Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административная правосубъектность прокуратуры РФ (Военный Университет)

Работа №178977

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

прокурорский надзор

Объем работы38
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы административной правосубъектности прокуратуры РФ 6
1.1. Понятие административной правосубъектности 6
1.2. Признаки административной правосубъектности 13
Глава 2. Содержание административной правосубъектности прокуратуры РФ 20
2.1. Понятие административной правосубъектности прокуратуры РФ 20
2.2. Признаки административной правосубъектности прокуратуры РФ 24
Глава 3. Проблемы административной правосубъектности прокуратуры РФ 29
3.1. Актуальные проблемы реализации административных полномочий прокуратуры в современной России 29
3.2. Направления совершенствования административной правосубъектности прокуратуры 34
Заключение 38
Список использованных источников 41



Актуальность темы исследования. В системе государственных органов прокуратура занимает особое место, обусловленное возлагаемой на ее органы надзорной функцией и наделение обусловленными данной функцией полномочиями, которое предопределяет обособленность органов прокуратуры от органов остальных ветвей государственной власти. Со внесением в 2007 г. изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ из полномочий органов прокуратуры исключено предварительное расследование уголовных дел, чем подчеркнута функциональная роль прокуратуры как независимого и самостоятельного органа надзора. Вместе с тем вплоть до настоящего времени обособление прокуратуры от прочих органов государственной власти вызывает в доктрине дискуссии о правовом статусе данного органа. Исследование административной правосубъектности органов прокуратуры, наряду с теоретическим, характеризуется также практическим значением, поскольку представляет собой неотъемлемое условие правильного определения компетенции и пределов полномочий данных органов в административно-правовых отношениях.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в связи с определением объема и содержания административной правосубъектности прокуратуры РФ. Предмет исследования составляют совокупности норм законодательства РФ о прокуратуре, ряда нормативно-правовых актов иной отраслевой принадлежности, правовых позиций высших судебных органов и доктринальных подходов к определению содержания и объема административной правосубъектности прокуратуры РФ.
Цель и задачи исследования. Цель исследования — исследовать понятие и содержание административной правосубъектности прокуратуры РФ, раскрыть особенности участия прокуратуры Российской Федерации в административных правоотношениях. Достижение поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:
 охарактеризовать понятие административной правосубъектности и ее признаки;
 провести анализ понятия, признаков и содержания административной правосубъектности прокуратуры РФ;
 выявить проблемы реализации административных полномочий прокуратуры РФ;
 определить направления совершенствования административной правосубъектности прокуратуры РФ.
Методологическая основа исследования. Достижение цели исследования и решение поставленных задач обеспечиваются посредством использования следующих методов научного познания: системно-структурный анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, обобщение, герменевтический, диалектический и догматический методы.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы понятия, признаков и содержания административной правосубъектности прокуратуры РФ исследовались в публикациях следующих авторов: А.Б. Агапов, С.С. Алексеев, С.И. Архипов, Д.Н. Бахрах, Д.В. Власов, В.Ю. Волков, А.Ю. Гарашко, Н.Н. Дегтярева, В.В. Долинская, Р.Е. Елагин, Е.Р. Ергашев, О.С. Капинус, В.В. Кванина, В.Я. Кикоть, Н.М. Конин, М.А. Макаренко, Г.В. Мальцев, А.В. Мицкевич, Е.А. Овчарова, А.Б. Панов, А.А. Решетняк, А.С. Рогожина, Б.В. Россинский, Ю.И. Скуратов, Н.В. Субанова и В.Е. Чиркин.
Структура исследования определяется в соответствии с его внутренней логикой, поставленной целью и задачами и включает в свое содержание введение, три разделенные на параграфы главы, посвященные последовательному решению поставленных задач, заключение и список литературы .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам проведенного исследования становится возможной формулировка следующих выводов.
Административно-правовой статус представляет собой совокупность прав, обязанностей, полномочий, правоограничений и ответственности в сфере государственного управления. Соответственно, способность принимать участие в административных правоотношениях посредством реализации нормативно закрепленных властных полномочий либо исполнения юридических обязанностей образует содержание административной правосубъектности.
Для государственно-властных отношений, складывающихся в сфере публичного управления и выступающих в качестве предмета правового регулирования административного права, свойственен динамический характер, предполагающий возможность изменения объема прав субъекта административных правоотношений, наделения его дополнительными обязанностями, в том числе в рамках административной ответственности. Кроме того, административные правоотношения изначально характеризуются неравенством объема прав и обязанностей их участника, поскольку одним из них во всех случаях выступает наделенный публично-властными полномочиями орган государственного управления. С учетом изложенного, к признакам административной правосубъектности следует отнести права, обязанности, правомочия, правоограничения и ответственность субъекта общественных отношений в сфере государственного управления.
К признакам административной правосубъектности прокуратуры следует отнести нормативное закрепление полномочий органов и должностных лиц прокуратуры на исполнение надзорной функции. Акты прокурора, выносимые по итогам надзорных мероприятий, являются обязательными для граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, местного самоуправления, иных государственных органов и общественных объединений, в чем проявляется административно-правовая природа надзорной функции.
В условиях ограничения предмета надзора за административно-юрисдикционной деятельностью возникает риск незаконного и (или) необоснованного применения мер административного принуждения и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Для решения данной проблемы целесообразно внести изменения в ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре», изложив ее в следующей редакции:
«Проверка исполнения законов проводится на регулярной основе с периодичностью, устанавливаемой актами Генеральной Прокуратуры РФ. Основанием внеплановой проверки является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки».
В свою очередь, в части правового регулирования возбуждения прокурором производства по делам об административных правонарушениях возникает коллизия законодательного регулирования, выраженная в следующем — в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе вынести постановление о любом административном правонарушении. Однако ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре» ограничивает круг субъектов административных правонарушений, производство по делам о которых может быть возбуждено на основании постановления прокурора, должностными лицами. При этом КоАП РФ и Федеральный закон «О прокуратуре» имеют равную юридическую силу, причем КоАП РФ содержит нормы как материального, так и процессуального права, тогда как Закон РФ «О прокуратуре» определяет надзорные полномочия прокурора. С учетом изложенного, предлагается внесением в ч. 1 ст. 25 Закона РФ «О прокуратуре» изменений с изложением ее в следующей редакции:
«Прокурор, исходя из характера нарушения закона физическим лицом, юридическим лицом или должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении».
Реализация предлагаемых изменений позволит устранить имеющуюся коллизию между законодательством о прокуратуре и об административных правонарушениях, повысить эффективность прокурорского надзора за исполнением законов посредством наделения прокурора средством незамедлительного реагирования на выявленные нарушения, а также унифицировать содержание прокурорского надзора.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2008, 05.02.2014, 21.07.2014, 14.03.2020) // Российская газета. – 1993. – №237.
2. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 №5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики» (ред.от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2022. – №41. – Ст. 6930.
3. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики» (ред.от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2022. – №41. – Ст. 6931.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред.от 31.10.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №32. – Ст.3301.
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред.от 07.04.2025) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (ч.I). – Ст. 1.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре» (ред.от 03.02.2025) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. – №8. – Ст. 366.
7. Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред.от 28.12.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №22. – Ст.2331.
8. Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (ред.от 28.12.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №30. – Ст.3032.
9. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (ред.от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №31. – Ст.3215.
10. Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (ред.от 28.12.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – №19. – Ст.2060.
11. Указ Президента РФ от 21.02.2022 №71 «О признании Донецкой народной республики» // Собрание законодательства РФ. – 2022. – №9. – Ст.1297.
12. Указ Президента РФ от 21.02.2022 №72 «О признании Луганской народной республики» // Собрание законодательства РФ. – 2022. – №9. – Ст.1298.
13. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 07.12.2007 №179 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (ред.от 10.09.2024) // Законность. – 2008. – №3.
14. Агапов А.Б. Административное право: учебник. – М.: Юрайт, 2011.
15. Алексеев С.С. Общая теория права. – М.: Юридическая литература, 1982.
16. Архипов С.И. Субъект права. Теоретическое исследование. – СпБ: 2004.
17. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. – М.: 2007.
18. Власов Д.В. Проблемы реализации прокурором полномочий по возбуждению производства по делам об административных правонарушениях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2022. – №10.
19. Волков В.Ю. Особенности административно-правового статуса коммерческих и некоммерческих организаций // Ученые записки Крымского университета им.В.И.Вернадского. Серия «Юридические науки». – 2020. – №3.
20. Гарашко А.Ю. Полисемантичность правоспособности в контексте уголовного, административного и полицейского типов права // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2016. – №28.
21. Дегтярева Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в РФ: институциональный и сравнительный анализ. – Автореф. ...дисс.канд.юрид.наук. – М.: 2010
22. Долинская В.В. Правовой статус и правосубъектность // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2012. – №2.
23. Елагин Р.Е. Административное право России. Учебник. – М.: Высшая школа, 2011.
24. Ергашев Е.Р. О проблемах нормативного регулирования применения постановления о возбуждении административного производства как акта прокурорского реагирования // Бизнес, менеджмент и право. – 2012. – №2.
25. Капинус О.С. Законность: состояние и тенденции в 2010–2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению. – М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2015.
26. Кванина В.В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права. – Челябинск: 2004.
27. Кикоть В.Я. Административное право. – М.: Юнити-Дана, 2012.
28. Конин Н.М. Административное право России. Общая и особенная части. – М.: 2004.
29. Конин Н.М. Административное право Российской Федерации. – Саратов: 2010.
30. Крюков В.Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору. – Курск: ГУ ИПП, 2000.
31. Макаренко М.А., Фатеев Г.П. Формы участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. – 2009. – №2.
32. Мальцев Г.В.Социалистическое право и свобода личности. – М.: Юридическая литература, 1968.
33. Мицкевич А.В. Субъекты советского права. – М.: 1962.
34. Овчарова Е.А. Административная ответственность юридических лиц в Российской Федерации. – М.: 2001.
35. Панов А.Б. Административная ответственность юридических лиц. – М.: Норма, 2013.
36. Решетняк А.А. Направления деятельности и функции органов прокуратуры // Вестник науки. – 2023. – №11.
37. Рогожина А.С. Функции прокуратуры в развитии правового государства: этапы и дифференциация деятельности // Вестник Поволжского института управления. – 2024. – №2.
38. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. – М.: Инфра-М, 2017.
39. Скуратов Ю.И., Шинд В.И. Конституционные основы места прокуратуры в государственном механизме // Конституционная законность и прокурорский надзор. – 1994. – №12.
40. Субанова Н.В. Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях: новое в практике // Законность. – 2016. – №9.
41. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. Монография. – М.: 2011.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ