ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 5
1.1 Физическое качества и их значение для человека 5
1.2 Силовые качества в физической подготовке обучающихся средней школы.. 8
1.3 Пауэрлифитнг, как эффективное средство развития силовых качеств у обучающихся в школе 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Организация и этапы исследования 21
2.2 Методы и результаты исследования 22
ГЛАВА 3. КОМЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПАУЭРЛИФТИНГА 36
3.1 Силовая подготовка в пауэрлифтинге 36
3.2 Методы развития специальных физических способностей 49
3.3 Теоретический и статистический анализ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность. Каждый человек обладает определенными физическими возможностями. Они реализуются в определенных движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Сила является основополагающим физическим качеством человека. Сила в пауэрлифтинге важна тем, что этот спорт направлен на поднимание максимально возможного веса снаряда на одно повторение. Многие исследования показывают, что развитие силовых способностей благоприятно сказывается на развитие организма и его адаптации к неблагоприятным условиям окружающей среды. Поэтому можно сказать, что занятия пауэрлифтингом благоприятно сказываются на состоянии организма в целом. С каждым годом этот спорт становится все более популярнее, о чем свидетельствует постоянно растущее число стран принимающих участие в международных соревнованиях. В отличие от тяжелой атлетики, где вес поднимается в основном за счет скоростно-силовых качеств человека, то в пауэрлифтинге во всех трех упражнениях выполняется чисто за счет силовых способностей. Общая задача в тренировочном процессе пауэрлифтинга это развитие силы.
Цель исследования: Теоретически обосновать и разработать комплексы упражнений развития силовых качеств у обучающихся средней школы на основе средств пауэрлифтинга. И проверить их результативность в педагогическом эксперименте.
Объект исследования: Физическое воспитание обучающихся средней школы.
Предмет исследования: Комплексы упражнений развития силовых качеств у обучающихся средней школы на основе применения средств пауэрлифтинга.
Гипотеза исследования: Если разработать и внедрить в физическое воспитание обучающихся средней школы, комплексы упражнений развитие силовых качеств, на основе использования средств пауэрлифтинга, то это позволит повысить общий уровень физической подготовленности обучающихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплексы упражнений развития силовых качеств у обучающихся средней школы на основе средств пауэрлифтинга
3. В педагогическом эксперименте проверить результативность разработанных комплексов упражнений.
Научная новизна исследования: Обоснованы разработаны апробированы в педагогическом эксперименте комплексы упражнений развития силовых качеств у обучающихся средней школы средствами пауэрлифтинга.
Практическая значимость исследования: Разработаны методические рекомендации развития силовых качеств у обучающихся средней школы средствами пауэрлифтинга на уроках физической культуры.
Сила характеризуется, как способность человека преодолевать внешнее сопротивление путем мышечных усилий. Силовые способности - совокупность различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Силовые способности проявляются через какую либо деятельность. На их проявление оказывают влияние различные факторы, в каждом индивидуальном случае оно различное, в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их выполнения, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально- нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
Для тренировки силовых способностей используют разнообразные упражнения с гантелями, весом собственного тела в тренажерном зале. Они различаются по воздействию на организм и количеству задействованных двигательных единиц (мышечные группы, суставы) и подразделяются на: основные упражнения (в работе задействовано несколько мышечных групп и суставов) и изолирующие (одна мышца, один сустав). Основными методами являются: метод максимальных усилий, метод повторных усилий, метод воспитания силовой выносливости с использованием непредельных отягощений. Пауэрлифтинг является соревновательным видом спорта и долгие годы методики тренировок разрабатывались под задачи соревнующихся спортсменов. Основная итоговая цель тренировок - показать наилучший результат в максимальном усилии на 1 повторение в приседаниях со штангой, жиме штанги лежа, становой тяге. Для этого используется несколько периодов: подготовительный, тренировочный и соревновательный. Такие методики давно зарекомендовали себя, на них выросло не одно поколение успешных спортсменов разрядников.
Возраст 18-21 лет характеризуется высоким природным ростом силовых способностей и хорошим временем для их дополнительной тренировки. Для сравнения в ходе эксперимента была взята классическая методика, как эффективный и проверенный метод развития силы, и составлена общеразвивающая программа в рамках пауэрлифтинга, ориентированная на более обширный охват силовых способностей с разделением на большее количество периодов, с меньшим упором на соревновательные движения. Побуждением к исследованию послужило предположение, что более универсальная методика (не сосредоточенная на соревновательной деятельности школьника, но и не отрицающая таковую), уравновешивающая прикладное значение соревновательных движений и общего развития силовых способностей в целом, а так же мышечного развития оптимально подойдет для детей старшего школьного возраста.
Исходя из данных проведенного эксперимента можно сделать заключение, что обе методики занятий пауэрлифтингом принесли положительный результат, и могут применяться для развития силовых способностей. Экспериментальная группа занимавшаяся по методике с классическим и авторским подходом получила ярко выраженный прирост в соревновательных упражнений. Значительно улучшила результаты упражнений из школьной программы. Контрольная группа, занимавшаяся по методике с общеразвивающим подходом, показала меньшие результаты в соревновательных упражнениях (около 10%), в сравнении с экспериментальной группой....
1. Авсиевич, В. Н. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста / В. Н. Авсиевич // Молодой ученый. - 2016. - № 3. - С. 1018 - 1021.
2. Акопян, А. О. Методы исправления характерных ошибок соревновательных упражнений в пауэрлифтинге / А. О. Акопян, В. А. Панков, Е. С. Тришин // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 5. - С. 13¬14.
3. Башкин, В. М. Изменение взрывной мышечной силы в зависимости от выполненной тренировочной нагрузки / В. М. Башкин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6. - С. 16 - 19.
4. Беланов, А. Э. Особенности тренировочного процесса студентов, занимающихся пауэрлифтингом / А. Э. Беланов, А. Э. Крупко // Культура физическая и здоровье.-2011. - №5. - С. 38 - 40.
5. Белых, Б. А. Разработка модели силовой подготовки спортсменов на основе моделирования / Б. А. Белых // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Международной науч. - практ. конф. - Иркутск: Восточно - Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. - 2015. - С. 314 - 317.
6. Бельский, И.В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг / И.В. Бельский. - Минск: Вида¬Н, 2003. - 351 с.
7. Беляев, А.Д. Силовой жим лежа / А.Д. Беляев // Пауэрлифтинг. - [Электронный ресурс]. - 2007а. - Режим доступа: http://bodybilding.info/raznoe/text/ silovoi-zhim-lezha. html.
8. Беляев, А.Д. Силовые приседания / А.Д. Беляев // Пауэрлифтинг.
9. [Электронный ресурс]. - 2007б. - Режим доступа: http://bodybilding.info/raznoe/text/silovye-prisedaniya.html
10. Беляев, А.Д. Становая тяга / А.Д. Беляев // Пауэрлифтинг. - [Электронный ресурс]. - 2007в. - Режим доступа: http://bodybilding.info/raznoe/text/stanowaya-tayga.html.
11. Беставишвили, Т. Разумный фитнес: книга / Т. Беставишвили. Прага: AnimediaCompany, 2013. - 274 с.
12. Васин, С. Г. Сбалансированное питание спортсмена - пауэрлифтера / С. Г. Васин // Инновационная наука. - 2016. - № 3. - С. 111 - 116.
13. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. - Москва: Советский спорт, 2013. - 216 с.
14. Витун, В. Г. Силовая подготовка студентов в процессе высшего образования: учеб.пособие / В.Г. Витун, М.И. Кабышева. - Оренбург : ОГУ, 2014. - 110 с.
15. Возрастная физиология. Учебное пособие для студентов по направлению подготовки 49.03.01 - Физическая культура. Квалификация (степень) «Бакалавр» / Авторы-составители Н.С. Коломийцева, Н.Х. кагазежева, Т.Г. Петрова. - Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. университета, 2017. - 183 с....(73)