Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ САМОРАСКРЫТИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИВНОСТИ

Работа №17896

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы28
Год сдачи2015
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
401
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Данная работа посвящена одному из важных социально-психологических феноменов - самораскрытию. Данный феномен является центральным проявлением Я в общении (Н.В.Амяга, S.Jourard, V.Derlega), оказывает существенное влияние на становление и продвижение межличностных отношений, включая дружбу и любовь (И.С.Кон, S.Jourard, J.-P.Laurenceau, Z.Rubin), и имеет принципиальное значение для психологического развития и здоровья личности (P.Cozby,
S.Jourard). В зарубежной социальной психологии, начиная со второй половины XX века, самораскрытие является одной из актуальных тем теоретических и эмпирических исследований. В отечественной же психологической науке исследование самораскрытия впервые предпринимается лишь в конце 80-х годов (Н.В.Амяга, 1989), а затем репрезентируется редкими работами (А.К.Болотова, 2010; М.В.Бородина, 2001; Е.В.Зинченко, 2000; Н.В.Перепелица; 2003, М.Н.Тепина, 2008; И.П.Шкуратова, 1998; и др.).
В свою очередь, рефлексивная проблематика располагает многовековой философской и психологической традицией, в том числе и богатым материалом, накопленным в отечественной науке. В отечественной психологии рефлексия рассматривается как качество сознания (А.В.Карпов, С.Л.Рубинштейн, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др.), как способность к самосознанию, самопознанию и самопониманию (М.Ю.Двоеглазова, А.В.Карпов, С.Л.Рубинштейн и др.), как компонент мышления (В.В.Давыдов, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, Г.П.Щедровицкий и др.), как компонент деятельности (А.Л.Журавлев, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, Г.П.Щедровицкий и др.), как способность осознания себя глазами другого человека (Г.М.Андреева, И.Е.Берлянд, А.А.Бодалев и др.). В целом рефлексивность является уникальным свойством человека, а рефлексивная проблематика отличается своей фундаментальностью и важностью для решения центральных проблем психологии.
Современное общество характеризуется напряженной социальной, экономической и политической ситуацией, а такие явления, как отчужденность, недоверие и потребительское отношение к людям становятся нормой для современного человека. При всем этом требования, предъявляемые обществом, к психологической культуре человека, его развитости, в частности к умению представить себя в межличностном общении, остаются высокими. Учитывая социальную природу личности, представляется важным изучение феноменов, проявляющихся в общении, в том числе и самораскрытия.
Одной из наиболее существенных проблем исследования феномена является определение особенностей самораскрытия личности во взаимосвязи с другими качествами и свойствами, при этом в связи с рефлексивностью данный вопрос оставался неизученным. Кроме того, актуальность исследования объясняется не только существующим социальным запросом, но и необходимостью дальнейшей интеграции российской социальной психологии в мировую социально-психологическую науку. Как известно, к главным задачам социальной психологии относится раскрытие механизма «вплетения» индивидуального в социальную реальность (Г.М.Андреева, 2001), причем социальное начало необходимо искать прежде всего внутри личности говорящего человека, а не вне (А.А.Леонтьев, 1997). исследование направлено на выявление особенностей самораскрытия в зависимости от уровня рефлексивности.
Цель исследования: выявить особенности самораскрытия студентов с различным уровнем рефлексивности.
Объект исследования: студенты с низким и высоким уровнем рефлексивности.
Предмет исследования: характеристики самораскрытия низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов.
Гипотеза исследования: существует связь между рефлексией и самораскрытием, в
зависимости от уровня рефлексивности существуют особенности самораскрытия личности.
Частные гипотезы:
1. Самораскрытие низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов различается своим объемом и глубиной.
2. Особенности самораскрытия низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов проявляются в зависимости от темы и вопросов общения.
3. Структуры взаимосвязей характеристик самораскрытия с личностными свойствами низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов различаются.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении подводятся общие итоги работы, представляются основные выводы. Выясняется, что в ходе эмпирического исследования подтверждены гипотезы о различии в объеме и глубине самораскрытия, о существовании особенностей самораскрытия в зависимости от темы и вопросов общения, а также о различии структур взаимосвязи характеристик самораскрытия с личностными свойствами низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов.
По итогам диссертационной работы сделаны следующие выводы:
1. Самораскрытие - самостоятельный социально-психологический феномен, понимаемым как добровольное и осознанное (намеренное) вербальное сообщение другим любой информации о себе; при этом цель самораскрытия состоит в том, чтобы реципиент мог однозначно понять, что думает, чувствует или сделал коммуникатор.
2. Самораскрытия можно дифференцировать по следующим признакам: в зависимости от количества реципиентов (личное и публичное); в зависимости от приоритетной системы отношений (ролевое и межличностное); в зависимости от вида контакта общения (опосредствованное и непосредственное); в зависимости от источника инициативы (инициированное коммуникатором и инициированное реципиентом); в зависимости от типа сообщения (эмоциональное и фактическое).
3. Самораскрытие выполняет следующие функции: адаптивные (информативно-связующую, аллопластическую и аутопластическую) и экзистенциальные (персонализирующую и интегративную) функции, способствующие развитию личности, а также поддержанию и развитию межличностных отношений.
4. Процесс самораскрытия можно представить с помощью абстрактного механизма развертывания рефлексии, состоящего из трех этапов - латентного, атрибутивного и концептуального.
5. В ходе эмпирического исследования выяснено, что объем и глубина самораскрытия высокорефлексивных студентов статистически достоверно выше соответствующих характеристик низкорефлексивных студентов. Судя по всему, высокорефлексивные больше раскрываются, чтобы лучше осознавать и понимать себя и в большей мере склоняются к реализации аутопластической и персонализирующей функций. Следствием такого стремления является большее количество знаний, информации о себе, что снова служит фактором потенциально более объемного и глубокого самораскрытия.
6. Эмпирическое сравнение самораскрытия низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов по темам общения демонстрирует, что найденное достоверное превосходство по общему объему распространяется и на частные случаи самораскрытия по темам. Кроме того, различия коснулись содержания структур выделенных блоков по степени открытости, указывая на «познавательно-рефлексивную» и «негативно-конфликтную» специфику самораскрытия высокорефлексивных студентов.
7. Построенное дерево классификации подтверждает «познавательно-рефлексивную» и «негативно-конфликтную» специфику самораскрытия высокорефлексивных студентов, при этом самораскрытие низкорефлексивных студентов может отличаться «аффилиативной» направленностью.
8. Высокорефлексивные студенты, как и при самораскрытии по темам, имеют более высокие средние значения объема самораскрытия в адрес каждого из указанных партнеров по общению. Однако в данном случае ранговые структуры в обеих группах студентов оказались идентичными, что указывает на влияние в первую очередь культурных и возрастных детерминант.
9. Между низкорефлексивными и высокорефлексивными студентами не обнаружена достоверная разница в объеме псевдосамораскрытия, позволяющая заключить, что низкорефлексивные студенты не «добирают» псевдосамораскрытием более низкий объем самораскрытия.
10. Факторные структуры взаимосвязи характеристик самораскрытия с личностными свойствами низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов различаются. При этом характеристика «избирательность самораскрытия» входит в фактор «простота в общении - искусность в общении» структуры низкорефлексивных студентов и в фактор «наивное конкурирование - мнительная уступчивость» структуры высокорефлексивных студентов. Характеристика «объем самораскрытия» входит в фактор «ценностно-эмоциональная контактность - утилитарность в общении» структуры низкорефлексивных студентов и не попадает в факторную структуру высокорефлексивных студентов. Характеристики «дифференцированность самораскрытия» и «объем псевдосамораскрытия» входят в фактор «аутентичность - искусственность» структуры высокорефлексивных студентов и не попадают в факторную структуру низкорефлексивных студентов. Характеристика «коммуникативный контроль» входит в фактор «социальная значимость - социальная незначительность» структуры низкорефлексивных студентов и в фактор «показная радикальность - независимая рассудительность» структуры высокорефлексивных студентов.



1. Каратеев, О.В. Исследование параметров объема и глубины самораскрытия у студентов с низким и высоким уровнем развития рефлексивности / О.В. Каратеев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2014. - № 5. - С. 119-123.
2. Каратеев, О.В. Классификация самораскрытия студентов с различным уровнем рефлексивности по вопросам общения / О.В. Каратеев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2015. - № 11. - С. 152-156.
3. Каратеев, О.В. Рефлексия как фактор самораскрытия личности / О.В. Каратеев // Вестник ВЭГУ. - Уфа, 2013. - № 5. - С. 196-201.
Научные публикации в других изданиях:
4. Каратеев, О.В. Исследование псевдосамораскрытия в выборках низкорефлексивных и высокорефлексивных студентов / О.В. Каратеев // Достижения вузовской науки: сб. материалов VIII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. - С. 139-144.
5. Каратеев, О.В. Самораскрытие в структуре социально-психологических и личностных свойств студентов с различным уровнем рефлексивности / О.В. Каратеев // Научный потенциал. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии. - 2014. - № 1. - С. 56-63.
6. Каратеев, О.В. Самораскрытие личности: обсуждение содержания феномена / О.В. Каратеев // Методология современной психологии: сб. под ред. Козлова В.В., Карпова
А.В., Мазилова В.А., Петренко В.Ф. - М-Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2015. - Вып. 5. - С. 44-54.
7. Каратеев, О.В. Самораскрытие студентов с низким и высоким уровнем развития рефлексивности в адрес различных партнеров по общению / О.В. Каратеев // Наука и современность - 2013: сб. материалов XXV Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. - С. 172-176.
8. Каратеев, О.В. Самораскрытие студентов с различным уровнем развития рефлексивности: сравнительный анализ по параметру объема самораскрытия / О.В. Каратеев // Методологический семинар Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан: сб. материалов. - Уфа: БАГСУ, 2014. - Вып. 2. - С. 83-87.
9. Каратеев, О.В. Структура функции самораскрытия в отношении коммуникатора / О.В. Каратеев // Актуальные проблемы управления персоналом: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: БАГСУ, 2014. - С. 42-46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ