АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА САМООЦЕНКУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 10
1.1 Понятие и сущность самооценки 10
1.2 Функции и виды самооценки 14
1.3 Процесс формирования самооценки и факторы, влияющие на ее развитие. 16
1.4 Социальные сети и цх влияние на жизнь человека 18
1.5 Социальные сети и их влияние на самооценку пользователей 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДОВ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА САМООЦЕНКУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 27
2.1 Цель и задачи исследования 27
2.2 Методы исследования 29
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА САМООЦЕНКУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58
ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 61
Интернет является значительным изобретением человечества, которое оказывает влияние на жизнь общества. Это влияние является как положительным, так и отрицательным. Главное положительное влияние интернета — распространение связи между людьми. Образованные в 1997 году социальные сети, свой расцвет приобрели в 2002-2004 г.г. благодаря образованию таких социальных сетей как MySpace и Facebook. В России популярными социальными сетями являются Одноклассники, В контакте, Twitter, Мой круг и Мой мир. Миллионы людей обрели сотни друзей и тысячи «подписчиков». Однако такое расширение круга друзей и общения привело к появлению дополнительных оценок - «лайков». Как и любые внешние оценки они играют ключевую роль в формировании самооценки человека.
Вопрос самооценки в последние десятилетия является интенсивно разрабатываемым, особенно в зарубежной психологии. Начатые У. Джеймсом и К. Левином исследования, сегодня популярны вследствие того, что в западной культуре сформировано стойкое убеждение, что самооценка - важнейший психологический ресурс человека [1]. Люди стремятся к высокой оценки себя, так же как к здоровью и благосостоянию. Несмотря на развитость использования термин «самооценка» до сих пор является недостаточно определённым. Как правило, самооценку связывают с такими составляющими, как: доверие к себе, самоуважение, образ себя, чувство собственного достоинства и т.д. Стоит отметить, что самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его
поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность [2].
О влиянии оценок говорил еще Карл Роджерс. Потребность в положительной оценке вместе с развитием личности с возрастом становится все более настоятельной, и, в конечном счете, человек начинает нуждаться в одобрении и уважении других людей даже больше, чем в удовлетворении потребностей своего организма. На почве уважения возникает и самоуважение, которое становиться важной потребностью индивида. Данная потребность в оценках возникает еще в раннем детстве и служит основой самоактуализации и накоплению позитивного опыта [1].
Становление самооценки является динамичным процессом, который происходит на протяжении всей жизни. В ходе этого процесса обнаруживает свою особую динамику каждая составляющая самооценки, демонстрируя тем самым, что самооценка - сложно структурированное системное образование [3].
Р. Уайли утверждал, что самооценка какого-либо одного качества является основой социального сравнения, т.е сопоставления субъектом своих достижений с успехами других [1]. Здесь наблюдается тенденция повышенного интереса людей к достижением других. Просматривая социальные сети и страницы людей мы узнаем о их достижениях. У нас появляется информация для сравнения себя с другими.
Разработанность проблемы исследования. Вопросом самооценки и ее влияния на жизнь занимались многие ученые отечественные (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Захарова, Л.В. Бороздина, Д.А.Леонтьев) и зарубежные (УДжеймс, К.Левин, Э.Деси, Р.Райан) ученые. Однако актуальный вопрос о влиянии оценок и конкретно современных оценок - «лайков» до сих пор остается недостаточно изученным.
Изучение самооценки до сих пор остается актуальным и далеким от завершения процессом. Начатые УДжеймсом исследования, в начале XX века переместились в область социологии [4]. Психоаналитическое направление 6
специально изучением самооценки не занималось, представители психоанализа раскрывали структурный компонент собственной теории — отождествляемое с сознанием «эго» или Я [5]. Изучение «Я-концепции» в работах К.Роджерса наоборот в значительной степени повлияли на современное состояние проблемы самооценки [6]. Отечественные учены также внесли вклад в изучение самооценки. А.В. Захарова писала о структурно-динамической модели самооценки [7]. Л.В. Бороздина утверждала, что самооценка образуется и начинает функционировать только в подростковом возрасте [5]. Таким образом, мы имеем различные серьезные теоретические аспекты изучения самооценки, однако полное их завершение и объединение в определенную структуру еще не осуществлено.
По словам Г.В. Лозовой изучение самооценки еще далеко от своего завершения в первую очередь из-за того, что остается еще множество вопросов, ответы на которые должны быть получены в результате экспериментальных исследований [8]. В настоящий момент особое значение имеет изучение самооценки в связи с различными возрастными периодами развития. Такой возрастающий интерес к периодизации развития и его связи с самооценкой очевиден, С.Л. Рубинштейн в своих работах говорит: «не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития личности» [9]. Таким образом, по мере того, как личность становится самостоятельным субъектом, постепенно формируется самосознание. А самооценка в основе своей функционирует именно как часть самосознания.
Однако изучение самооценки представляется сложным процессом не только потому, что сама самооценка — сложный и динамичный процесс, но и потому что современный мир — сложный и динамичный. Появление новых способов взаимодействия между людьми, формирует так называемое цифровое поколение, которое использует свою инфраструктуру межличностного общения — социальные сети. Поэтому вопрос влияния социальных сетей на межличностное общение между людьми и на самих людей остается актуальным.
При этом все чаще этот новый способ взаимодействия все чаще начинает заменять общение в реальной жизни. И не просто заменять общение, с недавних пор стали все чаще говорить о патологическом пристрастии к общению в социальных сетях как об одном из видов интернет - зависимости. Такое патологическое пристрастие к общению в социальных сетях и сети интернет в целом носит название киберкоммуникативная зависимость [10]. Впервые о данном явлении заговорила американский психиатр Кимберли С.Янг. Киберкоммуникативная зависимость описывалась К. Янг и И.Голберг. В настоящее время проблему киберкоммуникативной зависимости в своих работах изучает Тончева А.В.
Объект исследования: самооценка пользователей социальных сетей.
Предмет исследования: особенности формирования самооценки пользователей социальных сетей.
Цель исследования: выявить степень влияния социальных сетей на формирование самооценки пользователей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности самооценки как представления человека о себе в среде пользователей социальных сетей.
2. Провести диагностику уровня самооценки пользователей социальных сетей.
3. Оценить степень влияния социальных сетей на формирование самооценки пользователей.
Гипотеза исследования: социальные сети способствуют формированию неадекватной самооценки у пользователей.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические методы: методика «Лесенка», методика Дембо- Рубинштейн в модификации Прихожан А.М., опросник «Киберкоммуникативная зависимость» (Тончева А.В.).
3. Количественный и качественный анализ результатов.
4. Методы статистического анализа данных: U — критерий Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие мужчины и женщины в возрасте от 13 до 56 лет в количестве 32 человек, из них 24 - женщины, 9- мужчины.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал о влиянии социальных сетей на самооценку пользователей. Полученные в ходе исследования данные можно использовать психологами при диагностики самооценки клиентов и выявления факторов, влияющих на ее уровень. Представленный материал может быть использован студентами при подготовке к занятиям, при написании научных работ.
Целью данного исследования был анализ влияния социальных сетей на самооценку пользователей.
В теоретической части работы был проведен анализ научно-психологической литературы о самооценке и факторах, на нее влияющих. Было установлено, что самооценка — сложная психическая форма внутреннего мира людей, которая отражает характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязаний, принятие или отвержение самого себя.
Самооценка регулирует поведение и действия человека, оказывает влияние на построение гармоничных взаимоотношений с другими людьми, влияет на жизненную позицию личности, сказывается на эффективности деятельности и определяет весь процесс развития личности.
В ходе проведенного исследования среди 32 пользователей социальных сетей было установлено, что большая часть респондентов имеет низкий уровень киберкоммуникативной зависимости.
Сами респонденты в ходе опроса (14 чел; 43,75) оценивали свою зависимость от социальных сетей как «зависим» и «немного зависим», хотя в ходе диагностики по опроснику «Киберкоммуникативная зависимость» (Тончевой А.В.) их уровень киберкоммуникативной зависимости - низкий. Тринадцать человек отметили в опросе, что не являются зависимыми от социальных сетей и при диагностике по опроснику их уровень киберкоммуникативной зависимости также отмечен как низкий. Все респонденты со средним уровнем киберкоммуникативной зависимости отмечают наличие у тебя зависимости: «немного зависим» и «зависим».
При этом пользователи социальных сетей в основном имеют завышенный и адекватный уровни самооценки, 93,75% опрошенных, т.е. социальные сети не оказывают влияние на снижение уровня самооценки. При этом пользователи имеющий низкий уровень киберкоммуникативной зависимости в половине своей имеют завышенный уровень самооценки.
44
Гипотеза исследования о том, что социальные сети способствуют формированию неадекватного уровня самооценки у пользователей, не подтвердилась. Респонденты обеих групп, пользователи с низким и средним уровнем киберкоммуникативной зависимости, не имеют статистически значимых различий в уровнях самооценки и имеют завышенный и адекватный уровни самооценки вне зависимости от уровня киберкоммуникативной зависимости.
При этом положительные оценки - «лайки» - доставляют радость и положительные эмоции только девяти респондентам (28,1%). При этом двое из них отметили, что им требуется одобрение других людей, четверо затруднились ответить, трое отметили, что одобрение других людей им не требуется. Четверо из девяти респондентов отметили, что испытывают тревогу из-за отсутствия интересных событий в своей жизни, которыми можно было бы поделиться, двое испытывают тревогу от негативных комментариев в свой адрес, пятеро респондентов не испытывают тревогу от пользования социальными сетями.
В ходе исследования было выявлено, что пользование социальными сетями способствует появлению у некоторых респондентов грустных мыслей, при просмотре грустных и негативных новостей. Помимо этого, некоторые респонденты испытывают тревогу от негативных комментариев и сообщений в свой адрес. Несмотря на то, что многим респондентам не требуется одобрение других людей, наличие негативных комментариев и сообщений в их адрес может оказывать негативное влияние на их эмоциональное состояние. Половина опрошенных считают себя зависимыми и немного зависимыми от социальных сетей.
Восемь опрошенных утверждают, что не видят разницы между реальной и виртуальной жизнью. Остальные опрошенные назвали свою реальную жизнь лучше виртуальной.
Учитывая влияние негативных комментариев и сообщений в свой адрес, которые вызывают у респондентов чувству тревоги, пользователи чувствуют в себе необходимость выстраивать свою виртуальную жизнь, позиционировать 45
себя в пространстве социальных сетей. Данное позиционирование оценивается другими пользователями и части опрошенных важно одобрение других людей (28,1%). Лишь двое опрошенных чувствуют себя ненастоящими в социальных сетях, остальные транслируют свой реальных образ через виртуальное пространство.
Наличие ответов о получении негативных комментариев и сообщениях говорит о распространенности кибер-буллинга, с которым столкнулась треть опрошенных (31,25%). Агрессивные или унизительные комментарии в социальных сетях формируют негативный опыт общения в сети, который может привести к изоляции пользователей, ухудшению эмоционального состояния и снижению самооценки пользователей [29].
В основном, по результатам опроса, удовольствие доставляют просмотр интересных записей/публикаций и сообщения. Постоянное общение в социальных сетях способствует быстрой адаптации в коллективах и обеспечивает поддержку общения со старыми знакомыми. А просмотр интересных записей и публикаций становится стимулом для саморазвития, так как погружение в интересующую тему порождает в пользователях желание стать экспертом в интересующей сфере. Такой феномен носит название «гик- обучение» [29].
Детальное рассмотрение анкет позволяет сделать ряд индивидуальных выводов:
Респондент (девушка), отметивший свое положение на «Лесенке» на седьмой ступени проводит в интернете от 20 минут до часа и имеет от 51 до 100 человек в друзьях. Респондент утверждает, что получает удовольствие от социальных сетей, но затрудняется ответить, будет ли пользоваться ими, если они станут платными. Респондент считает себя немного зависимым от социальных сетей. Респонденту важно одобрение других людей и он испытывает чувства грусти и тревоги при их использовании. Причем причинами появления данных чувств респондент называет: негативные комментарии и общения в свой адрес, количество 46
лайков/комментариев/запросов в друзья/сообщений, отсутствие интересных событий в собственной жизни, которыми хотелось бы поделиться. Респондент получает удовольствие от сообщений, лайков, запросов в друзья, интересных картинок/видео, интересных записей/публикаций, новой музыки.
Второй респондент (женщина), который также указал свое положение на «Лесенке» на седьмой ступени проводит в социальных сетях от часу до трех часов и имеет от 101 до 200 человек в друзьях. Больше всего времени респондент тратит на сообщения и прослушивание музыки, именно это и доставляет ему радость и положительные эмоции. Респонденту нужно одобрение других людей, чтобы чувствовать себя увереннее и, несмотря на отрицательный ответ, на вопрос о возникновении чувств тревоги и грусти, респондент назвал причину появления данных чувств у него — отсутствие интересных событий в собственной жизни, которыми хотелось бы поделиться. Респондент чувствует себя немного зависимыми от социальных сетей и готов платить за них, в случае если цена будет умеренной.
Респондент (женщина), отметивший себя на девятой ступени «Лесенки» имеет от 201 до 500 друзей в социальных сетях и не ведет подсчетов относительно времени проведенном там. Респондент получает удовольствие от пользования социальными сетями и готов платить за них, если цена будет умеренной, считает себя немного зависимым от социальных сетей. У респондента не возникает чувств грусти и тревоги при пользовании социальными сетями, несмотря на то, что респонденту важно одобрение других людей. Кроме того, респондент отмечает, что ему легче общаться «онлайн» нежели лично.
Респондент (мужчина), отметивший себя на десятой ступени «Лесенки» проводит в социальных сетях 15-20 минут, которые тратит в основном на просмотр фото/видео и имеет в друзьях 201-500 человек. Респондент получает удовольствие от пользования социальными сетями и не считает себя зависимым от них. Респонденту не требуется одобрение других людей, чтобы чувствовать себя увереннее и не испытывает чувства грусти и тревоги при пользовании социальными сетями.
Таким образом, несмотря на отсутствие негативного влияния на самооценку пользователей при усреднении ответов, данное влияние наблюдается при детальном рассмотрении анкет и может говорить об индивидуальном и ситуативном влиянии социальных сетей на самооценку и самочувствие пользователей.
Пользователям на нижних ступенях и на верхних ступенях, за исключением самой последней, требуется одобрение других людей, но респонденты, указавшие верхние ступени не испытывают грусть и тревогу при пользовании социальными сетями. Таким образом, можно сделать вывод, что социальные сети влияют на самооценку пользователей только в том случае, когда в социальных сетях пользователи сталкиваются с негативной информацией и негативными сообщениями в свой адрес. Сами по себе социальные сети с их возможностями для общения, прослушивания музыки и просмотра фото/видео только доставляют удовольствие пользователям.
Можно предположить, что разработанная в социальной сети Instagram функция, помечающая некоторый контент, как «потенциально неприемлемый контент», в который может показаться людям неприятным или оскорбительным очень полезен, ведь каждый человек приступает к его просмотру с определенной готовностью или не рассматривает его вообще. Однако данная пометка устанавливается социальной сетью автоматически и скрывает информацию, которая для большинства людей может показаться неприятной: сообщения об автомобильных авариях и прочих катастрофах, содержащих фото/видео пострадавших. Данная функция не защищает от негативных комментариев и от всей информации, которая может вызвать тревогу и грусть.
«В контакте» имеет похожую функцию, однако там, каждый человек может самостоятельно «скрыть новости источника», т.е. запретить размещения у себя в «ленте» новостей и публикаций определенного человека или сообщества.
Кроме того, любая предложенная «интересная» информация в социальных сетях формируется на основании «лайков» и «подписок» пользователей, следовательно, в определенной степени всегда включает в себя собственный выбор каждого пользователя. Значит, каждый человек в состоянии самостоятельно отгородить и защитить себя от негативной информации, которая может на него повлиять.
Защитой от негативных сообщений и комментариев в свой адрес может стать блокировка пользователя, который отправляет данные сообщения или добавление его в «черный список».
1. Бороздина Л.В Сущность самооценки и ее соотношение с я-концепцией // Вестник Московского университета: научный журнал / Ред.А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов. -2011. -№1 январь-март 2011. - С.54-56.
2. Леонтьев Д.А. Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия / Леонтьев Д.А., Сучков Д.Д. // Психологические исследования. Электронный журнал. - 2015.-Т.8, №44. - 15 с.
3. Бажукова О. А. Самооценка как фактор саморегуляции человека [Электронный ресурс] // Rusnauka.com: Education and Science. [Б.м.],2009. URL: http://www.rusnauka.com/25 NPM 2009/Psihologia/51298.doc.htm (дата обращения: 10.11.2020).
4. Джеймс У. Психология / Джеймс У.; под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 56 с.
5. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. -1992. - №4, С. 99-100.
6. Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции»
[Электронный ресурс] // ПсихИнфо. [Б.м.], 2007. URL: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/samootsenka.html (дата
обращения: 10.11.2020).
7. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / Захарова А.В. - Минск [б.и.], 1993 - 99 с.
8. Лозовая Г.В. Методические проблемы изучения самооценки личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: в 8 т. - 2003. - Т.5. - С.143-151, 158, 172-176.
9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание - М: Пед. академ, наук СССР, 1957. - 328с.
10. Тончева А.В. Проблема киберкоммуникативной зависимости в подростковом возрасте // Вестник ЧТУ. - 2013. -№1. - С. 131-136.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2012. - 705с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2005. - 352с.
13. Курт Левин, Временная перспектива и преодоление трудных ситуаций, в Хрестоматии: Психология личности / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А., Архангельская В.В. - М.: Аст, 2009. - С. 205-206.
14. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. - СПб.: Питер, 2008.-378с.
15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. -352с.
...36