Мотив «волшебного» в жанре фэнтези в русской и зарубежной литературе ХХ века (на материале «Волшебника Изумрудного города» А. Волкова и «Властелина Колец» Дж. Толкина)
Введение 3
Глава 1. Фольклорные, мифологические и литературные источники мотива «волшебного» в художественном мире фэнтези 9
1.1. История создания произведений Дж. Толкина и А. Волкова 9
1.2. Традиции мотива «волшебного» в художественном мире фэнтези... 26
Глава 2. Функции «волшебных» образов в художественном мире фэнтези 42
2.1. Предметный мир «волшебного» 42
2.2. Чудесные метаморфозы в мире «волшебного» 57
2.3. Образы животных, растений и фантастических существ в
«волшебном» мире 68
Заключение 79
Литература 83
Приложение 88
Целью дипломной работы является исследование мотива «волшебного» в жанре фэнтези в русской и зарубежной литературе ХХ века (на материале «Волшебника Изумрудного города» А. Волкова и «Властелин Колец» Дж. Толкина).
Объектом дипломной работы является литературно-художественный мир фэнтези в творчестве Джона Толкина и Александра Волкова.
Предметом дипломной работы являются мотивы «волшебного» в произведениях «Властелин колец» и «Волшебник Изумрудного города».
Актуальность дипломной работы обусловлена недостаточной разработанностью вопроса о функциях и мотивах волшебных образов и предметов, их применении отечественными и зарубежными писателями- фантастами ХХ века в художественных произведениях жанра фэнтези.
Внутренняя растерянность, духовная безысходность, тревожные искания - эти настроения были характерны для европейской культуры в период между двух мировых войн. Европа напряженно ожидает коренного и существенного перелома, ищет новую почву, на которой можно было бы начать творческую работу. Бегство от действительности, желание вернуться к истокам, обращение к мифическому первозданному времени, осмысленному в художественной форме, - все это оказалось основополагающим в литературе ХХ века и способствовало возникновению и развитию новых жанров. В середине ХХ века в европейскую прозу вошёл необычный жанр, который позднее стали называть жанром фэнтези. Новый жанр быстро завоевал успех у читателей, особенно у молодёжи, и это послужило залогом его расцвета.
Жанр фэнтези появился в Англии в начале ХХ века. Жанр основан на использовании мифологических и сказочных мотивов. Его
основоположником был английский писатель и профессор Оксфордского Университета Джон Рональд Руэл Толкин, автор романа «Властелин
колец», так как имено он оказал значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези.
Фэнтези предполагает раскрытие извечных морально-философских и социальных вопросов, но рассматриваются эти вопросы в ином, параллельном мире, своеобразном «тридесятом царстве», созданном на основе различных мифов, легенд, эпосов, переработанных фантазией автора. Главная цель фэнтези - не рассказы о великих воителях, волшебниках и существах нечеловеческого происхождения, а повествование о борьбе Добра и Зла в человеческой душе, о путях становления самосознания личности. В этом жанре любая странность, чудо, волшебные существа, обязательная четкость в расстановке сил являются лишь средствами для образности, четкости повествования, а никак не его основой.
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
Большую путаницу вызывает отсутствие общепринятой терминологии, определения жанра и его классификации. Ведутся споры по поводу того, кто был первооткрывателем жанра, где лежат его истоки. Фэнтези и фантастика унаследовали многое и от мифов, и от волшебной сказки, это подтверждает наше рассмотрение романа Дж. Толкина «Властелин Колец», так как в нем синтезируются скандинавская мифология, средневековый эпос и типичные сюжеты волшебных сказок, берущие начало из фольклора; однако не решено, стоит ли считать её одним из направлений фантастики или выделить как независимый жанр. Единственным фактором, по которому, можно разграничить понятия «фэнтези» и «фантастика» - это временные рамки. Например, в жанре «фэнтези» преобладает эпоха средневековья, с современными ей явлениями и традициями, а в жанре «фантастики» сюжет устремляется в далекое будущее, где царит наука и технический прогресс. Рассматриваемые нами произведения Дж. Толкина «Властелин Колец» и А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», подтверждают свою принадлежность к жанру «фэнтези» сквозь призму предмета, так как в обоих произведениях мы видим, что в описании местности присутствуют средневековые замки: у А. Волкова это замок Бастинды в Фиолетовой стране и замок Гудвина в Изумрудном городе, у Дж. Толкина это замки и крепости построенные людьми (крепость Гондора), а также постройки эльфов и гномов, которые внешне напоминают средневековые замки. Длинные платья и плащи, мечи, рыцарские доспехи - все это сближает данные произведения с жанром «фэнтези».
Сильное влияние на жанр фэнтези оказали средневековые романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези.
Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале ХХ века. В XXI и начале ХХ века произведения фэнтези часто публиковались в тех же журналах, что и научная фантастика и были часто написаны теми же авторами. Истинное рождение современного фэнтези произошло после публикации романа «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкина. Эта книга, а также «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса и «Земноморье» У. Ле Гуин заложили основы одного из наиболее популярных жанров, в котором на данный момент работают сотни писателей.
Несмотря на свою популярность, фэнтези среди явлений литературного процесса ХХ века долгое время оставалось на периферии внимания исследователей. Между тем бурное развитие фэнтези в литературе ХХ века может быть соотнесено с коренными изменениями, которые произошли и происходят в сферах социальной, научной, информационной и т.д. Фэнтези как бы отзывается на изменения жизни - и своим содержанием, отражающим желание вернуться к истокам, к мифическому времени, к гармоническому миру, и своей художественной формой. Жанр фэнтези представляет собой заметное явление современного литературного процесса, и его изучение важно как в литературном, так и в идеологическом плане.
Влияние эпох и истории на формирование жанра фэнтези, его источники и различные существующие фэнтезийные произведения, их влияние на человека можно исследовать вдоль и поперек. Однако одним из наиболее важных свойств фантастического мышления оказывается постоянная устремлённость к созданию собственного мира фантазий, своеобразного идеала, находящегося за пределами реальности, в ином мире, проникновение в который возможно осуществить только с помощью ирреального случая. Мотив «волшебного» получает широкое распространение в жанре фэнтези в силу подобного «удвоения мира» или «замена земного мира миром волшебным», иначе говоря, в данной литературе четко прослеживается концепция двоемирия. Искусство фэнтези характеризуется резким разрывом фантазии и действительности. Поэтому необходимо глубоко изучить, как на читателя влияют мотивы «волшебного», как они выполняют воспитательную функцию, их разнообразие и их природу.
Несомненно, нас прежде всего интересует творческое, литературное освоение мотива «волшебного». Но сама специфика этого феномена требует обратить внимание и на его философскую, психологическую, эстетическую и нравственную стороны.
Мотив «волшебного» как многоаспектное и сложное явление не нашел своего полного описания, что определяет актуальность данного исследования.
В России исследованию жанра фэнтези в творчестве писателей ХХ века Дж.Р.Р. Толкина и А. Волкова были посвящены следующие работы: С. Кошелев «Жанровая природа «Повелителя Колец» Дж. Р. Р. Толкина» (1981), Р. И. Кабаков «Повелитель Колец» Дж. Р. Р. Толкина и проблема современного литературного мифотворчества» (1989), С. А. Лузина «Художественный мир Дж. Р. Р. Толкина: поэтика, образность» (1995), М. С. Петровский «Правда и иллюзии страны Оз» (1986), С. Белова «Удивительный волшебник из страны Оз» (1993) и другие работы исследователей, которые предприняли попытки определить жанровую природу, выявить сходство с архетипическими сюжетами, найти фольклорные и мифологические источники мотивов «волшебного» в произведениях фэнтези и сопоставить их с историко-приключенческим романом, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.
Наиболее авторитетные исследователи, представленные в нашей работе это: И. А. Маклаков, который в своих трудах «Мифологические традиции в современном фэнтези» (2003) и «Символический образ Кольца в эпопее Дж. Толкина «Властелин Колец» (2006), выделил фольклорные и мифологические традиции, а также проследил, как они оказывают влияние на мотивы «волшебного», которые присутствуют в произведении Дж. Толкина; А. Балуева, в ее работе «Волшебник Изумрудного города» видел сюжеты книг во сне» (2011), уделяется особое внимание историческим событиям, наложивших отпечаток на творчество А. Волкова и его повышенный интерес к жанру фэнтези в детской интерпретации, а также работы писателей - фантастов Дж. Толкина и А. Волкова, где они самостоятельно проанализировали свои произведения и объяснили те или иные «волшебные» мотивы, которые были ими заимствованы из мифа и фольклора.
Зарубежных исследователей-толкинистов, таких как Х. Карпентер «Письма к Кристоферу Толкину» (2004) и Т. А. Шиппи «Дорога в Средиземье» (2003), интересовал синтез биографического начала, филологии и жанра фэнтези. «Толкин понемногу сам собирал материалы для своей будущей биографии: старые письма и бумаги он снабдил своими комментариями. Кроме того, он написал несколько страниц воспоминаний о своем детстве. Так что есть надежда, что он все же не был категорически против выхода этой книги. Но его настоящая биография - это «Хоббит», «Властелин Колец» и «Сильмариллион», ибо истинная правда о нем содержится в этих книгах.» [Карпентер 1997: 3].
Не менее важными трудами отечественных ученых по поэтике мифа, древнего эпоса и рыцарского романа, которые мы рассматриваем в нашей исследовательской работе, являются: М. М. Бахтина «Эпос и роман (о методологии исследования романа)» (1975), А. Ф. Лосева «Эстетика Возрождения» (1982), Е. М. Мелетинского «Поэтика мифа» (1988), В. Я. Проппа «Морфология сказки» (1928), где рассматривается строение волшебных сказок, сопоставляются различные сказки народов мира, в работе «Исторические корни волшебной сказки» (1946), автор сделал упор на анализ основных, главнейших сказочных образов и мотивов; Н. Г. Медведева «Миф как форма художественной условности» (1984).
Задачами работы являются:
1) исследование фольклорных, мифологических и литературных источников произведений Джона Толкина и Александра Волкова;
2) восстановление истории создания произведений «Властелин колец» и «Волшебник Изумрудного города»;
3) выявление традиции мотива «волшебного» в художественном мире фэнтези;
4) определение функции «волшебных» образов в художественном мире фэнтези
5) исследование предметного мира «волшебного»;
6) изучение чудесных метаморфоз в мире «волшебного»;
7) рассмотрение образов животных, растений и фантастических существ в «волшебном» мире.
Методы исследования: структурный, сравнительно-типологический
Материалом исследования являются произведения Дж. Толкина «Властелин Колец» в переводе Н. Григорьевой и В. Грушецкого (1990-1991) и А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (1939).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Джон Рональд Руэл Толкин и Александр Мелентьевич Волков - писатели-фантасты, обладающие великим талантом, которые создали собственные необыкновенные «волшебные» миры, в истории русской и зарубежной литературы ХХ века. На их творчество большое влияние оказали многие предшественники, которые создавали литературные художественные произведения в жанре фэнтези.
После изучения теоретических материалов мы пришли к заключению, что нет четкого разграничения между жанрами фантастика и фэнтези в современной литературе.
Мир фэнтези может быть связан с миром людей, Землёй, или же существовать отдельно. В зависимости от этого фэнтези можно подразделить на «высокую» (создающую отдельный мир с развитой мифологической системой, картой и т.д.) и «низкую» (где сверхъестественное проникает в нашу реальность).
Установка фэнтези на реальность сделала возможным такое явление, как «эскапизм», то есть бегство от реальности в мир вымышленный.
Прискорбно, что современная реальность вызывает у человека желание от неё «убежать», но тем не менее это факт. Фэнтези даёт читателю
возможность отдохнуть от быта, «побывать» в мире, где всё проще и честнее, где ещё существуют идеалы. Не случайно приобретает большую популярность «низкая» фэнтези, где присутствует сюжет о путешествии обычного человека в другие миры.
Традиционно в фэнтези человек выступает на стороне Добра и является главным действующим лицом. Чаще всего он обладает необычными качествами, даром, предназначен для чего-то, борется за торжество Добра и Света. Появляется тенденция к иной трактовке человеческого образа: человек как низшее создание перед волшебниками и другими расами, имеющими превосходство в магической силе, физическом развитии и так далее. Возможно, в будущем она также получит развитие.
Существуют разные способы попасть во «вторичный» мир, которые также возникли в древней мифологии и фольклоре. Иногда герой попадает туда по своей воле (меняя реальность, прикоснувшись к волшебному предмету (туфельки Элли и Кольцо Всевластия), с помощью мага (Гингема, вызвавшая ураган), волшебного животного и т.д.), но чаще всего его перебрасывает туда силой некого волшебного существа, судьбы, провидения - или просто по случайности (если он по незнанию прикоснётся к предмету- порталу или попадёт в некое место, являющееся порталом). Также герой может перенестись в мир волшебства физически или только духовно. Во втором случае его тело может находиться в коме либо же погибнуть (Кольцо Всевластия способно отделить душу от тела и превратить в безвольного назгула).
Попав в другой мир, человек проявляет себя по-новому. Даже если в «обычной» жизни он не отличался от других, то в мире, живущем по иным законам, он меняется, приспосабливаясь к сменившейся обстановке, и открывает в себе порой ему самому неизвестный духовный потенциал. В этом фэнтези по-своему дидактична: необязательно попадать в мир чудес, чтобы стать лучше, потому что совершенствовать себя и следовать кодексу чести можно при любых обстоятельствах. Но делать это или нет - личный выбор каждого. В нашем исследовании мы изучили различные функции «волшебных» образов в художественном мире фэнтези, выяснили, что среди них чаще используется эстетическая, философская, воспитательная и нравственная функция, что говорит о духовном воспитании не только главного героя, но и читателя.
В романе-эпопее Дж. Толкина «Властелин Колец» и в сказочной повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» мы обнаружили романтические и готические традиции немецких и американских писателей
Э. Т. А. Гофмана, И. Тика, Н. Готорна, Р. У. Эмерсона, Л. Кэрролла.
Помимо литературных вдохновителей, писателей увлекал поиск мифологических, фольклорных и литературных источников, которые в дальнейшем были использованы в художественных произведениях.
Сказочная эпопея Толкина имеет множество разнообразных корней. Многие её образы и детали сюжета восходят к кельтским, скандинавским, древнегерманским мифам и сагам, к рыцарским романам Артуровского цикла. Действительно, в причудливой ткани романа переплетаются мотивы, идущие из самых разных источников и, однако же, объединенные в гармоническое целое. Основная сюжетная линия восходит, безусловно, к волшебной сказке. Фродо покидает в начале романа свои дом и отправляется навстречу опасным приключениям, так как должен выполнить некую задачу, порученную ему. Задача эта связана с типично сказочным предметом: волшебным золотым кольцом. Правда, в отличие от обычных сказочных сюжетов, это кольцо нужно не добыть, а, наоборот, уничтожить в определенном труднодоступном месте. Путь Фродо и его спутников проходит по лесам, горам, в которых они встречают и сказочных противников, и сказочных друзей, и защитников. В книге появляются мудрые животные - помощники (кони, орел), чудесные предметы (эльфийские мечи и светильник, камни-палантиры, стоящее в центре повествования Кольцо Всевластия).
В то же время пришедшие из народных поверий эльфы и гномы в книге Толкина в значительной мере утратили свою сказочность. Эльфы изображены очень поэтично, они прекрасны и вечно молоды, но эльфийские царства короля Элронда и королевы Галадриэли не принадлежат к сверхъестественному волшебному миру, они напоминают картины идеально преображенного средневековья из произведений романтиков.
Мы предприняли попытку найти и разобрать различные «волшебные» предметы, образы и заклинания, чтобы понять откуда они были заимствованы, как они были в последствии интерпретированы авторами в художественных произведениях и выяснить, что общего между ними и русскими народными сказками, с помощью теоретических трудов В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» и «Морфология сказки».
Аналогии, которые мы провели между романом Дж. Толкина «Властелин Колец» и сказочной повестью А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» доказали, что традиции мотива «волшебного» существовали не только в мифах, сказках, и в произведениях, написанных в эпоху Просвящения, но и продолжают существовать в более современных литературных произведениях писателей-фантастов.
Анализ двух первых повестей Волкова из волшебного цикла убеждает в том, что сочетание семантики волшебной сказки и принципов художественного миромоделирования из арсенала социально-философской прозы создает такой жанровый синтез, который позволяет максимально сблизить сказочную жанровую семантику с обобщенным художественным образом современности. Важно отметить, что сближение с современностью не отменяет ориентацию на общечеловеческие ценности, лежащие в основе сюжетно-образных решений А. Волкова.
Произведения Дж. Толкина «Властелин Колец» и А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» показывают нам, как с помощью мотива «волшебного» авторы ХХ века создавали фантастические миры, брав за основу мифологические и фольклорные сюжеты, которые помогали трансформировать современного им читателя в книжного героя, истинного борца за Добро, наделенного всеми положительными качествами. Понимание мотивов, функций предметов и образов «волшебного» мира, дает нам возможность глубже понять и изучить не только творчество рассматриваемых нами авторов, но и писателей-фантастов в целом.
1. Tolkien, J.R.R. The Letters of J.R.R.Tolkien. London, 1981.
2. Анхимова, О. А. Специфика образной системы повести- сказки А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» / О. А. Анхимова // Проблемы детской литературы и фольклор. - Петрозаводск - Изд-во ПетрГУ, 2001.- С. 98 - 128.
3. Балуева, А. «Волшебник Изумрудного города» видел сюжеты книг во сне»». М.: Комсомольская правда, 2011. С. 73.
4. Бахтин, М.Н. Эпос и роман (о методологии исследования романа). // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, С.447- 483.
5. Бегак, Б. Об авторе этой книги // Волков А. Зодчие. М.: Детская литература, 1986. С. 3 - 6.
6. Белова, С. «Удивительный волшебник из страны Оз» - в сборнике: Лаймен Фрэнк Баум. Удивительный волшебник страны Оз. Дороти и волшебник в стране Оз. М.: Московский рабочий, 1993. С. 43.
7. Беренкова, В.М. Жанр фэнтези как объект лингвистического исследования / В.М. Беренкова // Филология и искусствоведение. - 2009. - №4. - С. 91 - 93.
8. Василькова, А. Н. В Изумрудный город с Элли или Дороти // Феномен виртуальности: О переходе между мирами - на материале книг, спектаклей и фильмов, которые читали и смотрели дети второй половины ХХ и начала XXI века. - М.: ГИИ, 2016. - С. 92 - 122
9. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский ; ред., вступ. ст. и примеч. В.М. Жирмунского. - Л.: Художеств. лит., 1940. - С. 78 - 301.
10. Волков, А. М. // Писатели нашего детства. 100 имен:
Биографический словарь: В. 3 ч. М., 1999. Ч. 1. С. 98 - 101.
11. Волков, А. М. Первые шаги в большую литературу. 1931-1938 гг. Рукопись, - Архив А. Волкова. С. 112
12. Волков, А.М. Волшебник Изумрудного города. 1939. С. 20 - 23
13. Гофман, Э. Т. А. Эликсиры сатаны / пер. Н. Славятинского. М.: Республика, 1992.
14. Дудина, Л.Н. Авторская литературная сказка: Ф. Бауман и А. Волков / Л. Н. Дудина // Васильевские чтения (материалы междунар. научно- практ. конф.). Усть-Каменогорск: Изд-во Рудный Алтай, 2002. С. 27 - 29.
15. Иванова, Э.В. Создание вторичных миров: Дж.Р.Р. Толкин и жанр «фэнтези» // Искусство в школе. - 2008. - №4. - С.41 - 45... 59