СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ВЫПУСКА ТОВАРОВ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ВЫПУСКА ТОВАРОВ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО
ПОТРЕБЛЕНИЯ 9
1.1 Сущность и содержание применения таможенной процедуры выпуска
товаров для внутреннего потребления 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение применения таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления таможенными постами 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ВЫПУСКА ТОВАРОВ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКИМ ТАМОЖЕННЫМ ПОСТОМ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ 32
2.1. Анализ применения таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления Белгородским таможенным постом Белгородской таможни 32
2.2 Направления совершенствования применения таможенной процедуры
выпуска товаров для внутреннего потребления 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В современных условиях при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наиболее востребована таможенная процедура выпуска товаров для внутреннего потребления, большая часть товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, ввозится на условиях, предусмотренных данной таможенной процедурой. По данным Федеральной таможенной службы российский импорт в 2018 г. составил 240,5 млрд. долларов, на долю выпуска товаров для внутреннего потребления пришлось 217,3 млрд. долларов, в том числе страны дальнего зарубежья составляют 89% общего объёма импорта, СНГ - 11%.
При помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления проверяется достоверность предоставленных сведений, обеспечивается контроль порядка заполнения таможенной декларации, осуществляется проверка заявленной таможенной стоимости товаров, правильность и полнота начисления и уплаты таможенных пошлин и налогов.
Вместе с тем российское таможенное администрирование на современном этапе обеспечивает недостаточную эффективность, как для государства, так и для участников внешнеэкономической деятельности. Не смотря на принятие мер по профилактике, выявлению и пресечению правонарушений таможенного законодательства Российской Федерации уровень недостоверного декларирования со стороны бизнеса или ввоза в страну товаров в обход установленных правил остается достаточно высоким. В настоящее время механизмы, используемые ФТС России, нацелены в большей степени на участников ВЭД с низким уровнем риска, в то время как для остальных участников ВЭД происходят более медленные и не столь заметные изменения. Это приводит к таким негативным последствиям, как недобросовестная конкуренция, уклонение от уплаты внутренних налогов, увеличение доли теневого оборота.
Таким образом, все вышеобозначенные проблемные зоны осуществления таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления актуализируют тему исследования.
Степень разработанности темы. Изучению сущности и содержания таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления посвящено множество научных трудов, таких как диссертации, монографии, авторефераты, публикации в периодических изданиях.
Вопросы таможенного регулирования подробно раскрыты в работах С.А. Агамагомедовой, Г.В. Баландиной, О.Г. Бобровой, М. В. Бойковой, А. П. Джабиева, Н.Г. Казанцевой, Л.Г. Калачевой, А.Ю. Кожанкова, М.В. Крайновой, О.В. Кругловой, М.А. Кудыркулова, Н.Г.Липатовой, С.В. Мозера, В.Е. Новикова, Ю. Ю. Пономарева П.Н. Сафоненкова, С. Г. Синельникова-Мурылева, Р.Г. Степанова, Р.В. Терентьева, Е.А. Чернышевской, М. Ю. Щербы.
Проблемами осуществления таможенного контроля товаров, помещения их под конкретные таможенные процедуры занимались А.А. Ермакова, А.А. Костин, О. В. Костина, Ю.М. Литвинова, Ю.В. Малышенко, Ю.А. Маркарьян, К.К. Мирошниченко, Г.И. Немирова, А.В. Нестеров, З.С. Руднева, Т.Н. Трошкина, В. А. Чуб, А.Н. Шашкина, Е. И. Шевченко.
Изучению процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления и её совершенствованию посвящены работы Л.Г. Воробьевой, М.В. Геладзе, А.В. Кнышова, А.Ф. Колпакова, А.В. Кравченко, Г.В. Макаровой, Г. Ф. Павленко, Т.Н. Поповой, Н.А Сидоровой, А.С. Степановой, А. Утина.
Проблема исследования заключается в наличие противоречия между необходимостью совершенствования таможенной процедуры выпуска товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и слабой разработанностью практических рекомендаций, направленных на оптимизацию данного процесса.
Объектом исследования выступает осуществление таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления.
Предмет исследования - механизм таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления.
Цель дипломной работы - разработать направления совершенствования применения таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления.
Задачи дипломной работы:
1) рассмотреть сущность и содержание применения таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления;
2) изучить нормативно-правовое обеспечение применения таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления таможенными постами.
3) проанализировать применение таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления Белгородским таможенным постом Белгородской таможни;
4) разработать направления совершенствования применения таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения, регламентирующие вопросы таможенного регулирования в Российской Федерации, описанные в работах О.Г. Бобровой, А.Ю. Кожанкова, М.А. Рыльской, положения о таможенных процедурах, содержании и условиях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, завершения действия таможенной процедуры, изложенные в работах М.С. Арабяна, А.Ф. Колпакова, О.С. Москвиной, Е.В. Поповой, А.С. Степановой, теоретические основы таможенного контроля и порядок его проведения описанные в трудах А.В. Агаповой, А.А. Лебедевой, Г.И. Немировой, С.В. Новикова.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез, сравнение, сопоставление, аналогия, индукция, дедукция, структуризация, обобщение, моделирование, табличный и графический метод.
Эмпирической основой исследования послужили: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), федеральные законы, указы Президента Российской федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжении ФТС России, Центрального таможенного управления (ЦТУ).
Научно-практическая значимость. В процессе исследования разработаны практические рекомендации по совершенствованию таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления, которые позволят упростить таможенные процедуры для участников внешнеэкономической деятельности, повысить эффективность контроля таможенных операций и собираемость таможенных платежей. Вместе с тем, уменьшится время на подготовку документов, снизится доля теневого сектора импортных товаров, сократятся сроки выпуска товаров, появится возможность более тщательной проверки информации через интернет- ресурсы, с целью исключения или минимизации рисков ее фальсификации. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности Белгородского таможенного поста Белгородской таможни.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованных источников и литературы, приложений.
Таможенная процедура - это совокупность положений, определяющих для таможенных целей специальный порядок перевозки, хранения или иного использования товаров, ввезенных на таможенную территорию. Лицо, перемещающее товар, вправе выбрать любую таможенную процедуру. Таможенная процедура выпуска товаров для внутреннего потребления является основной и обеспечивает большую часть доходности бюджета государства. Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий помещения товаров под таможенную процедуру ведет к негативным последствиям для декларанта, таким как взимание дополнительных таможенных пеней и штрафов, привлечение к административной ответственности.
Основным структурным подразделением Белгородского таможенного поста является отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 1 (ОТО и ТК №1), он осуществляет контроль порядка заполнения таможенной декларации, проверяет достоверность сведений, содержащихся в документах, правильность заявления таможенной стоимости, начисление и уплату таможенных пошлин и налогов, осуществление выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Анализируя основные показатели деятельности Белгородского таможенного поста, следует отметить, что за исследуемый период количество оформленных деклараций на Белгородском таможенном посту уменьшилось с 20257 ДТ в 2016 г. до 19718 ДТ в 2018 г., данное снижение обусловлено понижением выпуска для внутреннего потребления на 8,74% и увеличением экспорта на 14,71%. Общий объем товарооборота в 2018 г. составил 2015429 тн, что на 124953 тн меньше чем в 2016 г., данное снижение обусловлено сокращением выпуска продукции для внутреннего потребления на 181903 тн или на 9,17%. Вместе с тем наблюдается уменьшение стоимости товаров на 2587 млн. руб. или на 4,19%, в том числе за счет снижения внутреннего потребления на 3842 млн. руб. или на 7,07%.
В 2018 г. в результате проведения корректировок таможенной стоимости довзыскано таможенных платежей на сумму 64,07 млн. руб., что на 31,31 млн. руб. больше чем в 2016 г., тем самым темп роста составил 95,57%.
К основным проблемам при выпуске товаров можно отнести необходимость многократного предоставления информации на всех этапах, проверку расчета таможенной стоимости до выпуска товаров в оборот, уплату таможенных сборов и налогов в достаточных размерах.
Качество таможенного администрирования должно оцениваться с точки зрения затратности времени и ресурсов на осуществление таможенной процедуры и эффективности для государства и остальных участников ВЭД. В настоящее время затраты на таможенное администрирование пи действующих технологиях сокращаются только для крупных компаний, включаемых в "зеленый сектор". К ним не применяются многие профили рисков на этапе декларирования и выпуска товаров, при этом существующая система не предусматривает компенсацию таких привилегий с помощью дополнительного контроля товаров после выпуска. Для других импортеров используемые таможенными органами технологии по-прежнему остаются непредсказуемыми и затратными. При декларировании товаров для компаний, которые не включены в "зеленый сектор", вводятся новые, дополнительные требования, такие как маркировка товаров, на основании технических регламентов, подтверждение правомерности получения сертификата соответствия и т. д. Механизмов, позволяющих надежно сопоставить данные о таможенном декларировании и о реализации во внутреннем обороте, не внедряется, кроме действующей на данный момент необходимости указания номера таможенной декларации в счете-фактуре.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015) [Текст] : nодnисaн в г. Лстане 29 мая 2014 г. // Собр. зaконодaтельствa Рос. Федерации. - 2015. - № 8. - Ст. 1107
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 01 января 2018 г. // Справочно- правовая система «КонсультантПлюс» Информ. банк. «Версия Проф» Разд. «Законодательство».
3. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. (с
учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398. - 4 август
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 года, с изм. и доп. вступ. в силу с 01 января 2016 года) // Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
5. О государственной границе Российской Федерации [Текст]: закон РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 (ред. от 30 декабря 2015 года) // Российская газета. - 1993. - № 84. - 4 мая.
6. О Федеральной таможенной службе [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 года № 809 (ред . от 11 ноября 2015 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
7. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
8. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации [Текст]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 2. - Ст. 260
9. О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ФТС России [Текст] : Приказ ФТС России от 17 апреля 2012 года № 711 (ред. от 08 июня 2015 года) // Российская газета. - 2012. - № 118. - 25 мая.
10. О внесении изменений в Положение о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа РФ и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа РФ, утвержденное приказом ФТС России от 11 августа 2009 года № 1458 [Текст] : Приказ ФТС России от 18 ноября 2013 года № 2171 (ред. от 18 ноября 2013 года) // Таможенные ведомости. - 2014. - № 1. - январь (извлечение).
11. О внесении изменений в приказ ФТС России от 9 декабря 2010 года № 2354 [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 5 сентября 2014 года № 1727 (ред. от 05 сентября 2014 года) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
12. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне [Текст]: Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 года № 1700 (ред. от 04 сентября 2014 года) // Российская газета. - 2015. - № 3. - 14 января.
13. Об утверждении Общего положения о таможенном посте [Текст]: Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 года № 1701 (ред. от 04 сентября 2014 года) // Российская газета. - 2014. - № 266. - 21 ноября.
14. Концепция централизации учета таможенных и иных платежей и ведения единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности [Текст] : Приказ ФТС России от 30 июля 2013 №1 407 // Российская газета. - 2013. - № 311. - 15 июля.
15. Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при использовании таможенных пошлин, налогов, уплаченных при предварительном таможенном декларировании товаров, в качестве обеспечения уплаты 80 таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров [Электронный ресурс] // Приказ ФТС России от 15 июля 2012 № 1179 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» Информ. банк. «Версия Проф» Разд. «Законодательство»....60