ОФОРМЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ КОМАНДИРОВОК РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИНОСЯЩУЮ ДОХОД (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НИУ «БелГУ» КАК ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ВЕДУЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИНОСЯЩУЮ ДОХОД 12
1.1. Особенности финансового обеспечения деятельности автономного
образовательного учреждения 12
1.2. Организационная структура университета 18
1.3. Управление по развитию персонала и кадровой работе как
структурное подразделение, ответственное за оформление командировок работников университета 28
2.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ
ПРОЦЕССА НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТНИКА В СЛУЖЕБНУЮ КОМАНДИРОВКУ 36
2.1. Нормативное регулирование деятельности по оформлению
служебной командировки 36
2.2. Видовой состав и оформление документов 40
2.3. Работа с документами при оформлении командировок работников
университета 50
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПРИ ОФОРМЛЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ КОМАНДИРОВОК РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА 58
3.1. Переработка должностной инструкции документоведа управления
по развитию персонала и кадровой работе 58
3.2. Разработка табеля и альбома унифицированных форм документов по оформлению служебных командировок работников университета .63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Организация кадрового делопроизводства - важное звено в деятельности организаций (предприятий, учреждений). Что же касается кадров - выступают в качестве движущей силы. Все процессы, которые напрямую связаны с кадровым персоналом организаций (предприятий, учреждений), кадровая документация, фиксирующая ход данных процессов, движение кадровых документов, их регистрация, учёт, а также контроль, выступают в качестве важнейших инструментов, приводящих к созданию положительного имиджа для тех органов, проявляющих заботу не только к кадровому персоналу, но и к существующей кадровой системе управления. В процессе осуществления хозяйственной деятельности все работодатели сталкиваются с вопросами организации труда, управления трудовыми отношениями и пр. Важность кадровой документации также объясняется тем, что она имеет социальное значение для общества в целом (например, пенсия, льготы, пособие и др.). Руководство организаций (предприятий, учреждений) несёт персональную ответственность за надлежащие формирование и оформление кадровых документов.
Деятельность по ведению кадрового делопроизводства включает в себя:
1) подготовку кадровой документации для приёма на работу;
2) составление локальной нормативной документации;
3) разработку и ведение кадровой документации;
4) разработку инструкций и правил по охране труда;
5) оформление увольнения работников (на основании Трудового кодекса Российской Федерации);
6) консультирование по трудовым вопросам при ликвидации, либо реорганизации организаций (предприятий, учреждений).
Правильная организация кадрового делопроизводства способствует оперативному прохождению кадровых документов в аппарате управления организаций (предприятий, учреждений), равномерной разгрузке как структурных подразделений представленных органов, так и их должностных лиц, которые, в первую очередь, должны иметь чёткое представление о том, какая кадровая документация должна остаться внутри организации (предприятия, учреждения), в какой последовательности она должна быть обработана, что происходит с кадровыми документами, работа с которыми уже закончена и т.д. Таким образом, данные действия оказывают положительное влияние на кадровую деятельность. Неправильная организация кадрового делопроизводства может привести к значительным юридическим конфликтам, проблемам, а также к финансовым потерям. Необходимо отметить, что состояние кадровой документации, а также работа с ними могут, периодически, быть подвержены проверкам со стороны трудовой инспекции и т.п. Ошибки, которые будут выявлены в ходе исследования состояния кадровых документов, могут привести к административным санкциям. Следовательно, практический анализ кадрового делопроизводства, а также принятие соответствующих мер по его совершенствованию, выступают в качестве актуальной задачи в кадровой сфере деятельности.
Современным организациям (предприятиям, учреждениям) жизненно важно совершенствовать делопроизводство в кадровой сфере. Это, в первую очередь, связано с тем, что кадровое делопроизводство оказывает прямое влияние на качество принятия соответствующих управленческих решений. В настоящее время во многих организациях (на предприятиях, в учреждениях) достаточно чётко прослеживается степень важности как управленческой, так и кадровой документации. Любой кадровый процесс, а также кадровая деятельность регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами, выполняющими специализированную роль. Таким образом, изучение кадровых документов, исследование и анализ правил их формирования, оформления, характеристика сферы применения необходимы для грамотного применения данной разновидности документации, её составления, создания благоприятных условий для эффективного функционирования организаций (предприятий, учреждений). Для анализа рассмотрим видовой состав кадровой документации НИУ «БелГУ», в особенности - правила формирования и оформления служебных командировок в вузе.
Степень изученности темы. Значительный вклад в развитие теории, практики кадрового делопроизводства внесли следующие учёные, исследователи: И.Ю. Андропова, М.И. Басаков, Н.М. Берёзина, Л.М. Вялова, О.Н. Демушина, О.И. Захаркина, Д.Л. Кузнецов, Т.В. Кузнецова, В.Н. Леонов, Ю.М. Михайлов, Р.И. Мусатов, М.Ю. Рогожин, В.В. Семенихин и др.
В книгах И.Ю. Андроповой, О.Н. Демушиной, а также В.Н. Леонова освещены актуальные вопросы кадрового делопроизводства: представлен видовой состав кадровых документов, прописаны правила их формирования и оформления, изложены правовые аспекты кадрового документооборота, технология ведения кадровых документов и т.д.
М.И. Басаков, Н.М. Берёзина и Л.М. Вялова изучили ряд законодательных, а также нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих современные правила работы с кадровой документацией, рассмотрели организационные формы, штатный состав кадровых служб, провели анализ современных требований, которые предъявляются к формированию и оформлению особо важных кадровых документов и т.п.
В книге О.И. Захаркиной подробно описан порядок формирования и оформления кадровых документов при приёме на работу и увольнении сотрудника, а также проанализированы правила заключения и расторжения трудовых договоров, правила взаимодействия с трудовой инспекцией, сделан акцент на составление личных документов, таких, как резюме, заявлений, просьб и т.д.
Особенности книги Д.Л. Кузнецова заключаются в том, что в ней закреплены методические рекомендации по формированию и оформлению кадровой документации, а именно: по заключению трудового договора, по составлению номенклатуры дел кадровой службы, по ведению личных дел и личных карточек работников и т.п.
В книге Т.В. Кузнецовой, на базе новейшей законодательной правовой и нормативно-методической базы, проанализированы все аспекты работы с кадровой документацией в службе кадров (с момента получения, либо создания кадрового документа до передачи дел на архивное хранение) и т.д.
В книгах Ю.М. Михайлова, Р.И. Мусатова, М.Ю. Рогожина представлены примеры заполнения основных документов кадровой службы организаций (предприятий, учреждений): приказов о приёме, переводе, увольнении работников, справок по персоналу, командировочных удостоверений; приведены образцы оформления записей в трудовых книжках и личных делах работников, примерные образцы трудовых договоров по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов, служащих и рабочих, а также примеры должностных инструкций работников и т.п.
Таким образом, в отечественном документоведении имеется достаточный опыт анализа различных аспектов кадрового делопроизводства, на основе которого можно провести анализ определённых процессов оформления документации по личному составу в конкретной организации.
Объект исследования - организация кадрового делопроизводства в бюджетной организации, ведущую деятельность, приносящую доход.
В качестве предмета исследования выступает оформление служебных командировок в НИУ «БелГУ».
Цель исследования - современное состояние нормативного регулирования и сложившейся практики оформления служебных командировок работников НИУ «БелГУ» для определения способов совершенствования кадрового делопроизводства в вузе.
Задачи исследования:
- определить особенности финансового обеспечения деятельности НИУ «БелГУ»;
- изучить организационную структуру НИУ «БелГУ»;
- проанализировать деятельность управления по развитию персонала и кадровой работе как структурного подразделения, ответственного за оформление служебных командировок работников университета;
- рассмотреть нормативную базу, регулирующую деятельность по оформлению служебных командировок;
- изучить видовой состав и правила оформления кадровых документов НИУ «БелГУ»;
- охарактеризовать процесс работы с кадровыми документами при оформлении служебных командировок работников университета;
- подготовить предложения по совершенствованию оформления служебных командировок работников вуза.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты, которые были получены в ходе исследования кадровой деятельности НИУ «БелГУ», могут быть использованы при подготовке, создании, формировании, а также оформлении кадровых документов университета, а после соответствующей апробации и доработки - реализованы для применения в других бюджетных организациях, ведущих деятельность, приносящую доход.
Источниковая база. К числу нормативных документов, которые были использованы при написании работы, следует отнести: Конституцию Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки», постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений», постановление Правительства РФ от 26.12.2005 № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений», приказ Минфина России от 02.08.2004 № 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений», ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации, ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» и т.д.
Что касается локальных актов НИУ «БелГУ»: Устав НИУ «БелГУ», Положение об управлении по развитию персонала и кадровой работе, Положение о направлении работников в служебные командировки и т.п.
Методы исследования: наблюдение, опрос (интервьюирование), изучение кадровой документации, графический метод, сравнительный анализ, статистический метод.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
В первой главе мы рассмотрели особенности финансового обеспечения деятельности НИУ «БелГУ», организационную структуру вуза, а также охарактеризовали деятельность управления по развитию персонала и кадровой работе как структурного подразделения, ответственного за оформление служебных командировок работников университета.
Во второй главе была проанализирована нормативная база, регулирующая деятельность по оформлению служебных командировок, изучен видовой состав и правила формирования и оформления, хранения кадровых документов в вузе, работа с документами при оформлении служебных командировок работников университета.
В третьей главе представлена основная информация о переработке должностной инструкции документоведа управления по развитию персонала и кадровой работе, разработаны проекты табеля и альбома унифицированных форм документов по оформлению служебных командировок работников университета.
Каждый руководитель трудового коллектива должен учитывать, что документы по личному составу, отражающие трудовую деятельность работников и подтверждающие трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии, играют особую роль в жизни человека. Недопустимо отсутствие этой документации в организации, а также ведение кадрового делопроизводства с нарушением требований Трудового кодекса РФ.
Необходимо учитывать, что сведения о численности, составе работающих, их заработной плате, условиях труда, а также о наличии свободных мест не являются сведениями конфиденциального характера. Вместе с другими документами предприятия, например, годовыми отчетами о финансово-хозяйственной деятельности, документация по личному составу подлежит передаче в государственные архивы для длительного хранения. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за документированный фонд, образующийся на предприятии, и должен быть знаком с Основами законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.
Документы по личному составу привлекают внимание не только архивных работников, но и инспекторов труда - сотрудников Рострудинспекции, органы которые действуют при каждом региональном департаменте по труду. Работники, трудовые права которых нарушены, должны находить поддержку в органах Рострудинспекции, имеющей сегодня «достаточно рычагов, чтобы заставить каждого чтить требования законодательства о труде». Не менее важным для администрации предприятия является использование документов кадровой службы при решении споров с работниками, особенно при возникновении конфликтов, разбираемых народными судами. Так, значительное место среди трудовых споров, рассматриваемых судами, занимают споры работников с администрацией о восстановлении на работе.
Трудовые конфликты всегда сопровождаются представлением в суд документов, подготовленных в кадровой службе. Важнейшее значение при этом имеет не только правильное составление содержательной части каждого документа, но и его оформление в соответствии с действующими нормативными актами, т.е. придание документу юридической силы. Именно ошибки, допускаемые при подготовке документов, отсутствие в них отдельных реквизитов или неверное их выполнение нередко приводят специалистов кадровой службы к неудаче в судебном споре с работником даже при хорошем знании статей Трудового кодекса РФ и правильном их применении.
Таким образом, кадровая документация, всегда игравшая существенную роль в жизни каждого трудоспособного человека в нашей стране, продолжает оставаться актуальной и в условиях развития рыночных отношений, так как служит документальным подтверждением прав работника на социальное обеспечение по старости и инвалидности, предоставляется в суд при трудовых конфликтах, сдается в государственные архивы на длительное хранение, используется в справочных целях при обращении граждан в архивные учреждения.
1. Устав федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (утверждён приказом Минобрнауки России от 28.12.2018 № 1362). - г. Белгород, 2018. - 45 с.
2. Положение об управлении по развитию персонала и кадровой работе (утверждено приказом ректора от 10.11.2018). - г. Белгород, 2018. - 7 с.
3. Положение о направлении работников в служебные командировки (утверждено приказом ректора от 04.09.2017№ 769-ОД). - г.Белгород,2017. - 15 с.
4. Должностная инструкция документоведа Управления по развитию персонала и кадровой работе НИУ «БелГУ» (утверждена приказом ректора от 10 августа 2015 года № 140). - г. Белгород, 2015. - 5 с.
Опубликованные источники
5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2014). - Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
6. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года (в ред. от 01.04.2019). - Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят
Государственной Думой 21 октября 1994 года (в ред. от 01.06.2019). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 01.05.2019). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 18.03.2019). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных
данных» (в ред. от 31.12.2017). - Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
11. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2017). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. ГОСТ Р 7.0.8-2013 СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185- ст). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
13. ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов». - М.: Госстандарт, 2016. - 32 с.
14. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Требования, определяющие общие принципы управления документацией в организациях». - М.: Госстандарт, 2007. - 20 с.
15. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей
служащих и тарифных разрядов. Принят постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года № 367 (в ред. от
19.06.2012). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Разработка нормативных документов по документационному обеспечению организации. Рекомендации. - М., 2007. - 264 с.
17. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утверждён постановлением Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 37) (в ред. от 27.03.2019). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
18. Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях (утверждены письмом Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000 № 03-51/64). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2015 года № 276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
II. Литература
20. Авдеев, А.Н. Делопроизводство / А.Н. Авдеев. - М.: Наука, 2017. - 294 с.
21. Андреева, В.И. Делопроизводство: организация и ведение /
В.И. Андреева. - М.: Академия, 2016. - 234 с.
22. Байкова, И.Ю. Документооборот и делопроизводство. Как организовать работу с документами / И.Ю. Байкова. - М.: Проспект, 2016. - 288 с.
23. Белов, А.Н. Делопроизводство, документооборот / А.Н. Белов. - М.: Знания, 2015. - 624 с.
24. Берёзина, Н.М. Современное делопроизводство / Н.М. Берёзина. - М.: Просвещение, 2016. - 224 с.
25. Бобылёва, М.П. Эффективный документооборот: от традиционного к электронному / М.П. Бобылёва. - М.: ТЕРМИКА, 2015. - 272 с.
26. Борискин, В.В. Официальное делопроизводство: виды и формы документов / В.В. Борискин. - М.: Омега-Л, 2015. - 197 с.
27. Быкова, Т.А. Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления) / Т.А. Быкова. - М.: 2016. - 196 с.
28. Ватолина, М.В. Организация работы с документами / М.В. Ватолина. - М.: Феникс, 2016. - 318 с.
29. Гваева, И.И. Делопроизводство / И.И. Гваева. - М.: Проспект,
2015. - 222 с.
30. Грозова, О.С. Делопроизводство / О.С. Грозова. - М.: Просвещение, 2018. - 126 с.
31. Доронина, Л.А. Организация и технология документационного обеспечения управления / Л.А. Доронина. - М.: Эксмо, 2018. - 233 с.
32. Кабашов, С.Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях / С.Ю. Кабашов. - М.: Наука, 2015. - 358 с.
33. Кирсанова, М.В. Современное делопроизводство /
М.В. Кирсанова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 254 с.
34. Козлов, Н.В. Делопроизводство / Н.В. Козлов. - М.: Академия, 2018. - 350 с.
35. Кузнецов, И.Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство / И.Н. Кузнецов. - М.: Феникс, 2018. - 462 с.
36. Ленкевич, Л.А. Делопроизводство / Л.А. Ленкевич. - М.: Проспект,
2016. - 368 с.
37. Непогода, А.В. Делопроизводство организации: подготовка,
оформление и ведение документации: 75 образцов основных документов / А.В. Непогода. - М.: Омега-Л, 2014. - 479 с.
38. Панасенко, Ю.А. Документирование управленческой деятельности / Ю.А. Панасенко. - М.: Омега-Л, 2014. - 138 с.
39. Пшенко, А.В. Документационное обеспечение управления / А.В. Пшенко. - М.: Просвещение, 2016. - 295 с.
40. Румынина, Л.А. Документационное обеспечение управления / Л.А. Румынина. - М.: Наука, 2017. - 224 с.
41. Сиганова, Т.В. Делопроизводство и документооборот / Т.В. Сиганова. - М.: Знания, 2014. - 340 с.
42. Сологуб, О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов / О.П. Сологуб. - М.: Эксмо, 2016. - 207 с.
43. Стенюков, М.В. Делопроизводство / М.В. Стенюков. - М.: ИНФРА- М, 2016. - 490 с.
44. Татарников, М.И. Делопроизводство / М.И. Татарников. - М.: Академия, 2019. - 240 с.
45. Тихонова, О.Г. Из истории лицея / О.Г. Тихонова. - г. Белгород,
2014. - 190 с.
46. Трусов, А.Н. Документационное обеспечение управления / А.Н. Трусов. - М.: Эксмо, 2016. - 260 с.
47. Храмцовская, Н.А. Новые правила делопроизводства: пристальный взгляд специалиста / Н.А. Храмцовская // Делопроизводство и докумен-тооборот на предприятии. - 2011. - № 8. - С. 14-23.
48. Хорошилова, И.А. История музея / И.А. Хорошилова. - г. Белгород,
2015. - 148 с.
49. Шибалкин, Ю.А. Основы управления поведением персонала предприятия / Ю.А. Шибалкин. - М.: МГИУ, 2014. - 192 с.
50. Шитова, М.Н. Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база / М.Н. Шитова. - М.: Знания, 2015. - 240 с.
51. Янковая, В.Ф. Как организовать делопроизводство / В.Ф. Янковая. - М.: МЦФЭР, 2014. - 416 с.
52. Янковая, В.Ф. Инструкция или инструкция по делопроизводству? / В.Ф. Янковая // Современные технологии делопроизводства и документооборота. - 2011. - № 1. - С. 55-63.
53. Янковая, В.Ф. Система делопроизводства в организации: важные вопросы / В.Ф. Янковая // Секретарь-референт. - 2012. - № 10. - С. 17-24.
54. Ярин, А.О. Оформление служебных документов / А.О. Ярин. - М.: Наука, 2016. - 270 с.
55. Ярин, А.О. Делопроизводство / А.О. Ярин. - М.: Омега-Л, 2015. - 290 с.
56. Ярунцов, И.И. Современное делопроизводство / И.И. Ярунцов. - М.: Просвещение, 2017. - 380 с.
57. Ярушенко, С.В. Делопроизводство / С.В. Ярушенко. - М.: Проспект, 2015. - 348 с.
58. Яцкий, С.Н. Делопроизводство / С.Н. Яцкий. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 490 с.
III. Электронные ресурсы
59. Справочная правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru.
60. Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.garant.ru.