Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕПРИВИРОВАННЫХ В СЕМЬЕ ПОДРОСТКОВ

Работа №178910

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы110
Год сдачи2019
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей развития эмпатии
у депривированных подростков 7
1.1. Подходы к изучению эмпатии в психологии 7
1.2 Психологические особенности депривированных подростков 15
1.3 Особенности эмпатии у депривированных в семье подростков 23
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование развития эмпатии у депривированных в семье подростков 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 36
2.3. Организация и проведение коррекционно-развивающей программы и
оценка ее эффективности 44
Заключение 58
Список литературы 64
Приложения 71

В подростковом возрасте ведущим типом деятельности является общение со сверстниками. В этот период человек учится строить межличностные отношения более осознано по сравнению с предыдущими этапами психического развития. Общение играет важную роль в построении совместной деятельности и в развитии личности. Одной из наиболее значимых способностей в процессе общения и взаимодействия людей является эмпатия. Эмпатия позволяет подростку переключать свое внимание от собственных мыслей и чувств к внутреннему миру собеседника. Таким образом, подросток учится выходить за рамки своей детской эгоцентричности, учится понимать чувства и мотивы окружающих людей, что способствует его зрелости и социализации.
Однако в условиях учреждения интернатного типа, по мнению исследователей (И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.А. Руженков, И.А. Фурманова и др.), коммуникативные способности подростков нарушаются: развиваются дезадаптивные формы общения, и снижается способность к эмпатии и эмоциональным контактам (И.Ю. Блясова и Р.А. Литвак). Семейная депривация вместе с особенностями эмоционально-волевой сферы подростков, находящихся в учреждении интернатного типа, снижают способность к сочувствию и сопереживанию, искажают понимание поведения и мотивов окружающих людей и нарушают процесс взаимодействия, что негативно сказывается на дальнейшем процессе развития личности и ее жизнедеятельности.
В отечественной психологии теме эмпатии посвящены работы таких ученых, как М.Г. Андреева, AA. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Л.А. Петровская, A. В. Петровский, А.А. Мехрабиян, Е.А. Климов, И.М. Юсупов, В.А. Бойко, B. А. Лабунская, М.А. Понаморева, А.П. Василькова.
Проблемой депривации занимались такие исследователи, как И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.С. Бубнова, В.И. Рерке.
Теоретический анализ показывает недостаточную разработанность проблемы особенностей развития эмпатии у депривированных подростков.
Таким образом, проблема нашего исследования: каковы особенности развития эмпатии у депривированных подростков?
Цель: изучить особенности развития эмпатии у депривированных подростков.
Объект: особенности эмпатии в подростковом возрасте.
Предмет: особенности развития эмпатии у депривированных в семье подростков.
Гипотеза исследования:
депривированные в семье подростки, имеющие неудовлетворенную потребность в близости и принятии со стороны родителей, имеют сложности в выражении взаимности и сочувствия, что выражается в общем низком уровне эмпатии. Установки в отношении проявления эмпатии носят негативный характер и препятствуют ее развитию. Таким подросткам трудно поставить себя на место другого. Использование программы формирования эмпатических способностей способствует развитию у подростков понимания чувств и мотивов других людей.
Задачи исследования:
1. Изучить разработанность проблемы категории эмпатии в отечественной и зарубежной литературе, определить психологические особенности и особенности развития эмпатии у подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации.
2. Исследовать особенности развития эмпатии у подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации.
3. Разработать и апробировать программу формирования эмпатических способностей у депривированных подростков и определить ее эффективность.
Теоретико-методологическая база исследования: теория переживания как деятельности (Ф.Е. Василюк), концепция эмпатических способностей (В.В. Бойко).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы. В исследовании использовались следующие методы:
- организационный метод (сравнительный),
- эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика; критерия t-Стьюдента для независимых выборок; критерий ф* - угловое преобразование Фишера),
- методы интерпретации.
Нами использовались следующие методики:
1. Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко);
2. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М. Юсупова);
3. Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн);
4. Проективная методика "Неоконченные рассказы" (Т.П. Гаврилова);
5. Беседа;
6. Наблюдение.
Исследование проходило на базе Областного специализированного государственного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Белгорода (ОСГБУСОССЗН), в нем приняли участие подростки в возрасте от 13 до 15 лет и в количестве 36 человек.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 4 рисунков, 6 таблиц и приложений. Объем работы составляет 63 страницы машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Значимость эмпатии, проявляющейся в социально важных качествах, как сочувствие, сопереживание, содействие, выражается в полноценном развитии личности подростка и становлении его в обществе. Подростковый возраст наиболее ценен для усиления эмпатических способностей, поскольку данному возрастному периоду свойственны расширение рефлексии и развитие потребности в общении со сверстниками, установлении первых интимно-личностных, доверительных контактов с ровесниками. Результаты исследований эмпатии у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, показывают, что общий уровень ее развития снижен в результате нарушения контакта с родителями, отношениями с ними. (Т.И. Шульга, Т.Д. Марцинковская, М.О. Рубцова).
В результате нашего исследования были решены поставленные задачи. Нами была изучена эмпатия, которая является формой рационально- эмоционально-интуитивного отражения другого человека и которая имеет общественную природу. Необходимость в ее формировании и развитии обоснована потребностью человека в отношениях с другими людьми, в совместной жизнедеятельности. Изучение особенностей депривированных в семье подростков позволило сделать вывод о том, что общий уровень развития эмпатии у них низкий вследствие различных причин, главными из которых являются неудовлетворительные взаимоотношения с родителями, невозможность реализовать потребность в защищенности, близости, признании в семье. Такие подростки характеризуются низким стремлением к аффиляции, они избегают общества других людей, не строят эмоционально значимых, доверительных отношений. Для них свойственна боязнь отвержения социумом, которая развивается по мере уединенного, отдельного от семьи пребывания в учреждении. Депривированным в семье подросткам сложно разделять переживания другого человека, у них выражено недоразвитие «интимно-личностной» сферы. Отсутствие развитых эмпатических навыков у данной категорию подростков приводит к эгоцентризму, нарушению коммуникации с другими людьми, пассивности. Также для них характерно отсутствие копинга, заключающегося в поиске социальной поддержки, что выражается в отчужденности, тревожности, агрессивности, в росте психического напряжения. Низкая эмпатия у депривированных в семье подростков также приводит к сниженной ответственности за свою жизнь и перекладыванию ее на других людей, чьих мотивов и чувств они не понимают.
По итогам предварительного тестирования было установлено, что для подростков экспериментальной и контрольной групп в одинаковой мере присуща низкая эмпатия.
1. Общий уровень развития эмпатия низкий. Депривированные в семье подростки реже испытывают сопереживание и сочувствие к другим людям, им трудно поставить себя на место других людей, проявлять поддержку и участие. Низкое развитие общего уровня эмпатии у депривированных подростков может предполагать трудности понимания социальной ситуации, внутри которой они находятся, вызывать сложности в построении отношений с ровесниками и воспитательским коллективом учреждения, искажать процесс социализации личности подростка и затруднять включение подростков в различную деятельность, предполагающую взаимодействие с другими людьми.
2. Низкое развитие эмпатии к родителям и пожилым людям у депривированных в семье подростков говорит о выраженном снижении сочувствия и сопереживания по отношению к данным категориям людей из окружения. Подростки испытывают сложности в межличностном общении, проявляют безразличие, часто вступают в ссоры и конфликты, не понимая мотивов и чувств старших.
3. Эмпатия к животным, незнакомым людям и героям художественных произведений имеет среднее развитие, что говорит о возможности подростков сочувствовать им. Эмпатия к детям имеет высокий показатель, свидетельствующий о наибольшем предрасположении к общению с младшими по возрасту.
4. У депривированных в семье подростков преобладает эгоцентрический характер эмпатии над гуманистическим, что выражается в способности проявлять сопереживание другому только при наличии в актуальный момент таких же чувств.
В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие уровня эмпатии у депривированных в семье подростков. Занятия были также направлены на обучение коммуникативным навыкам, построение эмпатических фраз и развитие восприятия и понимания чувств другого человека.
В результате проведенной коррекционно-развивающей работы были получены результаты, свидетельствующие о наличии положительной динамики в развитии общего уровня эмпатии у депривированных в семье подростков. Выявлены статистически значимые различия между респондентами экспериментальной и контрольной групп.
1. В отличие от респондентов контрольной группы, респонденты экспериментальной группы стали более открыто выражать свое мнение по поводу эмоций других людей и сочувствовать им.
2. У респондентов экспериментальной группы выявилась положительная динамика в эмоциональном и рациональном каналах эмпатии, подростки стали больше интересоваться внутренним миром другого человека и эмоционально откликаться на него. Также наметилась положительная динамика по установкам в отношении эмпатии - экспериментальная группа расценивает эмпатию как приемлемое и важное переживание.
3. В целом показатели эмпатии к родителям, пожилым людям, животным, а также к героям художественных произведений и незнакомым людям остались прежними, что указывает на необходимость более специализированной формы работы с подростками. Однако достоверные различия были выявлены по шкале «Эмпатия к детям». Подростки еще лучше стали относиться к ним.
4. В экспериментальной группе значительно вырос процент выраженность гуманистического характера эмпатии. Подростки научились переключаться с собственных переживаний на чувства и мотивы других людей.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: депривированные в семье подростки, имеющие неудовлетворенную потребность в близости и принятии со стороны родителей, имеют сложности в проявлении взаимности и сочувствия, что выражается в общем низком уровне эмпатии. Установки в отношении проявления эмпатии носят негативный характер и препятствует ее развитию. Таким подросткам трудно поставить себя на место другого. Использование программы формирования эмпатических способностей способствует развитию у подростков понимания чувств и мотивов других людей.
На основе полученной информации можно дать следующие рекомендации:
1. Депривированные в семье подростки нуждаются в доверительных отношениях со своими ровесниками. Им трудно сопереживать собеседнику, ощущать эмоциональный фон социального окружения, адекватно выражать собственные эмоции. Чтобы сократить психологическую дистанцию с окружающими, можно прибегнуть к игровым методам, предполагающим тактильный контакт с партнером по команде. Игры на командообразование, сплоченние также будут полезным таким подросткам.
2. Открытое выражение чувств от первого лица поможет высказать переживания депривированного в семье подростка, подтолкнуть его к более доверительному общению, развить эмоциональный канал эмпатии и обратить внимание такого подростка на допустимость такой ситуации, когда он может поделиться своими переживаниями. Это также может послужить примером того, что интересоваться чувствами другого человека приемлемо и нормально.
3. Если это возможно, то необходим контакт с родителями и близкими родственниками. Отношения с членами семьи, поддержка ими, внимательность к нуждам и потребностям депривированных в семье подростков может повилять на удовлетворение потребности в принятии, что поспособствует снижению общей тревожности, агрессии, повышению самооценки.
4. Как показало наше исследование, депривированные в семье подростки могут сочувствовать и сопереживать животным. Контакт подростков с ними может благоприятно сказаться на общем эмоциональном фоне, расслаблению, проявлению заботы и ласки по отношению к живым существам.
На основе полученной информации можно дать следующие рекомендации:
1. Депривированные в семье подростки нуждаются в доверительных отношениях со своими ровесниками. Им трудно сопереживать собеседнику, ощущать эмоциональный фон социального окружения, адекватно выражать собственные эмоции. Чтобы сократить психологическую дистанцию с окружающими, можно прибегнуть к игровым методам, предполагающим тактильный контакт с партнером по команде. Игры на командообразование, сплоченние также будут полезным таким подросткам.
2. Открытое выражение чувств от первого лица поможет высказать переживания депривированного в семье подростка, подтолкнуть его к более доверительному общению, развить эмоциональный канал эмпатии и обратить внимание такого подростка на допустимость такой ситуации, когда он может поделиться своими переживаниями. Это также может послужить примером того, что интересоваться чувствами другого человека приемлемо и нормально.
3. Рекомендуем контакт с родителями и близкими родственниками. Отношения с членами семьи, поддержка ими, внимательность к нуждам и потребностям депривированных в семье подростков может повилять на удовлетворение потребности в принятии, что поспособствует снижению общей тревожности, агрессии, повышению самооценки.
4. Как показало наше исследование, депривированные в семье подростки могут сочувствовать и сопереживать животным. Таким подросткам рекомендовано больше контактировать с животными, посещать зоопарки открытого типа. Это может благоприятно сказаться на общем эмоциональном фоне, расслаблению, проявлению заботы и ласки по отношению к живым существам.



1. Бенеш, Н.Л. Эмпатия как важнейшее личностное качество / Н.Л. Бенеш // Альманах современной науки и образования. - 2007. - №1. - С. 49¬51
2. Бережнова, Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе / Л.Н. Бережнова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 435 с.
3. Блясова, И.Ю. Влияние депривации на развитие личности подростка / И.Ю. Блясова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №43. - С.189-194.
4. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев [Электронный ресурс]. - http://lib100.com/contact/lichnost_i_obshenie/doc/
5. Бойко, В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей / В.В.Бойко. - Самара, 2001. - 490 c.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на
других / В.В. Бойко [Электронный ресурс]. -
http://osp.kgsu.ru/library/PDF/389.pdf
7. Борисенко, С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Борисенко С.Б. - Ленинград, 1988. - 14 с.
8. Василюк, Ф.Е. Методологический анализ в психологии / Ф.Е. Василюк. - М.: МГППУ; Смысл, 2003. - 240 с.
9. Василюк, Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система / Ф.Е. Василюк // Вестник практической психологии образования.
2007. №3. - С. 1-15.
10. Василюк, Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. 2007. № 2. - С. 3-14.
11. Василюк, Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27-37.
12. Володина, Ю.А. Влияние стресса и кризисных ситуаций на развитие детей-сирот / Ю.А. Володина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - с. 3-12.
13. Волчкова, Н.И. Особенности эмпатии у современных подростков [Электронный ресурс]. - http://psychology.snauka.ru/2012/06/705
14. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: автореф. дис. канд. псих. наук / Выговская Л.П.
- Киев, 1991. - 20 с.
15. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего дошкольного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. - 1974. - №5 сентябрь-октябрь 1974. - с. 107-115.
16. Галюкова, М. Детская депривация как фактор насилия в современном обществе / М. Галюкова // Alma mater. Вестник высшей школы.
- № 9. - 2006. - С. 40-42.
17. Гиппенрейтер, Ю.Б., Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова [Электронный ресурс]. -http://www.voppsy.ru/issues/1993/934/934061.htm
18. Дильтей, В. Построение исторического мира в науках о духе / В. Дильтей // Дильтей В. собр. соч.: в 6 т. Т. 3 / под ред. А. В. Михайлова, Н. С. Плотникова; пер. с нем. под ред. В. А. Куренного. - М.: Три квадрата, 2004. - С. 10-413.
19. Домаскин, И. Точное изложение православной веры / И.
Домаскин [Электронный ресурс]. -
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2 14#sel=153:29,153:34
20. Дубровина, И.В. Психологическое развитие воспитанников детских домов [Электронный ресурс]. - https://www.twirpx.com/file/636289/
21. Жиронкина, Ю. Далай-лама. Сострадание или жалость? / Ю.
Жиронкина [Электронный ресурс]. -
http: //savetibet.ru/2012/08/20/dalai lama.html
22. Забанова, М.А. Проблемы профессиональной ориентации воспитанников социально-реабилитационного центра / М.А. Забанова [и др.] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - №28. - с.120-125.
23. Закревская, О.В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков / О.В. Закревская // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №3. - с. 655-665
24. Защиринская, О.В. Коммуникативная ситуация в семье как предпосылка самореализации личности ребенка / О.В. Защиринская // Психологические проблемы самореализации личности. - СПбГУ, 2005. вып. 9. - С. 215-226.
25. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин - Питер, 2010. - 704 с.
26. Ильин, Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия / Е.П. Ильин. - Питер, 2013. - 304 с.
27. Карягина, Т.Д. Проблема формирования эмпатии / Т.Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - № 1. - с. 38-54
28. Карягина, Т.Д. Эволюция понимания «эмпатия» в психологии: автореф. дисс. канд. псих. наук / Карягина Т.Д. - М., 2013 - 175 с.
29. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов
[Электронный ресурс] -
http://lib100.com/common_psychology/introduction_psy_work/djvu
30. Комарова, И.А. Особенности психолого-педагогической работы с подростками в условиях социальной депривации / И.А. Комарова // Психология обучения. - № 9. - 2011. - с. 106-107.
31. Кондратьева, Н.И. О проблеме семейных форм воспитания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их психолого-педагогического сопровождения / Н.И. Кондратьева // Сиб. психол. журн. -
2008. - № 28. - С. 45-49.
32. Крюкова, Т.Л. Роль эмоционально-фокусированного копинга в общении / Т.Л. Крюкова. - М.: Уч.-метод.коллектор «Психология», 2000.
33. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й.
Лангмейер [Электронный ресурс] -
http://lib100.com/common psychology/psyc deprivation/doc
34. Липпс, Т. Руководство к психологии / Т. Липпс; пер. с нем. М.А. Лихарева. - СПб.: Изд-во О. Н. Попова, 1907. - 394 с.
35. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя
классика / А.Ф. Лосев [Электронный ресурс] -
https://imwerden.de/pdf/losev_istoriya_antichnoj_filosofii_konspekt_1989_text.pd f
36. Майстренко, В.И., Проблема исследования эмпатии и ее развития у подростков / В.И. Майстренко, А.Р. Крэдор [Электронный ресурс]. - http://gisap.eu/node/75468
37. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник / Т.Д. Марцинковская. - Москва: Гардарики, - 2000. - 255 с.
38. Мочкин, А.Н. Фридрих Ницше (интеллектуальная биография) / А.Н. Мочкин. - М., 2005. - 246 с.
39. Мухина, В.С. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / В. С. Мухина [Электронный ресурс]. -http://lib100.com/common_psychology/parental_care/doc
40. Николаева, С.А. Особенности развития эмпатии у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома / С.А. Николаева // Студенческая наука и XXI век. - 2015. - № 12. - С. 92-94.
41. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
42. Порваткина, О.В. Психологические условия формирования эмпатических действий у подростков: автореф. дисс. канд. псих. наук / Порваткина О.В. - Балашов, 2002. - 154 с.
43. Прихожан, А.М. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Психологическая наука и образование. - 2009. - №3. - с. 5¬12.
44. Психодиагностика толерантности личности / Г.У. Солдатова и др. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
45. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) / Л.А. Регуш - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
46. Рерке, В.И. Изучение жизненной перспективы личности воспитанников интернатного учреждения в контексте субъективной картины мира / В.И. Рерке // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - №1. - С. 248-250
47. Роджерс, К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология мотивации и эмоций; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. - С. 430
48. Рольф, Д. Философия хорошей жизни. 52 нетривиальных идеи / Д. Рольф. - Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 384 с.
49. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2008. - 416 с.
50. Рубцова, М.О. Взаимосвязь эмпатии и копинг-стратегий поведения в юношеском возрасте / М.О. Рубцова // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. №5. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 36-40
51. Руженков, В.А. Особенности межличностного взаимодействия подростков, воспитывающихся в условиях лишения родительского попечения / В.А. Руженков // СПЖ. - 2008. - №28. - С. 39-44.  илактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы / О.Б. Симотова - Чита: ЗабГГПУ, 2009 - 172 с.
53. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2001, №4. - С. 91-105.
54. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дисс. канд. психол. наук / Л.П. Стрелкова - М., 1987. - 24 с.
55. Титченер, Э. Учебник психологии. Ч. 1-2 [Электронный ресурс] -https://www.twirpx.eom/file/913222/
56. Уманская, Е.Г. Психологические особенности развития подростков в условиях депривации / Е.Г. Уманская // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 9. - С. 22-24.
57. Федорова, Н.В. Депривация в семье как фактор делинквентного поведения подростков: автореф. дисс. канд. псих. наук / Федорова Н.В. - Казань, 2007. - 157 с.
58. Фурманова, И.А. Психология депривированного ребенка. / И.А. Фурманова - М.: Владос, 2009. - 157 с.
59. Чупрова, М.А. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье: автореф. дисс. канд. психол. Наук / Чупрова М.А. - М., 2007. - 24 с.
60. Шнейдер, Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. Лекция 6 [Электронный ресурс]. -http://psy.1september.ru/view artiele.php?ID=200902211
61. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление: [перевод с немецкого] / А. Шопенгауэр. - Москва.: Эксмо, 2015. - 160 с.
62. Шульга, Т.И. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье / Т.И. Шульга, Д.Д. Татаренко // Психологическая наука и образование psyedu.ru- 2013, № 2. - С. 1-11
63. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
64. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.
Эльконин [Электронный ресурс]. -
http://lib100.com/age psychology/psych works/doc/
65. Юсупов, И.М. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии / И.М. Юсупов // Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб., 2002. С.114-118
66. Юсупов, И.М. Психология эмпатии. Теоретические и прикладные аспекты: автореф. дисс. д-р псих. наук автореф. дисс. канд. псих. наук / Юсупов И.М. - Санкт-Петербург, 1995. - 252 с.
67. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. - М.: Гардарики, 2003. - 314 с.
68. Якобсон, П.М. Изучение чувств у детей и подростков / П.М. Якобсон [Электронный ресурс]. -
http: //www.law. edu.ru/book/book.asp?bookID=132933
69. Ярославцева, И.В. Психическая депривация в детском и подростковом возрасте: учеб. пособие / И. В. Ярославцева. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. - 190 с.
70. Ясперс, К. Общая патопсихология / К. Ясперс [Электронный ресурс]. -http: //psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF /yaspers. pdf
71. Ferenczi, Sh. The elastisity of psychoanalytic technique / Sh. Ferenczi // The evolution of psychoanalytic technique / ed. by M. Bergmann, F. Hartman. - New York: Columbia University Press, 1990. - P. 216-229.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ