Введение 6
1 Информационная инклюзия людей с нарушениями зрения 11
1.1 Понятие инклюзии и ее составляющие 11
1.2 Особенности инклюзивной информационной среды для людей с нарушениями
зрения 21
2 Обучение незрячих пользователей работе за компьютером без применения шрифта
Брайля 31
2.1 Особенности восприятия информации с компьютера незрячими пользователями....31
2.2 Исследование потребностей пользователей с нарушениями зрения в работе с
компьютером 39
2.3 Разработка программы обучения незрячих работе с компьютером 46
Заключение 56
Список использованной литературы и источников 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Форма анкеты для исследования 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Таблицы обработки данных анкетирования 66
Социальная эксклюзия - феномен в развитии общества, когда некоторые его члены оказываются вне общественной жизни . Несмотря на то, что каждый из нас имеет право на самореализацию и самоидентификацию, участие в деятельности какой-либо общественной группы, это становится невозможным именно из-за исключения определенных групп людей из-за какого-либо «неправильного» признака.
Одним из наиболее ярких примеров социально-исключенных групп являются люди с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), особенно это касается тех, у кого имеется инвалидность. Исследования показывают (на примере Вологодской области), что инвалиды ощущают препятствия наиболее остро: как со стороны общества (неспособность принятия инвалидов, попытки от них дистанцироваться, нетолерантность, стигматизация, отсутствие этического воспитания в людях), так и со стороны других инвалидов, выражающихся в не самых положительных оценках готовности среды к их равному участию в общественной жизни. Инвалиды также отмечают проблемы с использованием транспорта, недоступность инфраструктуры и образования, плохое качество медицинского обслуживания и социальных услуг, невозможность трудоустройства.
Понятие «инклюзивная культура» трактуется по-разному - у одних ученых это «философия, по которой знания об инклюзии в образовании и ответственность приняты и разделены между всеми участниками», у других «часть школьной культуры, обеспечивающей поддержку ценностей инклюзии и повышающей ее эффективность» , у третьих «уникальный микроклимат доверия, помогающий развивать взаимоотношения семьи и школы во избежание конфликтов и нанесению потенциального вреда участникам процесса». Есть еще две трактовки данного понятия: «адаптация внедряемых изменений к потребностям определенной школы, вплетение их в общую структуру и помощь педагогам в получении разнообразной поддержки со стороны администрации и других педагогов» и «фундамент для создания культуры инклюзивного общества, в котором приветствуется, поддерживается, аккумулируется обществом многообразие потребностей для достижения высоких результатов в инклюзивном образовании и сохранности, принятия, стимулирования и сотрудничества педагогов и общества». ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) дает такое определение: «инклюзия - это процесс обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через увеличение участия в обучении, культурах и сообществах и
2 сокращении отказа в поступлении в школы и исключении из них».
То есть, в первую очередь, как уже понятно из контекста приводимых определений, инклюзивная культура по большей части рассматривается именно как образовательная практика. Однако она затрагивает не только образовательную среду (методическое сопровождение, адаптация учебного процесса, повышение квалификации преподавателей и воспитание толерантности в обучающихся), но и доступность зданий - причем доступность не только физическую, но и информационную. По своей сути, это даже в большей степени можно назвать инклюзивной культурой - когда абсолютно все сферы жизни оказываются доступными для людей, независимо от их социального статуса и состояния здоровья. При этом организация доступа в здания - один из самых финансово трудных показателей, поскольку зачастую здания далеко не самые новые, иногда еще досоветской постройки, и размещение в них элементов доступности иногда не просто затруднено, а практически невозможно. Но оформление доступности внешней среды - это только часть инклюзивной культуры любого учреждения. Необходимо также оформить и внутреннюю среду. Ведь любое место, куда бы мы не пришли (библиотека, кинотеатр, аэропорт, вокзал, торговый центр и т.д.), так или иначе передает информацию, и возможность получить эту информацию должна быть и у людей с ограничениями здоровья.
Таким образом, в контексте данной работы понятие «инклюзивная культура» будет звучать следующим образом - это степень организации общества, в котором в процесс жизнедеятельности включены все категории населения вне зависимости от их социального статуса, пола, возраста, состояния здоровья и других факторов.
Наибольшая проблема с получением информации возникает у людей с нарушениями зрения. Всем известно, что глаза - это самый важный орган у человека, и большую часть информации (по разным источникам, от 75 до 90 процентов) он получает именно благодаря зрению. Отсутствие зрения будет компенсировано другими органами чувств, но в некоторых случаях может серьезно подорвать способность человека воспринимать
информацию в нужном количестве, и тогда приходится пользоваться различными программами и приборами, чтобы восполнить этот пробел.
Особенно сильно это становится заметно в современном мире, где преобладают цифровые технологии. Использование компьютеров, сенсорных мониторов и телефонов облегчает жизнь современного человека, но нельзя сказать, что его использование людьми с нарушениями зрения проходит без затруднений. В некоторых случаях использование сенсорных экранов затруднительно, ведь такой человек попросту не увидит, куда нужно нажимать для выполнения той или иной функции.
Объект: информационная среда как часть инклюзивной культуры.
Предмет: создание комфортной информационной среды для незрячих.
Проблема: каковы особенности организации и разработки информационной среды как части инклюзивной культуры для лиц с нарушениями зрения?
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ возможностей создания информационной среды для лиц с нарушениями зрения как части инклюзивной культуры общества.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие инклюзивной культуры и ее составляющих;
2. Определить особенности инклюзивной культуры в цифровой среде для людей с нарушениями зрения;
3. Исследовать потребности людей с нарушениями зрения в использовании цифровой среды;
4. Создать краткий курс обучения незрячих работе с компьютером на основе данных анкетирования.
Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, количественный и качественный анализ данных анкетирования.
Степень изученности проблемы. Рассмотрение инклюзии как образовательной практики предоставляет большой объем различных исследований, но большая часть из них не учитывает особенности работы с какой-либо конкретной группой инвалидов (Алёхина С.В.2, Ярская В.Н. ) а также не затрагивает людей возрастом от 30 лет, поскольку в контексте образования речь идет о детях, подростках и студентах, но не учитываются потребности пожилых и людей, ослепших после долгой болезни или из-за несчастного случая (Старовойт Н.В. , Михальчи Е.В. , Быстрова Н.В. и др).
Конкретно изучением особенностей обучения незрячих и слабовидящих людей занимались такие авторы, как Визитова С.Ю. , Денискина В.З. . В их работах отчетливо заметна разница по сравнению с другими авторами - учитывая особенности восприятия незрячими людьми окружающего мира, они описывают методы работы, специфику построения обучающих программ, выделяют важные аспекты, которым необходимо следовать, чтобы в полной мере обучить незрячего.
В связи с широким распространением компьютеров и активным применением сети Интернет в быту каждого человека стало уделяться особое внимание включению инвалидов и в эту сферу жизнедеятельности. Наиболее уязвимой в этом плане категорией также оказались незрячие и слабовидящие люди - в связи со спецификой своего восприятия они не могут получать информацию как другие люди. Данная проблема изучалась Рощиной М.А. , Швецовым В.И. , Елфимовой Г.С. , Волковой И.П. , и в их исследованиях рассмотрены средства и алгоритмы, которые позволят организовать курсы компьютерной грамотности для людей с нарушениями зрения.
Во всех регионах ведется работа над подобными обучающими программами, в том числе и в Томской области. Например, на сайте департамента развития информационного общества Администрации города Томска опубликован курс «Электронный гражданин» (он издан в печатном и электронном вариантах), который тоже предусмотрен для использования незрячими и слабовидящими людьми . Однако на самом деле этот курс не рассчитан на незрячих в связи с тем, что не учитывает особенности их работы с компьютером - в аудиофайлах упоминается «мышь», отсутствуют горячие клавиши, не учитывается работа с программами экранного доступа (а они являются едва ли не основными средствами, позволяющими незрячим ориентироваться в системе Windows). Это очень серьезные недоработки со стороны разработчиков курса. К тому же, аудио-курс представлен в формате «диалога», что весьма затрудняет его слуховое восприятие и ориентацию по содержанию. Далеко не все способны найти этот курс на сайте, а печатные варианты не приспособлены для чтения незрячими (выполнены в плоском шрифте).
Новизна работы состоит в том, чтобы учесть все ошибки прошлых когда-либо созданных курсов и пособий и создать такое пособие, по которому незрячий действительно научится работать с компьютером. Как уже было сказано, созданный в Томской области курс для незрячих и слабовидящих на самом деле для них не адаптирован, поскольку не учитывает их особенности восприятия, их специфику работы с компьютером. А потребность в освоении компьютера инвалидами по зрению достаточно высока, в связи с чем и была выбрана тема данной работы.
Практическая значимость работы в том, что на территории Томской области не зафиксировано курсов обучения работе с компьютером для людей с нарушениями зрения, ориентированных на слуховое и тактильное восприятие (которые являются ведущими у тех, кто не может видеть). Актуальность вопроса повышения компьютерной грамотности инвалидов по зрению обусловлена необходимостью их включения в общественную среду, где компьютер занимает достаточно значимую часть. Вместе с сетью Интернет инвалидам по зрению предоставляются неограниченные возможности для общения, образования и досуга. Поэтому следовало уделить внимание изучению особенностей работы незрячих с компьютером, чтобы создать курс, который бы учитывал все эти особенности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Обычно под понятием «инклюзия» понимают организацию образовательной системы, при которой ребенок с инвалидностью обучается вместе с другими, «условно здоровыми» детьми по специальным адаптированным программам, которые будут одинаково полезны как первым, так и вторым. На самом же деле инклюзия затрагивает не только образование, но и многие другие сферы жизнедеятельности человека - медицину, транспорт, культуру, досуг, информацию и многое другое, и не только для инвалидов, но и для других групп людей, независимо от их социального статуса, состояния здоровья, расы, пола, возраста.
Но, разумеется, большее внимание уделяется проблемам инвалидов, поскольку для них, в отличие от других уязвимых групп людей, требуются особые условия во всем. Одним из самых важных параметров, по которым определяется включенность инвалидов в социум, является доступность среды. В это понятие входят обеспечение беспрепятственного доступа в здания и транспорт, удобное перемещение и возможность получения информации.
Наибольшая проблема с доступностью возникает у инвалидов с нарушениями зрения. Глаза позволяют нам получать от 75 до 90 процентов информации, и отсутствие зрительного анализатора отрицательно сказывается на возможности человека принимать информацию. Таким людям всегда нужно уделять особенное внимание при подаче им определенных знаний.
Раньше, чтобы научиться писать и читать, слепым было достаточно освоить шрифт Брайля - особый рельефно-точечный шрифт, рассчитанный на осязательный канал восприятия информации. Помимо осязания, у незрячих развивали хороший слух, который позволял им получать больше данных об окружающем мире.
Сейчас же, в современном обществе, все чаще преобладают цифровые технологии, невозможно представить свою жизнь без компьютеров и телефонов. Информация все реже носит традиционный вид, и ее получение вызывает определенные сложности у незрячего - того, что можно «слышать» информацию, не всегда хватает для ее эффективного усваивания. Однако раньше без помощи зрячего помощника использовать компьютер и в частности Интернет человеку с нарушениями зрения было сложно. В нынешнее время разработка компьютерных тифлотехнологий - специальных средств, позволяющих незрячему использовать компьютер без посторонней помощи - значительно облегчила доступ к компьютеру.
Тифлотехнологии позволяют выводить информацию в двух видах - в виде звуковой дорожки и в рельефно-точечном виде. Для первого необходим синтезатор речи, входящий 56
в состав программ экранного доступа (в России наиболее популярны JAWS и NVDA), а для второго - устройство под названием «брайлевский дисплей». Зачастую два типа тифлосредств используются одновременно, поскольку именно программы экранного доступа обеспечивают корректное преобразование информации с экрана в шрифт Брайля. Единственный минус этих технических средств - в их стоимости: цена за брайлевский дисплей начинается от 100 тысяч рублей. Некоторые средства (дисплей, тифлоплеер) можно получить по федеральной программе, но это займет очень долгое время. К тому же, научиться работать с тифлосредствами рельефно-точечного вывода не так просто без посторонней помощи, поскольку для этого нужно знать Брайль, а по данным ВОС таких людей не так много. В связи с этим было необходимо разработать особенное методическое обеспечение, которое бы позволило человеку с нарушениями зрения использовать компьютер на начальном уровне без необходимости пользоваться помощью другого человека, применяя только стандартную клавиатуру компьютера и синтезирующее речь программное обеспечение.
На территории Томской области обучение проходит в Центре библиотечного обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности при Томской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина, в секторе тифлотехники и репродуцирования документов. На базе этого сектора сотрудниками библиотеки было уже ранее разработано некое методическое пособие, которое позволяло обучать незрячих работе с компьютером. Однако после анализа этого документа, опираясь на литературные и научные источники, в нем были выявлены серьезные недостатки.
Руководству Сектора было предложено создать новое методическое обеспечение, которое бы учитывало изученные особенности обучения слепых и слабовидящих работе с компьютером и было написано так, чтобы легко воспринималось на слух во время обучающих лекций. Помимо этого, было решено издать книгу в форматах, доступных для инвалидов по зрению - с крупным шрифтом для слабовидящих, с рельефно-точечным шрифтом для слепых, аудиокнига для тифлоплееров и аудиоустройств и электронная книга. Таким образом, разнообразие форматов позволит изучать компьютер не только во время занятий с сотрудников библиотеки, но и дома.
Для того, чтобы определить, какие темы будут интересны пользователям с нарушениями зрения для обучения, было проведено анкетирование среди посетителей библиотеки. По результатам опроса большая часть незрячих хочет научиться работать с браузером и Интернетом, на втором месте оказались социальные сети, на третьем - пакет программ Microsoft Office.
В итоге получился курс, состоящий из 15 уроков, разбитых на 3 главы, который охватывает практически все основные функции компьютера, необходимые среднему пользователю:
Таким образом, курс охватывает практически все основные функции компьютера, необходимые среднему пользователю. В курс не были включены специальные программы, игры, какие-либо продвинутые функции (это будет изучаться сугубо индивидуально по запросу пользователя).
Плюсы данного курса по сравнению с ранее созданным: более простой и понятный язык изложения материала, более частые и интересные задания на закрепление и повторение пройденного, расширенная информация о функциях и необходимых программах при работе с компьютером, легкий поиск горячих клавиш по каждой теме в любом формате.
Эффективность созданного курса, его доработка, дополнение содержания по пожеланиям и рекомендациям пользователей необходима, но не вошла в рамки данной работы.
Курс будет помещен в фонд Томской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина и использоваться по необходимости. А, как выяснилось, необходимость в получении компьютерной грамотности есть, и достаточно большая, поскольку цифровые технологии, являющиеся одной из составляющих инклюзивной культуры, позволяют инвалидам быть более включенными в общество, таким образом предоставляя им возможность участвовать во всех сферах своей жизнедеятельности наравне с другими людьми.
1. Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года) // Сайт о конвенциях и декларациях ООН. - Электрон, данные. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 22.05.2019).
2. О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 дек. 2005 г. №2347-р (ред. от 18 нояб. 2017 г.). - Электрон, данные. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901962331 (дата обращения 22.05.2019).
3. ГОСТ Р 52871-2017. Дисплей для слабовидящих. Требования и характеристики
[Электронный ресурс] // Федеральное агентство по техническому регулировании и метрологии. М. 2017. — Электрон. данные. - URL:
https://meganorm.rU/Data2/l/4293741/4293741527.pdf (дата обращения 22.05.2019).
4. Положение инвалидов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Электрон. данные. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/cormect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения 22.05.2019).
5. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи [Электронный ресурс] // Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путало, О.Н. Владимирова и др. Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. - В 2-х Ч. - М., 2015. - 555 с. - Электрон, данные. - URL: http://www.invalidnost.com/ pdf/Metodicheskoe_posobie.pdf (дата обращения 22.05.2019).
6. Информация без барьеров [Электронный ресурс] И Официальный сайт Центра библиотечного обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности при ТОУНБ им. А.С. Пушкина. - Электрон, данные. - URL: http://rslib.lib.tomsk.ru/page/59/ (дата обращения 22.05.2019).
7. Доступная среда в Томской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт программы «Доступная среда». - Электрон, данные. - URL: http://zhit-vmeste.ru/dostupnaya- sreda-v-regionah-rf/?reg=tomsk (дата обращения 22.05.2019).
8. Аудиокурс «Электронный гражданин» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента развития информационного общества Администрации Томской области. - Электрон, данные. - URL: https://deprio.tomsk.gov.ru/audiokurs (дата обращения 22.05.2019).
9. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: история и современность: учебно-методическое пособие / С.В. Алёхина. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. - 33 с.
10. Арпентьева М.Р. Пожилые инвалиды: проблемы инклюзии и метатехнология понимания [Электронный ресурс] / М.Р. Арпентьева // Клиническая геронтология. 2014. №11-12. С. 39-44. - Электрон, данные. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozhilye- invalidy-problemy-inklyuzii-i-metatehnologiya-ponimaniya (дата обращения 22.05.2019).
И. Афонькина Ю.А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства [Электронный ресурс] / Ю.А. Афонькина // Современные исследования социальных проблем. 2015. №11 (55). С. 149-162. -Электрон. данные.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-inklyuziya-lits-s-invalidnostyu-i-problema- chelovecheskogo-dostoinstva (дата обращения 22.05.2019).
12. Ахпашева И.Б. Использование информационных и коммуникационных технологий в жизненном самоопределении молодых людей с инвалидностью по зрения / И.Б. Ахпашева // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 3 (51). С. 169-172. - Электрон, данные. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie- informatsiormyh-i-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-zhiznennom-samoopredelenii-molodyh- lyudey-s-invalidnostyu-po-zreniyu (дата обращения 22.05.2019).
13. Бородкин Ф.М. Социальные эксклюзии [Электронный ресурс] / Ф.М. Бородкин // Социологический журнал. 2000. №3-4. С. 5-17. - Электрон, данные. - URL: http://jour.isras.ru/index.php/socjour/article/view/644/597 (дата обращения 22.05.2019).
14. Бухтиярова И.Н. Информационные технологии как фактор развития современного общества [Электронный ресурс] / И.Н. Бухтиярова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. С. 122-125. - Электрон, данные. - URL: https://cvberleninka.rU/article/n/informatsionnve-tehnologii-kak-faktor-razvitiva-sovremen nogo-inklyTizivnogo-obschestva (дата обращения 22.05.2019).
15. Быстрова Н.В. Проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Н.В. Быстрова, С.А. Цыплакова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №7. С. 78- 81.- Электрон, данные. - URL: https://cyberieninka.rU/aitide/n/problema-sotsiokultumov-integ ratsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-1 (дата обращения 22.05.2019).
...36