Актуальность исследования. Данная работа посвящена одному из важных социально-психологических феноменов - самораскрытию. Данный феномен является центральным проявлением Я в общении (Н.В.Амяга, S.Jourard, V.Derlega), оказывает существенное влияние на становление и продвижение межличностных отношений, включая дружбу и любовь (И.С.Кон, S.Jourard, J.-P.Laurenceau, Z.Rubin), и имеет принципиальное значение для психологического развития и здоровья личности (P.Cozby,
S.Jourard). В зарубежной социальной психологии, начиная со второй половины XX века, самораскрытие является одной из актуальных тем теоретических и эмпирических исследований. В отечественной же психологической науке исследование самораскрытия впервые предпринимается лишь в конце 80-х годов (Н.В.Амяга, 1989), а затем репрезентируется редкими работами (А.К.Болотова, 2010; М.В.Бородина, 2001; Е.В.Зинченко, 2000; Н.В.Перепелица; 2003, М.Н.Тепина, 2008; И.П.Шкуратова, 1998; и др.).
В свою очередь, рефлексивная проблематика располагает многовековой философской и психологической традицией, в том числе и богатым материалом, накопленным в отечественной науке. В отечественной психологии рефлексия рассматривается как качество сознания (А.В.Карпов, С.Л.Рубинштейн, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др.), как способность к самосознанию, самопознанию и самопониманию (М.Ю.Двоеглазова, А.В.Карпов, С.Л.Рубинштейн и др.), как компонент мышления (В.В.Давыдов, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, Г.П.Щедровицкий и др.), как компонент деятельности (А.Л.Журавлев, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, Г.П.Щедровицкий и др.), как способность осознания себя глазами другого человека (Г.М.Андреева, И.Е.Берлянд, А.А.Бодалев и др.). В целом рефлексивность является уникальным свойством человека, а рефлексивная проблематика отличается своей фундаментальностью и важностью для решения центральных проблем психологии.
Современное общество характеризуется напряженной социальной, экономической и политической ситуацией, а такие явления, как отчужденность, недоверие и потребительское отношение к людям становятся нормой для современного человека. При всем этом требования, предъявляемые обществом, к психологической культуре человека, его развитости, в частности к умению представить себя в межличностном общении, остаются высокими. Учитывая социальную природу личности, представляется важным изучение феноменов, проявляющихся в общении, в том числе и самораскрытия.
Одной из наиболее существенных проблем исследования феномена является определение особенностей самораскрытия личности во взаимосвязи с другими качествами и свойствами, при этом в связи с рефлексивностью данный вопрос оставался неизученным. Кроме того, актуальность исследования объясняется не только существующим социальным запросом, но и необходимостью дальнейшей интеграции российской социальной психологии в мировую социально-психологическую науку. Как известно, к главным задачам социальной психологии относится раскрытие механизма «вплетения» индивидуального в социальную реальность (Г.М.Андреева, 2001), причем социальное начало необходимо искать прежде всего внутри личности говорящего человека, а не вне (А.А.Леонтьев, 1997). исследование направлено на выявление особенностей самораскрытия в зависимости от уровня рефлексивности.
Цель исследования: выявить особенности самораскрытия студентов с различным уровнем рефлексивности.
Объект исследования: студенты с низким и высоким уровнем рефлексивности.
Предмет исследования: характеристики самораскрытия низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов.
Гипотеза исследования: существует связь между рефлексией и самораскрытием, в
зависимости от уровня рефлексивности существуют особенности самораскрытия личности.
Частные гипотезы:
1. Самораскрытие низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов различается своим объемом и глубиной.
2. Особенности самораскрытия низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов проявляются в зависимости от темы и вопросов общения.
3. Структуры взаимосвязей характеристик самораскрытия с личностными свойствами низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов различаются.
В заключении подводятся общие итоги работы, представляются основные выводы. Выясняется, что в ходе эмпирического исследования подтверждены гипотезы о различии в объеме и глубине самораскрытия, о существовании особенностей самораскрытия в зависимости от темы и вопросов общения, а также о различии структур взаимосвязи характеристик самораскрытия с личностными свойствами низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов.
По итогам диссертационной работы сделаны следующие выводы:
1. Самораскрытие - самостоятельный социально-психологический феномен, понимаемым как добровольное и осознанное (намеренное) вербальное сообщение другим любой информации о себе; при этом цель самораскрытия состоит в том, чтобы реципиент мог однозначно понять, что думает, чувствует или сделал коммуникатор.
2. Самораскрытия можно дифференцировать по следующим признакам: в зависимости от количества реципиентов (личное и публичное); в зависимости от приоритетной системы отношений (ролевое и межличностное); в зависимости от вида контакта общения (опосредствованное и непосредственное); в зависимости от источника инициативы (инициированное коммуникатором и инициированное реципиентом); в зависимости от типа сообщения (эмоциональное и фактическое).
3. Самораскрытие выполняет следующие функции: адаптивные (информативно-связующую, аллопластическую и аутопластическую) и экзистенциальные (персонализирующую и интегративную) функции, способствующие развитию личности, а также поддержанию и развитию межличностных отношений.
4. Процесс самораскрытия можно представить с помощью абстрактного механизма развертывания рефлексии, состоящего из трех этапов - латентного, атрибутивного и концептуального.
5. В ходе эмпирического исследования выяснено, что объем и глубина самораскрытия высокорефлексивных студентов статистически достоверно выше соответствующих характеристик низкорефлексивных студентов. Судя по всему, высокорефлексивные больше раскрываются, чтобы лучше осознавать и понимать себя и в большей мере склоняются к реализации аутопластической и персонализирующей функций. Следствием такого стремления является большее количество знаний, информации о себе, что снова служит фактором потенциально более объемного и глубокого самораскрытия.
6. Эмпирическое сравнение самораскрытия низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов по темам общения демонстрирует, что найденное достоверное превосходство по общему объему распространяется и на частные случаи самораскрытия по темам. Кроме того, различия коснулись содержания структур выделенных блоков по степени открытости, указывая на «познавательно-рефлексивную» и «негативно-конфликтную» специфику самораскрытия высокорефлексивных студентов.
7. Построенное дерево классификации подтверждает «познавательно-рефлексивную» и «негативно-конфликтную» специфику самораскрытия высокорефлексивных студентов, при этом самораскрытие низкорефлексивных студентов может отличаться «аффилиативной» направленностью.
8. Высокорефлексивные студенты, как и при самораскрытии по темам, имеют более высокие средние значения объема самораскрытия в адрес каждого из указанных партнеров по общению. Однако в данном случае ранговые структуры в обеих группах студентов оказались идентичными, что указывает на влияние в первую очередь культурных и возрастных детерминант.
9. Между низкорефлексивными и высокорефлексивными студентами не обнаружена достоверная разница в объеме псевдосамораскрытия, позволяющая заключить, что низкорефлексивные студенты не «добирают» псевдосамораскрытием более низкий объем самораскрытия.
10. Факторные структуры взаимосвязи характеристик самораскрытия с личностными свойствами низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов различаются. При этом характеристика «избирательность самораскрытия» входит в фактор «простота в общении - искусность в общении» структуры низкорефлексивных студентов и в фактор «наивное конкурирование - мнительная уступчивость» структуры высокорефлексивных студентов. Характеристика «объем самораскрытия» входит в фактор «ценностно-эмоциональная контактность - утилитарность в общении» структуры низкорефлексивных студентов и не попадает в факторную структуру высокорефлексивных студентов. Характеристики «дифференцированность самораскрытия» и «объем псевдосамораскрытия» входят в фактор «аутентичность - искусственность» структуры высокорефлексивных студентов и не попадают в факторную структуру низкорефлексивных студентов. Характеристика «коммуникативный контроль» входит в фактор «социальная значимость - социальная незначительность» структуры низкорефлексивных студентов и в фактор «показная радикальность - независимая рассудительность» структуры высокорефлексивных студентов.
1. Каратеев, О.В. Исследование параметров объема и глубины самораскрытия у студентов с низким и высоким уровнем развития рефлексивности / О.В. Каратеев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2014. - № 5. - С. 119-123.
2. Каратеев, О.В. Классификация самораскрытия студентов с различным уровнем рефлексивности по вопросам общения / О.В. Каратеев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2015. - № 11. - С. 152-156.
3. Каратеев, О.В. Рефлексия как фактор самораскрытия личности / О.В. Каратеев // Вестник ВЭГУ. - Уфа, 2013. - № 5. - С. 196-201.
Научные публикации в других изданиях:
4. Каратеев, О.В. Исследование псевдосамораскрытия в выборках низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов / О.В. Каратеев // Достижения вузовской науки: сб. материалов VIII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. - С. 139-144.
5. Каратеев, О.В. Самораскрытие в структуре социально-психологических и личностных свойств студентов с различным уровнем рефлексивности / О.В. Каратеев // Научный потенциал. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии. - 2014. - № 1. - С. 56-63.
6. Каратеев, О.В. Самораскрытие личности: обсуждение содержания феномена / О.В. Каратеев // Методология современной психологии: сб. под ред. Козлова В.В., Карпова
А.В., Мазилова В.А., Петренко В.Ф. - М-Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2015. - Вып. 5. - С. 44-54.
7. Каратеев, О.В. Самораскрытие студентов с низким и высоким уровнем развития рефлексивности в адрес различных партнеров по общению / О.В. Каратеев // Наука и современность - 2013: сб. материалов XXV Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. - С. 172-176.
8. Каратеев, О.В. Самораскрытие студентов с различным уровнем развития рефлексивности: сравнительный анализ по параметру объема самораскрытия / О.В. Каратеев // Методологический семинар Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан: сб. материалов. - Уфа: БАГСУ, 2014. - Вып. 2. - С. 83-87.
9. Каратеев, О.В. Структура функции самораскрытия в отношении коммуникатора / О.В. Каратеев // Актуальные проблемы управления персоналом: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: БАГСУ, 2014. - С. 42-46.