РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ БОЕВОГО САМБО, ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ СО СВОБОДНЫМИ ОТЯГОЩЕНИЯМИ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО - СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 16 - 17 ЛЕТ 6
1.1. Анатомо - физиологические особенности юношей 16 - 17 лет 6
1.2. Характеристика скоростно - силовой выносливости 10
1.3. Методика развития скоростной и силовой выносливости 14
1.4. Особенности двигательной деятельности занимающихся боевым самбо 22
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1. Методы исследования 34
2.2. Организация исследования 36
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ СО СВОБОДНЫМИ ОТЯГОЩЕНИЯМИДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО - СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ УЮНОШЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ БОЕВОГО САМБО ИПРОВЕРКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 38
3.1. Комплекс упражнений со свободными отягощениями для развития скоростно - силовой выносливости у юношей, занимающихся в секции боевого самбо 38
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 46
Заключение 49
Практические рекомендации 50
Современный спорт, особенно спорт высших достижений — это большие физические нагрузки на организм в ходе тренировочного процесса и во время соревнований.
Боевое самбо - ациклический вид спорта переменной интенсивности скоростно-силового характера. Спарринг в боевом самбо проходит в зоне субмаксимальной интенсивности. Интенсивность также зависит от действий соперника, его перемещений, ударов, бросков [5].
Все двигательные действия в боевом самбо проходят на фоне повышенного эмоционального возбуждения.
В классическом самбо используется самозащита, бросковая техника и болевые приёмы, в боевом самбо применяется удушающие приемы, нападение с активной атакой противника, используется ситуационная обстановка и различных дополнительные средства [50].
Спортсмен боевого самбо претерпевает объемные скоростно - силовые нагрузки, к которым необходимо адаптироваться, преодолевая утомление, от скоростно - силовой выносливости зависит успех исхода соревнований.
В процессе поединка самбисту приходится длительно выполнять двигательные действия, например, производить атакующие удары, и броски, которые требует умения в минимальный промежуток времени проявлять максимальные мышечные усилия [2].
Поиск новых средств для развития скоростно - силовой выносливости, в сочетании с уже существующими, делает эту проблему весьма актуальной.
Существует много различных средств, позволяющих повысить уровень развития скоростно - силовой выносливости.
В сравнении со многими другими средствами упражнения со свободными отягощениями имеют ряд достоинств и преимуществ, но если они применяются в комплексе, то эффект от них будет лучше.
Одним из их преимуществ является простота, доступность и экономичность.
При выполнении упражнений со свободными отягощениями мышцы рук совершают большую динамическую работу, при этом не происходит достаточного полного их расслабления. Это, в свою очередь создает дополнительные препятствия току крови и требует от сердечной мышцы более напряженной работы [44].
Юноши 16 - 17 лет могут выполнять большие объемы работы с
высокой интенсивностью. Поэтому юношеский возраст является сензитивным для развития скоростно - силовой выносливости [26].
При рациональном использовании физических нагрузок с учетом возрастных особенностей можно обеспечить эффективное развитие скоростно - силовой выносливости, используя средства с регулированием времени выполнения двигательного действия, с оптимальным выбором отягощений.
Объект исследования: процесс физической подготовки юношей 16 - 17лет.
Предмет исследования: развитие скоростно - силовой выносливости с применением свободных отягощений у юношей, занимающихся в секции боевого самбо.
Цель исследования: обоснование применения на секционных занятиях разработанного комплекса упражнений со свободными отягощениями для развития скоростно - силовой выносливости у юношей 16 - 17 лет и оценка их эффективности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературно - методические источники об особенностях развития скоростно - силовой выносливости у юношей 16 - 17 лет.
2. Разработать комплекс упражнения со свободными отягощениями для развития скоростно - силовой выносливости.
3. Внедрить разработанный комплекс упражнений со свободными отягощениями для развития скоростно - силовой выносливости в практику и проверить его эффективность.
В работе выдвинута следующая гипотеза: предположили, что применение упражнений со свободными отягощениями позволят повысить уровень развития скоростно - силовой выносливости у юношей 16 - 17 лет, если будут соблюдены следующие условия:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- число повторений, характер и интервалы отдыха;
- интенсивность выполнения упражнений со свободными отягощениями.....
1. На основании литературных данных выявлено, что большинство исследователей считают наиболее благоприятным для развития скоростно-силовой выносливости возраст 16-17 лет. Изучен вопрос о развитии скоростно-силовой выносливости, ее особенностях, изучены методы и средства ее развития, что подтверждается результатами работы многих ведущих ученых.
2. Разработан и внедрен в учебно - тренировочный процесс экспериментальной группы комплекс упражнений со свободными отягощениями для развития скоростно-силовой выносливости у юношей 16 - 17 лет, занимающихся в секции боевого самбо.
3. В результате математической обработки были получены достоверные результаты различий между группами в тестовых заданиях: сгибание и разгибание рук в упоре лежа в контрольной группе составили 54,1 в экспериментальной - 58,3; сгибание и разгибание туловища в контрольной группе - 53,6, в экспериментальной - 57,5
Благодаря внедрению разработанного комплекса упражнений со свободными отягощениями на занятиях в секции боевого самбо у юношей 16 - 17 лет в экспериментальной группе повысился уровень скоростно-силовой выносливости, тем самым доказана гипотеза исследования.
1. Астахов, Альберт Михаилович. Меридианы моего самбо [Текст] : монография. Ч. 1 / А. М. Астахов. - Красноярск : Платина, 2004. - 256 с. : ил.
2. Астахов, Альберт. Меридианы моего самбо [Текст]: монография. Ч. 2 / А. М. Астахов. - Красноярск : Платина, 2007. - 136 с. - Книга.
3. Барчуков, Игорь Сергеевич. Физическая культура: методики практического обучения [Текст] : учебник / И. С. Барчуков. - М. :КноРус, 2014. - 304 с. - (Бакалавриат).
4. Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков; В.М. Богушас; О.В. Матыцин.- М.: Кронус, 2011.- 247 с.
5. Борьба самбо для женщин [Текст] : учебно-методическое пособие / А. Савчук, Г. Е. Знаменский, В. В. Денискин, Е. В. Панов. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2007. - 320 с.
6. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания./ А.А. Васильков.- Ростов н/д : Феникс, 2008. 381 с.
7. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Текст] : учебное пособие / Н. Ф. Лысова [и др.]. - Новосибирск : Сибирское университетское изд-во, 2010. - 398 с. : ил. - (Университетская серия).
8. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - К.: Олимпийская литература, 2002.
9. Дубинецкий, В. В. Сопряженное развитие силовых способностей юных дзюдоистов при обучении захватам с использованием тренажерного устройства [Рукопись] : дис. и автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В.В. Дубинецкий. - Омск : [б. и.], 2007.
10. Завьялов А.И. Миндиашвили Д.Г. Биопедагогика или спортивная тренировка. - Красноярск: МП «Полис». 1992. - 64 с.: ил.
11. Заев, П. И. Повышение надежности учебно-боевой деятельности сотрудников подразделений специального назначения средствами спортивной подготовки (на примере бокса) [Рукопись] : автореферат дис. .канд. пед. наук : 13.00.04 / П.И. Заев. - СПб. : [б. и.], 2003.
12. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания - 3-е изд. - ("Спорт без границ") / В.М. Зациорский - М.: Физкультура и спорт. 2009. - 200 с.
13. Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей: Сборник научных трудов. -Омск 2010г.-196с.
14. Капник, Л. А. Интервальная тренировка на вязкоупругих тренажерах как условие развития локальной мышечной выносливости дзюдоистов [Рукопись] : автореферат дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Л.А. Капник. - Екатеринбург : [б. и.], 2005.
15. Козлов, Г. А. Основы теоретической подготовки дзюдоиста [Текст] : учеб. пособие / Г.А. Козлов, П.В. Трутнев. - Красноярск : Платина, 2004. - 240 с. : ил....(50)