ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КУЛЬТУРНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 36
РАЗДЕЛ III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Современный этап развития характеризуется повышением роли культурного пространства в территориальных социально-экономических преобразованиях,
переосмыслением воздействия культурного наследия на национальное достояние общества, преобразованием способов и методов реализации культурной политики на всех уровнях управления. Особо остро этот вопрос стоит перед муниципальными образованиями, для которых деятельность по организации культуры и досуга выступает важнейшим направлением реализации социальной политики, определяющей комфортность жизни на территории.
В этих условиях перед органами местного самоуправления актуализируется задача по использованию принципиально новых подходов к решению проблем социально-культурной сферы. Одним из таких подходов стало проектное управление, позволяющее оптимизировать систему муниципального управления и повысить эффективность ее функционирования.
Управление проектами сегодня активно дополняет развитую прежде форму управления организациями и дает возможность субъектам культурной политики в процессе сотрудничества осуществлять разнообразные творческие идеи. Существование многообразных форм деятельности государственных и муниципальных организаций и учреждений культуры наряду с реализацией социокультурных проектов способно в настоящее время создать в России цивилизованный рынок культурных благ и услуг для населения.
Проект как особая форма организации культурной деятельности, позволяющая привлекать альтернативные ресурсы, производить децентрализованные культурные действия, поддерживать партнерство государственных структур и неправительственных организаций, выступает эффективной современной моделью управления в сфере культуры. С помощью проектно-ориентированного подхода можно добиться необходимого сочетания традиционных и инновационных начал в отечественной культуре, роста культурного многообразия.
Несмотря на то, что за последние десять-пятнадцать лет в России было реализовано достаточно весомое количество проектов социокультурной направленности, проектная деятельность в сфере культуры развивается преимущественно стихийно, она еще слабо осмыслена в качестве организационно-управленческой формы.
Факторами, препятствующими ее успешному внедрению в социокультурную практику, являются, прежде всего, недостаточная разработанность научно-методологических и методических подходов к проектной деятельности, отсутствие практики обобщения соответствующего зарубежного и отечественного опыта.
Всё вышеуказанное актуализирует тему диссертационного исследования и требует дальнейшей разработки более действенных механизмов реализации проектного управления культурным пространством муниципального образования.
Степень изученности темы. Общетеоретические основы культуры как целостной системы в контексте современных процессов исследовались в трудах С.Н. Братановского и М.С. Братановской, Г.Е. Концевич и Г.А. Тенгизовой, М.М. Мальсаговой, В.Ю. Пашкус и Н.А. Пашкус, В.В. Тарановского и др.
Особенности управления культурным пространством на уровне муниципальных образований исследовались работы Л.А. Беляевой, О.И. Иванова, Н.А. Короткова, Е.А. Кортун, Е.Н. Мастеница, Н.В. Новичкова, О.В. Прокуденковой, М.Я. Сараф и ряд других исследований.
Для определения совокупности методологических подходов к реализации проектной деятельности в органах исполнительной власти рассматривались исследования Д.А. Гайнанова и И.Д. Закирова, А.М. Игнатовой, Е.Д. Копытовой, Д.А. Прах, И.Н. Садовниковой, О.Н. Сафоновой и Е.А. Анчихрова, О.М. Трофимовой и С. А. Маковкиной, Ю.Ю. Трубицина, А.В. Щеголева и др.
Для рассмотрения основ проектного управления в сфере культуры исследовались работы Г.И. Грибковой, М.С. Козьевой, Д.А. Попова, Т.А. Сорвиной и А.Д. Шмаковой, В.В. Тарновского, А.А. Халилова и Е.Е. Нахратовой и др.
Проблема диссертационного исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью повышения эффективности проектного управления культурным пространством и недостаточным развитием компетентностного подхода в системе управления проектами на муниципальном уровне.
Гипотеза исследования. Достижение эффективности реализации проектного управления культурным пространством муниципального образования возможно на основе развития компетентности муниципальных служащих, участвующих в проектной деятельности.
Всё вышесказанное предопределило формирование объекта и предмета исследования, постановку цели и задач исследования.
Объект исследования - реализация проектного подхода в органах местного самоуправления.
Предмет исследования - механизм проектного управления культурным пространством муниципального образования. Исследование проводилось на примере отдельного муниципального образования Белгородской области «Шебекинский район и город Шебекино», в связи с вступление в силу закона Белгородской области от 19 апреля 2018 года № 2585 в тексте работы будет использоваться характеристика Шебекинского городского округа.
Цель диссертационного исследования - разработать рекомендации по совершенствованию проектного управления культурным пространством Шебекинского района Белгородской области.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы проектного управления культурным пространством муниципального образования;
- проанализировать практику проектного управления культурным пространством Шебекинского района Белгородской области;
- предложить направления совершенствование проектного управления культурным пространством на муниципальном уровне.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения отечественных и зарубежных ученых, специалистов, отраженные в трудах по общей социологии, экономической социологии, социальной философии (Л.В. Осипова-Дербас, А.В. Тихонов); современные концепции проектного управления развитием социальных систем (А.А. Дрегало, Ю. П. Окунев и В. И. Ульяновский, В.И. Курбатов, О.А. Курбатов, В.А. Луков) ; принципы программно-целевого управления культурным пространством территории (Б. А. Райзберг).
При теоретическом осмыслении таких понятий как «культура», «управление сферой культуры» мы опирались на работы С. Т. Сагитова.
При обосновании теоретических выводов применялись принципы логики и экспертных оценок, методы сравнения и обобщения, анализа и синтеза, приемы статистического, экономического анализов, графический, аналитический, группировки, построения «дерева целей». В работе использованы также программно-прогнозные, расчетно-аналитические, программно-целевые методы, табличная и графическая интерпретация эмпирико-фактологической информации, инструментарий экономического моделирования, прогнозирования, маркетинга и государственного регулирования.
Эмпирическая база исследования:
- федеральное, региональное и муниципальное законодательство в сфере управления культурой ;
- нормативно-правовые документы в области проектного управления ;
- материалы анкетного опроса муниципальных служащих культурной сферы Шебекинского городского округа «Практика управления проектами в органах местного самоуправления Шебекинского района Белгородской области» (N=64, 2018 год);
- отчетные данные МКУ «Управление культуры, молодежной
политики и туризма Шебекинского района Белгородской области»
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в работе предложены практические механизмы развития проектного управления культурным пространством муниципального образования.
Научная новизна подтверждается следующими положениями научной новизны, выносимыми на защиту.
1. Разработаны теоретико-методологические положения по совершенствованию проектного управления культурным пространством на базе реализации проектного подхода, отличие которых от действующего процессного подхода муниципального управления состоит в интеграции портфельного и проектного менеджмента со стратегическим управлением, что позволяет повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления по реализации культурных проектов и получить синергетический эффект, выражающийся в достижении основной цели развития территории с учетом развития отдельных отраслей социально-экономической системы.
2. Культурные проекты в системе муниципального управления Шебекинского городского округа выступают как новшества, инициированные органами управления культурной сферы на федеральном и региональном уровнях, ориентированные на развитие культурного потенциала территорий. В культурном пространстве округа возможна разработка и осуществление стратегических социальных нововведений, включающих анализ и оценку результативности культурных проектов. Проектное управление культурным пространством городского округа характеризуется сложным комплексом противоречий, определяющих взаимоотношения его участников: федеральных и региональных структур управления сферой культуры, сетей культурных учреждений, потребителей культурных благ.
3. Развитие проектного управления культурным пространством муниципального образования предполагает постоянное обучение сотрудников, участвующих в реализации проектного подхода, как руководящего, так и рядового звена в направлении повышения конкретных компетенций для решения определенных задач; сертификацию персонала по современным управленческим стандартам; создание условий для повышения мотивации (моральной и материальной) по результатам личной эффективности и общей успешности реализации проекта; организацию обратной связь исполнителей с руководством проекта; формирование успешной команды проекта и популяризацию реализуемых культурных проектов.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования его положений и выводов при разработке концепций проектного управления культурным пространством муниципального образования, в обосновании управленческих решений и прогнозировании их результатов при проведении культурной политики.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в 3 публикациях общим объемом 1,2 п.л.13
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Управление проектами сегодня активно дополняет развитую прежде форму управления организациями и дает возможность субъектам культурной политики в процессе сотрудничества осуществлять разнообразные творческие идеи. Существование многообразных форм деятельности государственных и муниципальных организаций и учреждений культуры наряду с реализацией социокультурных проектов способно в настоящее время создать в России цивилизованный рынок культурных благ и услуг для населения.
Проект как особая форма организации культурной деятельности, позволяющая привлекать альтернативные ресурсы, производить децентрализованные культурные действия, поддерживать партнерство государственных структур и неправительственных организаций, выступает эффективной современной моделью управления в сфере культуры. С помощью проектно-ориентированного подхода можно добиться необходимого сочетания традиционных и инновационных начал в отечественной культуре, роста культурного многообразия.
Несмотря на то, что за последние десять-пятнадцать лет в России было реализовано достаточно весомое количество проектов социокультурной направленности, проектная деятельность в сфере культуры развивается преимущественно стихийно, она еще слабо осмыслена в качестве организационно-управленческой формы.
Факторами, препятствующими ее успешному внедрению в социокультурную практику, являются, прежде всего, недостаточная разработанность научно-методологических и методических подходов к проектной деятельности, отсутствие практики обобщения соответствующего зарубежного и отечественного опыта.
Исследование теоретических основ проектного управления культурным пространством муниципального образования позволило определить, что культурное пространство можно трактовать как состоящее из пяти основных слоев: социальных позиций в нем; соответствующих паттернов деятельности и паттернов поведения и мышления; социальных акторов; материальных культурных продуктов реализованных паттернов; духовных продуктов реализованных паттернов. Культурное пространство муниципального образования включает в себя три системных компонента: объекты культуры, субъекты культуры, товары и продукты культуры. В свою очередь, каждый из этих компонентов в реальной жизнедеятельности местного сообщества рассматривается на двух уровнях: культура как специализированная деятельность; культура как совокупность культурных аспектов жизнедеятельности общественных субъектов, а также фоновое воздействие на культуру заданных обстоятельств, времени и места.
Сегодня возможность субъектам культурной политики реализовывать в процессе сотрудничества разнообразные творческие идеи позволяет управление проектами, выступающим важным инструментом проектно- ориентированной деятельности государственных и муниципальных органов управления. Под проектной деятельностью в сфере культуры понимается организационно-управленческая активность субъектов культурной политики, направленная на разработку комплекса мероприятий, способствующих эффективному решению актуальных проблем культуры в условиях определенных временных рамок. Будучи способом организации, выявления и увеличения ресурсного потенциала сферы культуры, средством взаимодействия с органами власти, общественностью и партнерами, проектная деятельность является специфической формой регулирования социокультурных процессов.
Проектное управление культурным пространством муниципального образования, представляет собой планомерное осуществление мероприятий, объединенных общностью идей и целей и направленных на решение определенных проблем. В этом ключе, в качестве решения проблемной ситуации, выступает привлечение дополнительных ресурсов, обеспечение социального партнерства, регулирование внутренних социально-культурных процессов. Проектное управление позволяет с большей четкостью отследить ход движения идеи от начала ее претворения в жизнь до логического завершения. В рамках каждого проекта можно увидеть и оценить результаты выполняемых работ, осуществить общий анализ трудовых, временных, человеческих и иных ресурсов. При этом названные элементы возможно рассматривать в разрезе как одного проекта, так и целого портфеля проектов, а в будущем и региональной стратегии развития.
Анализ практики проектного управления культурным пространством Шебекинского городского округа Белгородской области позволил оценить культурный потенциал округа, который располагает значительным числом объектов культурного наследия. Так, на территории округа расположено 253 объекта историко-культурного наследия, находящихся под охраной государства, из них 88 памятников истории (2-федерального значения, 82- регионального значения, 4-местного значения), 22 памятника архитектуры (19-регионального значения, 3-местного значения), 1 памятник садово¬паркового искусства (регионального значения), 45 памятников археологии (с 2016 года изменена категория историко-культурного значения памятников археологии - федерального значения). Из 253 объектов 97 являются вновь выявленными объектами культурного наследия (11 -архитектуры, 86- археологии).
Основным субъектом управления развитием культурного пространства округа выступает муниципальное казенное учреждение «Управление культуры, молодежной политики и туризма Шебекинского района Белгородской области». Деятельность Управления направлена на повышение уровня жизни населения на основе устойчивого развития сферы культуры; повышение качества предоставляемых услуг; поиск и внедрение новых эффективных форм работы; улучшение материально-технической базы учреждений культуры; создание единого культурного пространства и равных условий доступности культурных ценностей для жителей округа, и осуществляется в рамках реализации основных задач региональной политики в области культуры и Стратегии социально -экономического развития Шебекинского городского округа.
Анализируемый период, свидетельствует о положительной динамике развития деятельности учреждений культуры Шебекинского городского округа. Достигнуты целевые показатели муниципальной программы «Культура и искусство Шебекинского городского округа». Выполнены основные показатели (индикаторы) «дорожной карты» «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры Шебекинского района (2013-2018 годы)». Значимыми событиями в культурной жизни округа стали торжественное открытие после капитального ремонта Купинского сельского Дома культуры и оснащение оборудованием учреждений культуры в рамках реализации партийного проекта «Местный дом культуры». Тем не менее, в сфере культуры остаются проблемные вопросы, требующие особого внимания: снизился уровень фактической обеспеченности учреждениями клубного типа от нормативной потребности до 75 %; требуется улучшение материально -технической базы и модернизация деятельности учреждений культуры, оснащение современным оборудованием, инструментами и материалами; требуется проведение комплекса мероприятий по реставрации, консервации, ремонту и восстановлению памятник воинской славы; необходимо обеспечить укрепление и развитие кадрового потенциала; необходимо обеспечить активное вовлечение населения в культурную жизнь округа и региона, путем создания единого культурного пространства с использованием современных цифровых технологий.
Проектное управление стало эффективным способом решения поставленных задач в сфере культуры. В отчетном году МКУ «Управление культуры, молодежной политики и туризма Шебекинского района Белгородской области» участвовало в реализации 33 проектов, в том числе: координировало реализацию 13 проектов подведомственных учреждений; принимало участие в реализации 12 муниципальных проектов в рамках межведомственного взаимодействия; принимало участие в реализации 8 проектов областного уровня. В результате исследования определено, что основной проблемой реализации проектного подхода в управлении культурной сферой выступает недостаточность компетентность в сфере проектного управления.
С целью преодоления инерции управления и модернизации структуры местного самоуправления, необходимо особое внимание уделять следующим вопросам: постоянное обучение сотрудников, участвующих в реализации проектного подхода, как руководящего, так и рядового звена в направлении повышения конкретных компетенций для решения определенных задач; сертифицировать персонал по современным управленческим стандартам; обеспечить условия для повышения мотивации (моральной и материальной) по результатам личной эффективности и общей успешности реализации проекта, организовать обратную связь исполнителей с руководством проекта; результаты каждого этапа фиксировать, определять его недостатки и преимущества, вносить коррективы в паспорт и план управления проектом и снова фиксировать.
Основными задачами по развитию проектных компетенций у муниципальных служащих должны стать: повышение эффективности исполнения муниципальными служащими функций по проектным ролям; активизировать работу по включению муниципальных служащих управления культуры в проектный резерв; представить муниципальным служащим, занятым в сфере управления культурой возможность повышения квалификации по проектному управлению. Развитию же личностных компетенций должны способствовать ассессмент, тренинги, деловые игры и мотивирующие встречи.
Одним из инструментов повышения эффективности проектного управления становится формирование успешной команды проекта и популяризация реализуемых культурных проектов. При формировании команды должны учитываться такие аспекты как профессиональный уровень, знания и навыки в проектной области, тип характера и темперамент, возможность работать в команде и другие качества. Значительное место на информационных порталах должны занимать материалы о лучших проектах, реализуемых молодежными коллективами. Так же следует уделить большее внимание публикациям аналитических материалов, репортажам с круглых столов, поднимающих острые вопросы в сфере культуры.
В рамках реализации указанных инструментов проектного управления, а также с целью развития культурного пространства округа следует реализовать проект «Открытый мир» для поддержки детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Цель проекта - создание условий социализации и самореализации для не менее 150 детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. А среди планируемых результатов можно выделить создание комфортной среды для общения для людей с ограниченными возможностями здоровья; раскрытие творческих сил и способностей людей с ограниченными возможностями здоровья; изменение отношения окружающих к людям с ограниченными возможностями здоровья; формирование у участников проекта представлений об истории, культуре и природе Шебекинского городского округа; приобретение молодыми людьми с ограниченными возможностями навыков поведения в общественных местах и транспорте; восстановление физических и душевных сил детей и молодых людей с ОВЗ.
1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре [Электронный ресурс] (утв. ВС РФ 09 октября 1992 года № 3612 -1) (ред. от 05 декабря 2017 года) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Текст] : федер закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 26. - Ст. 2519.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 08 января 2019 года ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 -2020 годы: [Электронный ресурс] : Постановлением правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры Белгородской области (2013-2018 годы) [Электронный ресурс] : постановление Правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 года № 65-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
6. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014 -2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года № 526-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
7. Положение об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской области от 31 мая 2010 года №202-пп) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
8. Механизм формирования и использования премиальных выплат
участникам разработки и реализации проекта [Электронный ресурс] : Постановление Губернатора области от 12 января 2011 года №2 //
Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
9. Порядок определения уровня профессионального соответствия проектных специалистов [Электронный ресурс] : Распоряжение Губернатора Белгородской области от 22 июня 2012 года №408-р) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
10. Формы документов по управлению проектами и методические рекомендации по их заполнению [Электронный ресурс] : Распоряжение первого заместителя Губернатора области от 27 декабря 2011 года №136 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
11. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры Шебекинского района (2013-2018 годы)» [Электронный ресурс] : Постановление администрации муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» от 21 июня 2013 года № 777. - Режим доступа : http: //www. admshebekino. ru.
12. Об утверждении муниципальной программы «Культура и искусство Шебекинского района на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» от 26 ноября 2013 года № 1576. - Режим доступа : http: //www. admshebekino. ru.
13. Арсланбекова, А. З. принуждение как метод государственного управления [Текст] / А. З. Арсланбекова, М. Э. Абдуллаева // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. - 2016. - № 4. - С. 98-104.
14. Беляева, Л. А. Социальное и культурное пространство регионов России [Текст] / Л. А. Беляева // Философские науки. - 2016. - № 1. - С. 52¬54.
15. Братановский, С. Н. Государственное управление социально-культурной сферой в Российской Федерации [Текст] : монография / С. Н. Братановский, М. С. Братановская. - Москва - Берлин : Директ- Медиа,2017. - 104 с.
16. Гайнанов, Д. А. Методологические аспекты реализации программно-проектного подхода в стратегическом управлении развитием территории [Текст] : сб. трудов XV международной научной конференции «Управление экономикой: методы, модели, технологии» / Д. А. Гайнанов, И. Д. Закиров. - Уфа : Изд-во ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», 2015. - С. 38-42.
17. Гафиуллина, Л. Ф. Парадигма управления учреждениями социально-культурной сферы в новых условиях хозяйствования [Текст] / Л. Ф. Гафиуллина // Известия Регионального финансово-экономического института. - 2015. - № 1 (7). - С. 4-7.
18. Грачев, Р. В. Принципы стратегического управления в культурной сфере [Текст] / Р. В. Грачев // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 2-2. - С. 25-27.
19. Гребеник, Л. Г. Социальная политика государства: основные направления и тенденция развития [Текст] / Л. Г. Гребеник, Е. Ю. Кравченко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 5(61). - С. 173-181.
20. Грибкова, Г. И. Некоторые особенности управления проектами в социально-культурной сфере [Текст] / Г. И. Грибкова // Международный академический вестник. - 2015. - № 2 (8). - С. 56-59.
21. Грибкова, Г. И. Проектная деятельность в социально-культурной сфере: становление и развитие [Текст] / Г. И. Грибкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4-2 (57). - С. 147-154.
22. Дрегало, А. А. Социальные проекты [Текст] : монография /
А. А. Дрегало, Ю. П. Окунев, В. И. Ульяновский. - Архангельск : Изд-во Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
2015. - 242 с.
23. Евменов, А. Д. Управление качеством процессов
функционирования организаций как резерв повышения
конкурентоспособности [Текст] / А. Д. Евменов, П. А. Булочников // Петербургский экономический журнал. - 2016. - № 3. - С. 40-48.
24. Иванов, О. И. Культурное пространство как пространство паттернов поведения и мышления [Текст] / О. И. Иванов // Труды Санкт- Петербургского государственного института культуры. - 2015. - Т. 206. - С. 19-26.
25. Иванова, М. В. Основы государственного и муниципального управления [Текст] / М. В. Иванова. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургский экономический университет, 2015. - 179 с.
26. Игнатова, А. М. Применение проектного метода в государственном управлении современной России [Текст] / А. М. Игнатова // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. - 2016. - № 1. - С. 176-189.
27. Козьева, М. С. Методологические аспекты проектного управления в сфере культурной политики [Текст] / М. С. Козьева // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 5 (11). - С. 460-465.
28. Концевич, Г. Е. Управление в сфере культурных процессов как важнейшее направление государственной политики [Текст] : сб. статей международной научно-практической конференции «Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики» / Г. Е. Концевич, Г. А. Тенгизова. - Уфа : Изд-во ООО «Аэтерна», 2015. - С. 215-217.
29. Копытова, Е. Д. Социальная ответственность бизнеса: методы оценки и региональное измерение [Текст] / Е. Д. Копытова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2017. - Т. 10. - № 1 (49). -С. 254-271.
30. Коротков, Н. А. Современное состояние и тенденции развития
этно-культурных пространств в России [Текст] : материалы научной конференции «Этнодемографический дискурс в философии и науке» / Н. А. Коротков. - Санкт-Петербург : Издательство Балтийского
государственного технического университета «Военмех», 2018. - С. 93-98.
31. Кортун, Е. А. Категории «время» и «пространство» как один из способов интерпретации культурного пространства [Текст] / Е. А. Кортун // Science Time. - 2015. - № 1 (13). - С. 246-248.
32. Лётова, А. В. Управление культурно-досуговой сферой муниципального образования на примере г. Москвы [Текст] / А. В. Лётова, Н. Ф. Бондалетова // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 1-1 (10). - С. 205-212.
33. Лукичев, П. М. Управление социально-культурной деятельностью [Текст] / П. М. Лукичев // Вестник СПбГУКИ. - 2015. - № 2. - С. 177-180.
34. Мальсагова, М. М. Государственное управление социально-культурной сферой [Текст] : материалы международной (заочной) научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития научной мысли» / М. М. Мальсагова. - Уфа : Изд-во ООО «ОМЕГА САЙНС», 2017. - С. 99-102.
35. Маркелов, А. Ю. Воспроизводство экономических агентов: междисциплинарный подход (материалы семинара ИЭ РАН «Институциональная теория и ее приложения) [Текст] / А. Ю. Маркелов // Психолого-экономические исследования. - 2016. - № 3. - Т. 3-9. - С. 122-135.
36. Мастеница, Е. Н. Культурное пространство города: пути постижения и интерпретации [Текст] / Е. Н. Мастеница // Труды Санкт- Петербургского государственного института культуры. - 2015. - Т. 212. - С. 223-237.
37. Новичков, Н. В. Культура организации и культурная организация: к формированию новых социальных пространств [Текст] / Н. В. Новичков // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 7 (54). - С. 251¬262.
38. Павлов, А. Н. Управление проектами на основе стандарта PMI PMBOK Изложение методологии и опыт применения [Текст] / А. Н. Павлов. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. -71 с.
39. Пашкус, В. Ю. Управление социально-культурной сферой в новой экономике [Текст] : сб. трудов конференции «Менеджмент в сфере культуры и медиакоммуникаций: инновационные подходы и технологии» /
В. Ю. Пашкус, Н. А. Пашкус. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, 2014. - С. 119-122.
40. Пестерева, Н. М. Формирование профессиональных компетенций государственных служащих [Текст] : монография / Н. М. Пестерева, Л. С. Цветлюк, О. С. Надеина - М. : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2014. - 139 с.
41. Полковников, А. В. Управление проектами. Полный курс МВА [Текст] : монография / А. В. Полковников, М. Ф. Дубовик. - М. : Изд-во Эксмо, 2015. - 111 с.
42. Попов, Д. А. Особенности управления проектами на предприятиях социально-культурной сферы [Текст] : сб. трудов международной научно-практической конференции «Наука: прошлое, настоящее, будущее» / Д. А. Попов. - Уфа : Изд-во ООО «Аэтерна», 2015. -
С. 87-89.
43. Попов, Р. А. Системология регионального хозяйства [Текст] / Р. А. Попов. - М. : Высш. Шк., 2010. - 223 с.
44. Потапенкова, А. Е. Управление проектами в культурной сфере:
возможности привлечения ресурсов [Текст] / А. Е. Потапенкова, О. Н. Жилкин // Молодежный научный форум: общественные и
экономические науки. - 2016. - № 1 (30). - С. 110-114.
45. Прах, Д. А. Особенности проектного подхода к государственному управлению образовательной сферой [Текст] / Д. А. Прах // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 2-3. - С. 124 -127.
46. Притула, О. Д. Стратегическое управление предприятием социально-культурной сферы: оценка стратегической позиции [Текст] / О. Д. Притула // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. - 2014. - Т. 1 - № 2-1 (2). - С. 51-64.
47. Прокуденкова, О. В. Культурное пространство России: генезис и трансформация [Текст] / О. В. Прокуденкова // Вестник Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 3 (28). - С. 181-183.
48. Раздольская, И. В. проблематика управления культурно - досуговой сферой муниципального образования [Текст] / И. В. Раздольская, Л. Р. Яковлева // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - № 6 (67). - С. 9-23.
49. Райзберг, Б. А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой [Текст] : монография / Б. А. Райзберг. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 268 с.
50. Рой, О. М. Система государственного и муниципального управления [Текст] / О.М. Рой. - СПб. : ПИТЕР, 2016. - 332 с.
51. Сагитов, С. Т. Особенности управления сферой культуры [Электронный ресурс] / С. Т. Сагитов // Казанский педагогический журнал. -
2016. - № 1. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article.
52. Садовникова, И. Н. Проектный подход к управлению школой на основе социального партнерства [Текст] / И. Н. Садовникова // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Н. и Н.Г. Столетовых. Серия: педагогические и психологические науки. - 2015. - № (22). - С. 60-71.
53. Сараф, М. Я. Культурное пространство и пространство культуры: цивилизационная гетерохронность [Текст] : сб. трудов конференции «Россия: тенденции и перспективы развития». ежегодник ИНИОН РАН / М. Я. Сараф. - Москва : Изд-во Института научной информации по общественным наукам РАН, 2017. - С. 815-817.
54. Сарик, Р. И. Инновационные управленческие подходы как основа совершенствования организационных отношений в местном самоуправлении [Текст] / Р. И. Сарик // Вестник государственного и муниципального управления. - 2013. - № 2. - С. 244-252.
55. Сафонова, О. Н. Внедрение проектного управления в исполнительных органах государственной власти как механизм эффективного управления ресурсами [Текст] / О. Н. Сафонова, Е. А. Анчихров // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 2 (14). - С. 59-61.
56. Скороход, Л. А. Программный метод управления сферой культуры // [Текст] : материалы VI Междунар. науч. конф. «Проблемы и перспективы экономики и управления» (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.) / Л. А. Скороход. - СПб. : Свое издательство, 2017. - С. 113-116.
57. Современные тенденции развития государственного управления [Текст] : монография / Под ред. Т. Е. Зерчаниновой, А. В. Ручкина. - Екатеринбург : Уральский институт управления - филиал РАНХиГС, 2015. - 192 с.
58. Сорвина, Т. А. Актуальные аспекты развития проектного управления в социально-культурной сфере [Текст] / Т. А. Сорвина, А. Д. Шмакова // Петербургский экономический журнал. - 2017. - № 2. - С. 48-54.
59. Сорвина, Т. А. Применение системы внутреннего маркетинга для совершенствования системы управления персоналом организации [Текст] / Т. А. Сорвина, О. А. Чеснова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2016. - Т. 5. - № 3. - С. 70-75.
60. Султанова, А. А. Проблемы управления социально -культурной сферой муниципального образования [Текст] / А. А. Султанова // NovaInfj.Ru. - 2016. - Т. 2. - № 48. - С. 320-323.
61. Тарановский, В. В. Инновационный подход к анализу финансирования объектов культурного наследия [Текст] / В. В. Тарановский // Инновационная деятельность. - 2016. - № 2 (37). - С. 61-68.
62. Тарновский, В. В. Особенности проектного управления в сфере
культуры [Текст] / В. В. Тарновский // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2017. -
№ 3 (67). - С. 100-104.
63. Торгунков, Е. А. Формирование стратегии маркетинга при управлении проектами в социально-культурной сфере [Текст] / Е. А. Торгунков, Т. А. Сорвина, Е. В. Торгункова // Социология и право. - 2016. - № 1 (31). -С. 21-27.
64. Трофимова, О. М. Внедрение стандартов управления проектами в государственном и муниципальном управлении [Текст] / О. М. Трофимова, С. А. Маковкина // Вопросы управления. - 2016. - № 4 (22). - С. 52-58.
65. Трубицин, Ю. Ю. Внедрение проектного управления в органах
власти. Можно ли предсказать результат [Электронный ресурс] / Ю. Ю. Трубицин. - Режим доступа :
http://pmforesight.ru/downloand/PM_Gos_2015.pdf.
66. Формирование профессиональных компетенций государственных служащих [Текст] : монография / Н. М. Пестерева, Л. С. Цветлюк, О.С. Надеина - М. : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2014.¬139 с.
67. Халилов, А. А. Управление проектами в учреждениях и организациях социально-культурной сферы [Текст] / А. А. Халилов, Е. Е. Нахратова // Студенческий вестник. - 2017. - № 6-2 (6). - С. 89-91.
68. Шурупова, А. С. Деятельность муниципальных органов власти по управлению сферой культуры [Электронный ресурс] / А. С. Шурупова // Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1291-1285. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/96173.
69. Щеголев, А. В. Повышение эффективности государственной экономической политики на основе внедрения проектного управления [Текст] / А. В. Щеголев // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11. - № 6. - С. 440-445.
70. Южаков, В. Н. Практика и перспективы развития мер материального стимулирования государственных гражданских служащих [Текст] / В. Н. Южаков, О. В. Александров, Е. И. Добролюбова, Е. В. Масленникова, Л. Н. Татаринова. - М. : Издательство Дело, 2016. - 224 с.
71. Enikeeva L. A., Sorvina T. A., Torosyan E. K. Customer involvement in emerging and developed markets as a marketing innovations // International Business Management. - 2016. - Т. 10. - № 18. - С. 4324-4331.