Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ДОСУГОВЫХ ЖУРНАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ

Работа №178817

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

книжное дело

Объем работы143
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЯ ДОСУГОВЫХ ЖУРНАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12
1.1. Понятие, классификация, типологические характеристики
досуговых журналов для детей 12
1.2. Психологические особенности чтения и восприятия детей 27
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ИЗДАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ
МЕСТО НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ 37
2.1. Формирование отечественной традиции издания журналов для детей 37
2.2. Принципы редакторской подготовки советских журналов для детей «Ёж», «Чиж» и
«Мурзилка» 48
2.3. Журналы для детей на современном отечественном журнальном рынке 57
ГЛАВА 3. РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ДОСУГОВЫХ ЖУРНАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 77
3.1. Критерии редакторского анализа современных досуговых журналов для детей
младшего и среднего школьного возраста 77
3.2. Анализ журнала «Ёжик» 82
3.3. Анализ журнала «Три кота» 86
3.4. Анализ журнала «Майнкрафт» 90
3.5. Анализ журнала «Непоседа» 94
3.6. Анализ журнала «3/9 царство» 99
3.7. Рекомендации по редакторской подготовке досуговых журналов для детей младшего
и среднего школьного возраста 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 111
Часть II. Редактура рукописи статей научно-практического журнала «Труды Академии технической эстетики и дизайна» 118
Часть III. Экономический расчет себестоимости издания «Труды Академии технической эстетики и дизайна» 175


Современная социокультурная ситуация отмечена стремительным изменением характера детского медиапотребления, во многом обусловленного влиянием цифровых технологий. Поколение Альфа — дети, родившиеся после 2010 года, — с первых лет жизни вовлечены в цифровую среду, что существенно трансформирует их когнитивные механизмы восприятия, формы взаимодействия с информацией и привычки в сфере потребления медийного контента. Согласно данным Института современных медиа (MOMRI, 2017) , уже к 3-5 годам 95% детей становятся активными пользователями цифровых ресурсов и начинают формировать собственные медиапредпочтения, оказывая влияние на семейные потребительские стратегии.
На этом фоне особое значение приобретает феномен печатных детских журналов, которые, вопреки ожиданиям, не утратили своей актуальности, а, напротив, обретают новую функцию — медиапосредническую. Они выступают связующим звеном между фрагментарной, визуально¬ориентированной культурой цифрового пространства и линейной структурой традиционного чтения. Такие издания способствуют формированию культуры вдумчивого восприятия текста, развивают навыки концентрации, логического мышления, словесного воображения и становятся пространством для совместной познавательной деятельности детей и взрослых.
Особую значимость в этом контексте приобретают досуговые журналы, ориентированные на младший и средний школьный возраст — периоды, в которых происходит активное становление читательской компетентности, закладываются основы устойчивых интеллектуальных интересов и эстетических предпочтений. Анализ публикаций, представленных на Всероссийском фестивале детских СМИ «Волшебное слово», показывает, что
наиболее успешные издания демонстрируют способность к гибкой адаптации, интегрируя традиционные редакторские подходы с элементами цифровых технологий и интерактивного взаимодействия.
Несмотря на количественное разнообразие детских периодических изданий — только в каталоге «Почты России» представлено более двухсот наименований — их содержательное и редакторское качество остаётся неоднородным. Современные досуговые журналы сталкиваются с рядом принципиальных проблем, обусловленных как изменением читательского восприятия, так и техническими и методологическими вызовами. В частности, наблюдается несоответствие между устоявшимися редакционными моделями и медиаповедением цифрового поколения, основанным на визуально- аудиальных и фрагментарных форматах. Одновременно ощущается дефицит теоретически обоснованных и практически применимых критериев оценки качества детских изданий, слабая интеграция достижений детской психологии, педагогики и медиатеории в процесс редакторской подготовки.
Кроме того, отставание в технологической сфере — в частности, недостаточное использование мультимедийных и интерактивных компонентов — снижает конкурентоспособность печатной продукции по сравнению с цифровыми развлечениями. Всё это обостряет проблему разработки современных редакторских стратегий, направленных на создание содержательно значимых, визуально привлекательных и медийно релевантных досуговых журналов, способных не только удовлетворить интересы детской аудитории, но и выполнять развивающую и воспитательную функции, соответствуя при этом ожиданиям родителей и педагогического сообщества.
В этих условиях актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа современного состояния детских досуговых журналов и выработки принципов их редакторской подготовки с учётом возрастных, медийных и культурных факторов.
Проблема исследования заключается в том, что современные досуговые журналы для детей младшего и среднего школьного возраста требуют разработки особых принципов редакторской подготовки, учитывающих влияние новых медиа и возрастные особенности их аудитории.
Цель исследования — выявить принципы редакторской подготовки современных досуговых журналов для детей младшего и среднего школьного возраста.
Объект: современные досуговые журналы для детей младшего и среднего школьного возраста.
Предмет: редакторская подготовка детских периодических изданий для детей младшего и среднего школьного возраста.
Гипотеза: эффективная редакторская подготовка современных досуговых журналов для детей младшего и среднего школьного возраста требует учета возрастно-психологических особенностей восприятия и влияния цифровых медиа, обеспечивая баланс образовательной и развлекательной функций через адаптированный контент и интерактивные форматы.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. Определить типологические особенности досуговых журналов для детей и выявить возрастные особенности восприятия младших и средних школьников.
2. Исследовать историю и эволюцию отечественных детских журналов, включая развитие редакторских принципов.
3. Провести анализ современного рынка досуговых журналов для детей младшего и среднего школьного возраста.
4. Разработать критерии и выполнить редакторский анализ современных детских журналов.
5. Сформулировать рекомендации по улучшению редакторской подготовки досуговых изданий для данной возрастной аудитории.
Методы исследования: анализ, синтез, описание, сравнение, обобщение, структурно-типологический, функциональный, системный, анализ сегмента книжного рынка, редакторский анализ.
Материалом исследования выступают наиболее популярные и распространенные на сайте «Почта России» досуговые журналы для младших и средних школьников:
• «Ёжик» (от 5 до 12 лет);
• «Три кота» (от 3 до 8 лет);
• «Майнкрафт» (от 7 до 14 лет);
• «Непоседа» (от 7 до 10 лет);
• «3/9 царство» (от 5 до 11 лет).
Разнообразное содержание, удобный формат и способность к постоянной адаптации — важнейшие характеристики детских журналов, обеспечивающие их востребованность и устойчивое присутствие на рынке. Характеризуя историю вопроса, следует отметить специфику становления этого вида изданий: детский журнал исторически сформировался на основе детской литературы, которая, в свою очередь, восходит к книгам, первоначально адресованным взрослой аудитории. Обзор научной литературы по теме исследования представлен источниками, сгруппированными по их проблемно-тематической направленности. В первую очередь внимание уделяется изучению самого вида издания. Э. В. Гольцева впервые выделила досуговые издания как самостояльный вид , а Г. В. Холодных в «Особенностях изданий для досуга: книговедческий и редакторский аспект» развил и дополнил её концепцию. Г. Л. Капустина в работе «Современная детская газета как тип издания» существенно расширила это направление, предложив комплексную типологию детских периодических изданий на основе функционально-целевого назначения и читательского адреса.
Углубляясь в тему и изучая журнал как вид печатного издания, в первую очередь стоит обратить внимание на его типоформирующие признаки. А. И. Акопов в «Методике типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов)» , выделяет основные, однако позже они были дополнены М. В. Шкодиным в «Системе средств массовой информации как фактора общественного диалога» . Совместный труд М. В. Шкодина, О. А. Воронова и Л. Л. Реснянской «Типология периодической печати» систематизировал эти подходы, предложив многоуровневую классификацию по технологическим, экономическим и аудиторным параметрам.
Затем внимание было сосредоточено на анализе психовозрастных особенностей целевой аудитории детских журналов. Теоретической основой послужил фундаментальный труд Л. С. Выготского «История развития высших психологических функций» , однако обобщённое описание механизмов психического развития, представленное в нём, требует дополнения более конкретными данными. Для более глубокого и прикладного осмысления вопроса были привлечены следующие источники «Возрастной психологии. Феноменологии развития» В. С. Мухиной и исследованию Г. К. Пуриновой и Е. В. Задорновой «Социологическое исследование основных функций детской периодической печати в XXI в.» , где авторы не только анализируют возрастные особенности, но и выделяют ключевые функции современных изданий.
Важным аспектом исследования является теоретическая основа редакторского анализа. Использовались как фудаментальные источники «Редакторская подготовка изданий» С. Г. Антоновой, так и специальные — «Редакторская подготовка издания для детей» Д. П. Зылевич. Особый вклад в понимание современных редакторских стратегий внесла Н. И. Маругина в работе «Организация дискурса современных детских и детско-юношеских журналов в российской системе медиаобразования» , где подробно анализируются коммуникативные практики взаимодействия с юной аудиторией.
Для понимания исторической эволюции детской периодики ключевое значение имеет исследование Е. В. Вологиной «Становление детской периодики в России: трансформация издательской модели» , прослеживающее изменения редакционных концепций от XIX века до современности. В контексте цифровой трансформации особый интерес представляет работа С. А. Петровой «Детский сетевой журнал в Рунете: становление, проблемы, методы организации» и Н. Л. Кулаковой «Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов» , дополняющие традиционную типологию новыми медийными форматами.
Теоретическая значимость работы заключается в подробном рассмотрении понятия «журнал для детей», современной организации структурной и содержательной сторон досугового журнала, психологических особенностей младших и средних школьников и исследовании классификаций. Подготовленная теоретическая база может стать основой для будущих исследований.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования её в издательской практике при редакторской подготовке журнала для детей.
Изучение детских журналов, выпускающихся в 2020-е годы, систематизация характеристик периодических изданий для детей и разработка принципов редакторской подготовки на основе полученных данных, позволяющих привлечь и удержать внимание ребенка, определяют новизну нашей работы.
Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой достижения поставленных цели и задач и включает введение, три главы и заключение. Во введении обосновываются актуальность темы, формулируются объект и предмет, цели и задачи исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость, а также обозначается исследуемый материал и принципы его отбора.
Первая глава посвящена понятию детского досугового издания: рассматриваются ключевые понятия, типологические характеристики, жанровое разнообразие и структура. Уделено внимание психовозрастным особенностям восприятия младших и средних школьников как целевой аудитории. Кроме того, выделены ключевые темы, визуальные особенности и коммуникативные стратегии, применяемые в современных детских изданиях.
Во второй главе раскрывается эволюция редакторской стратегии детской периодики: от первых дореволюционных журналов до актуального состояния отрасли. Анализируются ключевые этапы развития, связь редакторских подходов с социально-культурными контекстами, а также современные тенденции в дистрибуции, цифровизации и маркетинге детских журналов, включая формы государственной поддержки.
Третья глава содержит сравнительный редакторский анализ пяти современных журналов для детей младшего и среднего школьного возраста. Оцениваются содержание, визуальное решение, интерактивность, тематическая направленность и соответствие возрастным особенностям аудитории. На основе анализа формулируются обобщённые выводы и редакторские принципы подготовки детских досуговых изданий.
В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются основные результаты и обозначаются перспективные направления дальнейших разработок в области детской журнальной периодики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило всесторонне рассмотреть особенности редакторской подготовки современных досуговых журналов, адресованных детям младшего и среднего школьного возраста. На основании анализа научных источников, типологических характеристик периодических изданий, а также с опорой на результаты собственного комплексной оценки содержания можно сделать вывод о том, что специфика подготовки таких изданий определяется не только общими принципами редактирования, но и необходимостью учитывать психологические, педагогические и возрастные аспекты детского восприятия.
В рамках исследования была достигнута основная цель — выявление типологических признаков и формулировка редакторских подходов, актуальных для изданий досугового профиля. Последовательно решались поставленные задачи: были рассмотрены этапы развития детской периодики, особенности психовозрастного восприятия информации младшими и средними школьниками, проведен редакторский анализ конкретных журналов, среди которых «Ёжик», «Три кота», «Непоседа», «Майнкрафт», «3/9 царство». Исследование охватывало как содержательные, так и визуальные, композиционные параметры. Это позволило выявить сильные и слабые стороны изданий и обобщить принципы, обеспечивающие успешную редакторскую подготовку: соответствие тематического наполнения возрастным особенностям, логичность структуры, уместное использование комбинированных текстов, высокое качество графического оформления и создание условий для интерактивного взаимодействия с читателем.
Таким образом, все поставленные в исследовании задачи были решены в полном объеме, что подтверждает соответствие полученных результатов цели работы. Последовательность анализа, переход от теоретического обзора к практическому применению разработанных критериев, а также структурированность выводов обеспечили научную целостность и достоверность исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанных в исследовании принципов редакторской подготовки в деятельности редакторов, издателей и авторов, занятых созданием детских печатных изданий. Кроме того, предложенные критерии оценки могут быть использованы как методическая база в обучающих программах, направленных на подготовку специалистов в области детской журналистики. Результаты исследования позволяют выстраивать эффективную редакционную стратегию при создании детских журналов, способствующую развитию интереса к чтению, формированию культурных и познавательных установок у подрастающего поколения.
Полученные данные могут быть применимы не только в контексте традиционных печатных форматов, но и при адаптации редакторской практики к современным цифровым и мультимедийным средам. Это делает исследование актуальным в условиях трансформации, когда привычные форматы детской периодики всё чаще интегрируются с цифровыми платформами.
Перспективные направления дальнейшего научного поиска включают в себя углубленное изучение подходов к редактированию досуговых изданий других сегментов (литературно-художественный, научно-популярный, информационно-публицистический). Представляет интерес и сравнительное исследование практик подготовки отечественных досуговых детских изданий с зарубежными, что может способствовать выявлению универсальных и культурно обусловленных редакторских стратегий.
В завершение следует отметить, что редакторская подготовка досуговых журналов для детей — это не просто техническая задача, а сложный междисциплинарный процесс, требующий глубокого понимания возрастной психологии, СМИ. Проведенное исследование подтвердило необходимость системного подхода в данной области и обозначило векторы, по которым может развиваться как теория, так и практика детской периодики в современном информационном пространстве.



2. Детское чтение для сердца и разума. — М., 1785. Ч. 3. № 27-40. — 208 с.
3. Детское чтение для сердца и разума. — М., 1785. Ч. 1. № 1-13. — 170 с.
4. Ёжик : детский журнал. — Санкт-Петербург : Пресс-Курьер, 2025. — № 5 (119). — 32 с.
5. Майнкрафт : детский журнал. — М. : ИД Лев, 2025. — № 3 (48). — 42 с.
6. Непоседа : газета. — Смоленск : Юнилайн, 2025. — № 10 (580). — 28 с.
7. Три кота : детский журнал. — М. : ИД Лев, 2025. — № 5 (99). — 26 с.
8. 3/9 царство : детский журнал. — Смоленск : Юнилайн, 2025. — № 5 (235). — 28 с.
Официально-нормативные документы
9. ГОСТ 7.0.60-2020. Издания. Основные виды. Термины и определения. —
URL: https://docs.cntd.ru/document/1200175699 (дата обращения:
18.12.2023).
10. ГОСТ 34860-2022. Издания книжные и журнальные для детей и
подростков. Методы контроля. — URL:
https://allgosts.ru/01/140/gost 34860-2022 (дата обращения: 18.12.2023).
11. ГРАНТ. Закон СССР от 12 июня 1990 г. №1552-1 «О печати и других
средствах массовой информации». — URL:
https://base.garant.ru/6321206/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/ (дата обращения: 05.05.2024).
12. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева. — М. : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций,
2020. — 123 с.
13. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева. — М. :
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций,
2021. — 130 с.
14. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева. — М. : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, 2022. — 93 с.
15. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева. — М. : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, 2023. — 103 с.
...62

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ