ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ ЕВРОРЕГИОНА «ДОНБАСС» 28
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ ЕВРОРЕГИОНА «ДОНБАСС» В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Глобализационные процессы, связанные, в том числе, с развитием международной экономической интеграции, обуславливают необходимость привлечения государств и входящих в них регионов в систему международного сотрудничества, а также организации действий, направленных на установление и углубление экономических, социальных, экологических, научно-технических, культурных и других отношений между ними. Одной из эффективных форм взаимодействия является приграничное сотрудничество - сотрудничество сопредельных территорий соседних государств.
Потребность в обеспечении экономического, научного, инновационного, социального и, в том числе, образовательного, развития приграничных регионов России и Украины, в которых одинаково происходят негативные процессы, обусловила необходимость создания еврорегионов как единых промышленно-производственно-социальных кластеров. Их актуальность вызвана не только необходимостью, но и возможностью обеспечения конкурентоспособности экономик, развития высокотехнологичных производств за счет синергетического эффекта объединения потенциалов приграничных регионов двух соседних государств, реализации совместно разработанных программ социально¬экономического, научного, экологического, торгового, образовательного, культурного сотрудничества.
Потребность России и Украины в реализации совместных проектов, организации прямого сотрудничества, в осуществлении согласованных мер, направленных на решение проблем в различных сферах жизнедеятельности, способствовала созданию еврорегионов «Слобожанщина» (Белгородская и Харьковская области), «Днепр» (Брянская область Российской Федерации, Черниговская - Украины, Г омельская - Белоруссии), «Ярославна» (Курская и Сумская) и «Донбасс» (изначально вошли Ростовская и Луганская области, позже - Донецкая и Воронежская), преимуществом которых стало рациональное использование природных и трудовых ресурсов, выравнивание и улучшение жизненных условий, а в экономике - создание предпосылок для единого рынка труда, ускоренное освоение прогрессивных производств и технологий, что потребовало перехода в регионах к высокотехнологичным информационным обществам с высоким качеством человеческого потенциала и высоким уровнем образованности населения на основе универсализации и развития системы образования приграничных регионов. Развитие сферы образования в рамках приграничного сотрудничества является одной из стратегических задач, решение которой обеспечит регионам создание конкурентоспособных экономик, повышение качества жизни населения.
Однако политические события, происходящие на юго-востоке Украины с начала 2014 года, агрессивность руководства «новой» Украины по отношению к России, образование непризнанных Донецкой и Луганской Народных Республик на территории Донецкой и Луганской областей обусловили деструктивные изменения не только в экономике, но и в социальной сфере Украины (в том числе, в сфере образования), в связи с чем приграничное сотрудничество в рамках еврорегиона «Донбасс» приостановлено. Условия экономической, социальной, демографической, и, в первую очередь, политической нестабильности обусловили необходимость поиска новых подходов к формированию приграничного сотрудничества, универсализации и развитию системы образования приграничных регионов еврорегиона «Донбасс», что обусловило актуальность исследования развития системы образования в приграничных регионах в условиях нестабильности (на примере еврорегиона «Донбасс»). Эти обстоятельства и обусловили актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности темы. Вопросы трансграничного сотрудничества в системе регионального развития, сотрудничества муниципальных образований государств в форме еврорегионов, институциональная основа, модели, формы и направления их развития рассмотрены в трудах О.А. Воложаниной, А.О. Краснейчука, А.М. Красовского, Е.В. Кузнецовой 1.
Работы В.А. Сапрыка и его соавторов раскрывают различные аспекты приграничного сотрудничества как социального института, механизмы управления развитием приграничных территорий в условиях трансформации социальной среды, управление программами межрегионального развития, методики оценки состояния проектов и программ межрегионального приграничного сотрудничества, процессы трансформации моделей приграничного взаимодействия в российско-украинском приграничье и др.
Вопросы сотрудничества приграничных регионов России и Украины в условиях неопределенности, возникающие при этом риски рассмотрены в трудах Л.А. Котовой, И.В. Митрофановой, О.Ю. Патракеевой.
Концептуальные основы развития системы образования в условиях глобализации, вопросы интеграции национальных образовательных систем в мировое образовательное пространство, проблемы международного сотрудничества в сфере образования нашли отражение в работах С.А. Мыльниковой, Л.А. Потаповой, И.В. Хачитрян ; факторы инновационного развития образовательных организаций высшего профессионального образования, обеспечения конкурентоспособности высшего профессионального образования - в работах Л.Н. Глебовой, М.Г. Кехян и ряда других.
Несмотря на наличие значительного количества исследований в сфере развития системы образования в приграничных регионах, недостаточно количество научных публикаций, посвященных вопросам развития системы образования в рамках приграничного сотрудничества. Не получили должного освещения в научной литературе вопросы особенностей управления развитием системы образования в еврорегионах в условиях нестабильности, в том числе, политической, и непосредственно в условиях украинского политического кризиса, что предопределяет необходимость проведения дальнейших теоретических и практических исследований по данной проблематике.
Проблема исследования. В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью создания благоприятных условий для развития системы образования в приграничных регионах Украины и Российской Федерации, и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации взаимодействия в образовательной сфере приграничных регионов, входящих в состав еврорегиона «Донбасс», в условиях нестабильности.
Объектом выпускного квалификационного исследования является система образования в условиях нестабильности.
Предмет исследования - управление развитием системы образования в еврорегионе «Донбасс» в условиях нестабильности.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка практических рекомендаций по развитию системы образования в приграничных регионах еврорегиона «Донбасс» в условиях нестабильности.
Задачи выпускной квалификационной работы. Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы развития системы образования в приграничных регионах в условиях нестабильности.
2. Проанализировать практику организации системы образования в регионах еврорегиона «Донбасс».
3. Предложить направления совершенствования системы образования в приграничных регионах еврорегиона «Донбасс» в условиях нестабильности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды российских и зарубежных ученых (Л. Б. Вардомский, В. В. Засадко, Мадры Цезары, Н. А. Микула, Л. И. Попкова, В. А. Сапрыка ), основанные на комплексном и системном подходах, и позволившие рассмотреть образовательные системы приграничных регионов как системы, изменяющиеся в результате взаимодействия отдельных элементов с внешней нестабильной средой.
В процессе исследования использовались методы анализа, синтеза, абстракции (для определения сущности и соотношения основных теоретических понятий и категорий); обобщения и сравнения (для сопоставления процессов, происходящих в образовательной сфере регионов), статистический функциональный анализ (для оценки состояния приграничного сотрудничества регионов в сфере образования); индукции и логический - для обобщения результатов и формулирования выводов.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют законодательные и нормативные акты федерального (государственного) и регионального уровней (международные договоры и соглашения, законы Российской Федерации и Украины, федеральные и нормативные правовые акты Белгородской и Ростовской областей Российской Федерации, Донецкой и Луганской областей Украины), регулирующие вопросы приграничного сотрудничества и развития системы образования, данные Федеральной службы государственной статистики, Государственного комитета статистики Украины и их территориальных органов, информация с официальных сайтов Губернатора и Правительства Белгородской и Ростовской областей, Донецкой и Луганской областных государственных администраций, аналитические материалы АНО «Институт приграничного сотрудничества и интеграции».
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в деятельности органов государственного и муниципального управления, образовательных организаций при регулировании вопросов приграничного сотрудничества, а также при реализации совместных проектов и мероприятий приграничных регионов в сфере образования.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Таким образом, рассмотрение теоретических и эмпирических аспектов развития приграничного сотрудничества в сфере образования в условиях нестабильности позволяет сделать следующие обобщающие выводы по выпускной квалификационной работе.
Развитие системы образования приграничных регионов актуализировано интеграцией национальных образовательных систем в мировое образовательное пространство, необходимостью обеспечения конкурентоспособности образования, что обусловило потребность активизации исследований в данном направлении.
Обобщение теоретических основ приграничного сотрудничества показало, что в большей степени исследованы вопросы механизмов управления развитием приграничных территорий в условиях трансформации социальной среды, управления программами межрегионального развития; методики оценки состояния проектов и программ межрегионального приграничного сотрудничества, процессы трансформации моделей приграничного взаимодействия в российско-украинском приграничье и др.
Несмотря на наличие значительного количества исследований в сфере развития системы образования и по вопросам трансграничного и приграничного сотрудничества, в большей степени получили развитие вопросы приграничного сотрудничества в системе высшего образования: исследованы формы, механизмы сотрудничества, условия, способствующие эффективному сотрудничеству приграничных (трансграничных) регионов.
При отсутствии унифицированного определения еврорегиона, данное понятие в рамках выпускной квалификационной работы рассматривается как форма трансграничного сотрудничества между территориальными общинами или местными органами власти приграничных регионов двух или более государств, направленного на координацию взаимных усилий и осуществление ими согласованных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права». Особенности управления развитием системы образования в еврорегионах в условиях нестабильности, в том числе, политической, и непосредственно в условиях украинско-российского политического кризиса предопределили необходимость проведения анализа состояния развития системы образования в приграничных регионах еврорегиона «Донбасс» и определения потенциала приграничного сотрудничества отдельных районов Юга-Востока Украины.
Результаты проведённого анализа показали, что регионами еврорегиона «Донбасс» накоплен значительный опыт в организации приграничного сотрудничества в образовательной сфере. Однако, политическая и социально-экономическая нестабильность российско-украинских отношений негативно сказывается на приграничном сотрудничестве субъектов в сфере образования, распложенных на части территории украинских регионов еврорегиона «Донбасс», подконтрольных Украине (Донецкая и Луганская области Украины). Интеграция в области образования между регионами России и этими территориями Украины осуществляется сегодня преимущественно самими гражданами. Дальнейшее развитие отношений и систем образования в рамках приграничного сотрудничества между Донецкой и Луганской областями Украины, с одной стороны, и Ростовской и Воронежской областями Российской Федерации, с другой, зависит сегодня исключительно от политической воли официального Киева.
Организация приграничного сотрудничества в образовательной сфере еврорегиона «Донбасс» характеризуются следующими тенденциями: активизация академической мобильности молодежи; увеличение спроса на обучение в российском приграничье украинских граждан, увеличение спроса на сетевое обучение (одновременно в двух вузах) по программам высшего образования; гармонизация законодательства и сближение систем высшего образования Украины и России путем создания ассоциаций и консорциумов университетов; интеграция образовательных учреждений высшего
образования в европейскую и международную систему образования; увеличение спроса на дистанционные формы образования; укрепление связей через заключение договоров школ-побратимов приграничных регионов России и отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины и др.
В условиях нестабильности ярко проявились проблемы, которые тормозят развитие систем образования приграничных регионов. Среди основных проблем можно выделить: «замораживание» приграничного сотрудничества образовательных учреждений Украины и России; правовая неурегулированность взаимного признания Россией и отдельными районами Донецкой и Луганской областей Украины документов об образовании, ученых степенях и званиях; невозможность организации учебных стажировок и прохождения практик в России; недостаточное финансирование образовательной сферы; дефицит учебной литературы в школах и вузах; невозможность качественной подготовки кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) по отдельным специальностям и направлениям ввиду отсутствия необходимого количества докторов наук для создания диссертационных советов. Решение данных проблем возможно в рамках развития приграничного сотрудничества регионов еврорегиона «Донбасс».
В качестве одного из направлений совершенствования систем образования приграничных регионов еврорегиона «Донбасс» предложена реализация проекта «Организация приграничного сотрудничества в образовательной сфере регионов еврорегиона «Донбасс» в условиях нестабильности». Целью проекта является формирование и внедрение жизнеспособных моделей сотрудничества в приграничном регионе в сфере образования и подготовки конкурентоспособных кадров, отвечающих квалификационным требования международного рынка труда и рынков труда двух сопредельных государств. Реализация проекта предполагает решение следующего комплекса задач: одновременное расширение возможностей и уравнивание доступа граждан сопредельных государств к более широкому выбору образовательных технологий и программ; формирование новых по характеру и содержанию связей приграничного сотрудничества в вопросах подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации; создание единого образовательного пространства, позволяющего удовлетворить потребности инновационных экономик регионов сопредельных государств в кадрах.
В ходе реализации проекта предусмотрено осуществление комплекса мероприятий, в числе которых: обучение граждан региона сопредельного государства на бесплатной основе; получение высшего образования одаренными детьми (гражданами) в рамках освоения лицензированных международных совместных (не российско-украинских) программ; прохождение стажировок, производственных и преддипломных практик, летних/зимних школ, языковых программ, исследовательских туров, финансируемых за счет принимающей стороны; подготовка и реализация совместных образовательных программ; реализация программ обучения аспирантов и подготовки докторантов по специальностям и направлениям подготовки, по которым невозможно обучение/подготовка ввиду отсутствия научных, научно-педагогических кадров вышей квалификации (кандидатов и докторов наук) в стране фактического проживания; законодательное урегулирование вопроса классификации профессий, должностей (соотнесения), наименования специальностей (профессий), по которым осуществляется образование и другие.
В качестве основных планируемых результатов проекта предусматриваются: повышение качества и доступности образовательных услуг для более 2000 человек, приведение их в соответствие с требованиями мировых и европейских стандартов; подготовка кадров, востребованных на международном рынке труда и рынках труда сопредельных государств; «потепление» отношений между Украиной (официальным Киевом) и Россией на основе возобновления партнерских взаимоотношений образовательных организаций, повышения академической мобильности; обучение 45 человек на бесплатной основе; получение высшего образования 15 одаренными детьми (гражданами) в рамках освоения лицензированных международных совместных программ; прохождение стажировок, производственных и преддипломных практик, летних/зимних школ 300 человек, в том числе, 100 человек - за счет принимающей стороны; подготовка 40 аспирантов и докторантов по специальностям и направлениям подготовки, по которым невозможно обучение/подготовка ввиду отсутствия научных, научно-педагогических кадров вышей квалификации, защита соответствующих диссертаций; обеспечение качества 1 000 диссертаций и 24 000 дипломных работ за счет организации проверки на академический плагиат.
С целью дальнейшего развития межрегионального сотрудничества в сфере образования Совету еврорегиона «Донбасс» совместно с управлениями образования, структурными подразделениями министерств образования приграничных регионов сопредельных государств рекомендуется:
1) провести мониторинг и создать базу данных образовательных учреждений, принимающих участие в реализации проекта, с конкретизацией мероприятий, которые они могут реализовать;
2) создать информационный интернет-портал для размещения базы данных и регистрации граждан приграничных регионов еврорегиона, желающих получить в образовательном учреждении приграничного региона услугу, предусмотренную мероприятиями проекта.
1. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе ETS № 165 (Лиссабон, 11 апреля 1997 г. [Электронный ресурс] // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главный государственный экспертный центр оценки образования» : сайт. - Режим доступа:https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/lis.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] : подписан в Астане 29.05.2014 : ред. от 15.03.2018 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Международные правовые акты». Разд. «Международное право».
3. Про вищу освпу [Текст] : закон Украины от 01.07.2014 № 1556-VII : ред. 22.05.2018 № 2446 // Вщомосп Верховно! Ради. - 2018. - № 37-38. - Ст. 2004.
4. Про дошкшьну освпу [Текст] : закон Украины от 11.07.2001 № 2628-III : ред. от 02.10.2018№ 2581-VIII// Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни. - 2018. - № 46. - Ст. 371.
5. Про загальну середню освпу [Текст] : закон Украины от 13.05.1999 № 651-XIV : ред. от06.09.2018№ 2541-VIII // Вщомосп Верховно! Ради. - 2018. - № 43. - Ст. 345.
6. Про освпу [Текст] : закон Украины от 05.09.2017 № 2145-VIII // Вщомосп Верховно! Ради. - 2017. - № 38-39. - Ст. 380.
7. Про позашкшьну освпу [Текст] : закон Украины от 07.12.2000 № 2120-III: ред. от 02.10.2018 № 2581-VII // Вщомосп Верховно! Ради. - 2018. - № 46. - Ст. 371.
8. Про транкордонне ствробпництво [Электронный ресурс] : закон
Украины от 24.06.2004 № 1861-IV: ред. от 04.09.2018 № 2515-VIII //
Верховна Рада Укра!ны : офиц. сайт. - Режим доступа:
https: //zakon.rada. gov.ua/ laws/show/1861-15.
9. Об образовании [Электронный ресурс] : закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IHC : ред. от 18.09.2018 № 249-IHC // Народный совет Донецкой Народной Республики : офиц. сайт. - Режим доступа : https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon -o-vnesenii-izmenenij-v-zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-ob-obrazovanii.
10. Об образовании [Электронный ресурс] : закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II : ред. от 14.03.2018 № 214-II // Народный совет Луганской Народной Республики : офиц. сайт. - Режим доступа : https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/3606/.
11. Об утверждении Временного порядка легализации документов, выданных компетентными органами иностранных государств, для действия на территории Донецкой Республики, для их действия за пределами Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] : постановление Правительства ДНР от 05.06.2019 № 10-17 // Донецкая Народная Республика : офиц. сайт. - Режим доступа:https://dnr-online.ru/postanovleniya/.
12. Стратегия социально-экономического развития Евроргеиона
«Донбасс» на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. на заседании Совета Еврорегиона 10.04.2012 (г. Луганск, Украина) // Офиц. портал
Правительства Ростовской области : сайт. - Режим доступа :
http: //special. donland.ru/?pageid=110871.
13. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : ред. от 06.03.2019 № 17-ФЗ //
Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
14. Об основах приграничного сотрудничества [Электронный ресурс] :
федер. закон от 26.07.2017 № 179-ФЗ // Справочная правовая система
«Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
15. О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей [Электронный ресурс] : федер. закон от 22.07.2002 № 91-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
16. Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 24.04.2019 № 183 // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
17. О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 18.02.2017 № 74 // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
18. Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 № 196-р // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
19. О проставлении апостиля [Электронный ресурс] : письмо Министерства юстиции РСФСР от 17.03.1992 № 7-2/26 // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г. [Электронный ресурс] : в редакции Протокола от 28.01.2003 // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главный государственный экспертный центр оценки образования» : сайт. - Режим доступа : https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/ confirmation/idokb_2417_228026.
21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации от 21 июня 2002 г. [Электронный ресурс] // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главный государственный экспертный центр оценки образования» : сайт. - Режим доступа :https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/confirmation/idokb_2417_228026.
22. Об утверждении соглашения о создании еврорегиона
«Слобожанщина» [Электронный ресурс] : закон Белгор. обл. от 12.09.2005 № 223 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство. Региональное законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
23. Об утверждении Соглашения о создании Еврорегиона «Донбасс» [Электронный ресурс] : закон Ростов. обл. от 10.12.2010 № 531-ЗС // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство. Региональное законодательство». Информ. банк «Ростовская область».
24. Абанкина, И. В. Сравнительная характеристика систем высшего образования зарубежных стран: конкурентные методы финансирования [Текст] / И. В. Абанкина, Т. В. Абанкина, Е. А. Николаенко [и др.] // Экономика образования. - 2013. - № 1. - С. 53-73.
25. Андерсон, Н. В. Типология еврорегионов Украины по стадиям и степени развития [Текст] / Н. В. Андерсон // Економiчнi шноваци. - 2013. - № 53. - С.7-16.
26. Бородина, Т. Л. Еврорегионы как инструмент региональной политики: сравнение опыта ЕС и стран СНГ [Электронный ресурс] / Т. Л. Бородина // Наукова електронна бiблiотека перюдичних видань НАН Украши : сайт. - Режим доступа :http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/ handle/123456789/71268/04-Borodina.pdf?sequence=1.
27. Бредихин, А. В. Агломерации и трансграничное сотрудничество (на примере еврорегиона «Донбасс») [Текст] / А. В. Бредихин // Казачество: альманах. - 2016. - № 5 (18). - С. 36-48.
28. Бредихин, А. В. История российско-украинского приграничного сотрудничества (на примере еврорегиона «Донбасс») [Текст] : автореф. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.15 / А. В. Бредихин. - Москва, 2016. - 23 с.
29. Букалерова, Л. А. Международное сотрудничество в сфере образования: проблемы правового регулирования в условиях глобализации [Текст] / Л. А. Букалерова, Р. В. Шагиева // Вестник Казанскоготехнологического университета. - 2013. - № 16. - С. 50-55.
30. Быхтин, О. В. Совместные программы и проекты в сфере науки и образования как способ инновационного развития приграничных регионов [Текст] / О. В. Быхтин, В. А. Сапрыка, Л. Н. Шмигирилова // Научныеведомости Белгородского государственного университета. Сер. Философия.Социология. Право. - 2011. - № 2 (97). - С. 348-352.
31. В Донецке состоялся университетский консорциум [Электронный
ресурс] // Белгородский государственный национальный исследовательский университет : офиц. сайт. - Белгород, 2018. - Режим доступа :
https://www.bsu.edu.ru/bsu/news/news.php?ID=159358&IBLOCK_ID=176.
32. В России назвали количество абитуриентов из Украины, пожелавших поступить в вузы [Электронный ресурс] // Главред : сайт. - 2018. - 13 ноября. - Режим доступа :https://glavred.info/world/10028060-v-rossii-nazvali-kolichestvo-abiturientov-iz-ukrainy-pozhelavshih-postupit-v-vuzy.html.
33. Гуменюк, Л. Г. Географические особенности трансграничного сотрудничества приграничных регионов России [Текст]: автореф. дис. ... канд. географ. Наук : 25.00.24 / Л. Г. Гуменюк. - Калининград, 2017. - 24 с.
34. Довейко, А. Б. Актуальные проблемы сотрудничества вузов России и Украины в контексте интернационализации высшего образования [Текст] / А. Б. Довейко // Сотис - социальные технологии, исследования. - 2013. - № 4. - С 55-60.
35. Евтух, М. Б. Трансграничное сотрудничество Украины в сфере университетского образования: правовые аспекты и тенденции развития [Текст] / М. Б. Евтух, Н. А. Терентьева // М1жнародний науковий вхсник : сб. науч. статей по материалам междунар. науч.-практ. конф., Ужгород-Кошице- М1школьц, 27-30 нояб. 2012 г. / Закарпатский государственный университет. - Ужгород : ЗГУ, 2013. - Вып. 6 (25). - С. 7-13.
36. Еремеев, А. Э. Опыт международного приграничного сотрудничества с вузами Республики Казахстан [Текст] / А. Э. Еремеев, О. Ю. Патласон // Ректор вуза. - 2017. - № 5. - С. 40-47.
37. Заблодська, I. В. Свропейський досвщ транскордонного
ствробггництва та його використання в Укра!ш [Текст] / I. В. Заблодська, К. В. Канцурова // Науков! пращ Донецького нацюнального техшчного ушверситету. Сер. Економхчна. - 2014. - № 4. - С. 25-29.
38. Заблоцький, М. 343 гранти на 3,3 млрд. дол. I де результат?!
[Электронный ресурс] / М. Заблоцький // Украшська правда. Блоги. - 2015. - 8 жовт. - Режим доступа: http://blogs.pravda.com.ua/authors/
zablodsky/5616378563376/.
39. Зелинская, Е. З. Региональные трансграничные кластеры как формы современных систем управления в реальном секторе экономики [Текст] / Е. З. Зелинская // Псковский регионологический журнал. - 2013. - № 16. - С. 12-18.
40. Интеграционные модели приграничного и межрегионального сотрудничества [Текст] / сост. В. П. Бабинцев, В. А. Сапрыка, О. В. Быхтин, А. А. Максименко. - Белгород; Симферополь; Москва : Фонд «Институт социально-экономических и политических исследований»; Кострома : Костромское областное отделение Общества «Знание» России, 2015. - 259 с.
41. Интеграционный комитет «Россия - Донбасс» на заседании в Ростове-на-Дону принял решение о расширении сотрудничества в сфере образования и науки [Электронный ресурс] // Русская весна. Интернет-изд. - 2017. - 30 июня. - Режим доступа :https://rusvesna.su/news/1498830650.
42. Кайда, А. Ю. Национальные системы образования: проверка на устойчивость в условиях экономической турбулентности [Текст] / А. Ю. Кайда, О. П. Недоспасова // Экономика России в XXI веке: материалы междунар. науч.-практ. конф., Томск, 17-21 нояб. 2015 г. : в 2-х т. / Томский политехнический университет. - Томск : Изд-во ТПУ, 2015. - Т. 2. - С. 139— 146.
43. Калат, Я. Я. Вплив еврорегюнального сшвробггництва на розвиток прикордонних регюшв Украши [Текст] / Я. Я. Калат // Регюнальна економжа. - 2015. - № 3. - С. 109-115.
44. Клименко, В. А. Сотрудничество стран СНГ в сфере образования в интересах устойчивого развития [Текст] / В. А. Клименко // Сахаровские чтения 2018 года: экологические проблемы XXI века: междунар. научн. конф., Минск, 17-18 мая 2018 г. : в 3 ч. / Междунар. гос. экол. ин-т им. А. Д. Сахарова Бел. гос. ун-та. - Минск : ИВЦ Минфина, 2018. - Ч. 1. - С. 49-50.
45. Клименко, Т. К. Опыт приграничного сотрудничества в сфере образования [Текст] / Т. К. Клименко // Гуманитарный вектор. - 2015. - № 2. - С. 10-13.
46. Кныш, С. В. Приграничное сотрудничество регионов: гуманитарный аспект [Текст] / С. В. Кныш, И. Н. Гукова // Интеграционные модели приграничного и межрегионального сотрудничества / сост. В. П. Бабинцев, В. А. Сапрыка, О. В. Быхтин, А. А. Максименко. - Белгород; Симферополь; Москва : Фонд «Институт социально-экономических и политических исследований»; Кострома : Костромское областное отделение Общества «Знание» России, 2015. - С. 213-218.
47. Котова, Л. А. О стратегии геополитического и геоэкономического межрегионального взаимодействия в регионе «Донбасс» [Текст] / Л. А. Котова // Региональная экономика. Юг России. - 2015. - № 2. - С. 50-59.
48. Кочетов, М. Н. Социогуманитарное сотрудничество приграничных регионов на постсоветском пространстве [Электронный ресурс] / М. Н. Кочетов, В. А. Сапрыка // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - Режим доступа :http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7013.
49. Кулешова, Г. Анал!з дослщжень проблем транскордоого сшвробггництва та дiяльностi еврорегюшв у працях украшських науковщв [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dspace.univer.kharkov.ua/ bitstream/123456789/2667/2/Kuleshova.doc.
50. Куликова, Ю. П. Зарубежный опыт межвузовского взаимодействия [Текст] / Ю. П. Куликова // Университетское управление. - 2012. - № 2. - С. 67-71.
51. Кулчар, Т. Ф. Теоретичн основи дiяльностi еврорегюшв [Текст] / Т. Ф. Кулчар // Науковий вюник Ужгородського ушверситету : Сер. Iсторiя / вщп. за вип. С. Федака. - Ужгород : Говерла, 2014. - Вып. 1. - С. 102-107.
52. Лебедев, А. О. Сетевое взаимодействие стран СНГ в сфере высшего образования как форма региональной интеграции [Текст] / А. О. Лебедев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. - 2013. - № 915. - С. 25¬31.
53. Левченко, Н. В. Образование в приграничных районах [Текст] / Н. В. Левченко // Вестник Института социологии. - 2014. - № 11. - C. 34-46.
54. Лучко О. Н. Моделирование динамики развития системы высшего образования приграничного с Республикой Казахстан региона России в условиях векторной образовательной миграции (на примере Омской области) [Текст] / О. Н. Лучко, С. Х. Мухаметдинова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - № 4. - С. 72-79.
55. Лучко, О. Н. Влияние учебной миграции на системы образования приграничных регионов России (на примере Омской области) [Текст] / О. Н. Лучко, С. X. Мухаметдинова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - № 3. - С. 98-104.
56. Маркович, В. В. Методичш тдходи до досшдження сощально-
економiчноi ефективност! транскордонного сшвробггництва [Текст] / В. В. Маркович // Региональна економгка. - 2015. - №1. - С. 136-144.
57. Мартышенко, Н. С. Система образования как важнейший инструмент «мягкой силы» приграничного региона [Текст] / Н. С. Мартышенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 156-160.
58. Межевич, Н. М. Региональная экономическая политика в Российской Федерации: влияние трансграничного сотрудничества на традиционные и новые механизмы реализации [Текст] : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Н. М. Межевич. - Санкт-Петербург, 2003. - 372 с.
59. Микула, Н. А. Трансграничное сотрудничество Украины в
контексте евроинтеграции : монография [Текст] / Н. А. Микула,
В. В. Засадко. - Киев : НИСД, 2014. - 316 с.
60. Митина, Н. А. Международное сотрудничество как условие повышения качества высшего образования в Казахстане [Текст] / Н. А. Митина // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 797-799.
61. Митрофанова, И. В. Перспективы сотрудничества регионов Украины и приграничных регионов Юга России в новых геополитических условиях [Текст] / М. В. Митрофанова, Л. А. Котова // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2015. - № 2-1 (10). - С.69-76.
62. Митрофанова, И. В. Российско-украинские торгово-экономические
отношения в новых геополитических условиях: риски и возможности для южных регионов России [Текст] / И. В. Митрофанова, И. А. Митрофанова // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2016. -
№ 3 (15). - С. 4-13.
63. Мыльникова, С. А. Развитие системы образования в современном
мире [Электронный ресурс] / С.А. Мыльникова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 7. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/^article/v/razvitie-sistemy-obrazovaniya-v-sovremennom-mire-1/
64. Недоспасов, А. А. Финансирование высшего образования в условиях экономической нестабильности: общее и частное для стран ОЭСР [Текст] / А. А. Недоспасов, А. Ю. Кайда // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 7. - С. 178-191.
65. Павлов, К. В. Методический подход к оценке состояния проектов и
программ межрегионального приграничного сотрудничества [Текст] / К. В. Павлов, И. Г. Андреева, В. А. Сапрыка [др.] // ФГнансово-кредитна
дГяльшсть: проблеми теори та практики. - 2015. - № 2. - С. 241-250.
66. Патракеева, О. Ю. О сценариях сотрудничества приграничных регионов России и Украины в условиях неопределенности [Текст] / О. Ю. Патракеева // Региональная экономика. Юг России. - 2015. - № 4 (10).
- С. 57-62.
67. Патракеева, О. Ю. Перспективы приграничного сотрудничества
регионов Юга России и Украины в текущем и актуальном горизонтах [Текст] / О. Ю. Патракеева, И. В. Митрофанова, И. А. Митрофанова // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2015. -
№ 9 (169). - С. 67-70.
68. Попкова, Л. И. Стратегия развития приграничных территорий:традиции и инновации [Текст] : монография / Л. И. Попкова, Мадры Цезары, Л. Б. Вардомский. - Курск : Изд-во Курского гос. ун-та, 2018. - 129 с.
69. Программы еврорегиона: образование и наука [Электронный ресурс] // Еврорегион «Донбасс» : офиц. сайт. - Режим доступа : http://euroregion-donbass.ru/programseducation.php.
70. Проскура, В. Ф. Проблеми та перспективи реалГзацн транскордонного сшвробггництва на теневому рiвнi [Текст] / В. Ф. Проскура, М. Л. Фозекош // ЕкономГка i сусшльство. - 2018. - Вып 14.
- С. 139-146.
71. Розвиток транскордонного сшвробггництва: науково-аналГтична доповГдь [Текст] / наук. ред. В. С. КравцГв. - ЛьвГв : ДУ «1нститут регГональних дослГджень ГменГ М. I. ДолГшнього НАН Украши», 2016. - 125 с.
72. Романов, С. Еврорегиональное сотрудничество государств
Центральной и Восточной Европы [Электронный ресурс] / С. Романов // Обозреватель-Observer : сайт. - Режим доступа: http://www.observer.
materik.ru/observer/N08_00/08_07.
73. Самые популярные среди украинских студентов иностранные вузы - польские. А вот на втором месте - российские. Таковы данные исследования, проведенного аналитическим центром CEDOS [Электронный ресурс] // POLITua : информационно-публицистический дайджест : сайт. - Режим доступа:https://politua.org/gumanitarnaya-auraZ57865-obrazovanie-v-rossii-kak-strana-agres/.
74. Сапожшков, С. В. Тенденцн розвитку вищо! педагоычно! освгги в крашах Чорноморського регюну [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / С. В. Сапожников. - Ялта, 2014. - 40 с.
75. Сапрыка, В. А. Особенности реализации молодежных проектов приграничного сотрудничества [Текст] / В. А. Сапрыка, И. Н. Гукова,
A. В. Пастюк // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 215-219.
76. Сапрыка, В. А. Совместные программы и проекты в сфере науки и образования как способ инновационного развития приграничных регионов [Текст] / В. А. Сапрыка, О. В. Быхтин, Л. Н. Шмигирилова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Право. - 2011. - № 2. - C. 348-352.
77. Сапрыка, В. А. Социокультурные особенности трансформации моделей российско-украинского приграничного взаимодействия [Текст] /
B. А. Сапрыка // Общественные науки. - 2016. - № 6-2. - С. 372-377.
78. Сапрыка, В. А. Трансформация форм приграничного взаимодействия России и Украины в постсоветском хронотопе [Текст] : дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04 / В. А. Сапрыка. - Белгород, 2017. - 415 с.
79. Смакотина, Н. Л. Принятие решений в образовании в условиях
нестабильности: социологический анализ [Текст] / Н. Л. Смакотина // Экономика и управление: проблемы и решения. - 2015. - № 6. - С. 76-82.
80. Стрижакова, А. Ю. Мехашзми державного управлшня розвитком транскордонного сшвробггництва м1ж Украшою та крашами Свропейського союзу [Текст] : дис. ...канд. наук по гос. упр. : 25.00.02 / А. Ю. Стрижакова. - Мариуполь, 2017. - 244 с.
81. Терентьева, Н. А. Трансграничное сотрудничество: университетский сектор Украины [Текст] / Н. А. Терентьева // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. - 2013. - № 1. - С 142-145.
82. Транскордонне сшвробггництво в систем1 регюнального розвитку Украши : наук. розробка [Текст] / В. В. Толкованов, А. О. Краснейчук, О. Ю. Амосов [та ш.] ; за заг. ред. В. В. Толкованова, А. О. Краснейчук. - Киев : НАДУ, 2015. - 44 с.
83. Украша в м1жнародних вщносинах [Текст]. Енциклопедичний словник-довщник. Вип. 2. Предметно-тематична частина: Д-Й / вщп. ред. М. М. Варварцев ; НАН Украши, 1нститут юторп Украши. - Киев : 1н-т юторп Украши, 2010. - 252 с.
84. Хачатрян, Э. В. Международное сотрудничество в сфере
образования: проблемы правового регулирования [Электронный ресурс] / Э. В. Хачатрян, Л. А. Потапова // Мир науки и образования: электрон. науч. журн. - 2017. - № 4. - Режим доступа: https://
www.mgirm.ru/World of science and education/4( 12)2017.html.
85. Цветочкина. И. А. Проблемы международного сотрудничества России и Евросоюза [Текст] / И. А. Цветочкина, О. В. Харахонова // Научный форум: экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам III междунар. заочн. науч.-практ. конф. - № 1(3). - Москва : Изд-во «МЦНО», 2017. - С. 33-36.
86. Шваков, Е. Е. Экспорт образования как направление внешнеэкономической стратегии приграничных регионов Российской Федерации [Текст] / Е. Е. Шваков // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 11-2. - С. 302-306.