Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СКУЛЬПТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ РИМСКИХ ИМПЕРАТОРОВ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМПЕРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Работа №178841

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Императорский портрет - манифест государственной власти 13
1.1. Истоки и становление римского скульптурного портрета 13
1.2. Изменения стилистических и смысловых форм
с появлением официального императорского портрета 16
1.3. Легитимация власти императора через стилистику
и атрибутику парадного портрета 22
2. Портреты императоров как одна из форм выражения
императорского культа 34
2.1. Императоры в образах богов 34
2.2. Распространение императорских статуй в провинциях 42
2.3. Некоторые особенности бытования портретов и отношение
подданных к официальной портретной скульптуре 48
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 60
Приложение 66


Скульптурная пластика Римской империи донесла до современности облик выдающихся людей своего времени. Благодаря многочисленным портретам мы знаем, как выглядели известные нам из письменных источников государственные деятели и просто значительные граждане. Выросшее из традиции поклонения предкам портретное искусство в Риме имело иную направленность, чем в Греции или Египте. Оно значительно более конкретно, индивидуально. Вобрав в себя отточенные веками достижения техники, композиции, образности, выразительности, римское искусство с их помощью выражало личные душевные качества конкретного человека в дополнение к его внешности. В отличие от Египта, где портретные изображения выражают устремление в вечность, и в отличие от Греции, где даже портреты конкретных людей несли в себе скорее обобщённый идеальный образ, чем непосредственную личностную характеристику, римские портреты отмечены острой индивидуальностью.
Но римская портретная скульптура ценна для нас не только своей протокольно-изобразительной ролью. В условиях весьма небольшой художественной свободы скульптор выражал в произведении не столько свои художественные идеи, сколько мировоззрение заказчика. К тому, что увидел в человеке художник, прибавлялось и то, что сам человек хотел бы сказать о себе, как он понимал себя и своё место в мире. Это особенно ярко проявлялось в портретах императоров. Император должен был предстать перед подданными в определённом образе, портрет нёс некую программу, идейную нагрузку. На протяжении веков мы можем видеть, насколько портреты императоров в иконографии и образности отличались от портретов частных лиц, притом, что технические приёмы, стилевые непосредственно художественные особенности для этих групп в основном общие. Таким образом, в лице императорских портретов мы получаем значительный з
источник по идеологии, в какой-то мере по религии, социальным отношениям интересующего нас периода.
С точки зрения истории изобразительного искусства римская портретная пластика изучалась многими авторами, хорошо обобщена и вписана в систему мирового искусства . Литература по этой теме представляет собой музейные искусствоведческие издания, совмещающие изложение общих тенденций искусства того или иного периода с источниковедческим и искусствоведческим описанием конкретных памятников. Квалифицированные описания включают не только данные по датировке, происхождению и атрибуции скульптур, но и их стилистическую интерпретацию, включение произведений в общую систему истории римского искусства, сравнение с другими произведениями. Эти развёрнутые сведения дают возможность правильно понимать и интерпретировать использованные источники. Авторы искусствоведческих текстов - преимущественно научные сотрудники художественных музеев.
Что же касается возможностей римского портрета как исторического источника, они ещё далеко не исчерпаны. Хотя на эту сторону обращают своё внимание почти все исследователи, нам не удалось найти работ на русском языке, последовательно и широко освещающих непосредственно историческое значение римской портретной пластики, а также и упоминаний соответствующих зарубежных сочинений. По-видимому, исследования такого рода ещё впереди.
Методы работы с изобразительными источниками по-прежнему разработаны слабо. Искусство - весьма специфический источник, корректность его использования усложняется большими субъективными наслоениями, стилевыми особенностями, привнесёнными в произведение эволюцией собственно художественных форм, которая хотя и коррелирует с историческим процессом, всё же имеет и свою внутреннюю логику, своё развитие. Для плодотворной работы с изобразительными источниками необходимо сотрудничество историков с художниками и искусствоведами. «Включение искусства в ряд исторических источников требует к нему особого подхода: более тонкой научной критики и выработки таких принципов анализа, которые помогут вскрыть и понять эстетический, художественно-критический, социально-психологический, социологический и другие слои художественной информации. Необходимость комплексного подхода к решению этой проблемы и творческого содружества ученых становится более очевидной при рассмотрении попыток ее конкретного решения» .
Вопрос непосредственного использования предметов скульптуры для изучения вопросов социальной истории затрагивается в большинстве искусствоведческих исследований римского скульптурного портрета и во многих исторических исследованиях, касающихся идеологии, культуры, образа жизни римлян. Например, Вулих и Неверов в своей статье выражают мнение, что изучение римского искусства эпохи Августа с точки зрения официальной пропаганды могло бы обогатить наши знания о важных для неё идеях и символике. Для раскрытия образа Августа как правителя использует скульптуру соответствующего времени и Межерицкий . Исследователь монетной чеканки Абрамзон , говоря о пропагандистской роли монетных типов, упоминает и сходную роль изобразительного искусства, а также показывает связь иконографии изображений императоров на монетах и статуях. Исследуя историю Британии, Барышников касается императорской скульптуры как источника по особенностям местных религиозных отношений и поднимает важный вопрос - сложность его верной интерпретации в конкретных условиях. Наличие связи между искусством Рима и конкретно-историческим контекстом очевидно, но специальных исследований по этому вопросу пока нет. Возможно, это связано с тем, что для истории императорского Рима существует множество других типов источников - письменные, нумизматические, эпиграфические, археологические - методы работы с которыми на данный момент разработаны лучше, чем для изобразительных источников. Эта проблема не специфична для истории Рима, она касается источниковедения в целом. Искусствоведы редко имеют историческое образование, историки, как правило, далеки от искусства. Таким образом, разрабатывать пласт изобразительных источников почти некому. Исключения есть, и они великолепны, но их мало . Чаще всего вопросы эволюции искусства рассматриваются в отрыве от политических, социальных процессов. В то же время, многими авторами признаётся, что изобразительные источники дают богатую информацию по вопросам идеологии, религии, мировоззрения, дополняют и подтверждают данные других видов источников . В связи с тем, что интерес к этой стороне исторических процессов всё возрастает, можно предположить, что любые исследования такого рода внесут вклад в создание системы эффективного изучения изобразительных источников. Сочетание художественного и исторического образования упрощает для автора возможность проводить исследование на стыке искусства и исторической науки.
Несомненно, для правильной интерпретации социальной, религиозной, политической роли официальной скульптуры в римском обществе исследователю необходимо ознакомиться с широким кругом вопросов римской идеологии, религии, в том числе вопросов сакрализации власти, культа императоров, а также с общими историческими материалами. Здесь мы не могли обойти вниманием сборную публикацию ряда авторов «Сакрализация власти в истории цивилизаций» , которая посвящена общетеоретическим вопросам сакральности, начиная с обсуждения самой терминологии вопроса, и включает статьи нескольких авторов по отдельным исследованиям сакральных аспектов существования различных цивилизаций древности, средних веков и раннего Нового времени. «Ключевыми для понимания проблематики монографии явились вопросы соотношения сакрализации и обожествления власти, сакральных и профанных функций правителей, механизмов передачи сакральности в связи с передачей и легитимизацией власти, места институтов власти и ее носителей в картине мира, символической репрезентации сакральности власти» . В отношении христианского периода в истории Рима многое для нас прояснила диссертационная работа А.Д.Рудокваса , посвящённая религиозной политике императора Константина. В отношении нумизматических свидетельств много информации было почерпнуто в тщательно разработанных работах М.Г.Абрамзона . Публикации А.Б.Егорова по общественно-политическим аспектам истории Древнего Рима затронули важные вопросы перехода от республиканской формы правления к имперской, а также вопросы глобализации в античном мире. Сочинения Г.С.Кнабе в значительной мере сформировали наше представление о бытовой стороне римской жизни, в том числе о семантике некоторых повседневных предметов и явлений.
До настоящего времени скульптурные портреты римских императоров не были предметом детального рассмотрения через тесную связь с непосредственным политико-религиозным контекстом. В связи с этим мы надеемся расширить понимание характера власти римских императоров через анализ их официальных портретов. Целью нашего исследования будет являться выявление связи эволюции портретного искусства времени империи с формированием римской имперской идеологии, с религиозными и политическими установками римской власти и общества.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- сравнить иконографию и стилистику императорских портретов с другими портретами того же периода;
- сравнить императорские портреты разных периодов;
- сопоставить официальную портретную скульптуру с ходом римской истории и государственными задачами и планами, известными нам из письменных и других источников;
- выявить способы выражения идей легитимности власти в императорских портретах;
- выявить связь официальной императорской портретной скульптуры с «римским мифом», с идеями цельности империи, особенностями господства и подчинения, централизации власти;
- выявить связь императорской портретной скульптуры с римской религией, в частности - с императорским культом;
- выяснить особенности распространения и бытования официальной портретной скульптуры в провинциях.
Объект исследования: римский скульптурный портрет эпохи империи. Предмет исследования: отражение процесса формирования римской имперской идеологии в стилистических и иконографических особенностях императорских портретов.
Хронологические рамки исследования: I в до н.э. - IV вв. н.э. От гражданских войн и создания империи до разделения империи на Западную и Восточную.
Источниковая база исследования достаточно широка. Источниками, в первую очередь, являются произведения римской портретной скульптуры, изображающие императоров, а точнее - фотографии этих памятников, доступные в настоящее время в хорошем качестве и значительном количестве. Дошедшие до нас императорские портреты исчисляются сотнями, многие из них в хорошей сохранности. Находки эти изучены, описаны, атрибуцированы. Большую роль для атрибуции портретов играют данные нумизматики. Используя изображения императоров на монетах, искусствоведы с высокой долей вероятности устанавливают личности изображённых в скульптуре. Портреты могли тиражироваться для размещения в разных местностях, в связи с этим иногда мы имеем несколько однотипных изображений. Среди найденных в провинциях статуй и портретных бюстов много изображений римских императоров, изготовленных по образцу столичных портретов. Очевидно, существовали официальные стандартные типы, которыми следовало руководствоваться при создании новых экземпляров. К сожалению, мы не знаем происхождения многих находок, так как значительная часть их была открыта в эпоху Возрождения и установить теперь, откуда происходят такие произведения, не представляется возможным. Таким образом, для нас утерян некоторый пласт информации, связанной с географией распространения императорских портретов. С 20-х годов XX века проведена большая работа по отделению существенного пласта неантичных произведений - более поздних копий и оригинальных произведений в античном стиле, в основном выполненных в эпоху Возрождения. Выделены и описаны поздние реставрации и переработки античных памятников. Портреты, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, тщательно изданы. Это несколько десятков памятников, относящихся к разным периодам римской истории. Фотографии многих портретов, хранящихся в зарубежных музеях, можно найти в интернет-изданиях, где они нередко также снабжены основными источниковедческими данными, а иногда и развёрнутыми описаниями.
Второй вид источников, необходимый для понимания исторического контекста эпохи, - сочинения римских историков. Переводы их сочинений способствуют формированию представлений об исторической ситуации, в которой создавались рассматриваемые нами произведения искусства, позволяют получить представление о деятельности римских императоров. Но в отношении нашей работы источниковая ценность их весьма умеренная, в связи с тем, что они охотно и многословно описывают военные и политические события, но в то же время очень скупо - нормальный быт, городскую жизнь, весьма мало - события религиозной жизни, практически никогда не освещают вопросы, касающиеся искусства. Здесь нам приходится полагаться на работы исследователей, непосредственно и скрупулёзно изучающих не только сочинения римских историков, но и юридические документы, хозяйственные отчёты, письма, нумизматические свидетельства.
Методологической основой исследования явился принцип историзма, позволивший изучать римский императорский портрет через эволюцию его свойств и их связь с сопутствующими историческими явлениями. Историко-сравнительный метод дал возможность выявить особенные свойства и качества, выделяющие императорские официальные изображения из общей массы римского скульптурного портрета, что дало нам основной материал для обозначения императорского скульптурного портрета как несущего определённую идейную нагрузку. Для выявления связей между наблюдаемыми нами свойствами императорской скульптуры и историческими явлениями, обусловившими эти свойства, необходимым условием явился причинно-следственный анализ. Для нашего исследования имеет значение и количественное выражение некоторых описанных свойств, поскольку мы имеем дело с целым рядом памятников, имеющих сходные черты, связанные в свою очередь со сходными явлениями. При помощи индуктивной типологизации мы сформировали представления о группах выявленных признаков и получили возможность делать выводы о закономерностях отражения некоторых явлений римской политической жизни в особенностях императорских портретов. Не подвергая сомнению общепринятые взгляды на формирование римской имперской идеологии и эволюцию портретного искусства времени империи, мы постарались проследить их связь, понять, как императоры использовали официальную портретную скульптуру для декларации населению империи собственной политической программы, для формирования нужного общественного мнения, внедрения имперской идеологии.
Искусствоведческие исследования истории римского скульптурного портрета ведутся, как правило, в соответствии с хронологией. Исторические исследования, охватывающие длительный промежуток времени, тоже обычно выстроены в хронологическом порядке. Для нас же, в связи с новой постановкой вопроса, более ценным будет разделение не по хронологии, а исходя из тех качеств, свойств, идей, которые мы находим в изображениях и отношении к ним.
В соответствии с поставленными задачами, исследование разделено на две большие части. В первой рассмотрены истоки и становление римского скульптурного портрета как важного культурного феномена, обусловленного культурным, социальным, политическим развитием Рима, проанализированы новые задачи и вызовы, вставшие перед художником эпохи империи. Если скульптурный портрет как часть культурного наследия Рима возник в целом стихийно, то такая его часть, как парадные императорские портреты, приобретала многие свои свойства под влиянием вполне осознанных идей, целенаправленно. Во второй части исследования рассмотрены те качества императорских портретов, которые получили особое значение в свете императорского культа и в целом религиозной жизни империи. Отдельный интерес вызывают отношение местных жителей к императорским портретам как средство выражения лояльности, вопросы сосуществования официального имперской религии с местными культами.
В заключении выделены ключевые особенности императорского портрета, позволяющие историку использовать этот вид источников в исследованиях по социальной истории.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время исследовательский интерес по отношению к римской истории сместился с юридических и политико-правовых аспектов в сторону социальных, идеологических, культурологических и психологиче¬ских. Значительное место по-прежнему занимают исследования эпохи Августа, поскольку изучение официальной идеологии этого периода имеет большое значение для выяснения причин возникновения и сущности всей римской имперской системы. Эта идеология не исходила из какой-то общей системной концепции или комплексной программы, а строилась на отдельных формах, элементах и идеях, пути влияния нащупывались интуитивно.
По-видимому, можно обозначить две глобальные задачи, стоявшие перед исходящей от императоров пропагандой. Во-первых, создание некой связанной с новой властью традиции (и поддержание её, когда она установилась) и, во-вторых, поднятие власти императора в глазах общества на достаточно высокий пьедестал, чтобы власть эта уверенно признавалась. Важной направленностью римской пропаганды периода империи было прославление императора как носителя идеи величия Римского государства. С повсеместным распространением имени и изображения одного человека формируется новая римская мифология и особый «визуальный» ритуал вла¬сти императора. Официальная портретная скульптура римских императоров представляет нам актуальные для них ценности, представление о том, что хорошо и правильно для этих людей как для правителей. Являясь одной из форм обоснования и утверждения власти, изображения демонстрируют преемственность правления, божественные или человеческие права на власть, широту полномочий и титулов верховного правителя. Император объединил в себе как черты победоносного полководца, так и образ подателя мира и процветания, с ним связывалась надежды на благосостояние и согласие в общине. Когда же культ императора утвердился официально, изображения римских правителей начали почитаться наравне с изображениями богов. Им сооружали храмы, приносили жертвы.
Восприятию величия изображённого лица способствовали как разнообразные приёмы идеализации облика, так и мифологические сюжетные отсылки, представление императоров с атрибутикой богов и героев. Имеет значение и размер, размещение скульптуры. Значительная часть статуй превышает человеческий рост, многие расположены на пьедесталах или в высоко расположенных нишах стен. Таким образом, в большинстве случаев даже сидящие статуи рассчитаны на взгляд снизу вверх. Этим они в значительной степени отличаются от частных портретных образцов, даже близких по технике и стилистике. Портреты частных лиц, выполненные примерно в размер натуры, располагались, по-видимому, в доступности, они были близки людям и естественны. В них ценилось умение не столько приукрасить и польстить, сколько схватить живое, характерное, ярко индивидуальное. В связи с этим, в портретах частных лиц мы в основном видим более глубокую психологическую характеристику.
Распространение портретов представителей власти имеет два взаимосвязанных направления. Во-первых, это послание от власти к подданным путём установления скульптур, соответствующих им построек, определения порядка поклонения. Во-вторых, установление прославляющих правителя изображений жителями той или иной местности в целях выражения признательности за какие-либо благодеяния, оказанные непосредственно им, или же в целом с выражением политического признания. Между двумя этими направлениями вряд ли мы увидим внешние различия, поскольку послание от жителей к императору основывалось на признании установленного властью порядка и, соответственно, выполнялось в целом по официальному образцу. Пояснения дают нам только эпиграфические свидетельства, когда они существуют вместе с изображением.
Для настоящего времени характерно всё возрастающее стремление историков не только реконструировать внешний ход событий, но и проникнуть в тайну рождения идей, выявить внутреннюю полемику и поиск, что определяет включение в активную разработку новых типов источников. Здесь, несомненно, большое значение приобретает интерес к письмам, запискам, мемуарам, а также всестороннее изучение искусства. Эти, наделённые значительной долей субъективности, материалы, помогают не столько зафиксировать то, что было вынесено напоказ, сколько попытаться прикоснуться к неофициальным суждениям и отношениям. Официальная портретная скульптура римских правителей представляется в этом свете неким компромиссом, выражая, с одной стороны, идеи государственной важности, будучи открытой и парадной, но при этом наделяясь качествами субъективного восприятия в большей степени, чем, например, хозяйственные документы и законодательные акты.
Предмет искусства можно рассматривать, с одной стороны, как любой другой археологический источник - анализируя место находки, расположение относительно других предметов, сохранность, материалы, из которых он изготовлен и прочие материально-технические характеристики. С другой стороны, предмет искусства несет в себе смысловую информацию - с помощью слов, красок, объемов он изображает явления и предметы, имевшие значение для его создателя. Разумеется, интерпретация произведений изобразительного искусства невозможна без комплексного изучения цивилизации, без работы с другими типами источников. Только разные типы источников, дополняя и поясняя друг друга, могут дать цельную и точную картину прошлых эпох.
Статуи императоров играют значительную роль при датировке другой скульптуры. Атрибуция и датировка императорских портретов во многих случаях представляется более простой, чем для портретов частных лиц. Это связано как с серийностью и широким распространением императорских статуй, так и с существованием близких по смыслу и иконографии изображений, например, на монетах. Таким образом, при исследовании портретов частных лиц, есть возможность сравнивать их стилистические и технические особенности с уже определёнными скульптурами императоров. При недостатке подходящих письменных свидетельств, датировка скульптуры может играть роль и при определении временной принадлежности окружающих находку предметов, даже архитектурных сооружений. Это обстоятельство имеет большее значение на территориях отдалённых римских провинций, где сохранилось мало письменных документов, зато археологические комплексы более цельные, чем на итальянских территориях. В Италии многие скульптуры были открыты в эпоху Возрождения и теперь не могут быть соотнесены с конкретным местом находки и, соответственно, архитектурным и скульптурным окружением.
Из утерянных нами пластов информации можно назвать также цветовую традицию оформления архитектуры и скульптуры. Мы достоверно знаем о раскраске по крайней мере части мраморных и иногда даже бронзовых статуй, о нередком использовании инкрустации в глазах металлических изваяний. Но более-менее точно представить себе полный вид таких скульптур мы сейчас не в состоянии. Соответственно, невозможно делать выводы о символике цвета в официальной скульптуре, если таковая имелась.
Считывание и интерпретация включённой в скульптуру символики может быть тем плодотворнее, чем с большим количеством образцов мы имеем дело. В единичных находках трудно отделить случайные черты от системных, запрограммированных. Если же есть образцы для сравнения, информация может стать яснее.
Императорская скульптура, наряду с частной, даёт наглядную информацию о некоторых вопросах римского быта: мода на причёски, особенности официальной гражданской одежды, обмундирование военачальника, популярная у представителей власти государственная, мифологическая, обережная символика. Никакие другие виды источников широко и ясно предоставить нам такую информацию не могут. Выделение символической информации, религиозной ориентации, социальных связей может быть непростым. Но, в связи с тем, что многие изваяния дополнены эпиграфикой, письменная и изобразительная информация взаимно дополняют друг друга, образуя цельный пласт понятий, выраженных одновременно разными способами, что упрощает их верное прочтение.



1. Античное искусство. Портреты римских императоров и их близких. [Электронный ресурс]: http://ancientrome.ru: сайт об истории Древнего Рима. URL: http://ancienttome.ru/art/artwork/index.httn7icH39 (Дата обращения: 27.05.2017).
2. Всеобщая история искусства под ред. Чегодаева, том 1 «Искусство древнего мира». М., 1956.
3. Памятники мирового искусства. Вып. 7. Искусство этрусков и древнего Рима. М.: Искусство, 1982.
4. Римский скульптурный портрет. М.: Искусство, 1975.
5. Искусство Восточного Средиземноморья I - IV веков. М.: Искусство,
1985.
П.Письменные источники:
1. Аврелий Виктор. Извлечения о жизни и нравах римских императоров. [Электронный ресурс]/Римские историки IV века. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997: http://ancientrome.ru: сайт об истории Древнего Рима. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/aur-vict/epitoma- f.htm (Дата обращения: 27.05.2017).
2. Аврелий Виктор. О цезарях. [Электронный ресурс]/Римские историки IV века. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997: http://ancientrome.ru: сайт об истории Древнего Рима. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1466000100 (Дата обращения: 27.05.2017).
3. Веллей Патеркул. Римская история. Книга II. [Электронный ресурс]: «Римская история» Веллея Патеркула / А. И. Немировский, М. Ф. Дашкова. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985.: http://ancientrome.ru: сайт об истории Древнего Рима. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425002000 (Дата обращения: 27.05.2017).
4. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. [Электронный ресурс]: Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Перевод М. Л. Гаспарова. Москва. Изд-во «Наука», 1993.: http://ancientrome.ru: сайт об истории Древнего Рима. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/suetonius/index.htm (Дата обращения: 27.05.2017).
5. Деяния божественного Августа. [Электронный ресурс]: «Римская история» Веллея Патеркула. Перевод М. Ф. Дашковой / Немировский А. И., Дашкова М. Ф. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985.: http://ancientrome.ru: сайт об истории Древнего Рима. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1316001000 (Дата обращения: 27.05.2017).
6. Публий Корнелий Тацит. Анналы. [Электронный ресурс]: Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том I. «Анналы. Малые произведения». Перевод А. С. Бобовича. Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993.: http://ancientrome.ru: сайт об истории Древнего Рима. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/index.htm (Дата обращения: 27.05.2017).
7. Публий Корнелий Тацит. История. [Электронный ресурс]: Корнелий
Тацит. Сочинения в двух томах. Том II. «История». Перевод и комментарий Г. С. Кнабе. Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993.: http://ancientrome.ru: сайт об истории Древнего Рима. URL:
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1343791057 (Дата обращения: 27.05.2017).
8. Плиний Младший. Панегирик императору Траяну. [Электронный ресурс]: http://ancientrome.ru: сайт об истории Древнего Рима. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1359363557 (Дата обращения: 27.05.2017).
9. Плиний Младший. Переписка с Траяном. Пер. В. С. Соколова. // вди. 1946. № 2.
Литература
1. Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. М.: Институт археологии РАН, 1995.
2. Барышников А. Е. Головы римских императорских статуй в реках Альбиона: к проблеме интерпретации источников. [Электронный ресурс] //«Античный мир и археология». Вып. 14. Саратов, 2010. С. 163—172.: http://ancientrome.ru: сайт об истории Древнего Рима. URL: http://ancientrome.ru/publik/article.htm7aH 349195923 (Дата обращения: 27.05.2017).
3. Бритова Н.Н., Лосева Н.М, Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. М.: Искусство, 1975.
..42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ