АННОТАЦИЯ 4
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Жизненный и творческий путь С.И. Танеева 5
1.1 Краткие сведения о биографии С.И. Танеева 5
1.2 Многогранность личности и творческой деятельности С.И. Танеева (пианист,
композитор, педагог, дирижер, публицист, ученый) 10
1.3 Черты характера, мировоззрение С.И. Танеева 20
Глава 2. «Иоанн Дамаскин»: история создания, содержание, анализ музыкального
текста 26
2.1 История создания, работа с текстом 27
2.2 I часть 32
2.3 II часть 42
2.4 III часть 47
Заключение 58
Список литературы 63
Творчество Сергея Ивановича Танеева связывает две значительные эпохи - XIX век с его интересом к внутреннему миру человека (романтизм) и XX век с его четким рационализмом и новаторством в разных областях искусства.
Все творчество С.И. Танеева, пронизанное ясностью и стройностью, с одной стороны, корнями уходит в традицию и отечественную, и западноевропейскую, но, с другой стороны, во многом открывает пути для таких направлений как неоклассицизм.
Будучи «музыкальной совестью Москвы», композитором, педагогом, Сергей Иванович был требователен не только к себе (чем вызывал огромное уважение среди его коллег и учеников), но и ко всем, с кем был как-либо связан. Беспрекословно прислушиваясь к мнению композитора, окружающие признавали авторитет этой фигуры.
Следует указать, что творчество С.И. Танеева привлекало как современников (примером служит один из основных исследователей его творчества - Л.Л. Сабанеев), так и до настоящего времени привлекает исполнителей и исследователей-музыковедов по всему музыкальному миру.
Однако музыка Сергея Ивановича на протяжении почти всего XX и XXI веков по- прежнему остается недостаточно оцененной и понятой. Между тем его хоровые миниатюры, кантаты, симфонии, квартеты привлекают исполнителей своей глубиной тем и идей, стройностью и выверенностью всех компонентов музыкального языка в целом.
Для автора данной работы актуальность обращения к творчеству С.И. Танеева связана с неоднократным обращением к его творческому наследию на уроках музыкальной литературы в колледже, далее в классе дирижирования в ВУЗе, а также с возможными последующими участием/подготовкой к исполнению кантаты в июне 2025 года. Подробные изучение биографии, анализ и погружение в музыкальный текст вызвало непосредственно интерес к самой личности композитора.
Однако биография композитора, в большинстве случаев изучаемая достаточно полно, часто воспринимается исполнителями как набор исторических фактов, как констатация условий жизни и становления творческого пути.
Тем не менее, по мнению автора работы именно через раскрытие личности и мировоззрения, через более детальное изучение не только биографических данных, но и воспоминаний современников о личности композитора можно приблизиться к истинным посылам и замыслам, которые, возможно, композитор и не думал напрямую адресовать слушателям.
Объектом исследования являются жизнь и творчество С.И. Танеева.
Предмет исследования - личность и мировоззрение композитора на основе кантаты «Иоанн Дамаскин».
Опираясь на высказывание К.А. Ольхова: «Привлечение даже отрывочных (но существенных) сведений об авторе и его музыке может подтолкнуть мысль и творческую фантазию исполнителей в нужном направлении» [11], можно обозначить цель и задачи исследования:
Цель данной работы - рассмотреть личность и мировоззрение композитора С.И. Танеева на примере его творчества (в частности кантаты «Иоанн Дамаскин»).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
❖ описать краткие сведения о творчестве и биографии С.И. Танеева;
❖ рассмотреть многогранность личности и творческой деятельности С.И. Танеева (пианист, композитор, педагог, дирижер, публицист, ученый);
❖ выявить черты характера и мировоззрение С.И. Танеева;
❖ сделать краткий обзор всего творчества С.И. Танеева;
❖ выполнить подробный анализ кантаты «Иоанн Дамаскин», сделать выводы.
Структура
Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав и заключения.
• Во введении обоснована актуальность выбранной темы, цель работы и ее задачи.
• 1 глава - обзор жизненного и творческого пути С.И. Танеева.
• 2 глава - анализ кантаты «Иоанн Дамаскин».
Использованная литература
Литература, посвященная творчеству С.И. Танеева, достаточно обширна. Особый интерес вызывают работы Людмилы Зиновьевны Корабельниковой (основной исследователь творчества С.И. Танеева, автор монографических книг, дневников и разделов в учебном пособии по русской музыке), Леонида Леонидовича Сабанеева, Светланы Ильиничны Савенко.
Интересны и ценны опубликованные дневники композитора (Л.З. Корабельникова), которые дают основную информацию о чертах характера и человеческих качествах Сергея Ивановича, а также работа Константина Абрамовича Ольхова «Хоры a capella С. Танеева».
Теоретический анализ показал, что 3-х-частный цикл кантаты представляет собой неделимое целое, которое строится на комплементарности (взаимодополнении) принципов единства и принципов контраста.
Единство в цикле:
Единство достаточно полное и многоплановое:
• образное (образы личного и общего на протяжении всей кантаты и повторение этих образов в других частях)
• стилистическое (опора духовного и светского на русскую музыку)
• тематическое (многочисленные интонационные переклички)
• структурное (ведущая роль полифонических/фугированных форм)
• принцип арочности:
- тематический (начало цикла темой «Со святыми упокой» и окончание)
- темповый (adagio ma non troppo и adagio)
- фактурный (вначале цикла «говорил» лишь оркестр, без хора, т.е. ярко выраженное земное, общее, а в конце цикла тему «Со святыми упокой» проводит только хор, без оркестра, в связи с чем создается ощущение победы вечного, небесного, неосязаемого над земным)
Контраст в цикле:
• чередование частей (фугированная, активно развивающаяся / хоральная, спокойная / динамическая, драматургически наполненная)
• сочетание вокально-инструментального и a'cappella начал как сопоставление мира земного (оркестр) и мира небесного (хор)
• фактурный (II ч - хоральность, !ч и Пч на сочетании принципов полифонических и гомофонно-гармонических)
• темповый:
I часть - adagio ma non troppo, l’istesso tempo, largamente
II часть - andante sostenuto (J = 72), moderato (J = 138)
III часть - allegro (J = 144), moderato, adagio
• ладотональный (fis - Des - fis)
• тематический (через призму сдержанного, возвышенного и отстраненного духовного отобразить личное, особенно личные романсовые интонации 1ч)
Варианты исполнения:
Впервые кантата «Иоанн Дамаскин» была исполнена 11 марта 1884 года, в экстренном собрании Российского Музыкального Общества, посвященном памяти Н.Г. Рубинштейна. Но запись, к сожалению, найти не удалось.
Самыми яркими и эталонными вариантами исполнения являются:
• под управлением Е. Светланова с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР и Большим хором Центрального телевидения СССР (запись 1991 г., classic-online.ru)
• под управлением М. Плетнева с Российским национальным оркестром и Московским государственным академическим камерным хором (запись 2000 г., classic-online.ru)
• под управлением Г. Дмитряка с Московским симфоническим оркестром и Государственной академической хоровой капеллой России имени А.А. Юрлова (запись 2008 г., телеканал «Россия. Культура»)
• под управлением В. Юровского с Лондонским филармоническим оркестром и Лондонским филармоническим хором (запись 2015 г., classic-online.ru)
• под управлением А. Рудина с Российским национальным оркестром и Государственной академической хоровой капеллой России им. А.А. Юрлова (запись 2024 г., classic-online.ru)
• под управлением В. Спивакова с Национальным филармоническим оркестром России и Большим хором «Мастера хорового пения» (запись 2025 г., vkvideo.ru)
Исполнения за рубежом:
• под управлением Gilles Michels, Студенческий хор и оркестр, Утрехт, Нидерланды (запись 2018 г., youtube.com). Не смотря на хорошую запись и весьма неплохое исполнение студентами, слышен отчетливо акцент, что слегка мешает восприятию смысла русского текста.
• под управлением Пауля Стеценко, хор церкви Westminster Presbyterian Church, оркестр Kennedy Center players, г. Александрия, штат Вирджиния, США (запись 2017 г., youtube.com). Музыканты исполняют переведенную на английский язык кантату, что имеет место быть, но никак не сочетается с традициями именно русской богослужебной практики.
Отзывы современников
Сам С.И. Танеев довольно сдержанно высказался о своем сочинении: «Эта кантата понравилась публике. Многие из слушателей говорили мне, что музыка произвела на них впечатление».
Иная эмоциональная окраска содержится в высказывании П.И. Чайковского: «Вы написали превосходную кантату».
Это совпадает с оценкой еще одного современника Танеева Ц.А. Кюи: «Наше искусство обогатилось произведением, оригинальным по колориту и выдающимся по достоинствам».
Судьба произведения в советское время
В советский период судьба кантаты была весьма непростой, что свидетельствует о редком исполнении произведения. По статье О.И. Захаровой «Танеев в жизни и творчестве Н.С. Голованова», становится известно, что Николай Семенович в 1943 г. несколько раз исполнял кантату для высшего партийного руководства СССР на закрытых концертах. Также в планы входило исполнение произведения по Всесоюзному радио. Тогда же был изменен литературный текст кантаты - редактированию подверглись все части, особо существенно третья. Наконец, в 1944 г. кантата с новым измененным текстом была допущена к публичному исполнению при открытии концертного сезона 30 сентября в Колонном зале Дома Союзов. На следующий год «Иоанн Дамаскин» исполнялся четыре раза. Но запрет на исполнение вновь произошел уже в 1946 г.
Как справедливо пишет Л.З. Корабельникова, «история создания кантаты «Иоанн Дамаскин» не отражена в литературных документах. Но о ней ярко рассказывают сохранившиеся нотные эскизы. Черновой автограф кантаты представляет чрезвычайный интерес еще и тем, что позволяет судить о важных, основополагающих чертах музыкального мышления Танеева, сложившихся и проявившихся уже в это время, о взаимосвязи индивидуальных особенностей творческого процесса и художественного результата».
Отзывы в наше время
А. Висков: «Кантата "Иоанн Дамаскин" - уникальное произведение в русской
музыке. Глубочайшие религиозно-философские размышления Алексея Константиновича
Толстого нашли своё идеальное воплощение в музыке Сергея Ивановича Танеева,
которого справедливо именуют "Русским Бахом". По силе художественного воздействия
кантата вполне сопоставима, например, с "Реквиемом" Вольфганга Амадея Моцарта».
Б. Тараканов: «После своего первого исполнения кантата "Иоанн Дамаскин" удостоилась "полного спектра" критических отзывов - от восторженных, до негативных. Многие рассмотрели столь вольное использование традиций духовной музыки как опасное вольнодумство. В любом из этих замечаний, безусловно, есть определенная доля истины, но, так или иначе, это высочайшего полёта произведение. Поверьте мне». (Автору данной работы не удалось найти негативные отзывы).
«Иоанн Дамаскин» в истории г. Томска
Кантата входит в репертуар Хоровой капеллы ТГУ и неизменно вызывает интерес и желание открыть и постичь это произведение все глубже (и в плане исполнения, и в плане теоретического исследования).
К «Иоанну Дамаскину» постоянно обращаются в музыкальных образовательных учреждениях - как в ТМК им. Э.В. Денисова, так и в ТГУ. Работа с одной из выдающихся хоровых партитур происходит двумя способами: в колледже на уроках русской музыкальной литературы путем теоретического анализа и вузе в качестве выпускной программы (реже берется на младших курсах).
К моменту защиты данной дипломной работы будет вестись активная подготовка к исполнению всей кантаты «Иоанн Дамаскин» Хоровой капеллой ТГУ и Симфоническим оркестром ТГУ на закрытие концертного сезона в июне 2025-го года. Последнее исполнение кантаты полностью двумя вышеупомянутыми коллективами было в 2013-ом году.
Почему в наше время кантата исполняется не так часто
Возникает вполне логичный вопрос: «Почему столь монументальное и значимое для музыкального и исполнительского опыта произведение исполняется не так часто, как хотелось бы?»
Скорее проблема именно в том, что охватить весь цикл, все три части, да и не просто исполнить набор нот, а сделать это в том виде, в котором задумывалось изначально,
достаточно трудно даже для профессионального и хорошо подготовленного коллектива, не говоря уже о менее профессиональных хорах. Кантата требует тщательной подготовки технически и психологически, а также глубоких знаний об эпохе и о самом создателе.
По мнению автора работы, именно знания личностных особенностей и внутреннего уклада жизни композитора могут помочь в наиболее точной передаче истинного смысла, заложенного в произведении.
Подкрепляет это мнение высказывание современника Танеева Л. Л. Сабанеева: «Но результатом этого получилось то, что личность Танеева не полностью вошла в его музыкальные сочинения, и, чтобы постигнуть эту личность и ее гениальность, нам, быть может, надо знать Танеева лично или изучить не один только его музыкальный мир, но и мир его остальных духовных проявлений» [14, с. 11].
Сергей Иванович писал: «Дорога, которой я хочу идти, конца не имеет,» [15, с. 34]. И также не имеет конца исследование творчества большого Мастера.
1. Бажанов Н. Д. Танеев. - М. : Молодая гвардия, 1971. - 240 с.
2. Бернандт Г. С. И. Танеев: Монография / Под ред. Н. Юденич. - 2-е изд. - М. : Музыка, 1983.
3. Ганенко Н. С. Вокальные ансамбли С. И. Танеева из журнала «Захолустье» в классе фортепиано для студентов вокального факультета: учеб.-метод. пособие / Надежда Ганенко. - СПб. : Композитор, 2017. - 52 с., нот., ил.
4. Евсеев С. В. Народные и национальные корни музыкального языка С. И. Танеева. - М. : Музгиз, 1963.
5. Жданов В. А. П. И. Чайковский. С. И. Танеев. Письма. - М. : Госкультпросветиздат, 1951.
6. Келдыш Ю. В. История русской музыки. Том девятый. Конец XIX - начало XX века. / Ю. В. Келдыш, М. П. Рахманова, Л. З. Корабельникова, А. М. Соколова. - М. : Музыка, 1994.
7. Корабельникова Л. З. Творчество С. И. Танеева: Историко-стилистическое исследование. - М. : Музыка, 1986. - 296 с., портр., ил., нот.
8. Корабельникова Л. З. С. И. Танеев в Московской консерватории. Из истории русского музыкального образования. - М. : Музыка, 1974.
9. Корабельникова Л. З. С. Танеев. Дневники в трех книгах. Книга первая. - М. : Музыка, 1981.
10. Корабельникова Л. З. С. Танеев. Дневники в трех книгах. Книга вторая. - М. : Музыка, 1982.
11. Михайлова М. К., Фрид Э. Л. Русская музыкальная литература, выпуск IV, издание 6-е. - Л. : Музыка, 1985.
12. Ольхов К. Хоры a capella С. Танеева. - 18 с.
13. Протопопова В. Л. Памяти Сергея Ивановича Танеева. - М. : Музгиз, 1947.
14. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Танееве. - М. : Классика-XXI, 2003. - 196 с., ил.
15. Савенко С. И. Сергей Иванович Танеев. - М. : Музыка, 1984.
...22