Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВОЕОБРАЗИЕ РЕДАКЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ВЕРБАЛЬНОГО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТЕКСТА В СОВРЕМЕННЫХ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЙ «МИФ» и «АСТ»)

Работа №178878

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

книжное дело

Объем работы102
Год сдачи2024
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
Часть I. Своеобразие редакционной подготовки вербального
и изобразительного текста в современных энциклопедических изданиях для детей (на примере изданий «МИФ» и «АСТ»)
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Разновидность энциклопедических изданий в контексте
современных издательских практик 16
1.1 Основные этапы формирования энциклопедии как вида 16
1.2 Типовидовые особенности энциклопедических изданий 29
1.3 Состояние печатных энциклопедических изданий на современном
книжном рынке и их особенности 33
Глава 2. Современные электронные энциклопедические издания и их
влияние на современные печатные энциклопедии. 38
2.1 Классификация электронных энциклопедических изданий 38
2.2 Редакционно-издательская подготовка цифровых
энциклопедических изданий 42
2.3 Сравнительный анализ современных печатных издательских
проектов энциклопедических изданий для детей 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 79
ЛИТЕРАТУРЫ 79
Часть II. Редактура части сборника эссе Сьюзен Сонтаг «Под знаком Сатурна» в переводе Сергея Дубина и Нины Цыркун
Часть III. Расчет себестоимости издания «Книжные магазины»
Хорхе Каррион

Со времен античности проблема систематизации известных наук была крайне актуальной, в связи с чем необходимость в создании издания, которое бы содержало в себе текстовой материал из разных областей знания, способствовала появлению многих показательных, монументальных энциклопедий, среди которых можно отметить «Циклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук» Эфраима Чемберса, «Толковый словарь наук, искусств и ремесел» Дидро и Д’Аламбера, «Британскую энциклопедию», «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, «Большую советскую энциклопедию» и т.д. Каждое из этих изданий способствовало развитию энциклопедии как вида на разных этапах, включало новые подходы и способы в подаче информации в зависимости от читательского адреса, но не меняло функциональное назначение данного вида.
В XXI веке, в связи со стремительным развитием IT-технологий, появляются электронные энциклопедии, постепенно вытесняющие традиционные форматы. Печатные энциклопедические издания в свою очередь вынуждены менять свой формат и функционирование, применяя новые способы подачи информации. Классические энциклопедии обладают непреходящей востребованностью и актуальностью, но с приходом эры цифровых технологий возникает ситуация, когда этот вид вынужден трансформироваться в связи с принципиально новыми подходами в способах их редактирования и технического воплощения. Необходимость
в применении новых принципов создания энциклопедий обусловлена и появлением нового типа читателя, для которого важна не столько фактическая основа, сколько многоаспектность знания (первоисточник), визуализация и интерактивность информации, наличие гибких инструментов формирования индивидуальной совокупности знаний.
Большая часть энциклопедий доступна в электронном формате, что поднимает вопрос о специфике их редакционной подготовки и ее отличии от работы с печатными изданиями. Электронные энциклопедии позволяют в режиме реального времени редактировать и дополнять текст, делая его актуальнее, а наличие системы гиперссылок и возможность внедрять медиаматериалы и интерактивные элементы требуют определенных навыков и умений для качественной редакционной подготовки, в связи с чем появляются новые понятия, такие как веб-редактирование и веб-редактор. На данный момент заметно смешение элементов электронных энциклопедических изданий с традиционными, что позволяет говорить о новых формах.
Несмотря на популярность электронных форматов, детские энциклопедии продолжают быть востребованными в традиционном виде, учитывая особенности читательской аудитории, для которой необходимо физически взаимодействовать с изданием. В детских энциклопедиях иллюстрации занимают значительную часть, в связи чем редакционная подготовка печатных детских энциклопедий требует тщательного подхода, так как специалистам важно учитывать определенные ГОСТы и требования к оформлению иллюстраций, шрифтов, размеров текста и других элементов, а также следить за наличием дефектов печати. Однако, несмотря на различия в редакционной подготовке электронных и печатных изданий, в обоих случаях требуется детальная проверка фактов, точность и достоверность информации. Подготовка детского энциклопедического издания - это сложный многоаспектный процесс, поэтому специалистам издательской деятельности необходимо оперативно реагировать на изменения в технологии создания энциклопедии.
В связи с перечисленными актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью трансформирования печатных
энциклопедических изданий для детей, в связи с тем, что появились принципиально новые подходы и технологии в создании визуального и изобразительного текста, продиктованные цифровым пространством. Издательства заинтересованы в качественном изменении подобных изданий в плане их функционирования в современном книжном пространстве, так как детские энциклопедии обладают непреходящей востребованностью.
История вопроса. Важность изданий, содержащих
систематизированный свод каких-либо научных знаний в доступной форме по разным отраслям, сложно переоценить, ведь человеку в любую эпоху необходимо постоянно чему-то учиться, узнавать новое, находить в краткие сроки достоверную и проверенную информацию. Энциклопедические издания обладают непреходящей востребованностью и актуальностью, постоянно меняя форматы и подстраиваясь под новый тип читателя. При этом функции остаются неизменны: «описывая “круг знаний”, энциклопедия определяет кругозор современного человека, служит и “местом памяти”, и инструментом культурного, социального, даже политического воздействия» . С появлением Сети Интернет справочные издания начали переходить в электронные форматы, наиболее удобные и доступные для целевой аудитории.
Электронные ресурсы (цифровые энциклопедии), такие как «Википедия» , «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» ,
«Академик» , «Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно - популярная энциклопедия» и др., стали набирать популярность, заменяя традиционный книжный вариант энциклопедий, который в свою очередь может также иметь свой электронный аналог. Среди подобных изданий можно отметить «Большую российскую энциклопедию» , «Британнику» , «Канадскую энциклопедию» и их электронные версии, пользующиеся наибольшим спросом.
Подобные ресурсы очень удобны в использовании, так как, с одной стороны, пользователь может быстро найти любую необходимую информацию, но, с другой, предоставленные сведения могут быть ложными, антинаучными, в связи с чем поднимается проблема достоверности, точности и научности знаний, находящихся в открытом доступе. Одним из самых ярких примеров является Википедия , цифровая общедоступная энциклопедия, которая «на данный момент входит в “десятку” самых посещаемых мест в Интернете» .
Г. Н. Гиоргадзе в своей статье рассматривает проблему ее достоверности и сравнивает с классическими энциклопедическими изданиями, отмечая, что веб-издание «создано как справочник в энциклопедическом стиле» и строится на коллективном творчестве анонимных пользователей, которые самостоятельно разрабатывают как содержательный, так и визуальный контент по своему усмотрению в любой момент времени. Подобный материал не может обладать объективностью, научностью и достоверностью в полной мере, так как, во-первых, любой желающий может создать статью, а во- вторых, напечатанные тексты сразу публикуются на страницах Википедии без какой-либо проверки, что впоследствии ведет к обилию недостоверной, «вредной» информации.
В. Я. Друк также сравнивает Википедию с традиционными энциклопедическими изданиями, делая акцент на том, что «статья в “Википедии” - это не результат, а процесс» , который будет длиться вечно, так как содержание обновляется каждую секунду, при том, что одну и ту же статью могут писать как специалисты, так и любители, в связи с чем повышается риск появления некачественных или вводящих в заблуждение материалов. Печатная же энциклопедия всегда является законченным продуктом, лишенным возможности рецензирования в режиме реального времени. Открытый характер Википедии отличает ее и от других электронных энциклопедических изданий, для которых тексты были подготовлены исключительно специалистами.
При сравнении интернет-энциклопедий открытого и закрытого формата Джимом Джайлсом в работе «Интернет-энциклопедии идут голова к голове» в результате проведения рецензирования экспертами текстов из Британники и Википедии, было выявлено, что в обеих энциклопедиях присутствуют фактологические погрешности, недостоверные утверждения, упущение важных содержательных аспектов (162 в Википедии и 123 в Британской энциклопедии). Также в газете The Guardian в 2005 году вышла статья относительно качества текстов Википедии по разным отраслям. Материалы были оценены выше среднего, а основными недочетами являлись некачественный и сложный для чтения текст, погрешности и «недостаточный уровень сбалансированности информации» . Кроме этого, были отмечены положительные стороны данного цифрового энциклопедического издания, например, фактологическая точность и корректность текста, включение удобной системы ссылок, которая позволяет быстро найти необходимую информацию .
В целом можно говорить о том, что электронные ресурсы не являются до конца надежным источником информации, как, например, традиционные энциклопедические издания, которые проходят серьезную редакционно-издательскую подготовку, поэтому появилась необходимость в выделении энциклопедических изданий в отдельный вид, так как в противном случае под
определение энциклопедии попадают любые ненаучные веб-издания,
получившие особую популярность в эпоху цифровых технологий.
Другой аспект исследований касается развития энциклопедических изданий. Отмечается тенденция к уменьшению объемов энциклопедий и «сжатию» текста, при этом также выводятся свойства изданий и их особенности.
К проблеме перехода энциклопедических изданий из традиционного формата в электронный обращались А. А. Зубов и Н. С. Курова-Чернавина, говоря о том, что печатные издания, в частности, энциклопедии и словари, быстро меняют привычные формы, «претерпевают коренные изменения» , сохраняя при этом свои функции и все еще являясь инструментом воздействия и обогащения.
В современном информационном пространстве традиционный формат энциклопедических изданий меняет свой вид и направленность в зависимости от содержания и целевой аудитории. Данная проблема поднимается в уже указанной работе В. М. Карева , который отмечает отсутствие «универсальности» при огромном количестве энциклопедических изданий, содержащих в заглавии слово «энциклопедия», в связи с чем появляется разная направленность изданий - тематические, отраслевые и т. д. В свою очередь из подобного явления вытекает другая проблема - размытость читательского адреса, которую исследователи также не оставляют в стороне.
Кроме этого, необходимо обратиться к научным трудам Н. А. Масленковой и Н. И. Ковалевской, которые рассматривают феномен нового типа читателя. Появляется «активный» читатель, способный самостоятельно организовать свое чтение, используя современный «способ поиска материала — дрейф» и отталкиваясь от сиюминутных желаний, а также своих предпочтений в режиме реального времени.
Некоторые исследователи, например, С. А. Герасимова, рассматривают издания с точки зрения этапов его становления, указывая на то, что «научно-популярная литература составила историю жанра энциклопедии» . Т. В. Артемьева и Ч. К. Ламажаа , также изучая вопрос с точки зрения истории энциклопедических изданий, ссылаются на важность разных подходов в исследовании.
Таким образом, в настоящее время в области энциклопедических изданий накоплен обширный материал, в чем большую роль сыграли различные исследования отечественных ученых. В своих трудах они рассматривают проблемы энциклопедических изданий, используя аспектный, научный и другие подходы.
Цель исследовательской работы заключается в выявлении специфики редакционной подготовки и основных модификаций в области вербального и изобразительного текста в современных энциклопедических изданиях на примере популярных детских энциклопедий издательств «МИФ» и «АСТ». Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
1. Определить типовидовые особенности печатных
энциклопедических изданий.
2. Рассмотреть основные этапы развития и становления энциклопедических изданий с точки зрения их вида.
3. Выделить особенности редакционно-издательской подготовки цифровых энциклопедий.
4. Сравнить несколько издательских проектов с принципами классической энциклопедией и выделить основные модификации вербального и визуального текста в современных детских печатных энциклопедических изданиях.
Составить список рекомендаций для редакционной подготовки
детских печатных современных энциклопедических изданий.
Таким образом, объектом работы являются современные печатные детские энциклопедии из серий «Энциклопедии DK», «WOW-книги» и «4D энциклопедии с дополненной реальностью», а предметом - специфика редакционной подготовки вербального и визуального текста в современных энциклопедических изданиях в контексте развития компьютерных технологий.
Материалом для исследования стали переводные научно-популярные энциклопедии издательства МИФ «Космос. Энциклопедия» (2020 г.),
«Лидеры. Самые яркие фигуры мировой истории» (2021 г.), «Тело человека. Интерактивная книга-панорама», (2022 г.) а также отечественное издание АСТ «Человек» (2022 г.).
При отборе изданий для анализа мы опирались на временные рамки (издания, выпущенные за последние 5 лет), а также на наличие новых форматов и технических воплощений энциклопедий. Большая часть материала исследования - зарубежные переводные издания, при подготовке которых использовались новые тактики и стратегии подачи и группировки знания для целевой аудитории.
Научная новизна заключается в попытке изучения современных принципов воплощения вербального и визуального текста, новом подходе к изучению энциклопедических изданий в современных книжных реалиях с учетом последних технических достижений, применения мультимедийности с целью удержания внимания детской целевой аудитории.
В исследовательской работе использованы следующие методы:
• Описательный - для определения основных характеристик современных энциклопедий.
• Аналитический - для определения состояния современных детских энциклопедических изданий на современном рынке и их тенденций в связи с цифровизацией.
• Сравнительный - для выявления своеобразия современных детских энциклопедий и их отличия от классических энциклопедий.
• Классификационный — для составления видо-типологической характеристики энциклопедических изданий.
• Редакторский - для определения нарушения ГОСТов по подготовке детских изданий при работе с современными энциклопедиями.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении своеобразия редакционной подготовки современных детских энциклопедий на примере конкретных изданий, а также разработке рекомендаций для действующих специалистов отрасли.
Практическая значимость состоит в разработке новой классификации энциклопедических изданий, полностью соответствующей современным тенденциям, а также разработке рекомендаций для качественной редакционно-издательской подготовки современных детских энциклопедий, которая может быть использована как исследователями, так и специалистами издательской деятельности для создания удобных для пользователя энциклопедических материалов.
Структура работы обусловлена логикой и последовательностью поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении изложены актуальность, научная новизна, цель, задачи исследования, обозначены объект, предмет, материал исследовательской работы и хронологические рамки для отбора примеров, методы исследования, практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе «Разновидность энциклопедических изданий в контексте современных издательских практик» рассматриваются типовидовые особенности энциклопедий, их вариативность, функции издания, представленные в ГОСТе Р 7.0.60-2020 и учебной литературе. Проведено сравнение определений «справочное издание» и «энциклопедическое издание», изучены основные этапы становления и развития энциклопедических изданий с точки зрения их видов и форматов.
Вторая глава «Электронные энциклопедические издания и их влияние на современные энциклопедии» посвящена современных электронным энциклопедическим изданиям, а также практической части исследования. Выявлена специфика редакционной подготовки, приведены примеры популярных цифровых энциклопедий. Проведен анализ наиболее показательных современных печатных энциклопедических изданий для детей, в результате которого были выявлены основные изменения, связанные со спецификой целевой аудиторией. В итоге даны общие рекомендации, которые необходимо учитывать при редакционно-издательской подготовке современных детских энциклопедических изданий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что современные детские энциклопедические издания претерпевают значительные изменения в редакционной подготовке вербального и изобразительного текста, в связи с рядом проблем, появившихся в результате развития цифровых технологий. Необходимость в их модификации обуславливается появлением электронных веб-изданий справочного характера, которые вытесняют печатные форматы, поэтому издательства заинтересованы в качественном изменении подобных изданий в плане их функционирования в современном книжном пространстве. Появление нового типа читателя также способствует трансформации способов подачи информации в издании.
В рамках настоящей выпускной квалификационной работы была рассмотрена типовидовая классификация печатных энциклопедических изданий, которая является вариативной по мере становления и развития данного вида. На ее основе была выявлена специфика редакционной подготовки изобразительного и вербального текста современных детских энциклопедий, кроме этого, были разведены понятия электронных форматов и печатных. При рассмотрении данного аспекта особое внимание уделялось проблемам верификации, точности и научности информации, что является самыми важными критериями любого справочного издания.
На протяжении всего становления энциклопедических изданий функциональное назначение не менялось, в отличие от вида, способов коммуникации с аудиторией, формы подачи материала и т.д. Подобные изменения способствовали зарождению мультиформатных изданий, совмещающих в себе электронные и печатные компоненты.
Кроме того, стоит отметить не только изменение форматов и способов подачи информации в энциклопедиях, но и расширение штата сотрудников, работающих над ними. Издательства начали привлекать в редакционно¬издательский процесс специалистов разных областей не только в качестве авторов.
Печатные энциклопедические издания для детей сохраняют свою значимость, успешно сосуществуя с цифровыми ресурсами. В отличие от электронных изданий, которые ориентированы на индивидуальное чтение, традиционные энциклопедии подразумевают больше интерактивности в рамках обсуждения со взрослыми читателями или физического взаимодействия (например, с pop-up энциклопедией), поэтому соблюдение специальных ГОСТов и требований к редакционно-издательской подготовке детских отечественных изданий важно.
В рамках практической части исследования было проанализировано не только российское издание, но и несколько переводных, которые интересны с точки зрения применения новых тактик и стратегий в области форматов и технического воплощения современных энциклопедий. Применение отечественных ГОСТов по подготовке детских изданий к ним некорректно, но на их примере возможно проследить некоторые несоответствия, которые допускаются в отечественных изданиях.
Компьютерные технологии внесли важный вклад в изменение контента энциклопедических изданий, внедряя яркие цифровые иллюстрации, таймлайны, коллажи, мобильные приложения и т.п., с помощью которых чтение становится более увлекательным и понятным для современного ребенка, обладающего клиповым мышлением. Также немаловажной особенностью стала яркая цветовая палитра изданий, которая с первых страниц привлекает целевую аудитория и заставляет рассматривать каждую деталь в издании. В рамках исследования нами были сформулированы рекомендации по редподготовке современных детских энциклопедий с целью повысить качество изданий. Следует отметить, что соблюдение ГОСТа 34860¬2022 не распространяется на зарубежные издания, при их подготовке специалисты издательской деятельности должны выполнять только технические требования.
1. Необходимо соблюдать требования и ГОСТ 34860-2022 по подготовке книжных изданий для детей и подростков, так как в анализируемых изданиях нами были обнаружены серьезные нарушения, снижающие удобочитаемость текста.
2. Точно определять возрастную категорию читателей, чтобы
не допускать ситуации, при которой цель и задачи издания будут не достигнуты (понимание информации). Терминология без пояснений, сложные обороты речи и конструкции могут быть непонятны юному читателю из-за возраста, что в результате приведет к снижению интереса к изданию и чтению в целом.
3. Проверять фактологическую точность информации, которая содержится в энциклопедии (не только текст, но и изобразительный материал, так как в детских изданиях больше всего визуальной составляющей). При создании издания необходимо подключить научного специалиста. Если издание переводное, то необходимо адаптировать материалы для русскоязычного читателя.
4. Следить за развитием новых форматов детских изданий, которые совмещают в себе интерактивные и мультимедийные элементы.
5. Учитывать клиповое мышление ребенка и влияние цифровой культуры на восприятие текста целевой аудиторией.
Таким образом, сегмент энциклопедических изданий обладает непреходящей востребованностью, остается актуальным и динамичным, издатели в свою очередь не перестают совершенствовать вербальный и изобразительный контент, чтобы соответствовать запросам современной читательской аудитории.



1. Гусев И. Е. Человек / И. Е. Гусев, А. А. Спектор, В. В. Ликсо, А. А. Прудник. - М. : АСТ, 2022. - 160 с. - (4D энциклопедии с дополненной реальностью).
2. Детская энциклопедия : в 10 т. / редкол.: Ю. Н. Вагнер, С. А. Князьков, И. П. Козловский [и др.]. - М. : И. Д. Сытина, 1913-1914, - Т. 1-10.
3. Космос. Энциклопедия / пер. А. Авдеевой, под ред. В. Сурдина. - М. : МИФ, 2021. - 208 с. - (Энциклопедии DK).
4. Лидеры. Самые яркие фигуры мировой истории / пер. Т. Землеруб, под ред. М. Меньшиновой. - М. : МИФ, 2020. - 256 с. - (Энциклопедии DK).
5. Новая российская энциклопедия : в 12 т. / гл. ред. А. Д. Некипелов. - М. : Энциклопедия, 2003. - Т. 1 : Россия. - 959 с.
6. Уолкер, Р. Тело человека Интерактивная книга-панорама / Р. Уолкер ; пер. А. Васильева, под ред. О. Сергеевой. - М. : МИФ, 2022. - 16 с.
7. Что такое? Кто такой? / под ред. В. И. Рубина, Л. П. Печко, Е. А. Кошкиной [и др.]. - М. : Изд-во Просвещение, 1968. - Т. 1-2.
8. Энциклопедический словарь юного спортсмена / редкол.: М. И. Кондаков, И. Ю. Сосновский, В.А. Ивонин [и др.]. - М. : Педагогика, 1979. Т. 1. - 480 с.
Официально-нормативные документы:
9. ГОСТ 7.60-2004. Издания. Основные виды. Термины и определения : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 2004-07-01. - М. : Стандартинформ, 2004. - 37 с.
10. ГОСТ Р 7.0.60-2020. Издания. Основные виды. Термины и определения : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 2020-12-01. - М. : Стандартинформ, 2020. - 37 с.
11. ГОСТ-34860-2022. Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Методы контроля : межгос. стандарт : дата введения 2023¬01-01. - М. : Российский институт стандартизации, 2023. - 14 с.
12. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева. - М. : М- во цифр. развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 2023. - 96 с.
Учебная литература:
13. Редактирование отдельных видов литературы : учеб. для спец. «Журналистика» / под ред. Н. М. Сикорского. - М. : Книга, 1987. - 396 с.
14. Редакторская подготовка изданий : учеб. для спец. «Издательское дело и редактирование» / С. Г. Антонова, В. И. Васильев, И. А. Жарков [и др.] ; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т печати. - М. : МГУП, 2002. - 466 с.
Научная литература:
15. Андреева Г. Н. Детская книга в эпоху цифровизации: традиции и новации / Г. Н. Андреева // Sustainable development forum : сб. ст. III Международной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2023. - С. 170-179.
...66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ