ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ВАЛУЙСКОМ
РАЙОННОМ ФИЛИАЛЕ ГУП «БЕЛОБЛТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» 12
1.1. Характеристика предприятия 12
1.2. Анализ тематики и видов обращений граждан 19
1.3. Организация делопроизводства по обращениям граждан 29
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ВАЛУЙСКОМ РАЙОННОМ ФИЛИАЛЕ ГУП «БЕЛОБЛТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» 41
2.1. Переработка должностной инструкции юриста 41
2.2. Разработка инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования. Актуальность данной работы вызвана необходимостью построения современным государством качественной работы с обращениями граждан в соответствии с действующим законодательством.
В настоящее время бюро технической инвентаризации занимается учетом недвижимости, здесь концентрируются данные о владельцах объектов недвижимости, все технические данные недвижимости, сведения о выявленных перепланировках. Кроме того, БТИ определяет инвентаризационную стоимость объекта. В значительной мере решению поставленных перед данной службой задач способствуют обращения граждан.
Бюро технической инвентаризации должно обеспечивать всем гражданам необходимые условия для осуществления конституционных прав, внесения в письменной и устной формах предложений об их деятельности, критики недостатков в работе, обращений с заявлениями, обжалования действий должностных лиц.
Бюро технической инвентаризации в настоящее время играет важную роль в осуществлении интересов населения. В основном это качественное и своевременное разрешение разного рода проблем, которые содержатся в обращениях, способствуют удовлетворению потребностей и запросов граждан. Однако для успешной реализации гражданином своего конституционного права необходим действующий механизм по рассмотрению таких обращений и реагированию на них. Поэтому работа является очень актуальной и значимой на практике.
Для усовершенствования деятельности Валуйского районного филиала государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» необходимо совершенствовать работу с обращениями граждан. В связи с этим необходимо разработать локальные нормативные акты, регламентирующие организацию работы с обращениями граждан.
Степень изученности. При написании выпускной квалификационной работы использовался достаточно большой объем информации, который касался архивного дела, документоведения, организации работы с обращениями граждан в Валуйском районном филиале государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация».
Особенности организации работы с обращениями граждан рассматривали многие авторы. Организацию работы с обращениями граждан в своих статьях рассматривают Н.А. Храмцовская, В.Ф. Янковая, Е.М. Каменева. В данных статьях рассматриваются проблемы работы с обращениями граждан связанные с электронными и письменными обращениями, объясняются конкретные сроки рассмотрения обращений граждан и уточняется порядок рассмотрения анонимных и повторных обращений.
В работах М.И. Басакова, С.Ю. Кабанова, О.А. Морозовой и др. авторов, также освещены вопросы, которые регламентируют работу с обращениями граждан.
Проблемы организации делопроизводства по обращениям граждан рассматривают в своих работах М.В. Ватолина, Э.Н. Давыдова и Л.А. Ленкевич.
Вопросы современной организации ведения делопроизводства рассматривает Т.А. Быкова
Во время подготовки квалификационной работы была использована информация из периодических изданий в журналах «Делопроизводство и документооборот на предприятии», «Секретарь-референт», «Документооборот», «Справочник секретаря и офис-менеджера».
Объектом исследования является организация работы с обращениями граждан в государственном унитарном предприятии.
Предмет исследования - организация работы с обращениями граждан в Валуйском районном филиале государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация».
Цель исследования - изучить организацию работы с обращениями граждан в Валуйском районном филиале государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» и определить основные направления ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные направления деятельности, структуру Валуйского районного филиала государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация»;
- проанализировать видовой состав и тематику обращений граждан;
- рассмотреть организацию работы с обращениями граждан;
- определить основные направления совершенствования работы с обращениями граждан в Валуйском районном филиале государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация».
Анализ источников. При написании выпускной квалификационной работы были использованы законодательные и нормативно-правовые документы, которые связаны с организацией работы с документами и обращениями граждан.
Деятельность Валуйского районного филиала государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» регламентируется Федеральными законами от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 №1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации».
Правоотношения, регулирующие работу с обращениями граждан прописаны в Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Право на обращения граждан закреплено в Конституции РФ 1993 года. В статье 33 Конституции РФ указывается: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» .
В 2006 году вступил в силу Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно положений вышеназванного Федерального закона, гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе, в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Основными федеральными законами, регулирующими ведение делопроизводства и организацию работы с обращениями граждан являются:
- Федеральный закон «О персональных данных» ;
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ;
- Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»21 ;
- Федеральный закон РФ от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» ;
- Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» ;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2009
№ 754 «Об утверждении положения о системе межведомственного
электронного документооборота» ,
- Распоряжение Губернатора Белгородской области от 12 августа 2015 г. № 444-р «Об утверждении Методических рекомендаций по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области» ,
- Решение Муниципального совета города Валуйки и Валуйского района от 27 июня 2008г. № 88 «Об утверждении положения о личном приеме граждан должностными лицами администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район».
- Гражданский кодекс Российской Федерации определяет гражданско-правовые отношения, связанные с деятельность государственного унитарного предприятия.
- Уголовный кодекс Российской Федерации содержит статьи, затрагивающие охрану и защиту информации.
В качестве методических источников в работе были изучены и использованы различные ГОСТы в области документоведения и архивного дела: ГОСТ Р 7.0.97-2016 , регламентирующий состав реквизитов и рекомендуемые требования к оформлению документов; ГОСТ Р 7.0.8-2013, устанавливающий основные понятия в области делопроизводства и архивного дела.
При разработке инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан важное значение имело Постановление Главархива СССР от 30.11.1981 № 298 «Об утверждении Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях», которое определяет правила оформления и структуру данного нормативного методического документа.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие неопубликованные источники:
- Устав государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» (Приложение №1);
- Положение о Валуйском районном филиале государственного
унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» (Приложение №2);
- Должностная инструкция юриста ;
- Штатное расписание Валуйского районного филиала государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» .
Методы исследования - сравнение, обобщение, анализ документов, а также графический и статистический методы.
Практическая значимость. Результаты данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы работниками Валуйского районного филиала государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» для рационализации работы с обращениями граждан и оптимизации делопроизводственных процессов.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка, приложений. Во введении указывается: актуальность выбранной темы; краткая характеристика использованных источников и литературы; раскрываются объект и предмет исследования; методы, которые были использованы при написании данной работы; основные цели и задачи исследования.
В первом разделе дается характеристика предприятия, описываются цель его деятельности, видовой состав и тематика обращений граждан, организация делопроизводства по обращениям граждан.
Второй раздел направлен на совершенствование работы с обращениями граждан в Валуйском районном филиале государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация».Вносятся предложения по переработке должностной инструкции юриста и разработке инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан.
В заключении подводятся итоги работы и описываются выводы.
В приложение включены документы, которые используются в деятельности Валуйского районного филиала государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» и проекты переработанной должностной инструкции юриста и разработанной инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в Валуйском районном филиале государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация».
Институт обращений граждан в России имеет богатейшую историческую традицию. В условиях демократического государства роль института обращений граждан огромна.
С принятием в 2006 году федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» был устранен ряд важных проблем, нормативной регламентации, но все же еще существуют нерешенные проблемы.
Бюро технической инвентаризации призвано создать гражданам необходимые условия для осуществления конституционных прав, внесения в письменной и в устной форме предложений об их деятельности, критики недостатков в работе, обращений с заявлениями, обжалования действий должностных лиц.
В ходе исследования было выявлено, что Валуйском районном филиале государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» используется централизованная форма документационного обеспечения управления, где полный цикл технологических операций по обработке и хранению документов, то есть от момента создания до подготовки документа в архив отвечает конкретное должностное лицо - юрист. В связи с этим необходимо более точно прописать его функции и должностные обязанности, уделив большое внимание работе по обращениям граждан.
Большая часть обращений граждан поступают в Валуйский районный филиал Государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» в письменной и устной формах, в меньшей степени в электронной форме. Это объясняется спецификой работы филиала и необходимостью оформления письменного заявления. Было выявлено также, что в Валуйский районный филиал ГУП «Белоблтехинвентаризация» граждане чаще всего обращаются с заявлениями и жалобами. Изучив обращения граждан за последние три года, можно сделать вывод о том, что такой вид обращения как предложение, используется гражданами редко.
Анализ видового состава обращений граждан в Валуйском районном филиале Государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» показал, что основное место занимают индивидуальные обращения граждан. Это связано с тем, что большая часть граждан обращается с заявлениями и жалобами в индивидуальном порядке.
Важное место в работе с обращениями граждан занимают их анализ и обобщение. Периодически (раз в месяц, раз в квартал) в Валуйском районном филиале Государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» составляется сводка с обобщением результатов работы с обращениями граждан, отражающая вопросы, по которым были поданы обращения, их количество по каждому вопросу, количество положительных и отрицательных решений. Указывается количество обращений, решенных в срок, с просроченным сроком исполнения и по какой причине. Ежегодно составляется аналитическая справка по обращениям граждан.
Регистрация, пришедших на личный прием граждан, ведется в журнале приема граждан. В связи с тем, что на прием в Валуйский районный филиал ГУП «Белоблтехинвентаризация» приходит большое количество посетителей, было внесено предложено о целесообразности замены журнала на карточки личного приема граждан с теми же реквизитами.
В ходе работы были использованы комплексный и тематический анализ обращений. Проведенный анализ свидетельствует о том, что количество обращений граждан в 2016-2018 гг. увеличилось в три раза. Также наблюдается увеличение числа граждан, принятых на личном приеме.
Тематический анализ показал, что основная масса обращений, поступивших в Валуйский районный филиал ГУП «Белоблтехинвентаризация», состоит из заявлений о подготовке технического плана, схем расположения земельного участка, выдаче актов обследования, проведения технической инвентаризации и др.
Изучив результаты рассмотрения письменных и устных обращений граждан в Валуйский районный филиал ГУП «Белоблтехинвентаризация» в 2016-2018 гг., можно сделать вывод, что большое количество обращений рассмотрено положительно.
В ходе исследования было определено, что организация работы с обращениями граждан в Валуйском районном филиале ГУП «Белоблтехинвентаризация» в целом соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации. Однако прослеживается недостаточная регламентация работы с обращениями граждан на локальном уровне, в связи с чем, была переработана должностная инструкция, как необходимый документ в организации, распределяющий функциональные обязанности и взаимоотношения между работниками.
Правильно составленная должностная инструкция юриста в соответствии с современными требованиями законодательства будет способствовать четкой и эффективной работе с обращениями граждан на данном предприятии, способствовать оптимизации работы по обращениям граждан, что впоследствии скажется позитивно на работе предприятия в целом.
Так как в делопроизводстве по обращениям граждан в Российской Федерации нет единой унифицированной формы инструкции по работе с обращениями граждан, было принято решения разработать данную инструкцию, в которой будут четко прописаны положения, регламентирующие работу с обращениями граждан.
Таким образом, переработанная должностная инструкция юриста и разработанная инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в Валуйском районном филиале ГУП «Белоблтехинвентаризации» должны регламентировать делопроизводство с обращениями граждан, способствовать улучшению работы предприятия. Сформулированные по результатам
анализа работы Валуйского районного филиала ГУП «Белоблтехинвентаризация» с обращениями граждан предложения и рекомендации по совершенствованию этого вида деятельности направлены на повышение ее организационной и социальной эффективности.
1. Устав Государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» (утв. распоряжением начальника департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 12.08.2008 №237-р).-Белгород, 2008. -16. с.
2. Положение о Валуйском районном филиале Государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» (утв. заместителем директора 15.01.2015) - Белгород, 2015. - 5 с.
3. Должностная инструкция юриста Валуйского районного филиала Государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» (утв. заместителем директора 15.01.2015 г.). - Белгород, 2015. - 5 с.
4. Штатное расписание работников Валуйского районного филиала ГУП «Белоблтехинвентаризация» на 2018 г. - Белгород, 2018. - 1 с.
Опубликованные источники
5. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993)(с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.11.2017 №355-ФЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
7. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»(в ред. от 31.12.2017). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»(в ред. от 18.03.2019). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
9. Федеральный закон Российской Федерации от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2017). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
10. Федеральный закон Российской Федерации от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014). -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Федеральный закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014) . - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.07.2018). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.05.2018). — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
14. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Доступ из спра.- правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Уголовный кодекс Российской Федерации. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. от 01.01.2016). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 01.01.2016) - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс]. — URL:http://www.consultant.ru
19. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. — URL:http://www.consultant.ru
20. Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 №1301 «О
государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»(в ред. от 30.01.2013)указать ред.- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении положения о системе межведомственного электронного документооборота». — URL:http://www.consultant.ru
22. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 30.11.2009) [Электронный ресурс]. — URL:http://www.consultant.ru
23. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 30.11.2009) [Электронный ресурс]. — URL: http: //www.consultant .ru
24. Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 (ред. от
20.12.2003) «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
25. Постановление ГКНТ СССР № 463, Госстандарта СССР № 162,
Главархива СССР № 298 от 30.11.1981 «Об утверждении Типового
положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях». —URL:http://www.consultant.ru.
26. Распоряжение Губернатора Белгородской области № 444-р от 12 августа 2015 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области». — URL: https://belregion.ru
27. Распоряжение правительства Белгородской области от 31 марта 2008 года №116-рп «О реорганизации государственного Белгородского областного учреждения технической инвентаризации «Белоблтехинвентаризация». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
28. Решение Муниципального совета города Валуйки и Валуйского района от 27 июня 2008г. № 88 «О положении о личном приеме граждан должностными лицами Администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район». - URL: http://val—adm.ru
29. ГОСТ 17914-72 Обложка дел длительных сроков хранения. Типы, размеры, технические условия (утв. и введ. в действие от 17.07.1972 № 1411). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
30. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
31. ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации.
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к
оформлению документов (утв. приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004- ст). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
32. Разработка нормативных документов по документационному обеспечению организации. Рекомендации. — М.: ВНИИДАД, 2007. — 264 с.
33. Основные Правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
34. Правила организации хранения, комплектования, учета и
использования документов Архивного Фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Минкультуры от 31.03.2015 № 526). - Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
35. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) (утв. и введ. в действие постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 299) (в послед. ред. от 05.08.2015 № 1072-ст). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. Литература
36. Янковая, В.Ф. Организация работы с обращениями граждан: закон есть, но проблемы остаются / В.Ф. Янковая // Современные технологии делопроизводства и документооборота. - 2013. - № 12. -С. 6-14.
37. Басаков, М.И. Делопроизводство / М.И. Басаков. - М.: Из-во, 2015. - 188 с.
38. Кабанов, С.Ю. Организация работы с обращениями граждан в истории России / С.Ю. Кабанов - М.: Флинта, 2010. - 312 с.
39. Морозова, О.А. Делопроизводство. Документационное обеспечение управления / О.А. Морозова. - М., 2014. - 234 с.
40. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропатюк. - М., 1997. - 319 с.
41. Бахрах, Д.Н. Административное право /Д.Н. Бахрах. - М., 2010. - 348 с.
42. Миронов, М.А., Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения (сборник нормативных актов) / М. А. Миронов, А. П. Сурков. - М.: «Известия», 2008. - 436 с.
43. Булат, Р.Е. Документационное обеспечение управления. Учебно-методическое пособие для вузов / Р.Е. Булат. - СПб., 2012. - 124. С.
44. Рыбаков, А.Е. Ведение делопроизводства по обращениям граждан / А.Е. Рыбаков. - М., 2006. - 258 с.
45. Кирсанова, М.В. Современное делопроизводство / М.В. Кирсанова. - М., 2010. - 145 с.
46. Ватолина, М.В. Делопроизводство в вопросах и ответах / М.В. Ватолина. - Ростов н/Д, 2010. - 319 с.
47. Давыдова, Э.Н. Делопроизводство / Э.Н. Давыдова. - Минск, 2010. - 185 с.
48. Ленкевич, Л.А. Делопроизводство / Л.А. Ленкевич. - М., 2010. - 256 с.
49. Быкова, Т.А. Делопроизводство / Т.А. Быкова. - М., 2013. - 368 с.
50. Задорина, Ю.С. Некоторые секреты входящих документов // Ю.С. Задорина // Секретарь-референт. - 2012. - № 5. - С.17-21.
51. Каменева, Е.М. Формы регистрации документов / Е.М. Каменева. - 2011. - № 7. - С.14-26.
52. Дорошина, Г.В. Подготовка и размещение информации на официальных сайтах органов исполнительной власти / Г.В. Дорошина // Документооборот. - 2014. - № 2. - С. 14-19.
53. Мосягина, О.В. Работа с обращениями граждан / О.В. Мосягина // Справочник секретаря и офис-менеджера. - 2010. - № 2. - С. 40-46.
54. Смятков, В.Ю. Документоведение / В.Ю. Смятков. - М.: Инфра-М, 2013. - 178 с.
55. Пшенко, А.В. Документационное обеспечение управления: практикум / А.В. Пшенко. - М., 2015. - 251 с.
56. Рогожин, М.Ю. Деловые документы в примерах / М.Ю. Рогожин. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 496 с.
57. Кузнецов, И.Н. Документационное обеспечения управления и делопроизводство / И.Н. Кузнецов. - М.: Юрайт, 2014. - 553 с.
3. WEB-pecypcbi
58. Государственное унитарное предприятие Белгородской области
«Белоблтехинвентаризация». - URL: http:// belbti@mail.ru
59. Храмцовская, Н.А. Уточнен порядок рассмотрения анонимных и повторных обращений граждан / Н.А. Храмцовская //Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2013. - №2. - URL :htpp: // delo- press.aqq.ru/news. php?n=13724
60. Каменева Е.М. Каким образом исчислять 30-дневный срок рассмотрения граждан, поступивших в декабре, с учетом новогодних праздников и каникул / Е.М. Каменева // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2012. - №2. URL:htpp: // www.delo- press.ru/questions.php?n=9884.