Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ

Работа №178803

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ 8
1.1. Понятие и сущность самооценки умственно отсталых
подростков 8
1.2. Психологические особенности умственно отсталых подростков 11
1.3. Подходы к изучению самооценки умственно отсталых подростков с
высоким уровнем агрессии 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 27
2.3. Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной
самооценки среди умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии и оценка ее эффективности 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 52


Актуальность проблемы исследования. Изучение особенностей психокоррекционной работы, направленной на коррекцию самооценки у подростков с умственной отсталостью, имеющих высоких уровень агрессии, является актуальным. Подростки с умственной отсталостью, как особая категория населения, находятся в сложном положении, поскольку многие из них не принимают своего состояния, не могут объективно оценить себя и свои качества. В результате могут возникать трудности в общении со сверстниками, родителями, педагогами и окружающими людьми. Общество чаще всего отказывается принимать умственно отсталых людей. Для умственно отсталых подростков является особенно важным принятие их социальными группами и обществом в целом. Неадекватная самооценка оказывает влияние на всю личность, в том числе и на уровень агрессии. Недостаток эмпирических данных, демонстрирующих методы и технологии работы с самооценкой умственно отсталых подростков, вызвал особый интерес к разработке данного вопроса.
Л.В. Бороздина определяла самооценку как «личностное суждение о собственной ценности, которое отражает чувство самоуважения индивида, ощущение собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу Я». Для понимания агрессии рассмотрели определение Р. Бэрона, Д. Ричардсона: «агрессия - форма поведения, которая нацелена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает подобного обращения».
Отечественные психологи Т.Г. Румянцева, И.Б. Бойко понимают агрессию как форму социального поведения, которое осуществляется в контексте социального взаимодействия.
Изучением самооценки занимались Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. И. Чеснокова, А. Г. Спиркина, В. В. Столин, И. С. Кон, У. Джеймс, Р. Бернс и др.
В трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона определена роль самооценки в сохранении целостности личности. Благодаря таким исследователям, как У. Джеймс, А.В. Захаров, В.А. Ядов и др., предложена структура самооценки личности, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Многофункциональность самооценки
(регуляторная, интерпретационная, защитная, проективная и т.д.) раскрыта в работах Т.В. Архиреевой, Р. Бернса, Е.И. Исаева, Д.И. Фельдштейна и др. Самооценка формируется под влиянием различных социальных факторов, что позволяет говорить о ее индивидуальных и возрастных особенностях (А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Ю.И. Фролов).
Исследованием самооценки в подростковом возрасте занимались такие ученые, как Р. Берне, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.И. Липкина и др. Это вызвано тем, что в подростковом возрасте актуализируется процесс развития «Я» личности, обусловленный усилением значимости для нее процессов самопознания, самосовершенствования, поиска смысла жизни. На формирование самооценки подростка, еще недостаточно четко осознающего свой «образ Я», в значительной мере влияет социальная среда, прежде всего - среда сверстников.
Проблемой анализа причин агрессии в своих занимались отечественные ученые: Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.Б. Бойко, Д.И. Фельдштейн и др.
Изучение агрессии в подростковом возрасте в значительной мере связано с тем, что в этот период определяются те способы психосоциальной адаптации, которые становятся характерными для индивида в течение всей последующей жизни. Отсутствие адекватных способов реагирования в различных ситуациях может привести к закреплению неконструктивных, неблагоприятно отражающихся на психоэмоциональном благополучии подростка форм поведения, и даже вызвать негативные изменения на личностном уровне (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.Н. Петрунек, Л.Н. Таран).
Однако, при всем многообразии исследований в современной западной и отечественной психологии, ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы агрессивного поведения.
В последние годы научный интерес к вопросу исследования агрессии существенно возрос. Это связанно с тем, что именно в подростковом возрасте происходит не только коренная перестройка физических и психологических структур, но и возникают новые образования, определяется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Зачастую подростки, которые имеют умственную отсталость, не способные объективно оценить себя и свои качества, проявляют агрессию, вследствие чего у них возникают трудности в общении со сверстниками и окружающими людьми.
Проблема исследования: какова специфика коррекции самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии?
Цель исследования: коррекция самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Объект исследования: самооценка умственно отсталых подростков.
Предмет исследования: коррекция самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Гипотезы исследования: 1) умственно отсталые подростки с завышенным и заниженным уровнем самооценки отличаются высоким уровнем агрессии; 2) коррекция самооценки способствует снижению агрессии умственно отсталых подростков.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную психологическую литературу по вопросу исследования самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии;
2) изучить особенности самооценки и уровень агрессии умственно отсталых подростков;
3) определить специфику психокоррекции самооценки умственно
отсталых подростков с высоким уровнем агрессии;
4) разработать, реализовать и оценить эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Теоретико - методологическая основа исследования:
1) принцип анализа личности в ее становлении: (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский); 2) теория аффективной организации поведения (В.В. Лебединский, О. С. Никольская, М. М. Либлинг); 3) изучение агрессии и агрессивных тенденций - З. Фрейд (психоаналитический подход); 4) «Я - концепция» (Л. И. Божович, И. С. Кон, Р. Берне).
Методы исследования: библиографический, эмпирические (беседа, наблюдение, психодиагностический метод), качественная обработка данных, методы математической статистики (математико-статистическая обработка данных с использованием критерия Колмогорова-Смирнова, критерия корреляции Пирсона, дисперсионного анализа на основе статистического пакета SPSS 21).
Методики исследования: Методика «Какой Я?» (Р.С. Немов); Фрейбургская анкета агрессивности; Проективная методика «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич).
База исследования: МБОУ «Основная образовательная школа №14 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Губкин. В исследовании принимали участие подростки 7 - 9 классов, в количестве 30 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, чтобы привлечь внимание исследователей к проблеме коррекции неадекватной самооценки умственно отсталых подростков, имеющих высокий уровень агрессии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практического инструментария в виде коррекционно-развивающей программы для работы по повышению самооценки у подростков, имеющих умственную отсталость и высокий уровень агрессии.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, списка литературы, включающего 69 наименований, 4 приложения, 3 таблицы и 7 рисунков. Объем работы 52 страницы машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подростки с умственной отсталостью чаще всего не принимают своего состояния и не могут объективно оценить себя и свои качества. Поэтому у них могут возникать трудности в общении. Недостаток конкретных способов работы с самооценкой умственно отсталых подростков вызвал особый интерес к разработке именно этого вопроса.
Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которая отражает чувство самоуважения индивида, ощущение собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу «Я». (Л. В. Бороздина).
«Агрессия как форма поведения, которая нацелена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает подобного обращения», - определяли Р. Бэрон и Д. Ричардсон. Отечественные психологи Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое осуществляется в контексте социального взаимодействия.
Исследование проводилось на подростках, имеющих умственную отсталость, с целью коррекции самооценки и снижения уровня агрессии.
В процессе исследования рассмотрены работы зарубежных и отечественных ученых, посвящённые проблематике самооценки и факторов её определяющих, анализу причин агрессии умственно отсталых подростков и способах ее коррекции.
В начале исследования предполагалось, что: 1) умственно отсталые подростки с завышенным и заниженным уровнем самооценки отличаются высоким уровнем агрессии; 2) коррекция самооценки способствует снижению агрессии умственно отсталых подростков. Гипотезы исследования подтвердились. Имеющиеся различия статистически доказаны.
Подростки с умственной отсталостью, у которых была выявлена завышенная самооценка, показали высокий уровень агрессии.
Высокий уровень агрессии обнаружен у подростков с умственной отсталостью, имеющих заниженный уровень самооценки.
У респондентов с нормативным уровнем самооценки уровень агрессии оказался также в норме. Завышенный и заниженный уровни самооценки считаются неадекватными.
Благодаря проведённому исследованию, обнаружена положительная связь между высокой самооценкой и агрессией (г = 0,43; р<0,05), между низкой самооценкой и высоким уровнем агрессии (r=0,876, p=0,001). Если принимать тот факт, что высокий и низкий уровни самооценки являются неадекватными и, в некоторой степени, связаны с повышением агрессии в поведении подростков, то в этом случае необходимо проводить коррекционную работу. Именно эти статистически значимые показатели позволили продолжить исследование коррекции самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Полученные результаты позволили разработать коррекционно-развивающую программу по формированию адекватной самооценки среди умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии. Целью программы является формирование адекватной самооценки среди умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Значимость проведённого исследования о влиянии самооценки на высокую агрессию подтвердилась, удовлетворив оба условия экспериментального плана: 1) различия между О1 и О2 значимы Цнабл = 35,8 > Цкр = 4), а между О3 и О4 - незначимы Цнабл = 0,003 > Цкр = 3,05); 2) различия между О2 и О4 значимы (Цнабл = 17,4> Цкр = 4,17).
Следовательно, между неадекватной самооценкой подростков с умственной отсталостью и уровнем агрессии существует связь. Снижения уровня агрессии можно добиться с помощью проведения коррекционно-развивающей программы, направленной на коррекцию самооценки.
Коррекционно-развивающая программа апробирована на подростках, имеющих умственную отсталость, и показала положительные результаты, так как были отмечены тенденции в изменении уровня самооценки и снижении уровня агрессии.
Данная программа передана психологу и социальному педагогу школы для дальнейшего её использования на других подростках.
После разработки и реализации коррекционно-развивающей программы, педагогам и родителям были даны ряд рекомендаций.



1. Аверина, Е.А. Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы / Е.А. Аверина // Вестн. Том. гос. ун-та. - Философия. - Социология. - Политология. -2016. -№ 1 (13). - С. 24-31.
2. Алексеенок, А.А. Инвалиды в структуре российского общества / А.А. Алексеенок, А.Ю. Домбровская. - Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1. - Ч. 3. - С. 667-701.
3. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Алабьева - М.: Сфера, 2003. - 23с.
4. Ананьев, Б.Г. О психологических эффектах социализации //Человек и общество / Б.Г. Ананьева, Л.И. Спиридонова. - Л.,Ч. - 1971. - С. 245-260.
5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - 2ое изд. - СПб.:Питер, 2001. - 263с.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 373с.
7. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребёнок и самооценка / К. Аспер. - М.: Добросвет, 2015. - 366 с.
8. Баймухаметова, В.Р. Использование методов арттерапии на
формирование адекватной самооценки младших школьников [Электронный ресурс]. / В.Р. Баймухаметова, Е.В. Николаев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 43. - С. 327¬332. - URL : http://ekoncept.ru/2016/76486.htm (дата обращения: 04.05.2018).
9. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека /Ф.Б. Березин // - Л.; Наука, 1988. С. 265.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
11. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей / Н.Ю. Борякова. - М.: Астрель, 2008. - 222 с.
12. Бреслаев, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслаев. - М.: АСТ, 2005. - 263 с.
13. Бретт, Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей / Д. Бретт; пер. с англ. Г. А. Павлова. - М.: Класс, 2009. - 224 с.
14. Булгаков, А.В. Психологические механизмы межгрупповой социальной адаптации /А.В. Булгаков// Организационная психология. - 2013. - Т. 3. - №1. - С. 46-77.
15. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2005. - 351 с.
16. Васильева, И.Ю. Книга сказочных игр / И.Ю. Васильева // - СПб.: Речь,2010.- 87 с.
17. Васильева, И.Ю. Волшебная книга игр / И.Ю. Васильева //. - СПб.: Речь, 2010. - 96 с.
18. Векилова, С.А. История психологии: конспект лекций / С.А. Векилова. - М.: АСТ, 2005. - 106 с.
19. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - С. 11.
20. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.:
Союз, 2004. - С. 257-321.
21. Выготский, Л.С. Педагогическая психология //Л.С. Выготский. - М.:
АСТ, 2008. - 164 с.
22. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т. В. Галкина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 399 с.
23. Гроф, С. За пределами мозга / Пер. с англ. А. Андрианова, Л. Земской, Е. Смирновой под общей ред. А. Дегтярева. - 2-е изд. - М., 1993. - 211 с.
24. Гусев, А.Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии: Учеб. пособие для студентов факультетов психологии вузов. - М.: Учеб.- метод. коллектор "Психология", 2000. - 133 с.
25. Гусева, Т.И. Психология личности. Конспект лекций / Т.И. Гусева, Т.В. Каратьян. - Издательство: Эксмо, 2008. - 160 с.
26. Добровольская, Т.А. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? // Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. - 1992. - № 9. - С. 35-38.
27. Добровольская, Т.А. Социально-писхологические особенности инвалидов и здоровых // Социологические исследования. №1. - 1993. - С. 17.
28. Домбровская, А.Ю. Формирование социального поведения людей с ограниченными возможностями средствами массовой информации в Орловской области / А.Ю. Домбровская // Известия Тульского госуниверситета. - Сер. Связи с общественностью. Реклама. - Вып. 1. - 2006. - С. 38-44.
29. Дудковская, О.А. Особенности самооценки детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста / О.А. Дудковская, Н.Н. Шельшакова. - М.: Речь, 2005. - 324 с.
30. Джери, Д. Большой толковый социологический словарь. /Д. Джери. - М.: Вече Аст, 1999. - Т. 1-2 (А-О, П-Я). - 544 с.
31. Захарова, Г.И. Теория и методика психологического тренинга: учебное пособие / Г.И. Захарова. - Челябинск: ЮУрГУ, 2008. - 44 с.
32. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
33. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 391с.
34. Капитанец, Е. Г. Исследование самооценки у младших подростков с ЗПР // Е.Г. Капитанец, Е.И. Панарина / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 22-27.
35. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / В.П. Зинченко, Ю.М. Жукова. - Спб.: «Лениздат», 1992. - 708 с.
36. Квасенко, А.В. Психология больного / А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев. - Л., 1980. - С. 32-33.
37. Козлов, Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии: словарь / Н.И. Козлов. - М. : Эксмо, 2014. - 752 с.
38. Кондрашихина, О.А. Опросники в психологической диагностике / О.А. Кондрашихина. - Севастополь, 2007. -199 с.
39. Костюк, А.В. Изучение реакции на свое имя у нейротипичных детей и детей с расстройством аутистического спектра / А.В. Костюк // Специальное образование. - 2015. - № 4. - С. 52-59.
40. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с.
41. Крылова, Т.А. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны». Программа эмоционально-волевого развития детей // Т.А. Крылова, А.Г. Сумарокова. - СПб.: Речь, 2011. - С. 35-41.
42. Лебедева С.С. Актуальные проблемы образования инвалидов как средства их социальной адаптации // Образование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы / Сост. С.С. Лебедева. - СПб., 1998. - С. 5.
43. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2008. - 401 с.
44. Леонтьев, А.Н. Биологическое и социальное в психике человека /А.Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. -4-е издание. -М.: Смысл, 1991. - 354 с.
45. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
46. Маслова, Е.А. Психологическая природа самооценки / Е.А. Маслова. - М.: Феникс, 2010. - 180 с.
47. Молчанова, О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие / О.Н. Молчанова. - М.: Флинта, 2010. - 255 с.
48. Назаревич, О.С. Технология формирования адекватной самооценки умственно отсталых учащихся / О.С. Назаревич // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1 (17). - С. 177-181.
49. Намазбаева, Ж.И. Экспериментальное исследование психологического здоровья учащейся молодежи / Ж.И. Намазбаева, А.Б. Садыкова // Психология обучения. - 2012. - № 2. - С. 46-54.
50. Наследов, А.Д. SPSS 15 профессиональный статистический анализ данных/ А.Д. Наследов // СПб.: Питер, 2008. - 413 с.
51. Онлайн версия Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, принятой 43- ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения с изменениями и дополнениями ВОЗ 1990-2018 гг. [Электронный ресурс]. - URL : http://mkb-10.com/(дата обращения: 03.08.2018).
52. Папшева, Л.В. Арт-терапевтические методы и техники в социально-психологическом тренинге / Л.В. Папшева // Известия Саратовского университета. - Новая серия. Серия Акмеология образования. - Психология развития. - 2012. - № 3. - С. 41-43.
53. Пашукова, Т.И. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие. / Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. - М., 1996 - 211 с.
54. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебн. пособие / Д.Я. Райгодский. - Самара, 2001. - 158 с.
55. Райгородский, Д.Я. Практическая психология. Методики и тесты / Д.Я. Райгодский. - Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М", 2009. - 204 с.
56. Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. - СПб.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2008. - 241 с.
57. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. - М.: Михайлов,
2011. - 147 с.
58. Розанова, В.Г. Изучение психического развития аномальных детей (совм. с А.П. Гозовой, В.И. Лубовским, В.Г. Петровой) // Дефектология. - №6. - 1983. - С. 21.
59. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект /М.В. Ромм. - Новосибирск: Наука, 2002. - 275 с.
60. Скоробогатова, Н.В. Теоретико-методологические подходы к изучению
психики детей с нарушением интеллекта: коллект. моногр. / Шадр. гос. пед. ин-т ; под общ. ред. Н.В. Скоробогатовой, Н.Л. Лихачевой. -
Шадринск: Шадринский Дом Печати (Каргапольский фил.), 2015. - 279 с.
61. Скотарева, Е.М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико - методический аспект: учебное пособие для студентов психологических специальностей / Е.М. Скотарева. - Саратов: Издательство «Юрайт», 2015. - 173 с.
62. Смирнова, А.А. Психолого-педагогическая коррекция самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования / А.А. Смирнова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - № 4 (апрель). - 2018. - С. 11-15.
63. Стукань, А.Е. Внешние факторы формирования и развития самооценки в младшем школьном возрасте / А.Е. Стукань. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», - 2016. - С. 134-137.
64. Удодов, А.Г. Коррекционно-воспитательная работа по формированию самооценки умственно отсталых подростков / А. Г. Удодов.- Москва, 2014. - 164 с.
65. Уханова, А. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка / А. Уханова. - СПб.: Речь. - 2011. - 255 с.
66. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я /О.В. Хулаева. - М.: «Генезис». - 2009. - 119 с.
67. Шигина, Е.П. Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития в процессе их психолого - педагогического сопровождения // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 713-715. - URL : https://moluch.ru/archive/136/38096/(дата обращения: 20.09.2018).
68. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого. - 2000. - 88 с.
69. Яковлева, М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М.В. Яковлева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - М.,2015. - Т. 10. - С. 151-155. - URL : http://e-koncept.ru/2015/95074.htm(дата обращения: 26.03.18).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ