи касались таких аспектов изучения самоотношения, как взаимосвязь самоотношения и проблемных переживаний подростка (Е. Н. Андреева, Л. А. Регуш, О. Н. Молчанова), особенности самоотношения подростков из неполных семей (В. В. Коваль, Н. С. Фонталова), самоотношение и его влияние на положение в учебной группе интеллектуально одаренной личности (Т. А. Климонтова) и др.
Значимость исследованию самоотношения придает внедрение в практику школьного образования Федерального государственного образовательного стандарта, который определяет необходимость развития социальной компетентности, самоидентификации, позитивного восприятия себя и окружения. (Г. В. Акопов, Г. И. Соколова, Г. А. Цукерман и др.). Образование при этом понимается как процесс, направленный на саморазвитие личности, компетентный выбор личностью жизненного пути, созидание человеком образа мира в себе путем активного полагания себя в мире предметной, социальной и духовной культуры. (А. Г. Асмолов, А. А. Вербицкий, Н. В. Клюева, П. Г. Щедровицкий).
Одним из основных вопросов, касающихся становления самоотношения, является процесс его развития в онтогенезе. Самым интенсивным по происходящим с личностью изменениям является подростковый возраст. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости, сенситивности к усвоению социальных норм, ценностей и способов поведения. Социальное созревание человека определяется трансформацией общей позиции «Я по отношению к обществу» на две приходящие на смену друг другу позиции «Я в обществе» и «Я и общество» (Д. И. Фельдштейн). Младшему подростку особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом и избежать изоляции в классе (В. А. Караковский). Исходя из того, что в подростковом возрасте особой потребностью становится межличностное общение, особое значение в развитии универсальных учебных действий в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача основной школы — «учить ученика учиться в общении» (Е. С. Савинов). Должна быть осуществлена интеграция
приоритетной цели школьного образования с возрастными и личностными особенностями младших подростков.
Таким образом, существует противоречие между возможностями младшего подростка с точки зрения развития социальных и личностных компетенций, важной составляющей которых является самоотношение и недостаточностью психологического осмысления влияния учебной деятельности, в частности совместно-распределенной, на становление самоотношения.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности 19.00.05.
Диссертационное исследование соответствует формуле специальности 19.00.05 — Социальная психология: «Анализ социально-психологических проблем в различных сферах общественной жизни (образования)» и пункту 4 — Социальная психология личности (специфика социально-психологического подхода к пониманию личности; содержание процесса социализации, стадии и институты социализации, механизмы социализации; «Я»-концепция как результат социального развития личности; социальная и личностная идентичность и жизненное самоопределение; социально-психологические качества личности); пункту 5 — Практические приложения социальной психологии (основные направления прикладных исследований и практической работы в социальной психологии: сфера образования).
Цель исследования: выявить социально-психологические особенности и динамику структуры самоотношения детей младшего подросткового возраста в условиях совместно-распределенной учебной деятельности
1. Самоотношение — это специфическая активность субъекта в адрес своего «Я», состоящая в определенных внутренних действиях, характеризующихся эмоциональной спецификой и предметным содержанием самого действия, осмыслением самого себя в аспекте личностно значимых деятельностей. Самоотношение младшего подростка характеризуется как ведущий компонент самосознания, создающий главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития и определяющий его возрастные особенности: противоречивость суждений и поступков, эмоциональность, неустойчивость, склонность к крайностям в оценках отдельных своих качеств, ситуативное отношение к себе, зависящее от оценок сверстников.
2. Структура самоотношения включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Самоотношение выполняет ряд функций, основные для младшего подростка следующие: отражение социальных отношений во внутреннем плане, потребности быть принятым сверстниками, значимыми другими, обеспечение самовыражения, саморегуляции, а также функция психологической защиты для поддержания позитивного самоотношения. Содержательное наполнение самоотношения младших подростков отличается высоким самоинтересом, во многом определяется социальной ситуацией развития ребенка, его стремлением к самоутверждению в общении со сверстниками.
3. Совместно-распределенная учебная деятельность может обеспечить реализацию потребности в межличностном общении подростков в процессе учебной деятельности, формирование коммуникативных компетенций и индивидуализацию субъекта обучения в образовательном процессе.
4. Совместно-распределенная учебная деятельность, построенная на событийной общности участников образовательного процесса, является действенным и конструктивным средством воздействия на самоотношение младших подростков. Основными механизмами, обеспечивающими развитие самоотношения являются: варьирование статусно-ролевых предписаний; возможность выбора формы и способа работы с учебной информацией; коллективное обсуждения проблем; стимулирование высказываний и оценка различных точек зрения; включение различных моделей действия в общий способ деятельности и обмен ими для получения продукта совместной работы; коммуникация; обеспечивающая реализацию процессов обмена и распределения информации, взаимопонимания; учебная рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.
5. Самоотношение младших подростков при реализации совместно-распределенной учебной деятельности основано на самоуважении, самоуверенности. Дети становятся более внутренне устойчивыми, их интегральное самоотношение основано на самопринятии себя как уникальности, со своими достоинствами и недостатками, что определяет возможности развития социальных и личностных компетенций.
6. Результаты проведенного исследования по выявлению возможности использования совместно-распределенной учебной деятельности в качестве действенного инструмента по изменению самоотношения младших подростков подтвердили выдвинутые гипотезы и позволили наметить перспективы исследования поставленной проблемы. Предметом специального изучения могут стать вопросы, связанные с изучением гендерных особенностей в формировании самоотношения, спецификой развития самоотношения у депривированных подростков, психологические требования к педагогу, реализующему совместно-распределенную деятельность как технологию ФГОС и другие.
1. Клюева, Н. В. Психологические механизмы развития самоотношения младших подростков в процессе совместно-распределенной учебной деятельности / Н. В. Клюева, Н. Н. Котина // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. — 2016. — № 3 (37), (Гуманитарные науки). — С. 92-96.
2. Котина, Н. Н. Социальное развитие младшего подростка в совместно-распределенной учебной деятельности // Казанский педагогический журнал. — 2016. — № 4. — С. 171-175.
3. Котина, Н. Н. Самоотношение подростка в условиях совместно¬распределенной учебной деятельности // Вестник Московского городского педагогического университета. — 2016. — № 3 (37), (Педагогика и психология). — С. 109-116.
Другие публикации
4. Клюева, Н. В. Изменение самоотношения младших подростков в процессе учебной деятельности / Н. В. Клюева, Н. Н. Котина // ЧФ: Социальный психолог. — 2015. —№ 1(29). — С. 49-56.
5. Клюева, Н. В. Психологические механизмы развития самоотношения младших подростков в процессе совместно-распределенной учебной деятельности / Н. В. Клюева, Н. Н. Котина // ЧФ: Социальный психолог. — 2016. — № 1(31). — С. 423¬428.
6. Клюева, Н. В. Самоотношение подростка в условиях совместно-распределенной учебной деятельности / Н. В. Клюева, Н. Н. Котина // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. — Казань: ООО НОЦ «Знание». — 2016. — № 2. — C. 68-71.
7. Котина, Н. Н. Аспекты изучения самоотношения личности в процессе реализации современной образовательной парадигмы: материалы III Международной научно-практической конференции «Школа, наука, образование», 30 января 2015 г. / науч. ред. канд. филол. наук Е. В. Шутова // Сборник научных трудов. — М. : Спутник +. — 2015. — С. 66-70.
8. Котина, Н. Н. Изменение самоотношения детей младшего подросткового возраста в процессе совместно-распределенной учебной деятельности: сб. научных работ студентов, аспирантов и преподавателей ЯРО РПО, факультет психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова, НПЦ «Психодиагностика» / под ред. проф. А. В. Карпова // Научный поиск. — Ярославль, 2015. — С. 231-238.
9. Котина, Н. Н. Особенности развития самоотношения младших подростков в процессе совместно-распределенной учебной деятельности: сборник докладов IV Международной научно-практической заочной конференции, 29 апреля 2016 г. / науч. ред. д-р экон. наук, проф. А. В. Гумеров // Современные проблемы социально¬гуманитарных наук. — Казань : ООО «Рокета Союз», 2016. — C. 72-77.