Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГИД ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКА КАК ГИПЕРЖАНР УНИВЕРСИТЕТСКОГО ДИСКУРСА

Работа №178928

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы113
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
Введение 4
1 Университетский дискурс: структурные и содержательные особенности .... 8
1.1 К определению понятия «университетский дискурс» 8
1.1.1 Жанровое своеобразие дискурса 11
1.1.2 Иерархия жанрового пространства дискурса 14
1.1.3 Речевая анкета гипержанра «гид для первокурсника» 15
1.2 Структурная организация гипержанра «гид для первокурсника» 22
1.2.1 Информационно-имиджевая статья 34
1.2.2 Информационная заметка 36
1.2.3 Инструкция 37
1.2.4 Заголовок 38
1.2.5 Карты, схемы, фотографии и другие виды паралингвистических
текстов 40
Выводы по Главе 1 41
2 Имиджеобразующая функция гипержанра «гид для первокурсника» 43
2.1 Внутренний имидж университета 44
2.2 Социальный имидж университета 46
2.3 Имидж образовательной услуги 47
2.4 Визуальный имидж университета 48
2.5 Бизнес-имидж университета 49
2.6 Имидж ректора университета 50
2.7 Имидж потребителей услуг университета 51
2.8 Имидж персонала 51
2.9 Итоги контент-анализа существующих изданий 52
Выводы по Главе 2 60
3 Моделирование гида для первокурсника 61
3.1 Рекомендации по разработке модели гида для первокурсника 61
3.1.1 Дизайн издания 61
3.1.2 Содержательный аспект издания 62
3.1.3 Создание бизнес-имиджа университета 62
3.1.4 Схемы и карты 63
3.2 Создание модели «гид для первокурсника» Томского государственного университета 63
3.2.1 Специфика русскоязычного издания 64
3.2.2 Специфика англоязычного издания 70
Выводы по Главе 3 75
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 79
Приложение А 88
Приложение Б 89
Приложение В 90


Актуальность данного исследования. В настоящее время все большее внимание лингвистов привлекает изучение различных институциональных видов дискурса, их жанровой реализации, функционирующих во внутреннем и внешнем пространстве коммуникации. Одним из таких институциональных дискурсов и является «университетский дискурс», который отражает коммуникативное пространство университета в целом.
Роль университета в современном обществе трудно переоценить. Являясь социальным институтом, он принимает активное участие в развитии государства, его экономики, гражданского общества, предоставляя необходимые знания, навыки и идеи для обеспечения социального, экономического и политического развития страны. В связи с тем, что вузы предлагают схожий набор основных и дополнительных услуг на рынке, в последнее время наблюдается рост появления различных текстов, брошюр, справочников и т.д., главная цель которых не только информировать целевую аудиторию, но и воздействовать на нее: привлечь студентов и повлиять на их выбор при поступлении. Одним из таких изданий является гид для первокурсника, специальный справочник, созданный для студентов и их родителей. В данной работе гид для первокурсника впервые рассматривается как гипержанр университетского дискурса, который является эффективным способом создания позитивного имиджа университета.
Основная цель работы состоит в исследовании гида для первокурсника как гипержанра университетского дискурса, его структурной и функциональной составляющих, а также создание модели русскоязычного и англоязычного изданий. Достижение поставленной цели предполагает решение конкретных задач:
1) дать определение понятию «университетский дискурс» и охарактеризовать его на основе когнитивных критериев;
2) детально рассмотреть одну из форм реализации дискурса «жанр», его функции и типологию;
3) описать гипержанр «гид для первокурсника», выделить его ядерные жанры, определить функции гипержанра, проанализировав функции составляющих его элементов;
4) рассмотреть на практике реализацию имиджеобразующей функции гипержанра «гид для первокурсника» на примере существующих изданий;
5) в результате исследования составить ряд предложений по наполнению и совершенствованию гида для первокурсника;
6) создать модель русскоязычного и англоязычного гида для первокурсника на примере Томского государственного университета, выделив содержательные и языковые особенности изданий
Объектом исследования является гипержанр «гид для первокурсника».
Предметом исследования послужили функционально-стилистические и структурно-композиционные характеристики гипержанра «гид для первокурсника», университетский дискурс, компоненты создания позитивного имиджа и раскрытия корпоративной культуры университета.
Методологической и теоретической базой исследования послужили труды отечественных лингвистов в области теории текста, изучении дискурса и речевых жанров, функциональной стилистики (М.М. Бахтин, В.И. Карасик, В.В. Виноградов, Т.В. Шмелева), а также труды специалистов по связям с общественностью и имиджеологов (Н.К. Моисеева, Е.А. Дагаева).
Материал исследования составили 6 изданий: 3 англоязычных и 3 русскоязычных гида для первокурсника: «А Guide to the First Year at Harvard», «А Guide to Yale College», «Freshman Academic Guide. Johns Hopkins University», «Гид для первокурсника Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), «Справочник первокурсника Томского государственного университета (ТГУ)», «Гид студента Сыктывкарского
государственного университета (СыктГУ)», а также разнообразные источники информации о ТГУ (газеты, русскоязычная и англоязычная версии сайта, буклеты и т.д.).
В ходе анализа материала использовался целый комплекс методов, включающий дискурс-анализ, индуктивный и дедуктивный методы, лингвостилистический и сопоставительный анализы, а также отдельные приемы для сбора и анализа материала: прием сплошной выборки, приемы интерпретации, обобщения и моделирования.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые проводится исследование «гида для первокурсника» как особого текста, инструмента формирования имиджа и передачи корпоративной культуры университета и определяется его функционально-стилевая специфика.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении имеющихся знаний в области университетского дискурса, понятия «гипержанр», функциях жанров, семиотически осложненного текста, функциональной стилистики и имиджелогии.
Практическая ценность работы определяется тем, что ее результаты могут найти применение в лекционном курсе функциональной стилистики, общего языкознания, в спецкурсах по когнитивной лингвистике, теории коммуникации, психологии и имиджелогии, а представленные выводы и модели могут быть использованы в создании гидов для первокурсника.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность и востребованность изучения выбранной темы, ставятся цели и задачи, характеризуется материал исследования и методология, теоретическая и практическая область применения, описывается структура работы.
Первая глава содержит теоретические положения исследования: рассматриваются понятия «дискурс», «университетский дискурс», «жанр»,
«гипержанр», представлен анализ практического материала и определенны особенности ядерных компонентов гипержанра «гид для первокурсника».
Во второй главе представлено исследование имиджеобразующей функции гипержанра «гид для первокурсника»: описаны и проанализированы основные компоненты имиджа университета, выделяемые Н.К. Моисеевой, на примере существующих изданий («Гид для первокурсника РГГУ», «Справочник для первокурсника ТГУ» и «А Guide to the First Year at Harvard»).
В третьей главе представлена разработка модели гида для первокурсника Томского государственного университета. Данная глава разделена на разделы «Специфика русскоязычного издания» и «Специфика англоязычного издания», в которых подробно описаны содержательные и языковые особенности каждой модели гидов.
В заключении приводятся результаты проведенного исследования и намечаются перспективы работы.
В приложении представлены примеры страниц существующих изданий и страниц моделей гидов ТГУ.
Список литературы включает 77 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Возникновение нового когнитивно-дискурсивного лингвистического подхода позволило по-новому подойти к изучению функциональных аспектов языка. Дискурс - понятие многокомпонентное и объемное. В данном исследовании рассматривался один из видов институциональных дискурсов - университетский, который образован на пересечении множества других институциональных дискурсов. Дискурс реализуется в жанрах, которые его обслуживают. Взаимодействуя друг с другом, жанры могут образовывать более сложные объединения - гипержанры. Одним из таких гипержанров является гид для первокурсника - специальное справочное издание, созданное для студентов и их родителей. Данные справочники создаются для того, чтобы информировать студентов об университетской жизни, важных событиях, правилах поведения на территории университетского кампуса, а также с целью привлечь большее количество студентов и повлиять на выбор в пользу конкретного вуза.
Гипержанр «гид для первокурсника» включает в себя несколько жанров, обслуживающих разные коммуникативные ситуации и направленных на достижение разных коммуникативных целей. Взаимодействуя друг с другом, они выполняют общие функции гипержанра: информативную, воздействующую и имиджеобразующую. Ядерными жанрами как русскоязычного, так и англоязычного гипержанра «гид для первокурсника» являются жанры «информационная заметка», «информационно-имиджевая статья» и «инструкция», что свидетельствует о скорее универсальном, чем национальном характере университетского дискурса. При анализе жанров для выявления их функций и особенностей учитывались их коммуникативная цель и языковое воплощение.
Особую роль в гипержанре играют креолизованные тексты - заголовки, схемы, карты, фотографии, они выполняют выделительную, эстетическую, экспрессивно-апеллитивную и прочие функции.
Проанализировав некоторые существующие издания, можно сделать вывод, что гид для первокурсника является мощнейшим источником создания имиджа и передачи корпоративной культуры университета. Результаты контент-анализа англоязычного и русскоязычных гидов показывают, что в данном гипержанре наиболее полно реализуется внутренний имидж и имидж образовательной услуги. Причиной этого является форма гида: большая часть информационно-справочного материала посвящена передачи корпоративной культуры, внутренних правил и установок университета.
С момента начала исследования появились новые издания «гид для первокурсника», что свидетельствует об актуальности данного исследования. Однако до сих пор наблюдаются некоторые недочеты существующих изданий. Поэтому в ходе исследования был разработан ряд предложений по созданию и совершенствованию гида для первокурсника: в издание следует включать информацию о традициях и истории университета, стипендиях и грантах, международных связях и стажировках, а также сведения об успешных выпускниках. Особое внимание следует уделить дизайну гида: справочник должен одновременно демонстрировать статус учебного заведения и доступно информировать первокурсников. Единый фирменный стиль оформления, структурированность содержания, наличие символики университета передаст официальность издания, а схемы и карты окажутся незаменимыми помощниками при адаптации студентов.
В связи с тем, что большинство университетов претендуют на место в международных рейтингах. Чем выше позиция университета в рейтинге, тем больше иностранных студентов желают там. Именно поэтому, гид для первокурсника должен иметь и англоязычную версию, в которой будет представлена информация для иностранных студентов.
При создании справочника необходимо учитывать особенности русскоязычной и англоязычной версий издания. Целевой аудиторией русскоязычного гида являются русскоговорящие студенты и их родители. Англоязычная версия гида предназначена для иностранных студентов и преподавателей. Следует отметить, что англоязычная версия должна быть не просто переведена с русского языка, а создана специально для своей целевой аудитории. Именно поэтому текст и содержание справочников отличаются друг от друга: в англоязычном гиде должна присутствовать информация о въезде в страну, необходимых документах и процедурах получения визы и становление на миграционный учет.
Полученная в процессе исследования информация может быть использована университетами для совершенствования существующих изданий и создания новых гидов для первокурсника для наилучшей реализации главных целей данного жанра - информативной и рекламной.



1. Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура» // Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса: Тезисы научно-практической конференции. - М.: Б.и., 1995. - С.29-33.
2. Александрова О. В. Проблема дискурса в современной лингвистике // Когнитивно-прагматические аспекты лингвистических исследований: сб. науч. тр. / под ред. Т. П. Желонкиной - Калининград, 1999. - С. 9¬
13.
3. Алексеев Ю. Г. Восприятие креолизованного текста иноязычным реципиентом (к постановке проблемы) / Ю. Г. Алексеев // Проблемы прикладной лингвистики: материалы семинара. - Пенза, 1999. - Ч. 1. - С. 8-10.
4. Алпатов В. М. Проблема речевых жанров в работах Бахтина / В. М. Алпатов // Жанры речи. - 2002. - № 3. - С. 92-104
5. Анисимова Е. Е. Креолизованные тексты - тексты XXI века. Взаимодействие вербального и паралингвистического в тексте: учеб, пособие по интерпретации текста / Е. Е. Анисимова. - Воронеж: ЦЧКИ, 1999.-148 с.
6. Анисимова Е. Е. О целостности и связности креолизованного текста:к постановке проблемы / Е. Е. Анисимова // Филологические науки. - 1996. -№ 5. - С. 74-85
7. Арнольд И. В. Интерпретация художественного текста: типы выдвижения к проблеме экспрессивности / И. В. Арнольд. - Ленинград, 1975,- С.11-20
8. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Артутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. - Москва: Советская энциклопедия, 1990. - С. 136-137
9. Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. - Санкт-Петербург: Азбука, 2000. - 336 с.
10. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Собрание сочинений / М. М. Бахтин. - Москва: Искусство, 1996. - Т. 5. - С. 159-207
11 .Бисималиева М. К. О понятиях «текст» и «дискурс» / М. К. Бисималиева // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - 1999. - № 2. - С. 26
12. Бойко М. А. Функциональный анализ средств создания образа страны: автореф. дне. ...канд. филол. наук. / М. А. Бойко. - Воронеж, 2006. - 240 с.
13. Вежбицкая А. Дискурс и культура / А. Вежбицкая, Г. Клифф // Жанры речи : сб. ст. - Саратов, Коледж, 2002. - Вып. 3. - С. 118-157
14. Вежбицкая А. Речевые жанры / А. Вежбицкая // Жанры речи: сб. ст. - Саратов, Колледж, 1997. - Вып. 1. - С. 99-111
15. Виноградов В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики / В. В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 1955. - № 1.-С. 60-87.
...77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ