КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ
|
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ 8
1.1. Понятие и сущность самооценки умственно отсталых
подростков 8
1.2. Психологические особенности умственно отсталых подростков 11
1.3. Подходы к изучению самооценки умственно отсталых подростков с
высоким уровнем агрессии 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 27
2.3. Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной
самооценки среди умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии и оценка ее эффективности 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ 8
1.1. Понятие и сущность самооценки умственно отсталых
подростков 8
1.2. Психологические особенности умственно отсталых подростков 11
1.3. Подходы к изучению самооценки умственно отсталых подростков с
высоким уровнем агрессии 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 27
2.3. Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной
самооценки среди умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии и оценка ее эффективности 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Актуальность проблемы исследования. Изучение особенностей психокоррекционной работы, направленной на коррекцию самооценки у подростков с умственной отсталостью, имеющих высоких уровень агрессии, является актуальным. Подростки с умственной отсталостью, как особая категория населения, находятся в сложном положении, поскольку многие из них не принимают своего состояния, не могут объективно оценить себя и свои качества. В результате могут возникать трудности в общении со сверстниками, родителями, педагогами и окружающими людьми. Общество чаще всего отказывается принимать умственно отсталых людей. Для умственно отсталых подростков является особенно важным принятие их социальными группами и обществом в целом. Неадекватная самооценка оказывает влияние на всю личность, в том числе и на уровень агрессии. Недостаток эмпирических данных, демонстрирующих методы и технологии работы с самооценкой умственно отсталых подростков, вызвал особый интерес к разработке данного вопроса.
Л.В. Бороздина определяла самооценку как «личностное суждение о собственной ценности, которое отражает чувство самоуважения индивида, ощущение собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу Я». Для понимания агрессии рассмотрели определение Р. Бэрона, Д. Ричардсона: «агрессия - форма поведения, которая нацелена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает подобного обращения».
Отечественные психологи Т.Г. Румянцева, И.Б. Бойко понимают агрессию как форму социального поведения, которое осуществляется в контексте социального взаимодействия.
Изучением самооценки занимались Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. И. Чеснокова, А. Г. Спиркина, В. В. Столин, И. С. Кон, У. Джеймс, Р. Бернс и др.
В трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона определена роль самооценки в сохранении целостности личности. Благодаря таким исследователям, как У. Джеймс, А.В. Захаров, В.А. Ядов и др., предложена структура самооценки личности, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Многофункциональность самооценки
(регуляторная, интерпретационная, защитная, проективная и т.д.) раскрыта в работах Т.В. Архиреевой, Р. Бернса, Е.И. Исаева, Д.И. Фельдштейна и др. Самооценка формируется под влиянием различных социальных факторов, что позволяет говорить о ее индивидуальных и возрастных особенностях (А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Ю.И. Фролов).
Исследованием самооценки в подростковом возрасте занимались такие ученые, как Р. Берне, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.И. Липкина и др. Это вызвано тем, что в подростковом возрасте актуализируется процесс развития «Я» личности, обусловленный усилением значимости для нее процессов самопознания, самосовершенствования, поиска смысла жизни. На формирование самооценки подростка, еще недостаточно четко осознающего свой «образ Я», в значительной мере влияет социальная среда, прежде всего - среда сверстников.
Проблемой анализа причин агрессии в своих занимались отечественные ученые: Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.Б. Бойко, Д.И. Фельдштейн и др.
Изучение агрессии в подростковом возрасте в значительной мере связано с тем, что в этот период определяются те способы психосоциальной адаптации, которые становятся характерными для индивида в течение всей последующей жизни. Отсутствие адекватных способов реагирования в различных ситуациях может привести к закреплению неконструктивных, неблагоприятно отражающихся на психоэмоциональном благополучии подростка форм поведения, и даже вызвать негативные изменения на личностном уровне (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.Н. Петрунек, Л.Н. Таран).
Однако, при всем многообразии исследований в современной западной и отечественной психологии, ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы агрессивного поведения.
В последние годы научный интерес к вопросу исследования агрессии существенно возрос. Это связанно с тем, что именно в подростковом возрасте происходит не только коренная перестройка физических и психологических структур, но и возникают новые образования, определяется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Зачастую подростки, которые имеют умственную отсталость, не способные объективно оценить себя и свои качества, проявляют агрессию, вследствие чего у них возникают трудности в общении со сверстниками и окружающими людьми.
Проблема исследования: какова специфика коррекции самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии?
Цель исследования: коррекция самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Объект исследования: самооценка умственно отсталых подростков.
Предмет исследования: коррекция самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Гипотезы исследования: 1) умственно отсталые подростки с завышенным и заниженным уровнем самооценки отличаются высоким уровнем агрессии; 2) коррекция самооценки способствует снижению агрессии умственно отсталых подростков.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную психологическую литературу по вопросу исследования самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии;
2) изучить особенности самооценки и уровень агрессии умственно отсталых подростков;
3) определить специфику психокоррекции самооценки умственно
отсталых подростков с высоким уровнем агрессии;
4) разработать, реализовать и оценить эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Теоретико - методологическая основа исследования:
1) принцип анализа личности в ее становлении: (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский); 2) теория аффективной организации поведения (В.В. Лебединский, О. С. Никольская, М. М. Либлинг); 3) изучение агрессии и агрессивных тенденций - З. Фрейд (психоаналитический подход); 4) «Я - концепция» (Л. И. Божович, И. С. Кон, Р. Берне).
Методы исследования: библиографический, эмпирические (беседа, наблюдение, психодиагностический метод), качественная обработка данных, методы математической статистики (математико-статистическая обработка данных с использованием критерия Колмогорова-Смирнова, критерия корреляции Пирсона, дисперсионного анализа на основе статистического пакета SPSS 21).
Методики исследования: Методика «Какой Я?» (Р.С. Немов); Фрейбургская анкета агрессивности; Проективная методика «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич).
База исследования: МБОУ «Основная образовательная школа №14 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Губкин. В исследовании принимали участие подростки 7 - 9 классов, в количестве 30 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, чтобы привлечь внимание исследователей к проблеме коррекции неадекватной самооценки умственно отсталых подростков, имеющих высокий уровень агрессии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практического инструментария в виде коррекционно-развивающей программы для работы по повышению самооценки у подростков, имеющих умственную отсталость и высокий уровень агрессии.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, списка литературы, включающего 69 наименований, 4 приложения, 3 таблицы и 7 рисунков. Объем работы 52 страницы машинописного текста.
Л.В. Бороздина определяла самооценку как «личностное суждение о собственной ценности, которое отражает чувство самоуважения индивида, ощущение собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу Я». Для понимания агрессии рассмотрели определение Р. Бэрона, Д. Ричардсона: «агрессия - форма поведения, которая нацелена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает подобного обращения».
Отечественные психологи Т.Г. Румянцева, И.Б. Бойко понимают агрессию как форму социального поведения, которое осуществляется в контексте социального взаимодействия.
Изучением самооценки занимались Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. И. Чеснокова, А. Г. Спиркина, В. В. Столин, И. С. Кон, У. Джеймс, Р. Бернс и др.
В трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона определена роль самооценки в сохранении целостности личности. Благодаря таким исследователям, как У. Джеймс, А.В. Захаров, В.А. Ядов и др., предложена структура самооценки личности, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Многофункциональность самооценки
(регуляторная, интерпретационная, защитная, проективная и т.д.) раскрыта в работах Т.В. Архиреевой, Р. Бернса, Е.И. Исаева, Д.И. Фельдштейна и др. Самооценка формируется под влиянием различных социальных факторов, что позволяет говорить о ее индивидуальных и возрастных особенностях (А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Ю.И. Фролов).
Исследованием самооценки в подростковом возрасте занимались такие ученые, как Р. Берне, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.И. Липкина и др. Это вызвано тем, что в подростковом возрасте актуализируется процесс развития «Я» личности, обусловленный усилением значимости для нее процессов самопознания, самосовершенствования, поиска смысла жизни. На формирование самооценки подростка, еще недостаточно четко осознающего свой «образ Я», в значительной мере влияет социальная среда, прежде всего - среда сверстников.
Проблемой анализа причин агрессии в своих занимались отечественные ученые: Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.Б. Бойко, Д.И. Фельдштейн и др.
Изучение агрессии в подростковом возрасте в значительной мере связано с тем, что в этот период определяются те способы психосоциальной адаптации, которые становятся характерными для индивида в течение всей последующей жизни. Отсутствие адекватных способов реагирования в различных ситуациях может привести к закреплению неконструктивных, неблагоприятно отражающихся на психоэмоциональном благополучии подростка форм поведения, и даже вызвать негативные изменения на личностном уровне (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.Н. Петрунек, Л.Н. Таран).
Однако, при всем многообразии исследований в современной западной и отечественной психологии, ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы агрессивного поведения.
В последние годы научный интерес к вопросу исследования агрессии существенно возрос. Это связанно с тем, что именно в подростковом возрасте происходит не только коренная перестройка физических и психологических структур, но и возникают новые образования, определяется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Зачастую подростки, которые имеют умственную отсталость, не способные объективно оценить себя и свои качества, проявляют агрессию, вследствие чего у них возникают трудности в общении со сверстниками и окружающими людьми.
Проблема исследования: какова специфика коррекции самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии?
Цель исследования: коррекция самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Объект исследования: самооценка умственно отсталых подростков.
Предмет исследования: коррекция самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Гипотезы исследования: 1) умственно отсталые подростки с завышенным и заниженным уровнем самооценки отличаются высоким уровнем агрессии; 2) коррекция самооценки способствует снижению агрессии умственно отсталых подростков.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную психологическую литературу по вопросу исследования самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии;
2) изучить особенности самооценки и уровень агрессии умственно отсталых подростков;
3) определить специфику психокоррекции самооценки умственно
отсталых подростков с высоким уровнем агрессии;
4) разработать, реализовать и оценить эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Теоретико - методологическая основа исследования:
1) принцип анализа личности в ее становлении: (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский); 2) теория аффективной организации поведения (В.В. Лебединский, О. С. Никольская, М. М. Либлинг); 3) изучение агрессии и агрессивных тенденций - З. Фрейд (психоаналитический подход); 4) «Я - концепция» (Л. И. Божович, И. С. Кон, Р. Берне).
Методы исследования: библиографический, эмпирические (беседа, наблюдение, психодиагностический метод), качественная обработка данных, методы математической статистики (математико-статистическая обработка данных с использованием критерия Колмогорова-Смирнова, критерия корреляции Пирсона, дисперсионного анализа на основе статистического пакета SPSS 21).
Методики исследования: Методика «Какой Я?» (Р.С. Немов); Фрейбургская анкета агрессивности; Проективная методика «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич).
База исследования: МБОУ «Основная образовательная школа №14 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Губкин. В исследовании принимали участие подростки 7 - 9 классов, в количестве 30 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, чтобы привлечь внимание исследователей к проблеме коррекции неадекватной самооценки умственно отсталых подростков, имеющих высокий уровень агрессии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практического инструментария в виде коррекционно-развивающей программы для работы по повышению самооценки у подростков, имеющих умственную отсталость и высокий уровень агрессии.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, списка литературы, включающего 69 наименований, 4 приложения, 3 таблицы и 7 рисунков. Объем работы 52 страницы машинописного текста.
Подростки с умственной отсталостью чаще всего не принимают своего состояния и не могут объективно оценить себя и свои качества. Поэтому у них могут возникать трудности в общении. Недостаток конкретных способов работы с самооценкой умственно отсталых подростков вызвал особый интерес к разработке именно этого вопроса.
Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которая отражает чувство самоуважения индивида, ощущение собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу «Я». (Л. В. Бороздина).
«Агрессия как форма поведения, которая нацелена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает подобного обращения», - определяли Р. Бэрон и Д. Ричардсон. Отечественные психологи Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое осуществляется в контексте социального взаимодействия.
Исследование проводилось на подростках, имеющих умственную отсталость, с целью коррекции самооценки и снижения уровня агрессии.
В процессе исследования рассмотрены работы зарубежных и отечественных ученых, посвящённые проблематике самооценки и факторов её определяющих, анализу причин агрессии умственно отсталых подростков и способах ее коррекции.
В начале исследования предполагалось, что: 1) умственно отсталые подростки с завышенным и заниженным уровнем самооценки отличаются высоким уровнем агрессии; 2) коррекция самооценки способствует снижению агрессии умственно отсталых подростков. Гипотезы исследования подтвердились. Имеющиеся различия статистически доказаны.
Подростки с умственной отсталостью, у которых была выявлена завышенная самооценка, показали высокий уровень агрессии.
Высокий уровень агрессии обнаружен у подростков с умственной отсталостью, имеющих заниженный уровень самооценки.
У респондентов с нормативным уровнем самооценки уровень агрессии оказался также в норме. Завышенный и заниженный уровни самооценки считаются неадекватными.
Благодаря проведённому исследованию, обнаружена положительная связь между высокой самооценкой и агрессией (г = 0,43; р<0,05), между низкой самооценкой и высоким уровнем агрессии (r=0,876, p=0,001). Если принимать тот факт, что высокий и низкий уровни самооценки являются неадекватными и, в некоторой степени, связаны с повышением агрессии в поведении подростков, то в этом случае необходимо проводить коррекционную работу. Именно эти статистически значимые показатели позволили продолжить исследование коррекции самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Полученные результаты позволили разработать коррекционно-развивающую программу по формированию адекватной самооценки среди умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии. Целью программы является формирование адекватной самооценки среди умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Значимость проведённого исследования о влиянии самооценки на высокую агрессию подтвердилась, удовлетворив оба условия экспериментального плана: 1) различия между О1 и О2 значимы Цнабл = 35,8 > Цкр = 4), а между О3 и О4 - незначимы Цнабл = 0,003 > Цкр = 3,05); 2) различия между О2 и О4 значимы (Цнабл = 17,4> Цкр = 4,17).
Следовательно, между неадекватной самооценкой подростков с умственной отсталостью и уровнем агрессии существует связь. Снижения уровня агрессии можно добиться с помощью проведения коррекционно-развивающей программы, направленной на коррекцию самооценки.
Коррекционно-развивающая программа апробирована на подростках, имеющих умственную отсталость, и показала положительные результаты, так как были отмечены тенденции в изменении уровня самооценки и снижении уровня агрессии.
Данная программа передана психологу и социальному педагогу школы для дальнейшего её использования на других подростках.
После разработки и реализации коррекционно-развивающей программы, педагогам и родителям были даны ряд рекомендаций.
Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которая отражает чувство самоуважения индивида, ощущение собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу «Я». (Л. В. Бороздина).
«Агрессия как форма поведения, которая нацелена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает подобного обращения», - определяли Р. Бэрон и Д. Ричардсон. Отечественные психологи Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое осуществляется в контексте социального взаимодействия.
Исследование проводилось на подростках, имеющих умственную отсталость, с целью коррекции самооценки и снижения уровня агрессии.
В процессе исследования рассмотрены работы зарубежных и отечественных ученых, посвящённые проблематике самооценки и факторов её определяющих, анализу причин агрессии умственно отсталых подростков и способах ее коррекции.
В начале исследования предполагалось, что: 1) умственно отсталые подростки с завышенным и заниженным уровнем самооценки отличаются высоким уровнем агрессии; 2) коррекция самооценки способствует снижению агрессии умственно отсталых подростков. Гипотезы исследования подтвердились. Имеющиеся различия статистически доказаны.
Подростки с умственной отсталостью, у которых была выявлена завышенная самооценка, показали высокий уровень агрессии.
Высокий уровень агрессии обнаружен у подростков с умственной отсталостью, имеющих заниженный уровень самооценки.
У респондентов с нормативным уровнем самооценки уровень агрессии оказался также в норме. Завышенный и заниженный уровни самооценки считаются неадекватными.
Благодаря проведённому исследованию, обнаружена положительная связь между высокой самооценкой и агрессией (г = 0,43; р<0,05), между низкой самооценкой и высоким уровнем агрессии (r=0,876, p=0,001). Если принимать тот факт, что высокий и низкий уровни самооценки являются неадекватными и, в некоторой степени, связаны с повышением агрессии в поведении подростков, то в этом случае необходимо проводить коррекционную работу. Именно эти статистически значимые показатели позволили продолжить исследование коррекции самооценки умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Полученные результаты позволили разработать коррекционно-развивающую программу по формированию адекватной самооценки среди умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии. Целью программы является формирование адекватной самооценки среди умственно отсталых подростков с высоким уровнем агрессии.
Значимость проведённого исследования о влиянии самооценки на высокую агрессию подтвердилась, удовлетворив оба условия экспериментального плана: 1) различия между О1 и О2 значимы Цнабл = 35,8 > Цкр = 4), а между О3 и О4 - незначимы Цнабл = 0,003 > Цкр = 3,05); 2) различия между О2 и О4 значимы (Цнабл = 17,4> Цкр = 4,17).
Следовательно, между неадекватной самооценкой подростков с умственной отсталостью и уровнем агрессии существует связь. Снижения уровня агрессии можно добиться с помощью проведения коррекционно-развивающей программы, направленной на коррекцию самооценки.
Коррекционно-развивающая программа апробирована на подростках, имеющих умственную отсталость, и показала положительные результаты, так как были отмечены тенденции в изменении уровня самооценки и снижении уровня агрессии.
Данная программа передана психологу и социальному педагогу школы для дальнейшего её использования на других подростках.
После разработки и реализации коррекционно-развивающей программы, педагогам и родителям были даны ряд рекомендаций.
Подобные работы
- Преодоление проявлений дезадаптации к школьному обучению у обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - СПЕЦИФИКА Я-КОНЦЕПЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическая коррекция эмоционального состояния студентов в период подготовки к экзаменационной сессии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Программа социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью к условиям проживания в доме-интернате
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022



